Программа учебной дисциплины "Обществознание" по специальности "Повар, кондитер"

Крюкова Светлана Александровна

      Рабочая программа учебной   дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание»   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования социально-экономического профиля  «Повар, кондитер», входящая  в укрупненную  группу профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_uchebnoy_distsipliny_p-k.docx46.4 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

НАЧАЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Профессиональный лицей им. Александра Невского»

рабочая ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

2013г.

      Рабочая программа учебной   дисциплины «Обществознание» разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03 – 1180) и примерной программы учебной дисциплины «Обществознание»   в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г. и утвержденной Департаментом   государственной политики и нормативно – правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России 16.04.2008 г., на основе  Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) начального профессионального образования социально-экономического профиля  «Повар, кондитер», входящая  в укрупненную  группу профессий 260000 Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров

Организация-разработчик:

Государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования «Профессиональный лицей им. Александра Невского»

Разработчик :

Крюкова Светлана Александровна — преподаватель общеобразовательных дисциплин, высшая квалификационная категория.

 

рассмотрена на заседании Методического совета

Протокол №____________  от «____»__________20__ г.

СОДЕРЖАНИЕ

 

 1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                      

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

 

1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы специальностей НПО социально-экономического профиля и обучающиеся в учреждении НПО по данному профилю изучают обществознание в объеме 78 часов.

Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:

  • развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной и политической культуры, социального поведения, основанного на уважении принятых в обществе норм, способности к личному самоопределению и самореализации;
  • воспитание гражданской ответственности, национальной идентичности, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
  • овладение системой знаний об обществе, его сферах, необходимых для успешного взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина;
  • овладение умением получать и осмысливать социальную информацию, освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
  • формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом.

 1.2. МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ОСНОВНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ:

 дисциплина относится к базовым общеобразовательным дисциплинам общеобразовательного цикла.

     1.3. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ – ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
  • анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
  • объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
  • раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;
  • осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
  • оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
  • формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;
  • подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
  • применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
  • тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
  • необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
  • особенности социально- гуманитарного познания.

1.4. РЕКОМЕНДУЕМОЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ НА ОСВОЕНИЕ ПРИМЕРНОЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Для профессии « Повар, кондитер»

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов,

в том числе обязательной аудиторной нагрузки обучающегося 80 часов,

самостоятельной работы обучающегося 37 часов

 2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка 

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

80

в том числе:

 

лабораторные работы

-

практические занятия

 1

контрольные работы

3

Самостоятельная работа обучающегося

37

индивидуальные задания

27

внеаудиторная самостоятельная работа

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта

 2

2.2  ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

 Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе.

26

 

Введение

Социальные науки. Специфика объекта их изучения. Методы исследования. Значимость социального знания.

1

1

Тема 1.1. Природа человека, врождённые и приобретённые качества

1.Философские представления о социальных качествах человека.

2 Человек, индивид, личность.

3.Деятельность и мышление.

4.Виды деятельности. Творчество. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение.

16

2

5.Формирование характера, учёт особенностей характера в общении и профессиональной деятельности.

6.Потребности, способности и интересы. 7.Социализация личности.

8.Самосознание.

9. Социальное поведение.

 

2

10.Понятие истины, её критерии.

11.Виды человеческих знаний.

12.Основные особенности научного мышления.

2

13.Свобода человека и её ограничители. Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.

2

14.Человек в группе. Многообразие мира общения.

15.Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодёжной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодёжной среды.

16.Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодёжи.

2

Тема 1.2. Общество как сложная система

17.Представление об обществе как сложной динамичной системе.

18.Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции.

8

2

19.Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду.

 

2

20.Понятие общественного прогресса. Эволюция и революция как формы социального изменения.

21.Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное).

2

22.Особенности современного мира.  Процессы глобализации.

23.Современные войны, их опасность для человечества.

24.Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.

2

Контрольная работа по разделу

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Цель и смысл человеческой жизни. Свобода как условие самореализации личности. Общество и его регуляторы. Цивилизация и формация.

6

Раздел 2. Основы знаний о духовной культуре человека и общества.

10

 

Тема 2.1. Духовная культура личности и общества

1.Понятие о культуре. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура- продукт информационного общества. 2.Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодёжной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров.

2

2

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире

3.Наука. Естественные и социально-гуманитарные науки.

 4.Значимость труда учёного, его особенности. Ответственность учёного перед обществом.

2

2

5.Образование как способ передачи знаний и опыт.

  6.Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.  Профессиональное образование.  

2

2

Тема 2.3 Мораль, Искусство как элементы духовной культуры

 7.Мораль. Основные принципы и нормы морали.

8. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире.  его роль в жизни людей.

 9. Виды искусств.

3

2

Контрольная работа по разделу.

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Духовная культура личности и общества, значение в общественной жизни. Роль образования в жизни современного человека и общества. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Религия как феномен культуры. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

9

Раздел 3. Социальные отношения

 22

 

Тема 3.1. Социальная роль и стратификация.

1.Социальные отношения.

2.Понятие о социальных общностях и группах.

3.Социальная стратификация.

4.Социальная мобильность.

 4

3

5.Социальная роль.

6.Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе.

3

3

7.Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности.

3

Тема 3.2. Социальные нормы и конфликты.

8.Социальный контроль.

9.Виды социальных норм и санкций. 10.Самоконтроль.

8

 

3

11.Девиантное поведение, его формы, проявления.

12.Социальная и личностная значимость здорового образа жизни.

3

13.Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов.

14.Пути разрешения социальных конфликтов.

15. Практическая работа

 

 

Тема 3.3. Важнейшие

16.Особенности социальной стратификации в современной России.

17.Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы.

7

3

социальные общности и группы

18.Молодёжь как социальная группа.

 

3

19.Этнические общности.

20.Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.

21.Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.

3

22.Семья как малая социальная группа. Семья и брак.

               3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Ребёнок в семье. Права ребёнка. Опасность наркомании и алкоголизма. Позитивное и деструктивное в конфликте.

Этнические общности. Межнациональные отношения. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.

 

 

10 

 

Раздел 4. Политика как общественное явление

20

Тема 4.1. Политика и власть. Государство в политической системе

1.Понятие власти. Типы общественной власти. 2.Политическая система, её внутренняя структура. Политические институты. 3.Государство как политический институт. 4.Признаки государства. Государственный суверенитет.

5. Правовое государство: понятие и признаки.

11

2

6.Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств.

7.Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов- основные особенности развития современной политической системы.

 

2

8.Формы государства: формы проявления, территориально- государственное устройство, политический режим.

9.Типология политических режимов. 10.Демократия, её основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций.

11.Тоталитарные и авторитарные режимы: особенности и характеристики.

2

Тема 4.2. Участники политического процесса

12.Личность и государство. Политический статус личности.

8

2

13.Политическое участие и его типы.

14. Избирательная система. Типы избирательных систем

15. Политические партии.

16.Причины и особенности экстремистских форм политического участия.

17.Политическое лидерство.

 

2

18.Гражданское общество и государство. 19.Гражданские инициативы.

2

Контрольная работа по разделу.

1

3

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Политические интересы. Соотношение целей и средств в политике различных политических деятелей и организаций.Демократические перемены в России. Международные документы о правах человека. Защита прав. Средства массовой информации в политике.

12

Дифференцированный зачет

2

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

 

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМАЛЬНОМУ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОМУ ОБЕСПЕЧЕНИЮ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по социально-экономическим дисциплинам

Оборудование учебного кабинета:

  • рабочие места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя;
  • комплект учебно-наглядных пособий «Обществознание»

Технические средства обучения:

  • интерактивная доска с лицензионным программным обеспечением, мультимедиапроектор.

3.2. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие.- М., 2005.
  2. Клименко А.В., Румынина В.В. Обществознание для школьников старших классов. М.- Дрофа, 2010.
  3. Человек и общество: учебник для 10-11 кл. / под ред. Л.Н. Боголюбова и А.Ю. Лазебниковой: в 2 ч.- М., 2008 - 13
  4. Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания в 10-11 кл.- М., 2005.
  5. Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Старшая школа. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля.- М., 2006.
  6. Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.- М., 2005.

Дополнительные источники:

  1. Певцова Е.А., Важенин А.Г. Теория государства и права: учеб. пособие для УСПО.- Ростов н/Д, 2006.
  2. Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. 10-11 кл.: в 4 ч.- М., 2007.
  3. Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека.- М., 2007.
  4. Яковлев А.И. Основы правоведения.- М., 2006.
  5. Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ.- М., 2007.
  6. Интернет-ресурсы. Обществознание. Форма доступа.
  7. http:// history, standart. edu. ru/
  8. Интернет-ресурсы. Методический материал по обществознанию.                    форма  доступа. http:// www. openclass.ru/ communities/
  9. Интернет-ресурсы: Преподавание истории и обществознания.   Форма      

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований. Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

 

характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

Индивидуальная самостоятельная работа

анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

Внеаудиторная самостоятельная работа

объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

Индивидуальная самостоятельная работа

раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально- экономических и гуманитарных наук;

Внеаудиторная самостоятельная работа

осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др. знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

Индивидуальная самостоятельная работа

оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической  рациональности;

Индивидуальная самостоятельная работа

формулировать на основе приобретённых обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определённым проблемам;

Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;

Индивидуальная самостоятельная работа,

внеаудиторная самостоятельная работа

применять социально- экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

Самостоятельная работа обучающихся

биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

Внеаудиторная самостоятельная работа

тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

Индивидуальная самостоятельная работа

необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

Индивидуальная самостоятельная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

особенности социально- гуманитарного познания.

Внеаудиторная самостоятельная работа