Поурочные разработки по обществознанию 8 класс

Беспалова Полина Александровна

конспекты уроков по обществознанию для 8 класса к разделу "Экономическая сфера"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomicheskaya_sfera_obshchestva.docx30.11 КБ

Предварительный просмотр:


                                            Экономическая сфера общества.

Урок № 12.

Тема урока: Что такое экономика?

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием  сущности экономической сферы, экономических отношений в обществе.

План к теме: 1. Экономическая наука. 2. Основные ресурсы экономики. 3. Производство и его сущность.

Понятия: экономика, инфляция, капитал, менеджер, производство, отрасль, предприятие, фирма.

Ход урока: 1. Орг.момент.

2. слово учителя.

Слово экономика пришло из древнегреческого языка и означает «искусство ведения хозяйства». Все процессы, связанные с экономической сферой изучает экономическая наука. Она зародилась в античное время. Предметом этой науки является способы ведения хозяйства, отношения между людьми в процессе производства.

Работа с презентацией.

Экономическая деятельность  есть производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг. Производство – создание благ и услуг, необходимых для существования и развития общества.  Успешное функционирование производства зависит от удачного сочетания факторов производства.  Факторы производства,  в узком смысле, слова- производственные силы общества.  Главным фактором производства выступает рабочая сила. Реализация рабочей силы  происходит в процессе труда. Важнейший показатель труда  его производительность.  Вторым фактором производства являются средства производства – это предметы труд, орудия труда.  Все средства производства делятся на природные и произведенные ресурсы, созданные людьми.  Произведенные людьми средства производства называют капиталом. Капитал делится на реальный (физический) и денежный (финансовый). Еще одним важным фактором является наука.  

Задания практикума в параграфе. Итог урока. д\з параграф 9. Подготовиться к словарной работе.

Урок № 13. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Товар и деньги.

Цель урока:  разъяснить учащимся понимание товара в обществе, разъяснить функции денег в обществе, научить понимать суть товарно-денежных отношений в экономической сфере.

Понятия: товар,деньги, покупательная способность, кредит.

План к теме: 1. Товар, свойства товара. 2. Функции денег. Товарно- денежные отношения.

Ход урока. 1. Орг.момент.

2. Словарная работа.  Понятия: экономика, инфляция, капитал, менеджер, производство, отрасль, предприятие, фирма.

3. слово учителя.

Товар – это продукт труда, произведенный для продажи. При этом  сам труд является товаром. Слайд 2. Свойства товара.

Учащиеся пишут эссе на тему «Для чего нужны деньги?» 10 мин.        

Работа с презентацией «Функции денег»

 Записи в тетрадь.

Работа с учебником.

Итого урока. Оценки. д\з. параграф 10., ответить на вопросы.

 Урок № 14. Урок – лекция.

Тема Урока : Спрос и предложение.

Цель урока: Разъяснить учащимся суть закона спроса и предложения, научить понимать взаимосвязь спроса, предложения и цены.

План к теме: 1. Что такое спрос в условиях рыночной экономике.

2. предложение как экономическая категория.

3. закон спроса и предложения.

Понятия: спрос, предложение, маркетинг.

Ход урока: 1. Орг.  момент.

2. опрос д\з.

3. экспресс- опрос.

1. переполнение сферы обращения бумажными деньгами \инфляция.

2. продукт труда для продажи \товар

3. заем в денежной или товарной форме \кредит

4. наука о ведении хозяйства \экономика

5. слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства \монета

4. слово –учителя.

Основными параметрами, регулирующими поведение субъектов рынка, выступают спрос, предложение и цена.  Механизм товарного рынка  регулируется законами – законом стоимости, законом спроса и предложения. Согласно этим законам , производство и обмен товаров происходит   на основе их стоимости. Величина стоимости определяется вложенными в производства товара затратами. Денежное выражение стоимости – цена, может устанавливаться производителем выше себестоимости товара. На цену стоимости влияет спрос, которым пользуется тот или иной товар, если спрос высок, о производитель может повысить цену на товар и расширить  его производство.  Приходя на рынок, покупатель желает приобрести товар дешевле, а в интересах производителя продать товар дороже. Поэтому существует цена спроса и цена предложения.  Из них формируется рыночная цена.

В ходе лекции демонстрируется презентация к уроку.      

Работа с заданиями учебника. Итог урока. Оценки. д\з параграф 11. Вопросы к параграфу.

Урок № 15. Урок изучения нового материала.

Тема урока:  Рынок, цена, конкуренция. (2 часа)

Цель урока: разъяснить учащимся сущность обмена и его моделей, дать представление о рынке и особенностях рыночных отношений, сформировать общие представления о цене,   ее функциях, показать роль конкуренции в развитии рыночных отношений.

План к теме:  1. Рынок. 2. Цена и ее функции. 3. Конкуренция и ее виды.

Понтия: обмен, рынок, цена, конкуренция, монополия, олигополия.

Ход урока: 1. Орг.момент.

2. опрос д\з.

3. Слово учителя.  

Рынок – это место, где встречаются продавцы  и покупатели. В древности на рынке можно было не только что –то продать или купить, рынок являлся центром общественной жизни. Рыночная площадь всегда находилась в центре античного города. На рыночной площади глашатаи оглашали законы и указы правителей, народ ходил на рынок, чтобы узнать последние новости.  Рынок зарождается на основе обмена.  Различают натуральный и денежный обмен.

Виды рынков. Работа с презентацией.   Записи в тетрадь.          

         Проверочный тест.

  1. Рост спроса на компьютеры, сотовые телефоны отражает ситуацию, сложившуюся на рынке  а)капиталов; б) труда; в) товаров и услуг.
  2. Вычеркните из списка лишнее слово.

Продавцы, покупатели, цена, спрос, производитель, обмен, инвестиция.

  1. Рынок, на котором есть только один продавец   а)монополия; б)олигополия
  2.  соперничество между участниками рыночного хозяйства за лучшие условия производства и купли – продажи товара   а)конкуренция б)обмен
  3. Влияют на поведение потребителей, ориентирует покупателей на совершение покупок а) цена; б)спрос;
  4. Работа с заданиями 4,5 учебника.
  5. Итог урока. Оценки. д\з читать параграф.

Урок № 16. Урок –практикум.

Тема урока: Предпринимательство.

Цель урока:  познакомить с сущностью предпринимательской деятельности, научить элементарным правилам поведения в экономической сфере.

План к теме: 1. Основные типы работников. 2. Предприниматель и предпринимательство.

Понятия: 1. Прибыль, предприниматель, менеджер, риск.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з.  

3. слово учителя.

Предпринимательство – определенный тип хозяйствования, цель которого - получение прибыли через удовлетворение потребностей общества. Возникновение предпринимательства относится к 18 веку.  

Работа с презентацией.

Работа в группах. Вопросы.

  1. Выпишите из текста параграфа основные черты, характеризующие предпринимателя.
  2. Выпишите правила этики бизнеса.
  3. Разработайте модель своей фирмы.

Каждая группа озвучивает свои записи. Обсуждение. Оценки.

Итог урока. д\з выполнить задания после параграфа.

Урок № 17.  Урок изучения нового материала.

Тема урока: роль государства в экономике. (2 часа)

Цель урока: разъяснить учащимся роль государства в экономике страны, познакомить с системой налогообложения.  

План к теме: 1. Типы экономических систем. 2. Государство как экономический субъект.           3. Налогообложение и его основные виды.

Понятия: акциз, налогообложение, налоги.

Ход урока: 1. Орг. момент. 2. Опрос д\з.

  1. Слово учителя.  Все сферы жизни взаимосвязаны между собой. Государство как институт политической жизни также не может быть изолировано от экономической сферы. Государство защищает рыночные отношения, гарантирует порядок, принуждает нести ответственность тем, кто действует вне закона, совершает преступления.  Государство играет в обществе роль  экономического субъекта, но наделенного властью. Оно обладает определенными экономическими функциями.  
  2. Типы экономических систем. Работа с презентацией.
  3.  Выполнение задания (в презентации) и его обсуждение.
  4. Роль государства в экономике. Налогообложение. Работа с презентацией.
  5. Записи в тетрадь.

Итог урока. Оценки. Д\З  параграф 14. Вопросы.

Задания к теме «Роль государства в экономике»

  1. В приведенном ниже списке найдите методы финансово-экономического регулирования и обведите их кружочком.

А) антимонопольное законодательство;

Б) вручение государственных наград;

В) налоговая политика.

              2. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова, выбирая их из списка.

В современной экономике действуют три главных_____________: производители экономического продукта, его потребители и _________________. Между ними происходит весьма интенсивный _____________ товарами, услугами, денежными средствами, информацией.  Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое __________________.  Государство выступает как весьма крупный ____________________ товаров, услуг и информации.  Государство является __________________: оно приобретает  у производителей военную технику для армии, продукты питания.

Слова: производитель, обмен, объект, государство, субъект, регулирование, спрос, потребитель.

Обрати внимание, что каждое слово дано в именительном падеже и может быть использовано только один раз.

Словарная работа.

 центральный денежный фонд, находящийся в распоряжении правительства – это ___________________________________________________________________________

МРОТ - ______________________________________________________________________

политика государства по урегулированию обращения денег- это ______________________________________________________________________________

налоги - _____________________________________________________________________________

совокупность принципов, правил, законов, определяющих форму и содержание экономических отношений – это ___________________________________________________________________

Урок № 18. Урок изучения нового материала.

Тема урока: Бюджет государств и семьи.

Цель урока: познакомить учащихся с понятием бюджета и способами его составления.

План к теме:  1. Что такое бюджет? 2. Бюджет государства. 3. Дефицит госбюджета.

Понятия: бюджет, дефицит бюджета, государственный долг.

Ход урока:  1. Орг.момент. 2. Опрос д\з. 3. Игра «семейный бюджет»

Класс делиться на 2 группы, каждая из которых получает карточку с заданием.

Карточка № 1.

Сформируй бюджет из данных понятий, составив из них блок-схему.

Бюджет, зарплата папы, зарплата мамы, детское пособие, питание, одежда, оплата э/энергии, доход, расход.  

Карточка № 2. Реши задачу.

Чему равен годовой бюджет семьи, если зарплата моих родителей составляет  15 тыс. руб в месяц, детское пособие 250 руб в месяц на одного ребенка, в семье 2 –е детей, а пенсия бабушки 6 тыс. руб в месяц, но она с нами не живет

ВЫПОЛНЕННЫЕ ЗАДАНИЯ УЧИТЕЛЬ ЗАБИРАЕТ НА ПРОВЕРКУ, НО РЕЗУЛЬТАТЫ НЕ ОГЛАШАЕТ. В КОНЦЕ УРОКА НУЖНО ПОВТОРИТЬ ИГРУ, СРАВНИВ РЕЗУЛЬТАТЫ.  

РАБОТА С ПРЕЗЕНТАЦИЕЙ.

Экспресс – опрос.

Вопрос                                                                                                                     ответ

  1. Финансовый план, включающий доходы и расходы –                               бюджет
  1. Если доходы меньше расходов, то –                                                     дефицит бюджета
  1. Если доходы больше расходов, то –                                                 отрицательное сальдо
  1. Налоги формируют часть бюджета, которая называется –                          доходы
  1. Бюджет утверждается –                                                                                  парламентом

Итог  урока. Оценки. д\з параграф 15.  выполнить задания к параграфу.

Урок № 19.  Урок изучения нового материала.

Тема урока: Труд.

Цель урока: познакомить учащихся с пониманием трудовой деятельности человека в обществе и ее категориями, формами вознаграждения за труд, разъяснить сущность безработицы.

План к теме: 1. Что такое труд? 2. Как вознаграждается трудовая деятельность. 3. Безработица.

Понятия: труд, работодатель, безработный.

Ход урока: 1. Орг момент. 2. Опрос д\з. 3. Слово учителя.

Занятость – это деятельность граждан трудоспособного возраста, не запрещенная законом, приносящая им заработок или доход. Трудоспособными в России считаются гражданами в возрасте от 18 до 65 лет. Согласно Конституции РФ каждый гражданин имеет право на труд, право на труд возникает в возрасте 15 лет.  

Работа с презентацией.         

Запись в тетрадь. Причины безработицы:

  1. Сокращение штата работников
  2. Ликвидация организации
  3. Конкуренция на рынке труда
  4. Спад производства
  5. Отсутствие престижной профессии.

Выполнение заданий по теме «Труд» .

  1. Назовите понятия, зашифрованные в тексте.

Человеческая деятельность, направленная на создание товаров и услуг, может оплачиваться за определенные часы работы конкретной суммой денег.

Ответ: труд , оклад, денежная форма оплаты труда.

     

  1. Социальное явление, лишающее людей дохода. Люди, которых оно коснулось, ищут работу, обращаясь за помощью в службу занятости населения.  Ответ:  безработица, безработный.    

Итог урока. Оценки д\з.  подготовиться к контрольной работе.

 Урок № 20. Контрольно – обобщающее занятие по теме «Экономическая сфера»

Цель урока; систематизировать знания  учащихся об экономической сфере; провести контроль и мониторинг полученных знаний.

В контрольной работе использованы тесты по ЕГЭ 2010 г.

Контрольная работа.

  1. Экономическая наука – это

А) наука о ведении домашнего хозяйства

Б) наука о поведении людей в процессе производства, обмена и распределения, материальных благ.

       2. Рыночная экономика отличается от командной тем, что  

              А) вопрос о том, что и как выпускать, производители решают самостоятельно

              Б) принимаются государственные планы, обязательные для производителя.

     3.  На рынке недвижимости формируется спрос и предложение на

                А) квартиры   Б) труд работников

     4. налоги – это

            А) обязательные платежи граждан и организаций в пользу государства

            Б)источник финансирования государственных программ

   5. Разница между затратами и доходами производителя – это

          А) выручка                   Б) прибыль

  6. Объясни понятия:    экономика, товар, деньги, спрос, предложение, рынок, цена, менеджер, бюджет, труд.  

7. . Реши задачу.

Чему равен годовой бюджет семьи, если зарплата моих родителей составляет  15 тыс. руб в месяц, детское пособие 250 руб в месяц на одного ребенка, в семье 2 –е детей, а пенсия бабушки 6 тыс. руб в месяц, но она с нами не живет.

8. Назовите понятия, зашифрованные в тексте.

Человеческая деятельность, направленная на создание товаров и услуг, может оплачиваться за определенные часы работы конкретной суммой денег.

Ответ: труд , оклад, денежная форма оплаты труда.

   

  1. Прочитайте текст и вставьте пропущенные слова, выбирая их из списка.

В современной экономике действуют три главных_____________: производители экономического продукта, его потребители и _________________. Между ними происходит весьма интенсивный _____________ товарами, услугами, денежными средствами, информацией.  Государство обеспечивает определенную упорядоченность экономических процессов, их правовое __________________.  Государство выступает как весьма крупный ____________________ товаров, услуг и информации.  Государство является __________________: оно приобретает  у производителей военную технику для армии, продукты питания.

Слова: производитель, обмен, объект, государство, субъект, регулирование, спрос, потребитель.

Обрати внимание, что каждое слово дано в именительном падеже и может быть использовано только один раз.

  1. Вычеркните из списка лишнее слово.

Продавцы, покупатели, цена, спрос, производитель, обмен, инвестиция