«Суд над Петром I»

Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории. Тип урока ролевая игра по теме: «Суд над Петром I»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sud_nad_petrom_i_konspekt_uroka.docx15.6 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока для студентов второго курса по Отечественной истории.

Тип урока ролевая игра по теме: «Суд над Петром I»

 Цель урока: закрепить и углубить знания, полученные учащимися при изучении темы; дать нравственную оценку Петра I.

Роль учители: председательствующий, арбитр. Он не должен подавлять учеников своим мнением, но может и должен исправлять явные ошибки учеников в фак тах. В конце он оглашает окончательный вердикт на основе мнения присяжных.

В начале изучения темы перед учащимися ставится опережающая задача -собрать материал о жизни и деятельности Петра I (например, можно использо вать произведения: Буганов В. И. Петр Великий и его время. Письма и бумаги императора Петра Великого в 2-х томах; Пашков Б. Г. Русь - Россия - Россий ская империя; Соловьев С. М. История России с древнейших времен, т. 1, кн. IX; Толстой А. Н. Петр 1; Чистяков А. С. История Петра Великого и др.)

Ход игры  

Одновременно ученикам - будущим свидетелям на суде - выдаются исторические справки с необходимой информацией о реальных государственных деятелях той эпохи или об абстрактных персонажах, роль которых им предстоит исполнить.

Свидетелями со стороны защиты выступают: А. Д. Меньшиков, Ф. Ю. Ромодановский, Ф. Лефорт, Б. П. Шереметьев и др. Свидетелями со стороны обвинения ступают: царевна Софья, царевич Алексей, митрополит Адриан, Евдокия Лопухина и другие. Обязанности председательствующего исполняет учитель, присяжными являются учащиеся. Процесс начинается с вступительных речей обвинения.

Пример                      Примеры выступлений

Прокурор. Уважаемый суд! Господа присяжные! Вам предстоит сегодня рассмотреть и вынести свое решение о виновности Петра I. Обвинение намерено доказать вам, что так называемые «реформы», проводимые им, принесли русскому народу немало горя и страданий. Они стоили России огромных человеческих жертв, при этом грубо попирались Национальные и религиозные чувства русских людей, всюду царили произвол чиновников, взяточничество и казнокрадство. И за все это он дол жен понести соответствующее наказание. Вот что обвинение намерено доказать, и мы это докажем!        

Защитник. Уважаемый суд! Господа присяжные! Представитель обвинения только что назвал все проступки, в которых обвиняется подзащитный. Мы намерены опровергнуть их. Мы докажем вам, что действия обвиняемого были единственно следствием его стремления сделать Россию великой державой. Мы намерены дока зать, что приняв страну в состоянии нестабильном, он оставил потомкам могучую империю, значительно расширившую свою территорию. И в своих действиях руко водствовался он единственно соображениями пользы государственной. Вот что за щита намерена доказать, и мы докажем это.

Затем для дачи показаний вызывается подсудимый, Петр I, вопросы которому поочередно задаются сторонами процесса. В соответствии с. заранее установленным порядком начинается процедура допроса свидетелей, каждый из которых излагает свою версию событий.

Адвокат и прокурор могут задавать вопросы свидетелям. После свидетельских показаний они произносят свои речи.

В конце судебного заседания проходит голосование присяжных, каждый из ко торых объясняет свои мотивы принятого им решении.