Творческий проект «День народного единства».

Краткое описание метода проекта. Основные этапы проекта. Разработка творческого проекта "День народного единства". Критерии оценивания.  Вывод.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sa.docx427.48 КБ

Предварительный просмотр:

                                 

                                Подготовила:

                                                             преподаватель истории и обществознания

                                   С.А. Жолудева

Организация проектно-созидательной формы обучения на занятиях общественных дисциплин

        Проекты под названием «Метод проблем» уже восемьдесят лет назад начали активно внедряться в преподавательскую практику. Обычно этот метод связывают с идеями американского философа Дж. Дьюи. В 1920 годах метод проектов привлек внимание советских педагогов В.Н.Шульгина, М.В.Крупенина, Б.В.Игнатьева. Современная проектная система обучения начала возрождаться  лишь 1980 – 1990 годах  в связи с реформированием школьного образования, демократизацией отношений между учителем и учеником, поиском активных форм познавательной деятельности школьников.

        Под методом проектов понимают совокупность учебно–познавательных приемов, которые позволяют обучающимся приобретать знания и умения в процессе планирования и самостоятельного выполнения определенных практических заданий с обязательной презентацией результатов.

Учебно-исследовательская деятельность индивидуальна по своей сути и нацелена на то, чтобы получить новые знания, а цель проектирования

- выйти за рамки исключительно исследования, содействуя развитию познавательной активности и четкой гражданской позиции.

- Научить самостоятельному достижению намеченной цели;

- Научить предвидеть мини – проблемы, которые предстоит при этом решить;

- Сформировать умение работать с информацией, находить источники, из которых ее можно почерпнуть;

- Сформировать умения проводить исследования, передавать и презентовать полученные знания и опыт;  

- Сформировать навыки совместной работы и делового общения в группе.

         Результат работы – создание конкретным обучающимся  полезного продукта, формы, которого могут быть самые разные: модели и макеты, фотографии, стендовые и публичные доклады, рефераты и компьютерные программы, наглядные учебные пособия, спектакли и т. д. Важно, чтобы на заключительном этапе проектно – исследовательской деятельности возникли новые, более сложные проблемы, дающие толчок к познанию, развитию и совершенствованию личности. «Если в конце исследования не видно начала следующего – значит, исследование не доведено до  конца» (Дмитрий Лихачев).

        На мой взгляд, работа над проектом способствует воспитанию у обучающихся:

        - значимых общечеловеческих ценностей (социальное партнерство, толерантность, диалог);

        -  чувство ответственности, самодисциплины;

        - способность к методической работе и самоорганизации;

        - желание делать свою работу качественно:

Участие в проектировании развивает:

        - исследовательские и творческие способности личности;

        - способность самоопределению и целеполаганию;

        - умения самостоятельно конструировать свои знания;

        - коммуникативные умения и навыки (в том числе и участие в групповой работе),   способность к соорганизации различных позиций;

        - способность ориентироваться в информационном пространстве (отбирать информацию из разных источников;

        - умение работать с различными типами текстов;

        - умение планировать свою работу и время;

        - навыки анализа и рефлексии, умение представить результаты своей работы.

        В основе проектно – созидательной формы обучения лежит работа над проектами, которая проходит в пять этапов, каждому из которых соответствует определенная организация работы (приложение 1).    

                                             

Творческий проект «День народного единства».

        Цель творческого проекта: Воспитание у обучающихся патриотизма, любви к своей Родине, гордости за свой народ, мудрость и мужество которого помогли, отбросив обиды и распри прийти к согласию и единству.

        I. На начальном этапе важным считается мотивация к исследовательской деятельности в целом и проектной в частности, поэтому следует заинтересовать и способствовать осознанному подходу к творческой работе. Первое, с чем надо определиться это поиск или выбор проблемы среди спектра вопросов, требующих решения или осмысления, а может даже их пересмотра в связи с новым временем. Определение темы с точки зрения ее актуальности, и создание реальных условий должно быть соизмеримо с уровнем возможностей исполнителей. Опыт показывает, что этот этап самый сложный, так как требует максимальных усилий для создания ситуации успеха, при которых обучающийся  может справиться с конкретной работой. Можно предложить обучающимся самостоятельно подобрать вопрос, интересующий их. Для этой цели на первом заседании мною используется мультимедийная установка, где наглядно происходит знакомство с историей метода проекта, его основных  видов и требований к выполнению творческой работы, обозначить стадии развития созидания результатов творческой деятельности в определенных временных рамках (см. приложение).  После чего, я предлагаю обучающимся примерные темы работы:

         1. Белые пятна истории.

        2. Влияние религии на поведение человека.

        3. Возможна ли экологическая катастрофа

        4. История развития нашего города.

        5. День народного единства.

        С целью стимулирования познавательного интереса предлагаю цикл проектов под названием «Новые праздники».

        Следующую встречу, как правило, необходимо собирать примерно через неделю. Этого времени вполне достаточно, чтобы обучающие могли определиться с выбором темы. Итогом встречи работы на данном этапе должно стать четкое формулирование темы творческого проекта.

         II. На втором этапе исследования происходит понимание задания, предполагающего добывание новых знаний. Постановка проблемы и ее формулировка в виде поисковой задачи. Особенность поисковой задачи заключается в том, что метод ее решения неизвестен, его надо находить и выстраивать мысленную модель объекта исследования.

         Следующим существенным моментом является анализ известных фактов, событий и других сведений по теме. Исполнители проектов вспоминают, что им известно из истории о смутном времени, выдающихся людях этого периода, политическую и экономическую ситуацию. Понимая, что знаний не достаточно, обучающиеся выбирают направление действий по поиску недостающих сведений и интересной информации о давно забытых днях.

        Ш. Это и будет следующим шагом в работе над проектом. Имея четкие задания, обучающие  искали в различных источниках новые сведения. Заранее  распределили между собой интересующие их вопросы, т.е. произвели дробление проблемы на подпроблемы (Причины смутного времени, экономическое положение России, правление во времена смуты и т.д.). Это самый длительный период в работе над проектом, так как требовал  достаточного количества информации ее переработку и классификацию для построения логики проекта.

         IV. Далее обучающиеся собирают воедино все собранные материалы, фотографии, архивные документы и принимают ту или иную точку зрения. Ведь современная история, зачастую, по-разному трактует одни и те же события. Важный момент услышать позицию каждого и принять мнение большинства. Затем анализировался, и обобщался результат совместной деятельности.  

          V. Подготовка к защите проекта включала работу всей команды, и требовала концентрации внимания на определенных точках отсчета.

        1. Оформление готового материала, сбор имеющихся фотографий, рисунков, схем, наглядно представляющими суть проекта.

        2. Подготовка устного представления. Этот момент для обучающихся потребовал особенной подготовки, поскольку было решено выступить с  проектом в актовом зале нашего училища перед всем коллективом училища.  3 ноября 2006 года состоялась презентация творческого проекта. Ребята рассказали всем собравшимся о значении праздника народного единства, его исторических корнях. Воздали должное героям тех дней К.Минину и Д. Пожарскому живших в период Смутного времени. Выступление ребят стало праздником для всего училища, в ходе которого было решено продолжить начатую традицию по созданию реализации проектов из цикла «Народные праздники».

        3. Подготовка команды для ответов на любые  вопросы по работе. По итогам работы последних двух лет можно сделать вывод,  участники проекта хорошо справляются с этой задачей, обновляют содержание и формы, демонстрируют хорошее знание проблемы, умение компетентно представить ее решения, аргументировано и четко отвечать на  вопросы, отстаивая разработанную позицию.                            

         4. Создание специальной папки документов, в которой полно и доказательно представлена логика работы над проектом.

        Важно заметить, что при использовании в обучении метода творческого проекта в корне меняются отношения преподаватель – обучающийся.

Деятельность обучающегося

Деятельность преподавателя

Определяет цель деятельности

Помогает ему в этом

Открывает новые знания

Рекомендует источники знаний

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы и методы

Выбирает

Создает прогноз результата выбора

Активен

Создает условия для проявления активности

Субъект обучения

Партнер

Критерии оценки проекта мною выбираются следующие:

  1. Актуальность проблемы
  2. Активность каждого участника в соответствии с его возможностями
  3. Коллективный характер решений
  4. Взаимопомощь и взаимодополняемость участников
  5. Глубина проникновения в проблему
  6. Привлечение знаний из других областей
  7. Доказательность решений, умение их аргументировать
  8. Эстетика оформление результатов
  9. Умение отвечать на вопросы оппонентов
  10.  Лаконичность выступлений

Вывод

        Проект всегда имеет сложный, вариантный, комплексный характер, он учит обучающего мобилизовать, обобщать свои знания и умения и расширяя спектр проекта увеличением  объема знаний.  Обучающийся, организуя и конструируя собственный творческий процесс, фактически самостоятельно овладевает такими общими способностями, как инициативность, гибкость, мобильность, что особенно важно для развития их готовности принимать решения в сложных жизненных ситуациях отстаивать свою точку зрения.         Применение  метода творческого проекта на занятиях позволило расширить познавательной потребность и создать условия для уверенности  в своих силах. Это становится возможным при проживании ситуации успеха, когда не на словах, а в деле он чувствует себя значимым, нужным, успешным. При этом непременно происходит личностный рост, развитие характера. Организация проектно – созидательной формы обучения повышает качество исторического образования и содействует определению четкой гражданской позиции.


Приложение 1

Презентация «Метод творческого проекта»