Рабочая программа 10 класс история 68 часов.

Пучкина Анна Владимировна

Рабочая программа 10 класс история 68 часов.(Базовый уровень).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma_10_kl._istoriya.docx39.37 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

          Данный курс предназначен для учащихся 10 класса средних общеобразовательных учебных заведений, изучающих предмет во втором концентре исторического образования в средней школе базового уровня.         Составлена рабочая учебная программа по истории на основе примерной программы среднего   ( полного) общего образования на профильном уровне по истории  , по  учебникам: 1)Сахаров А.Н., Загладин Н. В. История с древнейших времен до конца XIXвека. М., Русское слово,2014. Базовый уровень. 2) Загладин Н. В., Симония Н.А. Всеобщая история. М., Русское слово,2014. Базовый уровень.

     Изучение истории на профильном уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

 воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных социальных установок, идеологических доктрин; расширение социального опыта учащихся при анализе и обсуждении форм человеческого взаимодействия в истории;

развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, критически анализировать полученную информацию,  определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

освоение систематизированных знаний об истории человечества и элементов философско- исторических и методологических знаний об историческом процессе; подготовка учащихся к продолжению образования в области гуманитарных дисциплин овладение умениями и навыками комплексной работы с различными типами исторических источников, поиска и систематизации исторической информации как основы решения исследовательских задач;

 формирование исторического мышления- способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, умения выявлять историческую обусловленность различных версий и оценок событий прошлого и современности, определять и аргументировано представлять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории.

Задачи:
- расширить и систематизировать знания учащихся по истории зарубежных стран и отечественной истории;
- совершенствовать навыки работы учащихся с учебником,  дополнительными источниками;
- учить давать объективные оценки историческим событиям прошлого;
- побудить к  исследовательской и проектной  работе по изучению отдельных страниц
 истории.

     Программа рассчитана на 68 учебных часов при изучении истории (России и Всеобщей)  2 часа в неделю.

Всеобщая история-23 ч. и История России-45 ч.

Годовой   план

Полугодие

Число часов в полугодие

Основные темы

Число часов на тему

I

32

                                                                                                      РАЗДЕЛ 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ

РАЗДЕЛ 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ

РАЗДЕЛ 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА 

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.)

3

4

22

3

II

36

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.)

РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В.

7

9

20

Всего

68

Примечание:

I полугодие: 1 сентября-31 декабря                                        (16 недель)

II полугодие: 15 января-31 мая                                                (18 недель)

Тип  урока

Форма  контроля

УИНМ

Урок изучения   нового материала

ИЗ

Индивидуальное задание

УЗИМ

Урок закрепления изученного материала

УО

Устный  опрос

УПЗУ

Урок применения знаний и умений

ФО

Фронтальный опрос

УОСЗ

Урок обобщения и систематизации знаний

СР

Самостоятельная работа

УФУН

Урок формирования умений и навыков.

ОДЗ

Опрос домашнего задания

КУ

Комбинированный урок

ТО

Теоретический опрос

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ СОДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

РАЗДЕЛ 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ (3 ч.)

   Этапы развития исторического знания. Основы исторической науки. Россия во всемирной истории.

РАЗДЕЛ 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 ч.)

     У истоков рода человеческого. Государства Древнего Востока.  Цивилизация Древней Греции. Древнеримская цивилизация. Культурно-религиозное наследие античной цивилизации.

РАЗДЕЛ 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (22 ч.)

    Европа в эпоху раннего Средневековья. Рождение исламской цивилизации.  Славяне в раннем Средневековье. Образование Древнерусского государства. Расцвет Древней Руси .Социально-экономическое развитие Древней Руси. Политическая раздробленность Руси. Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации. Католический мир на подъеме. Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии.  Монгольское нашествие на Русь. Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского.  Западная Европа в XIV – XV вв. Европейская культура, наука и техника в Средние века. Мир за пределами Европы в Средние века. Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы. Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского.  Междоусобная война на Руси. 

                На заре новой эпохи.  Западная Европа: новый этап развития. Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе. Образование Русского централизованного государства. Правление Ивана IV Грозного. Культура и быт России в XIV – XVI вв.  Смутное время на Руси. Россия при первых Романовых. Экономическое и общественное развитие России в XVII в. Россия накануне преобразований. Культура и быт России в XVII в. 

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.) (10 ч.)

     Промышленный переворот в Англии и его последствия.  Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм.  Государства Азии в XVII—XVIII вв.Россия при Петре I.  Россия в период дворцовых переворотов. Расцвет дворянской империи.  Могучая внешнеполитическая поступь империи. Экономика и население России во второй половине XVIII в. Культура и быт России XVIII в.


РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 ч.)

РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В. (20 ч.)

    Война за независимость в Северной Америке. Великая французская революция и ее последствия для Европы. Европа и наполеоновские войны. Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г. Россия и Священный союз. Тайные общества. Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. Европа: облик и противоречия промышленной эпохи. Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США. Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Восток. Россия при Николае I. Крымская вой. Воссоединение Италии и объединение Германии. Россия в эпоху реформ Александра II. Правление Александра III . Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века. Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века . Наука и искусство в XVIII—XIX вв. Золотой век русской культуры. Обобщение по курсу «История с древнейших времен до конца XIX  века». Итоговая контрольная работа по курсу «История с древнейших времен до конца XIX  века».


Календарно-тематическое планирование

Наименование разделов, тем уроков 

Тип урока

Требования к уровню подготовки

Вид

контроля

Пособия

Часы

                                                                                         РАЗДЕЛ 1. ПУТИ И МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ ИСТОРИИ (3 ч.)

1

Этапы развития исторического знания.

УИНМ

характеризовать

современные научные концепции

происхождения человека и общества;

определять

природное и социальное в человеке

и человеческом сообществе первобытной эпохи;

раскрывать

процессы рас

селения человечества

в первобытную эпоху и образования рас;

объяснять

содержание понятия «неолитическая

революция»;

систематизировать

в форме таблицы или схемы материал о

разделении труда и социальной структуре

общества э

ФО

1

2

Основы исторической науки.

КУ

ОДЗ

карта

1

03

Россия во всемирной истории.

КУ

участвовать

в обсуждении вопросов о причинах возникновения

первых государств, о различиях государственной и

родоплеменной организации общественной жизни;характеризовать

верования и мифы в государствах

Древнего мира; объяснять

развитие государственности и

особенности форм  социальной организации в цивилизациях Древнего Востока;

раскрывать  вклад древневосточных цивилизаций в мировую культуру;

определять основное с

одержание и особенности религиозно

-философских учений Древнего Востока:

индо

-буддийской,

китайско

-конфуцианской; раскрывать

сущность и основные черты понятия

«деспотия»; участвовать

в дискуссии о причинах становления

новых систем религиозного мировоззрения

Древнего Востока, их влияния  на

общество, поведение человек

ОДЗ

1

РАЗДЕЛ 2. ОТ ПЕРВОБЫТНОСТИ К ЦИВИЛИЗАЦИИ (4 ч.)

4

У истоков рода человеческого.

УИНМ

указывать факторы, способствовавшие зарождению имущественного неравенства

и появлению частной собственности;

объяснять изменения в человеческом обществе с началом освоения металлов

выявлять причины, сущность и результаты неолитической революции.

ОДЗ

1

5

Государства Древнего Востока. 

КУ

Определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций,  закономерности распада империй Древнего мира. указывать причины слабости деспотических государств древности

ОДЗ

1

6

Цивилизация Древней Греции. Древнеримская цивилизация.

КУ

Определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций,  закономерности распада империй Древнего мира. указывать причины слабости деспотических государств древности

ОДЗ

1

7

Культурно-религиозное наследие античной цивилизации 

КУ

Определять специфику географических условий и этносоциального состава населения, роль колонизации и торговых коммуникаций,  закономерности распада империй Древнего мира. указывать причины слабости деспотических государств древности

ОДЗ

1

РАЗДЕЛ 3. РУСЬ, ЕВРОПА И АЗИЯ В СРЕДНИЕ ВЕКА (22 ч.)

8

Европа в эпоху раннего Средневековья. 

УЗИК

Знать  какой период в современной хронологии понимается под термином «Средние века»;

– чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй. Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира.

Выявлять причины возникновения ислама;

- понимать отличие мусульманской веры

от других мировых религий

ИК

1

9

Рождение исламской цивилизации. 

КУ

Знать  какой период в современной хронологии понимается под термином «Средние века»;

– чем характеризовалось мировоззрение средневекового европейца Выявлять признаки и принципы феодальной системы. Характеризовать сословно-корпоративный строй. Выявлять причины изменения и особенности западноевропейского христианского мира.

Выявлять причины возникновения ислама;

- понимать отличие мусульманской веры

от других мировых религий

ОДЗ

1

10

Славяне в раннем Средневековье .

КУ

Знать особенности геополитического положения России; устанавливать причинно-следственные связи между природно-климатическими условиями и экономическими, социальными и политическими процессами на территории страны

ОДЗ

1

11-12

Образование Древнерусского государства

КУ

Выявлять предпосылки образования Древнерусского государства (социальные, экономические, политические, духовные, внешнеполитические); характеризовать признаки Древнерусского государства, особенности княжеской власти.

ФО, ОДЗ

карта

2

13

Расцвет Древней Руси 

КУ

знать своеобразие военной организации Древнерусского государства

раскрывать логику и исторические  причины  возникновения и развития явлений общественной жизни; становления судебной системы на Руси.

ФО

1

14

Социально-экономическое развитие Древней Руси 

КУ

знать своеобразие военной организации Древнерусского государства

раскрывать логику и исторические  причины  возникновения и развития явлений общественной жизни; становления судебной системы на Руси.

ФО, ОДЗ

1

15

Политическая раздробленность Руси 

КУ

Характеризовать предпосылки политической раздробленности на Руси; сопоставлять процесс раздробленности Древнерусского государства и европейских государств, определять сходства и различия; высказывать оценочные суждения о положительных и отрицательных последствиях политической раздробленности на Руси; раскрывать ключевые события политической истории России в XIV–XV вв.;

ОДЗ

карта

1

16-17

Культура Руси X – начала XIII в. Зарождение русской цивилизации 

КУ

-        давать определение понятиям: культура,
житие, икона, фреска, миниатюра;

-        называть памятники древнерусской культуры (архитектурные, литературные);

-называть основные литературные жанры,
раскрывать их содержание -        разъяснять особенности деревянного
зодчества, изобразительного искусства,
декоративно-прикладного искусства.

ОДЗ

2

18

Католический мир на подъеме .

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

карта

1

19

Государства Азии в период европейского Средневековья. Падение Византии. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ФО

карта

1

20

Монгольское нашествие на Русь. 

КУ

        проследить по исторической карте завое-
вание монголами русских княжеств (битва
на Калке, разгром Рязанского княжества,
разорение Владимирской земли, попытка
похода на Новгород);

-        на основе данных учебника определить
причины поражения русских земель

-        выявить последствия монгольского на-
шествия, определить его влияние на весь
ход русской истории.

ОДЗ

карта

1

21-22

Русь между Востоком и Западом. Политика Александра Невского. 

КУ

- знать основные факты и хронологию событий немецко-шведской агрессии на Русь; -

ОДЗ

2

23

Западная Европа в XIV – XV вв.

КУ

ФО, ОДЗ

1

24

Европейская культура, наука и техника в Средние века. 

КУ

ОДЗ

1

25

Мир за пределами Европы в Средние века. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ПО

26

Возвышение новых русских центров и начало объединения русских земель вокруг Москвы.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

27-28

Эпоха Куликовской битвы. По пути Дмитрия Донского 

КУ

        называть этапы объединения земель вокруг Москвы;

-        знать причины возвышения Москвы.

ФО, ОДЗ

2

29

Междоусобная война на Руси. 

КУ

ОДЗ

1

РАЗДЕЛ 4. РОССИЯ И МИР НА РУБЕЖЕ НОВОГО ВРЕМЕНИ (КОНЕЦ XV – НАЧАЛО XVII В.) (10 ч.)

30

На заре новой эпохи.  Западная Европа: новый этап развития. 

УИНМ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

31

Тридцатилетняя война и буржуазные революции в Европе.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ФО

карта

1

32

Образование Русского централизованного государства. 

КУ

        выявлять причины складывания само-
державной формы государственности

в России;

-        показать взаимосвязь процессов объеди-
нения русских земель и освобождения

от ордынского владычества.

ФО, ОДЗ

1

33

Правление Ивана IV Грозного.

КУ

-        раскрывать содержание реформ Избран-
ной рады;

-        определять суть опричнины.

ОДЗ

Портрет Ивана Горзного

1

34

Культура и быт России в XIV – XVI вв. 

 КУ

-        называть достижения русской культуры
Х1У-ХУ веков, давать им краткую харак-
теристику.

ОЮЗ

1

35

Смутное время на Руси. 

КУ

Выявлять предпосылки Смуты, последствия и историческое значение; анализировать варианты развития страны в период Смуты; характеризовать главные итоги и уроки Смуты. Перечислять характерные черты развития экономики России в XVII в.;

ОФ, ОДЗ

1

36

Россия при первых Романовых. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

37

Экономическое и общественное развитие России в XVII в.

КУ

Знать основные преобразования

ОДЗ

1

38

Россия накануне преобразований. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

39


Культура и быт России в XVII в. 

КУ

        выявлять особенности культурного раз-
вития России в XVII в.;

-        характеризовать достижения русской
культуры XVII в.;

-        определить влияние церковного раскола
на развитие культурного процесса.

ФО

картины

1

РАЗДЕЛ 5. РОССИЯ И МИР В ЭПОХУ ЗАРОЖДЕНИЯ ИНДУСТРИАЛЬНОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ (9 ч.)

40

Промышленный переворот в Англии и его последствия. 

УИНМ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

               ОДЗ

1

41

Эпоха Просвещения и просвещенный абсолютизм. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

42

Государства Азии в XVII—XVIII вв. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

карта

1

43

Россия при Петре I. 

КУ

Характеризовать политику европеизации страны в XVIII в.;  рассказывать об основных направлениях внешней политики государства; выявлять рост национального и имперского самосознания в XVIII в. Определять причины, смысл проведения реформ в России; называть инициаторов реформ; проводить всесторонний анализ реформ, выделять значимые реформы

ОДЗ

1

44

Россия в период дворцовых переворотов. 

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

45

Расцвет дворянской империи. 

УЗИМ

Уметь обобщать пройденный материала

ФО

1

46

Могучая внешнеполитическая поступь империи.

УЗИМ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ИК

1

47

Экономика и население России во второй половине XVIII в. 

УИНМ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

карта

1

48

Культура и быт России XVIII в. 

УК

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

РАЗДЕЛ 6. РОССИЯ И МИР В КОНЦЕ XVII – НАЧАЛЕ XIX В. (20 ч.)

49

Война за независимость в Северной Америке. 

УИНМ

ОДЗ

1

50

Великая французская революция и ее последствия для Европы. 

УК

ОДЗ

карта

1

51

Европа и наполеоновские войны. 

УК

Знать:термены и основные понятия  

ОДЗ

1

52

Россия в начале XIX века. Отечественная война 1812 г. 

УК

ОДЗ

1

53

Россия и Священный союз. Тайные общества.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

     54

Реакция и революции в Европе 1820 – 1840-х гг. 

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ФО, СР

1

      55

Европа: облик и противоречия промышленной эпохи.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

56

Страны Западного полушария в XIX веке. Гражданская война в США.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

57

    Колониализм и кризис «традиционного общества» в странах Восток.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

карта

1

58

    Россия при Николае I. Крымская вой.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

Портрет Николая I

1

59

Воссоединение Италии и объединение Германии.

КУ

ОДЗ

1

60

Россия в эпоху реформ Александра II.

КУ

Соотносить социальные различия промышленного переворота в России и Западной Европе; знать последствия промышленного переворота в России; проводить сопоставительный анализ структуры российского общества со структурой западноевропейской; понимать термин «разложение феодально-крепостнической системы хозяйства».

ОДЗ

1

61

Правление Александра III .

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ФО

Портрет Алексанра III

1

62

Общественно-политическое развитие стран Запада во второй половине XIX века.

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

63

Власть и оппозиция в России середины – конца XIX века .

КУ

Знать  и понимать:

Усвоить основные понятия. Знать сдерживающие факторы

ОДЗ

1

64-65

Наука и искусство в XVIII—XIX вв.

КУ

Формулировать эволюцию идей Нового времени

ОДЗ

2

66

Золотой век русской культуры.

КУ

Характеризовать  развитие культуры

ОДЗ

1

67

Обобщение по курсу «История с древнейших времен до конца XIX  века».

УЗИМ

Обобщать и систематизировать знания, использовать их для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений.

ИК

1

68

Итоговая контрольная работа по курсу «История с древнейших времен до конца XIX  века».

УОСЗ

Обобщать и систематизировать знания, использовать их для понимания и критического осмысления общественных процессов и явлений.

СР

1


Перечень литературы

Учебники

1. История России с древнейших времен до конца XVII века / А. Н. Сахаров. - Ч. 1 .- М.: Русское слово, 2007;

2. История с древнейших времен до конца XIX века / А. Н. Сахаров, Н.В. Загладин. М.: Русское слово, 2014;

  1. История России. XVII-XIX века .А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов - Ч. 2.- М.: Русское слово, 2007;
  2. Всеобщая история. Н. В. Загладин, Н.А.Симония –М .,Русское слово.2014.

Дополнительные пособия для учителя

 1. Зайцев Н.В.Поурочные планы по истории России с древнейших времен до конца XIX века /. –«Волгоград.:»Учитель», 2008;

      2. Захарова Е.Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10, 11 кл./ в 2-х книгах/ М.: ВЛАДОС, 2009.

       3.Загладин Н.В., Козленко С.И., Загладина Х.Т. Методические рекомендации по использованию учебников: Н.В. Загладина «Всемирная история»      для 10,11        кл. при изучении предмета на базовом и профильном уровнях и Программа курса./ М,: Русское слово, 2011.

    4.Захарова, Е. Н. Методические рекомендации к изучению истории в 10 классе / Е. Н. Захарова. - М.: Владос, 2011.

Ресурсы Интернет

  1. http://fcior.edu.ru/ Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов.
  2. http://school-collection.edu.ru/  Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов.
  3. http://museum.ru/  Портал «Музеи России».

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

В результате изучения истории на базовом уровне ученик должен

знать/понимать

• основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

• периодизацию всемирной и отечественной истории;

• современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

• историческую обусловленность современных общественных процессов;

• особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь

• проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

• критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

• анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта,  таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

• различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

• устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки

изучаемых исторических процессов и явлений;

• участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по

обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

• представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

  •  использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической  обусловленности;

• использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной  информации;

• соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

• осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного,

конфессионального сообщества, гражданина России.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

         для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.