«Россия в конце XVII-XVIII вв.»

Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории.       

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rossiya_v_konce_xvii-xviiivv._konspekt_uroka.docx26.97 КБ

Предварительный просмотр:

      Конспект урока для студентов второго курса

               по Отечественной истории.                                    

         Тип урока повторительно-обобщающий по теме: «Россия в конце XVII-XVIII вв.»

Цель урока: подвести итог новому материалу и выделить главные события и понятия истории XVIII в., проверить знания учеников.

Ход урока

Исторический диктант

  1. Государство, построенное по единому плану на основе принципа упорядоченности и единообразия. (Регулярное государство.)
  2. Система управления, при которой вся власть неограниченно принадлежит монарху. (Абсолютная монархия.)
  3. Центральное учреждение, ведавшее управлением Церковными делами и имениями. (Синод.)
  4. Документ, регулировавший деятельность коллегий. (Генеральный регламент.)
  5. Система наследование имущества, при которой вся собственность переходила к старшему сыну. (Майорат.)
  6. Политика поощрения отечественной промышленности посредством установления покровительственного таможенного тарифа. (Протекционизм.)
  7. Предприятие, на котором введен принцип разделения труда. (Мануфактура:)
  8. Документ, зафиксировавший принцип чиновной, бюрократической выслуги. (Табель о рангах.)
  9. Архитектурный стиль, господствовавший в России вплоть до сер. XVIII в. (Барокко.)
  10. Время частых государственных переворотов в России XVIII в. (Эпоха дворцовых переворотов.)
  11. Высший орган, созданный в 1726 г., фактически, управлявший страной при Екатерине I. (Верховный тайный совет.)
  12. Архитектурный стиль, господствовавший в России во 2-й половине XVIII в. (Классицизм.)
  13. Комиссия собранная Екатериной II в 1767 г. для составления нового свода законов. (Уложенная комиссия.)
  14. Высшее учебное заведение, открывшееся в Москве в 1755 г. (Московский университет.)   .
  15. Наименьшая территориальная единица в России. (Волость.)
  16. Война, в которой участвовала Россия, в 1757-1762 гг. (Семилетняя война.)
  17. Высший местный чиновник по реформе 1775 г. (Генерал-губернатор.)
  18. Период истории русской церкви в XVIII - начале XX в. (Синодальный.)
  19. Так стали называться бывшие монастырские крестьяне после реформы церковных владений 1762-1764 гг. (Экономические крестьяне.) .
  20. Обмирщение. (Секуляризация.)

II. Письменная самостоятельная работа

Разделите класс на варианты и предложите письменно заполнить одну из таблиц (на выбор учителя) каждому из вариантов.

Внешняя политика Петра I

Дата

Событие

Государственные реформы и социально-экономические реформы Петра I

                Реформа        

Цели и задачи

Территории, вошедшие в состав России при Екатерине II

Дата

Территория

Видные деятели культуры и церкви XVIII в.

Персоналии

Вклад в культуру

Реформы Екатерины II

Реформа

Дата

Основное содержание

III. Фронтальный опрос    (с помощью компьютера)

Задания для фронтального опроса:

1.  Кто первым начал Северную войну? (Первыми в войну ввязались Дания и Польша. Петр позднее к ним присоединился.)

  2. Петр называл сражение при Лесной «матерью Полтавской баталии». Почему? (В битве при Лесной был разгромлен корпус генерала Левенгаупта, который вез королю оружие и провиант.)

  3. В каких государствах побывал Петр Великий и почему? (Петр был в Голландии, Англии (изучал кораблестроение), Франции, Германии, Польше (с целью заключения военных союзов, для лечения и для торговых переговоров).)

  4. Какими ремеслами владел Петр? (Петр освоил около 15 профессий, в том числе профессии плотника, слесаря, столяра, фельдшера, кузнеца, переводчика, бухгалтера, картографа, штурмана, кораблестроителя, артиллериста.)

  5. Какие иностранные языки знал Петр? (Петр хорошо владел голландским и немецким, понимал шведский и польский, слегка знал татарский, английский, даже читал на латыни, однако писал с трудом даже народном языке.)

  6.Какие новые отрасли промышленности и знания появились при Петре I? (Кораблестроение и все, что с этим связано; улучшилась картография и геологическая разведка, обновилась военная промышленность.)

  7. Почему Петр не оставил после себя преемника? (Желая передать трон младшему сыну в обход старшего, Петр подписал указ о престолонаследии, согласно которому император мог сам назначать себе преемника. Однако младший сын прожил недолго, старший умер в тюрьме и у Петра не осталось прямых наследников мужского пола, за исключением внука, сына царевича Алексея (будущего Петра П). Неизвестно, кому думал передать престол сам Петр, так как составить завещание он не успел.)

IV. Тестовые задания

1.        Знаменитая Полтавская битва произошла в:

а)        1705 г.;

в) 1707 г.;

б)1709 г.;

г) 1708 г.        

2.        Цель «Великого посольства»:

а) найти союзников в предстоящей войне против Швеции;

б) заключить мирный договор с Польшей;

в) найти союзников в предстоящей войне против османской империи;

г)        познакомиться с государственным устройством западных стран.

3.        Северная война приходится на период:

а)         1700-1721 гг.;

в) 1699-1720 гг.;

б) 1709-1721 гг.;

г) 1701-1721 гг.

4.        В результате Северной войны Россия:

а)        завоевала выход в Балтийское море;

б) лишилась части своей северной территории;

в)         укрепила свое международное положение;

г) потеряла свою независимость;

д) верно а) и в).

5.        Нововведения Петра I:

а)        в одежде появился европейский покрой;  

б)        бритье бород;

в)        русские люди стали грамотными и образованными;

г)        стали выпускаться книги и появились первые публичные библиотеки;

д)        верно а) и б).

6.        Новое летоисчисление в России было введено в:        

а)        1700 г.;

б)        1699г.;

в)                   в)1701 г.;

г)        1702 г.

7.        Ношение бород разрешалось:

а) крестьянам и ремесленников;         

б) священнослужителям и дворянам;    

в)         священнослужителям и крестьянам;

г)        рекрутам и горожанам.

8.        Знаменитое морское сражение в период Северной войны:
а) Гангутское;

б) Балтийское;

     в)Азовское;

     г)Полтавское.

9.        При Елизавете Петровне государственными делами занимались:

а) Б. К. Миних;

б) А. И. Остерман;

в) П. И. Шувалов;

г) К. Г. Разумовский.

10.В ходе Семилетней войны русская армия применила новое артиллерийское орудие:

а) редуты;

б) «единороги»;

в) пищаль.

11 .Период правления Анны Иоанновны вошел в историю как:

а)        «правление временщиков»;

б)        «бироновщина»;

в)        «правление верховников»;
г} «орловщина».

12.Гвардия использовалась:

а)        для личной охраны императора;

б)        для охраны приграничных земель;

в)        для организации военных экспедиций в другие страны;

13.После смерти Анны Иоанновны престол унаследовал:

а)        Иван Антонович - сын племянницы Анны Иоанновны;

б)        Петр Алексеевич - внук Петра I;

в)        Карл Петр Ульрих - племянник Елизаветы Петровны;

г)        Елизавета Петровна-дочь Петра Великого.

14.Права и привилегии дворянства при Елизавете Петровне расширились, на что указывают следующие данные:

а)        дворянство закрепило за собой право владеть землей и крестьянами;

б)        дворяне освобождались от государственной службы;

в)        помещики получили право ссылать провинившихся крепостных без суда и следствия в Сибирь;   .

г)        дворяне прекратили платить какие бы то ни было налоги;

д)        верно а) и в).

15.Елизавета Петровна оставила престол:

а) Петру Федоровичу;

б) Екатерине Алексеевне;

в) Ивану Антоновичу;

г) Петру Алексеевичу.

16.Разделы Речи Посполитой произошли в:
а) 1772,1793,1794 и 1795г.;    

  6) 1768, 1772 и 1795 г.;

в) 1772,1793 и 1795 г.

г) 1762,1773, 1787 и 1791г.

17.Азовские походы состоялись в:

а) 1695-1696 гг.;

б) 1696-1697 гг.;                                                                  в) 1695 и 1711 гг.;

   г) 1737-1639 гг.

18.        Ништадский мир был заключен в:

а)1711 г.;

б) 1721 г.;

в)         1762 г.;

г)         1791 г.

19.        Россия аннексировала Крым в:

а) 1787 г.;

б) 1791 г.;

в) 1783 г.;

г)         1772 г.

20.        Восстание Е. Пугачева происходило в:

а) 1775-1776 гг.;

б) 1773-1775 гг.;

в) 1756-1762 гг.;        

г)         1787-1791 гг.

21.        Петербург начали строить в:

а) 1700 г.;

б) 1703 г.;

в) 1721 г.;

г)         1711 г.

22.        Указ о «вольности дворянства» последовал в:

а)         1762 г.;

б) 1761 г.;        

в)         1763 г.;

г)         1764 г.

23.        В 1711 г. был учрежден:

а)         Сенат;

б) Синод;

в)         Орден Андрея Первозванного;

г)         Главный магистрат.

24.        В 1762-1796 гг. в России правил(а):

а) Екатерина I;                

б) Екатерина II;

в)         Елизавета Петровна;

г)         Анна Иоанновна.

25.        Российская Академия наук была учреждена в:

а)        1721 г.;

б) 1727 г.;

в)        1755 г.;

г)        1725 г.

Ответы:

1. б); 2. а); 3. а); 4. д); 5. д); 6. а); 7. в); 8. а); 9. в), г); .10. б); 11. б); 12. а); 13. а); 14.

в),д); 15. а); 16. в); 17.а); 18.б); 19. в);20.б);21. б);22.а);23, а);24.б);25. г).