Межпредметные связи

 

Межпредметные связи по составу показывают что используется, трансформируется из других гуманитарных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

  1. является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов;
  2. используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи) или же данная тема является также  «поставщиком» информации для других тем, других гуманитарных дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи).

 

Временной фактор показывает:

  1. какие знания, привлекаемых из других гуманитарных дисциплин, уже полученные студентами, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронические связи);
  2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронические синхронные связи);
  3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

 

Современный урок- явление многообразное, но имеющее единую основу, а именно эффективность, достигаемую посредством решения целого ряда методических задач. При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные отбором содержания, осознанием дидактического замысла урока, выбором методических средств, адекватных целям обучения и воспитания.

Тенденциозность ряда учебников, самостоятельный выбор учителем аспекта преподавания подчас ведут к односторонности в знаниях учащихся. Далеко не всегда оправданный крен в сторону экономики, культуры, краеведения и т.д. затрудняет формирование целостной картины мира.

Сложность при отборе учебного содержания вызваны также наличием разных концепций преподавания гуманитарных дисциплин (в частности истории) в средней школе и профессиональных школах. Зачастую реализация проблемного подхода к изучению истории в колледжах (учреждениях  среднего профессионального образования) затруднены в силу недостаточных знаний, полученных учащимися в 5- 9 классах.

Дети плохо помнят основные факты, явления, процессы, а то и вовсе не имеют представления о них. Это заставляет преподавателя одновременно решать две трудносовместимые задачи- формировать фактологическую базу и выстраивать некое ее теоретическое обоснование.                 

 Исторический материал нередко превалирует на уроке, оттесняя методическую часть на второй план: при изобилии фактического материала в рассказе учителя отсутствуют основная идея, логические связи, даже собственная позиция. Главным становится вопрос не как, а что объяснять детям.

Даже опытным преподавателям трудно подчас бывает избежать этих ошибок. Что уж говорить о молодых, которые вынуждены фактически самостоятельно осваивать методику, зачастую на практике открывая (или не открывая) для себя разные формы уроков, способы их проведения.

Значительные сложности создает и реализация требований государственного образовательного стандарта, делающего основной упор на деятельностной стороне обучения при все сокращающемся  количестве учебных часов. Но ведь именно организация практической деятельности студентов требует значительных временных затрат!

Все это, вместе взятое, порождает необходимость поиска эффективных методических средств. Одно из них- интегрированный урок.  Интеграция создает возможности для формирования у студентов целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия  различных сторон жизни. Студенты более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес.

В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергетического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других. В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности самих студентов.

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении студентов являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой являются овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Обобщённость же даёт возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, а так же при изучении других дисциплин.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.

Межпредментные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, мы можем выделить следующие предметы связей:

1)по составу;

2) по направлению действия;

3) по способу взаимодействия направляющих элементов;

 

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями мыслительными операциями, в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

  1. содержательные;
  2. операционные;
  3. методические;
  4. организационные.

 

Каждый тип перфой формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

1. По составу

- содержательные;

 

- операционные;

 

 

- методические;

 

 

- организационные;

 

- по фактам, понятиям, законам, теориям;

- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;

- по использованию педагогических методов и приёмов;

- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

 

2. По направлению

- односторонние;

- двухсторонние;

- многосторонние

- прямые, обратные или

восстановительные

3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи)

- хронологические;

 

 

-хронометрические

- преемственные;

- синхронные;

- перспективные;

- локальные;

- среднедействующие;

- длительно действующие

 

 

 

 

 

 

При проведении интегрированных уроков преподавателя проявляют такие профессиональные и умения, как:

- специальные знания дисциплины преподавания и управления;

- знания инновационной педагогики;

- знание возрастной психологии, социальной психологии и психологии педагогического труда;

- уровень методологической компетентности;

- способность к творчеству и импровизации, индивидуальный творческий почерк, неординарность;

- умение анализировать, обобщать опыт своей работы и др.

 

Все проводимые интегрированные уроки основываются на составляющей системе межпредметных связей. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Использование преподавателями в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному  усвоению студентами учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных дисциплин, их взаимные консультации важны для правильного применения  в обучении знаний из родственных дисциплин.

           Можно выделить 2 типа интегрированного урока- иллюстративно- развивающий и проблемный. Если первый тип урока предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретно- исторического материала, то на уроке проблемного характера ведется исследование  при помощи средств, присущих интегрируемым предметам. 

         Методика подготовки к проведению интегрированных уроков включает в себя ряд этапов:

1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем курсам(дисциплинам),  с которыми предполагается осуществить интеграцию. Для занятий по истории это прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география предметы эстетического цикла.           

Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения , предполагаемый уровень умений, а также  метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (художественные образы литературных произведений, картографический и статистический материал из курса географии).

«Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи  обладают свойством всеобщности. Их действия распространяются на все учебные предметы, и изучение каждой темы может включать те или иные виды связей с другими предметами»,- отмечают И.Д.Зверев и В.А. Максимова.

Сложность интеграции связана, прежде всего,  с тем, что изучение содержания  курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность коллег принять участие в организации подобного занятия. Пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

2. Установочный. В рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и литературного (обществоведческого, географического и т.д.) содержания.

3. Предварительный. На этом последнем этапе подготовке к интегрированному уроку преподавателями- предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных студентов.

Необходимость этого вытекает из самого характера подобных занятий, являющихся формой обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все студенты смогут активно использовать на уроке знания, полученные некоторое время назад, поэтому специально подготовившиеся ребята окажут учителю и своим одногруппникам неоценимую помощь.

Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Студенты получают предварительные задания.

Формы проведения интегрированного урока могут быть самыми разными. Это зависит т содержания материала, особенностей группы, взглядов самого учителя на методику преподавания предмета.

В последнее время актуальна идея гуманизации образования. Это требует пересмотра содержания, форм и методов изучения дисциплины. Основой такого образования является обращённость к личности студента, его внутреннему интеллекту, чувствам и эмоциям. Поэтому тема «серебряный век в русской культуре» очень актуальна. Практическая значимость выбранной темы в том, что выпускнику колледжа предстоит не только решать производственные задачи, но и уметь осознанно принимать решения по мировоззренческим и эстетическим вопросам.

При изучении темы  «серебряный век» студенты знакомятся с основными достижениями русского модернизма в начале ХХ в., приобщаются к миру прекрасного. В эпоху повального увлечения западной массовой культурой студенты видят, что они- наследники великой культуры, им есть чем гордиться .

Интегрированный урок- способен вести к осуществлению глубоких межпредметных связей, когда знания материала истории необходимы для понимания процессов, происходящих в литературе и наоборот.

Интеграция истории и литературы помогает преодолеть фрагментарность ведения, сформировать у студентов целостную и всестороннюю картину изучаемого. Ядром интеграции двух дисциплин является история, т.к логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (литературы, искусство) и т.д.

Приведём возможные темы интегрированных уроков:

  • «Искусство Древней Греции» (история, литература);
  • «Мир и человек в русской мифологии» (история, литература);
  • «Береги честь  смолоду»  (история-тема «Движение декабристов», обществознание- тема «Духовной мир личности», литература- Пушкин «Капитанская дочка»);
  • «Общество ,власть и личность» (история, обществознание и литература);
  • «Война и мир» (история, литература-Толстой «Война и мир» или Шолохов «Тихий Дон»);
  • «Шариковщина» как явления социальной жизни России первой половины ХХ в. (история, литература- Булгаков « Собачье сердце»).

 

 

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются  тем результатом, который получает преподаватель

Активность ребят на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания, и это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие двух учителей, нестандартная подача материала, делают урок ярким, запоминающимся, а главное- эффективным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc72 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное

Учреждение Среднего профессионального образования Уфимский колледж

Статистики, информатики и вычислительной техники

Методическая работа на тему: «Использование межпредметных связей в преподавании гуманитарных дисциплин».

Разработал преподаватель истории

                    Баранова Н.Г.

Межпредметные связи по составу показывают что используется, трансформируется из других гуманитарных дисциплин при изучении конкретной темы.

Межпредметные связи по направлению показывают:

  1. является ли источником межпредметной информации для конкретно рассматриваемой учебной темы, изучаемой на широкой межпредметной основе, один, два или несколько учебных предметов;
  2. используется межпредметная информация только при изучении учебной темы базового учебного предмета (прямые связи) или же данная тема является также  «поставщиком» информации для других тем, других гуманитарных дисциплин учебного плана (обратные или восстановительные связи).

Временной фактор показывает:

  1. какие знания, привлекаемых из других гуманитарных дисциплин, уже полученные студентами, а какой материал еще только предстоит изучать в будущем (хронические связи);
  2. какая тема в процессе осуществления межпредметных связей является ведущей по срокам изучения, а какая ведомой (хронические синхронные связи);
  3. как долго происходит взаимодействие тем в процессе осуществления межпредметных связей.

Современный урок- явление многообразное, но имеющее единую основу, а именно эффективность, достигаемую посредством решения целого ряда методических задач. При подготовке любого урока перед учителем встают серьезные проблемы, связанные отбором содержания, осознанием дидактического замысла урока, выбором методических средств, адекватных целям обучения и воспитания.

Тенденциозность ряда учебников, самостоятельный выбор учителем аспекта преподавания подчас ведут к односторонности в знаниях учащихся. Далеко не всегда оправданный крен в сторону экономики, культуры, краеведения и т.д. затрудняет формирование целостной картины мира.

Сложность при отборе учебного содержания вызваны также наличием разных концепций преподавания гуманитарных дисциплин (в частности истории) в средней школе и профессиональных школах. Зачастую реализация проблемного подхода к изучению истории в колледжах (учреждениях  среднего профессионального образования) затруднены в силу недостаточных знаний, полученных учащимися в 5- 9 классах.

Дети плохо помнят основные факты, явления, процессы, а то и вовсе не имеют представления о них. Это заставляет преподавателя одновременно решать две трудносовместимые задачи- формировать фактологическую базу и выстраивать некое ее теоретическое обоснование.                  

 Исторический материал нередко превалирует на уроке, оттесняя методическую часть на второй план: при изобилии фактического материала в рассказе учителя отсутствуют основная идея, логические связи, даже собственная позиция. Главным становится вопрос не как, а что объяснять детям.

Даже опытным преподавателям трудно подчас бывает избежать этих ошибок. Что уж говорить о молодых, которые вынуждены фактически самостоятельно осваивать методику, зачастую на практике открывая (или не открывая) для себя разные формы уроков, способы их проведения.

Значительные сложности создает и реализация требований государственного образовательного стандарта, делающего основной упор на деятельностной стороне обучения при все сокращающемся  количестве учебных часов. Но ведь именно организация практической деятельности студентов требует значительных временных затрат!

Все это, вместе взятое, порождает необходимость поиска эффективных методических средств. Одно из них- интегрированный урок.  Интеграция создает возможности для формирования у студентов целостной картины взаимосвязанного и взаимозависимого мира, общего восприятия  различных сторон жизни. Студенты более глубоко понимают сами учебные предметы, что, безусловно, повышает познавательный интерес.

В рамках интегрированного урока имеются возможности для реализации синергетического подхода, при котором каждый элемент усиливает действие других. В ходе подготовки и проведения такого урока логичным выглядит использование проектного метода, элементов исследовательской деятельности самих студентов.

Как показывает практика, межпредметные связи в обучении студентов являются конкретным выражением интеграционных процессов, происходящих сегодня в науке и в жизни общества. Эти связи играют важную роль в повышении практической и научно-теоретической подготовки студентов, существенной особенностью которой являются овладение ими обобщённым характером познавательной деятельности. Обобщённость же даёт возможность применять знания и умения в конкретных ситуациях, при рассмотрении частных вопросов как в учебной, так и во внеурочной деятельности, в будущей производственной, научной и общественной жизни, а так же при изучении других дисциплин.

С помощью многосторонних межпредметных связей не только на качественно новом уровне решаются задачи обучения, развития и воспитания студентов, но и закладывается фундамент для комплексного видения, подхода и решения сложных проблем реальной действительности. Именно поэтому межпредметные связи являются важным условием и результатом комплексного подхода в обучении и воспитании студентов.

Межпредментные связи характеризуются, прежде всего, своей структурой, а поскольку внутренняя структура предмета является формой, мы можем выделить следующие предметы связей:

1)по составу;

2) по направлению действия;

3) по способу взаимодействия направляющих элементов;

Исходя из того, что состав межпредметных связей определяется содержанием учебного материала, формируемыми навыками, умениями мыслительными операциями, в первой их форме мы можем выделить следующие типы межпредметных связей:

  1. содержательные;
  2. операционные;
  3. методические;
  4. организационные.

Каждый тип перфой формы подразделяется на виды межпредметных связей.

Формы межпредметных связей

Типы межпредметных связей

Виды межпредметных связей

1. По составу

- содержательные;

- операционные;

- методические;

- организационные;

- по фактам, понятиям, законам, теориям;

- по формируемым навыкам, умениям и мыслительным операциям;

- по использованию педагогических методов и приёмов;

- по формам и способам организации учебно-воспитательного процесса

2. По направлению

- односторонние;

- двухсторонние;

- многосторонние

- прямые, обратные или

восстановительные

3. По способу взаимодействия связообразующих элементов (многообразие вариантов в связи)

- хронологические;

-хронометрические

- преемственные;

- синхронные;

- перспективные;

- локальные;

- среднедействующие;

- длительно действующие

При проведении интегрированных уроков преподавателя проявляют такие профессиональные и умения, как:

- специальные знания дисциплины преподавания и управления;

- знания инновационной педагогики;

- знание возрастной психологии, социальной психологии и психологии педагогического труда;

- уровень методологической компетентности;

- способность к творчеству и импровизации, индивидуальный творческий почерк, неординарность;

- умение анализировать, обобщать опыт своей работы и др.

Все проводимые интегрированные уроки основываются на составляющей системе межпредметных связей. Такие уроки снижают утомляемость, перенапряжение студентов за счет переключения их на разнообразные виды деятельности, повышают интерес к освоению будущей специальности. Они служат развитию воображения, внимания, мышления, речи, памяти. Использование преподавателями в учебной деятельности межпредметных связей способствует более углубленному  усвоению студентами учебного материала. Сотрудничество преподавателей разных дисциплин, их взаимные консультации важны для правильного применения  в обучении знаний из родственных дисциплин.

          Можно выделить 2 типа интегрированного урока- иллюстративно- развивающий и проблемный. Если первый тип урока предполагает использование знаний из области других предметов для лучшего усвоения конкретно- исторического материала, то на уроке проблемного характера ведется исследование  при помощи средств, присущих интегрируемым предметам.  

        Методика подготовки к проведению интегрированных уроков включает в себя ряд этапов:

1. Аналитический. В первую очередь необходимо провести сравнительный анализ программ, учебников и пособий по тем курсам(дисциплинам),  с которыми предполагается осуществить интеграцию. Для занятий по истории это прежде всего такие предметы, как обществознание, литература, русский язык, география предметы эстетического цикла.        

Знакомясь с содержанием смежного предмета, важно определить степень конкретизации фактов, глубину их обобщения , предполагаемый уровень умений, а также  метод познания, применяемый в данном предмете. Необходимо уметь перевести на язык истории систему формирования понятий в любом из названных предметов (художественные образы литературных произведений, картографический и статистический материал из курса географии).

«Как и другие принципы дидактики, межпредметные связи  обладают свойством всеобщности. Их действия распространяются на все учебные предметы, и изучение каждой темы может включать те или иные виды связей с другими предметами»,- отмечают И.Д.Зверев и В.А. Максимова.

Сложность интеграции связана, прежде всего,  с тем, что изучение содержания  курсов истории, литературы, географии и т.д. хронологически не совпадает. Но все же при желании точки соприкосновения найти можно.

Важным условием осуществления подобного проекта является готовность коллег принять участие в организации подобного занятия. Пойти на определенный риск ради достижения общей цели.

2. Установочный. В рамках этого этапа преподавателям необходимо произвести отбор материала к уроку, предварительно скорректировав его тему. Здесь также есть свои сложности, в первую очередь проблема соотнесения исторического и литературного (обществоведческого, географического и т.д.) содержания.

3. Предварительный. На этом последнем этапе подготовке к интегрированному уроку преподавателями- предметниками должны быть сформированы группы консультантов, состоящих из наиболее сильных студентов.

Необходимость этого вытекает из самого характера подобных занятий, являющихся формой обобщения и повторения пройденного материала. Далеко не все студенты смогут активно использовать на уроке знания, полученные некоторое время назад, поэтому специально подготовившиеся ребята окажут учителю и своим одногруппникам неоценимую помощь.

Педагоги подбирают иллюстрации, аудио- и видеоматериалы, наглядные пособия. Студенты получают предварительные задания.

Формы проведения интегрированного урока могут быть самыми разными. Это зависит т содержания материала, особенностей группы, взглядов самого учителя на методику преподавания предмета.

В последнее время актуальна идея гуманизации образования. Это требует пересмотра содержания, форм и методов изучения дисциплины. Основой такого образования является обращённость к личности студента, его внутреннему интеллекту, чувствам и эмоциям. Поэтому тема «серебряный век в русской культуре» очень актуальна. Практическая значимость выбранной темы в том, что выпускнику колледжа предстоит не только решать производственные задачи, но и уметь осознанно принимать решения по мировоззренческим и эстетическим вопросам.

При изучении темы  «серебряный век» студенты знакомятся с основными достижениями русского модернизма в начале ХХ в., приобщаются к миру прекрасного. В эпоху повального увлечения западной массовой культурой студенты видят, что они- наследники великой культуры, им есть чем гордиться .

Интегрированный урок- способен вести к осуществлению глубоких межпредметных связей, когда знания материала истории необходимы для понимания процессов, происходящих в литературе и наоборот.

Интеграция истории и литературы помогает преодолеть фрагментарность ведения, сформировать у студентов целостную и всестороннюю картину изучаемого. Ядром интеграции двух дисциплин является история, т.к логика изучения этого курса рассматривает развитие общества разносторонне (интегрировано): развитие исторических событий (собственно история), развитие политических систем (политология), развитие культуры (литературы, искусство) и т.д.

Приведём возможные темы интегрированных уроков:

  1. «Искусство Древней Греции» (история, литература);
  2. «Мир и человек в русской мифологии» (история, литература);
  3. «Береги честь  смолоду»  (история-тема «Движение декабристов», обществознание- тема «Духовной мир личности», литература- Пушкин «Капитанская дочка»);
  4. «Общество ,власть и личность» (история, обществознание и литература);
  5. «Война и мир» (история, литература-Толстой «Война и мир» или Шолохов «Тихий Дон»);
  6. «Шариковщина» как явления социальной жизни России первой половины ХХ в. (история, литература- Булгаков « Собачье сердце»).

Трудности, связанные с подготовкой интегрированного урока, перекрываются  тем результатом, который получает преподаватель

Активность ребят на таких уроках, как правило, превосходит все ожидания, и это понятно: необычная форма учебного занятия, присутствие двух учителей, нестандартная подача материала, делают урок ярким, запоминающимся, а главное- эффективным.