Разработка урока "Накануне отмены крепостного права"

Урок - изучение нового материала. Ребята самостоятельно выявляют предпосылки и причины отмены крепостного права. Предполагается работа с историческими источниками, датами, работа с учебником. Урок построен на основе деятельностного подхода.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon nakanune_otmeny_krepostnogo_prava.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Накануне отмены крепостного права.  8 класс

Цель урока: Сформировать у учащихся представление о новом императоре Александре II, охарактеризовать внутреннюю обстановку в стране накануне отмены крепостного права, а также причины неизбежного решения крестьянского вопроса. 

Задачи урока

Образовательная: выяснить и проанализировать причины отмены крепостного права.

Развивающая: развивать навыки анализа документов, обобщать материал, умение строить выводы.

Воспитательная: воспитывать чувство патриотизма, любви к своей Родине.

Тип урока: комбинированный

Методы обучения: частично-поисковый

Форма обучения: групповая

Оборудование урока: Мультимедийный проектор, компьютер, раздаточный материал с историческими источниками.

                                          ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.
  2. Изучение нового материла.

                                       ПЛАН: (уч-ся не озвучивать)

  1. Император Александр II.
  2. Предпосылки отмены крепостного права.
  3. Причины отмены крепостного права.
  4. Российская «оттепель».

Учитель: 18 февраля 1855 г. при весьма загадочных обстоятельствах, в самый разгар Крымской войны, скончался Николай I. Существует версия, что эта смерть была самоубийством человека, осознавшего, что он привел страну на грань катастрофы, выход из которой был под силу только новому поколению людей, и своей смертью он открывал им этот путь. Миф это или реальность, но во всяком случае хорошо известно, что, умирая, Николай I сказал наследнику престола: «Сдаю тебе мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал. Оставляю тебе много трудов и забот».

Вопрос классу: Как вы думаете, кому передал престол Николай I?

                            Какие же проблемы оставил отец Александру II?

Итак, тема нашего урока: Накануне отмены крепостного права.

   ПРИВОДЯТСЯ ВЫСКАЗЫВАНИЯ О КРЕПОСТНОМ ПРАВЕ (сторонники и противники отмены крепостного права)

Ребята, давайте с вами сформулируем проблему, над которой мы будем работать сегодня на уроке (ваши варианты,  учитель записывает на доску.)

ПРОБЛЕМА: Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро в первой половине 19 века, решит его Александр II? (или Что заставило императора Александра II начать подготовку к отмене крепостного права?)

Проблема у нас поставлена, а теперь давайте поставим цель и  задачи урока.

Также, на основе темы, проблемы, цели и задачи предложите пункты плана урока.

 

(Сегодня вы будете работать в группе, необходимо выбрать командира группы, главное правило, быть активными, отвечать на вопросы, поднимать руки, работать  вместе, дружно, согласовано. У вас на столах есть рабочие листы, куда вы будете записывать информацию, если будет самостоятельная работа.)

   Учитель: В феврале 1858г. Александр Герцен писал в «Колоколе»: «Имя Александра II принадлежит истории; если бы его царствование завтра же окончилось – все равно начало освобождения сделано им, грядущие поколения этого не забудут».

  Ученик: Сообщение о личности Александра II.( Каждая группа фиксирует у себя в рабочем листе информацию, а затем отвечает на вопросы: 1 группа – Перечислите положительные черты личности Александра II, и его увлечения. 2 группа – Назовите качества, которые можно отнести к недостаткам воспитания Александра II. 3 группа – Перечислите воспитателей и наставников Александра II, приверженность к каким порядкам проявил наследник.

СООБЩЕНИЕ:  Александр II родился 17 апреля 1818 г., родители – Николай Павлович и Александра Федоровна. Наследником престола был объявлен 12 декабря 1825 г., а через два дня стал свидетелем восстания на Сенатской площади. Это бы ло одним из первых сильных впечатлений мальчика.

 Его воспитанием с семи лет занимался капитан Карл  Мердер. Другим наставни ком наследника престола был поэт Василий Жуковский, кото рый составил «План учения», рассчитанный на 12 лет и одобренный Николаем I. В результате наследник получил разностороннее образова ние. С 1834года, по достижении наследником совершеннолетия, Николай I стал приобщать его к государственным делам. В эти же годы будущему императору читали практические курсы государственные чиновники: Михаил Сперанский – юриспруденцию, Егор Канкрин – обозрение русских финансов.

 Александр рос в атмосфере доброжелательности. Воспи татели отмечали в нем любезность, общительность, хоро шие манеры, храбрость. Главным недостатком воспитанни ка Мердер считал лень, отсутствие упорства в достижении цели. Александр больше стремился угодить отцу, заслу жить похвалу учителей. В юношеском возрасте Александр увлекается военными смотрами, манёврами, парадами.

С 1839 г. наследник начинает присутствовать на заседа ниях Государственного совета, в 1840 г. он назначен присут ствующим Кабинета министров, а в 1846 г. — председате лем Секретного комитета по крестьянскому делу. Наследник проявил на этих заседаниях приверженность к крепостническим порядкам, которых так же придерживался его отец.

Ребята работают с рабочими листами. Затем отвечают на вопросы:

1 группа – Перечислите положительные черты личности Александра II, и его увлечения.

2 группа – Назовите качества, которые можно отнести к недостаткам воспитания Александра II.

3 группа – Перечислите воспитателей и наставников Александра II, приверженность к каким порядкам проявил наследник.

Учитель: Александр II не был ни либералом, ни сторонником коренных реформ в стране. Но все же, как военный человек, осознавший причины поражения России в Крымской войне, как государственный деятель, для кого престиж и величие державы были превыше всего, он встал на путь реформ. 

Ребята, что такое крепостное право? (ответ: форма зависимости крестьян, при  которой, они наделяются землей, неся за пользование ею, различные повинности и подчиняются судебной и административной власти помещика).

Какой документ закрепил крепостное положение крестьян? (Соборное Уложение 1649г)

Вопрос об отмене крепостного права давно волновал российское общество.

  Вспомните, когда и кто из правителей пытался решить этот вопрос?

 Я предлагаю выйти по одному участнику  из группы к магнитной доске, расставить события возле дат в правильной последовательности

 

Приведите в соответствие хронологию предпосылок отмены крепостного права в России.

 

1797 г. – Павел I, указ о трехдневной барщине.

1803 г. –   Александр I,  указ о вольных хлебопашцах.(освоб. крестьян помещиками  за выкуп)

1816 - 1819 гг. –  Александр I, отмена крепостного права в Прибалтике.

1818г. – проект Алексея Аракчеева, об отмене крепостного права. ( освоб. крестьян, с землей - не принят)

1842 г. –  Николай I, указ об обязанных крестьянах. (помещики могли освоб. крестьян по договору)

 

и ответить на вопросы: 

Что из данных указов и проектов было реализовано? Почему некоторые проекты оставались только проектами? Кому было невыгодно отменять крепостное право? Почему?

(Пойти на решительные меры власть не рискнула. Правительство в случае освобождения крестьян, опасалась как массовых волнений, так и недовольства помещиков)

В чем выражалась моральная сторона осуждения крепостного права в России?

Вывод нашей беседе: В середине 19 века в России сложились все предпосылки для отмены крепостного права. «Первое дело – нужно освободить крестьян, потому что здесь узел всяких зол» - писал Александр.

Проблемный вопрос: Почему к середине 19в. отмена крепостного права стала  необходимостью?

Работа с документами по группам, в ходе которой учащиеся отвечают на вопрос:  каковы причины отмены крепостного права? (ответы  на вопросы кратко записывайте в своих листах).

1 группа. Документ «И.И. Игнатович. Помещичьи крестьяне накануне освобождения (1910).Извлечения»

          И.И. Игнатович. Помещичьи крестьяне накануне освобождения (1910). Извлечение

Какие же обстоятельства вынуждали русское правительство стремиться к унич тожению крепостного права? Государство толкали на путь реформы уже его собст венные нужды, на первом плане денежные. Государственные финансы не могли окрепнуть при крепостном порядке. Главная доля всех прямых и косвенных налогов в России шла с крестьянского населения. Между тем при том состоянии, в котором находилось крестьянское сословие до реформы, оно неизбежно шло к постепенному обеднению и к уменьшению платежных сил... Для уплаты податей крестьянину нуж но продавать часть сельских продуктов или зарабатывать подати на стороне. Хлеб ная торговля не могла развиваться, хлебные цены были низки в силу отсутствия удобных путей сообщений и в силу крепостного права. Заработки также не могли развиваться при наличности подневольного труда в силу его дешевизны, все это не позволяло увеличивать налоги и не давало расти государственным финансам...

    Крепостные отношения не допускали и развития промышленности. Это сознавал еще Николай I. «Крепостное право причиною тому, что у нас нет торговли и про мышленности», — говорил он в речи смоленским депутатам от дворянства, указы вая, почему необходимо подумать серьезно о прекращении крепостного состояния. здесь опять-таки непосредственно замешаны были интересы государства. Ружья, Пушки, сукно для казенных надобностей производились на фабриках, основанных на подневольном труде. Правительство всячески взращивало, лелеяло промышлен ность, но, тем не менее, она плохо развивалась, и это в самой значительной степени (зависело от невыгодности подневольного труда). Развитие же частных фабрик и за водов возможно было лишь при наличности свободных, вольнонаемных рабочих, ля чего требовалось уничтожение крепостного права.

Таким образом, само правительство в своих ближайших нуждах оказывалось заинтересованным в развитии промышленности, основанной на свободном труде. Со своими порядками Россия дошла до падения Севастополя.

Вопросы к документу:

1. Какое воздействие оказывало крепостное право на состояние промышленности, торговли и финансовое положение империи?

2. Почему «само правительство в своих ближайших нуждах» было заинтересовано в развитии капитализма?

3. Какова причина отмены крепостного права?

Вывод: Низкая производительность крепостного труда - отставание России от Запада

Учитель: Но 9/10 помещиков, по свидетельству Л.Н.Толстого, по-прежнему не желали освобождать крепостных, упрямо рассчитывая сохранить привычный барский образ жизни. Действия императора вызывали у них немалую тревогу

2 группа. Документ Профессор К.И. Арсеньев о крепостном праве.

Доказано, что земля возделанная вольными крестьянами, дает обильнейшие плоды, нежели земля одинакового качества, обработанная крепостными. Истина непреложная, утвержденная опытами многих веков протекших, что свобода промышленника и промыслов есть самое верное ручательство в приумножении богатства частного и общественного и что для поощрения к большей деятельности и к большему произведению нет лучшего средства, как гражданская личная свобода; истинный источник величия и совершенства всех родов промышленности.

Промышленный переворот, начавшийся в стране в 40 –х годах порождал необходимость в свободной и квалифицированной рабочей силе. Однако: крепостное право затрудняло переход крестьянина в категорию наемных рабочих.

Крепостное хозяйство таило в себе и другую угрозу. Оно не обнаруживало явных признаков скорого своего краха и развала. Оно могло просуществовать еще неопределенно долгое время. Но свободный труд производительнее подневольного — это аксиома. Крепостное право диктовало всей стране крайне замедленные темпы развития. Крымская война наглядно показала растущее отставание России. В ближайшее время она могла перейти в разряд второстепенных держав.

Вопросы к документу:

  1. Какие проблемы несло крепостное право?
  2. Какова причина отмены крепостного права

Вывод: Отсутствие личной свободы препятствовало развитию капитализма Возможность потерять статус великой державы (поражение в Крымской войне).

3 группа. Документ «Из отчета департамента полиции о крестьянских волнениях и мерах, принятых для их подавления. 1859 г.» 

Еще до обнародования в минувшем году во всеобщую изве стность высочайших рескриптов... об улучшении быта помещи чьих крестьян в народе были распространены о сем слухи, кото рые и вызвали со стороны крепостных людей различные толки, выражавшие ожидание предстоящей им свободы. Ожидание это, сильно выразившееся в 1855 г. по случаю воззвания святейшего Синода при формировании государственного ополчения, причем крестьяне целыми иногда селениями в весьма значительных массах отказывались исполнять господские работы, высказывая желание, поступить в ряды ополчения и предполагая, что с тем вместе получат они свободу. В 1856 г. те же самые толки и те же ожидания были поводом движения помещичьих крестьян из всех почти губерний Южной России (особенно Екатеринославской и Херсонской) в Крым по вызову будто бы правительства для заселения разоренных неприятелем мест Крымского полу острова.

Число крестьянских волнений в среднем за год

1801—1825 гг.

1826—1850 гг.

1851—1855 гг.

26

43

32

  Стихийные и разрозненные волнения легко подавлялись властями. Но появилось и нечто новое. В 1854—1855 гг. десятки тысяч крепостных, поверив слуху об освобождении ополченцев от крепостной зависимости, налогов и рекрутчины, бежали от своих господ. Весной 1856 г. огромные толпы крестьян пытались самовольно переселиться в Крым, где они якобы должны были получить свободу.
Не меньше встревожило власти «трезвенное движение»: во многих южных губерниях сельские сходы запрещали пьянство и уничтожали кабаки, объясняя: «теперь время не такое» — скоро государь волю объявит.

 Вопросы к документу:

1. О каких настроениях русского крестьянства свиде тельствует документ?

2. Можно ли считать, что во время и после Крымской войны наблюдался значительный рост крестьянского движения?

3. С каким факто ром связывали свое освобождение крестьяне?

4. Какова причина отмены крепостного права?

Вывод: Крепостное право - угроза общественного спокойствия (крестьянское движение).

    Учитель:  Ребята, на основе ваших документов ДАВАЙТЕ СФОРМУЛИРУЕМ   ПРИЧИНЫ ОТМЕНЫ КРЕПОСТНОГО ПРАВА.

                  Возможные ответы:

  1. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг.
  2. Массовые выступления крестьян.
  3. Изменение социальной атмосферы в обществе.
  4. Социально-экономическая отсталость России.

Первые годы царствования Александра II напоминали начало правления  Александра I , в обществе царила та же атмосфера всеобщего ожидания. Изменения произошли, в области:

1группа – указов и постановлений императора;

2 группа -  публицистики;

3 группа – Какие воззвания звучали в отношении отмены крепостного права?

  РАБОТА С УЧЕБНИКОМ: стр. 122- 123, выпишите в рабочие листы изменения.

    Вопрос: Какие изменения произошли в стране в первые годы правления Александра II?

                     Какие воззвания звучали в отношении отмены крепостного права?

Подведем итог нашему уроку:  

ПРОБЛЕМА: Почему, несмотря на то, что вопрос отмены крепостного права стоял достаточно остро в первой половине 19 века, решит его Александр II? (или Что заставило императора Александра II начать подготовку к отмене крепостного права?)

ВЫВОД УЧИТЕЛЯ: Неизбежность скорой отмены крепостного права была очевидна всем. Однако это было очень непростым делом, поскольку затрагивало интересы всего общества. При этом главная опора власти – дворянство оставалось в своем большинстве противником подобной реформы.

 Ребята, обратите внимание на доску, давайте заполним схему, подведем итог нашему уроку.

              Александр II  -- личность?--- _______________

                                                                      ВЫВОД:                              

Рефлексия: Выскажите свою точку зрения по вопросам:

Что нового узнали?

Какую деятельность проводили на уроке?

Что было самым трудным?

Что было интересным?

Оцените в пятибалльной системе свою работу на уроке.

Домашнее задание: §19, письменно вопрос №3  учебника, в тетрадь