Изобразительное искусство и архитектура в первой половине 19 века.

Боркунова Елена Сергеевна

     Первую треть 19-ого века не зря называют золотым веком русской культуры. Символом этой эпохи стал А.С. Пушкин. В это время произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Рассвет культуры наблюдается в области литературы. Искусство этого периода оставило много прекрасны памятников эпохи. Главной задачей нашего урока убедиться в этом. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в знаменитый Русский музей и познакомимся с ярчайшими произведениями искусства первой половины 19 века. 

 

Цели урока:

1.     Дать представление о причинах подъема русской культуры первой половины 19 века, привести примеры развития культуры.

2.     Развивать навыки работы с дополнительной литературой, ресурсами интернета, формировать культуры речи

3.     Воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.

Форма урока: урок-экскурсия

Методы преподавания: иследовательский, частично-поисковый метод

Форма работы: групповая.

Применяемые педагогические технологии: информационно-компьютерные технологии, технология обучения в содружестве

 Оборудование  урока: Мультимедийная презентация

Опережающее задание: Подготовить сообщения о произведениях искусства первой половины 19 века

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_muzey.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Изобразительное искусство и архитектура в первой половине 19 века.

   

Цели урока: 

  1. Дать представление о причинах подъема русской культуры первой половины 19 века, привести примеры развития культуры.
  2. Развивать навыки работы с дополнительной литературой, ресурсами интернета, формировать культуры речи
  3. Воспитывать уважительное отношение к прошлому страны.

Форма урока: урок-экскурсия

Методы преподавания: иследовательский, частично-поисковый метод

Форма работы: групповая.

Применяемые педагогические технологии: информационно-компьютерные технологии, технология обучения в содружестве

 Оборудование  урока: Мультимедийная презентация

Опережающее задание: Подготовить сообщения о произведениях искусства первой половины 19 века

                                   

Ход урока.

 1. Вступительное слово преподавателя.

        Первую треть 19-ого века не зря называют золотым веком русской культуры. Символом этой эпохи стал А.С. Пушкин. В это время произошел стремительный взлет в культурном развитии России. Рассвет культуры наблюдается в области литературы. Искусство этого периода оставило много прекрасны памятников эпохи. Главной задачей нашего урока убедиться в этом. Сегодня мы с вами совершим виртуальную экскурсию в знаменитый Русский музей и познакомимся с ярчайшими произведениями искусства первой половины 19 века.

2.  Изучение нового материала.

  1. Живопись
  2. Архитектура

Изучение происходит в виде вириальной экскурсии, которую проводят учащиеся и преподаватель, экскурсия сопровождается презентацией.

Выступление учащегося. Рассказ о творчестве Ореста Кипренского (слайд1)

Орест Адамович Кипренский. Первый его живописный портрет («А.К. Швальбе», 1804 г.), написанный в рембрандтовской манере, выделяется своим выразительным и драматичным светотеневым строем. С годами его мастерство, проявившей и в умении создавать в первую очередь неповторимые индивидуально-характерные образы, подбирая особые пластические средства, чтобы эту характерность оттенить, крепнет.

Слайд 2. Его портрет молодого, овеянного поэтической славой А.С. Пушкина является одним из лучших в создании романтического образа. У Кипренского Пушкин выглядит торжественно и романтично, в ореоле поэтической славы. «Ты мне льстишь, Орест», — вздохнул А.С. Пушкин, взглянув на готовое полотно.

        Выступление второго учащегося. Рассказ о творчестве В.А. Тропинина

Слайд 3. Реалистическую манеру отражали произведения Василия Андреевича Тропинина. Колорит его живописи становится интенсивнее, объемы обычно лепятся более четко и скульптурно. Таков и А.С. Пушкин на знаменитом портрете 1827 г. Перед зрителем предстает умудренный жизненным опытом, не очень счастливый человек. На портрете В.А. Тропинина поэт по-домашнему обаятелен. Каким-то особенным старомосковским теплом и уютом веет от работ художника. До 47-летнего возраста В.А. Тропинин находился в крепостной неволе. Поэтому, наверное, так свежи, так одухотворены на его полотнах лица простых людей. И бесконечны молодость и очарование его «Кружевницы». Чаще всего В.А. Тропинин обращался к изображению людей из народа («Кружевница», «Портрет сына» и др.).

Выступление третьего учащегося. Рассказ о творчестве Карла Брюллова.

Слайд 4. Великим творением искусства является картина «Последний день Помпеи» Карла Павловича Брюллова. Художник нашел изумительные краски для изображения трагедии древнего города, погибающего под лавой и пеплом извергающегося Везувия. Картина проникнута высокими гуманистическими идеалами. Она показывает мужество людей, их самоотверженность, проявленные ко время страшной катастрофы.

Выступление четвертого учащегося. Рассказ о творчестве А.А. Иванова.

Слайд 5. В первой половине XIX в. жил и творил художник Александр Андреевич Иванов (1806—1858). Всю свою творческую лишь он посвятил идее духовного пробуждения народа, воплотив  ее в  картине «Явление Христа народу». Более 20 лет работал он над этой картиной, в которую вложил всю мощь и яркость своего таланта. На переднем плане его грандиозного полотна изображена фигура Иоанна Крестителя, указывающего народу на приближающегося Христа. Фигура Христа находится в отдалении. Он еще не пришел, он идет, он обязательно придет, говорит художник. И светлеют лица и души тех, кто ожидает Спасителя. В этой картине художник показал, как говорил позднее И.Е. Репин, «угнетенный народ, жаждущий слова свободы»

Выступление пятого учащегося. Рассказ о творчестве А.Г. Венецианова

Слайд 6. В первой половине XIX в. в русскую живопись входит бытовой сюжет. Одним из первых к нему обратился Алексей  Венецианов (1780—1847). Он посвятил свое творчество изображению жизни крестьян. Эту жизнь он показывает в идеализированном, приукрашенном виде, отдавая дань модному тогда сентиментализму. Однако, картины А.Г. Венецианова «Гумно»,На жатве. Лето»,  «На пашне. Весна», «Крестьянка с васильками», «Захарка», «Утро помещицы», отображая красоту и благородство простых русских людей, служили утверждению достоинства человека вне зависимости от его социального положения.

Выступление шестого учащегося. Рассказ о творчестве П,А, Федотова.

Слайд 7 . Его традиции продолжил Павел Андреевича Федотов (1815—1852). Его полотна реалистичны, наполнены сатирическим содержанием, разоблачающим торгашескую мораль, быт и нравы верхушки общества. Современники справедливо сравнивали П.А. Федотова в живописи с Н.В. Гоголем в литературе. Обличение язв крепостнической России — вот основная тема творчества Павла Андреевича Федотова.

«Свежий кавалер» (1846). Чиновник — чинодрал, взяточник, подлец — изображен в столкновении со служанкой, простой и милой девушкой. Он стоит в позе римского сенатора, гордо выпятив нижнюю губу, завернувшись в халат, как в сенаторскую тогу. Чиновник указывает на свой первый полученный им накануне: орден — крест. Суть столкновения в том, что праздновавшие получение награды приятели главного персонажа оставили в комнате беспорядок, который должна устранить служанка. Но, обличая ненормальные условия существования человека, П.А. Федотов умеет любоваться окружающим миром. С какой любовью он рисует сам орден, гитару, шелковый халат чиновника! Слияние критического и поэтического мира сближает П.А. Федотова с Н.В. Гоголем. Плох не мир вещей, окружающий людей, плохи только их отношения.

«Анкор, еще анкор» (1851—1852). Трагедия бессмысленного существования офицера в дальнем гарнизоне представлена чисто художественными средствами. Уже в названии повторено одно и то же слово (фр. епсоге — еще) по-русски и по-французски. Офицер бессмысленно тренирует собачку, сама бесцельность занятия особенно проявляется в узком замкнутом пространстве, где есть только одна деталь, напоминающая о другой жизни, — окно. Но в нем виден тоскливый зимний пейзаж. Денщик в дальнем углу занят привычным делом.

Виртуальная экскурсия заканчивается беседой. Вопрос: Какие новые черты приобрела живопись в первой половине 19-ого века.

        Архитектура.

Рост городов стимулировал творческий поиск русских архитекторов первой половины 19 века. Предлагаю совершить виртуальную экскурсию в Петербург того времени.

Выступление учащегося. Рассказ о творчестве А,Н, Воронихина.

Слайд 8. Новый этап в развитии классицизма, так называемый стиль ампир, открывает зодчий Андрей Никифорович Воронихин. Его лучшее произведение — Казанский собор в Петербурге (1801—1811) — по своей архитектуре еще близок к классицизму. Могучие колоннады собора охватывают полуовалом площадь, открытую на Невский проспект. Вторая проектировавшаяся колоннада с другой стороны здания не была построена.

Другое произведение А.Н. Воронихина — Горный Институт (1806— 1811) — по своим формам уже целиком относится к XIX в. Замечательна мощная дорическая колоннада огромного портика на фоне суровых стен фасада, со скульптурными группами по бокам портика.

Выступление учащегося. Рассказ о творчестве Тома-де-Томона

Слайд 9. Выдающимся произведением этого периода является здание Биржи (1805—1816) Жана Тома де Томона на стрелке Васильевского острова. Томон изменил весь облик этого места, оформив полукругом берега двух русел Невы, поставив по краям Ростральные колонны-маяки, образовав тем самым около здания Биржи площадь. Сама Биржа имеет вид греческого храма — периптера на высоком цоколе, предназначенном для торговых складов. Декор почти отсутствует. Простота и ясность форм и пропорций придают зданию величественный, монументальный вид, а также влияет на восприятие обеих набережных, как Университетской, так и Дворцовой. Строгая дорическая колоннада главного здания Биржи в духе древнегреческого храма и могучие Ростральные колонны перед ним прекрасно сочетаются с суровым простором Невы.

Выступление учащегося. Рассказ о творчестве А.Д. Захарова.

Слайд 10. Гениальным произведением архитектуры русского классицизма этой эпохи является здание Адмиралтейства (1806—1817) — памятник, посвященный морской мощи России. Строителем его был Андрей Дмитриевым Захаров. Стиль и идеалы эпохи нашли полное отражение в художественном образе и совершенных формах этого произведения... От здания Адмиралтейства расходятся пять лучей-проспектов, в том числе и главный — Невский.

        Выступление учащегося. Рассказ о творчестве К,И. Росси

Слайд 11. Блистательные победы русского народа над наполеоновскими армиями вдохновляли архитекторов на создание произведений торжественных, триумфальных форм. Последней крупнейшей фигурой, завершающей эпоху русского классицизма, был Карл Иванович Росси. Его произведения явились как бы синтезом предыдущих этапов архитектуры русского классицизма. Характерно высказывание Росси в пояснительной записке к одному из неосуществленных проектов: «Размеры предлагаемого мною проекта превосходят те, которые римляне считали достаточными для своих памятников. Неужели побоимся мы сравняться с ними в великолепии?»  К. И. Росси создал большое количество отдельных сооружений и ряд ансамблей. Лучшее из его ранних петербургских произведений — Михайловский дворец, где находится Русский музей (1819—1823). Великолепное здание, стоящее в парке, с огромным парадным двором, прекрасным коринфским портиком главного фасада и огромной лоджией паркового фасада. Роскошна внутренняя отделка помещений, особенно хороша парадная лестница вестибюля с росписью и внутренней колоннадой ионического ордера.

Слайд 12. Выдающимся произведением Росси являются здание и арка Главного штаба. Здание штаба полукругом охватывает Дворцовую площадь. Знаменитая двойная арка связывает площадь с улицей. Этот ансамбль по  дерзновенности замысла и совершенству исполнения принадлежит к числу лучших творений мастера. Непревзойденным является ансамбль К.И. Росси, включающий две площади — Чернышева и А.Н. Островского  и соединяющую их Театральную улицу ныне улицу Зодчего Росси. Последним крупным сооружением Росси были здания Сената и Синода.

 Экскурсия завершается беседой. Вопрос: Какие здания произвели на вас наибольшее впечатление и какие новые черты появились в архитектуре этого времени.

3. Заключение

 Выставление оценок

Домашнее задание: Подготовить презентацию на тему: Архитектура Москвы 19 века.