Ноосферный подход и гуманитарная интеллигенция

Статья из Ивановского сборника 2011 года

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pesterev_e.v.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В. Пестерев

МБОУ Лицей № 3        

г. Екатеринбург

Ноосферный подход и гуманитарная интеллигенция

Если будет вода, а в ней ни одной рыбки

 – я не поверю воде.

И пусть в воздухе кислород, но не летает ласточка

 – я не поверю воздуху.

И лес без зверей с одними людьми – не лес.

М. Пришвин.

Многие современные педагоги, ученые, деятели культуры признают, что кризисные явления в самых разных сферах общества в конце XX - начале XXI веков связаны, прежде всего, с падением уровня духовности, нравственности в обществе, с низким приоритетом общечеловеческих ценностей, таких как любовь, добро, справедливость, истина и др. Несмотря на множество проблем, центральной является проблема человека, его мировоззрения. Разделяя эти взгляды, видится выход из создавшейся ситуации в развитии в процессе образования ноосферного мировоззрения человека, обогащающего его духовно-нравственный мир.

Учение о ноосфере как преобразованной разумом биосфере было развито выдающимся русским ученым, философом В.И. Вернадским (1863-1945). Однако сам Вернадский не представил детально разработанной концепции ноосферы, не дал четкого определения этому понятию. (В.И. Вернадский. Несколько слов о ноосфере. // Успехи современной биологии. 1944 - № 18 – вып. 2. - с. 113-120.) В настоящее время большинство современных теоретиков (Н.Н. Моисеев, А.Д. Урсул и др.) определяют ноосферу как область единства природы и общества, в которой разум и духовно-нравственные приоритеты являются определяющими факторами развития цивилизации. (Всемирная энциклопедия: Философия / Гл. научн. ред. и сост. А.А. Грицанов.- М.: АСТ, М, 2001. – 1312 с.) Именно такое определение «ноосферы» как своеобразная программа, цель развития общества позволяет констатировать, что образование, направленное на развитие целостного мировоззрения, экологического сознания и духовно-нравственной стороны личности может быть названо ноосферным. Известно, что целью ноосферного образования является развитие в процессе обучения и воспитания ноосферного мировоззрения личности. И эта цель конкретизируется во многих задачах. К этим задачам относится духовно-нравственное развитие личности; развитие экологического сознания, практически выражающегося в экологизации поступков человека; развитие у учащихся ноосферного мышления, основанного на идеях философии и этики; самоактуализация личности; формирование у учащихся правовой культуры; интеграция личности в национальную и мировую культуру, в систему общечеловеческих ценностей; эстетическое развитие личности; формирование культуры здорового образа жизни и многое другое.

Каким же образом связано естественнонаучная ноосфера с инженерами человеческих душ – гуманитарной интеллигенцией. Несмотря на то, что ноосфера – детище естественнонаучное, задачи ноосферного образования реализуются с помощью наук гуманитарного цикла. Уроки наук гуманитарного цикла дают интересный материал для формирования духовно-нравственных ценностей. Элементы экологического образования можно использовать на любом этапе урока обществознания, например, при изучении раздела «Человек и природа». Большими возможностями для осуществления экологического, духовно-нравственного развития личности обладают уроки истории. Примером может стать изучение последствий мировых войн. Такой же ценностью обладают уроки русского языка и литературы. Произведения писателей-натуралистов, включенные в учебники, позволяют формировать не только знания об объектах природы, о мотивах охраны природы, но и реально сопереживать, развивая тем самым чувство любви к природе.

Действительно, любовь к природе – великое чувство. Оно помогает человеку стать справедливее, великодушнее, ответственнее. Любить природу может лишь тот, кто ее знает и понимает, кто умеет видеть ее, чтобы человек научился этому, развивать любовь к природе надо с самого раннего детства. И в этом убеждают слова В.А. Сухомлинского: «К тому, кто был глух к природе с детства, кто в детские годы не подобрал выпавшего птенца, не открыл для себя красоты первой весенней травы, к тому потом с трудом достучится чувство прекрасного, чувство поэзии, а может быть, и простая человечность». (Сухомлинский В.А. Сердце отдаю детям. Киев: Рад. школа, 1974. – 288с.)