Опыт использования межпредметной интеграции в курсе преподавания истории России

Архипова Светлана Леонидовна

Опыт использования  межпредметной интеграции в курсе преподавания истории России

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mezhpredmetnye_svyazi.doc64.5 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт использования  межпредметной интеграции в курсе преподавания истории России

Архипова С.Л., преподаватель истории и обществознания

 «Все, что находится во взаимной связи, должно преподаваться в такой же связи»       Ян Амос Коменский

В условиях перехода образовательных учреждений на новые федеральные образовательные стандарты особое значение приобретает интеграция общеобразовательных, общественных и специальных дисциплин для целенаправленного формирования у будущих работников сферы обслуживания целостных интегративных знаний, а также профессионально значимых личностных качеств.

Интеграция – это (лат.) восстановление, восполнение, объединение частей в целое, причем не механическое соединение, а взаимопроникновение, взаимодействие, взаимовидение.

Интеграцию можно рассматривать как форму связи между учебными дисциплинами, определяемую, главным образом, педагогическими факторами, позволяющими преодолеть недостатки исторически сложившейся предметной системы обучения, порожденной дифференциацией наук.

Процесс интеграции разных наук в  обучении реализуется через межпредметные связи. В «Педагогическом словаре» межпредметные связи определяются как взаимодействованная согласованность учебных предметов, обусловленная единой системой и дидактическими целями.

Межпредметные  связи означают единство целей, функций, содержательных и структурных элементов предметов, которое, будучи реализовано в учебно-воспитательном процессе, способствует обобщению, систематизации и прочности знаний, формированию обобщенных умений и навыков.

            Каждый  педагог по своему предмету ежегодно продумывает межпредметные связи, когда оформляет перспективно-тематический план. В тематическом плане должна  быть  отражена логическая структура учебного материала уроков,  опорные  знания  из  других курсов и перспективные связи. Составляя тематический план, педагог   наглядно видит,  для  чего,  с  какой  познавательной  целью  на  отдельных   уроках необходимо использовать те или  иные  задания  из  других  курсов:  в  одних случаях создается опора для введения новых  понятий,  в  других  объясняются причинно-следственные   связи    в    изучаемых    явлениях,    в    третьих  конкретизируются общие идеи или доказываются  выводы,  новые  теоретические положения и  т.п.  В  зависимости  от  познавательных  целей  использования межпредметных  связей  отбираются  методы   и   приемы   их   осуществления, формулируются вопросы и задания для учащихся.

        Такое  планирование создает у педагога общее представление о  том,  какие  знания  и  из  каких предметов необходимо учащимся повторить к каждому  уроку,  какие  понятия  и знания из других предметов следует привлечь  к  раскрытию  основных  понятий учебной темы и какие мировоззренческие  идеи  будут  развиваться  на  основе межпредметных связей. Знания из разных предметов помогают поднять  обобщение учебного материала темы на мировоззренческий уровень.

               Такое планирование учитывает многообразие видов межпредметных связей и позволяет   выделить   основные   направления   активизации   познавательной деятельности  учащихся  в  процессе  изучения   учебной   темы.   В   целях эффективной  организации  учебно-познавательной  деятельности  учащихся   по осуществлению  межпредметных  связей  полезно  спланировать  их  систему  на каждом уроке учебной темы.

        Конкретизация  использования  межпредметнных связей в процессе обучения достигается с  помощью  поурочного  планирования. Поурочный план-разработка показывает, когда, на каком  этапе  урока  и  как, какими способами включаются знания из других курсов в  изучение  нового  или закрепление учебного материала. Особенно  необходима  тщательная  разработка обобщающего  урока  с  межпредметными  связями.   Выделение   таких   уроков производится на основе тематического планирования.

        Составляя поурочные планы, педагогу важно  знать,  что  учащиеся  уже освоили из  необходимых  опорных  знаний  на  уроках  по  другим  предметам, согласовать с преподавателями  смежных предметов  постановку  вопросов  и  заданий, чтобы избежать дублирования и достигнуть развития общих идей и  понятий,  их углубление и обогащения. Этому помогает взаимопосещение  уроков  и  изучение составляемых коллегами планов реализации межпредметных связей.

              Таким образом, планирование  составляет  необходимое  и  существенное  звено подготовки  педагога к  эффективному  осуществлению  межпредметных  связей  и является одним из средств их реализации в практике обучения учащихся.

В представленной статье освещен опыт использования разнообразных межпредметных связей предмета «Истории России с древнейших времен до наших дней» с экономикой, правоведением, литературой, экономической географией, обществознанием.  Эти  предметы позволяют подвести учащихся на доступном для них уровне к пониманию закономерностей общественной жизни, выработать у учащихся умения давать оценку общественным события, фактам.

Интеграция  предметов «История России с древнейших времен до наших дней» и «Всеобщей истории с древнейших времен до наших дней» возможна путем создания единого курса  «Истории». Я же делаю это через содержание отдельных тем. Так,  программой предусмотрено объединенное изучение таких тем как: «Первая мировая война» и «Участие России в  Первой мировой войне», «Вторая мировая война» и «Великая Отечественная война Советского Союза», «Развитие культуры в конце XIX- начале XXвв.» и «Вклад России в развитие мировой культуры», «Международные отношения после второй мировой войны» и «Внешняя политика СССР в 50-80-е годы».

 Курсы отечественной и всеобщей истории построены таким образом, что обеспечивается синхронность изучения основных исторических периодов. Межкурсовые связи носят при этом в основном преемственный характер.

Так, при рассмотрении причин образования  Российского централизованного государства  учащиеся вспоминают (из курса средних веков) о причинах образования централизованных государств  в Западной Европе (Англия и Франция) и устанавливают общие черты и особенности этого процесса в различных странах. Только таким путем можно подвести учащихся к выводу о закономерности образования централизованных государств, показать им общие черты и особенности этого важного этапа в развитии феодального государства. Органическая связь курсов «Истории России» и «Всеобщей истории» - непременное условие формирования у учащихся глубоких и прочных знаний, вооружения учащихся пониманием закономерности исторического развития, сходства и особенностей проявления этих закономерностей в различных странах.

Такая интеграция  усиливает активность учащихся, у них возникает новый ход мысли путем включения элементов содержания из одних учебных дисциплин в содержание других. Эти связи способствуют образованию всесторонних, цельных представлений, формированию научных понятий, понятию закономерностей, лучшему пониманию учащимися сложных общественных явлений. Достигнутая таким путем большая оперативность и подвижность в переносе полученных знаний содействует складыванию у учащихся единой системы научных взглядов на современное общество, более глубокому пониманию диалектики исторического развития.

Программа по истории ориентирует на установление  межпредметных связей на уровне фактов и понятий, мировоззренческих идей и принципов, законов развития общества. Эти связи объединяются в один вид - по составу научных знаний, и их практическая реализация происходит в органическом единстве, поскольку законы исторического развития основаны на обобщении фактов, а факты осмысливаются учащимися с опорой на знание законов.

Связи на уровне фактов и понятий. Напомним, что под историческими фактами подразумеваются, с одной стороны, единичные неповторимые факты-события, действия участников - народных масс и исторических личностей, а с другой стороны, факты-обобщающие типичные события (например, крестьянская война), действия людей, их положение. Такие многократно повторяющиеся факты условно называют историческими явлениями, они обозначаются соответствующими понятиями.

Основными видами преемственных связей являются: связи исторических фактов, общественных явлений и процессов (возникновение государства с его учреждениями и законами; религии как формы культуры  и др.); связи сквозных понятий, проходящих через все части курса всеобщей истории (общественный строй, классовая борьба, эксплуатация, войны и др.).

Установление связей между фактами событийного характера, изучаемыми дважды в курсах истории (Куликовская битва, Отечественная война 1812г., восстание декабристов и др.), обеспечивает преемственное «наложение» знаний об этих фактах, углубление обобщений. Реализация межкурсовых связей применительно к однотипным, повторяющимся историческим фактам (занятия людей, типы хозяйств, общественный и политический строй, законы, восстания, войны и др.) позволяет последовательно накапливать и обобщать знания об их признаках.

Устанавливая  межпредметные связи на уровне фактов, происходит мысленное соединение  общих или близких фактов по их сущности, привязывая их к определенным понятиям и идеям. Эти факты научно интерпретируются с одних и тех же научных позиций. Однако при этом сохраняется свой особый угол зрения, свойственный каждому учебному предмету. Например, в обучении истории мифы и былины рассматриваются прежде всего с точки зрения фантастического отражения в них реального исторического прошлого, источником знаний о котором они служат, а в обучении литературе- с точки зрения их принадлежности к одному из видов устного народного творчества.

При ознакомлении учащихся с развитием научных знаний в странах Древнего мира существует опора на усвоенные факты и понятия из курсов географии, математики, физики, астрономии: о движении Земли и Солнца, календаре и карте, об арабских цифрах и т.д.

Когда изучается расселение различных народов мира и территориальный состав государств, существует уже реальная  межпредметная опора на знание географических фактов: о  материках, морях, океанах и реках. Однако знания о тех странах, которые изучаются в курсах истории Древнего мира и Средних веков, не находят подкрепления в курсах физической географии.

Курсы экономической географии России и зарубежных стран служат опорой как при изучении конкретных фактов экономического развития стран в курсах новой и новейшей истории, так и в формировании ряда понятий (например, промышленность, международная торговля, экономическая интеграция и т.п.).

Межпредметные связи изучаемых фактов в истории реально осуществимы главным образом с курсом литературы. Преподаватель истории часто  опираться на материал,  изученный на уроках литературы. При изучении темы «Коллективизация» обращаюсь к произведению М.Шолохова «Поднятая целина», «Тихий Дон». Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», ее революционное содержание, вольнолюбивые стихи, поэмы К.Ф. Рылеева, А.С.Пушкина, комедия А.С. Грибоедова, роль этих произведений в формировании мировоззрения декабристов, общественная роль русской литературы XIX в.- таков далеко не полный перечень знаний об отечественной литературе, анализируемых на уроках истории.

В ряде случаев логика изучения исторических фактов, как и в формирование исторических понятий, требует установления преемственных связей между несколькими предметами различных циклов. Таковы факты, характеризующие основные направления и социально-экономические последствия научно-технической революции, а также факты развития науки и литературы.

При ознакомлении учащихся с развитием научных знаний в странах Древнего мира существует опора на усвоенные факты и понятия из курсов географии, математики, физики, астрономии: о движении Земли и Солнца, календаре и карте, об арабских цифрах и т.д.

Когда изучается расселение различных народов мира и территориальный состав государств, существует уже реальная  межпредметная опора на знание географических фактов: о  материках, морях, океанах и реках. Однако знания о тех странах, которые изучаются в курсах истории Древнего мира и Средних веков, не находят подкрепления в курсах физической географии.

Курсы экономической географии России и зарубежных стран служат опорой как при изучении конкретных фактов экономического развития стран в курсах новой и новейшей истории, так и в формировании ряда понятий (например, промышленность, международная торговля, экономическая интеграция и т.п.).

Межпредметные связи изучаемых фактов в истории реально осуществимы главным образом с курсом литературы. Преподаватель истории часто  опираться на материал,  изученный на уроках литературы. При изучении темы «Коллективизация» обращаюсь к произведению М.Шолохова «Поднятая целина», «Тихий Дон». Книга А.Н. Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву», ее революционное содержание, вольнолюбивые стихи, поэмы К.Ф. Рылеева, А.С.Пушкина, комедия А.С. Грибоедова, роль этих произведений в формировании мировоззрения декабристов, общественная роль русской литературы XIX в.- таков далеко не полный перечень знаний об отечественной литературе, анализируемых на уроках истории.

Существует тесная взаимосвязь между предметами «История» и «Обществознание». Так, на уроке обществознания по теме «Древние цивилизации Европы» учащиеся вспоминают периодизацию развития древних государств Средиземноморья, Древние Афины и Спарту, завоевательные походы А.Македонского, Древний Рим, так как основными понятиями и положениями урока являются: понятие «античность», древнегреческий полис, черты афинской демократии, эллинизм, гражданские ценности Рима, рисское право, классическое рабство античности и др.

В ряде случаев логика изучения исторических фактов, как и в формирование исторических понятий, требует установления преемственных связей между несколькими предметами различных циклов. Таковы факты, характеризующие основные направления и социально-экономические последствия научно-технической революции, а также факты развития науки и литературы.

В дидактике разработаны методические приемы осуществления  межпредметных связей.  В  своей преподавательской работе я использую следующие:

- постановка познавательных задач, направленных на актуализацию известного учащимся материала;

-напоминание учащимся о том, что данный факт, понятие, тема известны им из ранее изученного материала по истории или из других предметов;

-постановка вопроса, ответ на который требует припоминания известного учащимся материала или учебного приема, способа действия;

-привлечение известного учащимся исторического документа, художественного произведения или произведения мемуарной литературы и т.д.;

-сравнение, сопоставление различных курсов истории, выявление общих черт и отличий, установление основных этапов или иного большого события, явления (революции, войны и т.д.), обобщение;

-составление тематических таблиц - сопоставительных, синхронных, хронологических;

-самостоятельное привлечение учащимися знаний из других учебников истории или из учебников по смежным предметам, предметам иного цикла или из источников внеурочной информации (внеурочное чтение, радио, телевидение, Интернет и др.);

Такие дидактические средства и методические приемы, используемые  для побуждения учащихся к установлению межпредметных связей  вызвают активную деятельность по припоминанию, реконструкции, соотнесению прошлых знаний с новыми, обобщению тех и других.

Межпредметные связи должны как можно чаще осуществляться самими учащимися при целенаправленном руководстве со стороны педагога. Это не исключает при определенных условиях напоминаний преподавателем нужных в данной ситуации урока истории знаний по другим предметам.

Межпредметные  связи должны устанавливаться не только по содержанию, но и по развитию умений и навыков учебного труда, в формировании которых первостепенную роль играют приемы учебной работы учащихся, состоящие из действий, объединенных в большую или меньшую систему. Приемы могут быть разной степени обобщенности: одни из них рассчитаны для использования в пределах одной темы курса, другие - в процессе изучения всех тем, третьи- в нескольких или во всех учебных дисциплинах. Чем прием более обобщен, тем шире его перенос.

Перед педагогом  возникает другая задача- выявление общности видов умственной деятельности учащихся для различных учебных предметов, определение путей образования у них навыков и умений. Кооперирование усилий преподавателей различных предметов в формировании у учащихся навыков самообразования надо считать одним из перспективных направлений реализации межпредметных связей. Например, преподавателю истории необходимо учитывать, какие умения работы с планом или конспектом формируются на уроках литературы, какие навыки по чтению карты даются в изучении географии и т.д.

Каждый педагог должен ознакомиться с предметными перечнями умений для учащихся и,  особенно,  с программными перечнями умений по сопредельным истории предметам: обществознание, правоведение, литература, экономическая география. Это дает возможность составить представление о том, что должны уметь учащиеся к моменту изучения истории.

Основные навыки и умения учебного труда учащихся, развиваемые на всех предметах:

-учебно-организационные: принимать и намечать задачи деятельности; рационально планировать деятельность;

-учебно-информационные: осуществлять библиографический поиск; работать с книгой, справочниками и др.; работать с техническими источниками информации; осуществлять наблюдение;

-учебно-интеллектуальные: мотивировать свою деятельность; внимательно воспринимать информацию; рационально запоминать; логически осмысливать учебный материал, выделять в нем главное; решать проблемные познавательные задачи; самостоятельно выполнять упражнения; осуществлять самоконтроль в учебно-познавательной деятельности.

Сформированность у учащихся этих навыков и умений позволяет  строить методику дальнейшего развития умений и навыков на более высоком уровне, качественнее решать задачу по формированию предметных умений по предмету (например, умения самостоятельно комментировать текст статей Конституции РФ, сравнивать Конституции 1936,1977,1993гг., при сравнении находить общее и отличное, объяснять его суть).

На  уроках истории  большое внимание уделяется   развитию  у учащихся следующих умений и навыков:

-выделять главное и существенное в содержании учебного теста, отрывка из документа, объяснять, анализировать его элементарно;

 -составлять простой план изученного материала;

-составлять сложный план;

-сравнивать по сопоставимым  существенным признакам в определенной логической последовательности;

-самостоятельно формулировать  выводы, обосновывать их фактами (из учебника, документальных текстов);

-анализировать и обобщать учебный материал (на основе изученных фактов) в наиболее отчетливо выступающих связях);

 -выделять существенные признаки изучаемых явлений;

-самостоятельно изучать и конспектировать учебный материал;

-участвовать в дискуссии, убедительно отстаивать свою точку зрения, опираясь на теоретические знания и факты;

-раскрывать причинно-следственные связи.

Очень важно формировать эти умения и навыки на каждом уроке по любому предмету.

        Ярким примером  интеграции общеобразовательных и общественных наук являются интегрированные уроки.

Интегрированные уроки (от "интеграция" - объединение в одно целое; лат. integer - целый) — уроки изучения определенных тем на основе двух-трех учебных предметов.

Интегрированные уроки являются эффективной формой для систематизации знаний, так как на данных уроках осуществляется синтез знаний различных учебных дисциплин, в результате чего образуется новое качество, представляющее собой непрерывное целое, достигнутое широким и углубленным взаимопроникновением этих знаний. Начата работа по проведению интегрированных  уроков с преподавателем экономики Халиловой Ю.В.  по темам «Занятость и безработица» и «Государство и экономика» (Обществознание + Экономика). Планируется проведение интегрированных уроков по истории с преподавателем  литературы, физической культуры.

Опыт показывает, что перестройка процесса обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качества системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется всесторонне развитая личность.

Таким образом, интеграция является методологической основой современного преподавания. Интеграция дает возможность показать учащимся «мир в целом», преодолев разобщенность научного познания по дисциплинам, и исключает дублирование, а, значит, освобождает учебное время для изучения другого явления. Иначе говоря, с практической точки зрения интеграция  предполагает усиление межпредметных связей, снижение перегрузок учащихся, расширение учащимися сферы получаемой информации, подкрепление мотивации в обучении.