Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории.

Тип урока повторительно-обобщающий по темам:

«Киевская Русь», «Феодальная раздробленность на Руси»,

«Московская Русь», «Россия в XVII в.»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории.

Тип урока повторительно-обобщающий по темам:

«Киевская Русь», «Феодальная раздробленность на Руси»,

«Московская Русь», «Россия в XVII в.»

Цель урока: Выяснение уровня знаний и степени усвоения материала.

Ход урока:

I. Письменный опрос на знание терминов

Раздайте заранее подготовленные карточки с терминами. Например:

Вариант 1

вотчина, дьяк, местничество

Вариант 2

кормление, всероссийский рынок, дикое поле

Вариант 3

Вече, мелкое товарное производство, закупы

Вариант 4

Митрополит, крепостное право, самозванчество

Вариант 5

Домен, кормление, абсолютизм

Вариант 6

Посадник, сословная монархия, слобода

Вариант 7

Феодализм, стрельцы, патриарх

Вариант 8

Бояре, униаты, приказы

Вариант 9

Дворянство, рада, починок

Вариант 10

Барщина, гетман, приказные люди

II. О ком писал В. О. Ключевский?   (компьютерная презентация)

Предложите ученикам определить, оком писал В. О. Ключевский:

1        «____________________        больше задумывал, чем сделал... он не был государственный делец. Односторонне себялюбивое и мнительное направление его политической мысли при его нервной возбужденности лишало его практического такта, политического глазомера, чутья действительности»;

2. «Примером своей жизни, высотой своего духа ____________ поднял упавший дух родного народа, пробудил в нем доверие к себе, к свои» вдохнул веру в свое будущее»;

3  «________ был горячий поклонник Запада, для которого он отрешился

от многих заветных преданий русской старины... При его содействии состоялся в 1686 г. Московский договор о вечном мире с Польшей, по которому Московское государство приняло участие в коалиционной борьбе с Турцией в союзе с Польшей, Германской империей и Венецией»;

4. «Этому царю пришлось стоять в потоке самых важных внутренних и внешних движений.        принял в преобразовательном движении позу, соответствующую такому взгляду на дело: одной ногой он еще крепко упирался в родную православную старину, а другую уже занес было за ее черту, да так и остался в этом нерешительном переходном положении»;

5. «В 1658 г. его усилиями заключено было Валиесарское перемирие со Швецией, условия которого превзошли ожидания самого царя Алексея»;

6. «В 1601 г. едва кончился весенний сев, полили страшные дожди и лили все лето. Полевые работы прекратились. Хлеб не вызрел... наступил трехлетний голод. Царь не жалел казны, щедро раздавал в Москве милостыню, предпринял обширные постройки, чтобы доставить заработок нуждающимся».

Ответы:

1. Иван Грозный; 2. Сергий Радонежский; 3. В. В. Голицын; 4. Алексей Михайлович; 5. А. Л. Ордин-Нащокин; 6. Борис Годунов.

III. Исторические задачи

1.        Княгиня Ольга в отместку за убитого древлянами мужа творила неимоверные жестокости: закапывала живыми послов, сжигала их в бане, хитростью подожгла и уничтожила вместе с жителями (и птичками) столицу древлян Искоростёнь. И тем не менее Православная церковь канонизировала Ольгу. Почему? (Жестокости Ольги оправданы царствовавшим в те времена законом кровной мести. Церковь оке более привлекает в Ольге то, что она по своей инициативе поехала в Византию, где приняла крещение, а также обратила в православие часть киевлян.)

  1. Почему Святослав, оставив стольный Киев, захотел вдруг жить в Переяславце на Дунае? Ему не нравился Киев? (Святослав считал Переяславец на Дунае серединой своей земли, через этот город проходили многие торговые пути, сюда стекались богатства из разных стран)
  2. Русские княжества боролись за право получения великокняжеского ярлыка. Но вот парадоксальный факт: в начале XIV в. новгородцы стали подкупать татарских вельмож, чтобы великое княжение получил московский князь. Неужели самому Новгороду, более богатому и сильному, чем Москва, не хотелось быть первым на Руси? (В начале XIV в. шла борьба за первенство между тверскими и московскими князьями. Новгород напрямую в этой борьбе не участвовал, но поддерживал то княжество, которое выигрывало в Каракоруме или Сарае. А в это время выигрывала Москва. Кроме того, Новгород, проявив лояльность к Московскому княжеству, надеялся расширить свои права.)

Почему народ отверг выборного царя Бориса Годунова на основании его «выборности» как незаконного, но признал власть также избранного Земским собором Михаила Романова? (Собор 1613 г. был более «представительным» органом, нежели прежде, поскольку в нем широко были представлены черносошные крестьяне, посадские люди, казачество. Кроме того, в условиях недоверия крестьян, горожан и мелкого дворянства к боярам и любым их ставленникам, резко выросла роль церковного авторитета (Филарета), призывавшего верующих на борьбу с католическими захватчиками и непосредственно участвующего в ней.)

5. Почему монгольская конница была такой эффективной? (Для монголов искусство верховой езды было превыше всего. Дети одновременно учились ездить верхом и ходить. Короткие луки монголов имели дальность стрельбы более 275 м. У каждого всадника было примерно по 60 стрел двух видов: легких, дальнобойных, и стрел с тяжелыми наконечниками для ближнего боя. Всадник также был вооружен саблей, топориком, кинжалом, привязанным к руке, й щитом. Непромокаемая седельная сумка, в которой лежали чистая одежда, рыболовные крючки, леска, котелок и кожаные фляжки, могла быть закрыта и использована при переплывах через реки. Монголы успешно действовали против пехоты. Они могли исчезнуть, как мираж, а могли закрыть ордами горизонт.)

IV.        Работа с источником

Зачитайте ученикам источник и попросите их определить, когда он был написан и о каком русском правителе идет речь.

«Да о том добре дивится Петр, волоский воевода, и говорит так: "Великий государь, сильный царь благоверный таковых великия досады терпит от своего недруга, от казанскаго царя, то ему пущей недруг, казанской царь; не Надобе ему тако много терпети. Так был Маг-мет-салтан, турокой царь, ко Царюграду дань давал, з благоверным царем жил в великом смирении безбранно; а отец его разбойник был на море и турскую землю осилел и засел, и лотом грех ради наших Магмет-салтан, турской царь, разбойнический род, осилел и Царьград взял, и благовернаго царя Константина потребил, и красоту церковную обезчестил, и звон церковный поотнимал, и кресты с церквей поснимал, и образы чудотворные из церквей нечестно выносил, и в церквах божиих мизгити (мечети) поделал на свои скверныя молитвы».

Ответ: Источник был написан после 1453 г., т. е. после падения Константинополя и до взятия Казани, т. е. до 1552 г. Возможные правители: Василий II, Иван Ш, Василий III, Иван IV. На самом деле это «Большая челобитная И. С. Пересветова» (1549 г.).

V.Устный опрос

  1. Покажите ученикам фотографии различных архитектурных памятников, репродукции икон и парсун. Предложите им определить время их создания.
  2. Предложите ученикам выделить основные этапы: закрепощения крестьянства.

I этап: по «Русской правде» смерд и закуп, работавшие на феодала - крепостники. Если смерд или закуп умирал без наследников по мужской линии его имущество переходило к феодалу.

II этап: время складывания централизованного государства, ограничивается право перехода от одного феодала к другому.

  1.  этап: 1497 г. - «Судебник» Ивана III официально ввел день перехода -Юрьев день осенний - 26 ноября. Была введена плата за «пожилое».
  2.  этап: 1550 г. - «Судебник» Ивана IV подтверждает право перехода в Юрьев день и увеличивает плату за «пожилое».

V этап: 1581 г. - введение «заповедных лет».

VI этап: 1592 г. - все население включено в писцовые книги. Появилась возможность установить, какому феодалу принадлежат те или иные крестьяне.

VII этап: 1597 г. -указ о сыске беглых крестьян. Крестьяне, бежавшие после составления первых писцовых книг, должны быть возвращены (срок сыска - 5 лет).

VIII этап: 1607 г. - по «Уложению» Василия Шуйского срок сыска увеличился до 15 лет.

IX этап: 1649 г. - окончательное юридическое закрепощение по «Соборному
уложению».

VI.Соотнесите термин с определением

 Термины                                                                                      Определения

    1.артель  

         а)Предприятие, основанное на разделении труда

ручной и ручной ремесленной технике.

                                                         б)Хозяйство, в котором продукты труда предназначаются для внутреннего потребления, а не для продажи

                                                   в)Группа лиц внутри какого-то общества, организации, партии, ведущая
политику противодействия, сопротивления большинству

                                                г)Еретики (XIV в.), которые считали, что церковную службу могут про
водить сами миряне, выступали против приобретения церковью земель и другого имущества.

                                                  д)Государство, в котором власть принадлежит людям, выбранным обществом на определенный срок

                                                          е)Система земледелия с делением пашни натри поля, каждое из которых засевается сначала озимыми, затем яровыми, а на третий год оставляется под паром.

                                   ж)Река, переименованная после пугачевского бунта в Урал.

                                        з)Общее название высших православных священнослужителей.

                                                             и) Форма правления, при которой верховная власть принадлежит всецело и нераздельно царю. Царь издает законы, назначает чиновников, собирает и расходует деньги без всякого участия народа в законодательстве и в контроле за управлением.

                                                            к) Старший монашествующий сан 2-й степени священства, обычно его имеют настоятели православных монастырей

                                                          л) Совокупность наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека

                                                    м)В православной церкви высшее духовное лицо, глава церковно-административной территориальной единицы.

                                                          н) Обособленная крестьянская усадьба на земельном участке индивидуального владения

                                                           о) Объединение лиц некоторых профессий для совместной работы, с участием в общих доходах и с общей ответственностью.

                                                              п) В православных церквах церковно-административная территориальная единица во главе с архиереем (епископом).

                                                    р) Часть поместья, на которой феодал вел собственное хозяйство или - совокупность наследственных земельных владений короля.

                                                          с) Совокупность достижений человечества в производственном, общественном и умственном отношении

                                                         т)Последовательное расположение общественных слоев или служебных званий от низших к высшим, в порядке их подчинения

                                                          у) Инакомыслящие, не придерживающиеся господствующего вероисповедания

                                                        ф) Заселение и хозяйственное освоение пустующих окраинных земель страны, а также основание поселений за пределами

                                                           х) Процесс, связанный с прямым использованием должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения.

2.архиерей

3.архимандрит

4.диссиденты

5.домен

6.епархия

7.епископ

8.иерархия

9.колонизация

  1. культура
  2. мануфактура
  3. мировоззрение

14.натуральное
хозяйство

  1. оппозиция
  2. республика
  3. самодержавие
  4. стригольники

19.трехполье
20. хутор.

    21.Яик

                                                                                      l.o); 2. з) 3.к); 4.у); 5. р); 6.п); 7м); 8т); 9ф); 10.x); 11. с); 12.а); 13. л); 14. б); 15. в); 16. д); 17. и); 18. г); 19.е); е);20,н); 21,ж)