Учебно-методический комплекс по истории

Филиппова Анастасия Михайловна

 

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 031601  «Реклама» среднего профессионального образования (далее СПО).

Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «История» является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_fgos-03.docx72.44 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования Московской области

«Международный университет природы, общества и человека «Дубна»

(университет «Дубна»)

Филиал (колледж)

УТВЕРЖДАЮ

проректор по учебной работе 

___________________С.В. Моржухина

«_____»___________20___ г.

ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ИСТОРИЯ

Профессия начального (специальность среднего)
профессионального образования

031601 Реклама

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

230701 Прикладная информатика (по отраслям),

230115 Программирование в компьютерных системах

базовой подготовки

 

Форма обучения

Очная

2012 год


Программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (профессии начального профессионального образования) 031601 Реклама,

190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,

230701 Прикладная информатика (по отраслям),

230115 Программирование в компьютерных системах

Программа разработана на основе примерной программы учебной дисциплины «История», рекомендованной Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного автономного учреждения Федерального института развития образования (заключение № ________  от «____»________20__ г.).

(указывается при наличии разработанной примерной программы)

Автор программы: Рачкова А.М., преподаватель, ____________

                                                                                                               подпись

Программа рассмотрена на заседании цикловой методической (предметной) комиссии

____________________________________

Протокол заседания № _____ от «____» ___________ 20__ г.

Председатель цикловой методической (предметной) комиссии

________________ Гаврилова Н. А.

            подпись

СОГЛАСОВАНО

Директор филиала (колледжа)                                                                

________________ Баринов В. К.

              подпись

                                                                                                                                                        

Руководитель библиотечной системы ________________ Баранова Е.С.

                                                                                           подпись

                                                                                             


Содержание

1. Паспорт программы учебной дисциплины        

1.1. Область применения программы        

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы        

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:        

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:        

2. Структура и содержание учебной дисциплины        

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы        

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины        

3. Условия реализации программы дисциплины        

3.1. Образовательные технологии        

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению        

3.3. Информационное обеспечение обучения        

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины        

1. Паспорт программы учебной дисциплины

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы университета «Дубна» по специальности СПО – 031601 Реклама.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности 031601  «Реклама» среднего профессионального образования (далее СПО).

Программа учебной дисциплины ОГСЭ. 02 «История» является частью основной профессиональной образовательной программой в соответствии с ФГОС по всем специальностям СПО.

Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании в рамках реализации программ переподготовки кадров в учреждениях СПО.

Учебная дисциплина «История» относится к общему гуманитарному и социально-экономическому циклу основной профессиональной образовательной программы.

1.3. Цели и задачи дисциплины, требования к результатам освоения дисциплины:

Программа ориентирована на достижение следующих целей:

  1. воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  2. развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  3. освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  4. овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  5. формирование исторического мышления — способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

Задачи курса:

  1. определение собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать: знать/понимать:

  1. основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизацию всемирной и отечественной истории;
  3. современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  5. основные исторические термины и даты;

Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины:

знание:

Результат обучения

Компетенция

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 1

умение:

Результат обучения

Компетенция

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 2

Принимать решение в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 3

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 4

Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

ОК 7

применение:

Результат обучения

Компетенция

Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности

ОК 5

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 6

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознано планировать повышение квалификации.

ОК 8

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 9

Соблюдать действующее законодательство и обязательные требования нормативно-правовых документов, а также требования стандартов и других нормативных документов.

ОК10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением профессиональных знаний (для юношей)

ОК 11

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 246______часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося __164____ часов;

самостоятельной работы обучающегося _82_____ часов

2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

246

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

164

в том числе:

     лабораторные занятия

     практические занятия

     контрольные работы

     курсовая работа (проект)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

82

в том числе:

     самостоятельная работа над курсовой работой (проектом)

Подготовка и сдача зачета

4

Итоговая аттестация по дисциплине в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект)

Объем часов

Уровень освоения

Урок №1

Введение. Основы исторического знания

Содержание учебного материала:  Историческое знание, его достоверность и источники. Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение. Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время. Общественная роль и функции истории

Самостоятельная работа обучающихся Составление сравнительной таблицы «Основные концепции исторического развития»

1

1

1

Древнейшая и древняя история. Традиционные общества

Урок №3-4

Первобытный мир и зарождение цивилизаций

Содержание учебного материала: Природное и социальное в человеке и человеческом сообществе первобытной эпохи. Выделение человека из животного мира. Проблема антропогенеза. Расселение людей по земному шару. Археологические памятники каменного века на территории России. Среда обитания.

Практическая работа: Составить сравнительную таблицу  «Ранние цивилизации

2

2

Урок №5-6

Начало социальной жизни

Содержание учебного материала: Родовая община. Распределение социальных функций между полами. Мировоззрение первобытного человека. Возникновение религиозных верований. Искусство. Последствия для человека глобальных климатических изменений.

Практическая работа: Составить сложный план параграфа

2

2

Урок №7-8

Неолитическая революция

Содержание учебного материала: Изменение в укладе жизни и формах социальных связей. Очаги возникновения земледелия и скотоводства в Старом и Новом Свете.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №9-10

Социальные последствия перехода от присваивающего хозяйства к производящему.

Содержание учебного материала: Появление частной собственности. Разложение родового строя. Роль племенной верхушки. Рабы и рабство. Разделение труда. Предпосылки возникновения цивилизации, протоцивилизации.

Практическая работа: Составить сложный план параграфа

2

2

Урок №11-12

Ранние цивилизации. отличительные черты ранних цивилизаций

Содержание учебного материала: Хронологические и географические рамки истории Древнего мира. Традиционное общество: специфика социальных связей, экономической жизни, политических отношений. Социальная пирамида. Основные сословия и социальные группы в древних обществах. Роль аристократии и жречества. Категории трудового населения. Политический строй. Египет, Передняя Азия, Индия, Китай, Доколумбова Америка. Материальная структура и экономика ранних цивилизаций. Общее и особенное в развитии древних цивилизаций.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №13-14

Расцвет цивилизаций бронзового века и железный век Востока

Содержание учебного материала: Новоегипетская держава: экономика, общество, государство. Шедевры древнеегипетской культуры. Вавилон времен Хаммурапи. Хетты: индоевропейцы в Малой Азии. Эгейский мир эпохи бронзы. Минойская цивилизация на Крите, ее отличительные черты. Ахейские государства. Ассирийская военная держава и ее преемники в Передней Азии. Персидское «царство царств». Древняя индия. Империя Маурьев. Формирование древнекитайской цивилизации. Империи Цинь и Хань.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №15-16

Античная цивилизация

Содержание учебного материала: Античная цивилизация. Становление полисной цивилизации в Греции: географические и социальные предпосылки. Сущность греческого полиса. Роль Афин и Спарты в жизни греческого мира. Александр Македонский и эллинизм. Древний мир: этапы становления общество и государства. Экономика. Общественный строй.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций о цивилизациях Древнего мира»

2

1

2

Урок №17-18

Религии Древнего мира  и культурное наследие древних цивилизаций.

Содержание учебного материала: Церковь, монотеизм, христианство, мировая религия, конфуцианство, буддизм, язычество, философия, наука

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций по культурному наследию древних цивилизаций

2

1

2

История Средних веков

Урок №19-20

Особенности развития цивилизаций Востока в Средние века

Содержание учебного материала: Асинхронность развития средневековых обществ, роль кочевников, хронологические рамки периода для разных стран. Сохранение традиционных устоев в религиозно-культурной, государственной, социальной, экономической жизни как главная черта восточных цивилизаций.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок № 21-22

Китайско-конфуцианская цивилизация

Буддизм.

Содержание учебного материала: Периодизация средневековой истории Китая. Правящие династии, столицы и границы.

Роль исторических традиций для китайского Средневековья. Преемственность государственных, общественных, культурно-этических и религиозных форм жизни.

Нашествия на Китай в ІV—ХІІІ вв.: варварство и цивилизация. Характер монгольского владычества. Периодизация средневековой истории Индии, правящие династии, столицы, границы. Индийское общество в Средние века.

Сущность буддизма. Священные места, связанные с Буддой. Этапы превращения буддизма в мировую религию. Особенности распространения буддизма в Китае. Проникновение буддизма в Японию и его роль как государственной религии.

Практическая работа: суть конфуцианских принципов общественных и семейно-личных взаимоотношений

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №23-24

Арабо-мусульманская цивилизация. Становление западноевропейской средневековой цивилизации

Содержание учебного материала: Хронологические рамки западного Средневековья.

Встреча античной цивилизации и варварского мира. Основные этапы взаимоотношений римлян и германцев (I в. до н.э. — V в. н.э.).

Великое переселение народов и его исторические результаты.

Исторические итоги раннесредневекового периода. Государства Европы VIII—XІ вв. Политическая раздробленность и ее причины.

Практическая работа: Составление сравнительной таблицы «Индия, Китай, Япония в Средние века»

2

2

Урок №25-26

Запад и Восток в эпоху расцвета Средневековья: особенности развития и контактов

Содержание учебного материала: Средние века, аграрная экономика, Великое переселение народов, православие, католицизм, христианизация, монастырь, ереси, феод, вассальные связи, сословно-представительная монархия, дуализм, аскетизм, крестовый поход, кочевники, варварство, ислам, исламизация, мусульманство, медресе, университет, традиционные устои.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №27-28

Восточные славяне в VII-VIII вв.

Содержание учебного материала: Заселение Восточной Европы. Племена и народы Северного Причерноморья в I тысячелетии до н. э.

 Славяне и Великое переселение народов (IV—VI вв.). Его причины. Германские и славянские племена в Европе.

Готы. Гунны. Тюрки. Аварский и Хазарский каганаты. Финно-угорские племена. Византия и народы Восточной Европы. Заселение славянами Балканского полуострова.

Быт и хозяйство восточных славян. Жилище. Одежда. Формы хозяйствования. Общественные отношения. Семья. Роль женщин в общине. Верования. Славянский пантеон и языческие обряды.

Предпосылки образования государства у восточных славян. Разложение первобытно-общинного строя. Формирование союзов племен.

Вече и его роль в древнеславянском обществе. Князья и дружинники: происхождение и социальный статус.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок№ 29-30

Киевская Русь.

Содержание учебного материала: Племенные союзы восточных славян. Общественный строй. Князья и их дружины. Свободные и несвободные. «Путь из варяг в греки». Первые русские князья и их деятельность: военные походы и реформы. Дань и данничество. Взаимоотношения Руси и Византии в XI–XII вв.

Русь и кочевые народы южнорусских степей: военное противостояние, этническое и культурное взаимовлияние.

Право в Древней Руси. Ярослав Мудрый. «Русская правда». Власть и собственность. Основные категории населения. Князь и боярство. Знатные и простолюдины. Свободные и несвободные. Город и горожане.

Истоки русской культуры. Значение христианства в становлении национальной культуры. Устное народное творчество. Славянская письменность. Древнерусская литература. Архитектура. Живопись.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №31-32

Древняя Русь в контексте  всемирной истории

Содержание учебного материала : Сходное и  различное в экономических, социальных, политических и культурных тенденциях в развитии Западной и Восточной Европы. Причины раздробленности. Великий Новгород. Владимиро-Суздальское княжество. Галицко-Волынское княжество.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №33-34

От Руси к России

Содержание учебного материала: Характер и особенности объединения Руси. Иван III. Присоединение Новгорода и других земель. Свержение ордынского ига (1480 г.). Завершение образования единого Русского государства.

Предпосылки централизации. Политический строй. Судебник 1497 г. Формирование органов центральной и местной власти. Зарождение приказного строя. Боярская дума. Государев двор. Организация войска. Церковь и великокняжеская власть.

Вклад православной церкви в укрепление единого государства.

Территория и население России в XVI в. Елена Глинская. Боярское правление. Венчание на царство Ивана Грозного, формирование самодержавной идеологии. Избранная Рада и ее реформы. Элементы сословно-представительной монархии в России. Судебник 1550 г. Церковь и государство. Стоглавый собор. Военные преобразования.

Опричнина и причины ее введения. Опричный террор. Социально-экономические и политические последствия опричнины. Иван Грозный и Андрей Курбский. Митрополит Филипп. Экономическое положение и социально-политические противоречия в русском обществе конца XVI в.  Основные направления внешней политики Ивана Грозного. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Вхождение башкирских земель в состав России. Укрепление позиций России на Кавказе. Отношения с Крымским ханством. «Дикое поле». Казачество.

Борьба за выход к Балтийскому морю. Ливонская война (1558–1583 гг.). Образование Речи Посполитой (1569 г.).  Народы Урала и Приуралья в составе Сибирского ханства. Поход Ермака. Вхождение Западной Сибири в состав Российского государства.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

Урок №35-36

Русская культура в XIII-XVII вв.

Содержание учебного материала: Литература, живопись, архитектура. Религиозные споры. Публицистика. «Домострой». Социальная роль женщины. Быт и нравы. «Обмирщение» русской культуры в XVII в. Расширение культурных связей с Западной Европой. Создание школ. Славяно-греко-латинская академия. Новые жанры в литературе.

индоевропейская общность, крещение, племенные союзы, вече, князь, дружина, дань, данничество, боярство, национальная культура, раздробленность, междоусобицы, иго, экспансия, основы национального самосознания, уния, митрополит, патриарх, объединительный процесс, централизованное государство, Судебник, крепостное право, приказный строй, Боярская дума, помещики, дворяне, иосифляне, нестяжатели, царь, опричнина, террор, самодержавие, казачество, гражданская война, раскол, крестьянская война.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №37-38

Индия в Средние века

Содержание учебного материала:  Индийская община и государственная властью личность и общество. Религии Индии. Ислам в индийской истории. Кастовый строй.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №39-40

Дальний Восток в Средние века

Содержание учебного материала: Китай: конфуцианская идеология и общественная жизнь. Расцвет конфуцианской империи (династии Тан и Сун). Китай и северные варвары. Средневековая Япония.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

1

2

История Нового времени

Урок №41-42

Введение. Карта мира в новое время.

Содержание учебного материала: Понятие «новое время». Хронологические рамки и периодизация нового времени. Великие географические открытия, их последствия. Карта мира в новое время. Образование колониальных империй. Метрополии и колонии. Переход от аграрного к индустриальному обществу. Начало процессов модернизации в странах Европы и мира.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

Урок №43-44

Модернизация. Эпоха возрождения и Реформации.

Содержание учебного материала: Запад и Восток в XVI–XVII вв.: многообразие цивилизаций, их сходства и различия. Россия — «мост» между Западом и Востоком. Предпосылки возникновения феномена «модернизации» и его содержательная сторона. 

Европа в период Реформации и Контрреформации. Ориентация человека на активную жизненную позицию и пробуждение критического мышления в ходе обновления западного христианства. Высшее оправдание повседневного труда в качестве богоугодной деятельности. Готовность человека нового типа к познанию, освоению и покорению окружающего мира.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №45-46

Великие географические открытия. Государство и власть в эпоху индустриальной цивилизации.

Содержание учебного материала: Великие географические открытия. Карта мира. Начало межцивилизационного диалога и его воздействие на судьбы участников: гибель и трансформация традиционных цивилизаций Нового Света, их влияние на развитие модернизирующейся цивилизации Запада. Формирование нового пространственного восприятия мира.

Образование централизованных государств. Империи и национальные государства. Абсолютизм.  Английская революция XVII в. и ее значение для Европы. «Просвещенный абсолютизм» и его особенности в Австрии, Пруссии, России.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №47-48

Европа XVIIв. Век Просвещения

Содержание учебного материала: XVII век эпоха всеобщего европейского кризиса. Синхронность кризисных ситуаций в разных странах. Процесс модернизации западного мира. Зарождение нового хозяйственного уклада в экономике. Урбанизация. Новое в облике городов и жилищ. Размывание сословного строя и стремление зафиксировать внешние черты сословной принадлежности.

Секуляризация общественного сознания.

Понятие «Просвещение» и его содержание. Теория естественного равенства. «Общественный договор». «Народный суверенитет». Культ Разума. Идея прогресса.

 «просвещенный абсолютизм».

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №49-50

Революции XVIIIв. и их значение для утверждения индустриального общества

Содержание учебного материала: Война за независимость североамериканских колоний и попытка реализации просветительских идеалов. Образование США. Влияние североамериканских событий на европейское общество.

Французская революция XVIII в. Политические режимы периода Революции. Конституции.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №51-52

Россия в XVI- начале XVIIв.

Содержание учебного материала: Сословно-представительская монархия. Становление самодержавия. Внешняя экспансия. Начало формирования многонационального государства.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №53-54

Кризис конца XVI начала XVII в.

Содержание учебного материала: Время правления царя Федора. Кризис престолонаследия

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №55-56

Смута.

Содержание учебного материала: Причины, сущность, последствия

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №57-58

Россия в период реформ Петра I

Содержание учебного материала: Предпосылки реформ Петра I. Особенности модернизационного процесса в России.

Северная война и ее итоги. Изменение места России в мире, провозглашение ее империей.

Социально-экономическая политика Петра I и социальная структура русского общества. Крепостная экономика. «Регулярное государство».

Культурный переворот петровского времени.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №59-60

Внутренняя и внешняя политика преемников Петра I

Содержание учебного материала: Причины дворцовых переворотов. Екатерина I. Верховный Тайный совет. Петр II. «Затейка» верховников и воцарение Анны Иоанновны. Бироновщина.

Политическая борьба и дворцовый переворот 1741 г. Социально-экономическая политика Елизаветы Петровны. Участие России в Семилетней войне. Правление Петра III. Дворцовый переворот 1762 г. и воцарение Екатерины II.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №61-62

Россия во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала: «Просвещенный абсолютизм» Екатерины II. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Характер и направленность реформ Екатерины Великой.

Павел I — характеристика личности и основные направления его политики.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

1

Урок №63-64

Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала: Выход России к Черному морю. Разделы Речи Посполитой и вхождение украинских и белорусских земель в состав Российской империи.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №64-66

Культура России в середине и во второй половине XVIII в.

Содержание учебного материала: Русская культура в середине XVIII в. Идеи Просвещения и просвещенное общество в России. Достижения архитектуры и изобразительного искусства. Барокко и классицизм в России.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №67-68

Традиционные общества Востока в условиях европейской

колониальной экспансии

Содержание учебного материала: Варианты реакции цивилизаций Востока на экспансию Запада: отторжение и изоляция, сопротивление и подчинение. Колониальное соперничество и его значение. Создание колониальных империй, формы их организации. «Освоение» Африки. Судьба Индии в «короне» Британской империи.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №69-70

Попытки модернизации в странах Востока

Содержание учебного материала: «Восточный вопрос» с точки зрения межцивилизационного диалога. Проблема Суэцкого канала. Попытки модернизации в Османской империи. Япония: от самоизоляции к практике модернизации. Политика самоизоляции: Китай в борьбе за сохранение «своего лица».

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №71-72

Страны Европы в XIX в.

Содержание учебного материала: Промышленный переворот в странах Европы и Северной Америки; его экономические социальные последствия. Завершение колониального раздела мира. Империализм.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №73-74

Страны Северной Америки в XIX в.

Содержание учебного материала: Политическое развитие стран западного мира. Утверждение конституционных порядков, развитие парламентаризма. Становление гражданского общества. Консерваторы и либералы. Распространение социалистических учений. Политический радикализм. Социальные движения. Реформы и революции в Европе XIX в.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №75-76

Культура стран Европы и Северной Америки в XIXв.

Содержание учебного материала: Культура XIХ в. Наука и образование. Развитие национальных культур. Демократизация культуры.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №77-78

Россия в XIX в.

Содержание учебного материала: Попытки проведения реформ в начале века. Предпосылки отечественной войны 1812 г.

2

2

Урок №79-80

Отечественная война 1812 г.

Содержание учебного материала: Воздействие войны на развитие национального и общественного самосознания. Выступление декабристов.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №81-82

Власть, общество, личность в России.

Содержание учебного материала: Внутренняя политика самодержавия: между реформами и контрреформами. Взгляды на пути развития страны: охранители, славянофилы и западники. Сторонники общинного социализма.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №83-84

Социально-экономическое развитие.

Содержание учебного материала: Промышленный переворот. Аграрный вопрос в середине XIX века. Реформы 60-70-х гг., их экономические и социальные последствия. Консерваторы, либералы, радикалы в пореформенный период. Начало массового рабочего движения.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

1

Урок №85-86

Страны Востока в период колониализма

Содержание учебного материала: Традиционные общества и колониализм в странах Азии и Африки: сопротивление, приспособление, трансформация.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №87-88

Страны Востока в период колониализма

Содержание учебного материала: Проблемы модернизации. Реформы Мэйдзи в Японии.

2

2

Урок №89-90

Международные отношения в Новое время

Содержание учебного материала: Европейские войны XVII-XIX вв. Колониальный раздел мира.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №91-92

Внешняя политика России на Западе и Востоке

Содержание учебного материала: Внешнеполитические союзы и дипломатия в конце XIX века.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

История XX века.

Урок №93-94

Введение. Периодизация XX века.

Содержание учебного материала: Карта XX века: от мира империй к сообществу независимых государств. Россия , СССР на карте мира.

2

2

Урок №95-96

Мир в 1900-1914 гг.

Содержание учебного материала: Научно-технический прогресс в начале XX века. Центры и периферия индустриального мира.

2

2

Урок №97-98

Кризис индустриального общества

Содержание учебного материала: Социальные движения в начале XX века. Реформы и революция начала XXв. Как пути разрешения социальных противоречий (опыт стран Европы,  Америки, Азии).

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №99-100

Россия в начале XX века.

Содержание учебного материала: Социальный и демографический состав российского общества. Быт и культура. Уровень образования. Особенности формирования городского населения. Сельское население в период модернизации. Миграционные процессы. Кризис сословного деления. Социальные стереотипы. Российская правовая система свод законов Российской империи. Особенности развития судебной системы. Уголовное, гражданское, процессуальное, семейное право.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №101-102

Государство

Содержание учебного материала: Особенности российской монархии. Система министерств. Становление российского парламентаризма. Государственная дума и Государственный совет. Региональная структура управления. Местное самоуправление.

Общественная жизнь. Либерализм и консерватизм. Революция 1905–1907 гг.: социальный заказ на модернизацию или протест против нее. Традиционализм и модернизм в левом движении: народнические и марксистские партии.

Экономические реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №103-104

Россия в системе международных отношений.

Содержание учебного материала: Проблемы догоняющей модернизации. «Восточный вопрос» во внешней политике Российской империи. Русско-японская война. Военно-политические блоки.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №105-106

Первая мировая война. Борьба за передел мира.

Содержание учебного материала: Истоки и причины. Основные фронты.  Тотальный характер войны. Гибель традиционных военно- административных империй. Версальская система. Итоги.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №107-108

Участие России в мировой войне

Содержание учебного материала Влияние войны на общество. Изменения в социальной структуре. Диспропорции в государственной системе, экономике и национальной политике. Армия и общество: перекос во взаимоотношениях. Государство и общественные организации: попытки взаимной интеграции; замыслы и результат. Изменение правовой системы.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №109-110

Война и общество

(Европа, Россия)

Содержание учебного материала: Первый общий кризис либерализма. Трансформация традиционных идеологий в тоталитарные.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №111-112

Февральская революция в России

Содержание учебного материала: Причины и ход революции. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. Двоевластие. Кризисы Временного правительства. Причины радикализации общества. Учредительное собрание: ожидание, деятельность, результат.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №113-114

Приход большевиков к власти в России

Содержание учебного материала: Первые шаги советской власти. Трансформация дореволюционных идей большевиков: государственное управление, армия, экономика. Формирование однопартийной системы. Становление новой правовой системы: от первых декретов до Конституции 1918 г.

Государственное устройство. «Советская демократия» и партийные органы. Замена конституционных органов власти чрезвычайными. Централизация власти. Однопартийная система: от демократии внутри партии до «демократии» внутри руководства.

Экономика. «Военный коммунизм»: чрезвычайная мера или форсированная модернизация? Экономические, социальные и политические аспекты политики «военного коммунизма».

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №115-116

Гражданская война в России

Содержание учебного материала : Гражданская война: причины, действующие лица, политические программы сторон. Красный и белый террор. Причины поражения антибольшевистских сил. Российская эмиграция.

Советская Россия на международной арене. Брестский мир. Военная интервенции стран Антанты. Изоляция Советской России. Коминтерн. «Экспорт революции».

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №117-118

Страны Европы в 20-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала: Послевоенный кризис Запада. Социальные теории. Упадок консерватизма. Малые страны перед необходимостью ускоренной модернизации. Система догоняющего развития. Возникновение фашизма. Триумфальное шествие авторитарных режимов. Стабилизация 1925–1929 гг.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №119-120

Запад в 30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала: Мировой экономический кризис и Великая депрессия: истоки, развитие, последствия. Военная конъюнктура и стихийная реструктуризация экономики ведущих мировых держав. НТП — «локомотив перепроизводства». Различные пути преодоления кризиса. Крушение Веймарской республики и германский национал-социализм. Тоталитаризм.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №121-122

Народы Азии, Африки и Латинской Америки в первой половине XX в.

Содержание учебного материала: Основы функционирования колониальных систем в индустриальную эпоху. Латинская Америка на путях модернизации: каудильизм или демократия?

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №123-124

Международные отношения в 20—30-е годы ХХ в.

Содержание учебного материала: Кризис Версальско-Вашингтонской системы. Лига Наций. СССР как новый фактор мировой политики. Последствия мирового экономического кризиса на международной арене. Возникновение очагов агрессии в Европе и Азии. Американский нейтралитет и бессилие европейских гарантов мира. Возникновение и консолидация реваншистского блока. Политика «умиротворения» агрессоров. Пакт Молотова—Рибентропа.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №125-126

Советская система: государство, партия, общество, личность.

Содержание учебного материала: Содержание учебного материала Тоталитарный режим (сравнение с европейскими моделями тоталитаризма.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №127-128

Создание СССР

Содержание учебного материала: Концепции объединения, унитарность и федерализм, национальная политика, противоречия.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №129-130

Ускоренная модернизация страны

Содержание учебного материала: Идеологическое обоснование и политическая практика, обострения и потери. Дискуссии о построении основ индустриального общества в СССР.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №131-132

Достижения и противоречия советской культуры

Содержание учебного материала: Литература, искусство, живопись, кино, театр.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №133-134

Революция и реформы в Турции

Содержание учебного материала: сверхдержава, локальные конфликты, «холодная война», информационная война, техногенная цивилизация, научно-технический прогресс, интернационализация, «консервативная волна», экуменизм, биотехнология, экология, модернизм, технократизм, иррационализм, антиколониализм, национально-освободительная борьба, движение неприсоединения.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №135-136

Освободительные движения в Китае, Индии

Содержание учебного материала: Страны Азии и Африки в системе биполярного мира. Движение неприсоединения. Доктрины третьего пути. Проблемы развивающихся стран. Латинская Америка. Социализм в Западном полушарии.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №137-138

Вторая мировая война: причины, ход, значение

Содержание учебного материала: Причины и ход. «Странная война». Блицкриг вермахта. Изменения в системе международных отношений со вступлением в войну СССР и США. Антигитлеровская коалиция. Ленд-лиз. Военные действия на Тихом и Атлантическом океанах, в Африке и Азии. «Второй фронт» в Европе. Война технологий. Миропорядок Ялты и Потсдама. Возникновение биполярного мира.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №139-140

СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала: Общество в годы войны. Отношение к войне различных национальных, культурных и социальных групп: приоритет патриотизма или коммунистических идеалов? Пропаганда и контрпропаганда. Роль традиционных ценностей и политических стереотипов. Советская культура и идеология в годы войны. Повседневная жизнь на фронте и в тылу. Население на оккупированных территориях. Партизанское движение. Национальная политика.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №141-142

СССР в годы Великой Отечественной войны

Содержание учебного материала: Основные этапы военных действий. Советское военное искусство. Героизм советских людей в годы войны. Роль советского тыла.

Государственный строй. Милитаризация аппарата. Управление экономикой в военное время. Влияние довоенной модернизации экономики на ход военных действий.

Практическая работа: Сравнительная таблица

2

2

Урок №143-144

Решающая роль СССР в разгроме нацизма.

Содержание учебного материала: Значение и цена Победы в Великой Отечественной войне.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №145-146

«Холодная война»

Содержание учебного материала: Сверхдержавы: США и СССР. Обоюдная заинтересованность в формировании образа врага. Противоречия: геополитика или идеология? Гонка вооружений и локальные конфликты. Военные блоки. Две Европы — два мира.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №147-148

Распад колониальной системы.

Содержание учебного материала: Военно-политические кризисы в рамках «холодной войны». Информационные войны. Техногенная цивилизация «на тропе войны». Крах биполярного мира. Последствия «холодной войны».

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №149-150

Контрольная работа тестирование

2

3

Урок №151-152

К «Общему рынку» и «государству всеобщего благоденствия»

Содержание учебного материала: Европейская интеграция. «Государство благоденствия». Роль политических партий. Христианская демократия. Массовые движения: экологическое, феминистское, молодежное, антивоенное. Мир потребителей. Культура как способ стимуляции потребления. Новый взгляд на права человека.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №153-154

Научно-технический прогресс

Содержание учебного материала: Транспортная революция. Качественно новый уровень энерговооруженности общества, ядерная энергетика. Прорыв в космос. Развитие средств связи. Компьютер, информационные сети и электронные носители информации. Современные биотехнологии. Автоматизированное производство. Индустрия и природа. Формирование новой научной картины    мира. Дегуманизация искусства.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №155-156

Страны Западной Европы и США. Модели социализма

Содержание учебного материала: Ответы на вызов времени. Консерваторы и либералы. Социальное общество. Общее и особенное в советской, восточноевропейской и азиатской моделях социализма

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №157-158

 СССР в 50-80-е гг.

Содержание учебного материала: Власть и общество. Попытки реформирования советской системы в 50-80-е гг. кризис советского общества (истоки и последствия). Перестройка. Новый внешнеполитический курс СССР. Распад СССР, его последствия для России и мира.

Практическая работа: Работа с первоисточниками

2

2

Урок №159-160

Крушение колониальной системы

Содержание учебного материала:  Выбор освободившимися странами путей развития. Традиционные общества и проблемы модернизации. Фундаментализм.

Практическая работа: Работа с видеоматериалами

2

2

Урок №161-162

Россия в 1990-е гг.

Содержание учебного материала: Становление политической системы Российского государства. Экономические реформы, их последствия. Оформление новой федеративной системы, отношения центра и регионов. Россия в системе международных отношений. Россия и СНГ.

Самостоятельная работа: Подготовка сообщений и презентаций

2

2

Урок №163-164

Семинар

Содержание учебного материала: Основы функционирования информационной экономики. Кризис традиционных отраслей. Индустриализм «бежит» на Восток. Проблемы окружающей среды. Глобализм и антиглобализм. Конфликты из-за ресурсов. Технологии будущего. Социальная дифференциация в масштабе планеты и рост политических рисков. Новая мировая иерархия и международный терроризм.

Страны третьего мира. Успехи и трудности развития. Конфликт традиционного уклада и модернизационных тенденций. Рост фундаменталистских настроений. Борьба за прераспределение ролей в мировой экономике.

Россия в мировых интеграционных процессах и формировании современной международно-правовой системы. Интеграция России в западное пространство. Общие принципы и противоречия. Рецидивы «холодной войны». Место России в международных отношениях.

Семинар

2

3

3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Образовательные технологии

В учебном процессе используются различные формы обучения. В сочетании с внеаудиторной работой это способствует формированию и развитию профессиональных навыков обучающихся.

Перечень обязательных видов работы студента:

  1. посещение занятий;
  2. ответы на теоретические вопросы на теоретических занятиях  и семинарах;
  3. участие в групповых дискуссиях;
  4. подготовка тематических презентаций и рефератов;
  5. тестирование

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Семестр

Вид занятия

(Л, ПР, ЛР)

Используемые интерактивные
образовательные технологии

Количество

часов

1

Л

ПР

  1. групповая дискуссия (тема: «Смутное время: «+» и «-»);

2

ЛР

2

Л

ПР

  1. групповая дискуссия (тема: «Решающая роль СССР в разгрома нацизма»)

2

ЛР

Итого:

4

3.2. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины «История» требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебной аудитории:

посадочные места по количеству обучающихся; рабочее место преподавателя;

комплекты учебно-наглядных пособий по разделам дисциплины; опорно-логические схемы; видеоматериалы; учебно-методический комплекс «История», рабочая программа, календарно-тематический план; библиотечный фонд; доступ в «Интернет» технические средства обучения: компьютеры и телевизор, сканер, динамики, принтер, музыкальный центр, видеоплеер.

3.3. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы:

Основные источники:

  1. Артемов В.В., История: учебник.-М.:Академия, 2011.
  2. История России: Учебник для студ. Вузов ( А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина); МГУ им. М.В. Ломоносова, Ист. фак-т.- 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2007.- 525с.
  3. Самыгин П.С., История: учебник для СПО.- М.:Феникс,2009.

Дополнительные источники:

1. Валлерстайн И. Миро-системный анализ. Интернет-ресурс http:www/nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller/htm

2. Всемирная история в лицах – http: // rulers.narod.ru

3. Всемирная история в таблицах и аннотациях. / Автор – составитель Орлова Л.Б.М., 2010

4. Геосинхрония (Атлас всемирной истории) – http://www.ostu.ru

5. Загладин Н.В., Симония Н.А. Всеобщая история (базовый и профильный уровни) 10-11 класс.

6. Загладин Н.В., Симония Н.А.  История (базовый уровень),10-11 класс.

7. История.Ру (хронология, карты) – http://www.istorya.ru

8. История на RIN.ru – http://history.rin.ru

9. Народы и религии мира. Интернет-ресурс: http:/www/cbook.ru/peoples/index/welcome/shtml

10. Сахаров А.Н., Буганов В.И.; Буганов В.И., Зырянов П.Н. / Под ред. Сахарова А.Н. История России (профильный уровень).

11. Поляков Л.В. О методологии макрополитического анализа /Л.В. Поляков // Апология. – 2006. - №9. – С. 82-103. (Интернет-ресурс: http:www/gournal-apologia.ru/rnews/html?id= 482@id_issue =161)

12. Преподавание истории в школе: Научно-методический журнал. Учрежден Министерством образования РФ

13. Сурков В.Ю Национализация будущего: параграфы про суверенную демократию. Эксперт.– 2006. №43

14. Сурков В.Ю.Основные тенденции и перспективы развития современной России. – М.:2006.

15. Тоффлер Э. Метаморфозы власти. – М.:2004.

16. Хронос (хронологические таблицы) – http://www.hrono/ru

17. Электронное учебное пособие. Компакт диск Электронные карты энциклопедия «Истории России»

Периодические издания:

  1. Журнал «Вопросы истории» http://polezny-sovety.narod.ru/oglavleniya-history.htm
  2. «Военно-исторический» журнал history.milportal.ru.
  3. Журнал «Отечественная история» http://annals.xlegio.ru/sbo/contens/oi.htm#
  4. Журнал «Родина» http://www.istrodina.com/
  5. Журнал «Наше наследие» http://www.nasledie-rus.ru/

Интернет-ресурсы:

  1.  (http://lesson-history.narod.ru)
  2. (http://it-n.ru)
  3. (http://som.fio.ru).
  4. (http://www.encyclopedia.ru)
  5.  (http://www.hermitaje.ru)
  6. http://www.history.yar.ru)
  7. (http://www.hist.msu.ru/ER)
  8. http://www.shpl.ru.

4. Контроль и оценка результатов освоения дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Знания:

  1. основных фактов, процессов и явлений, характеризующих целостность отечественной и всемирной истории;
  2. периодизации всемирной и отечественной истории;
  3. современных версий и трактовок важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  4. особенностей исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  5. основных исторических терминов и дат;

умения:

  1. анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  2. различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  3. устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  4. представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  2. использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  3. соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  4. осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Формы контроля: индивидуальная, групповая и фронтальная.

Методы индивидуального контроля: устный опрос, тестирование, индивидуальные консультации, тестирование, работа с базовыми листами, исторический диктант, выполнение самостоятельных, практических и контрольных работ, заполнение таблиц, кроссвордов, заполнение контурных карт, зачет.

Методы группового контроля: семинары, исторические игры, тренинговое тестирование.