Разработка урока "Начало Реформации в Европе"

Янковская Нина Владимировна

Разработка урока "Начало Реформации в Европе" 7 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nachalo_reformatsii_v_evrope_urok.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Начало Реформации в Европе. Обновление христианства. 7 класс.

Учитель истории – Янковская Н.В.

Цель урока: Ознакомление учащихся с процессами происходящими в христианской церкви в 16 в. в Европе.

Задачи урока:

Обучающая: Дать представление о процессе Реформации в Европе и его причинах. Рассмотреть личность Мартина Лютера и его роль в развитии Реформации. Рассмотреть основные положения его учения. Ознакомиться с Крестьянской войной в Германии в 1524-1525гг и ее последствиях.

Развивающая: Развить аналитическое мышление, умение рассуждать, сравнивать и систематизировать свои знания. Работать с учебником. Правильно делать выводы.

Воспитывающая: Воспитать толерантное отношение к представителям различных конфессий; на примере жизни Мартина Лютера и Томаса Мюнцера воспитать готовность отстаивать свои взгляды.

Планируемые результаты обучения:

- учащиеся должны понять, что причинами  Реформации явились процессы, связанные с разрушением традиционного общества;

- усвоить основные положения учения Лютера о спасении «верой» и устройстве лютеранской церкви;

- знакомятся с основными требованиями различных слоев населения, принявших участие в борьбе за Реформацию.

 Методы обучения и формы организации учебной деятельности:

Проблемный или частично поисковый метод с применением новых педагогических технологий.

Форма урока: комбинированный урок.

Оборудование: компьютер,  презентация «Начало Реформации в Европе. Обновление христианства».

Приемы деятельности учителя: объяснение, сюжетный рассказ, эвристическая беседа, организация работы учащихся с документом, обучение решению учебных проблем, синквейн, асоциации, блиц-опрос.

Развитие умений учащихся:

-учащиеся учатся делать сравнительный анализ,

-учащиеся учатся работать с документом, текстом учебника, с иллюстрациями, делать выводы, давать оценку событиям, решать проблемные задания.

 Основные понятия и термины: Реформация, революция, обмирщение сознания, лютеранская церковь, протестант.

Источники информации: электронные ресурсы - учебное электронное издание «Всеобщая история. Новое время»; Электронная энциклопедия «Исторический лексикон XIV – XVI вв. часть первая»; электронные библиотеки «Лувр», «Музеи Ватикана», «Оскар Егер. Всемирная история»; учебное электронное издание «История мировых цивилизаций»; Новая история, 1500-1800: Учеб. для общеобразоват учреждений/ А.Я. Юдовская, П.А.Баранов – М., 2000

Ход урока:

1 Организационный момент.

2 Повторение материала предыдущего урока.

3 Объяснение нового материала.

4 Закрепление изученного на уроке.

5 Итог урока.

1 Организационный момент.

Приветствие учащихся.

2 Повторение материала предыдущего урока.

Учащиеся отвечают на вопросы в конце 10 параграфа.

Один учащийся подготовил презентацию к теме Рождение новой европейской науки».

Учитель делает небольшой блиц-опрос по пройденным темам.

Вопросы:

Что такое Великие географические открытия?

Какова их цель? Их причины?

Что такое абсолютизм?

Какова роль развития духа предпринимательства для истории Нового времени?

Какова была повседневная жизнь людей в раннее Новое время?

Что такое гуманизм?

Кто такие гуманисты? Почему в своих работах они изображали человека?

3 Объяснение нового материала.

Изученные на прошлых уроках темы можно вывести в следующие направления рассмотрения эпохи Нового времени:

Технические открытия

Географические открытия

Экономическое развитие (абсолютизм, развитие торговли)

Социальное развитие (выделение новых социальных слоев)

Развитие культуры (гуманизм, литература, искусство, научное развитие)

И, пожалуй, в отдельное направление мы отнесем религию.

Великие географические открытия и идеи гуманизма не прошли бесследно для европейского общества. В XVI веке происходит одно из крупнейших явлений европейской и всемирной истории, связанное с появлением новых христианских вероучений и отходом от католицизма большей части верующих. Происходит раскол римско-католической церкви и образование новых христианских церквей. Этот процесс называется Реформацией (от слова «реформа» - преобразование, переустройство). В данном контексте Реформация – это движение за переустройство церкви, революция в сфере сознания.

Причины революции:

В XVI веке католическая церковь переживала кризис. У людей происходит обмирщение сознания, т.е. люди стали думать не только о божественном и загробном  мире, мысли человека обратились и к земной, мирской жизни, в человеке проснулась жажда познания, активной деятельности. Менялся мир, менялся человек, а католическая церковь оставалась той же и прежняя церковь уже не удовлетворяла верующих, люди ждали и хотели большего. Католической церкви было все сложнее сохранить свое влияние на души и умы верующих.

1. Возмущение образом жизни духовенства, его роскошью и развлечениями.

2. Недовольство обязанностью платить церковную десятину.

3. Продажа духовных должностей  и получение взяток.

4. Продажа индульгенций.

5. Вмешательство духовенства в дела князей.

6. Стремление получить часть церковных земель.

7. Недовольство поборами монастырей, расположенными в городской округе.

8. Недовольство увеличением церковных владений.

9. Огромные поборы церкви с крестьян.

В результате в обществе стали распространяться различные религиозные течения, где основной акцент делался на внутреннее индивидуальное устремление  человека к Богу.

Родиной Реформации стала Германия, где это движение поддержали часть князей, горожане, крестьяне.

На развитие Реформации в Европе повлияло учение Мартина Лютера.

31 октября 1517 года Мартин Лютер прикрепил к дверям церкви несколько листков бумаги. Это были 95 тезисов против индульгенций. Они всколыхнули всю Германию.

Еще через три года в 1520 года Мартин Лютер в присутствии своих студентов сжег папское послание об отлучении его от церкви. А в 1521 году его вызвали на императорский суд в Вормс.

В эти годы Германия входила в Священную Римскую империю, императором которой был Карл 5. Он властвовал над Испанией, Нидерландами, германскими землями, Неаполем, Сицилией, колониями Нового Света. Про империю Карла V говорили, что это империя где никогда не заходит солнце.

Друзья отговаривали Мартина от поездки на суд. Но он подобно Яну Гусу проявил мужество и явился на суд. По дороге к Вормсу Лютеру устраивали торжественные встречи, собирались толпы народа, которым он читал свои проповеди. На суде император потребовал от Лютера отречься от своего учения. Но Лютер обращаясь к собранию сказал: «На этом стою. И не могу иначе. Бог поможет мне. Аминь» Во время его выступления, по залу разносились возгласы одобрения. Многие думали, что после суда Мартина ждет такая же судьба как и Яна Гуса, но его укрыл в своем замке саксонский князь Фридрих. Пока он жил в замке, началось ниспровержение католицизма – Реформация началась. По дорогам Германии ходили бродячие проповедники, призывая народ сбросить власть не только Папы, но и князей. Этого Лютер не мог поддержать и призвал князей установить над церковью свою власть.

Основные идеи Мартина Лютера.

 - Осуждение продажи индульгенции

 - Отрицание роли церкви как посредника между человеком и богом. Священники нужны только для того, что бы объяснять верующим Священное писание.

 - Человек сам несет ответственность за свои поступки и обеспечивает спасение своей души верой в Бога.

 - Требование дешевизны церкви, отказа церкви от владения землями и большим имуществом. Отрицание монашества.

 - Подчинение церкви не Папе Римскому, а светским владыкам.

 - Богослужение должно вестись не на латыни, а на родном языке.

Основанная на учении Лютера церковь стала называться лютеранской. В целом мы видим, что взгляды Лютера совпадают с взглядами и интересами князей и богатых горожан.

Борьба за Реформацию ширилась. Вождем народной Реформации стал священник Томас Мюнцер.

Основные идеи Томаса Мюнцера:

 - Поддержка взглядов Мартина Лютера

 - Необходимость свержения власти светских господ над крестьянами

 - Установление «царства Божьего», где все будет общим и все будут равны.

Города и деревни заволновались. Население изгоняло католических священников и закрывало церкви.

 Летом 1524г. в Германии на юге страны восстали крестьяне. В 1525г. уже почти все германские земли охватило движение, названное историками Великой крестьянской войной. В чем ее главные причины. Разложение традиционного общества и развитие товарно-денежных отношений рождали у дворян и князей потребность в увеличении денежных доходов. Они стали захватывать общинные земли и сокращать крестьянские наделы, увеличивать натуральный и денежный оброк, барщину. Зерно, мясо, шерсть, лен – все шло в город в обмен на звонкую монету.

 Страдали крестьяне и от роста цен. Приток зерна и серебра из Нового Света вызвал революцию цен – деньги обесценились, цены на товары выросли. После уплаты сеньору у крестьян ничего не оставалось и многие обращались к ростовщикам.

  Основным районом восстания стал юго-запад страны. 40 т. человек боролись против гнета светских и духовных феодалов. Руководители восстания составили свою программу «12 статей». Они требовали: право крестьян выбирать своего священника, отменить личную зависимость крестьян, сократить барщину, отменит второстепенные повинности, установить справедливую арендную плату.

 Борьба крестьян закончилась поражением. Не было среди них единства. Дворяне разбили отряды крестьян по одиночке. Раненый Мюнцер попал в плен, его казнили. Дворяне жестоко расправились с восставшими: было уничтожено около 100т. человек.

 После разгрома крестьянской войны началась княжеская или умеренная, Реформация. Князья захватывали монастырские земли, некоторые духовные князья отказывались от своего сана и объявляли себя государями своих бывших духовных княжеств. Часть князей испуганная размахом крестьянской войны сохранила верность католицизму. Вся Германия оказалось ввергнутой в вооруженное противостояние, князья и дворяне раскололись на два лагеря.

 В 1529г. Карл V запретил присвоение князьями монастырского и церковного имущества. Тогда сторонники Лютера объявили ему протест. Так родилось слово протестант. Протестант – сторонники реформации церкви. В Германии начались религиозные войны – войны между католиками и протестантами. Карл 5 пытался защитить католическую церковь так как боялся, что вслед за борьбой против Папы начнется борьба против светских владык.

 Но остановить реформационное движение было уже невозможно. В 30-40-гг Реформация успешно продолжалась. Карл V был занят войной с Францией и Турцией. Но испугавшись размаха Реформации он срочно заключил мир и двинулся в Германию, где и разгромил протестантов. Но в следующем сражении объединенные силы протестантов и часть католиков разгромили Карла V. Император сам чуть не попал в плен.

1555 – Аугсбургский мир. Католичество и протестантство признавалось равноправными, но право определять религию поданных предоставлялось только князьям. Поданный обязан был поддерживать только ту религию, которую придерживается его князь. Это положение было выражено словами: «Чья страна, того и вера…».

  Главой церкви в каждом немецком княжестве признавался князь, ему было подчинено особое ведомство, распоряжавшееся церковными делами. Протестантские проповедники – пасторы – находились на государственной службе. Лютеранская церковь стала учреждением, подчиненным князю. Пышные церковные обряды были отменены. Из церквей убрали скульптуры, упразднили поклонение иконам и святым мощам. Церковь стала дешевой.

  Северные и северо-восточные земли Германии, а так же некоторые княжества в центральной Германии приняли лютеранство, юг остался католическим.

Князья заставили императора подчиниться своей воле.

 Аугсбургский религиозный мир закрепил политическую раздробленность Германии, что надолго затормозило процесс создания единого националього государства.

4 Закрепление изученного на уроке.

Задание учащимся составить синквейн на понятие «Реформация».

Учитель опрашивает учащихся по данному заданию.

Работа с учебником – прочитать документы на стр. 100, обсудить.

5 Итог урока.

Учитель опрашивает учащихся, что нового, интересного и необычного они узнали на сегодняшнем уроке?

Домашнее задание параграф 11, вопросы в конце параграфа.