План-конспект урока "Возвышение Москвы в XIV век" по ФГОС ООО второго поколения
В данном материале дана полная разработка урока по истории России ( 6 класс) по ФГОС ООО второго поколения, дана технологическая карта урока
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozvyshenie_moskvy_v_xiv_veke_.docx | 34.91 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект урока по теме « Русь и соседние государства в XIII- XIV веках » по ФГОС ООО второго поколения Автор : Амётов Владимир Александрович Место работы : МОУ – Лицей города Маркса, МОУ СОШ № 6 Должность : учитель истории и обществознания Предмет : История России Класс : 6 класс Тема и номер урока : « Русь и соседние государства в XIII- XIVвеках », урок №1 в разделе 5 «Возвышение Москвы» Базовый учебник : Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России с древнейших времён до начала XVI века: учебник для 6 класса общеобразоват. Учреждений. – М. ООО « ТИД «Русское слово - РС» , 2009.- 296с.: ил. Цели урока Формирование представления об изменениях, произошедших на политической карте Руси в XIII-XIV веках; Формирование понимания культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; продолжение формирования основных умений : строить предположения и гипотизы, анализировать текст учебника, работать с картой, выступать перед аудиторией. Задачи Охарактеризовать изменения , произошедшие в Золотой Орде в указанный период; Осветить причины упадка Галицко- Волынского княжества; показать особенности развития Северо – Восточной Руси в XIII-XIV веках; познакомиться с образованием Литовского государства. Ожидаемые результаты Понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов; владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты,формулировать и обосновывать выводы) расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории нашей страны и человечества в целом. Тип урока : Урок открытия новых знаний Формы работы учащихся Индивидуальная работа; групповая работа; фронтальная работа; коллективная работа; работа в парах. Необходимое оборудование Атлас карт по истории России с древнейших времён до начала XVI века; учебник : Перевезенцев С.В., Перевезенцева Т.В. История России с древнейших времён до начала XVI века; План урока 1.Изменения на политической карте Руси. 2.Золотая Орда в XIII-XIV веках. 3.Образование Великого княжества Литовского. 4.Русские земли в XIII-XIV веках а) Галицко-Волынское княжество; б) Владимиро –Суздальское княжество. Основные термины и понятия Сарай-Берке, ислам, Великое княжество Литовское, « Дюденева рать».
Технологическая карта урока | ||||||
ЭТАПЫ УРОКА | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ | ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ | РЕЗУЛЬТАТЫ | |||
Личност- ные | Метапред- метные | Предмет- ные | ||||
1.Этап мотивации | Проверка готовности учащихся к уроку. Беседа, напрвленная на изучение нового материала . Вопросы 1)Мы живём одни? 2)Кто вокруг нас живёт ? 3)А у Руси были соседи? 4)Какие это были страны? | Ответы учащихся -мы живём не одни; -рядом с нами соседи; -у Руси тоже были соседи; -это были : Владимиро-Во- лынское,Владимиро-Суздальское,Литовское княжества , Золотая Орда | Понимание Многообразия культур |
Готовность к сотрудни-честву | Готовность Применять Исторические знания | |
2. Этап актуализации и пробного учебного действия 3).Этап выявлления и причины затруднения
4.Этап построения выхода из затруднения | Актуальность новой темы Организация самостоятельной работы с исторической картой: Задания:
Эвристическая беседа с учащимися: : 1).О каких государствах мы должны поговорить? 2).Какие государства в дальнейшем могли стать центром объединения Руси? 3)Кто в в итоге объединил Русь ? Постановка задач урока. учащимися : сформулируйте самостоятельно, исходя из названия параграфа и данных исторической карты, проблемы, которые должны быть изучены на уроке Сопутствующее повторение. Беседа с классом по вопросам:
| Работа с исторической картой. -1)Изучают карты атласа «Монголо-татарское нашествие на Русь» и «Северо-Восточная Русь в XIV веке», а также карты учебника «Борьба Руси с нашествием монголов и натиском крестоносцев» (с. 171) и «Россия к концу XV века» (с. 254). 2)в начале XIII в.было 15 государств, а в XIVв. стало много больше.На русские земли зарилисьразличные государства. Русь находилась в этот период в раздробленном состоянии.Стало много мелких государств . 3)г.Новгород-Северский входил в Черниговское княжество; -Смоленск был столицей Смоленского княжества; -Витебск входил в Полоцкое княжество.Это было в XIV веке, а в XIV появится Новгород-Северское княжество, Витебск и Смоленск войдут в Великое княжество Литовское 1).Мы сегодня должны говорить о Золотой Орде, Галицко-Волынском, Владимиро-Суздальском и Великом княжестве Литовском 2)Они же, да ещё Новгород могли стать центрами Руси 3.В итоге Русь объединится вокруг Москвы, которая будет частью Владимиро-Суздальского княжества. Учащиеся формулируют примерные цели урока : . 1)Какие изменения произошли в Золотой Орде в XIV веке 2)Каковы причины упадка Галицко – Волынской Руси 3)Особенности Северо-Восточной Руси 4)Образование Великого княжества Литовского Учащиеся отвечают на вопросы учителя. -Золотая Орда была основана ханом Бату в 1243 г. -Золотую Орду возглавляли : Бату, Сартак ,, Берке и другие. -Власть Золотой Орды над Русью была установлена в 1243 году. -Во взимании дани ( 14 видов ) -В получении князьями «ярлыка» на княжение -В наличии в городах ордынских отрядов следивших за порядком | Осознание себя граждани- ном страны Осознание своей идентичности с русским народом Осмысление Социально.-нравственного опыта предшедшеств. поколений. Соотнесение. себя с рус- скими. Умение отве- чать на воп- росы Понимание куль- турного многообразия мира | Умение работать с источниками информации. Анализиро- вать карту. Умение сравнивать Анализ Умение работать с источник. Умение ста- вить проб- лемные вопросы Умение анализировать и обобщать факты | Способность применять понятийный аппарат Расширение опыта оценочной деятельности Умение сис- тематизировать информацию. Анализ фактов Расширение опыта оценочной деятельности. | |
5.Этап реализации проекта | ||||||
Умение Работать с Информац. Умение ра- | Умение анализир. Факты Умение | |||||
Организация самостоятельной работы с учебником. . Задания:
.3.Подумайте, как эти изменения могли повлиять на отношения между Ордой и Русью Слово учителя: «Прошли те времена, когда князь Ярослав Мудрый ходил походом на прибалтийские народы (литву и ятвягов); когда, как говорилось в «Слове о погибели Русской земли»: «А литовцы из болот своих на свет не показывались». В XIII веке в Прибалтике начался процесс формирования Литовского государства. Организация активного восприятия сообщения путем постановки вопроса: | Учащиеся зачитывают записанные в тетрадях, коментируют их -Ослабла власть хана -Борьба за власть между Чингизидами усилилась -Ордынская верхушка не довольна уменьшением притока золота -Ослабление ордынского войска -Вследствии этих процессов и других происходит усиление Владимиро-Суздальского княжества, усиливается борьба Руси за независимость. Орда вынуждена «заигрывать» с Русью Сообщение «Образование Великого княжества Литовского». | Осмысление социально- нравственного опыта | ботать с учебником Умение анализиров. Информац. | раскрыть сущность событий прошлого Овладение целостными представле- ниями об историч. пути на- родов России Умение систематизи- ровать информацию | ||
Понимание культурного многообразия мира | Умение делать сооб -щения. Умение Работать с Источника-ми | |||||
6.Этап первичного закрепления
| Каковы были особенность нового государства? Организация самостоятельной работы учащихся с картой и учебником | Учащиеся отвечают на вопрос -на 90% населениев Литвы было русским; -Действовало русское законодательство; -Господствовало Православие; -Литовская элита вступала в брак с представителями княжеских домов Руси; -Русский язык был государственным; -Большая часть территории Литвы – русские земли
| Осознание идентичност с русской нацией | Умение анализир. и синтезиро- вать Умение делать выводы | Умение изу- Чать и систематизи- ровать информацию | |
7.Этап самостоятельной работы, самопроверкапо эталону | К середине XIII века из всех русских княжеств только два - Галицко-Волынское и Владимиро-Суздальское - сохранили способность к самостоятельному существованию. Но и в них в XIII-XIV веках происходили серьезные изменения. Организация самостоятельной работы учащихся в группах:
| Самостоятельная работа учащихся в группах. Группы: 1. Галицко-Волынское княжество; 2.Владимиро-Суздальское княжество. Задание: Учащиеся готовят сообщение на тему «Галицко- Волынское (Владимиро-Суздальское) княжество в XIII—XIV веках», осветив в нем вопросы: а) общая характеристика княжества (к началу монгольского завоевания); б) отношения с Золотой Ордой; в) изменения, произошедшие в княжестве в XIII—XIV веках. (Оформляют в виде вывода, заключения) Выступление представителей групп. (Выводы, корректируемые учителем, записываются в рабочую тетрадь) | Осмысление Социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Готовность сотруднич. Умение Работать с источника-ми Умение работать в коллективе Умение делать вы- воды и выс- тупать перед аудиторией | Расширение Опыта оценочной деятельности Способность применять понятийный аппарат Овладение целостными представле- ниями об историческом пути народов | |
8.Этап включения системы знаний и повторения | Эвристическая беседа с классом: Почему к концу XIII века только северо-восточные русские княжества сохранили силы для борьбы за объединение русских земель? | Учащиеся высказывают предположения и гипотезы : 1)Северо-Восточная Русь была менее разорена чем южная 2) Владимиро-Суздальские князья не дробили своё княжество, а только расширяли и укрепляли 3)Дружба и родственные связи князей Северо-Восточной Руси с ордынскими ханами и знатью укрепляли положение Северо- Восточной Руси | Осмысление Социально-нравственного опыта предшествующих поколений | Умение вы- двигать гипотезы, предполо-жения | Расширение Опыта оценочной деятельности | |
9. этап релаксации учебных действий на уроке | Учитель просит учащихся сказать : что нового они узнали на уроке и поясняет домашнее задание :§ 24, вопросы к нему. Задание по контурной карте: отметить территории русских княжеств, Великого княжества Литовского, Золотой Орды к концу XIII века. Подготовка доклада «Возникновение Московского княжества» | Я узнал………. Я понял……….. Я хотел бы узнать…. Я полагаю, что…….. | Умение оценивать себя | Способность Сознательно Организовы- Вать и регулировать Свою деятельность |