Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории.

Тип урока лекционный по теме:«Золотой век» русской культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zolotoy_vek_russkoy_kultury_konspekt_uroka.docx23.62 КБ

Предварительный просмотр:

 Конспект урока для студентов второго курса по               Отечественной  истории.  

Тип урока лекционный по теме: «Золотой век» русской культуры.

Цель урока: дать представление о наиболее значительных достижениях и наиболее видных деятелях русской культуры первой половины 19 столетия.

План урока:

  1. Архитектура и скульптура;
  2. Живопись;
  3. Театр и музыка;
  4. Русская журналистика.

  Основные понятия: классицизм, русско-византийский стиль, романтизм, академизм, реализм.

 Оборудование урока: используйте всевозможные иллюстрации и репродукции, включая те, что даны в учебнике.

                                                                             

                                                                     Ход урока

I. Изучение нового материала

1. Учитель: В первой половине XIX в. в России формируется самобытная культура (во всех ее сферах), ставшая вровень с культурой наиболее культурно развитых стран Европы. Это видно по великолепным достижениям русских писателей, художников, ученых. В это время русская культура перестает быть ученической, как это во многом было в предыдущем столетии.

  1. Какой стиль господствовал в архитектуре XVIII в.? (Классицизм.)

     -   В чем отличительные черты классицизма? (Классицизм в архитектуре и литературе ориентировался на античное искусство, мифологию, литературу. В архитектуре господствовал принцип уравновешенности, гармоничности пропорций, симметрии.)

Столицей русского классицизма, несомненно стал Санкт-Петербург. В это время в городе создаются большие ансамбли зданий и скульптур, связанных друг с другом.

Работа с иллюстрациями: учитель показывает детям иллюстрации с изображением наиболее известных зданий и скульптур (в хронологическом порядке), построенных в стиле классицизма. Обратите внимание учеников на то, что традиционным для России цветом зданий являлся желтый - целые улицы состояли из домов, выкрашенных в желтый цвет - современники называли его «унылым». Колонны были выкрашены белый цвет.        

Следует перечислить в Санкт-Петербурге:   (компьютерная презентация)  

1806-1823 гг. - новое здание Адмиралтейства (проект А. Д. Захарова) - напомните, что шпиль Адмиралтейства воспет в стихах, а кораблик на его конце стал символом Санкт-Петербурга,

Начало XIX в. - здание Биржи на стрелке Васильевского о-ва (Тома де Томон А. Д. Захаров),

1801-1811 гг. - здание Казанского собора (А. Н. Воронихин) - здание построено по образцу собора св. Петра в Риме авторства Микеланджело,

Памятники Кутузову и Барклаю де Толли перед зданием Казанского собора (1 И. Орловский),

40-50-е гг. - бронзовые скульптуры «Укротители коней» на Аничковом мосту Петербурге (П. К. Клодт),

Памятник императору Николаю I на Исаакиевской площади (Петербург, П. I , Клодт),

     1818-1858 гг. - Исаакиевский собор (О. Монферран),

1829-1834 гг. - колонна - памятник Александру I на Дворцовой площади (С Монферран),

Здание Генерального штаба (и арка этого здания) (К. И. Росси),

Здание Александрийского театра, Михайловского дворца (Русского музея) (все К. И. Росси).

Учитель: К счастью, величественный образ Санкт-Петербурга, созданный талантливыми скульпторами и архитекторами XVIII-XIX в. дошел до наших дней почти нетронутым. Москва имела особый колорит. На ее кривых и узких улицах сосуществовали здания разных эпох, много было деревянной застройке. Даже пожар 1812 г. не внес единообразия в московскую архитектуру. В Москве меньше, чем в Петербурге выдающихся зданий в стиле классицизма, к тому же как правило они не образуют ансамблей, но все же в Москве творили талантливые архитекторы. В Москве сохранилось множество небольших уютных особняков (усадеб) в классическом стиле.        

В Москве и провинции:  (компьютерная презентация)

Здание Большого театра (О. И. Бове);        

Здание Манежа (О. И. Бове, инженер А. А. Бетанкур);

Памятник Минину и Пожарскому на Красной площади (И. П. Мартос).

По возможности покажите репродукции с изображениями провинциальных памятников классицизма: в Арзамасе - Арзамасский собор (М, П. Коринфский), «Белый дом» в Иркутске, Никольский собор в Омске.

Учитель: С 30-х гг. в крупных городах начинают строить доходные дома, квартиры - которых сдавали жильцам внаем. Эти дома отличаются простотой фасада, они уже не могли соответствовать канонам классицизма хотя бы потому, что в них нe было быть одного входа,, расположенного по центру здания. Начинается упадок классической архитектуры. Вкусы публики и архитекторов начинают уставать от похожих друг на друга зданий в классическом стиле - наступает период эклектики (появляются элементы готики, венецианской архитектуры) и смешения стилей.

Популярны становятся работы архитектора К. А. Тона, пытавшегося возродить элементы древнерусской и византийской архитектуры. Он строил пятиглавые церкви в оформлении зданий использовал русский и византийский декор. Этот стиль пучил название русско-византийского. Главная работа Тона - храм Христа Спасителя в Москве в неовизантийском стиле. Он был заложен в 1839 г. на берегу Москвы-реки в память об избавлении от наполеоновского нашествия. Однако строительство храма затянулось и продолжалось до 1883 г. В 1931 г. храм был взорван, и восстановлен лишь относительно недавно. Ныне он является одним из символов Москвы (продемонстрируйте детям соответствующую репродукцию).

2.Учитель: В русской живописи первой половины столетия господствует академизм.        

Запись при помощи компьютера:

Академизм - классицизме живописи.

Доклады учеников о судьбе и наиболее известных картинах Карла Брюллова и Александра Иванова (5-7 мин. каждый). Ученик, рассказывающий о Брюллове, должен подчеркнуть, что художник отдал дань также романтизму - в этом стиле написана, к примеру, его картина «Всадница».

Далее учитель рассказывает о выдающихся русских портретистах -О. А. Кипренском, В. А. Тропинине. Покажите соответствующие репродукции, используйте изображения, помещенные в учебнике.

Учитель: В этот период появляется и сатирическое направление в русской живописи. В творчестве художника П. А. Федотова о себе, заявляет уже реализм - новый стиль, стремившийся отобразить все многообразие и красочность реальной жизни, с ее радостями и недостатками. (Покажите соответствующие репродукции.)

Далее учитель читает помещенные в учебнике слова К. Брюллова о картине А. Федотова.

         - Что имел в виду К. Брюллов, произнося эти слова? (Очевидно, он понял, что грядет новый стиль, обращенный к жизни, а не к античному прошлому, что и случилось. — важнейшие достижения русской живопись следующих нескольких десятилетий были связаны с реализмом, живописью передвижников.)

Учитель: В 1852 г. для широкой аудиторий был открыт Эрмитаж с его огромными запасами художественных ценностей. Это стало важнейшим событием культурной жизни России.

3.Учитель: Русский театр, как вы помните, начинает развиваться еще
начиная со времени Алексея Михайловича. В XVIII в. продолжается его становление. К XIX в. по-прежнему большую роль играют зарубежные театральные труппы -французские и итальянские. Существовал и русский театр - это были крепостные театры. Новое явление, набиравшее силу - это появление театральных антрепренеров (предпринимателей), преимущественно из помещиков. Они зарабатывали на театральных представлениях. В их труппах выступали как крепостные, так и вольнонаемные актеры. Многие талантливые русские актеры вышли из крепостных -М. С. Щепкин, П. С. Мочалов.

Кроме ставших уже классическими пьес ставятся и современные. Между прочим, на подмостках центральных театров был поставлен «Ревизор» Гоголя - благодаря личному разрешению Николая I. В эти же годы была поставлена и первая русская опера - «Жизнь за царя» («Иван Сусанин») М. И. Глинки. Опера пользовалась огромным успехом у публики. Его творчество высоко оценивали такие признанные европейские композиторы, как Г. Берлиоз, Ф. Лист.

4.Учитель: Мы не будем теперь говорить о русской литературе – для этого существуют соответствующие уроки. Вспомним только, что время, когда творил Пушкин, Лермонтов, Гоголь и др. без преувеличения можно назвать золотым веком русской литературы. Но нас интересует Производная литературного движения

в России - русская журналистика. В первой половине XIX в. количество читающей публики значительно увеличивается, значительно вырастает и объем выпускаемых периодических изданий, их тиражи (хотя по сравнению с современными они все же малы). Следует понимать, что тогдашние журналы являлись едва ли не единственными трансляторами новинок художественной культуры в провинцию. Люди иначе относились к журналам - их с нетерпением ждали, берегли, составляли подшивки..

Увеличился и выпуск газет. Официальной по-прежнему были «Санкт-Петербургские ведомости». С 1838 г. в каждой губернии стали издаваться свои «Губернские ведомости».

Известный петербургский журналист Ф. Булгарин издавал популярную газету «Северная пчела». Образ этого литератора и журналиста скорее негативен. В курсе литературы он предстает прежде всего в качестве литературного врага Пушкина. Однако он действительно был талантливым и удачливым журналистом.

В первые десятилетия наиболее популярным журналом являлся «Вестник Европы» Н. М. Карамзина, основанный в 1802 г. Он отличался респектабельностью, • взвешенностью суждений, хорошим подбором материалов.

Ярким событием было издание А. А. Бестужевым и К. Ф. Рылеевым литературного альманаха «Полярная звезда». В нем печатались ведущие русские поэты, включая и Пушкина. Однако успели появиться всего 3 книги.

  1. Почему? (После восстания декабристов по понятным причинам альманах был закрыт.)
  2. Как вы полагаете, какое направление в журналистике преобладало в эпоху николаевского правления? (Консервативное.)

Однако существовали и журналы либерального направления. Не стоит только забывать, что либеральными любые издание в эпоху Николая I могут быть названы

/лишь условно, поскольку господствовала жесткая цензура. Из либеральных журналов назовем «Московский телеграф» писателя и историка Н. А. Полевого, «Телескоп» - в нем сотрудничал В. Г. Белинский. Оба журнала впоследствии были закрыты. Их эстафета перешла к известным журналам «Современник», основанный А. С. Пушкиным незадолго перед смертью, и «Отечественные записки», которые издавал А. А. Краевский. В этих журналах печатались наиболее видные отечественные литераторы: Н. А. Некрасов, И. А. Гончаров, И. С. Тургенев, Ф.М. Достоевский, М. Ю. Лермонтов, А. И. Герцен. Особой популярностью пользовались критические статьи Белинского в «Отечественных записках». Однако после его ухода в 1846 г., журнал теряет популярность.

Широкой популярностью пользовались и журналы консервативного направления, например «Москвитянин», издававшийся в 40-50-е гг. литератором и историком М. П. Погодиным. Этот журнал задумывался с целью популяризирования теории «официальной народности». Погодин на страницах своего журнала вел полемику с западниками, с писателями-реалистами. Его ценность повышали публикуемые в нем источники по истории, фольклору, быту русского народа, статьи в защиту славянских народов Европы. В этом же журнале сотрудничали и некоторые славянофилы, не разделяя, впрочем, многих взглядов Погодина.

II. Итог урока

Первая половина XIX в. - время культурного подъема в России. Отечественная
война дала сильный импульс развитию русского национального самосознания, происходит поворот образованного общества к народу - как его проблемам, так и его живому духовному наследию. В значительной степени культура приобретает выраженную национальную окрашенность, делается именно «русской».