Открытые уроки по истории

Архипова Светлана Леонидовна

Материалы для проведения открытых уроков по истории

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»

Материалы открытого урока

по дисциплине  «ИСТОРИЯ»

Тема «Древняя Русь в эпоху раздробленности»

Урок № 21

Курс 1

Специальность: Коммерция (по отраслям)

                                                                                       Преподаватель: Архипова С.Л.

2011год

                                                   Согласовано:

                                                                                                  Методист  ___________  О.С.Дмитриева

План-конспект

урока теоретического обучения

Дисциплина: История

Курс 1, группа № 13

Специальность: Коммерция (по отраслям)

Преподаватель: Архипова Светлана Леонидовна

Тема урока: " Древняя Русь в эпоху раздробленности"
Продолжительность урока:
 45 минут

Вид занятия: урок

Тип урока: формирования новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представления о периоде политической раздробленности на Руси

Задачи:

1) определить  причины политической раздробленности;

2) охарактеризовать особенности развития крупнейших политических центров Руси;

3) выявить последствия раздробленности.

Развивающая: развивать коммуникативные, самоорганизаторские, информационные компетенции  обучающихся

Воспитательная: воспитывать интерес к историческому прошлому своей страны, чувство коллективизма, ответственности.

Задачи урока:

  1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
  2. Организовать самостоятельную познавательную деятельность учащихся.
  3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
  4. Организовать и провести рефлексивную деятельность учащихся.

Методическое оснащение урока

1. Материально -техническое оснащение:  мультимедийная установка

2. Литература:

Учебная:

Загладин Н.В. Всемирная история. Учебник для 10 класса. –М.: «Русское слово», 2008, стр.137-144.

Дополнительная: 

1. Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. М.:Норма, 1997.

2. А.С.Орлов, В.А.Георгиев, Н.Г.Георгиева, Т.А.Сивохина. История России

с древнейших времен до наших дней. Учебник.-- М.:«ПРОСПЕКТ», 1997 .-544 с.

3. М.Н Зуев. История России с древнейших времен до начала XXI века. Учебник. М.:Дрофа,2007. - 928 с.

4. Ю.Л. Проценко. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIVвв.). - Волгоград: Издательство ВГУ,2001. - 60 с.

5. Павленко Н.И. История России. - М., 2002.-387с.

6.«Слово о полку Игореве».- М.: «Художественная литература»,1983, 220с.

3. Дидактическое обеспечение:

Задания для самостоятельной работы, тестовые задания открытого типа, карточки-инструкции

4. Электронные ресурсы 

4.1. Интернет-ресурсы:

http://otherreferats.allbest.ru/

http://www.protown.ru/

http://www.stydy-help.ru/

http://www.studylaw.narod.ru/

http://www.history-ru.ru/

4.2.СД «Энциклопедия истории России.862-1917гг.»

4.3.Электронные презентации обучающихся:  «Новгородская республика», «Владимиро-Суздальская земля», «Галицко-Волынское княжество»;

Электронная презентация преподавателя к уроку.

Методы и приемы обучения:

объяснение  с элементами беседы

демонстрация электронных  презентаций

самостоятельная работа учащихся

     метод сравнения

     рефлексия

Форма организации труда учащихся: работа в группах

Структурно-логические связи

- Внутрипредметные: Раннефеодальные империи в Европе и их распад (распад империи Карла Великого в Европе, распад Арабского халифата).

- Межпредметные: Обществознание. Понятие государства, его признаки. Понятие федерация.

- С производственным обучением: Развитие торговли на Руси в изучаемый период.

.

Ход урока

1.        Организационный момент (1 мин)

а) приветствие гостей и обучающихся;

б) проверка явки студентов  на урок;

в) оценка готовности студентов  к уроку

г) информирование о предстоящей деятельности.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: сообщение темы, постановка цели и задач урока – предварительное определение уровня знаний (5 мин.)

На предыдущих занятиях мы с вами изучали модуль 1 «История России с древности до конца XVII века».

 Результат этого модуля: раскрывать события, происшедшие на территории Древнерусского государства в IX-XVII веках.

 Давайте вспомним основные даты и понятия ранее изученных тем.

Вопросы обучающимся:

1. Что такое государство?

2. Когда образовалось Древнерусское  государство?

3 .Как оно называлось?

4. Назовите столицу Древнерусского государства.

5. Когда был расцвет Киевской Руси?

Сегодня на уроке мы изучаем новую тему «Древняя Русь в эпоху раздробленности».

 Цель урока: охарактеризовать  период  политической раздробленности Руси.

 Задачи урока:

1. Определить причины политической раздробленности (доказать, что политическая раздробленность была закономерным явлением на Руси).

2. Охарактеризовать особенности развития крупнейших политических центров Руси.

3. Выявить последствия политической раздробленности.

Попробуйте сформулировать свои учебные задачи.

Учащиеся формулируют свои задачи (участвуют в целеполагании)

Предварительное определение уровня знаний обучающихся.

 Попытайтесь ответить на вопросы:

1. Что такое политическая раздробленность?

2. Назовите период политической раздробленности.

3. Перечислите причины раздробленности.

4. Назовите основные политические центры Руси..

5. Назовите последствия раздробленности.

3. Мотивация – 2 мин.

Сравните карту «Киевская Русь» и «Политическая раздробленность Руси». Какие вы видите отличия? (см. слайды)

Если на первой карте – единое государство, то на второй - разделенное на отдельные княжества..

В начале XII века  начался новый этап в развитии Руси, который продолжался до конца XV века.

По содержанию это очень сложный урок и к тому же очень значимый для изучения и понимания развития истории России.

«…Россия нам отечество, ее судьба и в славе и в уничижении равно для нас достопамятна…В темной картине междоусобия, неустройства, бедствий, являются также яркие черты ума народного, свойства, нравов, драгоценные своею древностию. Одним словом, История предков любопытна для того, кто достоин иметь отечество»- таковы слова известного историка и писателя Н.М.Карамзина.

4.Формирование новых знаний – 25 мин.

План изучения новой темы:

1. Причины политической раздробленности.

2. Основные политические центры Руси.

3. Последствия раздробленности.

Первый вопрос плана урока «Причины политической раздробленности».

Преподаватель организует индивидуальную и групповую работу обучающихся с раздаточным материалом. Обучающиеся читают раздаточный материал и, работая с карточками-инструкциями, заполняют таблицу «Причины политической раздробленности». Время выполнения-10 минут. Затем проверяют правильность заполнения таблицы (см.слайд).

Второй вопрос «Основные политические центры Руси».

Преподаватель организует выступления обучающихся с электронными презентациями (было дано опережающее задание) по темам: «Новгородская земля», «Владимиро-Суздальское княжество»,

«Галицко-Волынское княжество». Обучающиеся в течение 10 минут слушают и смотрят презентации, одновременно, работая в парах,  заполняют таблицу «Сравнительная характеристика основных политических центров Руси». Затем проверяют правильность заполнения таблицы (см.слайд).

Третий вопрос плана «Последствия раздробленности».

Преподаватель организует парную работу обучающихся с раздаточным материалом. Обучающиеся читают в течение 5 минут текст и заполняют таблицу «Последствия раздробленности». Затем проверяют правильность заполнения таблицы (см.слайд).

5. Закрепление и применение знаний – 5 мин.

Итак, мы с вами изучили учебный материал темы «Древняя Русь в эпоху раздробленности». Давайте попробуем выполнить задание:

  Закончите предложение:

1. Политическая раздробленность – это…

2.Период политической раздробленности:.

3.Причины политической раздробленности:…

4.Основные политические центры:….

5.Последствия раздробленности:…

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 5 мин.

1. Подведение итогов.

Сегодня мы изучали тему «Древняя Русь в эпоху раздробленности». Поставленные задачи выполнили, цели достигли.

2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

Я предлагаю оценить работу команд  и каждого члена команды.

Вопросы для рефлексии деятельности:

- Какую оценку поставите себе за урок?

- Что у меня сегодня лучше всего получилось?

- Что для меня было трудным?

-Чем заняться дома?

7.Выдача домашнего задания – 2 мин.

Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо выучить новое историческое  понятие-политическая раздробленность, знать причины и последствия политической раздробленности.

Можно подготовить доклады по темам: «Начальная история Москвы», «Сравнительная характеристика процесса политической раздробленности в странах Европы и на Руси».  На следующем уроке мы изучим тему «Культура древней Руси». Опережающее задание: подготовить электронную презентацию по этой теме.


Структура урока

№ пп

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

1мин.

Приветствует учащихся, проверяет явку учащихся на урок, оценивает готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих.

2

Подготовка учащихся к восприятию нового материала: предварительное определение уровня знаний (сообщение темы, постановка цели и задач урока

5мин.

Актуализация ранее полученных знаний в форме фронтального опроса обучающихся.

Сообщает тему, цели и задачи  урока (демонстрирует слайд).

Наводит учащихся на постановку задач урока.

Записывают в тетрадь тему и план урока.. Используя полученный ранее учебный  опыт отвечают на вопросы, определяют цель и задачи урока.

4.

Мотивация

2мин.                        

 Активизирует познавательную деятельность учащихся. Дает задание сравнить две исторические карты. Демонстрирует слайд.

Учащиеся отвечают на поставленный преподавателем вопрос. Делают вывод.

5.

Формирование новых знаний

25мин.

Актуализирует знания учащихся, активизирует познавательную деятельность учащихся.

Организует самостоятельную деятельность учащихся с раздаточным материалом по изучению новой темы. Наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает необходимую помощь, корректирует их деятельность.

Слушают, осмысливают информацию, отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельно выполняют задания к учебному материалу: изучают материал и заполняют таблицы.

Обсуждают выполнение заданий в группах.

Проводят самоконтроль..

6.

Закрепление  знаний

5мин.

Предлагает устно выполнить  тестовые задания открытого типа.

Выслушивает ответы учащихся, комментирует их.

Отвечают на тестовые задания.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

5мин.

Подводит итоги урока. Сообщает о реализации поставленных задач. Отмечает деятельность активных учащихся. Проводит итоговую рефлексию. Заканчивает урок.

Слушают, размышляют, анализируют, оценивают результаты своей деятельности на уроке, по желанию озвучивают свои ощущения и впечатления от урока.

8.

Выдача домашнего задания

2мин.

Выдает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.

Слушают,  записывают домашнее задание в тетради, задают уточняющие вопросы по выполнению.



Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики

АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции»

Материалы открытого урока

по дисциплине  «ИСТОРИЯ»

тема                       «РОССИЯ В ЦАРСТВОВАНИЕ ИВАНА ГРОЗНОГО»

Курс 1

Специальность: Коммерция по отраслям

                                                                Преподаватель: Архипова Светлана Леонидовна

Согласовано:

 Зам.директора по НМР  _________Максимова С.А.

План-конспект

урока теоретического обучения

Дисциплина: История

Курс 1, группа № 13

Специальность: Коммерция (по отраслям)

Преподаватель: Архипова Светлана Леонидовна

Тема урока: "Россия в царствование Ивана Грозного"
Продолжительность урока:
 1 час 20 минут

Вид занятия: урок с применением проблемно-диалогической  и информационно-коммуникационной технологий

Тип урока: формирование новых знаний

Цели урока:

Обучающая: сформировать представление  об эпохе  правления Ивана IV

Задачи:

1. Раскрыть цели, содержание  и результаты внутренней политики царя.

2. Раскрыть цели, основные направления и результаты внешней политики Ивана IV.

Развивающая: продолжить развитие информационной, коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1) развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2) развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения давать собственную оценку историческим явлениям и процессам, объяснять их)

Воспитательная: 

-воспитывать такие качества, как внимательность, толерантность, уважения мнения других,

-воспитывать  негативное отношение к личности, использующей агрессивные методы управления для решения политических проблем.

Организационные задачи:

  1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
  2. Организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
  3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
  4. Организовать и провести рефлексивную деятельность обучающихся.

Методическое оснащение урока

1. Материально техническое оснащение:

Мультимедиа установка

Карта «Российское государство второй половины XVI века»

2. Литература:

Учебная:

Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир. 10 класс. «Дрофа».2007.- стр.133-142

История /П.С.Самыгин и др.-Ростов-н/Д, 2011.-стр.162-171

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Москва. «Русское слово». 2003.- стр.198-205.

Дополнительная: 

Общая литература

Литература по Ивану Грозному и его эпохе

3. Дидактическое обеспечение:

«Россия в эпоху Ивана Грозного (1533-1584гг.) – Кириллов М.В. Отечественная история  в схемах и таблицах.

Высказывания писателей, политиков, историков о правлении Ивана Грозного.

Задания для групповой работы

Тестовые задания для закрепления темы урока.

4. ЦОРы: перечень адресов сайтов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0%ED_%C3%F0%EE%E7%ED%FB%E9

http://www.historia.ru/-   российский электронный журнал «Мир истории»

http://his.1september.ru/2001/42/no42 01.htm-на сайте представлены мнения отечественных историков об эпохе Ивана Грозного.

http://ou.tsu.ru/hischool/his JuF/ -на сайте рассмотрены основные этапы истории формирования Русского государства; даны таблицы, схемы, словарь.

http://www.hrono.ru/biograf/ivan4.htm - на сайте дается историческая характеристика и портрет Ивана Грозного

http://www.hrono.ru/libris/lib s/skrynn00.html –электронная версия книги Р.Г. Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV-XVIвв.

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm -электроннон пособие А.В.Воронина «История российской государственности» для студентов негуманитарных специальностей.

http://www.hrono.ru/libris/lib p/index.html –электронная версия курса лекций по русской истории С.Ф.Платонова.

Учебный фильм из цикла «Иллюстрированная история Российского государства»

Методы и приемы обучения:

-диалог

-демонстрация учебного фильма, электронной презентации к уроку

-самостоятельная работа обучающихся с текстом, оформление таблиц

    - метод сравнения

     -рефлексия

Форма организации труда учащихся: индивидуальная работа и работа в группах 

Структурно-логические связи

- Внутрипредметные: 

История России.

Темы: Политическая раздробленность Руси (положительные и отрицательные последствия раздробленности). Образование единого централизованного государства (политическое объединение Руси). Распад Золотой Орды (образование Казанского, Астраханского, Сибирского ханств).

- Межпредметные: 

Всеобщая история.

Темы:

 Абсолютизм в Западной Европе причины перехода к абсолютизму в Англии и Франции.

Ход урока

1.        Организационный момент (2 мин.)

а) приветствие учащихся;

б) проверка явки учащихся на урок;

в) оценка готовности учащихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности: урок будет посвящен изучению новой темы.

2. Подготовка учащихся к восприятию нового материала: (5мин.)

2.1. -сообщение темы урока:

Тема урока «Россия в царствование Ивана Грозного» (См.слайд)

2.2. - постановка цели и задач урока:

Цель урока:

-сформировать представление об эпохе правления Ивана IV

Задачи урока:

  • раскрыть цели, содержание, методы результаты и последствия внутренней и внешней политики Ивана IV

-Предлагаю Вам быть активными на уроке. Каждый из вас получит оценку за работу на уроке. Будет оцениваться и работа команд.

2.3. – предварительное определение уровня знаний (5мин.)

Развитие России в середине – второй половине XVI века связано с именем Ивана IV Грозного, формально находившегося на престоле 51 год, поэтому вполне правомерно назвать этот период эпохой Ивана Грозного.

Что вы знаете об этой эпохе?

Давайте нарисуем в тетрадях таблицу и начнем ее заполнять. Заполните первую и вторую колонки таблицы. (5 мин.)

Обучающиеся заполняют таблицу в тетради:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

3. Мотивация (15 мин.)

Создание проблемной ситуации.

-Существуют различные оценки деятельности Ивана IV. Прочитайте, проанализируйте высказывания писателей, ученых. Как они оценивают правление Ивана IV? Дайте аргументированный ответ.

Первая команда

1) «Грозный, писал А.Н.Толстой,-…завершил дело, начатое его отцом и дедом,-… он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников - князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха».

Вторая команда

2) Английский посланник Джером Горсей, долго живший в Москве в эпоху Ивана Грозного, писал: «Строй и управление Русским государством так изменились против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым... Иоанн значительно расширил государство на все стороны; старался заселить его и завел обширную торговлю со всеми странами...»

Третья команда

3) «Тот путь централизации … по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными». (Кобрин В.Б. “Иван Грозный”)

4) “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.” (Соловьёв С.М. “История России с древних времён”)

Четвертая команда

5) «… положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать…. Важнее отрицательное значение этого царствования…»

 «Царь совершил ...еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений»  (Ключевский В.О. “Курс русской истории”)

6) Здание централизованного государства строилось на костях многих тысяч тружеников, плативших дорогой ценой за торжество самодержавия». (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 191)

После обсуждения с обучающимися делается вывод:  историки, политики, писатели по- разному оценивают деятельность Ивана IV.

-Какой у вас возникает вопрос на основании этих высказываний? //Что нам сегодня предстоит выяснить?

-Какое противоречие мы можем увидеть в этих высказываниях?

(одни  дают положительную характеристику, другие - отрицательную) 

-Кто же прав?

Почему историки, политики двояко оценивают правление Ивана IV ?- (проблемный вопрос)

-Свой ответ на этот  вопрос  вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке.

 Вам необходимо высказать свою точку зрения.

-Чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно сделать?

-Какие у вас есть предложения, версии решения этой проблемы?

 или

 -Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?

Преподаватель выборочно спрашивает обучающихся.  Обучающиеся предлагают рассмотреть  внутреннюю и внешнюю политику Ивана IV. Затем обобщает их выступления, выделяя  основные вопросы изучаемой темы.

-Запишите план изучения новой темы (см. слайд и записывают)

План.

1. Внутренняя политика Ивана Грозного:

А) период реформ

Б) опричнина

2. Внешняя политика России в середине-второй половине XVI века:

А) цели

Б) основные направления

В) результаты

4.Формирование новых знаний – 72 мин.

-Мы с вами посмотрим начало учебного фильма об эпохе Ивана Грозного.

После просмотра фильма вам предстоит ответить на  вопрос:

«Когда произошло венчание Ивана Грозного на царство? Какие преимущества это ему давало?»

Обучающиеся смотрят фильм (8 мин.) и отвечают на вопрос.

Примерный ответ обучающихся: Венчание на царство произошло в 1547 году. Вырос международный авторитет Российского государства, по положению Иван Грозный приравнивался к византийским императорам.

        

-Давайте рассмотрим внутреннюю и внешнюю политику Ивана Грозного, работая в командах.

-Первая команда рассматривает личностную характеристику Ивана IV.

Задание 1. Изучите материал из «Курса русской истории» В.О. Ключевского и дайте характеристику личностным качествам Ивана IV. Заполните таблицу

Положительные черты

Отрицательные черты

Образованный

Жестокий

-Вторая  команда рассматривает первый период правления Ивана Грозного.

Задание 2 .

Используя  раздаточный материал,  материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

2. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549-1563гг., и какие области отношений они охватывали?  Заполните  таблицу

« Реформы Ивана  IV»

Цели реформ

Мероприятия

Последствия реформ

Земский собор (1549г.)

Сословно-представительная монархия

-Третья команда изучает второй период правления Ивана Грозного - опричнину.

Задание 3.

 Используя  раздаточный материал, материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

3. Что такое опричнина? Какими методами она проводилась, и каковы ее результаты? Заполните таблицу

Опричнина

Цели опричнины

Способы осуществления

Последствия  опричнины

Оцени действия опричников с позиций человека XXI века. Приведите несколько аргументов в защиту своей позиции:  «Я считаю, что……………,потому что…………………»

-Четвертая  команда изучает внешнюю политику России в эпоху Ивана Грозного.

Задание 4.

Используя раздаточный  материал, материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

4. Назовите цели, направления и содержание внешней политики Ивана Грозного. Объясните причины этих направлений. Заполните таблицу

Внешняя политика России в середине-второй половине XVI века

Цели внешней политики

Направления внешней политики

Итоги внешней политики

Восточное

Казань 1552г.

-Обсудите выполнение заданий в команде, учитывайте мнение каждого, примите совместное  решение, а затем выберите того, кто озвучит ответ на задание.

         

Каждая группа озвучивает решение одного задания, остальные группы могут ответ дополнить, исправить.  На работу отводится не более 15  минут.

Обучающиеся работают в течение 15 минут. Обучащиеся обмениваются мнениями по выполнению заданий. Затем каждая группа поочередно озвучивает свои ответы, дополняя друг друга. Преподаватель комментирует ответы учащихся.

Варианты ответов обучающихся:

Задание 1. Озвучивает первая команда

Задание 1. Изучите материал из «Курса русской истории» В.О. Ключевского и дайте характеристику личностным качествам Ивана IV. Заполните таблицу

Положительные черты

Отрицательные черты

Умен

Подозрительный

Начитан

Мстительный

Наизусть знал Библию

Злобный

Знал иностранные языки

Равнодушный

Красноречив

Вспыльчивый

Хорошо знал историю

Жестокий

Складывал духовные стихиры

Хладнокровный

Наблюдательность

Интуиция

Вывод:Иван IV- незаурядная и противоречивая личность. Качества дальновидного государственного деятеля, реформатора, проницательного дипломата, ценителя просвещения сочетались в его натуре с непомерным властолюбием, мнительностью, болезненной вспыльчивостью и жестокостью.

Ответ второй команды:

2. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549-1563гг., и какие области отношений они охватывали?

Цели реформ

Мероприятия

Последствия реформ

Укрепление централизованного государства.

 

 Земский собор (1549г.)

 сословно-представительная монархия

 Приказы

2.Формирование органов центрального управления 

Ограничение местничества (1550г)

Молодые бояре должны были начинать службу на незначительных должностях.

Отменена система кормления (1555-1556гг.)

Вся власть в уездах перешла к выборным губным и земским старостам, а в городах - к излюбленным головам.        

Правовая реформа  (1550 г.)

Введен в действие новый свод законов - Судебник

Военная реформа (1550г.)

Создание стрелецкого войска (1550г.) 

Введение Уложения о службе (1556г.)

Попытка формирования избранной тысячи»

Церковная реформа

.Церковный (Стоглавый) собор (1551г.) 

Вывод: За 10 лет пребывания у власти Избранная рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие средневековой Руси.  Реформы вели к централизации государства, на данном этапе развития страны это являлось жизненной необходимостью. Реформы усилили централизацию, эффективность управления, оформили государственный аппарат России.

Задание 3. Озвучивает вторая команда.

3. Что такое опричнина? Какими методами она проводилась, и каковы ее результаты?

Цели опричнины

Методы

Последствия  опричнины

Укрепить режим личной власти царя

Ликвидировать пережитки удельной системы

Казни

Террор

Репрессии

Истощила экономику. Разорено 40% крестьянских дворов. Сократилась почти в 4 раза площадь пашенных земель в центральных районах. Нарушились экономические связи, запустели города и деревни, наступил голод. В 1581 году Иван IV в ссоре убил своего сына и наследника Ивана. В результате, после смерти Ивана Грозного в 1584 году его преемником стал недееспособный Федор.

-Оцени действия опричников с позиций человека XXI века. Приведите несколько аргументов в защиту своей позиции:  «Я считаю, что……………,потому что…………………»

Примерный ответ обучающегося: «Я считаю, что такие методы как террор, репрессии нельзя использовать правителям государства  для достижения своих целей, потому что они ведут к гибели людей, разрушению экономики, голоду»

Задание 4. Озвучивает четвертая   команда.

4.Назовите цели, направления и содержание внешней политики Ивана Грозного. Объясните причины этих направлений. 

Цели внешней политики

Направления внешней политики

Итоги внешней политики

Расширение границ русского государства

Восточное направление

1552г. – присоединение  Казанского ханства

1556г.- присоединение  Астраханского ханства

1581-1585гг.-Поход Ермака в Сибирь

Борьба с Крымским ханством

Южное направление

1571-1572гг.-набеги крымского хана на Москву

Попытка России утвердиться в Прибалтике

Западное направление

Ливонская война (1558-1583гг), поражение России, потеря территории.

Вывод: территория Российского государства увеличилась почти вдвое. Однако не получен выход к Балтийскому морю.

-Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной  вопрос урока мы можем дать?

- Почему историки, политики двояко оценивают правление Ивана IV ? (проблемный вопрос)

.         Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

Варианты ответов:

Учащиеся высказывают свое мнение: «Я считаю, что цели деятельности Ивана Грозного были положительными, так как он хотел укрепить Российское государство, однако методы осуществления своих целей не всегда были правильными. В период опричнины проводился террор, репрессии, от которых страдали и бояре, и дворяне, и крестьяне, и духовенство,  а средством решения внешнеполитических задач была война»

5. Закрепление и применение знаний – 10 мин.

- Повторим, что мы узнали, ответив на вопросы:

1).   Назовите период правления Ивана Грозного (1547-1584гг.)

2). Какие понятия и явления связаны с политикой Ивана Грозного? Дайте их определения  (реформа, опричнина, сословно-представительная монархия, террор, репрессии).

3). Какие проблемы оставил Иван Грозный потомкам? (экономический кризис, обострение социальной борьбы, нерешенный вопрос во внешней политике - нет  выхода в Балтийское море)

4).  В чем заключаются итоги правления Ивана Грозного для русского государства?

5).  Как вы думаете, как будет развиваться Россия после Ивана IV?

           6)   Как вы думаете, какие порядки Российского государства середины-второй половины XVI века можно, а какие нельзя использовать в современном обществе?

«Я считаю, что в современном обществе можно использовать…….,потому что………»

«Я считаю, что в современном обществе нельзя использовать……, потому что……"

Другой вариант: работа по тестовым заданиям.

Преподаватель обобщает ответы, показывая слайды презентации,  и делает вывод:

-Результаты политики Ивана Грозного стали одной из предпосылок Смуты начала XVII века. Это тема следующего урока.

6. Подведение итогов. Рефлексия. – 7 мин.

6.1. Подведение итогов.

-Сегодня на уроке мы изучили тему «Россия в царствование Ивана Грозного». Цели и задачи урока реализовали.

Посмотрите на таблицу, которую вы заполнили в начале урока. Заполните третью колонку таблицы.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

6.2. Рефлексия деятельности учащихся на уроке.

-Я предлагаю оценить свою работу на данном уроке, ответив на вопросы:

- Какую оценку поставите себе за урок?

- Что у меня сегодня лучше всего получилось?

- Что для меня было трудным?

- Что зададим себе на дом?

Отдельные учащиеся озвучивают ответы.

Самоанализ, самооценка, взаимное оценивание.

7. Выдача домашнего задания – 3 мин.

Для качественного усвоения сегодняшней темы вам необходимо:

-знать период правления Ивана Грозного;

-знать основные исторические понятия темы;

-уметь давать аргументированную оценку деятельности Ивана Грозного;

           -по материалам сайтов Интернета подготовить сообщения о Кузьме Минине и Дмитрии  Пожарском (опережающее задание к следующему уроку).

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Структура урока

№ пп

Этапы урока

Время

Деятельность преподавателя

Деятельность учащихся

1.

Организационный момент

3мин.

Приветствует учащихся, проверяет явку учащихся на урок, оценивает готовность учащихся к уроку.

Приветствуют преподавателя, дежурный сообщает информацию об отсутствующих.

2.

Актуализация знаний учащихся (проверка усвоения ранее полученных знаний)

5мин.

Задает вопросы

Думают, отвечают на вопросы заданий. Контролируют правильность своих ответов на вопросы.

3.

Подготовка учащихся к восприятию нового материала: предварительное определение уровня знаний (сообщение темы, постановка цели и задач урока

5мин.

Сообщает тему урока (демонстрирует слайд). Проводит 1 этап рефлексии содержания учебного материала, используя механизм ЗХУУ (знаю, хочу узнать, узнал). Демонстрирует кадры презентации. Раздает задания каждому учащемуся.

Записывают в тетрадь тему и план урока. Используя полученный ранее учебный  опыт отвечают на вопросы, определяют цель и задачи урока.

4.

Мотивация

15мин.                        

 Активизирует познавательную деятельность учащихся. Предлагает различные мнения об эпохе Ивана Грозного. Через создание проблемной ситуации наводит учащихся на постановку целей урока.

Учащиеся читают высказывания об Иване Грозном,  отвечают на поставленные преподавателем вопросы. Слушают, осмысливают полученную информацию, предлагают пути решения проблемной ситуации..

5.

Формирование новых знаний

72мин.

Актуализирует знания учащихся, активизирует познавательную деятельность учащихся. Организует самостоятельную деятельность учащихся с раздаточным материалом, учебником  по изучению вопросов плана новой темы. Наблюдает за деятельностью учащихся, оказывает необходимую помощь, корректирует их деятельность.

Смотрят, читают,  осмысливают информацию, отвечают на поставленные вопросы. Самостоятельно выполняют задания к учебному материалу: изучают материал, заполняют таблицу, дают сравнительную характеристику первому и второму этапу царствования царя Ивана Грозного. Обсуждают выполнение заданий в группах. Контролируют правильность выполнения заданий.

6.

Закрепление и применение знаний

10мин.

Задает вопросы учащимся или предлагает выполнить тестовые задания. Выслушивает ответы учащихся, комментирует их.

Отвечают на вопросы. Или изучают содержание тестовых заданий, обсуждают ответы на вопросы в группах, принимают совместные решения, озвучивают их.

7.

Подведение итогов. Рефлексия.

7мин.

Подводит итоги урока. Сообщает о реализации поставленных задач. Отмечает деятельность активных учащихся. Проводит итоговую рефлексию. Заканчивает урок.

Слушают, размышляют, анализируют, оценивают результаты своей деятельности на уроке, по желанию озвучивают свои ощущения и впечатления от урока.

8.

Выдача домашнего задания

3мин.

Выдает домашнее задание, инструктирует учащихся по его выполнению.

Слушают,  записывают домашнее задание в тетради, задают уточняющие вопросы по выполнению.

Цель  правления

Последствия правления

Укрепить централизованное государство, установить самодержавную власть

Плюсы

Минусы

1. За 10 лет пребывания у власти Избранная рада провела столько реформ, сколько не знало никакое другое десятилетие средневековой Руси

1. Иван Васильевич - жестокий и злобный тиран

2. Иван Грозный уничтожил пережитки удельной старины.

2. Опричнина унесла десятки тысяч человеческих жизней

3. Реформы вели к централизации государства, на данном этапе развития страны это являлось жизненной необходимостью

3. В последние годы правления Ивана грозного в стране разразился тяжелейший экономический кризис

4. Правление Ивана Грозного - время крупных военных и внешнеполитических успехов России (взятие Казани в 1552г., капитуляция Астрахани в 1556году).

4. Опричнина утвердила режим личной власти деспотического характера

5. Иван Васильевич Рюрикович принадлежал к числу самых образованных людей своего времени

5. Опричнина способствовала утверждению крепостного права

6. Своеволие бояр подрывало мощь страны, царь с эти боролся

6. Царь превратил русских дворян в холопов самодержавия

7. Ослабление боеспособности армии из-за казни опытных воевод и разорения хозяйства и последовавшее за этим поражение в Ливонской войне

8. бегство крестьян на окраины, ужесточение крепостного гнета («заповедные лета»)

9.Обострились социальные противоречия (борьба, как среди аристократических родов, так и дворянства)

-Как вы думаете, какие порядки Российского государства середины-второй половины XVI века можно, а какие нельзя использовать в современном обществе?

«Я считаю, что в современном обществе можно использовать проведение реформ, ,потому что жизнь изменяется и они необходимы для устранения старых порядков и утверждения новых»

«Я считаю, что в современном обществе нельзя использовать террор, репрессии, потому что они нарушают права человека на жизнь, свободу, нагнетают страх».

Приложение 3

Тема «Россия в царствование Ивана IV»

Тест 1

Выберите один верный ответ

1. Реформы Избранной рады и политика опричнины были направлены на  (2балла)

А) установление деспотизма

Б) создание сословно-представительной монархии

В) ликвидацию остатков феодальной раздробленности

Г) усиление позиций аристократии

2. Высший сословно-представительный орган Русского государства в XVI-XVII вв. (1 балл)

А) Верховный тайный совет

Б) Правительствующий Сенат

В) Приказ тайных дел

Г) Земский собор

3. Ко времени правления Ивана IV относится событие (1 балл)

А) нашествие крымского хана Девлет-Гирея

Б) получение Россией выхода к Черному морю

В) деятельность патриарха Никона

Г) свержение монголо-татарского ига

4. Установите соответствие между датой и событием. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами (3 балла)

Даты

События

А) 1558г.

1) созыв первого Земского собора

Б) 1549г.

2) военная реформа

В) 1551г.

3) Начало Ливонской войны

4) Стоглавый собор

А

Б

В

5. Прочтите отрывок из исторического документа и напишите, в каком веке происходили описываемые в нем события.  (2 балла)

«Царь с Божеской помощью и покровительством решил пойти на гордого своего врага – царя казанского. Собрал он большое и храброе войско и сам возглавил его…и выступил на Казань в лютую зиму, но не сумел взять город сразу и отступил. Укрепив свое воинство (совместно с советниками своими) и изучив расположение города, в одно лето выстроили на подступах к Казани на реке Свияге, за четверть мили от Волги, а от Казани миль за пять, прекрасный город- Свияжск».

Ответ:________________

Критерии оценивания:

«5»- 9 баллов

«4»- 6 баллов

«3»- 4 балла

«2»- 1-3 балл(а)

Тема «Россия в царствование Ивана IV»

Тест 2

Выберите один верный ответ

1. Причина введения опричнины (2 балла)

А) стремление упорядочить доходы царского двора

Б) желание бояр вернуть времена раздробленности

В) подозрительность и жестокость царя

Г) требование дворян

2. Опричная политика Ивана Грозного способствовала (1 балл)

А) установлению неограниченного царского правления

Б) созданию органов сословного представительства

В) принятию законов, ограничивающих власть царя

Г) единению и сплочению русского общества

3. К правлению Ивана IV имеет отношение факт (1 балл)

А) восстановление хозяйства, разрушенного в период Смуты

Б) окончательное свержение монголо-татарского ига

В) учреждение патриаршества на Руси

Г) созыв Стоглавого собора

4.Установите соответствие между названиями реформ середины 1550-х годов и содержанием этих реформ. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. (3 балла)

Реформы середины 1550-хгг.

Содержание реформ

А) приказная система

1) отмена системы кормлений

Б) Созыв Земского собора

2) создание центральных органов управления

В) губная реформа

3) формирование сословно-представительной монархии

4) установление абсолютизма

А

Б

В

5. Прочтите отрывок из сочинения Н.М.Карамзина и напишите имя атамана казаков, о котором говорится в отрывке.  (2 балла)

«Сей герой погиб безвременно, но совершив главное дело: ибо Кучум, зарезав 49 сонных казаков, уже не мог отнять Сибирского ханства у великой державы, которая единожды навсегда признала оное своим достоянием… Величавая доблесть его не только в летописаниях, но и в святых храмах. Где мы еще и ныне торжественно молимся за него и за дружину храбрых, которые вместе с ним пали на берегах Иртыша».

Ответ:___________

Критерии оценивания:

«5»- 9 баллов

«4»-6 баллов

«3»-4 балла

«2»- 1-3 балл(а)

Тема «Россия в царствование Ивана IV»

Тест 3

Выберите один верный ответ

1. Как назывались в XVI-начале XVIII в. служилые люди, составлявшие постоянное войско? (1 балл)

А) стрельцы

Б) рекруты

В) казаки

Г) дружинники

2. Местничество - это порядок (1 балл)

А) подчинения органов местного самоуправления

Б) складывания поместной системы землевладения

В) перехода крестьян от одного помещика к другому

Г) занятия должностей по знатности происхождения

3. Введение Иваном Грозным опричнины привело к (2 балла)

А) отмене местничества

Б) отмене кормлений

В) укреплению личной власти царя

Г) окончательному закрепощению крестьян

4. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. (3 балла)

Понятия

Определения

А) кормление

1) форма самодержавной власти, неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных

Б) наместники

2) политика царя Ивана Грозного, направленная на усиление центральной власти и на борьбу с боярами-сепаратистами

В) опричнина

3) назначаемые великим князем представители центральной власти в отдельных областях России

4) система управления на местах, при которой наместник получал доход за счет местного населения

А

Б

В

5. Прочтите отрывок из сочинения историка ХХ века Р.Г.Скрынникова и укажите, начало чему положило событие, о котором пишет историк.  (2 балла)

«В воскресенье, 3 декабря, Грозный присутствовал на богослужении в кремлевском Успенском соборе. После окончания службы он трогательно простился с митрополитом, членами Боярской думы, дьяками, дворянами и столичными гостями…Царская семья покинула столицу, увозя с собой всю московскую «святость» и всю государственную казну…Царский «поезд» скитался в окрестностях Москвы в течение нескольких недель. Пока не достиг Александровской слободы».

А) Смутному времени

Б) войне с Казанским ханством

В) Ливонской войне

Г) опричнине

Критерии оценивания:

«5»- 9 баллов

«4»-6 баллов

«3»-4 балла

«2»- 1-3 балл(а)

Тема «Россия в царствование Ивана IV»

Тест 4

Выберите один верный ответ

1.Ко времени правления Ивана IV относится событие (1 балл)

А) нашествие крымского хана Девлет-Гирея

Б) получение Россией выхода к Черному морю

В) деятельность патриарха Никона

Г) свержение монголо-татарского ига

2. Причина введения опричнины (2балла)

А) заговор бояр против Ивана IV

Б) борьба с монголо-татарским игом

В) стремление уничтожить всех неугодных Ивану IV

Г) необходимость прекращения феодальной раздробленности

3. Результатом внешней политики Ивана IV стало получение (1 балл)

А) территории Восточной Сибири и Дальнего Востока

Б) выхода к Балтийскому морю

В) выхода к Азовскому морю

Г) Волжского торгового пути

4. Прочтите отрывок из работы современного историка и укажите, о начале правления какого правителя идет речь.  (2 балла)

«К этому времени молодому государю исполнилось 13 лет. (Он) находился под пристальным наблюдением братьев матери Юрия и Михаила Глинских. На их же сторону перешел митрополит Макарий. Глинским было не трудно использовать в своих интересах молодого государя, чтобы его руками расправиться со своими политическими противниками»

А) Петра I

Б) Ивана III

В) Ивана IV

Г) Александра Невского

5. Установите соответствие между понятиями и их определениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго и внесите в строку ответов выбранные цифры под соответствующими буквами. (3 балла)

Понятия

Определения

А) реформа

1) форма самодержавной власти, неограниченная монархия; отличается полным произволом власти, бесправием подданных

Б) губа

2) монархия, ограниченная сословно-представительным органом (Земским собором)

В) сословно-представительная монархия

3) определенная территория, округ

4) преобразование, изменение,переустройство

А

Б

В

Критерии оценивания:

«5»- 9 баллов

«4»-6 баллов

«3»-4 балла

«2»- 1-3 балл(а)

Тема «Россия в царствование Ивана IV»

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ

1вариант

2вариант

3вариант

4вариант

В

В

А

А

Г

А

Г

В

А

Г

В

Г

А3 Б1 В4

А2  Б3  В1

А4 Б3 В2

В

Шестнадцатый век

Ермак

Г

А4 Б3 В2

Приложение 2

Задание 1. Изучите материал из «Курса русской истории» В.О. Ключевского и дайте характеристику личностным качествам Ивана IV. Заполните таблицу

Положительные черты

Отрицательные черты

Задание 2 . Используя  раздаточный материал,  материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

2. Какие цели преследовали внутренние реформы Ивана Грозного в 1549-1563гг., и какие области отношений они охватывали?  Заполните  таблицу

« Реформы Ивана  IV»

Цели реформ

Мероприятия

Последствия реформ

Задание 3. Используя  раздаточный материал, материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

3. Что такое опричнина? Какими методами она проводилась, и каковы ее результаты? Заполните таблицу

Опричнина

Цели опричнины

Способы осуществления

Последствия  опричнины

Оцени действия опричников с позиций человека XXI века. Приведите несколько аргументов в защиту своей позиции:  «Я считаю, что……………,потому что…………………»

Задание 4.

Используя раздаточный  материал, материал учебника (стр.162-171), выполните задания:

4. Назовите цели, направления и содержание внешней политики Ивана Грозного. Объясните причины этих направлений. Заполните таблицу

Внешняя политика России в середине-второй половине XVI века

Цели внешней политики

Направления внешней политики

Итоги внешней политики

Приложение 1

Первая команда

1) «Грозный, писал А.Н.Толстой,-…завершил дело, начатое его отцом и дедом,-… он разломал обветшавший застой удельной Руси, разгромил вотчинников - князей и самовластное боярство, основал единое русское государство и единую государственность с новыми порядками и новыми задачами огромного размаха».

Вторая команда

2) Английский посланник Джером Горсей, долго живший в Москве в эпоху Ивана Грозного, писал: «Строй и управление Русским государством так изменились против прежнего, что можно было назвать это государство совсем новым... Иоанн значительно расширил государство на все стороны; старался заселить его и завел обширную торговлю со всеми странами...»

Третья команда

3) «Тот путь централизации … по которому повёл страну Иван Грозный, был гибельным, разорительным для страны. Он привёл к централизации в таких формах, которые не поворачивается язык назвать прогрессивными». (Кобрин В.Б. “Иван Грозный”)

4) “лютый царь” разорял русские города и сёла, пуще турецких басурманов. “Не произнесёт историк слово оправдания такому человеку.” (Соловьёв С.М. “История России с древних времён”)

Четвертая команда

5) «… положительное значение царя Ивана в истории нашего государства далеко не так велико, как можно было бы думать…. Важнее отрицательное значение этого царствования…»

 «Царь совершил ...еще больше поступков, которые сделали его предметом ужаса и отвращения для современников и последующих поколений»  (Ключевский В.О. “Курс русской истории”)

6) Здание централизованного государства строилось на костях многих тысяч тружеников, плативших дорогой ценой за торжество самодержавия». (Скрынников Р. Г. Иван Грозный. М., 1975. С. 191)