Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Беспалова Полина Александровна

коеспекты уроков обществознания в 8 классе по разделу "Социальная сфера общества"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon socialnaya_sfera.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

                      Социальная сфера.

Урок № 21. Урок-лекция.

Тема урока: Социальная структура. (2ч)

Цель урока:  разъяснить учащимся сущность социальной структуры общества, показать особенности социальных статусов и ролей в обществе.

План к теме:  1. Социальная структура общества. 2. Социальный статус личности. 3. Социальная роль.

Понятия: социальная группа, имидж,  социальные отношения.

Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Слово учителя.  Работа с презентацией.

Общество, как всякая система имеет свое строение, таким образом, социальная структура и есть строение общества.  В разные эпохи строение общества было различно. Например, кастовый строй в Индии, или деление людей на сословия в феодальном обществе – все это исторические разновидности социальной структуры. Еще одним понятием, характеризующим строение общества, является понятие социальная стратификация (определение в учебнике параграф 17.) в основу деления людей на классы, сословия положены определенные критерии, которые определяют статус человека- его положение в обществе. К ним относятся: профессия, экономическое положение, политические возможности, демографические свойства.   Социальная структура  включает в себя социальные общности, группы и организации.  Один человек может входить в несколько групп и организаций. Входя в ту или иную группу и организацию, человек приобретает определенный статус, а также выполняет различные социальные роли.  Социальный статус личности – это положение человека в обществе.  Социальный статус наделяет человека определенными правами и обязанностями, влияет на уровень жизни человека, его материальное положение. В наше время существует понятие дресскод, который  непосредственно связан с понятием социального статуса. Дресскод – это определенные требования к внешнему виду человека. Таким образом, определить социальный статус человека можно по внешнему виду, одежде и аксессуарам.  Прототип дресскода существовал и в древности, например в Древней Индии носить одежду белого цвета могли только служители культа – брахманы.  Независимо от социального статуса, люди могут выполнять одни и те же социальные роли, к примеру,  социальная роль родителей, детей, учащихся. Социальная роль также дает человеку ряд прав и обязанностей, часть которых закрепляется законом.   Элементы социальной структуры существуют во взаимодействии. Это взаимодействие есть социальные отношения – это отношения между людьми  или группами людей, осуществляющиеся в соответствии с законами социальной организации.  

1. ниже перечислены четыре соц.группы. три  из них имеют общий социально значимый признак. Какая  группа  выпадает из этого ряда?

А) дети;  Б) пожилые люди; В)мужчины; Г) молодежь.

2.  гражданин Б по выходным дням совершает со своим сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует

А) социальную роль; б) социальную норму; в) социальный статус.

3. объясни понятия: имидж, престиж,

3. Мини-Тест. Проверка и закрепление полученных знаний.  Учащиеся получают карточки с заданием.    

 

Итог урока. д\з параграф 17.

Урок № 22. Урок изучения нового материала.

Тема урока:  Социальная стратификация.

Цель урока: разъяснить учащимся суть современного понимания социальной стратификации, показать ее влияние на поведение людей, образ жизни, доходы.

План к теме:  1. Социальная стратификация и ее составляющие. 2. Что такое классы? 3. Что влияет на образ жизни людей.

Понятия:  социальное расслоение, страта, доход, власть, класс, образ жизни.

Ход урока: 1. Орг. момент.  Слово учителя.

Термин социальная стратификация ввел в научный оборот американский социолог Питирим Сорокин. Он рассматривает мир как социальную вселенную – некое пространство, заполненное социальными связями и отношениями людей. В многомерном пространстве выделяется две главные оси координат -  ось Х (для измерения горизонтальной социальной мобильности, ось Y – . П. Сорокин выделяет три разновидности социальной стратификации: экономическую, политическую и профессиональную.   Социальная стратификация в целом описывает расслоение людей на классы.    Различают четыре основные системы стратификации: рабовладельческую, кастовую, сословную и классовую.  Таким образом, социальная стратификация – это разделение общества на слои.

 Работа с презентацией.

 Экспресс –тест

1. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная

А) стратификация    Б) мобильность  

2. Формой вертикальной социальной мобильности является

А) постоянное проживание в городе   Б) повышение по службе

3. Формой горизонтальной социальной мобильности  является

А) переезд из поселка в город   В) разжалование офицера в рядовые.

Итог урока. д\з параграф 18. Подготовиться к словарной работе(страта, каста, класс, социальная стратификация, социальная мобильность)

Урок № 23. Урок-практикум.

Тема урока:  Богатые.

Цель урока: разъяснить учащимся сущность  социального неравенства, показать особенности положения богатых людей в обществе.

 План к теме:

  1. Неравенство – это хорошо или плохо?
  2. Кто такие богатые люди?

Понятия: приличествующий образ жизни , неравенство, богатство, роскошь.

Ход урока: 1. Орг.момент. 2. Опросд\з. 3. Словарная работа: страта, каста, класс, социальная стратификация, социальная мобильность.

  1. Слово учителя. Неравенство – это деление общества на богатых и бедных.   Универсальное средство для измерения неравенства являются деньги.  В современном обществе существует список самых богатых людей мира, в него входят и наши соотечественники. Богатство определяет наш уровень жизни.
  2. Работа с презентацией.
  3. Итог урока. д\з параграф 19. Вопросы.

Урок № 24. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Бедные.

Цель урока: познакомить учащихся с особенностями социального положения бедных в обществе.

План к теме: 1. Бедность как экономическое и социальное состояние людей. 2. Кто такие бедные люди?

Понятия: бедность, доход, порог бедности, прожиточный минимум, абсолютная бедность, нищета.

Ход  урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з.  3. Слово учителя. Бедность – это социально-экономическое  состояние людей. Уровень  их жизни крайне низок. Причины бедности многочисленны- это безработица, экономические кризисы в стране, войны, нежелание человека трудиться, алкоголизм.  Бедность  имеет две категории: абсолютная бедность, когда человек не может удовлетворить даже основные потребности, относительная бедность, когда не поддерживается приличествующий образ жизни. В России бедности подвержены безработные, пенсионеры, многодетные семьи, инвалиды, жители деревень.  

2. работа с учебником. Учащиеся отвечают на вопросы в конце параграфа 20, выполняют задания практикума.

3. итог урока. д\з написать сочинение на тему «как  избежать бедности»

Урок 25-26. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Этнос, нации, народности.

Цель урока:  познакомить учащихся с понятием этнос, разъяснить сущность этнообразующих факторов, сформировать умения анализировать традиции, обычаи разных народов характеризовать племя, характеризовать племя, народность с опорой на известные исторические факты.

План к теме: 1. Что такое этносы?  2. . Этнообразующие факторы 3. Народности и нации.

Понятия: этнос, нация, народность.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Запись в тетрадь.

Большинство современных обществ включает огромное количество различных этнических групп. Эти общества являются плюралистическими- общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга. Для обозначения группы людей как этноса, необходимы определенные признаки:  общее самосознание, кровное родство, единство языка, устойчивая межпоколенная преемственность,  общность исторической судьбы.  К этносам относятся племена, народности, нации. Нация – это высший исторический тип этноса.  

Работа с презентацией.  

Работа с учебником. Учащиеся самостоятельно отвечаю на вопросы в конце параграфа и выполняют практикум.

Итог  урока. Оценки. д\з. параграф 20. Подготовить материал на основе информации из СМИ о межнациональных конфликтах.

Урок № 27-28 урок изучения нового материала.

Тема урока: Межнациональные отношения.

Цель урока: познакомить учащихся с сущностью межнациональных отношений , особенностями этнических конфликтов и способами их предотвращения, сформировать уважительное, терпимое отношение к людям иной национальности.

План к теме:  1. Межнациональные отношения и их сущность. 2. Национальные предрассудки и стереотипы. Этноцентризм.   3. Причины этнических конфликтов.

Понятия: межнациональные отношения, Этноцентризм, расизм.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з.

4. экспресс –опрос.

1. устойчивые межпоколенные общности людей (этнос)

2. большая группа людей, проживающих на общей территории, связанных общностью языка, экономической жизни, национальных черт характера и культуры.(нация)

      3. неприязнь, ненависть к другим народам. (шовинизм)

      4. добровольное сотрудничество разных этнических групп. (интернационализм)

     5. общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга.

5. Слово учителя. Записи в тетрадь.

В современном мире живет около   5000 народов, объединенных более чем в 200 государств. Все они вступают в определенные социальные отношения друг с другом.  Различают межнациональные отношения внутри одного государства и между нациями –государствами. Ученые выделили результаты взаимодействия этносов. Это этническая миксация, ассимиляция, аккультация.  

Предрассудок – это мнение, предшествующее рассудку, усвоенное некритически, без размышления. Стереотип – устойчивое распространенное представление о чем –либо. Этноцентризм – уверенность в правоте собственной культуры, склонность отвергать нормы другой культуры.

Национальная нетерпимость приводит к войнам, истреблению человечества. И только уважение к друг другу, соблюдение прав и свобод способствует миру, прогрессу общества.

Причины конфликтов:

  1. По поводу спорной территории
  2. Ущемление прав меньшинства
  3. Из-за насильственного удержания народа в составе другого государства
  4. Ущемление достоинства личности

Работа с презентацией.

Предотвращение конфликтов:

  1. Форма компромисса, т.е. соглашение, достигнутое путем взаимных уступок
  2. Форма экстремизма,т.е. приверженность к крайним взглядам и действиям
  3. Толерантность, т.е. терпимость во взглядах и оценках, снисходительность в определении мотивации действий отдельного индивида или группы.

Тест по теме «межнациональные отношения» (вопросы теста из материалов ЕГЭ 2010)

  1. К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести     А)создание национально однородных государств; Б) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.
  2. Верны ли следующие суждения?  Межнациональное сотрудничество способствует  А) развитию национальной культуры; Б) преодолению национальной ограниченности.    А) верно только А   Б)верно только Б   В) верны оба суждения В) оба суждения неверны
  3. Вставьте пропущенное слово. «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей 22в результате развития экономических связей возникли _____________».
  4. Верны ли следующие суждения об этносе? А) естественная предпосылка того или иного этноса- общность территории Б) отдельные части сформировавшегося этноса сохраняют этническую идентичность в случае разделения политико-государственными границами. А) верно только А; Б) верно только Б; В) верны оба суждения; Г)оба суждения не верны.
  5. Какой  из перечисленных терминов не относится к формам предотвращения межнациональных конфликтов? А) толерантность; Б) компромисс; В)шовинизм.  

Итог урока. оценки. д\з параграф  22. Чтение, пересказ.

Урок № 29. Урок изучения нового материала.

Тема урока: конфликты в обществе.

Цель урока: познакомить учащихся с сущностью социального конфликта, разъяснить их разнообразие, сформировать умения анализировать конфликтные ситуации и находить оптимальный способ их разрешения.

План к теме: 1. Что такое конфликт? 2. Виды конфликтов. 3. Способы разрешения конфликтов.

Понятия: конфликт, конфронтация, компромисс, арбитраж, конкуренция.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Записи в тетрадь.

Социальный конфликт –(столкновение), отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов. Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие группы, между которыми возникает противоречие.  Объект социального конфликта – это то, по поводу чего  произошло столкновение участников конфликта.  Конфликты по форме их развития делят на скрытые и открытые. Различают также внутриличностные, межличностные, социальные. Следующие виды: политические , экономические, культурные и религиозные, профессиональные, этнические. По способу протекания конфликта различают конфронтацию, соперничество, конкуренция.  Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

  1. Конфликтная ситуация
  2. Эскалация (нарастание) конфликта
  3. Спад
  4. Исход конфликта
  5. Постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ранее конфликтовавших сторон

Способы разрешения конфликтов: компромисс, переговоры, посредничество, арбитраж, применение силы. По характеру результата конфликты можно сгруппировать на те, которые завершились: успехом, компромиссом, выходом из конфликта, поражением.

Работа с учебником. Текст стр. 146. «примеры конфликтов.

Выяснить субъекты(стороны) конфликтов, предмет конфликта.

Работа с карточками.

Учащимся предлагаются конфликтные ситуации, которые необходимо разобрать на составляющие и заполнить таблицу:

Причина конфликта

Интересы одной стороны

Интересы другой стороны

Способ разрешения конфликта

Ситуация 1.

Две ученицы Таня и Оля поссорились из-за оценок. Одна заявила, что родители Оли дали взятки всем учителям и потому ей всегда ставят хорошие оценки. Таня же получает плохие оценки,иза-за того, что к ней «придираются».

Ситуация 2.

Директор фирмы вложил большую сумму денег в коммерческий банк, который потерпел крах. В результате он не смог выплатить рабочим з\п за три месяца. Работники стали требовать выполнения обязательств. Между ними и работодателем разгорелся конфликт.

Итог урока. Оценки. д\з параграф 23, вопросы.

Урок № 30. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Семья.

Цель урока: разъяснить учащимся, что представляет семья в обществе людей, каков ее жизненный цикл,как строятся взаимоотношения в семье, причины разводов.

План к теме: 1Что такое семья? 2. Жизненный цикл семьи. 3. Распад семьи.

Основные понятия: семья, брак, развод.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя. Записи в тетрадь.

Семья представляет собой союз лиц, основанный на браке, родстве, принятии детей на воспитание. Семья как основной институт общества выполняет определенные функции, которые можно разделить на специфические и неспецифические.  Специфические: рождение детей,  содержание детей и первичная социализация. Неспецифические связаны с накоплением и передачей собственности, статуса, организацией производства.  Функции семьи как социального института:

  1. Эмоционально-психологическая (общение, формирование чувства защищенности)
  2. Социально-воспитательная (воспитание, образование)
  3. Статусная функция (наделение наследственными статусами: национальность, религия)
  4. Репродуктивная
  5. Экономическая
  6. Досуговая

Формирование семьи.

Этапы добрачного поведения: знакомство, первое свидание, ухаживание, сватовство, помолвка.

Жизненный цикл семьи: рождение первого ребенка, рождение последнего ребенка, уход из семьи первого ребенка, создавшего свою семью, уход последнего ребенка, смерть или развод супругов.

Брак – получивший признание и одобренный со стороны общества союз двух людей.

Нуклеарная семья – состоит из двух взрослых людей, живущих вместе, ведущих собственное домашнее хозяйство и имеющих своих или приемных детей. Расширенная (традиционная) семья- группа людей, состоящая из трех или более поколений, живущих либо вместе, либо в непосредственной близости друг  от друга.  

Причины развода.(обсуждение).  Работа с текстом параграфа.

Итог урока. д\з параграф 24. Вопросы. Практикум.

Урок № 31.контрольно-обобщающее занятие по теме «Социальная сфера общества»

Цель урока: систематизировать знания по теме «Социальная сфера общества», осуществить диагностику уровня знаний и умений по данной теме.

Ход урока: 1.орг. момент. 2. Опрос д\з. 3. 3. Работа с тестовыми заданиями.

Тест по теме «Социальная сфера общества» тест составлен на основе заданий ЕГЭ 2010.

  1. Ниже перечислены социальные группы. Три из них имеют общий социально значимый признак. Какая группа выпадает из этого ряда?

А) мужчины   Б) дети В) пожилые люди Г) молодежь

        2. К наиболее эффективным способам предотвращения межнациональных конфликтов можно отнести    

 А)создание национально однородных государств; Б) обеспечение прав и свобод всех граждан, независимо от национальной принадлежности.

       3. Разделение общества на различные социальные группы – это социальная

А) стратификация    Б) мобильность  

      4.Формой вертикальной социальной мобильности является

А) постоянное проживание в городе   Б) повышение по службе

     5. Формой горизонтальной социальной мобильности  является

А) переезд из поселка в город   В) разжалование офицера в рядовые.        

6. основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью- это

А) род          Б) семья    В)сословие

7. Верны ли следующие суждения?  Межнациональное сотрудничество способствует  А) развитию национальной культуры; Б) преодолению национальной ограниченности.    А) верно только А   Б)верно только Б   В) верны оба суждения В) оба суждения неверны

8.Вставьте пропущенное слово. «На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей 22в результате развития экономических связей возникли _____________».

9.  гражданин Б по выходным дням совершает со своим сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует

А) социальную роль; б) социальную норму; в) социальный статус.        

10 впиши термины, соответствующие данным определениям.

1. устойчивые межпоколенные общности людей  _______________

2. большая группа людей, проживающих на общей территории, связанных общностью языка, экономической жизни, национальных черт характера и культуры._______________

      3. неприязнь, ненависть к другим народам. _______________

      4. добровольное сотрудничество разных этнических групп. ____________

     5. общества, в которых существует несколько крупных этнических группировок, объединенных политически и экономически, но в других отношениях значительно отличающихся друг от друга.___________________________________________________________________________

ФИО ___________________________   оценка___________дата______________________

Урок 32.  Урок –повторения за курс 8 класса (по темам «Общество и человек» и «Социальная сфера общества» )