Рабочая программа педагога "История 6 класс"

Синицына Елена Сергеевна

Рабочая программа педагога "История 6 класс" сформирована на основе учебного комплекса: "История России 6 класс" под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, "История средних веков 6 класс" под редакцией Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского. Программа расчитана на 68 учебных часов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rpp_6_istoriya.doc174.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя школа №16»

«Согласовано»

Руководитель   МО

ФИО_____________

Протокол_______     от

«__»___________2013г.

«Согласовано»

Заместитель  директора   школы  по УВР  МОУ  СШ      №16




«__»_________________2013г.

Утверждено

Директор  МОУ  СШ  №16


_______________________

Ишутина  Т.В.

Приказ  №  _____ от

«___»__________ 2013 г

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Синицыной Елены Сергеевны

по учебному курсу «История»

6 класс

(учебник 6 класса «История России» под редакцией А.А. Данилова и Л.Г. Косулиной, учебник 6 класса «История средних веков» по редакцией Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского)

                                                     

Рассмотрено на заседании

                                                                     Педагогического совета школы

                                                                     Протокол № ___  от  «__»_____2013

2013-2014 учебный год

2. Пояснительная записка.

2.1. Нормативно-правовые документы.

Данная рабочая программа написана на основе федерального компонента государственного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004. и авторской программы к учебнику «История России 6 класс».

2.2. Общая характеристика учебного предмета

Особенностью программы является ее интегративность, объединение курсов всеобщей и отечественной истории при сохранении их самостоятельности и самоценности. Цель изучения курса «История средних веков» – это формирование общей картины исторического развития человечества, получение учениками представлений об общих, ведущих процессах, явлениях и понятиях в период с конца V по XV вв., от падения Западной Римской империи до начала эпохи Великих географических открытий. При этом, учитывая небольшой объем времени, выделяемый на всеобщую историю, делается акцент на определяющих явлениях, помогающих, в первую очередь понять и объяснять современный мир. Курс дает возможность проследить огромную роль средневековья в складывании основ современного мира, уделяя внимание тем феноменам истории средних веков, которые так или иначе вошли в современную цивилизацию.

Цель преподавания курса «Истории России с древнейших времен до конца XVI века»– детальное и подробное изучение истории родной страны, глубокое понимание ее противоречивых процессов, различных точек зрения и трактовок. Соответственно изучение зарубежной истории, помогает нам понять место России в общем потоке истории человечества, увидеть наши особенности и то, что нас сближает с другими.

2.3. Цели и задачи обучения:

В соответствии с указанными особенностями были поставлены следующие цели и задачи  изучения курса истории в 6 классе

Цели:

  1. Формирование целостного представления об историческом развитии России и мира в эпоху средневековья, связывая различные факты и понятия Средневековой истории в целостную картину развития России и человечества в целом.
  2. Содействие воспитанию свободной и ответственной личности, ее социализации, познание окружающей действительности, самопознание и самореализация.

Достижение поставленных целей происходит через реализацию следующих задач:

Задачи:

  1. Осветить экономическое, социальное, политическое и культурное развитие России и мира, показать их общие черты и различия;
  2. Охарактеризовать наиболее яркие личности России и мира, их роль в истории и культуре;
  3. Показать возникновение и развитие идей и институтов, вошедших в жизнь современного человека и гражданина (монархия, республика, законы, нормы морали).
  4. Сформировать открытое историческое мышление: умение видеть развитие общественных процессов (определять причины и прогнозировать следствия).

2.4. Место предмета в учебном плане

Учебный план МОУ «Средняя школа №16» предусматривает изучение истории в 6 классе в объеме 68 часов из расчета 2 часа в неделю.

3. Учебно-тематический план

Название раздела и тем

Количество часов

Раздел 1. История России

31 час

1

Древняя Русь в VIII – первой половине XII века

7

2

Русь Удельная в XII-XIII вв.

9

3

Московская Русь в XIV-XVI вв.

15

Раздел 2. История средних веков

35 часов

1

Раннее средневековье

9

2

Расцвет средневековья

26

Резервные уроки

2

ИТОГО

68

4. Основное содержание курса (68 часов)

Раздел 1. История России (31 час)

Древняя Русь в VIII – первой половине XII века. Происхождение и расселение восточных славян. Занятия славян. Быт, нравы и верования восточных славян. Управление. Жители лесной полосы Вост. Евр. Греческие полисы и Скиф. Гос-во. Тюрк. И Авар. Каг. Хазар. Каганат. Волж. Булг. И Виз. Предпос. Создания гос-ва у вост. Славян: эконом. И политические. Варяги в Вост. Ев. Образ-ие гос-ых центров. Внутр. Орг-ция Древнер. Гос-ва. Хара-ер древнер. Державы. Князь и дружина. Полюдье. Деят-ть Олега, Игоря, Ольги по укреп. Древнер государства. Походы Святослава. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Прич. Принятия христианства. Крещение Руси. Знач. Принятия христианства Борьба за власть сыновей Владим. Русь при Яр. Муд: внутр. И внешняя пол-ка, упр-ние государством. Русская правда. Формир-ие древнер. Народн. Земель. Отношен. Основные социаль слои насел. Руси. Особен. Культуры Древней Руси. Уст. Нар. Твор-во. Письменность и грамотность. Литература. Зодчество и изобр. Искусство. Худож. Ремесло. Образ жизни князей и бояр. Военное дело. Быт и образ жизни горожан и земледельцев.

Русь Удельная в XII-XIII вв. Прич. Раздр. Руси. Образ. Самостоят. Княж. И земель; Хаар-ер полит. Власти в период раздробленности; Владим.Мономах Влад.-Суздаль К.; хар-ер княж. Вл, вн. И внеш. Пол.; Юр. Долгорукий; Борьба за Киев; Возвыш. В.-С княжества Новгород. Земля: особенности соц. Структуры и полит. Устройства Созд. Державы Чингисхана; Сраж. На Калке; Вторж. В Ряз.зем.; Разгром Владимир. К-ва. Поход на Новгор; Нашествие на Ю-З Русь и Центр. Европу. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Князь Александр Ярославович. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносц.  Образование З. О.; Ордын. Владыч.; Повинности русс. Населения; Борьба русс. Насел против орд. Влад. Последствия орд. Владычества.  Формирование Лит-Русс.гос-ва; Хаар-ер Лит-Русс государства. Значение присоединения русс. Зем. К Литве. Общерусское культ. Единство; Накапливание научных знаний; Литература; Идея единства Русской земли в произвед. Кул-ры; Зодчество; Живопись.

Московская Русь в XIV-XVI вв. Соц.-экон. И полит. Развитие С-В Руси. Прич. И предпос. Объед. Русс. Земель. Борьба Москвы и Твери. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Борьба Москвы за полит. Первенство. Взаимоотн. Москвы с З. Ордой и Литвой. Куликовская битва и её значение. Дмитрий Донской. Василий I. Московская усобица, её значение. Распад З. Орды. Союз Литвы и Поль. Грюнвальд. Битва. Образование русс., Краин. И белорус. Народностей. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Присоед. Твери. Василий III. Заверш. Объед. Русских земель. Конец ордынского ига. Усиление великокняж. Власти. Местничество. Система кормлений. Преобра. В войске. Огранич. Свободы крестьян. Появление казачества. Зарождение феодально-крепост. Системы.  Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А.Адашев. Сильвестр. Судебник 1550 г. Реформа  Центрального  и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.  Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астрах. Ханств. Оборона южных  рубежей. Поход Ермака. Западной Сибири. Ливонская война. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Поход на Новгород. Опричнина: цели, сущность, итоги и последствия.  Особенности развития русской куль. В XIV – XVI вв. Просвещение. Начало книгопечатания Иван Федоров. Уст. Нар. Творчество. Литература

Зодч. В XIV – XV вв. Архитектура Московского  государства в XVI в.  Русская живопись. Феофан Грек. Андрей Рублев. Быт и нравы. Города. Русская изба. Одежда. Еда.

Раздел 2. История средних веков (35 часов)

Раннее Средневековье. Велик. Пересел. Народов; Герман. Племена; Падение Западной Римской империи; Гунны. Франки: расселение, занятия, хозяйственное и общественное устройство; Появление государства; Король Хлодвиг; Христианская Церковь; Монастыр . Карл Великий; Франкская империя и её распад; Междоусобные войны, сеньоры и вассалы; Феодальная лестница. Слабость королев. Власти во Франц.; Священная Римская империя; англосаксы и норманнское завоевания. Представления людей о мире; Каролингское Возрождение; Искусство, литература. Территория, хозяйство, государственное устройство Византии; Византийские императоры; Юстиниан и его реформы; Войны Юстиниана; Вторжения славян и  арабов. Расселение, занятия арабских племен; Мухаммед и рождение ислама; Роль ислама в объединении арабских племен; Распространение ислама. Культура арабов: образование, литература, искусство, медицина.

Расцвет средневековья. Возник. Городов; Города – центры ремесла, торговли, культуры; Цехи и гильдии. Город. сословия; Город. управление; Жизнь, быт, занят. горожан; Средневек. гор. – республики. Раздел. церквей; Герман. имп-ры и церковь; Ереси и преслед. еретиков. Крестовые походы и их последствия; Борьба народов Востока против крестоносцев. Усиление королев. Власти; Сослов-представ. монархия; Генеральные Штаты; Первые успехи объединения.  Норманн. завоев.; Генрих II, его реф; Великая хартия вольностей; Парламент; Сослов. Монархия; Экон. и социаль. развитие страны. Причины войны и повод к ней; Итоги и послед. Столетней войны.  Полож. крестьян во Фр. и Англии; Восстание в Лондоне. Заверш. объедин. Франции;Образование централиз. Гос-ва; Война Алой и Бел. розы в Англ.; Генрих VIII.  Пиреней.гос-ва: природа, климат, условия жизни, занятия; Реконкиста; Образ. Испан. Королевства; Введ. инквизиции в Испании; Раскол в катол. Церкви. Княжества в Германии; Натиск на Восток; Союзы городов; Гор. респ. в Ит.; Гвельфы и гибелл.; Правление Медичи во Флор.  Чехия в XIV веке; Ян Гус.; Гус. войны, и их значение; Народное войско. Балк. страны перед завоев.; Завоевания турок-османов; Битва на Косовом поле; Гибель Византии; Осман. Империя. Представл. среднев. чел-ка о мире;Место религии в жизни человека; Наука и образ.; Появл. универ.; Возрожд. антич. Наследия;Нов. уч. о чел-ке; Гуманизм; Иск. раннего Возрождения; Разв. науки и тех; Изобр.книгопеч. Имп-ор и поддан.; Крест. война; Кит.под вл. монг.; Борьба против завоевателей. Культура Китая. Индий. княж-ва; Вторж. Мусульм; Делий. Султанат; Культура Индии. Народы Америки. Государства. Культура.

Резервные  уроки – 2 часа

5. Требования к уровню подготовки

   В результате изучения курса истории обучающиеся  должны

Знать/Понимать:

  • Основные даты и ключевые события истории России и мира в эпоху средневековья;
  • Факты, явления, процессы, понятия, теории, гипотезы, характеризующие целостность исторического процесса;
  • Взаимосвязь и особенности истории России и мира;

Уметь:

  • связно пересказать текст учебника, отделяя главное от второстепенного;
  • анализировать материал, определять предпосылки, сущность и последствия исторических явлений и событий;
  • сравнивать исторические явления в различных странах и регионах, выделяя сходство и различия;
  • давать самостоятельную оценку историческим явлениям, событиям и личностям;
  • полемизировать и отстаивать свои взгляды;
  • самостоятельно анализировать исторические источники как письменные, так и вещественные и изобразительные;
  • работать с исторической картой;
  • оперировать историческими датами, выявлять синхронность и последовательность событий и явлений.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • предоставления результатов изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, доклада, других творческих работ;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России;
  • участия в дискуссиях по историческим проблемам, формулирования собственной позиции по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения.

6. Учебно- методическое обеспечение

  • Агибалова Е. В., Донской Г. М. Всеобщая история. История Средних веков. 6 кл. – М.: Просвещение, 2007.
  • Данилов А.А., Косулина Л.В. История России. 6 кл. – М.: Просвещение, 2012 г.

7. Литература, рекомендуемая в процессе реализации рабочей программы и методические пособия

Книга для чтения по истории средних веков. Под ред. С. Д. Сказкина, ч. I, II, III.

Тысяча и одна ночь. Арабские сказки (детские издания).

Песнь о Роланде.

Баллады о Робине Гуде.

Р. Стивенсон. Черная стрела.

Скотт В. Ричард Львиное Сердце.

A. Левандовский.  Жанна д' Арк.

Рекомендуемая литература.

A. Дюма. Робин Гуд.

М. Твен. Янки при дворе короля Артура.

A. Каждан. У стен Царьграда.

В. Смирнова – Ракитина. Повесть об Авиценне.

Воскобойников В. Великий врачеватель Авиценна. М., 1972.

Руставели Ш. Витязь в тигровой шкуре. М., 1978.

М. Заборов. Крестоносцы и их походы на Восток.

Б. Бродский. Каменные страницы истории.

З. Выгодская. Необыкновенные приключения испанского солдата Сервантеса, автора «Дон-Кихота».

В. Майнк. Удивительные приключения Марко Поло.

М. Сервантес. Хитроумный идальго Дон-Кихот Ламанчский (детские издания).

Л.В.Волкова, О.С. Томановская. Индия  борется; Португальцы в Индии.

М. Твен. Принц и нищий.

B. Дитякин. Леонардо да Винчи.

П. Мериме. Хроника времен Карла IX.

Э. Мурани-Ковач. Флорентийский волшебник.

Ж. Санд. Мастера мозаики.

C. Цвейг. Совесть против Насилия.

А. Дюма. Королева Марго

А. Дюма. Графиня де Мон-соро

Справочная (дополнительная) литература.

Хрестоматия по истории средних веков. (любое издание)

Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества (т. 7, изд. 1961 г., или т. 8, изд.1968 г.)

Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +» (история, литература, искусство, религия).

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Раннее средневековье. М., 1999

Энциклопедия школьника. Всемирная история в лицах. Позднее средневековье. М., 1999

Детская библия.

Юному художнику. Книга для чтения по истории искусства.

Сахаров А., Троицкий С. Книга для чтения по истории нашей Родины. М., 1978.

Антонов В. Ф. Книга для чтения по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века. М., 1984.

Повесть временных лет//Памятники литературы Древней Руси. Начало русской литературы. X -- начало XII в. М., 1978.

Древнерусская литература. Хрестоматия для 6-9 классов.

Слово о полку Игореве.

Былины. Русские народные сказки.

Рекомендуемая для прочтения литература.

Сахаров А., Троицкий С. Живые голоса истории.

B. Ян. Чингисхан. Батый.

М. Каратеев. Ярлык Великого хана.

Н. М. Карамзин. Марфа-посадница, или Покорение Новгорода.

А. Ладинский. Анна Ярославна - королева Франции; Когда пал Херсонес; Последний путь Владимира Мономаха.

А.К. Толстой. Князь Серебряный.

А. Волков. Зодчие.

Жизнеописания достопамятных людей земли русской. X-XX вв.

Р. Пересветов. Тайны выцветших строк.

Рассказы «Начальной русской летописи». М., 1982.

Осетров Е. Живая Древняя Русь. М., 1976.

Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1974.

Панова В. Сказание об Ольге. Л., 1975.

Шторм Г. Подвиги Святослава.-- В кн.: Шторм Г. Повести. М., 1974

Рассказы русских летописей XII --XIV веков. М., 1973.

Блок Г. Московляне. М., 1975.

Караев Г., Потресов А. Загадка Чудского озера. М., 1976.

Караев Г., Потресов А. Путем Александра Невского. М., 1970.

Каргалов В. Русский щит. М., 1972.

Пашуто В. Александр Невский. М., 1975.

Обухова Л. Набатное утро. М., 1978.

Рассказы русских летописей XV--XVIII веков. М., 1976.

Бадигин К. Покорители студеных морей. М., 1962.

Буганов В. Куликовская битва. М., 1984.

Каргалов В. Свержение монголо-татарского ига. М., 1973.

Любимов Л. Искусство Древней Руси. Книга для чтения. М., 1981.

Справочная (дополнительная) литература.

Энциклопедия для детей. Издательство «Аванта +». (история, литература, искусство, религия).

Детская энциклопедия. Из истории человеческого общества. М., 1975, т. 8.

Рабинович М. Судьбы вещей. М., 1963.

Натанов Н. Путешествие в страну летописей. М., 1965.

Янин В. Л. Берестяная почта столетий. М., 1979.

Думин С. В., Турилов А. А. «Откуда есть пошла Русская земля?»//История Отечества: люди, идеи, решения: Очерки истории России IX -- начала XX в. М., 1991.

Романов Б. А. Люди и нравы Древней Руси//От Корсуня до Калки. М., 1990.

Феннел Д. Кризис средневековой Руси. 1200--1304. М., 1989.

Янин В. Л., Рыбина Е. А. Открытие древнего Новгорода//Путешествия в древность. М., 1983.

Насонов А. Н. Монголы и Русь. М.; Л., 1940.

Зимин А. А. Россия на пороге нового времени: Очерки политической истории России первой трети XVI в. М., 1972.

Зимин А. А. Россия на рубеже XV -- XVI столетий: Очерки социально-политической истории. М., 1982.

Кучкин В. А. Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы//Церковь, общество и государство в феодальной России. Сб. статей. М., 1990.

Хорошкевич А. Л. Русское государство в системе международных отношений конца XV -- начала XVI в. М.,1980


8. Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1. История России (31 час)

Тема 1. Древняя Русь в VIII – первой половине XII века – 7 часов

1/1

Древнейшие народы на территории России

2/2

Восточные славяне

3/3

Формирование Древнерусского государства. Первые киевские князья

4/4

Владимир Святославич. Принятие христианства

5/5

Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром

6/6

Культура Древней Руси. Быт и нравы Древней Руси

7/7

Контрольная работа по теме Древняя Русь в VIII – первой половине XII века

Тема 2. Русь Удельная в XII-XIII вв. – 9 часов

8/8

Начало раздробления Древнерусского государства

9/9

Главные политические центры Руси

10/10

Нашествие с Востока

11-12/

11-12

Борьба Руси с западными завоевателями

13/13

Русь и Золотая Орда

14-15/

14-15

Русь и Литва. Культура русских земель в XII-XIII вв.

16/16

Контрольная работа по теме Русь Удельная в XII-XIII вв.

Тема 3. Московская Русь в XIV-XVI вв. – 15 часов

17/17

Предпосылки объединения русских земель. усиление Московского княжества

18/18

Москва – центр борьбы с ордынским владычеством.

19/19

Куликовская битва

20/20

Московское княжество и его соседи в конце XIV- середине XV века

21/21

Создание единого Русского государства и конец ордынского владычества

22/22

Московское государство в конце XV- начале XVI века

23/23

Церковь и государство в конце XV- начале XVI века

24-25/

25-25

Реформы Избранной рады

26-27/

26-27

Внешняя политика Ивана IV

28-29/

28-29

Опричнина

30/30

Просвещение, устное народное творчество. Архитектура, живопись и быт в XV-XVI вв.

31/31

Контрольная работа по теме Московская Русь в XIV-XVI вв.

Раздел 2. История средних веков (35 часов)

Тема 1. Раннее средневековье – 9 часов

1/32

Древние германцы и Римская империя. Франкское королевство.

2/33

Христианская церковь и королевство франков в VI-VIII вв. Завоевания Карла Великого и образование Франкской империи.

3/34

Феодальная раздробленность. Англия в раннее средневековье. Походы норманнов.

4/35

В рыцарском замке. Средневековая деревня и ее обитатели.

5/36

Культура Западной и Центральной Европы. Образование славянских государств.

6/37

Византия при Юстиниане. Борьба империи с внешними врагами. Культура Византии.

7/38

Возникновение ислама и объединение арабов. Арабский халифат и его распад.

8/39

Культура стран халифата.

9/40

Контрольная работа по теме Раннее средневековье.

Тема 2. Расцвет средневековья – 26 часов

10/41

Возникновение средневековых городов. Борьба городов с сеньорами. Жизнь и быт горожан.

11/42

Ремесло в средневековом городе. Торговля и денежное дело в Европе.

12/43

Могущество папской власти. Католическая церковь и еретики.

13/44

Первый крестовый поход.

14/45

Дальнейшие крестовые походы и их последствия.

15/46

Процесс объединения Франции. Усиление королевской власти в Англии XI-XII вв.

16/47

Что англичане считают началом своей свободы.

17/48

Начало Столетней войны. Жакерия.

18/49

Восстание Уота Тайлера в Англии.

19/50

Борьба французского народа против захватчиков. Жанна д’Арк.

20/51

Усиление королевской власти в конце XV в. в Англии и во Франции.

21/52

Реконкиста и образование централизованных государств на Пиренейском полуострове.

22/53

Усиление власти князей в Германии. Политическая борьба в Италии.

23/54

Начало гуситского движения. Гуситские войны.

24/55

Завоевание турками-османами Балканского полуострова.

25/56

Могущество Османской империи и начало ее упадка.

26/57

Технические открытия и изобретения. Образование и наука.

27/58

Средневековая литература. Архитектура, скульптура и живопись.

28/59

Культура Раннего Возрождения в Италии

29/60

Китай и его борьба с завоевателями. Культура средневекового Китая.

30/61

Индия. Государства и культура.

31/62

Государства и народы доколумбовой Америки

32/63

Африка в средние века

33/64

Открытие Америки и морского пути в Индию

34/65

Колониальные захваты европейцев

35/66

Контрольная работа по теме Расцвет средневековья

36-37/

67-68

Резервный урок