Главные вкладки

    Дискуссионный клуб

    Мастер-класс по созданию и работе дискуссионного клуба в школе.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Office presentation icon diskussionnyy_klub.ppt902 КБ
    Microsoft Office document icon dis._klub.doc37 КБ

    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Дискуссионный клуб «Планета 162»

    Слайд 2

    “ Тот, кто возражает мне, пробуждает у меня не гнев, а внимание: я предпочитаю того, кто противоречит мне и тем самым учит меня. Общим делом и его и моим должна быть истина”. Мишель Монтень Девиз клуба:

    Слайд 3

    Актуальность Дискуссионного клуба Работа в Дискуссионном клубе создаёт условия для формирования нравственных норм и мировоззренческой позиции школьника Это возможность раскрыть свой личностный потенциал Возможность развить ключевые компетенции: исследовательские, социально-личностные, коммуникативные.

    Слайд 4

    Цели мастер-класса Научить приёмам организации и проведения внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме

    Слайд 5

    Что такое дискуссия? Дискуссия — свободное обсуждение какой-либо проблемы, спорного вопроса. Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в обучении, развитии и воспитании.

    Слайд 6

    Принципы организации дискуссии Корректность поведения выступающих Установление регламента ( не более 5 минут) Полная включенность в дискуссию, участие каждого учащегося в ней

    Слайд 7

    Правила ведения дискуссии 1. Будьте открытыми и готовыми к обсуждению проблемы, это поможет вам прислушиваться к мнению других. 2. Выражайте свое мнение свободно, но кратко, дайте возможность высказаться другим. 3. Внимательно слушайте других. Стремитесь вникнуть в то, что они говорят. 4. Уважайте чужое мнение, будьте терпимы и внимательны к тому, что говорят другие. Не говорите: «Вы не правы», а только: «Я с вами не согласен». 5. Взвешивайте утверждения, предлагаемые участниками дискуссии. Умейте ценить опыт других. 6. Старайтесь рассмотреть проблему основательно, вникая в ее суть. Не спорьте об очевидном — вы потеряете время. 7. При возникновении разногласий не прерывайте дискуссию. Изучите разногласия, ищите точки соприкосновения, стремитесь к компромиссу. Никогда не переходите на личности. 8. Не стремитесь любым путем одержать победу в споре. Помните: истина не принадлежит вам, как не принадлежит никому.

    Слайд 8

    Алгоритм организации заседания клуба по гражданско-патриотической проблематике в форме дискуссии. 1 этап – выбор и обоснование темы; 2 этап- выработка правил проведения дискуссии; 3 этап- определение цели и задач занятия; 4 этап- отбор содержания; 5 этап- информация о заседании клуба по выбранной теме; 6 этап- организационные мероприятия; 7 этап- непосредственное проведение дискуссии 8 этап- подведение итогов, рефлексия

    Слайд 9

    Внимание! ___2011 года мы будем рады приветствовать вас, друзья, в сообществе "Дискуссионный клуб Планета 162» Здесь Вы можете с интересом провести время, узнать много нового, развить некоторые качества: критически мыслить, уметь смотреть на вещи с разных точек зрения, логически выстраивать аргументацию, убеждать, представлять и отстаивать свою точку зрения. Вас ждёт встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, участниками событий в Афганистане и Чечне, с выпускниками школы, выбравшими своей профессией- профессию защищать Родину, с которыми вы сможете обменяться мнениями по теме: «Что значит служить России?»

    Слайд 10

    Подведение итогов Что для вас было самым важным в этом мероприятии? Что значит для вас служить России?



    Предварительный просмотр:

    Мастер-класс по теме «Организация дискуссионных мероприятий гражданско-патриотической направленности в рамках внеклассной работы по истории».

    Разработали: учителя истории высшей категории Иванова М.Р., Алексеева Е.А.

    Актуализация. Выше  уже было сказано о такой форме внеклассной работы. Мы предлагаем мастер-класс именно по этой теме потому, что,  с  одной стороны, данная форма представляет собой наибольшие затруднения для учителей, а, с другой стороны, именно она,  на наш взгляд, способствует формированию активной гражданской позиции, позволяет приобретать позитивный социальный опыт, что является важнейшими составляющими понятия гражданина, патриота.( краткая информация  о Дис. Клубе школы ) В нашей школе  дискуссионный  клуб  по  историческим проблемам был создан по инициативе самих старшеклассников.

    Цель:  научить приёмам организации и проведения внеклассных мероприятий гражданско-патриотической направленности в активной форме ( Дискуссионный клуб).

              Ещё древние индийские мудрецы говорили, что мастер  не учит, а создаёт ситуации. Именно в роли такого мастера мы будем выступать сегодня. Наш мастер-класс будет проходить в активном режиме, поэтому мы надеемся на вашу поддержку, активность и высокий темп работы.

    И так, с чего начать?(вопрос аудитории)

       I этап – выбор темы.

     Как бы вы определили тему предстоящей дискуссии, из чего бы исходили?(диалог с аудиторией)

    Конечно же из того, в первую очередь, что интересно ребятам, что их волнует  и является актуальным на  данном этапе. С этой целью проводится мозговой штурм, в ходе которого предлагаются ребятами проблемные вопросы и из их  числа выбирается самый интересный и лучший или идёт привязка к ключевым датам и событиям, связанным с историей нашей страны. Т.О. определяется тематика обсуждаемых проблем на занятиях дискуссионного клуба.

    Этим приёмом мы повышаем мотивацию у школьников к участию и организации данного мероприятия.

    IIэтап – выработка правил и алгоритма проведения дискуссии.

    Прежде чем приступить непосредственно к дискуссии, какие знания по данному вопросу нам необходимы? ?(диалог с аудиторией)

    -  что такое дискуссия?

    -  Каковы правила ведения дискуссии?

    - алгоритм проведения дискуссии.

    Этим приёмом мы формируем умения, необходимые для эффективного проведения дискуссии.

    III этап - отбор содержания

    На ваш взгляд, кто должен отбирать содержание: педагог, ученик или совместно?

    Совместными усилиями тему определили. Предлагаем аудитории дискуссию по теме:  «Что значит служить России?»

    Следующий шаг  - определение цели  и задач. Давайте  сделаем это  совместно. 3 мин.

    Цель: понимание учениками необходимости служения своей Родине.

    Задачи: 1. Познакомить с примерами из истории беззаветного служения Отчизне

                     2. Познакомить  с понятиями долг, честь, патриотизм, гражданин

    Какое количество вопросов должно быть выдвинуто для обсуждения?

    Составьте вопросы, которые будут служить  для  реализации нашей цели .    

                            Примерные вопросы:

    - Как вы понимаете, что значит служить России?

    - Быть гражданином и служить России – это одно и то же или нет?

    - Какие примеры служения Отечеству  из истории России вы можете привести? Обоснуйте своё мнение.

    - В Конституции Р.Ф., ст.59 говорится, что Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации. Как нынешняя молодёжь относится к службе в армии?

    - В последнее время растёт отток умов из России за границу. Что надо сделать, чтобы для каждого человека стало главным служение своей Родине?

    Этим приёмом мы развиваем у обучающихся  аналитические, коммуникативные умения, актуализируем  исторические знания.

    Работа с аудиторией: Какие ещё этапы должны предшествовать заседанию дискуссионного клуба?

    IV этап – размещение информации о заседании дискуссионного клуба ( Тема и вопросы для обсуждения).

    Задание аудитории: придумать рекламу заседания Д.К.

    V этап -  организационные мероприятия

                     Кого  бы  вы пригласили для участия в дискуссионном клубе и почему (обосновать)

                     Как будет оформлен зал?( эпиграф, изречения, иллюстрационные плакаты и т.д.

                     Музыкальное оформление

                     Мультимедийная презентация, отрывки из к/ф «Офицеры», «А зори здесь тихие» , «Гардемарины, вперёд»    

    VI этап Организация и ведение дискуссии  

    В чём будет заключаться миссия учителя истории?

    Необходимо предусмотреть неожиданные повороты и быть готовым к экспромту

    при проведении дискуссии всегда существует опасность ее выхолащивания: бесплодный спор, бесконечная болтовня, множество монологов вместо диалога, потеря темы, скука (смерть дискуссии!) - от этого не застрахован никто. Чтобы избежать подобных недостатков, необходимо предпринять ряд профилактических мер.

    Ведущий

    Во-первых, нужен ведущий, а в некоторых случаях - двое ведущих. Задача ведущего - направлять ход дискуссии. Для этого недостаточно составить список выступающих и предоставлять им по очереди слово. Ведущий должен делать гораздо больше:

    · заботиться о соблюдении правил дискуссии, которые каждому участнику раздаются заранее и которые зачитываются вслух в начале каждого заседания Либерального Клуба,

    · строго соблюдать пробило "трех минут" (в исключительных случаях больше), используя, в зависимости от ситуации, колокольчик или желтые и красные карточки;

    · выстраивать дискуссию и следить за соблюдением темы,

    · задавать дополнительные вопросы, если что-то осталось неясным, чтобы ход дискуссии не нарушался,

    · снимать излишние обострения в ходе дискуссии;

    · повторять или обобщать аргументы, если это представляется ему необходимым;

    · стимулировать живую дискуссию, вызывать участников на выступления, если вдруг наступает тишина («милиционер рождается»);

    · а также многое другое, что невозможно предусмотреть заранее.

    Ведущий может - однако не обязательно - принадлежать к той же возрастной группе, что и участники.

    VII этап – подведение итогов. Рефлексия.

    Работа с аудиторией:

    Какие вопросы должны звучать в финале?

    Что для вас было самым важным в этом мероприятии?

     Что для вас значит «служить России»?

    Т.О. в ходе дискуссии мы погружаем учащихся в решение реальных проблем,  формируем на примерах из истории нравственные идеалы, активную жизненную позицию.

    И так, наш мастер- класс подошёл к концу, в ходе которого мы учились приёмам организации и проведения заседания дискуссионного клуба на гражданско - патриотическую тему.

    Заключение. Презентация копилки сценарием мероприятий по внеклассной работе по гражданско-патриотическому воспитанию.