Тестирование – как средство оценки усвоения учебного материала и формирования ключевых компетенций учащихся на уроках истории

Архипова Светлана Леонидовна

Тестирование – как средство оценки усвоения учебного материала и формирования   ключевых компетенций учащихся на уроках истории

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_na_pedchtenii.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и молодежной политики Чувашской республики

Чебоксарский техникум технологий питания и коммерции

 (торговое отделение)

                                                                                            Педагогические чтения

Доклад на тему:

                Тестирование – как средство оценки усвоения учебного материала и

                формирования   ключевых компетенций учащихся на уроках истории

                                                                                      Автор: Архипова С.Л.,   преподаватель истории

2009 год


Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….........3

1. Роль и место тестирования в современной системе знаний…………………………………….... .4

2. Методические аспекты использования тестирования как формы контроля знаний

учащихся……………………………………………………………………………………………. …..8

3. Использование метода тестирования при контроле знаний учащихся на уроках истории. ……11            

Заключение………………………………………………………………………………………  ……  14

Список использованных источников……………………………………………………… ………..... 15

Приложения  .…………….........................................................................................................................16

-

Введение
             В начале XXI века реформаторское движение в системе образования России получило особенное развитие. Переход к новой концепции  образования приводит к формированию новых критериев образовательных стандартов, предполагающих значительное разнообразие учебных планов и программ, к формированию новых критериев контроля и оценки учебной деятельности учащихся, к постоянному повышению требований качества обучения учащихся.                        
             Быстрый рост количества научно- технической информации приводит к необходимости организации эффективного управления процессом обучения. Одним из важнейших направлений такой организации является оперативная информация о ходе учения и качестве усвоения знаний.                 Такую информацию дает контроль, он является одной из составляющих обратной связи учитель - ученик. Посредством этой связи учитель получает информацию о результатах своей работы и при необходимости может внести в нее коррективы. Поэтому контроль и коррекция выступает в качестве основного средства управления познавательной деятельностью учащегося.
            Существующие традиционные методы контроля, как правило, не позволяют преподавателю осуществить регулярную обратную связь, несущую информацию об уровне обученности, проводить оперативную обработку этой информации, принимать соответствующие решения по коррекции знаний. Это обстоятельство требует искать пути своевременного обнаружения и исправления ошибок и погрешностей в знаниях и умениях учащихся.
           Сравнительно новым направлением совершенствования контроля знаний и умений учащихся в образовательных учреждениях России стала тестовая технология. Такие преимущества тестов, как объективность, быстрота проверки выполненной работы, возможность индивидуализировать процесс обучения, дифференцирующая сила тестов, ставят их на одно из ведущих мест в формах контроля знаний, умений и навыков  учащихся.
           Различные психолого-педагогические аспекты этой сложной и многоплановой проблеме контроля знаний учащихся посвящены работы психологов З.И.Калмыковой, Н.А. Менчинской, Н.Ф Талызиной, Л.М.Фридмана и др., педагогов Ю.К. Бабанского, М.Н. Скаткина, Е.С.Перовского, В.М. Полонского и др., и методистов-математиков В.Г.Дорофеева, Ю.М. Колягина, К.А.Краснянской, А.Г. Мордковича, А.Д.Семушина и др.
           Изучение возможностей тестирования довольно широко проводилось с позиций общих психолого-педагогических проблем (Г.Ю. Айзенк, А.Анастази , М.С. Бенрштейн, Ю.З.Гильбух, К.М.Гуревич , В.Д. Дружинин , К.Ингенкамп, П.Клайн, А.Н.Леонтьев и др..
            Теоретические основы разработки тестовых заданий в общедидактическом плане представлены в работах B.C. Аванесова, В.П.Беспалько, СИ. Воскерчьяна, Н.Гронлунда, В.А.Дюка, Т.А. Ильиной, К.Ингенкампа, А.Н. Майорова, Е.А. Михайлычева, А.И.Раппопорта, Р.Сельга, И.Соттера, Н.Ф. Талызиной и мн. др.
Возможностям использования тестового метода как формы контроля знаний учащихся в процессе обучения истории посвящены работы  Кишенковой О.В.,  Иоффе А.Н., Абрамова А.В., Бородиной О.И., Щербакова О.М., Петрова В.Н.Коваль Т.В., Журавлевой О.Н., Хромовой И.С., Сергеева С.Г., Кандевского В.М., Андреевской Т.П. и др.
             Эта работа   посвящена  выявлению возможностей использования тестовых заданий  как эффективного средства педагогических измерений знаний учащихся для  текущего, тематического и итогового контроля при обучении учащихся истории.
          Рассмотренные  теоретические положения, а также практические рекомендации могут быть использованы преподавателями других дисциплин.

           

1. Роль и место тестирования в современной системе знаний

Богатый опыт многих поколений педагогов и основные положения дидактики говорят о том, что если хочешь привить солидные знания и умения, то необходимо тщательно продумывать методы и формы контроля и систематически осуществлять его. Без оценки процесс усвоения невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Однако важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современных технологий в образовании и тестирование – важнейший из них.

         В последние годы тесты знаний и способностей получили широкое распространение в различных областях общественно-экономической жизни в качестве инструмента диагностики уровня подготовленности выпускников школ, абитуриентов, студентов, специалистов.  Появилось даже такое понятие как «тестовая культура», которое следует рассматривать не только как элемент педагогической культуры, но и культуры общества в целом. Поэтому очень важно сегодня привить навыки культуры тестирования учащимся, сделать этот процесс обыденным, не вызывающим страха, а лишь стимулирующим их дальнейшее самосовершенствование.

            Метод тестов, имеющий более чем вековую историю, признан в системе образования многих стран мира, включая Россию, как надежный, объективный, экономичный. Эта популярность обусловлена относительной простотой самой процедуры и используемых при этом средств, минимальными затратами времени, возможностью быстрого получения результатов испытания, удобством количественного анализа и оценки, наличием нормативной шкалы значений, с помощью которой устанавливается существование и степень отклонения от стандарта, возможностью широких массовых обследований.

         Рассматривая тестирование как метод педагогического контроля, целесообразно остановиться на понятиях «тест», тестовое задание».

          Научный тест - творение конца XIX века. Английское слово test в переводе означает - проба, проверка испытание. Под тестом Фрэнсис Гальтон понимал именно испытание той или иной функции, позволяющее численно оценить, измерить её.
             Горячий сторонник и пропагандист тестового метода, Дж.Кеттелл считал тест средством для проведения научного эксперимента с соответствующими требованиями к чистоте научного эксперимента. Такими требованиями он определял:
-одинаковость условий для всех испытуемых;
-ограничение времени тестирования приблизительно одним часом;
-в лаборатории , где проводится эксперимент, не должно быть зрителей;
- оборудование должно быть хорошим и располагать к тестированию;
-одинаковые инструкции и четкое понимание испытуемыми, что нужно делать;
-результаты тестирования подвергаются статистическому анализу, находят минимальный, максимальный и средний результат, рассчитывают среднее арифметическое и среднее отклонение.
           Все эти идеи, выдвинутые Дж.Кеттелем, в настоящее время составляют основу для современной тестологии.
          С.Л. Рубинштейн дал следующее определение теста: "Тест — это испытание, которое ставит своей целью градуирование, определение рангового места личности в группе или коллективе, установление ее уровня. Тест направлен на личность, он должен служить средством диагноза и прогноза».
          Один из основоположников советской психотехники С.Г.Геллерштейн,
писал: "Тест - это испытательный эксперимент, носящий характер определенного задания, которое стимулирует определенную форму активности и выполнение которого, поддаваясь количественной и качественной оценке, служит симптомом совершенствования определенных функций ".
          Существенные признаки тестов и их функции нашли отражение в современных словарных определениях тестов в психолого- педагогической области.
          Тест — это объективное и стандартизированное измерение, легко поддающееся количественной оценке, статистической обработке и сравнительному анализу.
          Тест — это специфический инструмент, состоящий из совокупности заданий или вопросов и проводимый в стандартных условиях, позволяющий выявить типы поведения, уровень владения какими-либо видами деятельности и т.п.  

         При кажущейся разнообразии эти определения близки между собой. Наиболее существенным в них представляется то, что тест в психолого-педагогическом понимании этого слова означает проверку, испытание. Но это не простое установления факта наличия или отсутствия какого-либо качества или свойства. Тест специфический инструмент, служащий средством для выделения индивидуальных особенностей личности.
        По мнению В.С.Аванесова, "тест состоит из заданий, правил их применения, оценок за выполнение каждого задания и рекомендаций по интерпретации тестовых результатов".
А также B.C. Аванесов определяет "тестовое задание - это дидактически и технологически эффективная единица контрольного материала, часть теста, которая отвечает требованиям предметной чистоты содержания, содержательной и логической правильности, правильности формы, приемлемости геометрического образа задания, а также отвечает требованиям аксиомы локальной независимости, технологичности,  
эффективности, известной трудности и коррелируемости задания с критериями ".
        Логическая форма высказывания предполагает четкую и быструю дифференцируемость ответов, лучшее понимание их смысла и значения, возможность введения в компьютер.
         Краткость задания вытекает из логической формы высказывания и обеспечивается тщательным подбором слов, графиков, символов, позволяющим быстро уяснить смысл содержания задания.
          Наличие определенного места для ответов является одним из высших признаков тестового задания. В зависимости от формы это может быть либо код (цифра, буква), прочерк, специально отведенная строка, либо фиксируемая с помощью "мыши" точка при компьютерном тестировании.
           Тестовые задания должны:
- быть составлены с учетом определенных правил;
- соответствовать целям тестирования и ресурсному потенциалу разработчиков;
- проверены на практике;
- иметь рассчитанные показатели качества - трудность и дискриминативность.
           Тест в целом должен быть:
- метрологически обоснован;
- соответствовать показателям качества - валидности и надежности;
- иметь нормы или иные основания для сравнения.

            Необходимо рассмотреть и понятие "тестирование", под которым следует понимать определенную процедуру измерения свойств испытуемого при помощи теста. В.Н. Дружинин  выделяет два типа процедур: а) собственно тестирование — взаимодействия испытуемого с тестом; б) интерпретацию тестирования - взаимодействие данных испытуемого с совокупностью измеряемых свойств. Иначе говоря, испытуемый должен выполнить задания теста, дав ряд ответов. Экспериментатор должен этот ряд ответов отобразить на совокупность измеряемых свойств, чтобы получить некоторый результат тестирования. Следует заметить, что для описания процедуры тестирования с позиции испытуемого и экспериментатора В.Н.Дружинин  строит обобщенную модель теста. При этом модель теста у него является математической моделью, описывающей взаимодействие измерительного инструмента (теста) и объекта измерения (человека), которое организуется для оценки последнего.
Поскольку, при выполнении теста все испытуемые находятся в равных условиях, можно говорить о тестах как о "стандартизированном испытании".
А.Н.Майоров отмечает, что стандартизация понимается как стандартизация процедуры и условий проведения тестирования, способов обработки и интерпретации результатов, которые должны привести к созданию равных условий для испытуемых и минизировать случайные ошибки и погрешности как на этапе проведения, так и на этапе обработки результатов и интерпретации данных.  
               По средствам, используемым в процессе тестирования, встречаются :
- Бланковые - тесты "бумага и карандаш", в которых используются тестовые тетради или бланки, в которых испытуемые отмечают или вписывают правильные ответы.
- Предметные, в которых необходимо манипулировать материальными объектами, результативность выполнения этих тестов зависит от скорости и правильности выполнения заданий.
- Аппаратурные - тесты с использованием устройств для изучения особенности внимания, восприятия, памяти, мышления — "детектор лжи", аппарат для определения энцефалограмм мозга и др.
- Практические - эти тесты, появившиеся относительно недавно, сходны с лабораторными работами, снабженными, однако, соответствующими инструкциями и имеющие тестовое оснащение.
- Компьютерные - тесты с использованием компьютеров. По характеру действий:
- Вербальные, то есть связанные с необходимостью произведения умственных действий.
- Невербальные, то есть связанные с практическим манипулированием предметами - карточками, блоками, деталями.
           По форме ответа тесты делятся на:
- устные;
- письменные.

        Беспалько В.П. предлагает классификацию тестов, основанную на различных уровнях усвоения знаний ( См.: Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989)

Тесты 1 уровня – выполнение деятельности по узнаванию.

Тесты второго уровня - работа на уровне репродукции.

Тесты 3 уровня - продуктивная деятельность.

Тесты 4 уровня - работа на уровне творческой деятельности.

Рассмотрим наиболее популярную классификацию тестовых заданий. В рамках данной классификации тестовые задания можно разделить на две группы:

1) тестовые задания закрытого типа (с предписанными ответами, когда испытуемому необходимо выбрать из предложенных вариантов ответа тот или иной вариант);

2) тестовые задания открытого типа (со свободными ответами, когда испытуемому необходимо самостоятельно дописать слово, словосочетание, предложение, знак, формулу и т.д.).

В рамках каждого типа можно выделить несколько видов тестовых заданий в зависимости от формы вариантов ответов. Выбор типа и вида тестового задания определяется, прежде всего, целями в соответствии с которыми происходит тестирование, характером материала, усвоение которого необходимо выявить, возрастными особенностями испытуемых.

Виды тестовых заданий представлены в таблице:

Виды тестовых заданий

Форма тестового задания

Инструкция

Закрытого типа

Альтернативный выбор

Испытуемый должен ответить «да» или «нет»

Установление соответствия

Испытуемому предлагается установить соответствие элементов двух списков

Множественный выбор

Испытуемому необходимо выбрать один или несколько правильных ответов из приведенного списка

Установление последовательности

Испытуемый должен расположить элементы списка в определенной последовательности

Открытого типа

Дополнение

Испытуемый должен сформулировать ответы с учетом предусмотренных в задании ограничений (например, дополнить предложение)

Свободное  изложение

Испытуемый должен самостоятельно сформулировать ответ; никакие ограничения на них в задании не накладываются

             Современное дидактическое тестирование имеет свою историю. По мнению К.Ингелькамп, первыми тестами можно считать появившиеся в 1864г. "scale books" (шкалированные книги) англичанина Джоржа Фамера и опубликованные в 1894 г. таблицы по проверке орфографических знаний учащихся американца Дж.М.Райса.
            На рубеже XIX и XX веков появляются и приобретают практическое использование первые групповые педагогические тесты. Америка стала родиной групповых тестовых измерений. Именно в Америке стали проводить первые так называемые административные измерения. Автором административных измерений следует считать Дж.Кеттела .
На Западе и в СССР в 20-30-х гг. главным стал прагматический подход, основанный не на психолого-педагогической теории, а на математической статистике, что имело плачевные последствия.
             Если в США и несколько меньше - в Европе совершенствовались технологии создания тестов и математических методов их эмпирической проверки на надежность, валидность, то в СССР тестология и педология рассматривались как буржуазные извращения, что привело к свертыванию исследований и как результат - к застою в экспериментальной педагогике и психологии. Попытки возродить их в 70-х годах ни к чему не привели.

              В настоящее время в спешном порядке навертывается упущенное. Серьезные научные исследования в области теории и практики тестирования проводятся  в Исследовательском центре проблем качества подготовки специалистов Минобразования РФ (рук.Селезнева Н.А.). В области теории и практики тестирования работают такие отечественные специалисты, как Аванесов В.С., Родионов Б.У., Татур А.О., Васильев В.И.,  Малышев Н.Г., Тягунова Т.Н. и др.

 XXI  век предъявляет к тестовым технологиям три главных требования: адаптивность (должны регулировать меру трудности заданий в зависимости от познавательных возможностей учащихся), качество и эффективность.

2.Методические аспекты использования тестирования как формы контроля знаний учащихся

            К настоящему времени в практике проверки знаний учащихся сложились две основные формы контроля: устный опрос и письменная работа. Каждая из них, имея определенные положительные стороны, обладает и целым рядом существенных недостатков. Так, устный опрос является выборочной формой контроля знаний отдельных учащихся, отнимающей значительный объем драгоценного времени от урока. Письменная работа чрезвычайно трудоемка и не оперативна. Зачастую преподаватель, не успев справиться с проверкой работ учащихся, начинает следующий урок без информации о том, какие разделы предыдущего материала не были усвоены учениками в достаточной степени. К тому же оба этих метода не избавлены от негативных проявлений, связанных с необъективной оценкой знаний.

           Свободной от этих недостатков является форма контроля в виде тестовых заданий. Она может с успехом применяться для текущей проверки знаний. Тогда, оперативно проверив работы, преподаватель сможет своевременно откорректировать изложение материала следующего урока, уделив большое внимание слабо усвоенным разделам. Отсутствие трудоемкой поверки письменных работ позволяет достаточно часто проводить контрольные мероприятия, создавая у учащихся ощущение тотального контроля знаний. Система тестовых заданий имеет и еще одно достоинство: улучшается психологический климат на уроке.

          Педагогический опыт показал, что в сочетании с другими видами проверки, использование тестовых заданий является весьма эффективным инструментом, стимулирующим подготовку учащихся к каждому уроку и повышающим мотивацию к изучаемому предмету.

         Успешное и эффективное применение методов тестирования целиком зависит от двух основных факторов.

         Во-первых - это отсутствие доступа посторонних к данным, содержащим информацию о правильных ответах. Но нельзя забывать о том, что инициативные группы учащихся могут восстановить таблицу правильных ответов к предложенным вариантам тестовых заданий, и обменяться полученными данными с учащимися других групп. Поэтому не рекомендуется использовать одни и те же варианты тестов в различных группах.

          Во- вторых, это качество тестовых заданий. К сожалению, некоторые преподаватели считают, что если придумать вопрос и пять ответов к нему, то тест готов. Подобный подход, а также отсутствие учета целого ряда особенностей при составлении тестовых заданий приводят к ошибкам. При этом достоверность информации по успеваемости, полученной на основании этих тестов, значительно снижается. Встречаются варианты, которые наряду с ошибками в фактическом материале содержат неоднозначное толкование вопросов и предлагаемых ответов, повторяющиеся или однотипные вопросы, некорректные формулировки. Очень часто очевидность приводимых неверных ответов столь явственна, что тестируемому не составляет труда угадать правильный ответ методом исключения неверных ответов.

         При использовании в течение ряда лет тестового контроля для оперативной оценки знаний учащихся по истории можно дать  рекомендации, которые в совокупности могут служить методикой, используемой при составлении вопросов и ответов. Суть этих рекомендаций сводится к следующему:

1. Все ответы к данному вопросу должны выглядеть правдоподобно, заставляя учащегося анализировать каждый вариант ответа и выявлять в нем неточность или ошибку.

2. Там, где это возможно, стоит привести несколько истинных ответов, каждый из которых, являясь верным, в той или иной степени дополняет остальные правильные ответы. Подобный прием позволяет уяснить на практике возможность неоднозначности ответа, более широко подойти к решению предлагаемой задачи.

3. Правильное утверждение не должно  полностью повторять определение, данное в учебнике, чтобы в нем не сразу угадывался правильный ответ. Это заставляет учащихся осмысливать определения, а не механически их заучивать. Для этого же допускается приводить заведомо неверные ответы, созвучные приведенным в учебниках определениям.

4. Желательно, чтобы варианты ответов расчетных задач содержали не чисто случайные значения, а лишь те, которые получены при решении с введением типичных ошибок. Это минимизирует случайность, возникающую при выборе учащимися любого из ответов, если его собственный не совпадает ни с одним из приведенных.

5. Вопросы по каждой теме стоит подбирать таким образом, чтобы они наиболее полно охватывали все разделы и позволяли контролировать как усвоение учащимися теоретических знаний, так и  их навыки в решении расчетных задач.

6. Вопросы могут быть составлены с применением образной графической символики, или же информация может быть преимущественно представлена  в виде текста.  

7. Процесс создания вариантов тестов всегда должен включать опытную стадию, поэтому, прежде чем использовать задания для контроля и оценки знаний учащихся всего класса, их необходимо предложить для решения небольшой группе учащихся. Этот метод в сочетании с разбором решения наиболее эффективно выявляет все ошибки, допущенные при составлении тестов. Подобная мера необходима еще и потому, что преподаватель может не увидеть двоякого толкования заданного вопроса или неоднозначность в предложенных ответах, так как то, что для специалиста является очевидным, у учеников может вызывать вполне обоснованные вопросы.

Тестовая проверка имеет ряд преимуществ перед традиционными формами и методами. Она позволяет более рационально использовать время урока, охватить больший объем содержания, быстро установить обратную связь с учащимися и определить результаты усвоения материала, сосредоточить внимание на пробелах в знаниях и умениях и внести в них коррективы.

Преимущества  тестового контроля:

-значительный объем разнообразного учебного материала, который может быть проверен за определенный отрезок времени;

-возможность детальной проверки усвоения учащимися каждой темы курса;

-возможность контроля на необходимом, заранее установленном уровне, допуская изменение степени трудности вопросов, а в случае выборочного ответа - множественность выбора, включая типичные ошибки, встречающие на данном этапе обучения в качестве возможных ответов;

-возможность предварительного самоконтроля с целью самооценки достигнутого уровня;

-высокая объективность и, как следствие большее позитивное стимулирующее воздействие на познавательную деятельность учащегося;

-наличие документа, строго фиксирующего результаты контроля, а также номера вопросов (заданий), на которые даны правильные или неправильные ответы;

-внимание слушателей в тесте фиксируется не на составлении ответа, а на обдумывании существа его;

-значительная экономия времени при проверке больших групп обучаемых, ибо время на контроль определяется не числом учащихся, а количеством контрольных вопросов;

-возникновение условий для корректировки учебных программ при использовании контроля в процессе обучения;

-возможность использования технических средств и устройств  для контроля, что позволяет высвободить преподавателя от проведения самого контроля;

-возможность использования разработанных тестов и критериев уровня обучения в течение нескольких лет;

-отсутствие необходимости непосредственного участия преподавателя в проведении контроля;

-конкретность заданий и способов их выполнения;

-однозначность оценки ответа;

-возможность математико-статистической обработки результатов контроля, и как следствие, повышение объективности педагогического контроля;

-снижение воздействия негативного влияния на результаты тестирования таких факторов как настроение, уровень квалификации и др. характеристики конкретного преподавателя, т.е. минимизация субъективного фактора при оценивании ответов;

-осуществление принципа индивидуализации и дифференциации обучения благодаря использованию адаптивных тестов.

  Недостатки тестового контроля состоят в следующем:

-возможность оценки главным образом знания и в меньшей степени умения учащегося  решать практические и организационные вопросы;

-возможность оценить лишь конечный результат - правильный или неправильный ответ;

-отсутствие «обратной связи» с преподавателем в ходе выполнения контрольного задания, если в процессе контроля не используются технические средства;

-«формализованный» характер выборочного ответа;

-неизбежность подсказки при альтернативном ответе;

-невозможность оценить сам процесс формирования ответа, который привел к тому или иному результату;

 -недостаточный уровень контроля при использовании выборочной формы ответа;

-возможность запомнить ложный или неточный ответ;

-стандартизация мышления без учета свойств личности;

-невозможность оценки характера мышления (логики построения концепции, умения обосновать ее, используя для этого необходимые данные, логическое мышление и др.);

-упрощение задачи, стоящей перед учащимся,  вместо самостоятельного формулирования полного и исчерпывающего ответа на поставленный вопрос требуется лишь выбрать правильный ответ из числа готовых;

-необходимость высокой квалификации преподавателей, составляющих задания;

-предвзятость преподавателей к этому методу контроля;

-зависимость оценки знаний от уровня трудности заданий;

-зависимость оценки трудности задания от уровня подготовленности учащихся;

-один инструмент оценки не может оценивать разное знание учащихся.

Требования к составлению теста:

1. Предметная чистота. Суть каждого тестового задания должна отражать только данный предмет. Важно учитывать значимость материала, его научную достоверность, соответствие содержания теста уровню современного понимания науки.

2. Формальная чистота. Форма тестового задания  должна соответствовать приведенной выше квалификации. Шрифт также должен соответствовать общепринятым нормам. В данном случае форма играет не пассивную, а активную роль. Она может запутать, но может помочь учащемуся при определении его знаний.

3. Надежность. Обеспечивается совокупностью тестов данного уровня с определенным количеством существенных операций в них. Содержательная корректность. Текст любого содержания может быть подвергнут обсуждению и оспорен коллегами по работе. Важно, чтобы это происходило в доброжелательной форме.

4. Краткость заданий. Многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальными считается задание, в котором не более 7 слов. Время тестирования должно быть минимальным. На одно задание должно быть затрачено не более двух минут. Точное время для ответов на подготовленный тест определяется экспериментально.

Тест может включать в себя задания разной формы в любом порядке и в любом количестве. Выбор формы задания зависит только от материала, знание которого нужно проверить. Количество заданий определяется объемом материала. Общий принцип такой: чем больше заданий. Тем точнее определяется уровень знаний. Последовательность заданий друг за другом определяется по принципу: от более простого к более сложному.

В идеале в тесте не должно быть очень легких, абсолютно всеми решаемых заданий. Правда в начале  теста можно ввести несколько таких заданий, чтобы ободрить испытуемого, повысить его уверенность в себе и помочь реализовать свой потенциал, ощутив в ходе тестирования определенный боевой настрой. Также можно включать 1-2 задания высокого уровня сложности, чтобы у учащегося не сформировалось чувство непогрешимости и завышенной самооценки, чтобы было к чему стремиться.

Данный тип контроля, включающий достаточно большое количество заданий требует организации умственной деятельности учащихся, что оказывает положительное влияние на всю мыслительную деятельность, привыкая, обучающийся начинает контролировать себя, «собираться» и как результат - отвечает более точно на поставленные вопросы.  Таким образом формируется самоорганизаторская  компетентность учащихся.

Использование метода тестирования при контроле знаний учащихся на уроках истории

            В современной практике преподавания истории одной из самых распространенных форм проверки и самопроверки усвоения учащимися учебного материала являются тестовые задания. Благодаря стандартизированной форме оценки, они позволяют соотнести учебные достижения учащихся по истории в целом и по отдельным компонентам с аналогичными показателями в группе.

             Без знаний невозможно бережное отношение к прошлому. Между тем при изучении вопросов истории возникает проблема информационной перегрузки учащихся: ведь история, а особенно история Отечества, интересна, поучительна и обширна, а возможности преподавателя на уроке, к сожалению, ограничены. С целью оптимизации учебной деятельности при изучении истории можно и нужно использовать тестовые задания.

Данную форму контроля знаний учащихся я активно стала применять с 2006 года, так как начала работать по технологии модульного обучения, основанной на компетентностном подходе. Данная технология предполагает организацию самостоятельной работы учащихся с раздаточным материалом. В данном случае формируется саморганизаторская и информационная компетентность учащихся. Ведь они должны прочитать учебный материал, понять его и ответить на предложенные вопросы. Если что-то непонятно, то можно обсудить вопрос с товарищами по микрогруппе. Происходит взаимообучение, вместе с тем и формирование коммуникативной компетенции.

При разработке и подборе тестового материала я использую печатные издания, учитываю уровень подготовленности учащихся.

Тестовые задания по истории позволяют у учащихся проверить:

-знание дат, хронологических периодов наиболее значительных событий и процессов;

-знание фактов: места, обстоятельства, участников, результатов исторических событий;

-умение соотносить единичные факты и общие явления;

-умение указывать характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

-умение группировать (классифицировать) факты по указанному признаку;

-знание исторических понятий, терминов;

-умение раскрывать причинно-следственные связи событий.

Мною накоплен и систематизирован большой материал по различным темам истории России, который находится в поурочных папках.

              В своей практике при разработке тестов  и организации тестового контроля я опираюсь на  классификацию тестов, данную корифеем дидактики и педагогики В. Беспалько. В основном я предлагаю учащимся тесты первого (уровень представлений - узнавание), второго (уровень определения) и третьего (уровень элементарного оперирования) уровней сложности (См.: Приложение №1). Наличие разноуровневых вариативных заданий позволяет предложить задания, адекватные возможностям учащегося. Свобода выбора у учащегося при выполнении заданий обеспечивается достаточно большим количеством тестов. При этом он должен заранее знать, какая максимальная и минимальная оценка его ожидает при выполнении тестовых заданий.

 Тестовые задания  я  постоянно использую для закрепления нового материала (См.: Приложение №2). Тесты включают различные виды заданий: найти верное или неверное высказывание, расположить события в хронологической последовательности, скомпоновать материал по группам, составить логические пары, найти лишнюю характеристику или факт и др. Все это помогает учащимся развивать умения и навыки при работе с историческим материалом. Учащиеся сначала самостоятельно отвечают на вопросы теста, а затем зачитывают ответы  вслух. Идет обсуждение ответов, сравнение их с эталоном. Иногда учащиеся сами проверяют ответы по ключам.

Тестовые задания располагаю по мере возрастания их сложности. Они сгруппированы следующим образом: задания с выбором одного правильного ответа, затем с выбором нескольких ответов, установления соответствия, с кратким открытым ответом. Более сложными являются  тестовые задания на установление причинно-следственных связей, выделение существенных признаков явления, события.

    Наличие отдельных вопросов в тесте на даты, события, имена, термины и понятия помогает выявить, какой материал учащиеся усваивают лучше и какой – хуже, что позволяет внести коррективы в дальнейшее изучение курса.

     Наблюдения за характером деятельности учащихся в течение учебного года показали, что проверка знаний учащихся при помощи тестов побуждает их более внимательно и системно работать с текстом раздаточного материала. К тому же, используя тесты при закреплении, я  имею возможность получить объективные данные об уровне усвоения темы каждым учащимся и группы в целом.

   Тесты рассчитаны на разные формы работы. С их помощью можно проверять текущее усвоение материала по темам. К каждой теме курса есть тесты первого и второго уровней сложности: первый проверяет знание основных фактов и исторических процессов, второй предполагает более детальное знание информации и понимание сути происходящего в стране.

  Как форму контроля знаний учащихся я использую тесты при актуализации знаний  на каждом уроке ( См.: Приложение №3). В начале урока раздаю тесты с заданиями по предыдущей теме. Разнообразные задания включают в себя такие элементы содержания, как даты, факты, события, имена, хронология событий, соотнесение дат и явлений, событий и исторических лиц, раскрытие сущности происходивших исторических процессов, выявление причинно-следственных связей и др. Работа учащихся  длится 10 минут. Проверку ответов провожу сама или использую взаимопроверку самими  учащимися. Возможна  и устная  проверка работ с разбором ошибок. Учащиеся должны не только назвать, но и обязательно обосновать, почему ими выбран данный вариант ответа. Выслушиваются также варианты ответов, на которых настаивают другие (тоже с обязательным обоснованием).  Хорошо, если в ходе обсуждения класс или группа учащихся сами придут к правильному ответу. Этот прием формирует коммуникативную компетентность учащихся. Они учатся  дискутировать, аргументировать и отстаивать свою точку зрения

  После самостоятельной работы учащихся над ошибками, допущенными при первом тестировании, можно провести повторное тестирование тех же тестов. В этом случае можно  оценить как степень усвоения учебно-исторического материала за определенный промежуток времени, так и эффективность самостоятельной работы учащихся. Более того, так как тестирование учащихся проводится систематично, то усвоенные ранее знания сохраняются у них в памяти на достаточно длительный промежуток времени.

После изучения раздела курса провожу урок-зачет  по тестам (См.: Приложение №4). Мною разработаны тестовые задания по всем темам курса. Итоговые тесты к главе проверяют, как усвоен наиболее важный материал по целому историческому периоду.  При выполнении тестов предусмотрены различные способы проверки: самоконтроль, взаимоконтроль, проверяет сам педагог.

 Тестирование – это, с одной стороны, действительно эффективная форма проверки и самопроверки знаний, но, с другой стороны, тест- это игра, достаточно увлекательная и познавательная. Ведь тестирование можно проводить и устно, имея соответствующую оргтехнику. Отвечая на вопросы, учащиеся узнают много нового и могут оценить свои собственные знания.

У тестового контроля есть свои плюсы и минусы.

Положительным является то, что он обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их. Контроль с применением тестов позволяет решать проблему саморазвития. Тестовый контроль позволяет индивидуализировать работу с учениками. Правильно оформленный тест развивает у учащихся добросовестность и аккуратность. Использование тестов на уроках истории повышает интерес к предмету.

Но, наряду с положительными, есть и отрицательные стороны в применении тестов.

Тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся. Часто выбор ответа происходит наугад, преподавателю невозможно проследить логику рассуждений учащихся.

Но я все-таки считаю, что тестовый контроль обеспечивает одновременную проверку знаний учащихся всей группы и формирует у них мотивацию для подготовки к каждому уроку, дисциплинирует их, а также способствует накопляемости оценок. Правильно оформленный тест развивает у детей добросовестность и аккуратность. Использование тестов на уроках повышает интерес к предмету. Использование тестовых заданий на уроках истории формирует самоорганизаторскую, информационную, коммуникативную  компетенции учащихся.

Заключение

Итак, тестирование является значительным шагом на пути развития методики контроля  за усвоением учащимися учебного материала. Введение тестирования позволяет осуществить плавный переход от субъективных и во многом интуитивных оценок к объективным обоснованным методам оценки результатов обучения.

Тестовая форма контроля подготовки учащихся может эффективно применяться при изучении истории. При этом преподаватель имеет возможность объективно оценивать как уровень усвоения знаний, так и развития учебных умений учащихся и вносить необходимые коррективы в учебный процесс. Используя свойства теста выявлять знания по основным категориям: историческое время, историческое пространство, историческое движение, преподаватель может провести объективную оценку выполнения требований стандарта по истории каждым учащимся и группы в целом.

  Многолетний опыт использования тестового контроля знаний учащихся по истории позволил мне  выделить следующие положительные результаты:

1.  Повысилась объективность оценки знания.

2. Улучшилась психологическая атмосфера на уроке. Преподаватель перестал быть источником отрицательных эмоций, связанных с оцениваем знаний учащихся.

3. Появилась  возможность оперативно получить объективную картину успеваемости, определить, какие области курса учащиеся усвоили хуже всего и своевременно скорректировать учебный процесс.

4. Осуществляется своевременная  проверка  знаний у всей группы учащихся по каждому уроку  истории.  

5.  Учащиеся готовятся к каждому уроку. Повышается мотивация к изучаемому предмету.

6.Формируются ключевые компетенции учащихся: самоорганизаторская, информационная, коммуникативная.

  Таким образом, тестирование выступает еще одним действенным средством в методическом арсенале преподавателя. Оно позволяет ему разнообразить уроки, активизировать мыслительную деятельность учащихся, позволяя им приобретать глубокие и прочные знания. Неслучайно средний балл по истории России стабилен и составляет 3,9. Неуспевающих нет.

    В дальнейшем я планирую продолжить работу по использованию тестов на уроках  для осуществления  контроля за усвоением программного исторического материала,  но уже с применением компьютера.

     В заключении хочется подчеркнуть, что  никакие формы тестирования не смогут заменить живого общения на уроке, творческих заданий учащимся, поэтому технологию тестирования нужно рассматривать не как панацею от всех существующих проблем в образовании, а как один эффективных инструментариев для совершенствования процесса обучения.

Список использованных источников

Аванесов В.С. Определение педагогического теста. // Управление школой.- 1999. №29.

Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М.,Адепт, 1998.

Адамова Г.М. Использование разноуровневых тестов.// Профессиональное образование. Столица.-2007.№11.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии.- М.: Педагогика, 1989.

Гулидов И.Н. Педагогический контроль и его обеспечение: учебное пособие.-М.: Форум,2005.

Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования.- М.: Унтелект-центр,2002.

Мальцев А.В. Тестовая технология контроля знаний. Екатеринбург,1997.

Михайлычев Е.А. Технология стандартизации дидактических тестов.// Школьные технологии. -2001. №5

Севрук А.И. Тест в педагогических технологиях.//Школьные технологии.-2005.№2

Интернет (29.09.2007): // http: // www.edu.1 september. ru / PDFs/21-001/01.pdf

               

                 

Приложения