конспект к уроку истории

Пинаевская Елена Ивановна

тема: Реформа Столыпина П.А.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan-konspekt_uroka_reforma_stolypina.docx24.42 КБ

Предварительный просмотр:

План-конспект урока истории
Тема: Аграрная реформа П.А. Столыпина

Задача урока: Рассмотреть причины реформы, её основные положения, результаты.

Обучающая цель: 

  • Раскрыть сущность аграрной реформы, ее особенности, достоинства и недостатки, значение для дальнейшего проведения аграрной политики.

Развивающая цель:

  • Формирование навыков работы с источниками, установление причинно-следственных связей,  ведение диалога.

Воспитательная цель:

  • Воспитание нравственного отношения к историческим событиям.

Оборудование: 

  • Портрет П.А. Столыпина.
  • Мультимедийная презентация по теме.
  • Фрагмент в/ф “Россия XX века. Реформа Столыпина” (с использованием сети интернет)
  • Рабочие тетради.
  • Учебник. История России. XX - начало XXI века / Под ред. Загладина Н.В., Козленко С.И., Минакова С.Т., Петрова Ю.А. М. «Русское слово» 2013 г.

План: 

  1. Цели реформы
  2. Основные мероприятия и осуществление реформы.
  3. Итоги и значение реформы.

 Народы забывают иногда о своих национальных задачах, но такие народы гибнут; они превращаются в назем, в удобрение, на котором вырастают и крепнут другие более сильные народы.

П.Столыпин

Ход урока

На рубеже XIX-XX вв. быстрое экономическое развитие России обострило старые и породило новые проблемы.

Постановка проблемы:

- Какая проблема особо остро стояла перед правительством?

- Какие феодальные пережитки сохранились в аграрном секторе экономики после 1961 года?

Предполагаемые ответы обучающихся: 

  • крестьянская община,
  • отрезки,
  • выкупные платежи,
  • помещичье землевладение,
  • малоземелье крестьян

Обобщение ответов и вывод преподавателя: таким образом, продолжают сохраняться формы эксплуатации крестьян помещиками и государством.

Преподаватель: Перед государством в период развития революции на первое место выходит крестьянская проблема, которую необходимо срочно решать. 9 июня 1906 Николай II царским манифестом распустил I Государственную Думу, обвинив ее в революции.

Одновременно с роспуском Думы царь назначает председателем Совета Министров П.А. Столыпина – министр внутренних дел.

24 августа 1906 г. была опубликована, Правительственная программа, состоящая из двух частей. Основное внимание П.А. Столыпина было привлечено к осуществлению аграрной реформы.

Мотивация на новую тему (постановка проблемы):

Кто же он – П.А. Столыпин? Его имя всегда вызывало и вызывает споры, и втягивает нас в круговорот страстных оценок. Кстати, интересный факт, бывший президент России Б.Н. Ельцин называл трех великих реформаторов России: Петра I, Александра II, П.А. Столыпина.

В ноябре 2006 года отмечалось 100-летие со дня аграрной реформы П.А. Столыпина. Почему не состоялся путь реформ, и так трагично сложилась его судьба? Почему П.А. Столыпин остался реформатором – одиночкой? Актуальна ли тема сегодня?

На эти вопросы постараемся поразмышлять после изучения данной темы.

Объявление темы, запись темы в тетрадях.

Ознакомление с планом изучения нового материала.

Основная часть

Даётся краткая характеристика государственному деятелю П.А. Столыпину.

Задание: Выделить, какую современную проблему затрагивает судьба Столыпина.

Цели аграрной реформы.

Работа с учебником (§ 6, с. 48-54).

Задание: На основании высказываний Столыпина определить цели реформы.

Устные ответы учащихся, запись выводов в тетради:

“Успокоение” страны, отвлечение крестьян от принудительного отчуждения помещичьих земель.

Создание социальной опоры самодержавия – в лице зажиточных крестьян.

Модернизация страны.

Вывод преподавателя: таким образом, значительная конечная цель – Великая Россия. Важнейшей проблемой, от которой зависело все будущее России – был аграрный вопрос.

Начало реформе положил Указ Правительствующему Сенату от 9 ноября 1906 года. Запись даты в тетрадь: 9 ноября 1906 года – начало аграрной реформы Столыпина.

Работа с документом №3. Указ Правительствующего Сената от 9 ноября 1906 года (распечатка текста на столах студентов)

Вопрос: Почему с этим Указом связано начало реформы? (Предоставил право крестьянам выходить из общины и передачи земли в личную собственность).

Основные мероприятия аграрной реформы:

работа с § 6 учебника (по группам):

  • I группа: Охарактеризовать сущность разрушения крестьянской общины;
  • II группа: Переселенческая политика
  • III группа: Крестьянский вопрос: кооперация

Выступления представителей групп:

Обобщение ответов, вывод записать в рабочие тетради (можно в виде схемы)

Схема. Основные мероприятия аграрной реформы П.А. Столыпина.

Работа с понятиями:

Хутор – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с оставлением усадьбы в деревне.

Отруб – участок земли, получаемый крестьянами при выходе из общины, с переселением из деревни и перенесением усадьбы на свой участок.

Вопрос: Кому выгодно данное мероприятие?

Предполагаемый ответ: Зажиточным крестьянам и середнякам, которые способны вести хозяйство без общины, силами семьи или нанимая дополнительную рабочую силу – батраков. Как говорил Столыпин: “Ставка сделана не на убогих и пьяных, а на крепких и сильных”.

Отменялись ограничения личных прав крестьян, они получали равные права с другими сословиями. Это обеспечило им возможность свободно переселяться в города и искать работу.

Избавить крестьян от малоземелья позволяла переселенческая политика.

Попробуем разобраться, какие результаты имела реформа.

Результаты реформы.

Просмотр видеофильма.

Задание: Определить какие результаты имела данная реформа.

Подведение итогов урока.

П.А. Столыпин понимал, что результаты его трудов скажутся далеко не скоро “Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России”.

Однако его начинания не имели ни широкой социальной, ни политической поддержки. Столыпин стал фактически он остался реформатором-одиночкой.

Ответы учащихся на проблемы, поставленные к данному уроку. Скажите, как вы считаете, вопрос затронутый П.А. Столыпиным, актуален и сегодня? (Сегодня в очередной раз делаются попытки решить вопрос о земле, соображения Столыпина выходят на первый план).

Вывод по уроку:

В политическом плане реформа явно провалилась. Она не сняла социальной напряженности ни в деревне, ни в обществе в целом. Для успеха реформы важной была готовность общества. Но правящая верхушка противилась нововведениям, интеллигенции и предприниматели, считали их недостаточными.

Закрепление: 

Написать синквейн по теме.

Домашнее задание: § 6. Повторить основные термины, даты, причины и итоги реформы П.А.Столыпина.