Урок истории по теме «Отечественная война 1812 года. Роли М.И. Кутузова и Наполеона»

Ковалева Татьяна Сергеевна

Интегрированный урок истории и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_kovalevoy_t.s.docx24.59 КБ

Предварительный просмотр:

Урок истории по теме «Отечественная война 1812 года.

Роли М.И. Кутузова и Наполеона»

Автор: преподаватель истории

ГБОУ СО СПО «Энгельсский политехникум»

Ковалева Татьяна Сергеевна

Цели: обучение сравнительной характеристике образов Кутузова и Наполеона в романе Л. Толстого «Война и мир»; проследить изображение Отечественной войны 1812 года, исходя из взглядов Толстого на историю: раскрыть их слабость и силу, опираясь на исторические документы;

развитие у учащихся умения анализировать тексты художественного произведения и исторических источников, давать сравнительный анализ и делать выводы; патриотическое воспитание; помочь учащимся оценить с нравственной точки зрения поступки Кутузова и Наполеона, их отношение к людям.

2 уровень усвоения.

Тип урока: усвоение новых знаний на основе имеющихся.

Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковый.

Вид урока: нетрадиционный (интегрированный).

Формы организации учебной деятельности учащихся: беседа, аналитическое прочтение текста романа

Л. Толстого «Война и мир», работа с историческими источниками, самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы «Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона».

УМК.

-текст романа «Война и мир»;

-карточки-иллюстрации к роману (портреты Кутузова и Наполеона);

-историческая карта «Россия в 19 в.»;

-карта-схема «Бородинская битва»; иллюстрации диорамы «Бородинское сражение»;

-историческая картина В. Верещагина «На большой дороге - отступление, бегство».

-фрагмент из к/ф «Война и мир»

                Единицы структурного содержания урока

Структурные единицы содержания урока:

  1. Организационный момент.
  2. Актуализация опорных знаний.
  3. Сообщение темы, целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.
  4. Организация деятельности по изучению нового материала.
  5. Закрепление изученного материала в виде выполнения самостоятельной работы: составления таблицы «Сравнительный анализ образов Кутузова и Наполеона».
  6. Обобщение и выводы по уроку.
  7. Выставление отметок, их комментирование.
  8. Определение и разъяснение домашнего задания.

Ход урока.

I. Орг. момент.

II. Актуализация опорных знаний.

  1. Беседа по вопросам Отечественной войны 1812 г
  • Когда началась война Франции против России?
  • Какие цели ставил Наполеон, планируя вторжение в Россию?

Почему первый этап войны был неудачным для России?

  • Как проявился гений Кутузова в Бородинском сражении?
  • В чем историческое значение победы над Наполеоном?

Расскажите о партизанском движении?

  1. Исторические взгляды Толстого и их отражение в романе «Война и мир».
  1. Народ (в понимании Толстого) - главная решающая сила в истории;

Поэтому главным критерием нужности или ненужности человека в войне 1812 г является отношение к народу, понимание его. Известно, что Толстой отрицал роль личности в истории. Но говорить о полном отрицании нельзя: он, отрицая произвол личности, нежелание считаться с волей народа, отрицал личность, ставящую себя над народом. Если же действие личности исторически обусловлены, то она играет определенную роль в развитии исторических событий.

  1. Основной критерий оценки исторической личности - отношение к народу, понимание его.
  2. Простота, добро и правда - составные элементы величия.

Ш. Сообщение темы, целеполагание и мотивация учебной деятельности учащихся.

(постановка целей урока делается учащимися после сообщения темы и обращения к эпиграфу).

Нет величия там, где нет простоты, добра и правды.

Л. Н. Толстой.

IV. Организация деятельности по изучению нового материала.

1. Работа над сравнительной характеристикой образов Кутузова и Наполеона.

Сообщения учащихся:

  1. Вместе с армией, с русским народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой наживы, грабежа, а их командующий - идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен будет изгнан. Ставка Наполеона - на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь. «Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны... Цель каждого из этих людей состояла в том, чтобы удержать приобретенное», (т. 3, ч. 3, гл. 26).
  2. Хотя Кутузов (как он изображен в романе ) и не придает решающего значения своему «Я», однако показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. «... он все выслушает, все запомнит. Все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит..., а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский...» (т. 3, ч. 2, гл. 16). Для Наполеона война - это игра, а люди - пешки в этой игре. Они подчиняются воле полководца - сверхчеловека, который тем самым якобы определяет ход исторических событий.
  3. С молчаливого согласия Наполеона его армия в Москве ворует, грабит, насилует, убивает невинных людей - жителей Москвы. Более того: предписывая всем своим войскам для заготовки

продовольствия поочередно ходить в Москву мародерствовать, Наполеон издает приказы и распоряжения, запрещающие воровство и грабеж населения. А Кутузов обращается к русским солдатам и офицерам, преследующим разгромленного врага: «Пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно. Тоже люди...» И это гуманное чувство к поверженному врагу замечает Толстой, «лежало в душе каждого солдата», (т. 4, ч. 4, гл. 6).

  1. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. «Последней подлостью» называет Толстой бегство «великого императора от геройской армии» (т. 4, ч. 4, гл. 18).

(обращение к иллюстрации картины В. Верещагина «На большой дороге - отступление, бегство».

  1. Толстой рисует Кутузова человеком простым и скромным, искренним и правдивым, близким и понятным солдатам. Наполеон, играющий роль властелина мира, самовлюблен, высокомерен, тщеславен. Человек фальшивый, лицемерный, он глубоко равнодушен к судьбам окружающих, эгоцентричен до мозга костей. В поведении Кутузова нет ничего показного, бьющего на эффект. Речь его проста, понятна каждому солдату. Одна из характерных черт Наполеона - актерство, позерство. Речь его напыщенна, отличается фальшивой риторикой.

В портрете Кутузова автор отмечает тучность, грузность, старческую слабость полководца, но именно эти детали делают его облик естественным, человечным, близким; в его внешности проявляются его нравственные качества: простота, доброта, правдивость. Портрет Наполеона же дается в сатирических красках: маленький человек с притворной улыбкой, жирные плечи и ляжки. Круглый живот, бесцветные глаза (обращение к портретам Кутузова и Наполеона и описанию внешности, данные Толстым в романе).

  1. Роли М.Кутузова и Наполеона через их образы в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».

Самостоятельная работа учащихся по составлению таблицы:

  1. Обобщение и выводы по уроку: Кутузов - истинный вождь, избранный народом. Наполеон - олицетворение антинародных интересов, законов.
  2. Выставление отметок и их комментирование.
  3. Домашнее задание: индивидуальные задания-сообщения:
  • Дела и люди партизанских отрядов;
  • Петя Ростов в партизанском отряде;

Тихон Щербатый - самый необходимый человек в отряде;

Общая оценка Толстым партизанской войны;

  • Патриотизм и героизм народа в Отечественной войне 1812 года.

Кутузов

Наполеон

1. Полководец народной войны, воплощение

1. Командующий армией грабителей, мародеров

народной мудрости и патриотического чувства.

и убийц, «ничтожнейшее орудие истории»,

2. Полное подчинение интересам России и

«человек с помраченной совестью».

народа:

2. Законченное проявление культа личности,

а) скромность и простота;

мания величия:

б) искренность и правдивость;

а) самовлюбленность, высокомерие, тщеславие;

в) близость к простым людям, знание и

б) лицемерие, фальшь, позерство;

понимание их чувств;

в) равнодушие к судьбам окружающих,

г) проявление мудрости и таланта полководца

эгоцентризм;

в поддержке нравственного духа русского

г) война - игра, а люди - пешки, которых следует

войска;

лишь правильно расставить и правильно двигать;

д) гуманное отношение к побежденным.

д) жестокость и вероломство Наполеона и его

3. Верность долгу и армии.

армии.

4. «Простота, доброта и правда» во внешнем

3.Предательство по отношению к армии.

облике.

4.Сатирические краски при описании портрета Наполеона