Социально-политическая роль церкви в Древней Руси конец IX – начало XIII вв.

Социально-политическая роль церкви в Древней Руси конец IX – начало XIII вв.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rol_tserkvi.doc34.5 КБ

Предварительный просмотр:

Социально-политическая роль церкви в Древней Руси конец IX – начало XIII вв.

Умнова А.Р.

ГОУ ВПО «Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов»

К.и.н., доцент Фомина Т.Ю.

Проблема взаимоотношений государства и церкви в Древней Руси - одно из актуальных исследовательских направлений в отечественной истории, что и представляет несомненный научный интерес для изучения прошлого нашей страны. Таким образом, целью данного исследования является изучение истории церкви и церковно-государственных отношений в Древней Руси. Задачи: 1. Изучить проблему взаимоотношений государства и церкви в Древней Руси. 2. Показать роль церкви в управлении государством Киевская Русь.

Для истории России, как и предшествовавших ей Древнерусского государства и феодальных княжеств, характерна тесная связь светской политической организации власти и управления и церкви. Эта связь в течение столетий менялась. Так, например, в XIX в., церковь обслуживала все государственные и официальные церемонии, придавала им идеологический и религиозный характер, в ее ведении находились начальное образование, фиксация актов гражданского состояния и она не только проводила в этой деятельности моральные христианские принципы, но и освящала соответствующие акты своим авторитетом[1].

В средневековье связь между церковью и государством была более прямой и выражалась в том, что церковная организация выполняла ряд государственных функций и была, следовательно, своеобразной частью государственного аппарата, а государственная, княжеская власть содержала церковную организацию на свои средства. В таких условиях проблема церкви и государства в Древней Руси приобретает общеисторический характер и в плане отношения государства и организации религиозного культа на разных этапах существования[2].

Изучаемая проблема имеет давнюю традицию в отечественной историографии. Она начинается еще в летописании, в условиях, когда многие вопросы взаимоотношения церкви и государства раннего времени сохраняли свою остроту. Так, в Никоновском летописном своде, создание которого" связано, как показал Б. М. Клосс, с крупным деятелем русской церкви первой половины XVI в. митрополитом Даниилом (1522—1539), в рассказах о Древней Руси проводится несколько актуальных для его времени идей. Такова прежде всего идея гармонии и сотрудничества княжеской власти и церкви. В летописи приведены многочисленные примеры «любви и совета» великих князей с митрополитами и епископами, причем это сотрудничество идет еще со времени Владимира Святославича, который был «в согласии и любви мнозе» с митрополитом, а тот «бяху... всегда в любви и в совете с Володимером». Далее, ссылками на апостольское правило обосновывается законность поставления митрополитов на Руси без санкции Константинополя (Илариона и Климента), причем поставление Илариона связывается с «бранями и нестроениями» с греками. Это не были ни разрыв с православными патриархами и «благочестивым греческим законом», ни желание отказаться от поставления патриархами, но только стремление избежать «вражды и лукавства, якоже беша тогда». Наконец, важной является концепция исконности церковного землевладения, неприкосновенности его по заповеди Владимира «до скончания мира не дръзнути на церковная и святительская», божественности церковной десятины, переданной им церкви Богородицы[3].

Все это тесно связано с идеями, которые отстаивали сам составитель летописи и его окружение: союз митрополии, находившейся в руках иосифлян, с великокняжеской властью; состояние церковной автокефалии де-факто с поставлением митрополитов на месте, в Москве; осуждение нестяжательства и успехи в защите привилегий митрополичьих вотчин[4]. 

Такая связь мнений и концепций авторов, писавших об истории церкви в Древней Руси, с политической позицией, которую они занимали по отношению к этой организации, и связи ее с государством в современном им мире не является исключением в отечественной историографии.

Список литературы:

1. Голубинский, Е.Е. История русской церкви. Период первый, киевский или домонгольский / Под ред. прот. В. Чаплина. – М.: Крутицкое патриаршее подворье, Общество любителей церковной истории, 1997.– Т. 1.–Ч. 1.– 966 с.

2. Гайденко, П.И. Очерки истории церковно-государственных отношений в Киевской Руси: Становление высшего церковного управления (1037 - 1093 гг.) / П. И. Гайденко, под. ред. И. П. Ермолаева. – Казань: ТОИС, 2006.–184 с.

3. Щапов Я. Н.Княжеские уставы и церковь в Древней Руси XI—XIV вв. М., 1972. С. 120. Ст. 3.

4. Данилевский, И.Н. Древняя Русь глазами современников и потомков (IX-XII вв.) / И. Н. Данилевский. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 339 с.