Рабочая учебная программа по истории 10класс

Казакова Татьяна Николаевна

Рабочая программа по истории 10класс включает: пояснительную записку., цели и задачи, календарно-тематическое планирование, содержание программы и ожадаемые результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rabochaya_programma_po_istorii_10klass.doc256.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение-

Средняя общеобразовательная школа №8 г. Томмот

                                  Утверждаю

Директор МОУ – СОШ№8       Ю.Н.Плышевский

                                 г. Томмот

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО   ИСТОРИИ  10 класс

по учебнику  Н.В.Загладина (базовый уровень)

Составила Казакова Татьяна Николаевна

                                                            учитель истории и обществознания

                                                                 высшей квалификационной категории

                                                                                               

2011год

Пояснительная записка

Рабочая программа по истории создана на основе примерной программы среднего (полного) общего образования на базовом уровне, рассчитана  на 70 часов.

Цель данного курса – более глубоко познакомить детей с историей родной страны, воспитать патриотизм и чувство гордости за свою Родину, ведь история родной страны – это история нас самих. Страшно обедняет свою жизнь тот, кто живет, не ведая своих корней, прошлого своего народа, кто лишен исторической памяти. Исторически неграмотный человек обделен духовно. Истинная любовь к Родине немыслима без знания ее великого, трагического и прекрасного прошлого.  

Задачи курса

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этно-национальных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества,      формирование у учащихся целостного представления об истории человеческого общества, месте в ней истории России;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
  6. способствование социализации молодого человека, осознанию им своей принадлежности к определенной государственной, культурной, национальной общности, пониманию многообразия современного мира;

Для исторического образования приоритетным можно считать развитие умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов.

Большую значимость на этой ступени исторического образования приобретает информационно-коммуникативная деятельность учащихся, в рамках которой развиваются умения и навыки поиска нужной информации по заданной теме в источниках различного типа, извлечения необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма и др.), отделения основной информации от второстепенной, критического оценивания достоверности полученной информации, передачи содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно), перевода информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу и др.), выбора знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

С учетом специфики целей и содержания предвузовской подготовки существенно возрастают требования к рефлексивной деятельности учащихся, в том числе к объективному оцениванию своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, способности и готовности учитывать мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, понимать ценность образования как средства развития культуры личности. Историческое образование играет важную роль в формировании умения формулировать свои мировоззренческие взгляды, осознанно определять свою национальную, социальную, конфессиональную принадлежность, собственное отношение к явлениям современной жизни, свою гражданскую позицию.

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. федерального компонента государственного образовательного стандарта по истории (базовый уровень), утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
  2. примерная программа по истории (базовый уровень), созданная на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
  3. федерального перечня учебников, утвержденного приказом от 7 декабря 2005 г. № 302, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных  учреждениях, реализующих программы общего образования;
  4. требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Рабочая программа рассчитана на 70 часов.

 

Основными формами организации учебных занятий в старшей школе являются: лекция, комбинированный урок, семинарское занятие, лабораторно-практическое занятие, урок-тестирование, интегрированный урок.

Основные методы обучения, применяемые к изучению истории в старшей школе:

1. Устный.

2. Печатно-словесный (анализ документов).

3. Проблемный.

4. Частично-поисковый.

5. Исследовательский.


Тематическое планирование курса  истории России

Темы

Количество часов

Формы организации учебных занятий

Всего

 часов

Лекции

Семинары

Комбинированные уроки

Интегрированные уроки (история России - всеобщая история)

проекты

Практические занятия

Тестирование

1

Историческая наука

1

1

2

Древнерусское государство в IX –XIII веках.

2

1

4

1

8

3

Образование единого русского государства в XIV – XV веках.

2

2

3

1

1

9

4

Россия в XIV – XVII веках.

2

1

4

2

1

10

5

Россия в эпоху Петра Великого.

3

2

3

1

1

1

1

12

6

Россия в середине и во второй половине XVIII века.

2

1

3

2

1

9

7

Россия в первой половине XIX века.

2

2

2

1

1

8

8

Россия во второй половине XIX века.

3

2

4

1

1

1

1

13

итого

17

11

23

9

2

2

6

70



Календарно-тематическое планирование по курсу «История России» 10 кл.

70 часов      (2 ч. в неделю) с сентября по февраль.

    Учебники: Н.В.Загладин «История России с древнейших времен до конца XVII века»

                                               10 кл. М. «Просвещение» 2005 г.

                       

урока

Наименование раздела, тема урока

Кол.

Час.

Домашнее

задание

Дата

проведения

Прим

1

Введение.

1

с. 4-12

06.09.

Раздел I. Древнерусское государство в IX-XIII вв.

10

2

Восточные славяне в VI-IX вв. образование Древнерусского государства.

1

§ 1 с. 13-22

06.09

3,4,5

Киевская Русь.

3

§ 2-3 с. 23-42

13.09,

20.03

6

Культура Киевской Руси.

1

§ 4 с. 43-55

20.09

7,8

Русские земли в XII- начале XIII века. Наследники Киевской Руси.

2

§ 5-6 с. 56-69

27.09

9

Культура Руси XI- начало XIII в.

1

§ 7 с. 70-84

04.10

10,11

Монгольское нашествие. Русские земли под властью Золотой Орды.

2

§ 8 с. 85-102

04.10

11.10

Раздел II. Образование единого Русского государства в XIV-XV вв.

6

12,13

Усиление Московского княжества в XIV- первой половине  XV в.

2

§ 9-10 с. 103-125

11.10

18.10

14,15

Завершающий этап создания единого Русского государства  (вторая половина XV – начало XVI в).

2

§ 11-12 с. 126-146

18.10

16

Культура Руси в XIV-XV вв.

1

§ 13 с. 147-158

25.10

17

ПОУ: «Киевская и Московская Русь в IX-XV вв.

1

§ 1-13 повторить

25.10

Раздел III. Россия в XVI-XVII вв.

12

18,1920

Россия в XVI столетии.

3

§ 14-15 с. 159-184

01.11

15.11

21

Русская культура в XVI столетии.

1

§ 16 с. 185-191

15.11

22,23

Смутное время.

2

§ 17-18 с. 192-215

22.11

24,25

Возрождение страны после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых.

2

§ 19 с. 216-230

29.11

26

Внешняя политика России в XVII в.

1

§ 20 с. 231-240

06.12

27

Культура России в XVII столетии.

1

§ 21 с. 241-250

06.12

28

Заключение. Средневековая Русь среди других стран Европы и Азии.

1

с. 251-256

13.12

29

ПОУ: «Россия в XVI-XVII вв.

1

§ 14-21 повторить

13.12

Раздел I. Россия в эпоху Петра Великого.

5

30

Начало правления Петра I.

1

§ 1 с. 5-11

20.12

31,32

Реформы Петра I.

2

§ 2 с. 11-21

20.12

27.12

33

Внешняя политика Петра I.

1

§ 3 с. 21-28

27.12

34

«Культурная революция» в России в начале  XVIII в.

1

§ 4 с. 29-38

17.01

Раздел II.  Россия в середине и во второй половине XVIII в. 

8

35,36

Россия после Петра I. Эпоха дворцовых переворотов.

1

§ 5 с. 39-49

17.01

24.01

37

«Просвещенный абсолютизм» Екатерины II.

1

§ 6 с. 49-57

24.01

38,39

Социальная политика Екатерины II. Крестьянская война.

2

§ 7 с. 57-67

31.01.

40

Внешняя политика России в XVIII в.

1

§ 8 c. 67-75

07.02

41

Царствование Павла I.

1

§ 9 с. 75-80

07.02

42

Русская культура XVIII в.

1

§ 10 с. 80-92

14.02

43

ПОУ: «Россия в XVIII в».

1

§ 1-10 повторить

14.02

Раздел III. Россия в первой половине XIX в.

11

44

Экономическое развитие в конце XVIII – первой половине XIX в.

1

§ 11 с. 93-101

21.02

45

Реформы Александра I.

1

§ 12 с. 101-108

21.02

46,47

Борьба с Наполеоном.

2

§ 13 с. 108-118

28.02

48

Период реакции. Декабристы.

1

§ 14 с. 118-127

06.03

49

Внутренняя политика Николая I.

1

§ 15 с. 127-136

06.03

50,51

Внешняя политика России при Николае I. Кавказская война.

2

§ 16 с. 136-146

13.03

52

Общественное движение в годы царствования Николая I.

1

§ 17 с. 146-156

20.03

53,54

Русская культура первой половины XIX в.

2

§ 18 с. 156-167

20.03

03.04

Раздел IV. Россия во второй половине    XIX в.

14

55,56

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа.

2

§ 19 с. 168-174

03.04

10.04

57,58

Социально-экономическое развитие пореформенной России.

2

§ 20 с. 174-183

10.04

17.04

59,60

Реформы 60-70-х гг. XIX в.

2

§ 21 с. 183-191

17.04

24.04

61

Общественное движение середины 50-60-х гг. XIX в.

1

§ 22 с. 191-198

24.04

62

Противостояние власти и революционеров в 70-х -  начале 80-х гг. XIX в.

1

§ 23 с. 198-205

01.05

63,64

Внутренняя политика и общественное движение в годы правления Александра III.

2

§ 24 с. 205- 214

01.05

08.05

65

Внешняя политика России во второй половине XIX в.

1

§ 25 с. 214-221

08.05

66,67

Русская культура второй половины XIX в.

2

§ 26 с. 221-234

15.05

68

ПОУ: «Россия в XIX в».

1

§ 11-26 повторить

22.05

69,70

Повторение (резерв).

2

29.05

Основное содержание всех тем

Введение Значение изучения истории. Особенности истории как науки, методы работы историка. История России — часть всемирной истории. Основные факторы, определяющие своеобразие рус ской цивилизации и российской истории: влияние природно-климатических условий, первостепенная роль государственности, особенности социальной структуры общества, многонациональ ный характер страны, влияние православной веры.

Восточные славяне в VI—IX вв. Образование древнерусского государства. Территория России до появления восточных славян. Происхождение славян, их расселение. Освоение славянами Во сточной Европы. Хозяйственная деятельность восточных славян: земледелие, торговля. Язычество древних славян. Перемены в общественных отношениях у восточных славян в VI—IX вв. и предпосылки образования государства. Проблемы происхождения Древнерусского государства и названия «Русь». Призвание варягов. Норманнская теория. Объединение Новгорода и Киева под вла стью Олега.

Киевская Русь. Деятельность первых русских князей (и кня гини) Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Владимира, Ярослава Мудрого. Развитие государственности. Государственное управле ние, роль князей и веча. Княжеская дружина. Социальная струк тура древнерусского общества. Русская Правда как источник по изучению социальной структуры общества. Крещение Руси и его значение. Народные движения и заговоры аристократии. Услож нение межкняжеских отношений, усобицы сыновей Ярослава Муд рого. Восстановление относительного единства Руси при Влади мире Мономахе. Основные направления внешней политики Ки евской Руси: южное (войны и мирные отношения с Византией),

юго-западное (борьба с Хазарским каганатом, набегами печене гов, половцев), западное (дипломатические отношения с евро пейскими странами), северо-западное (походы русских князей в Прибалтику). Причины распада Киевской Руси.

Культура Киевской Руси. Особенности древнерусской культу ры: связь с религиозным культом, анонимность, отличие от средневековой культуры Западной Европы. Фольклор, былины и их герои. Создание славянской письменности Кириллом и Ме-фодием. Распространение письменности на Руси. Первые русские книги: Остромирово Евангелие, Изборник Святослава и др. Лето писи. Нестор и его «Повесть временных лет». «Слово о Законе и Благодати» Илариона. Жития первых русских святых. Архи тектура. Первые русские каменные постройки: Десятинная церковь в Киеве, Софийские соборы в Киеве, Новгороде, Полоцке. Древне русская живопись.

Русские земли в XII—XIII вв. Причины наступления периода раздробленности Руси. Положительные и отрицательные послед ствия раздробленности. Характерные черты политического строя отдельных русских земель. Владимиро-Суздальская Русь, особенно сти края и его колонизация славянами. Развитие Владимиро-Суз-дальской Руси в годы правления Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского и Всеволода Большое Гнездо. Новгородская бояр ская республика: государственное устройство, политическая жизнь, объединения жителей. Галицко-Волынское княжество: борьба князей с боярством. Деятельность князей Ярослава Осмо-мысла, Романа Мстиславича и Даниила Галицкого.

Основные понятия: феодальная раздробленность, княжеский домен, вотчинное земледелие, удел, боярская республика, ари стократия, корпоративные интересы.

Культура Руси XI— начала XIII в. Расцвет летописания, по явление летописей в различных землях. Литература. «Слово о полку Игореве» — шедевр древнерусской литературы. «Слово» и «Моление» Даниила Заточника. «Слово о погибели Русской зем ли». Каменное зодчество Владимиро-Суздальской Руси (Спасо-Преображенский собор в Переславле-Залесском, Золотые ворота, Успенский и Дмитриевский соборы Владимира, церковь Покрова на Нерли, Георгиевский собор в Юрьеве-Польском и др.). Архитектура Чернигова, Новгорода. Иконопись. Фрески.

Монгольское нашествие. Экспансия с Запада. Русские земли под властью Золотой Орды. Образование Монгольского государства, причины завоевательных походов.

Создание Чингисханом мощной армии.Битва на Калке. Поход Батыя на Северо-Восточную Русь, взятие городов, разорение земель. Взятие Киева и поход Батыя на запад. Причины завоевания русских земель. Значение борьбы Руси против монгольских завоевателей. Нападения западноевро пейских рыцарей на Северо-Западную Русь. Победы Александра Невского на Неве и Чудском озере, отражение угрозы агрессии с Запада. Образование Золотой Орды, установление ордынского владычества над Русью. Политика Александра Невского по отноше нию к Золотой Орде. Сущность и содержание ордынского ига. Последствия монгольского завоевания для истории России.

Усиление Московского княжества в XIV — первой половине XV в.

Различные судьбы русских земель после монгольского нашествия. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Борьба за первенство в Северо-Восточной Руси. Московское княжество. Дея тельность князей Даниила Александровича и Юрия Даниловича. Борьба Москвы и Твери. Князь Иван Калита. Отношения с Золотой Ордой. Причины возвышения Москвы. Начало правления Дмит рия Донского. Дальнейшее усиление Москвы. Войны с Литвой. Ослабление Золотой Орды. Открытый вызов Орде со стороны Мос ковского княжества. Битва на Воже. Подготовка к решающему столкновению. Роль Православной церкви. Деятельность митропо лита Алексея и Сергия Радонежского. Куликовская битва и ее значе ние. Нашествие Тохтамыша и восстановление ордынского ига. Зна чение деятельности Дмитрия Донского. Присоединение земель к Московскому княжеству. Правление Василия I. Василий II феодаль ная война. Обретение автокефалии Русской православной церкви.

Образование единого Русского государства. Начало правления Ивана III. Завершение присоединения большинства русских земель к Московскому княжеству. Покорение Новгорода. Битва на Шело-ни. Присоединение Твери. Ликвидация мелких княжеств и уделов. Продвижение на Урал и в Западную Сибирь. Сущность ересей и по литика Ивана III  по отношению к еретикам. Судебник 1497 г. и его значение для укрепления единого государства. Начало формиро вания системы крепостного права. Этапы закрепощения крестьян. Причины создания крепостнической системы. Становление поме стного землевладения и его роль в укреплении государства. Внеш няя политика Ивана III. Походы на Казань. Стояние на Угре. Свержение ордынского ига. Войны с Великим княжеством Литов ским и присоединение западнорусских земель. Борьба в Прибал тике. Предпосылки, причины и особенности образования единого Русского государства. Начало складывания самодержавия.

Русская культура XIV— XV вв. Литература: повести о борьбе с монгольскими завоевателями, памятники Куликовского цикла («Задонщина», «Сказание о Мамаевом побоище»), жития святых, «хождения», летописи. Деревянное зодчество. Московская архи тектура. Роль итальянских архитекторов в развитии русского зод чества. Перестройка Московского Кремля. Особенности архи тектуры Новгорода и Пскова. Живопись. Творчество Феофана Грека, Андрея Рублева и Дионисия.

Россия в XVI в. Территория и население России в XVI в. Фак торы, оказывавшие положительное и отрицательное влияние на раз витие сельского хозяйства, ремесла, торговли. Изменения в положе нии различных сословий России. Правление Василия III. Формиро вание московской идеологии: споры иосифлян и нестяжателей, теория «Москва — Третий Рим». Правление Елены Глинской и ее ре формы. Последствия боярского правления. Начало правления Ивана Грозного. Восстание в Москве. Венчание на царство. Реформы Из бранной рады и их значение. Государственный строй. Зарождение сословно-представительной монархии и ее особенности в России. Земские соборы. Становление новых центральных органов управ ления. Приказы. Опричнина Ивана Грозного и ее смысл. Оприч ный террор и его последствия. Внешняя политика Ивана Грозно го. Взятие Казани. Присоединение Астраханского ханства. Поход Ермака и начало освоения Сибири русскими людьми. Борьба с набегами из Крыма. Ливонская война: ее ход и результаты. Ито ги правления Ивана Грозного. Царствование Федора Ивановича. Возвышение Бориса Годунова. Введение заповедных лет и 5-летнего срока сыска беглых крестьян. Учреждение патриаршества. Гибель царевича Дмитрия. Избрание царем Бориса Годунова.

Русская культура в XVI в. Факторы, влияющие на развитие русской культуры: освобождение и объединение России, станов ление самодержавной власти. Создание обобщающих трудов: Ве ликие Минеи четьи, Степенная книга, Стоглав, Домострой, Лице вой летописный свод. Публицистика: Максим Грек, Иван Пересве-тов, переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Подъем архитектуры. Рождение шатрового стиля (церковь Вознесения в селе Коломенском, храм Василия Блаженного и др.). Архитектура Соловецкого монастыря. Живопись. Годуновская и строгановская школы иконописи. Мини атюры. Художественное

Смутное время. Причины Смуты: ухудшение положения кре стьян, династический кризис, борьба в верхах общества, стихий ные бедствия, вмешательство зарубежных сил. Правление Бори са Годунова. «Голодные годы» и их последствия. Поход Лже-дмитрия I и причины его победы. Внутренняя и внешняя политика самозванца. Свержение Лжедмитрия I и воцарение Василия Шуйского, «крестоцеловальная запись». Восстание под предво дительством Ивана Болотникова: причины, ход, подавление. Поход Лжедмитрия II, тушинский лагерь. Польская интервен ция, вмешательство Швеции. Падение Василия Шуйского. Семи боярщина. Захват Москвы поляками. Национальный подъем. Первое ополчение. Второе ополчение. К. Минин и Дм. Пожар ский. Освобождение Москвы. Земский собор 1613 г. и избрание царем Михаила Романова. Окончание Смутного времени.

Россия после Смуты. Внутренняя политика первых Романовых. Последствия Смуты. Консолидация общества при Михаиле Ро манове. Деятельность патриарха Филарета. Правление Алексея Михайловича. Развитие сельского хозяйства, ремесла. Первые мануфактуры. Торговля. Начало складывания всероссийского (внутреннего) рынка. Политика протекционизма. Восстановле ние и укрепление армии. Дворянская конница и полки «инозем ного (нового) строя». Увеличение срока сыска беглых крестьян. Поиски новых источников государственных доходов, увеличение на логов. Эксперименты в сфере финансов и причины их неудач. Осво ение Сибири, русские землепроходцы. Соборное уложение 1649 г. Юридическое оформление крепостного права. Городские восстания, их причины и последствия. Восстание под предводи тельством С. Т. Разина: причины, ход, результаты. Патриарх Никон. Церковная реформа и раскол в Русской православной церкви. Старообрядцы. Дело патриарха Никона. Усиление само-державия.

Внешняя политика России в XVII в. Заключение Столбовского мира со Швецией и Деулинского перемирия с Речью Посполи-той. Смоленская война: причины, ход, результаты. Поляновский мир с Речью Посполитой. Восстание под предводительством Б. М. Хмельницкого. Борьба украинского и белорусского наро дов за независимость и политика России. Переяславская рада и решение о воссоединении Украины с Россией. ЛевобережнаяУкраина в составе России. Русско-польская война 1654—1667 гг. Успехи и неудачи русских войск. Итоги войны. Андрусовское пе ремирие. Русско-шведская война 1656—1661 гг. и ее результаты. Обострение отношений с Турцией. Чигиринские походы. Бахчиса райский мир с Турцией. Результаты внешней политики России в XVII в.: успехи и нерешенные задачи.

Русская культура XVII в. Новые идеи в русской культуре: из менение отношения к властям, обмирщение культуры, усиление светских элементов, интерес к достижениям западноевропей ской культуры. Развитие образования. Школы. Открытие Славя но-греко-латинской академии. Издание учебников, других книг. Новые жанры в литературе — сочинения о Смутном времени (Авраамий Палицын, Иван Тимофеев), сатирические повести, ав тобиографии («Житие» Аввакума). Новое в архитектуре: москов ская, ярославская, строгановская школы зодчества, московское (нарышкинское) барокко. Усиление светских мотивов в живопи си. Симон Ушаков.

Начало правления и реформы Петра I. Причины борьбы за пре стол в 70—80-е гг. XVII в. Стрелецкий бунт. Правление царевны Софьи, ее внутренняя и внешняя политика. Крымские походы В. В. Голицына и их результаты. Воспитание Петра I, формиро вание круга его соратников. Приход Петра к власти. Значение поездки Петра I за границу в составе Великого посольства. Пер вые преобразования. Причины преобразований всех сторон жизни России. Создание регулярной армии, новая система ее комплек тования — рекрутские наборы. Перемены в положении дворян ства. Указ о единонаследии. Уравнение поместий и вотчин. Вве дение подушной подати. Перепись населения. Меры по разви тию мануфактурного производства. Особенности российских мануфактур. Рабочая сила петровских мануфактур. Политика протекционизма и меркантилизма. Реформы государственного управления. Бюрократизация государственного строя. Учрежде ние Сената как высшего законосовещательного и контрольного органа. Система коллегий, особенности коллегиального управле ния. Дальнейшее подчинение церкви государству. Святейший синод. Создание системы надзора (фискалы, прокуратура). Рефор ма местного управления: образование губерний. Провозглаше ние Петра I императором. Табель о рангах и ее значение для со циального развития России.

Внешняя политика Петра I. Необходимость для России полу чения выхода к морям. Азовские походы, их результаты. Рожде ние российского военно-морского флота. Константинопольский мир. Заключение Северного союза, подготовка войны со Швецией. Начало Северной войны. Поражение русских войск под Нарвой. Борьба за Прибалтику. Основание Санкт-Петербурга. Поход Кар ла XII на Россию. Полтавская битва и ее значение. Петр I как полководец. Дальнейшие победы русской армии и флота. Прут-ский поход, причины его неудачи. Окончание Северной войны. Ништадтский мир и его значение для России. Тяготы войны. Народные восстания (Астраханское восстание под руководством К. Ф. Булавина).

 «Культурная революция» в России в начале XVIII в. Причины петровских преобразований в области культуры и быта. Новше ства в быту: введение западноевропейской одежды, бритье бород. Переход на новое летоисчисление. Новые формы досуга высших слоев общества: ассамблеи. Необходимость развития образования. Уче ба дворян за границей. Создание новых учебных заведений. Вве дение гражданской азбуки, распространение книгопечатания. Пер вая русская печатная газета «Ведомости». Меры Петра I по раз витию науки. Создание первых публичных библиотек и музея (Кунсткамеры). Учреждение Академии наук, ее задачи. Обще ственная мысль петровского времени. Идеология. Публицисти ческий характер указов Петра I. Обоснование необходимости реформ в публицистике Феофана Прокоповича. «Книга о скудо сти и богатстве» И. Т. Посошкова. Противники Петра. Дело ца ревича Алексея. Новые черты в культуре. Перемены в архитекту ре и градостроительстве. Становление русской реалистической живописи (И. Никитин, А. Матвеев). Значение преобразований Петра I в сфере культуры и быта.

Эпоха дворцовых переворотов. Хронологические рамки эпохи дворцовых переворотов, условия и причины переворотов. Первые преемники Петра I (Екатерина I, Петр II), борьба за власть. Вер ховный тайный совет и его политика. Попытка ограничения са модержавия в пользу олигархии («затейка» верховников). Прав ление Анны Иоанновны. Сущность и содержание бироновщины. Меры в интересах дворянства. Приход к власти Елизаветы Пет ровны, ее фавориты. Внутренняя политика Елизаветы Петровны. Усиление крепостничества. Отмена внутренних таможен. Прав ление Петра III. Манифест о вольности дворянской и его по следствия. Свержение Петра III и приход к власти Екатерины II.

Внутренняя политика Екатерины II. Просвещенный абсолю тизм. Путь Екатерины II к престолу. Екатерина II и просветите ли. Приближенные Екатерины II Влияние идей просвещенного абсолютизма на внутреннюю политику. Уложенная комиссия: причины созыва, порядок формирования, деятельность, резуль таты деятельности. Губернская реформа Екатерины II. Структу ра местного управления. Политика Екатерины II по отношению к дворянству: укрепление дворянского землевладения, расшире ние привилегий дворянства и их власти над крепостными крес тьянами. Жалованная грамота дворянству. Создание дворянских корпоративных организаций. Политика Екатерины II по отно шению к городам: меры по стимулированию промышленности и торговли, упразднение монополий. Жалованная грамота горо дам. Создание новой системы городского управления. Итоги внутренней политики Екатерины II. Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева: причины, ход, особенности, результаты.

Внешняя политика России в XVIII в. (1725—1796). Главные направления внешней политики России после Петра I: борьба за выход к Черному морю, присоединение земель Речи Поспо-литой, участие в «большой» европейской политике. Русско-ту рецкая война 1735—1739 гг.: основные события, результаты. Рус ско-турецкая война 1768—1774 гг.: причины войны, победы рус ской армии и флота. Кучук-Кайнарджийский мир и его результаты. Полководческое искусство П. А. Румянцева. Освое ние Новороссии. Деятельность Г. А. Потемкина. Присоединение Крыма к России. Русско-турецкая война 1787—1791 гг.: причи ны, ход боевых действий на суше и на море, условия Ясского мира. Полководческое искусство А. В. Суворова. Флотоводче ское искусство Ф. Ф. Ушакова. Значение получения Россией выхода к Черному морю и возможности освоения Северного Причерноморья и Северного Кавказа. Разделы Речи Посполитой: причины, инициаторы, участники. Восстание в Польше в 1794 г. и его подавление. Значение присоединения к России Бе лоруссии, Правобережной Украины, Литвы и Курляндии. Учас тие России в Семилетней войне: действия русской армии, ее по беды, выход России из войны. Начало борьбы России с послед ствиями Великой французской революции конца XVIII в. Итоги внешней политики России в XVIII в.

Царствование Павла I. Личность Павла I, его взгляды, стрем ление к наведению порядка в государстве. Внутренняя политика Павла I. Указ о престолонаследии, указ о трехдневной барщине, частичное упразднение дворянских привилегий. Внешняя поли тика Павла I. Участие во II антифранцузской коалиции. Италь янский и Швейцарский походы А. В. Суворова. Победы флота Ф. Ф. Ушакова на Средиземном море. Причины выхода России из антифранцузской коалиции и сближения с Францией. Недовольство Павлом I в верхах общества, заговор против императора. Перево рот 11 марта 1801г. и убийство Павла I.

Русская культура XVIII в. Развитие образования после Петра I. Сословный характер образования (шляхетские корпуса, Смольный институт). Основание Московского университета, его роль в развитии образования, науки и культуры России. Попытки Ека терины II создать стабильную систему народного просвещения. От крытие новых школ, училищ. Успехи книгоиздания. Просветитель ская и издательская деятельность Н. И. Новикова. Развитие на уки. М. В. Ломоносов и его вклад в науку и культуру России. Становление исторической науки (В. Н. Татищев, М. М. Щерба тов, И. Н. Болтин). Успехи в изучении географии России. Рус ские изобретатели И. И. Ползунов и И. П. Кулибин. Обществен ная мысль. Идеология просвещенного абсолютизма. Журнальная полемика Н. И. Новикова и Екатерины II. «Путешествие из Петер бурга в Москву» А. Н. Радищева. Взгляды М. М. Щербатова на по ложение России. Развитие русской литературы. Классицизм в ли тературе (В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, Д. И. Фонвизин, Г. Р. Державин). Сентиментализм в литературе (Н. М. Карамзин). Начало русского театра. Ф. Г. Волков. Становление русской ком позиторской школы. Успехи в живописи. Портретная живопись (А. П. Антропов, Дм. Г. Левицкий, Ф. С. Рокотов, В. Л. Боровиков ский). Русская скульптура. Ф. И. Шубин. Архитектура: стиль ба рокко (В. В. Растрелли), классицизм (В. И. Баженов, М. Ф. Каза ков, И. Е. Старое). Итоги развития русской культуры XVIII в.

Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII — первой половине XIX в. Новое в экономике России. Рост внут ренней и внешней торговли. Развитие промышленности. Крепо стная мануфактура и мануфактура с вольнонаемным трудом. На чало промышленного переворота в России: причины, основные достижения и их влияние на экономику. Состояние сельского хозяйства. Крепостное хозяйство и влияние на него рыночных отношений. Взаимоотношения между сословиями, влияние раз вития рыночных отношений на социальные слои.

Реформы Александра I. Воцарение Александра I. Его взгляды. «Молодые друзья». Негласный комитет. Внутренняя политика Александра I. Создание министерств. Крестьянский вопрос. Указ о «вольных хлебопашцах». Реформы в сфере просвещения. Рефор маторы и проекты реформирования государства. М. М. Сперан ский, его проекты. «Записка о древней и новой России» Н. М. Карамзина.

Борьба с Наполеоном. Основные направления, способы реа лизации, результаты внешнеполитической деятельности России. Участие в коалициях против наполеоновской Франции. Тильзит-ский мир и его последствия. Подготовка Франции и России к войне. Войны со Швецией, Турцией, Ираном. Присоединение Фин ляндии, Бессарабии, части Кавказа. Накануне Отечественной войны 1812 г. Силы сторон. Причины, основные события вой ны. Бородинская битва. Полководцы войны 1812 г. (М. И. Куту зов, М. Б. Барклай де Толли, П. И. Багратион), герои (Д. В. Давы дов, Н. Н. Раевский). Итоги войны 1812 г. Причины победы России. Заграничные походы русской армии 1813—1814 гг. Вен ский конгресс. Участие России в создании и деятельности Свя щенного союза. Восточный вопрос в царствование Александра I.

Внутренняя политика второй половины царствования Александра I. Восстание декабристов. Причины изменения внут риполитического курса. Попытки продолжения реформ. А. А. Аракчеев и аракчеевщина. Казенный мистицизм. А. Н. Голи цын. Движение декабристов (участники, цели, программные до кументы, судьбы декабристов). Выступление декабристов 14 де кабря 1825 г. на Сенатской площади. Восстание Черниговского полка. Следствие и суд над декабристами.

Внутренняя политика Николая I. Император Николай I. Осо бенности николаевской системы управления. Теория «официаль ной народности». С. С. Уваров. Меры по укреплению самодержа вия. Свод законов Российской империи. Социально-экономи ческие преобразования. Финансовая реформа Е. Ф. Канкрина. Крестьянский вопрос: основные проблемы и попытки их реше ния. Реформа государственных крестьян. Инвентарная реформа. «Мрачное семилетие».

Внешняя политика России во второй четверти XIX в. Крымская война. Кавказская война. Россия и Европа во второй четверти Х1Хв.: основные направления взаимодействия и противоречия. Польское восстание. Восточное направление внешней политики России. Русско-иранская и русско-турецкая войны. Нарастание противоречий между Россией и Англией и Францией в Восточном вопросе. Крымская война: цели, причины, основные события, ре зультаты. Оборона Севастополя. Герои Крымской войны (В. А. Кор нилов, П. С. Нахимов. Э. И. Тотлебен). Кавказская война: ход, ре зультаты, последствия. А. П. Ермолов. Имам Шамиль и его госу дарство.

Общественное движение в годы царствования Николая I. При чины активизации духовной жизни, способы организации, ос новные идеи участников. Дружеские кружки 20—30-х гг. XIX в. и их участники. «Философическое письмо» П. Я. Чаадаева. За падники, славянофилы, их взгляды и деятельность. Русский уто пический социализм. А. И. Герцен. Петрашевцы.

Русская культура первой половины XIX в. Становление нацио нального самосознания. Развитие просвещения, создание системы народного просвещения. Печать и библиотеки. Развитие науки, ста новление научных школ, главные открытия российских ученых и их влияние на жизнь общества (Н. И. Лобачевский, П. Л. Чебышев, М. В. Остроградский, Н. Н. Зинин, А. М. Бутлеров, В. В. Петров, П. П. Аносов, П. Л. Шилинг, Б. С. Якоби, Н. И. Пирогов и др.). Ис торическая наука (Н. М. Карамзин, С. М. Соловьев). Русские перво открыватели: основные направления исследований, открытия, их ис пользование в экономике и культуре. Открытие Антарктиды. Рас цвет русской литературы, становление основных направлений, жанров, стилей: романтизм, реализм. Великие русские поэты, пи сатели, драматурги (А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь, И. С. Тургенев, А. Н. Островский и др.). Ведущие театральные шко лы, выдающиеся актеры и лучшие роли (П. С. Мочалов, М. С. Щеп кин). Поиски самобытных путей в музыке, русские композиторы (М. И. Глинка, А. С. Даргомыжский). Живопись и скульптура: ха рактерные черты, известные творцы и их произведения (О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, А. Г. Венецианов, К. П. Брюллов, П. А. Федотов, А. А. Иванов, И. П. Мартос). Архитектура: господ ствующие стили, наиболее известные архитектурные ансамбли и их создатели. Особенности русского классицизма в архитектуре, переход к стилю эклектики. Быт различных слоев населения.

Начало правления Александра II. Крестьянская реформа 1861 г. Александр II. Предпосылки и необходимость Крестьян ской реформы. Подготовка Крестьянской реформы, разработка ее условий. Деятели Крестьянской реформы: Я. И. Ростовцев, Н. А. Милютин. Содержание Крестьянской реформы. Выкупная операция. Осуществление реформы, деятельность мировых посред ников. Новая организация крестьянского управления и суда. Ре формы и процесс модернизации в России: значение Крестьян ской реформы.

Социально-экономическое развитие России после Крестьянской реформы. Развитие сельского хозяйства. Влияние реформы на крестьянское хозяйство. Роль крестьянской общины. Влияние реформы на эволюцию помещичьего хозяйства. Изменения во взаимоотношениях помещиков и крестьян. Причины застоя в сель ском хозяйстве. Промышленное производство. Влияние реформы на легкую и тяжелую промышленность. Завершение промышлен ного переворота и его влияние на жизнь государства и общества. Промышленный подъем конца XIX в. Новые промышленные райо ны России. Роль экономической политики государства. С. Ю. Вит те. Формирование классов индустриального общества — буржуа зии и пролетариата. Начало рабочего движения. Развитие внут ренней и внешней торговли, транспорта, рост городов, их благоустройство. Итоги социально-экономического развития.

Реформы 60—70-х гг. XIX в. Земская и городская реформы. Формирование и основы деятельности земств и городских дум. Роль земств в развитии страны. Взаимоотношения органов само управления и государственной власти. Судебная реформа: новая судебная система и новый процесс следствия и судопроизводства. Суд присяжных. Военная реформа. Дм. А. Милютин. Всеобщая воинская повинность. Реформы в других сферах жизни (финансы, просвещение, печать).

Общество и власть во второй половине 50-х — начале 80-х гг. XIX в.

Отношение общества к реформам 60—70-х гг. Появление поли тически активных слоев общества, способы влияния на политику самодержавия. Консервативные, либеральные, радикальные тече ния в общественной мысли, их представители. Разночинцы. «Земля и воля» 60-х гг. XIX в. Н. Г. Чернышевский. Прокламацион-пая кампания. Нигилизм. Ишутинцы. «Нечаевщина». Истоки на родничества, его основные идеи. Три течения в народничестве. М. А. Бакунин, П. Л. Лавров, П. Н. Ткачев. Народнические орга низации, их состав, способы и формы борьбы: «хождение в на род» и его результаты. Террор и его последствия. «Земля и воля» 70-х гг. XIX в. «Народная воля». Борьба власти с политической ак тивностью общества: реорганизация репрессивных органов, пресле дования, попытки сотрудничества с общественностью («бархатная диктатура»). «Конституция» М. Т. Лорис-Меликова. Убийство Александра II.

Внутренняя политика и общественное движение в царствование Александра III. Начало правления Александра III. Укрепление го сударственной власти. Попытки контрреформ (земские начальни ки, земская контрреволюция и др.). Ограничения в сфере просвещения и печати. Попечительская политика. Начало рабочего зако нодательства. Особенности общественного движения. Кризис ре волюционного народничества. Либеральное народничество. Рабочее движение. Группа «Освобождение труда». Г. В. Плеханов. Про никновение марксизма в Россию. Российская социал-демо кратия. Начало политической деятельности В. И. Ленина. Либе ральное движение, его представители.

Внешняя политика России во второй половине XIX в. Основ ные направления. Борьба за пересмотр Парижского мирного до говора и ее итоги. А. М. Горчаков. Другие направления внешней политики: «Союз трех императоров», продажа Аляски США, до говоры с Китаем и освоение Дальнего Востока. Обострение Вос точного вопроса: причины, попытки дипломатического разреше ния противоречий. Причины русско-турецкой войны 1877— 1878 гг. Ход военных действий (осада Плевны, оборона Шипки). Герои войны. М. Д. Скобелев. Сан-Стефанский договор и Берлин ский конгресс. Александр III — миротворец. Обострение проти воречий между Россией и Германией в 80—90-е гг. XIX в. Рус ско-французское сближение. Присоединение Казахстана и Средней Азии к России: ход событий и результаты для Россий ского государства и азиатских народов. Влияние внешнеполити ческой деятельности российского государства на развитие эконо мики и культуры страны.

Русская культура второй половины XIX в. Демократизация культуры. Реформирование системы образования: расширение сети образовательных учреждений и их доступности для различ ных слоев населения, ориентация на выпуск специалистов, необ ходимых в хозяйстве страны. Начало высшего женского образования в России. Создание условий для самообразования и повышения уровня культуры россиян (книжный бум, музеи и их создатели). Российские меценаты (П. М. Третьяков и др.). Важнейшие откры тия русских ученых и их значение для развития общества (Дм. И. Менделеев, И. М. Сеченов, И. П. Павлов, А. Г. Столетов В. В. Докучаев, П. Н. Яблочков, А. Н. Лодыгин, М. О. Доливо-Добровольский, А. С. Попов, К. Э. Циолковский и др.). Развитие ис торической науки (С. М. Соловьев, В. О. Ключевский, Н. И. Косто маров, Н. И. Кареев и др.). Географические открытия русских географов (П. П. Семенов-Тян-Шанский, Н. М. Пржевальский, Н. Н. Миклухо-Маклай и др.). Литература. Великие русские писате ли (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин, И. А. Гончаров, Н. С. Лесков и др.). Основные направления, темы и жанры литературы, отражение в ней общественных противоре чий. Расцвет реализма в литературе. Театральное искусство. Эпо ха А. Н. Островского. Выдающиеся русские артисты и особенности их творчества (П. М. Садовский, М. Н. Ермолова и др.). Расцвет русской национальной музыки. Творчество композиторов «Могу чей кучки» и П. И. Чайковского. Новые тенденции в архитектуре. Изменения в технологии строительства. Творчество передвижни ков. Основные темы в живописи (И. Н. Крамской, В. Е. Маковский, Н. А. Ярошенко, Г. Г. Мясоедов, Н. Н. Те, В. Г. Перов, А. К. Савра сов, И. И. Шишкин, А. И. Куинджи, И. И. Левитан, В. И. Суриков, В. М. Васнецов, К. Е. Маковский, И. Е. Репин и др.). Творческие союзы и их влияние на культурную жизнь российского общества. Влияние российской культуры второй половины XIX в. на мировую культуру.

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен:

знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. историческую обусловленность современных общественных процессов;
  5. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

  1. проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  2. критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  3. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  4. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  5. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических  процессов и явлений;
  6. участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  7. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.


Формы контроля уровня достижений учащихся и критерии оценки

  1. Объективированные

Формы контроля

критерии оценки

тесты

Правильный ответ – 1 балл

Общее количество баллов за тестовую работу (в %%):

0-32% - «2»

33-49%% - «3»

56-65%% - «4»

Более 66% - «5»

II. Субъективированные

Формы контроля

критерии оценки

Логические задания (письменные и устные)

Оценка выставляется по степени проявления необходимых в задании знаний, умений и навыков.

Проблемные задания (письменные и устные)

Образные задания (письменные и устные)

 

Итоговая аттестация в форме ЕГЭ.

Учебно-методический комплект

  1. Н.В. Загладин  «История России с древнейших времен до конца XIX века» 10 кл.  

                                  М.   «Просвещение» 2005г.

  1. А.А. Левандовский  «История России XVIII- XIX веков» 10 кл. М. «Просвещение»

                                                                       2005г.

      4. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца XVII    

                                                                                              века. М.: Просвещение, 2001.

5. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России, конец XVII – XIX в. – М.:

                                                                                               Просвещение, 2001.


II. Хрестоматии и дидактические материалы

  1. Романова А.А. Практикум по истории России с IX по XVIII век: Пособие для старшеклассников и преподавателей. – М.: АРКТИ, 2002.

III.Материалы для проведения тестирования.

  1. Единый государственный экзамен 2002. Контрольные измерительные материалы. – М.: Просвещение, 2002. – 206 с. (и другие подобные издания по годам)
  2. Учебно-тренировочные материалы для подготовки к единому государственному экзамену. История. – М.: Интеллект-Центр, 2005. (и другие подобные издания по годам).
  3.  Готовимся к единому государственному экзамену: История \под ред Л.Н. Алексашкиной\ - М.: дрофа, 2004.
  4.  Алексашкина Л.Н., Ворожейкина Н.И., Гевуркова Е.А., Егорова В.И., Ларина Л.И.. история. Тренировочные тесты ЕГЭ 2004. – М.: Изд-во Эксмо. 2004.
  5. Жукова Л.В. История 10-11 кл.: Контрольные и проверочные работы. – М.: Дрофа, 2001.

IV. Методическая литература для учителя.

  1. Серов Б.Н., Лескинен М.В. Поурочные разработки по истории России с древнейших времен до конца XIX века. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2003

Тематика и содержание семинарских и практических занятий.

Всеобщая история

Семинар «Античные цивилизации Средиземноморья».

Цель: выявить сходство и различия между развитием греческой и римской цивилизацией, причины объединения их в античную цивилизацию.

План.

  1. Роль особенностей хозяйственной деятельности греков и римлян на складывание античной цивилизации.
  2. Города-государства Греции и Италии: сравнительный анализ.
  3. Борьба за влияние в Средиземноморье.
  4. Культура античности и её историческое значение.
  5. Эпоха эллинизма: продолжение античности или отдельный период?

Семинар «Феодальное общество в Западной Европе».

Цель: закрепить знание особенностей Средневековья как закономерного этапа исторического развития.

План.

  1. Особенности социально-экономических отношений в разные периоды Средневековья.
  2. Государство и церковь в Средневековье.
  3. Сословное деление общества и взаимоотношения между сословиями.
  4. Раздробленность, централизация и кризис средневековых государств.
  5. Культура эпохи Средневековья.

Семинар «Первые буржуазные революции».

Цель: раскрыть особенности буржуазных революций нового времени.

Анализ революций по плану:

  1. Причины
  2. Периодизация, критерии периодизации и основные события.
  3. Анализ программ и действий различных политических сил в революции.
  4. Анализ итогов революции с точки зрения степени достижения целей и методов.
  5. Новые явления, появившиеся в годы революций.

История России

Семинар «Установление царской власти. Реформы середины XVI века. Российское общество XV-XVI в».

Цель: выявить особенности процесса формирования самодержавия в России.

План.

  1. Царь: история появления титула и появления его на Руси.
  2. Особенности реформаторской деятельности царя в условиях России XVI века.
  3. Деспотизм, причины его развития в России.
  4. Положительные и отрицательные стороны централизации власти в России.
  5. Роль личности в истории на примере Ивана Грозного.

Семинар «Петровские преобразования».

Цель: раскрыть влияние реформ Петра 1 на Россию.

Анализ каждой реформы с точки зрения значения для дальнейшего развития страны.

Семинар «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Крымская и русско-турецкая войны.

Цель: Раскрыть особенности участия России в «восточном вопросе».

План.

  1. «Восточный вопрос»: история возникновения и суть международных проблем, с ним связанных. Интересы России.
  2. Русско-турецкие войны XVIII века.
  3. Русско-турецкие войны начала XIX века.
  4. Кавказская война и её связь с «восточным вопросом».
  5. Крымская война
  6. Русско-турецкая война 1877-1878 гг.
  7. Итоги для России участия в решении «восточного вопроса».

Семинар «Отмена крепостного права в России. Либеральные реформы 60-70-х гг. и контрреформы».

Цель: закрепить знание содержания либеральных реформ 60-70-х гг. XIX века и их влияния на российское общество.

План.

  1. Причины реформ.
  2. Отмена крепостного права.
  3. Судебная реформа.
  4. Земская реформа.
  5. Реформы образования, печати и др.
  6. Причины незавершенности реформ.
  7. Контрреформы Александра III.


Примерная тематика рефератов.

  1. Влияние языческих верований восточных славян на русские народные праздники.
  2. Следы язычества в современных выражениях и поговорках.
  3. Род и предки А.С. Пушкина в истории России (исторический комментарий к

                       стихотворению поэта «Моя родословная»).

  1. Киевские князья — герои древнерусских былин.
  2. Былинные герои Илья Муромец и Добрыня Никитич и их ис торические прототипы.
  3. «Поучения Владимира Мономаха»: нужны ли они современ ным детям?
  4. Династические браки в эпоху Киевской Руси: их политиче ское и культурное

                                                      значение.

  1.  «Собиратель русских душ» Сергий Радонежский.
  2. «Слово о полку Игореве» и «Задонщина»: историко-литера турное сравнение.
  3. История России в иконах А. Рублева, Феофана Грека, Дио нисия и др.
  4. Откуда двуглавый орел «прилетел» в Россию? (Дискуссия о происхождении

                                               Российского государственного герба.)

  1. Иван Грозный — «царь английский».
  2. Покровский собор — памятник единой России.
  3. Смутное время .
  4. От народной любви к всеобщей ненависти (трагедия Б. Го дунова).

19.        Годуновы? Шуйские? Романовы!.. (Борьба за престол в к. XVI — н. XVII вв.)

  1. Москва не сразу строилась... (по картинам А. Васнецова).
  2. Ермак в народных песнях и поэтических сказаниях.
  3. «Тишайший правитель» «бунташного» века (царь Алексей Михайлович).
  4. Степан Разин в народных песнях и преданиях.
  5. Никон и Аввакум: противостояние духа и веры.
  6. Отношения России с Китаем в XVII веке и их отражение в Нерчинском договоре.
  7. Петр I и его реформы в оценках современников и историков.
  8. Петр I и Карл XII: сравнительная характеристика монар хов и полководцев.
  9. Петр Алексеевич и Алексей Петрович: дела семейные и го сударственные.
  10. Русское общество и американская война за независимость.
  1. Дворянские прожекты ограничения монархии при Анне Иоанновне и Екатерине П.
  2. Взгляды М. В. Ломоносова на российскую историю.
  3. XVIII век — «золотой век» российского дворянства.
  4. Женщины-императрицы (коллективный портрет или историко-сравнительная

                                          характеристика).

  1. Екатерина II и Екатерина Дашкова — женщины XVIII века.
  2. Екатерина II и Павел I: конфликты семейные и государ ственные.
  3. Освоение Дальнего Востока в царствование Екатерины II.
  4. Гербизация российских городов при Екатерине II.
  5. Е. Пугачев в оценке современников, писателей, историков.
  6. С. Разин и Е. Пугачев: сравнительная характеристика.
  7. А. С. Пушкин — историк пугачевского бунта.

41.        Собирательный портрет российских самозванцев XVII—
                                                     XVIII вв.

  1. Российское общество и Великая французская революция.
  2. Можно ли было предотвратить войну с Наполеоном? (Внеш няя политика  

          Александра I.)

  1. Итоги Бородина: историческая дискуссия двух столетий.
  2. Кто сжег Москву? (Дискуссия о событиях 1812г.)
  1. Особенности превращения России в великую европейскую державу во второй  

                                            половине XVIII века.

  1. Сравнительная характеристика русского оружия и военно го искусства в  

                                  определенную историческую эпоху.

  1. История России на русской оперной сцене.
  2. История России в произведениях художника (...).


 

Комментарии

Казакова Татьяна Николаевна

Хочу услышать мнение коллег. и буду рада если кому нибудь помогу из начинающих педегогов.