"Образование государства Русь у восточных славян"

Тищенко Тамара Михайловна

На сегодняшний день существуют две основные теории образования Древнерусского государства.

           1.  Норманская теория (немецкие историки):

  • Основатели древнерусского государства – норманы, которых славяне 

          призвали в свои земли для управления ими

  • Название «Русь» скандинавского происхождения
  • Славяне не способны к созданию своей государственности.
  1. Антинорманская теория (русские историки):
  • У восточных славян шел процесс разложения родового строя и развития 

         феодализма, складывания государственности до прихода варягов

  • Влияние скандинавов на образование государства незначительно
  • Название «Русь» имеет славянское происхождение.

         В настоящее время не оспаривается определенная роль варяжского элемента в объединении славянских племен, в жизни Киевской Руси, в формировании государственной элиты, происходившей на политической основе. Варяги были прекрасными воинами, часто выступали в роли наемных князей в борьбе за власть, в усобицах, в завоевательных войнах [3, с. 9].

 Однако это отнюдь не дает основания считать их создателями государственности у славян, тем более, что скандинавские народы находились примерно на одном со славянами цивилизационном уровне.

 Государство является результатом длительного самостоятельного развития общества, естественного вызревания в нем глубинных процессов при катализирующем влиянии внешнего фактора.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon referat_obrazvanie_gos-va_rus_u_vost._slavyan.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБРАЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВА РУСЬ У ВОСТОЧНЫХ СЛАВЯН

План

I.   Образование государства Русь у восточных славян:

     1.  «норманская» теория происхождения государства у славян  

     2.  «антинорманская» теория образования восточнославянского государства

  1. Норманская теория происхождения государства у славян

Начиная с середины XVIII века и практически по сей день существует точка зрения по вопросу о возникновении государства у восточных славян, получившая название «норманской теории». Ее создателями считаются немецкие историки З.Байер, Г. Миллер, работавшие в середине и второй половине XVIII века в Петербургской Академии наук.

 Во времена «бироновщины», когда отстаивать русское начало в «чем бы то ни было» было очень трудно, в Петербурге, в среде приглашенных немецких ученых родилась идея заимствования государственности славянами у северо-германских племен. Славяне были признаны «живущими зверинским образом»,   а создателями государства были объявлены северные разбойничьи отряды варягов - норманов, нанимавшихся на службу к разным властителям и державшие в страхе Северную Европу. Так под пером Зигфреда Байера, Герарда Миллера  родилась идея норманизма.

В IX веке в северо-западных землях восточных славян, в районе озера Ильмень, формировался мощный союз славянских и угро-финских племен, объединителем которых стали приильменские словени. Этому объединению способствовала начавшаяся здесь борьба словен, кривичей, мери, чуди с варягами, которым удалось на некоторое время установить контроль над здешним населением. Союз северных местных племен сбросил варяжских правителей.

Варяги были изгнаны, но «встал род на род», - рассказывает летопись. Для установления мира и покоя, стабилизации управления, введения справедливого суда ссорящиеся племена пригласили князя со стороны. Выбор пал на варяжских князей.  Почему именно на них?

Во-первых, рядом не было другой организованной военной силы. Во-вторых, варяги были близки словенам по языку, обычаям, религии. В-третьих, их приход мог положить конец натиску других варяжских дружин на славянские  и угро-финские земли [4, с. 40].

В «Повести временных лет» в записи под 862 годом приводится рассказ об обращении словен и кривичей к норманам: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси. Земля наша велика и обильна, а наряда (т.е. управления) в ней нет. Приходите княжить и владеть нами» [4, с. 34].

 После обращения к варягам в славянские земли пришли три брата: Рюрик,  Синеус и Трувор. Первый стал княжить у ильменских словен сначала на Ладоге, второй – в землях на Белоозере, а третий – во владениях кривичей в городе Изборге. Они и стали основателями славянского государства.

По некоторым летописным данным новгородские словени начали против Рюрика борьбу, которая разгорелась после того, как он взял всю полноту власти в свои руки. Но он подавил восстание и утвердился в Новгороде. После смерти братьев Рюрик объединил под своим началом весь север и северо-запад восточнославянских и угро-финских земель.

Таким образом, в восточнославянских землях к 60-м годам IX века образовалось по существу два сильных государственных центра: Северо-Днепровский, Полянский, во главе с Киевом и Северо-Западный во главе с Новгородом. Оба они со временем стали называть себя Русь: Русь южная, где в Киеве утвердилась местная полянская династия, и Русь северная, где в Новгороде власть взяли выходцы из южной Прибалтики.

 На основе этого летописного рассказа немецкие историки пришли к следующим выводам: славяне были диким, необразованным народом, неспособным создать свою государственность; русское государство создали норманы путем завоевания ими славян [3, с. 9].

Немецкие историки не сомневались в достоверности легенды и утверждали, что государство на Руси было создано варягами, выходцами из Скандинавии, известными в Западной Европе как норманы или викинги. Эта идея была господствующей в европейской исторической науке с середины XVIII до середины XIX веков.

В норманской теории есть несколько противоречивых фактов, которые вызывают много толков и споров среди современников.  Остановимся на некоторых из них:

1). Говоря о создании Киевской Руси норманами - варягами, обычно говорят о том, что норманы ( шведы, датчане, норвежцы) основали королевство на морских берегах  Северной Франции, Сицилии. Для того, чтобы добраться до славянских земель, им нужно было войти в Финский залив, а затем 500 км. плыть по рекам и озерам против течения Невы, Волхва, Ловати.

 Ни о какой внезапности речи не могло и быть. В конце этого пути перед мореходами двумя преградами вставали водозаборы: балтийско-ладожский и балтийско-черноморский. Приходилось ставить корабли на катки и посуху тащить их 30-40 км. по земле. Победоносные мореплаватели здесь становились беспомощными. Дотащив свои ладьи до Смоленска, они оказывались на прямом пути в Киев, но и здесь, на Днепре, они были легко опознаваемы и уязвимы.

Варяги появились в Восточной  Европе тогда, когда Киевское государство уже сложилось, и для своих торговых экспедиций на Восток они использовали дальний обходной путь через Исту,  верхнюю Волгу. На этом маршруте известны клады монет и курганы с захоронениями варягов [1, с. 15].

2).Варяги использовались на Руси как наемная военная сила. Князь Игорь «посылал варяг за море, приглашая их идти войной на греков». Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Но Владимир отослал их за пределы Руси за то, что те в 980 году предъявили слишком наглые требования.

3). Если признать варягов  создателями государственности для «живущих звериным образом» славян, будет крайне трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Все договоры с Руси с Византией в Х веке писались на  двух языках – греческом и русском без всякой шведской терминологии.

 Более того, в средневековых документах варяги обозначали сбор дани термином «полюдье», заимствованным у славян. Значит у славян сбор полюдья, как государственного действия, был раньше, чем у варягов.

4). Изучая «Повести временных лет», знаток русского летописания А.А.Шахматов доказал, что сочинение Нестора претерпело переработку два раза, что запись о призвании Рюрика, Синеуса и Трувора была поздней вставкой  в ее первоначальный текс, созданный Нестором около 1113 года.

 Несторовский текст в 1116 году был переработан по указанию киевского князя Владимира Мономаха Сильвестром, игуменом Выдубицкого монастыря в Киеве. В переработанной Сильвестром летописи осталось утверждение Нестора о том, что государство Русь  складывалось уже в VI веке вокруг Киева и первым князем был князь Кий, но прибавилась запись о призвании варягов-норманов, что отвечало политическим интересам Мономаха [3, с. 9].

Но переделка 1116 года не удовлетворила Владимира Мономаха,  и он поручил окончательную отделку истории Руси сыну Мстиславу. Князь Мстислав завершил эту работу в 1118 году. Переделывая историю на свой лад, он искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно переведя зарождение русской государственности далеко на север и вплел в повествование варягов-завоевателей, варягов-организаторов.

 Князь Игорь Старый превратился в сына Рюрика, младенцем привезенным  в Киев, в котором его «Отец» ни разу не был. Так появился в летописи перечень славянских племен, будто бы покоренных Олегом. Так возникло нелепое отождествление варягов с Русью.

В общей форме положения норманистов сводятся к двум тезисам:

- во-первых, славянская государственность создана, по их мнению, не славянами, а европейцами-варягами,

- во-вторых, рождение славянской государственности происходило не на киевском лесостепном юге, а на неплодородном севере.

        Факт значительного участия выходцев из Скандинавии в образовании правящего слоя Древнерусского государства не вызывает сомнений у большинства историков (иностранное происхождение правящей династии – типичный для Средневековья сюжет). Однако, бесспорно и то, что варяги не создали у восточных славян новых структур, а только приняли участие в протекавших здесь естественным путем процессах возникновения государства [1, с. 20-21].

Говорить же  о завоевании славян норманами вряд ли возможно, потому что они не проникали в славянские земли большими массами. Русские князья использовали чаще всего небольшие дружины норманов, как наемное войско. Археологические и письменные источники, изучение славянского языка и культуры VIII-IX веков свидетельствуют о минимальном влиянии скандинавов на славян.

Появление норманской теории в середине XVIII века было стремлением исторически оправдать засилье иностранцев в управлении русским государством, что произошло в период правления Анны Иоанновны (1730-1740), вошедшего в историю России под названием «бироновщина». Именно в этот период иностранцы, по выражению В.О. Ключевского, «хлынули» в Россию, как сор из дырявого мешка [3, с. 9].

  1. Антинорманская теория образования

восточнославянского государства

        М.В.Ломоносов, первым вступивший в полемику с немецкими учеными, в своих исторических трудах говорил «о древности славянского народа», об этнических различиях славян и скандинавов, месте славян во всемирной истории. Ломоносов полагал также, что влияние языка и культуры скандинавов на славян было незначительным. Многие положения Ломоносова нашли впоследствие подтверждение в трудах русских и советских ученых.          

        Образование единого восточнославянского государства Русь  русские историки связывают с именем новгородского князя Олега. К 80-м годам IX века  у восточных славян существовали два крупных княжества-государства – одно с центром в Киеве, а другое – с центром в Новгороде.

 Новгородское куняжество-государство представляло собой большую политическую и военную силу. В  его состав входили земли ильменских словен, полоцких кривичей, мери, веси и частично чуди.

В 882 году князь Олег совершил поход на Киев и присоединил к своему княжеству земли смоленских кривичей и киевских полян. Олег стал Великим киевским князем, а Киев превратился в в столицу складывавшегося государства. В Смоленск, Любеч и, возможно, в Новгород Олег назначил для управления и кормления своих мужей-наместников.

При правлении Великого киевского князя Олега (882-912) начинает формироваться территория государства Русь, путем насильственного присоединения славянских племенных союзов к Киеву. Как свидетельствует «Повесть временных лет», составителями которой являются монахи Нестор и Сильвестр,  в 883 году князь Олег присоединил к Киеву древлян, обложив их данью по черной кунице. Вероятнее всего тогда единицей обложения был «дым», т.е. двор земледельческой семьи [5, с. 15-19].

В 884 году Олег присоединил северян и обложил их легкой данью. В 885 г. к Киеву были присоединены радимичи, платившие данью по шлягу (серебряной монете). С уличами и тиверцами Олег вел войну, стремясь присоединить их к Киеву.

В начале X века  в состав сформировавшегося русского государства входили словене, кривичи, поляне, северяне, радимичи, вятичи, хорваты, дулебы, тиверцы и угро-финские племена мери и чуди. Они  участвовали в походе Олега на Византию в 907 году, который закончился подписанием договора Руси с Византией о мире и торговых отношениях.

Управление государством осуществлял великий киевский князь и его военнодружинная знать либо через своих наместников, либо через князей союзов племен и племенных князей, имевших свои дружины. В Х веке дружины делились на две основные части: старшую дружину (бояр) и младшую дружину (отроки). Князья и их дружины объезжали подвластные территории, собирали дань - полюдье, вершили суд, облагали виновных штрафами-вирами.

Таким образом, на сегодняшний день существуют две основные теории образования Древнерусского государства [2, с. 8].

           1.  Норманская теория (немецкие историки):

  • Основатели древнерусского государства – норманы, которых славяне  

          призвали в свои земли для управления ими

  • Название «Русь» скандинавского происхождения
  • Славяне не способны к созданию своей государственности.
  1. Антинорманская теория (русские историки):
  • У восточных славян шел процесс разложения родового строя и развития  

         феодализма, складывания государственности до прихода варягов

  • Влияние скандинавов на образование государства незначительно
  • Название «Русь» имеет славянское происхождение.

         В настоящее время не оспаривается определенная роль варяжского элемента в объединении славянских племен, в жизни Киевской Руси, в формировании государственной элиты, происходившей на политической основе. Варяги были прекрасными воинами, часто выступали в роли наемных князей в борьбе за власть, в усобицах, в завоевательных войнах [3, с. 9].

 Однако это отнюдь не дает основания считать их создателями государственности у славян, тем более, что скандинавские народы находились примерно на одном со славянами цивилизационном уровне.

 Государство является результатом длительного самостоятельного развития общества, естественного вызревания в нем глубинных процессов при катализирующем влиянии внешнего фактора.

Список литературы

1. Иванов А.Б. История России с древнейших времен до 1885 г:

    Краткий  справочник для школьников и абитуриентов. - М.: Культура и  

    традиции,  1997.- 368 с.

2. Кизеев С.Ш., Бурдина Е.Н. История России в таблицах и схемах: Пособие  

    для школьников. – М.: ЛИСТ, 1997. – 200 с.

3. Моряков В.И., Федоров В.А., Щетинов Ю.А. Пособие по истории России  

    для   поступающих в вузы. В 3 т., Т 1. – М.: Манускрипт, 1993. – 150 с.

4.Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца

     XVII века: Учебник для 10 кл.общеобраз. учреждений. –М.: Просвещение,  

     1995. – 304 с.

5.Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII века:  

     Пособие для учителя. /Сост. П.П. Епифанов, О.П. Епифанолва. – 2 изд.,  

     дораб. – М.: Просвещение, 1989. – 288 с.