Эссе на тему «Национальная идея, которая объединит российское общество»

Эссе в соавторстве с ученицей 11 класса Лавриненко Ольгой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_nats._ideya.doc76 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе

«Национальная идея, которая объединит российское общество»

Исполнитель:

ученица 11 класса «Б»

МАОУ Лицей № 3

Лавриненко Ольга;

Учитель истории и обществознания высшей категории, к.и.н. Пестерев Евгений Владимирович

г. Екатеринбург

2013

Если нация не будет сохранять и развивать

 свою душу, в ее теле поселится чужая душа.

Марат Махметович Телемтаев

Прежде чем начать предлагать свою идею, хотелось бы ответить на вопрос: Почему тема, которую необходимо раскрыть, является важной в настоящий момент и какие понятия будут вовлечены в рассуждения по теме? Тема эта не нова, но актуальна, особенно для нашего Отечества. Знаменитый писатель и общественный деятель А. И. Солженицын в своих рассуждениях по данной проблематике отметил: «Термин «национальная идея» не имеет чёткого научного содержания. Можно согласиться, что это - когда-то популярная идея, представление о желаемом образе жизни в стране, владеющее её населением. Такое объединительное представление понятия может оказаться и полезным, но никогда не должно быть искусственно сочинено в верхах власти или внедрено насильственно».[2.3.]  Если  обратиться к философской энциклопедии  В.А. Алексеева, то мы встречаем:  «Национальная идея - это систематизированное обобщение национального самосознания. Национальная идея определяет смысл существования того или иного народа, этноса или  нации. Она может выражаться посредством художественных произведений или различных философских текстов».[1.1.] Нам сложно с этим не согласиться. Ведь жизнь без цели превращается в существование. И это касается не только жизни одного человека, но и жизни всей страны в целом.  Цель  существования страны представляется в виде национальной идеи государства (сложной системы человеческих взаимодействий). И этот механизм работает только тогда исправно, когда каждая его деталь работает правильно. Так же и в государстве, пока сознание каждого члена общества будет направленно на сохранение и совершенствование России, страна будет жить и развиваться.

      Национальная идея, как «путеводная звезда» показывает в каком русле должно развиваться государство, причем «национальная идея» - это та идея, которая принадлежит не только правителям, но и всему народу.

        Есть ли национальная идея у современной России? Это сложный вопрос! Скорее всего – нет! Но ведь она была в царской России, которую в течении долгого времени клеймили «тюрьмой народов» и звучала она так: «Православие, Самодержавие, Народность. К этому еще и добавлялось:  «С нами Бог. За веру, Царя и Отечество». Сейчас идея эта не актуальна для современной России. Царя давно нет, Бог не имеет такого влияния на сферы общественной жизни, вера трансформировалась.  В ходе революционных событий 1917 года в нашей стране поменялось многое, вместе с тем изменения проходили под эгидой лозунгов: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Земля – крестьянам, заводы – рабочим», «От каждого по способностям, каждому по потребностям». Несмотря на утопичность многих лозунгов большевизма, новое советское государство смогло объединить общество, и доказательством стали многие свершения и победы СССР XX века. В ходе крушения  советской системы возникли новые лозунги и идей: ускорение, гласность, перестройка, рынок: но объединения общества почему – то не произошло. Может быть потому, что обществу не совсем было понятно, куда оно идет и что будет в результате.

      Тогда необходимо спросить у общества, какова должна быть национальная идея России. Так как автор является представителем поколения – некст, то и респондентами мини- опроса стали молодые люди в возрасте 17-18 лет. В опросе приняло участие 20 человек.  Опрос проводился в свободной форме: учащимся было предложено ответить на вопрос: «Какой я вижу национальную идею для современной России?». Ответ должен был быть развернутым и аргументированным. В ходе нашего исследования вскрылось то, что участники подошли к задаче ответственно и предложили очень интересные и необычные  идеи. Рассмотрим несколько из них. Например, идея «Космоса» как фактора развития и прогресса.  Весьма актуальная тема для национальной идеи, но на наш взгляд, эта идея опережает развитие страны, так как  для того чтобы осваивать космические пространства, надо сначала решить внутренние вопросы бытия. Другая идея: «Доброта, справедливость и честность должны присутствовать в каждом из нас!» Можно согласиться с этой идеей, ведь доброта, справедливость и честность – это те три кита, на которых должно строиться успешное государство, в котором живут счастливые люди. В одной работе не было предложено национальной идеи, зато был представлены маршруты создания идеального государства. Суть первого варианта заключалась в  приходе к власти жесткого, но справедливого политика с нестандартным мышлением и прекрасно развитой логикой. Второй путь заключается в  распространении (естественном, без пропаганды свыше) какой-либо единой веры среди большинства населения, единого образа мыслей, ведущий  к сплоченности всего народа (вспомним статью 6 конституции 1977 года). Но в конце своей работы автор признала утопичность своих идей. Следующей идеей, достойной внимания, является тезис: «История, образование, семья». Все  эти составляющие имеют немаловажное значение для России, как и любой другой страны. Эта  национальная идея показывает огромный интеллектуальный потенциал нашей Родины, но она похожа на многие из тех, что есть у других.

       Все представленные идеи вызывают огромный интерес, ведь это и есть мнения людей, за которыми стоит будущее…  И самое главное, что они есть проявление активной позиции и желания участвовать в судьбе своей страны.

Интересно, а каковы национальные идеи сегодня у других стран. Для того, чтобы ответить на этот вопрос, обратимся к зарубежному опыту и разберем наиболее яркие идеи. «Симпатична» национальная идея Чехии: «Истина восторжествует».[2.1.]  Но у этой идеи есть огромный минус, она очень обширна и слаба в рамках национальной, из-за чего появляется много вопросов, касающихся отдельных аспектов жизни общества. Она подходит для научного конкурса или судебного процесса.  Думается, что данная идея весьма «однобока»,  и не смотря на красоту звучания, не может быть полноценной национальной идеей.

         Идея Камеруна:  «Мир, Работа, Отчизна» - весьма жизненный, бытовой девиз, он отражает цель существования государства, но вероятно, не хватает в этой фразе романтики светлого будущего.[2.1.]

          Интересную идею предлагает Испания: «Превыше всего – Испания, превыше Испании – Бог».[2.1.]  В  национальной идеи прослеживается патриотизм и высокая религиозность, но в отношении  к другим государствам прослеживается этноцентризм, а так же в этой идеи ни слова не сказано об обществе, только о государстве (народа в Испании, кажется, нет). «Единство, Борьба, Прогресс» - национальная идея Гвинеи – Бисау.[2.1.]  Идея  весьма воинственна и жестка, в ней нет человеческого тепла, все весьма холодно.  А что, если бороться не с кем? И надо ли бороться?! Так, если объединить  девизы Вьетнама и Габона «Независимость, Свобода, Счастье» и «Единство, Труд, Правосудие», то получится одна неплохая национальная идея.[2.1.] От первой веет счастьем, от второй честностью, справедливостью и прогрессом. Прекрасную национальную идею предлагает Армения: «Помним прошлое, сильны в будущем».[2.1.]  Хочется отметить, что тема памяти прошлого редко встречается в идеях настоящего, что приводит к потере опыта. А опыт является бесценным богатством народа. Однако не понятно, куда делось у Армении настоящее! Индивидуальность государства прекрасно представляет национальная идея Теркса и Кайкоса: «Один народ, одна судьба».[2.1.] Да, и эту идею можно подвергнуть критике, но в этой идее есть то, за что ей можно все простить – эта идея указывает на единство.

       В результате небольшого анализа национальных идей разных государств, необходимо сделать вывод о том, что идея страны должен отражать неповторимость государства, идею развития, духовную составляющую общественной жизни, опыт прошлого. Она должна быть краткой, но наполненной смыслом именно для общества. 

       Интересно, а волновала ли данная проблема русские умы прошлого. Оказывается, этот вопрос поднимали задолго до нас. Особенно яркая полемика развернулась в XIX веке среди русской интеллигенции.

       В 30-40 годы XIX века представители некоторые представители  либеральной интеллигенции разделились на два враждующих лагеря: славянофилов и западников. Общее во взглядах у них было то, что они выступали за изменения, но предлагали разные пути. Славянофилы отделяли развитие России от всех остальных стран, но с использованием некоторых западных изобретений, а также поддерживали мирный реформаторский путь развития. Западники придерживались  мысли, что  Россия, пусть и с опозданием, должна идти по западному пути развития и не желали революционных потрясений. Отправной точкой споров и тех, и других, являлась деятельность Петра Великого. Славянофилы считали, что его реформы пагубно повлияли на судьбу России, уводя ее от самобытного пути, западники приветствовали Петра и боготворили.[1.6.]

      На интересные размышления наводят  исторические взгляды А.С. Хомякова. Философ  считал, что вещественный  мир представляется внешним выражением свободно творящего духа (Бога). История – процесс постепенного проявления полноты духа в общественной жизни некой изначально присущей ему первичной идеи. Ученый так же утверждал, что историческое развитие каждого народа уже предопределено. Однако, Россию нельзя сравнивать с другими странами, мы особенные! И тут возникает  вопрос: «Почему мы должны идти по одному пути со всеми?» Возможно, есть смысл пойти по индивидуальному пути развития, нежели догонять «передовиков».  Осталось  только выбрать путь, по которому развиваться. В этом смысле полезен опыт Японии: идея «Западная техника, самобытные традиции» позволила совершить модернизацию, сохранив самобытность.[1.5.]

Во второй половине XIX века на сцене общественно-политической мысли России появляются представители леворадикальных взглядов – социалисты - утописты. Это было реакцией на кризис крепостничества. И хотелось бы отметить, что их идеи являются достойными внимания. В вопросе о преобразовании общества на первое место ставится  создание крупного общественного производства, с участием последних достижений науки и техники, так же они считали рациональным разделение «по способностям», изображали будущее изобилия, общество удовлетворяющее все человеческие потребности, безграничный рост производительных сил и расцвет личности. Так же утописты говорили о стирании границы между умственным и физическим трудом, городом и деревней…Интересна модель крестьянского социализма А.И. Герцена, основанная на активизации крестьянского движения в рамках революционного пути решения проблем и общине с коллективными началами. [1.2.]

Россия не похожа ни на одно государство, она интересна с исторической и культурной   стороны. Русские люди всегда отличались особым врожденным патриотизмом, народностью и религиозностью. Мы умеем находить хорошее во всем, и даже в тяжелые для государства времена народ не падал духом. Во все времена Россия славилась писателями, поэтами, художниками, актерами, режиссерами, хореографами и танцорами, а русский балет во все времена неоспоримо считался лучшим. В сердце каждого россиянина живет память о лишениях, бедах, горечах, что не перестает поддерживать силу духа и воли.

Очень ярко описал образ России в своем стихотворении «На железной дороге» А. Блок:

«Под насыпью, во рву некошеном,

Лежит и смотрит, как живая,

В цветном платке, на косы брошенном,

Красивая и молодая.

Бывало, шла походкой чинною

На шум и свист за ближним лесом.

Всю обойдя платформу длинную,

Ждала, волнуясь, под навесом.

Три ярких глаза набегающих -

Нежней румянец, круче локон:

Быть может, кто из проезжающих

Посмотрит пристальней из окон...

Вагоны шли привычной линией,

Подрагивали и скрипели;

Молчали желтые и синие;

В зеленых плакали и пели.

Вставали сонные за стеклами

И обводили ровным взглядом

Платформу, сад с кустами блеклыми,

Ее, жандарма с нею рядом...

Лишь раз гусар, рукой небрежною

Облокотясь на бархат алый,

Скользнул по ней улыбкой нежною,

Скользнул - и поезд в даль умчало.

Так мчалась юность бесполезная,

В пустых мечтах изнемогая...

Тоска дорожная, железная

Свистела, сердце разрывая...

Да что - давно уж сердце вынуто!

Так много отдано поклонов,

Так много жадных взоров кинуто

В пустынные глаза вагонов...

Не подходите к ней с вопросами,

Вам все равно, а ей - довольно:

Любовью, грязью иль колесами

Она раздавлена - все больно».

 Данное стихотворение было написано в 1910 году, когда Россия переживала сложные времена: мировая война, революции, смута. Сложность судьбы, неповторимость, огромный потенциал, любовь – все это пронизывает и сегодня наше Отечество.[1.6.]

       Сегодня, как и сто лет назад, страна находится не на  вершине успеха. Но  не будем забывать, что только снизу можно подняться вверх. И как доказано учеными: история имеет цикличный характер, то есть в истории любой страны есть успехи и неудачи, это неизбежно, все всегда сменяет друг друга… это и есть жизнь…  То есть нас ждет светлое будущее, стоит двигаться, главное верить! А веру всегда будет  оберегать душа… Душа великого русского народа…

        В результате всех своих размышлений, мы пришли к выводу, что предложить национальную идею не такая уж простая задача. Но    попробуем… Национальная идея, которую мы хотим  представить, звучит так: «Преданность. Душа. Потенциал: сохраним и преумножим». Именно это сегодня очень актуально, проблемно и важно. Через преданность прослеживается идея единения, благодарности , близости, долга. Душа – это собирательное название всего того, что выделяет Россию в нравственных и моральных проявлениях: доброта, любовь, забота, бескорыстие, дух. Потенциал – это та сила, которая заложена в нации (и история это доказала), самореализация, развитие.

        Но, предложив национальную идею, мы не считаем свое дело оконченным.

        Чтобы национальная идея начала «действовать», а не оставаться просто словами на бумаге, необходимо сделать так, чтобы общество в нее поверило и стало желать изменений. А как это можно сделать? Необходимо согласиться с   философом, социологом и педагогом Робертом Оуэном, что внешняя среда имеет решающее воздействие на характер человека.  А так же я согласна с Р. Оуэном в том, что главной причиной общественного зла является невежество людей.  Так же социолог определял цель воспитания, как формирование самостоятельно и рационально мыслящего человека. На ряду с этим педагог утверждал важность беспристрастного воспитания, ведущего к взрослению молодых людей, не стремящихся к лучшим условиям.[1.4.] Именно эта сфера размышлений ученого является остро актуальной для нашей страны! Так писала Ольга Бергольц:

«В грязи, во мраке, в голоде, в печали,
где смерть, как тень, тащилась по пятам,
такими мы счастливыми бывали,
такой свободой бурною дышали,
что внуки позавидовали б нам...»[1.3.]

Список литературы

  1. В.Г.  Кемеров. Философская энциклопедия.  Москва,  1998.
  2.  Г.В. Плеханов. Утопический социализм XIX века.  Москва 1958.

1.3. О.Ф. Берггольц. Ленинградский дневник. Ленинград, 1942.

1.4. Роберт Оуэн: его жизнь, учение и деятельность. Москва, 1937.  

1.5. Сочинения в 2-х томах («Из истории отечественной философской мысли»). Москва, 1994.

1.6.  Чудное Мгновенье. Любовная лирика русских поэтов.  Москва, 1988.

Интернет - ресурсы

2.1. http://econo.com.ua (политический сайт, статья «Национальные идеи и ценности разных стран»)

2.2. http://izvestia.ru (сайт газеты «известия», статья «Написано кровью»)

2.3. http//vehi.ru (электронная библиотека, страница «Н.Я. Данилевский «Россия и Европа»»)

2.4. http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Polit/Article/telem_nac.php (Библиотека Гумер - гуманитарные науки)