Статья "Основные этапы изучения истории православного духовенства Южного Урала XIX - начала XX века"

Нефёдов Николай Александрович

Научная статья

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravoslavnoe_dukhovenstvo_yuzhnogo_urala.rar864.6 КБ
Файл statya_5.docx33.77 КБ

Предварительный просмотр:

Нефедов Н.А.

Основные этапы изучения истории православного духовенства Южного Урала  XIX – начала ХХ вв.

В настоящее время идут длительные дискуссии о роли православной церкви и духовенства в современном мире.  На нынешнем этапе социально-инновационного процесса власть и общественность в России, пытаясь усилить духовно-нравственную его составляющую, вновь обращаются к помощи религии и ее проводника - священника. В свою очередь православная церковь стремится активно воздействовать на подрастающее поколение, способствуя выработке «правильного» мировоззрения.        

История православного духовенства России насчитывает уже более тысячи лет. Она является составной частью как истории Русской Православной церкви, так и истории сословий в дореволюционной России.  В то же время история духовного сословия растворена в работах по истории отечественного  православия. Из массы работ по истории церкви очень мало трудов, посвящённых собственно духовенству. 

В историографии истории Русской Православной церкви можно выделить следующие этапы: начало XIX – начало XX вв.; 1917 – конец 1980-х гг.; начало 1990-х гг. – по настоящее время. Данная периодизация достаточно условна, но она очень точно отражает последовательность накопления материала и изменения в его интерпретации. Данную периодизацию можно перенести и на историографию истории православного духовенства Южного Урала.

Изучение церковной истории России началось достаточно поздно.  В юго-западной Руси в XV – XVII веках появляются богословские трактаты, но исторических произведений не встречается.   Лишь в XVIII веке появляются работы по истории Церкви. Первые специальные труды по истории Русской Православной церкви появляются в начале XIX века. Этому способствовало то, что история Церкви была введена в круг изучения предметов духовной школы. Значительный вклад в ее развитие внесли митрополиты Платон (Левшин), Евгений (Болховитинов), Макарий (Булгаков), ректор московской духовной академии протоиерей А. Горский.

Если в первой половине XIX века историей Русской церкви занимались лишь представители высшего и среднего звеньев духовенства, то во второй половине XIX века данной темой занимаются и светские исследователи.

Изучение духовного сословия конца XVIII – середины XIX вв., в общероссийском масштабе связывают  с появлением  в 1858 году очерка священника И. С. Беллюстина «Описание сельского духовенства»[1]. Следующей заметной работой в истории духовного сословия был труд профессора богословия Д. И. Ростиславова «О православном белом и чёрном духовенстве России»[2]. Работа вышла в 1866 году. Обе работы – публицистического характера, полемически заострённые против духовенства.  В целом немногочисленные статьи публицистов пореформенного времени, объективно и сочувственно описывающие положение священников, относятся скорее к источникам, нежели к исследованиям, а обличения «невежественных попов» трудно отнести к разряду аналитической литературы.

В 1872 году вышло докторское исследование профессора П. В. Знаменского «Приходское духовенство со времени реформы Петра I»[3]. Вместе с его более поздними работами этот труд заложил основы исследования духовного сословия России в XVIII – XIX веках. В работах П. В. Знаменского рассмотрены самые различные аспекты деятельности приходского духовенства: материальная обеспеченность, численность,  образовательный уровень, церковное управление, судопроизводство.

Стоит отметить, что в дореволюционной историографии формировался образ отрицательного героя из церковной среды. В формирование такого образа внесла свою лепту и публицистика, причем, в первое десятилетие XX века недовольство высокоинтеллектуальной паствы выплеснулось на страницы не только светской, но и церковной прессы. Духовенство обвиняли во всех мыслимых и немыслимых грехах, в связи с тем, что оно якобы слепо следовало в русле государственной политики.

Южноуральские дореволюционные исследователи начали изучение указанной проблемы в конце 50-х гг. XIX века. В 1858 году выходит работа В. Д. Черемшанского «Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом отношении»[4].   В данном труде присутствуют статистические данные о численности духовенства к 1850 г, о религиозном составе населения Оренбургской губернии.

Р. Г. Игнатьев дал точную статистику церквей и монастырей Оренбургской епархии[5]. Данные относятся к 60-м гг. XIX века и отличаются самостоятельностью подсчета применительно к каждой церкви: Р. Г. Игнатьев называет дату постройки, состав причта, наличие церковно-приходских школ и многие другие данные.

С 90-х гг. XIX века появляются работы, посвященные монастырям Уфимской епархии. Одним из первых опубликовал свою работу иеромонах Дионисий. Брошюра  «Уфимский Успенский монастырь» была опубликована в Уфе в 1898 году.  Исследователь достаточно полно описал монастырскую историю в XIX веке. В частности, в брошюре приводятся имена всех известных к тому времени настоятелей.

Аналогичных брошюр было в большом количестве. В.Е. Боков описал историю Златоустовского Свято-троицкого монастыря, Будрина описала историю Челябинского Одигитриевского женского монастыря, Н. М. Чернавский  написал работу, посвященную Казанско-Богородицкому женскому монастырю в городе Троицке[6].

А в конце XIX века настало время выхода первых обобщающих трудов по истории Уфимской епархии. Работа И. Златоверхникова «Уфимская епархия: географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк»[7]  открыла ряд таких трудов. Исследователь дает массу дат по истории епархии, статистику приходов и материального обеспечения приходского духовенства по данным 1897 года.

В 1900 г. была напечатана работа К. Херувимова, в которой он описывает биографию уфимских архиереев[8]. В работе приводятся различные биографические данные и дан исторический очерк о состоянии православия в Уфимском крае в период, предшествующий учреждению епархии.

Из тех людей, которые внесли огромный вклад в церковное краеведение можно также отнести С. С. Никольского, собравшего и проанализировавшего материал о церковно-административном устройстве Оренбургской  епархии[9]. Н. Модестов собрал материал о святыне Южного Урала Табынской иконе и крестном ходе с ней[10].

Вершиной дореволюционной историографии истории Церкви на Южном Урале был фундаментальный двухтомный труд Н. М. Чернавского  «Оренбургская епархия в её прошлом и настоящем»[11]. По мнению многих исследователей, данная работа ценна разнообразием фактов по истории епархии.  При написании своего труда исследователь использует большое число архивных материалов, значительная часть которых считается утерянной в настоящее время. Н.М. Чернавский первым попытался дать периодизацию истории Оренбургской епархии. Исследователь подробно описывает руководителей епархии, дает яркие портретные зарисовки.  Н. М. Чернавский в деталях воссоздал процесс возникновения и развития епархии, уделив особое внимание административному делению Оренбургского края, границам Оренбургско-Уфимской, а затем и собственно Оренбургской епархии. После работ  Н. М. Чернавского крупных работ по истории Оренбургской епархии долгое время не создавалось.

В 1901 году выходит работа И. Кречетовича «Учреждение в г. Оренбурге архиерейской кафедры (по данным архива канцелярии бывшего Оренбургского генерал-губернаторства)»[12].  И. Кречетович исследовал вопросы организации Оренбургской епархии и, сосредотачивая внимания на миссионерском компоненте пастырского служения епархиального духовенства.

В 1913 году выходит работа И. Покровского[13]. Она представляет собой справочное издание.  В то же время труд содержит ряд статей по истории Уфимской епархии, наиболее известных монастырях и архиереях Оренбургской и Уфимской епархий. Статьи о епархиях содержат численность духовенства, даты основания епархий, статистику храмов и монастырей. В статьях также дается перечень архиереев с годами управления епархией.

Конечно, повествовательный характер большинства описаний и материалов по истории Церкви на Южном Урале  придает им в большей степени источниковедческое значение, нежели историографическое.

В советский период истории тематика была запретной. На смену истории церкви пришла тема «научного атеизма».  Советской историографии по данной теме были присущи инкриминирование священникам беззастенчивого паразитизма, темноты, (заимствованное из дореволюционной публицистики), «последовательной контрреволюционности». В советский период церковь представлялась как служанка самодержавия. Названия работ по истории Церкви очень ярко свидетельствуют  о сложившей в этот период ситуации. Выходят работы Е.Ф. Грекулова - «Как  российское духовенство душило печать»[14], Н.Ф. Платонова – «Православная церковь в борьбе с революционным движением в России» [15], П.Н. Зырянова – «Православная церковь в борьбе с революцией в России. 1900 – 1917»[16].

Более серьезные разработки церковной тематики велись в эмиграции. В конце 1940-х гг. вышли в свет работы А.В. Карташева[17]. Чуть позже – работы И. К. Смолича[18].

История Уфимской и Оренбургской  епархий XIX - начала XX века  выпадала из сферы научных интересов исследователей. Одним из самых серьёзных исследований по данной проблеме были «Очерки по истории Башкирской АССР»[19].  Однако в данном труде вся история православия в XIX веке сведена к констатации факта наличия в городе Уфе духовной семинарии и системы церковноприходских школ в губернии.

Первые данные об учреждении Уфимско-Оренбургской епархии в советской краеведческой историографии появились лишь в 70-е гг. XX века, в коллективном труде по истории Уфы[20]. В работе Ю.М. Тарасова затронут вопрос о материальном обеспечении сельского приходского духовенства Южного Урала[21].

Касательно интереса к данной проблематике в советский период истории, важно отметить одну деталь. Интерес к церковной истории никуда не исчезал, а лишь оказался закамуфлированным. Во-первых, об этом свидетельствуют высказывания некоторых современных  исследователей. Так, А. И. Конюченко интересовался данной проблематикой еще в советский период, однако его отговорили защищать диплом по теме, связанной с историей православного духовенства.

Во-вторых, как только исчез идеологический прессинг в начале 90-х, сразу выпускается множество статей по истории Церкви. Это свидетельствует о том, что  авторы активно интересовались данной темой еще в советский период, но им не позволяли публиковать свои работы.

Девяностые годы XX века дали значительное количество работ по истории православного духовенства как уральского, так и общероссийского уровня. В центре внимания исследователей оказываются различные аспекты церковной истории. Большое внимание уделяется церковно-государственным отношениям, деятельности церкви отдельных регионов России, системе духовного образования. Также популярны темы развития монастырей, миссионерской деятельности церкви, участие церкви в культурной и общественной жизни.

Начало современному изучению церковной истории нашего края было положено А. И. Конюченко, в 1996 г. защитившим кандидатскую диссертацию по истории духовного образования в Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX века[22]. Кроме того А.И. Конюченко является автором монографий и  ряда статей по истории Русской церкви, как общероссийского масштаба, так и уральского[23].

В 1993 году коллектив сотрудников ЦГИА РБ выпустил коллективный труд «Дорога к храму. История религиозных учреждений Уфы»[24]. Один из разделов книги был посвящен истории Уфимской епархии. Большая же часть работы касалась истории монастырей и церквей Уфы. Через год вышло в свет исследование М.Н. Фархшатова, посвященное народному образованию в Башкирии во второй половине XIX века[25]. В нем исследователь уделяет большое внимание системе церковно-приходских школ и духовных учебных заведений.

В 1996 году издается энциклопедия «Башкортостан», содержащая более двух десятков статей по региональному православию[26]. Авторы статей на основе новых архивных данных дали подборку персоналий наиболее известных деятелей южноуральского православия: архиереев, священников и др. Аналогичная энциклопедия была опубликована в 2001 году по Челябинску[27]. Комплекс статей в этих сборниках является хорошей базой для написания специальных трудов по различным проблемам южноуральского православия.

Самые различные вопросы истории Православной Церкви на Южном  Урале - от административного устройства епархии до моральных качеств духовенства - исследовал B.C. Боже[28].

 В 2002 году вышла в свет кандидатская диссертация В. Л. Харланова «Церковно-судебная система Оренбургской епархии 1864 – 1918 гг.»[29]. Автор изучает и объясняет духовное судопроизводство Оренбургской епархии, сравнивает его с общеимперской практикой. В. Л. Харланов анализирует эволюцию церковно-государственных отношений в изучаемый период, изучает структуру и выявляет компетенцию органов духовного судопроизводства.

В том же году появляется диссертация О. В. Осипова «Церковно-приходские школы Оренбургской епархии, 1864 – 1917 гг.»[30].  Предметом исследования автора являются условия зарождения и основные направления развития церковно-приходских школ, организация учебно-воспитательного процесса, качественный и количественный  состав преподавательского персонала. Автор впервые тщательно проанализировал вопросы финансирования церковных школ, взаимоотношения священнослужителей и паствы, проблемы состояния народной религиозности и нравственного облика населения. Некоторые проблемы участия церкви в крестьянском образовании на Южном Урале в тесной связи с процессом реформирования общества в середине XIX в. рассмотрел Г. В. Савицкий[31]. Вопросами становления церковно-приходских школ в Оренбургской епархий занимались также Т. А. Камскова и В. П. Баканов[32].

В 2004 году А. Д. Камзина защищает свою диссертацию под названием «Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии:1859 – 1917 гг.»[33]. Автор анализирует масштабы распространения старообрядчества на территории епархии, характеризует численный и социальный состав старообрядчества, изучает методы и формы миссионерского воздействия на старообрядцев. А. Д. Камзина делает выводы об успехах и неудачах противораскольнической миссии в Оренбургской епархии.

Исследованием миссионерской работы духовенства Оренбургской епархии, направленной против раскола, с указанием традиционных средств в борьбе со старообрядчеством, занимается и Т.К. Махрова[34]. В.Л. Харланов освещает меры воздействия церкви на нагайбаков путем проповедей,  воспитательной работы, судебных преследований и других мер[35].

Несколько позднее выходит работа Ю.С. Андреевой «Деятельность Русской Православной Церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.»[36]. Автор акцентирует внимание на том, какую роль Русская Православная Церковь сыграла в духовном воспитании различных категорий населения Оренбургской епархии. Ю. С. Андреева  анализирует мероприятия духовенства по организации духовной жизни населения (педагогическую и просветительскую деятельность, миссионерскую работу), показывает взаимоотношения служителей церкви и прихожан в исследуемый период.

Стоит также отметить работы Е. Д. Королевой и  О.В. Никифоровой. Работа Е.Д. Королевой посвящена церковно-общественной жизни православного населения Оренбургской губернии[37]. Автор исследует эволюцию форм религиозно-общественной жизни различных категорий православного населения (почитание икон, крестные ходы, паломничество, внебогослужебные беседы), организацию и регулирование этой деятельности духовными и светскими органами власти, характеризует религиозно-нравственное состояние различных категорий населения.

Исследование О. В. Никифоровой  посвящено религиозности сельского православного населения Оренбургской епархии[38]. Автор выявляет основные проявления и особенности религиозности сельского православного населения (крестьянства, казачества и горно-заводского населения) и следит за их изменениями во второй половине XIX – начале XX века. В качестве задач автор изучает особенности усвоения и передачу религиозности в семье, оценивает влияние церковного богослужения на религиозность сельских прихожан, выявляет проявления религиозности сельских жителей во внебогослужебной практике.

Защита  диссертации Е. М. Есиковой[39] стала ещё одной вехой на пути изучения истории церковной жизни Оренбургской епархии. В диссертации Е. М. Есикова исследует миссионерскую деятельность Русской Православной Церкви среди нехристиан Оренбургского края: формирование институтов внешней миссии, динамику развития миссионерства, его периодизацию, проблемы внешней миссии и способы их решения.

Однако долгое время не выходило обобщающего труда по истории собственно духовенства, как в общероссийском масштабе, так и по истории духовенства на Южном Урале. Наконец,  в 2006 году публикуется диссертационное исследование А.И. Конюченко «Православное духовенство Южного Урала во второй половине XIX – начале XX вв.»[40].  

А в 2007 году выходит в свет работа Ю.Н. Сергеева «Православное духовенство Южного Урала в конце ХVIII – первой половине  ХIХ века»[41]. В монографии рассматривается история православного духовенства Южного Урала с момента открытия Оренбургской епархии в 1799 году до момента её раздела на две отдельные епархии в 1859 году. В работе анализируются вопросы численности, материальный, юридический статусы, образовательный уровень различных групп православного духовенства, роль духовного сословия в социально-политической и духовной жизни.

Таким образом, в историографии истории Русской Православной Церкви, как в общероссийском масштабе, так и истории Церкви на Южном Урале четко прослеживаются три этапа. Хотя изучение церковной истории в России началось достаточно поздно, в дореволюционную эпоху появляются специальные труды по истории Церкви, выходят многочисленные публицистические статьи. В то же время, повествовательный характер большинства трудов придает им больше источниковедческий характер, чем историографический.

С установлением советской власти начинается второй этап. В это время церковная тема оказывается закрытой. Однако интерес к истории Церкви не пропал, а лишь оказался закамуфлирован вследствие идеологического прессинга. В трудах советских историков абсолютизировались кризисные явления в истории Церкви, делался вывод о неэффективности её мероприятий во всех областях.

В постсоветское время, когда снимается идеологический прессинг, в центре внимания исследователей оказываются различные аспекты церковной истории в общероссийском масштабе. Пристальное внимание уделяется и истории Церкви на Южном Урале: выходит несколько диссертационных исследований, издаются многочисленные статьи, проводятся научные конференции.  Изучаются темы как включенные в научную разработку ранее, так и не востребованные историками предшествующего периода.

 

ПРИМЕЧАНИЯ


[1] Беллюстин И. С. Описание сельского духовенства//Русский заграничный сборник. Лейпциг, 1858. Т4.

[2] Ростиславов Д. И. О православном белом и чёрном духовенстве России. Лейпциг.,1866. 

[3] Знаменский П.В. Приходское духовенство со времени реформы Петра I. Казань,1872.

[4] Черемшанский В.М. Описание Оренбургской губернии в хозяйственном, статистическом, этнографическом отношении. Уфа, 1859.

[5] Игнатьев Р.Г. Сведенияо церквах Уфимской губернии//Памятная книжка Уфимской губернии. Уфа, 1873.

[6] Боков В.Е. Описание Златоустовского Свято-Троицкого монастыря. Уфа, 1904. Будрина Р. Челябинский Одигитриевский женский монастырь. М., 1904. Чернавский Н. М. Казанско-Богородицкий женский монастырь в городе Троицке. Оренбург, 1900.

[7] Златоверхников И. Уфимская епархия: географический, этнографический, административно-исторический и статистический очерк. Уфа, 1899.

[8] Херувимов К. Краткая историческая записка о просветительской и административной деятельности Уфимских архипастырей за 100 лет существования Уфимской епархии: 1800 – 1900. Уфа, 1900.

[9] Никольский С.С. Пятидесятилетний юбилей Оренбургской епархии (1859-1909)//ОЕВ. 1900. № 6

[10] Модестов Н. Табынская икона Божией Матери и крестный ход из селя Табынского в г. Оренбург и другие места Оренбургской епархии. – Оренбург, 1914.

[11] Чернавский Н. М. Оренбургская епархия в её прошлом и настоящем. Оренбург, 1900.

[12] Кречетович И. Учреждение в г. Оренбурге архиерейской кафедры (по данным архива канцелярии бывшего Оренбургского генерал-губернаторства). Оренбург,1901.

[13]Покровский И. Православный полный богословский энциклопедический словарь. СПб, 1913.

[14]Грекулов Е.Ф. Как  российское духовенство душило печать. М., 1930; Его же. Православная церковь – враг просвещения. М.: издат. АН СССР, 1962; Его же. Русская церковь в роли помещика и капиталиста. М.: «Атеист», б/г. Его же. Православная инквизиция в России. М., 1964.

[15]Платонов Н.Ф. Православная церковь в борьбе с революционным движением в России//Ежегодник музея истории религии и атеизма. М. – Л., 1960. Т.4.

[16]Зырянов П.Н. Православная церковь в борьбе с революцией в России. 1900 – 1917. М., 1984.

[17]Карташев  А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 1, 2. М., 1993

[18]Смолич И. К. Русское монашество 988 – 1917. Жизнь и учение старцев. М., 1999; Его же. История русской церкви. 1700 – 1917. Ч. 1. М., 1996.

[19]Очерки по истории Башкирской АССР. Уфа, 1959.

[20]История Уфы. Краткий очерк. Уфа, 1976.

[21]Тарасов Ю.М. Русская крестьянская колонизация Южного Урала во 2-й пол. XVIII – середине XIX вв. М., 1984.

[22]Конюченко А.И. Духовное образование в Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале ХХ вв. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 1996.

[23]Конюченко А.И. Тона и полутона православного белого духовенства России (вторая половина XIX – начало ХХ в.) Челябинск: ЦНТИ, 2006; Его же:  Духовенство Челябинска накануне революции (численность, образовательный уровень, материальное положение)// Города Урала в контексте русской культуры: Тезисы докладов региональной научной конференции. – Челябинск, 1993. – С. 88 – 90; Его же: Приходское духовенство Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале ХХ в// Исторические чтения: Материалы научных конференций, выпуск 2. –  Челябинск, 1996. – С. 77 – 83; Его же. Духовные училища Оренбургской епархии накануне преобразования по Уставу 1867 г.//Сб.: Проблемы социально-экономического и политического развития Урала в XVIII – XX в. – Челябинск, 1997. – С. 82 – 95. Его же.  Эффективность системы духовного образования Оренбургской епархии (вторая половина XIX – начало ХХ века)// Культура оренбургского казачества: сб. науч. статей. Челябинск, 2007. С. 123 – 149. Он же. Некоторые черты религиозного быта Челябинска в XVIII – начале ХХ века// Исторические чтения. Вып. 7 – 8. Челябинск: Центр историко-культурного наследия. 2004. С. 40 – 44.

[24]Дорога к храму. История религиозных учреждений г. Уфы. Уфа, 1993.

[25]Фархшатов  М.Н. Народное образование в Башкирии в пореформенный период (60-90-е гг. XIX в.) М. 1994.

[26]Башкортостан. Краткая энциклопедия. Уфа, 1996.

[27]Челябинск. Энциклопедия. Челябинск, 2001.

[28]Боже В.С. Очерк церковно-религиозной жизни Челябинска начала ХХ века// Челябинск неизвестный: Краеведческий сборник. Вып. 1. – Челябинск, 1996. Он же. Съезд объединенного духовенства и мирян Челябинского викариатства (1917 г.)// Исторические чтения: Материалы науч. конф. «Неизвестный Челябинск» (1994). Он же. Уровень образованности и моральный облик духовенства Оренбургского края в конце XVIII - начале XIX вв. // Оренбургское казачье войско: религиозно-нравственная культура: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Абрамовского. - Челябинск, 2001. - С.40-53.

[29]Харланов В.Л. Церковно-судебная система Оренбургской епархии 1864 – 1918 гг. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 2002. 

[30]Осипов О.В. Церковно-приходские школы Оренбургской епархии, 1864 – 1917 гг. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 2002.

[31]Савицкий Г.В. Начальное народное образование на Южном Урале и в Северо-Западном Казахстане в 1851-1917 гг.: Дис. канд. ист. наук. - Оренбург, 2004.

[32]Камскова Т.А. Церковноприходские библиотеки Оренбургской губернии // Этноконфес-сиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Материалы межрегион. науч.-практ. конф. - Оренбург, 2002. - С.408-410; Баканов В.П. Роль церкви в обучении грамоте населения казачьих поселков Оренбургского казачьего войска // Исторические чтения: Материалы науч. конф. «Неизвестный Челябинск» (1994)

[33]Камзина А.Д. Старообрядчество как объект миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в Оренбургской епархии:1859 – 1917 гг. Оренбург, 2004.

[34]Махрова Т.К. Раскол и единоверие в казачьих станицах Оренбургской епархии // Оренбургское казачье войско: религиозно-нравственная культура: Сб. науч. тр. / Под ред. А.П. Абрамовского. - Челябинск, 2001. - С.104-124

[35]Харланов В.Л. Религиозно-нравственное состояние инородцев Оренбургской епархии в конце XIX - начале XX вв. (на примере нагайбаков) // Оренбургское казачье войско: религиозно-нравственная культура. - Челябинск, 2001. - С.146-155.

[36]Андреева Ю.С. Деятельность Русской Православной Церкви по духовному воспитанию населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 2006. 

[37]Королёва Е.Д. Церковно-общественная жизнь православного населения Оренбургской губернии во второй половине XIX – начале XX вв. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 2007. 

[38]Никифорова О.В. Религиозность сельского православного населения Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX в. Дис. на соиск. ученой степ. канд. ист. наук. – Челябинск, 2006. 

[39]Есикова Е.М. Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви среди нехристианского населения Оренбургской епархии (1859 – 1917 гг.) Автореф. канд. ист. наук. – Челябинск, 2010. – С.3.

[40]Конюченко А. И. Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века. Челябинск, 2006.

[41]Сергеев Ю.Н Православное духовенство Южного Урала в конце ХVIII - начале ХIХ века (на примере Оренбургской епархии). Уфа, 2007.