Методическая разработка урока по теме "Россия в правление Ивана Грозного"

Архипова Светлана Леонидовна

В методразработке подробно расписаны все цели, задачи, структкра проблемно-диалогического урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodrazrabotka_uroka_arkhipova_s.l.doc108 КБ

Предварительный просмотр:

ФИО преподавателя: Архипова Светлана Леонидовна, преподаватель истории и обществознания

 Учебное заведение: АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования Чувашии

Номинация 2. «Методическая разработка проблемно-диалогического урока»

Электронный адрес техникума: chebttpk@mail.ru

Тема урока: "Россия в царствование Ивана Грозного", продолжительность урока 90 минут.

Характеристика группы:

урок проводился в  «Чебоксарском техникуме технологии питания и коммерции»  в  группе №13. Количество студентов в группе -30 человек. Первый курс. Специальность: «Коммерция по отраслям». Уровень получаемого образования - среднее профессиональное.

Программа, используемая в работе:

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального и специальностей среднего профессионального образования (авторы: Гладышев Андрей Владимирович, доктор исторических наук, Чудинов Александр Викторович, доктор исторических наук) и одобренной ФГУ «ФИРО» Минобрнауки России в апреле 2008 года.

Учебник:

Студенты занимаются по учебнику: «История» /П.С.Самыгин и др.- Ростов н/Д, 2011.-474с.

Раздел учебника: Раздел 4. История нового времени. Россия в XVI-начале XVII вв.

Количество часов в неделю - 4 часа

Максимальная учебная нагрузка обучающегося -175 часов, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося -  117 часов; самостоятельной работы обучающегося - 58 часов.

План разработки

Аннотация ……………………………………………………………………………………………3

Введение………………………………………………………………………………………………3

Основное содержание разработки…………………………………………………………………...5

Заключение……………………………………………………………………………………………8

Список использованной литературы и материалов………………………………………………...9

Приложения………………………………………………………………………………………….10

Аннотация

Данная методическая разработка раскрывает методику проведения проблемно-диалогического урока истории по теме «Россия в царствование Ивана Грозного».

Методическая разработка поможет учителям в подготовке и проведении уроков истории, носящих не характер сухого запоминания фактов, а уроков поискового характера, активно вовлекающих обучающихся в учебный процесс, уроков, формирующих ключевые компетенции.

Введение

Результатом  модернизации российского образования  стало появление развивающей педагогики. Главная особенность развивающей педагогики в отличие от педагогики традиционной состоит в том, что она реализует систему психолого-педагогических принципов (личностно ориентированных, деятельностно ориентированных, культурно-ориентированных). Иными словами, это развитие личности через деятельность.

Развивающая педагогика меняет приоритеты в образовании в соответствии с требованиями сегодняшнего дня - жизни в информационном обществе, где главное для человека:

-не запоминать большой набор готовых знаний, а уметь пользоваться знаниями, ориентироваться в их системе, самостоятельно расширяя и применяя знания по мере необходимости, решая возникающие в жизни задачи;

-не заучивать все подряд, а учиться выбирать главное и интересное. Сформировать это умение помогает принцип минимакса. Согласно этому принципу учебники содержат избыточные знания, которые ученики могут усвоить, и избыточные задания, которые они могут выполнить. В то же время важнейшие понятия и связи, входящие в минимум содержания, предусмотренные стандартом и требованиями программы и составляющие существенную часть курса, должны под руководством учителя усвоить все ученики. Таким образом, в учебниках содержится материал, который ученики обязаны и могут усвоить. Ученик может узнать максимум, но должен (под руководством учителя) освоить минимум.

-не искать и повторять готовые ответы, а самостоятельно открывать новое, делать выводы, принимать решения и отвечать за них.

Реализовать эти приоритеты возможно через использование развивающих технологий, которые базируются на исследовательских, поисковых, творческих методах обучения. Одна из таких технологий - проблемно-диалогическая, которая позволяет урок объяснения нового материала превратить в урок открытия знаний. Сущность технологии – активное вовлечение учащихся в поисковый процесс (учащиеся формулируют проблему, выдвигают гипотезы, планируют свою деятельность по открытию нового знания, обобщают, делают выводы). Это обеспечивает создание мотивации, а главное - позволяет подготовить учащихся к самостоятельному решению возникающих проблем, т.е. к тем ситуациям в жизни, когда им приходится использовать полученные знания и умения, что является актуальным  в настоящее время.

Основная часть разработки

Данная методическая разработка представляет разработку проблемно-диалогического урока истории по теме «Россия в царствование Ивана Грозного».

Цель методической разработки – описание методики проведения  проблемно-диалогического урока по формированию ключевых компетенций обучающихся.

        Задачи:

-изучение методической литературы, дидактических материалов, положительного опыта по данной технологии;

-разработка плана и определение структуры методической разработки;

- описание методики проведения урока;

-анализ результативности урока с применением проблемно-диалогического метода.

Урок проводился в группе учащихся первого курса, обучающихся по специальности СПО «Коммерция» (по отраслям) на базе основного общего образования. Продолжительность урока 90 минут.

Выбран тип урока: урок формирования новых знаний, в структуре которого логично сочетаются  три этапа учебного процесса: организационно-мотивационный, этап изучения  нового материала, контрольно - проверочный этап по проверке степени усвоения материалов и  рефлексия итогов урока.

На данном уроке формируются  основные (ключевые)  компетенции (ОК) обучающихся, которые изложены в  ФГОС по специальности СПО 100701 «Коммерция (по отраслям)»:

ОК 02. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем. 

ОК 04. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 06. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями (коммуникативная компетентность)

Данные ОК формируются посредством организации самостоятельной поисковой деятельности учащихся, организации диалогового обсуждения и организации групповой работы.

ОК 02. - самоорганизаторская компетентность, формируется через реализацию учебно-познавательной цели урока. Учащиеся формулируют проблему, ставят цель, учатся пояснить свою цель; организуют свою деятельность по ее достижению, организуют планирование; проводят самооценку своей учебно-познавательной деятельности; представляют устно и письменно результаты своей работы.

ОК 04. - информационная компетентность, формируется через организацию самостоятельной поисковой деятельности студентов с письменными информационными источниками; учащиеся делают выводы по тексту; оформляют письменную работу-таблицу;

ОК 06. - коммуникативная компетенция формируется посредством организации социального взаимодействия в групповой деятельности и диалогового общения. Учащиеся дают ответы на поставленные вопросы; выражают свои мысли; читают и обобщают информацию; устанавливают и поддерживают контакты друг с другом.

Для успешного проведения урока его необходимо правильно спроектировать. Подготовка к уроку начинается с продумывания целей и задач урока. Как-то американский сатирик Марк Твен бросил такую насмешливую фразу: «Кто не знает, куда направляется, очень удивится, что попал не туда». Без цели нет управления, без цели нет результата. Цель урока состоит из трех взаимосвязанных аспектов: познавательного, развивающего и воспитывающего.

Тема урока истории «Россия в царствование Ивана Грозного" является объемной по содержанию. Преподавателю за два урока необходимо раскрыть целую эпоху правления Ивана IV, показать основные направления и результаты внутренней и внешней политики России в этот период. Поэтому были выбраны следующие цели и задачи урока:

Обучающая цель: сформировать представление  об эпохе  правления Ивана IV.

Задачи:

1. Раскрыть цели, содержание  и результаты внутренней политики царя.

2. Раскрыть цели, основные направления и результаты внешней политики Ивана IV.

Развивающая цель: продолжить развитие информационной, самоорганизаторской, учебно-познавательной и  коммуникативной компетенций обучающихся.

Задачи:

1. Развивать навыки деятельностной коммуникации (умения работы в группах, умения работать с различными видами информации)

2. Развивать навыки устной коммуникации (развивать умения работы с различными видами информации, развивать опыт публичных выступлений, развивать умения давать собственную оценку историческим явлениям и процессам, объяснять их)

Воспитательная цель: воспитывать внимательность, толерантность, негативное отношение к личности, использующей агрессивные методы управления для решения политических проблем.

Задачи:

1.Воспитывать  позитивное отношение студентов к предмету и изучаемому материалу.

2.Воспитывать чувство патриотизма к своей стране.

Организационные задачи урока:

  1. Подготовить учащихся к восприятию нового материала.
  2. Организовать самостоятельную познавательную деятельность обучающихся.
  3. Проконтролировать степень усвоения нового учебного материала.
  4. Организовать и провести рефлексивную деятельность студентов.

Необходимо выбрать эффективные методы и приёмы обучения для осуществления воспитательного и развивающего аспектов цели.

           На уроке применялись следующие методы и приёмы обучения:

а) по источникам знаний - словесные, наглядные;

б) по степени взаимодействия преподавателя и учащихся: самостоятельная работа обучающихся с текстом, диалог, рефлексия;

в) в зависимости от конкретных дидактических задач: подготовка к восприятию материала и его изучению;

г) по характеру познавательной деятельности учащихся и участие преподавателя в учебном процессе:  частично-поисковый, проблемный, метод сравнения, демонстрация электронной презентации и учебного фильма;

д) по принципу расчленения или соединения знаний: аналитический;

е) по характеру движения мысли от незнания к знанию: индуктивный.

Для активизации работы студентов  используются  следующие приемы: «связь с современностью»,  совместное с учащимися  целеполагание, актуализация ранее полученных знаний в виде оформления таблицы (знаю, хочу узнать, узнал) и просмотра начала учебного фильма из цикла «Иллюстрированная история Российского государства», чем достигается высокая мотивация обучающихся к изучению нового материала.

Эффективность урока зависит и от форм организации познавательной деятельности учащихся. На уроке применялись:

1). Групповая форма организации познавательной деятельности, формирующая коммуникативные компетенции.  Студенты выполняли проблемное задание, обсуждая в группе способы решения. Групповая форма порождает взаимную ответственность, внимательность, формирует интерес к работе товарища. Развиваются отношения сотрудничества, взаимообучения.

2). Фронтальная форма познавательной деятельности - при проверке выполненного задания, при закреплении нового материала.

3). Индивидуальная форма познавательной деятельности - самостоятельная работа с текстом.

Важно продумать методическое обеспечение урока. При проведении урока использовались:  карта  «Российское государство второй половины XVI века», авторская электронная презентация к уроку,  учебный фильм из цикла «Иллюстрированная история Российского государства», высказывания писателей, политиков, историков о правлении Ивана Грозного, задания для групповой работы.

Необходимо выбрать тип урока и разработать его структурные элементы. Структура урока определена исходя из логики процесса усвоения.

Центральным звеном данного урока является самостоятельное усвоение знания под руководством педагога.

Рассмотрим структуру данного урока:

           1 этап урока  - организационный момент.

           Он  имеет следующую структуру:

а) приветствие обучающихся;

б) проверка явки учащихся на урок;

в) оценка готовности обучающихся к уроку;

г) информирование о предстоящей деятельности.

          Организационный момент дисциплинирует обучающихся, настраивает их на деловой лад. Его необходимо проводить четко и быстро, организованно. Рекомендуемое время на его проведение 1-2 минуты.

          2 этап- этап подготовки учащихся к активному сознательному усвоению знаний.

    На этом этапе сообщается тема урока, формулируются вместе с учащимися цели и задачи урока, осуществляется показ практической значимости изучения нового материала, мотивация учащихся к его освоению, постановка учащимися учебной проблемы и предлагают пути её решения.

На данном уроке совместно с учащимися формулируется следующая цель урока:  сформировать представление об эпохе правления Ивана IV .

Для достижения цели учащимся необходимо решить следующие задачи: раскрыть цели, содержание, методы результаты и последствия внутренней и внешней политики Ивана IV.

В начале урока следует предложить студентам  быть активными на уроке, так как работа каждого в итоге будет оценена.

     При переходе к усвоению нового материала необходимо определить предварительный   уровень знаний обучающихся. Может быть, они уже все знают по данной теме? Поэтому учащимся предлагается провести рефлексию своих знаний, заполнить таблицу.

Что вы знаете об этой эпохе?

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Для подготовки учащихся к усвоению новой темы используется проблемно-диалогический метод. Обучающиеся  знакомятся с высказываниями писателей, ученых, находят в них противоречивую оценку и формулируют проблемный вопрос, а затем предлагают пути решения этой проблемы. (См. Приложение №1).

Преподаватель: Существуют различные оценки деятельности Ивана IV. Прочитайте и  проанализируйте высказывания писателей, ученых. (См. слайд авторской презентации). Как они оценивают правление Ивана IV? Дайте аргументированный ответ.

После обсуждения с обучающимися делается вывод:  историки, политики, писатели по- разному оценивают деятельность Ивана IV.

Преподаватель: Какой у вас возникает вопрос на основании этих высказываний? //Что нам сегодня предстоит выяснить?//

Преподаватель: Какое противоречие мы можем увидеть в этих высказываниях?

(одни  дают положительную характеристику, другие - отрицательную) 

Преподаватель: Кто же прав? 

Учащиеся  самостоятельно формулируют проблемный вопрос:

-Почему историки, политики двояко оценивают правление Ивана IV?

Преподаватель: Свой ответ на этот  вопрос  вы должны сформулировать на сегодняшнем уроке. Вам необходимо высказать свою точку зрения. Чтобы ответить на этот вопрос, что нам нужно сделать? Какие у вас есть предложения, версии решения этой проблемы? //Что нужно узнать, чтобы найти решение проблемы?//

Студенты предлагают пути решения проблемы:  рассмотреть  внутреннюю и внешнюю политику Ивана IV, ее результаты для последующего развития России.

3 этап – формирование новых знаний.

Этап начинается с просмотра кадров учебного фильма об эпохе Ивана Грозного. Перед просмотром фильма обучающимся задаются вопросы, чтобы они внимательно и вдумчиво смотрели фильм, а не ради развлечения. Вопросы учащимся:  «Когда произошло венчание Ивана Грозного на царство? Какие преимущества это ему давало?»

Для формирования коммуникативных, самоорганизаторских, учебно-познавательных компетенций организуется групповая работа. Получив задание, учащиеся знакомятся с внутренней и внешней политикой Ивана Грозного, работая в командах. (Приложение №2). Обучающиеся обмениваются мнениями, обобщают, вырабатывают решение проблемы. Затем организуется диалог – обсуждение: каждая группа поочередно озвучивает свои ответы, дополняет друг друга при необходимости и задаёт вопросы. Преподаватель комментирует ответы студентов и делает обобщение.

На этапе формирования знаний проводится физкультминутка с целью снятия нагрузки обучающихся.

Рассмотрев политику Ивана Грозного, студенты возвращаются к проблемному  вопросу и дают на него ответ.

Преподаватель: Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной  вопрос урока мы можем дать? Почему историки, политики двояко оценивают правление Ивана IV?

Учащиеся предлагают свое обобщение и варианты ответов по учебной проблеме.

На этом этапе происходит формирование информационной, учебно-познавательной и коммуникативной компетенции студентов. Важно обеспечить научность, доступность и систематичность учебного материала, соответствие его требованиям рабочей программы.

            4 этап - закрепления и применения новых знаний.

Закрепление и применение знаний по новой теме проводится в форме диалога.

Чтобы показать связь нового учебного материал с современностью можно задать вопросы:

          - Как вы думаете, какие порядки Российского государства середины-второй половины XVI века можно, а какие нельзя использовать в современном обществе?

 Предполагаемые ответы учащихся:

«Я считаю, что в современном обществе можно использовать…….,потому что………»

«Я считаю, что в современном обществе нельзя использовать……, потому что……"

Связь данного урока с последующим подчеркивается словами преподавателя: «Результаты политики Ивана Грозного стали одной из предпосылок Смуты начала XVII века. Это тема следующего урока».

Преподаватель обобщает ответы студентов и просит сделать вывод по теме урока. Обобщение и систематизация знаний в результате обобщающей беседы и заполнение третьей колонки в таблице:

Знаю

Хочу узнать

Узнал

           

Рекомендуемое время для данного этапа урока- 5-7 минут.

5  этап – заключительная часть урока.

Преподаватель подводит итоги урока, объективно оценивает результаты труда учащихся, демонстрирует их успехи, организует рефлексию деятельности, выдает домашнее задание.

Вопросы для рефлексии:

- Какую оценку поставите себе за урок?

- Что у меня сегодня лучше всего получилось?

- Что для меня было трудным?

- Что зададим себе на дом?

Дается творческое домашнее задание, носящее опережающий характер обучения: подготовить по материалам сети Интернет  сообщение и презентацию о Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском.

          Рекомендуемое время для заключительной части урока 5-7 минут.

Заключение

Использование проблемно-диалогического метода на уроках истории позволяет   активизировать познавательную деятельность учащихся, сформировать основные (ключевые)  компетенции, которые так необходимы будущим специалистам.

Композиция урока отличается логичностью в подаче материала, наличием выводов и обобщений, четкостью перехода от одного этапа к другому, завершенностью.

На уроке применяются методы самоорганизации познавательной работы учащихся. Активность учащихся адекватна запросам учебного процесса. Высокая степень самостоятельности при изучении нового материала. Учащиеся овладевают навыками самоконтроля и взаимоконтроля.

На уроке прослеживается межпредметная связь с дисциплинами «Всеобщая история», «Литература». Организована выставка  книг и репродукций об Иване Грозном и его эпохе.

На уроке прослеживается связь с предыдущей темой урока «……..» и новой темой - «Смутное время».

Эффективно используются на уроке наглядные пособия и технические средства.

Удачно применялись такие виды контроля (индивидуальный, фронтальный, письменный, устный) и формы контроля (самоконтроль, взаимоконтроль, стимулирующий характер оценки).

Темп ведения урока - доступный для всех учащихся. Плотность урока достаточная. Активность и работоспособность учащихся высокая.

Этап изучения нового материала построен с использованием проблемно-диалогического метода с использованием  авторской презентации к уроку. Для самостоятельного изучения подобран строго дозированный и логично скомпонованный исторический материал. Теоретическая часть урока умело сочетается с практической работой по исторической карте.  Используется метод опережающего изучения в виде творческого задания на дом.

На уроке используется здоровьесберегающая технология,  выраженная в «физкультминутке».

При рефлексии урока используется прием самоанализа, самооценки, взаимного оценивания, что очень нравится обучающимся.

Показателем эффективности усвоения новых знаний и умений является правильность ответов учащихся в процессе диалога, активное участие в подведении итогов урока.

Список использованной литературы и ресурсов

Антонов В. М., Данилов Д.Д., Давыдов С.М. Российская и всеобщая история. 9 класс. Методические рекомендации для учителя. - М.: Баласс.-2013.-С.320.

Учебная литература

Волобуев О.В., Клоков В.А. и др. Россия и мир. 10 класс. «Дрофа».2007.- стр.133-142

История /П.С.Самыгин и др.-Ростов-н/Д, 2011.-стр.162-171

Загладин Н.В. Всемирная история. История России и мира с древнейших времен до конца XIX века. Москва. «Русское слово». 2003.- стр.198-205.

Дополнительная литература 

Общая литература

Литература по Ивану Грозному и его эпохе

ЦОРы: перечень адресов сайтов

http://ru.wikipedia.org/wiki/%C8%E2%E0%ED_%C3%F0%EE%E7%ED%FB%E9

http://www.historia.ru/-   российский электронный журнал «Мир истории»

http://his.1september.ru/2001/42/no42 01.htm-на сайте представлены мнения отечественных историков об эпохе Ивана Грозного.

http://ou.tsu.ru/hischool/his JuF/ -на сайте рассмотрены основные этапы истории формирования Русского государства; даны таблицы, схемы, словарь.

http://www.hrono.ru/biograf/ivan4.htm - на сайте дается историческая характеристика и портрет Ивана Грозного

http://www.hrono.ru/libris/lib s/skrynn00.html –электронная версия книги Р.Г. Скрынникова «Третий Рим», посвященной истории России XV-XVIвв.

http://www.lants.tellur.ru/history/voronin/index.htm -электроннон пособие А.В.Воронина «История российской государственности» для студентов негуманитарных специальностей.

http://www.hrono.ru/libris/lib p/index.html –электронная версия курса лекций по русской истории С.Ф.Платонова.

Приложение

Рецензия

 на урок  по теме «Россия в царствование Ивана Грозного»  АРХИПОВОЙ СВЕТЛАНЫ ЛЕОНИДОВНЫ, преподавателя истории и обществознания АУ СПО «Чебоксарский техникум технологии питания и коммерции» Минобразования  Чувашии

Представленный на конкурс   сценарий урока по теме «Россия в царствование Ивана Грозного»  является  уроком №32-33.

Тип урока: урок формирования новых знаний, в структуре которого логично сочетаются  три этапа учебного процесса: организационно-мотивационный, этап изучения  нового материала, контрольно - проверочный этап по проверке степени усвоения материалов и  рефлексия итогов урока.

В представленном  уроке соблюдены все структурные элементы, определенные методикой построения  урока такого типа.

Для активизации работы учащихся  педагог умело использует  следующие приемы активизации: «связь с современностью»,  совместное с учащимися  целеполагание, актуализацию ранее полученных знаний в оформления таблицы (знаю, хочу узнать, узнал) и просмотра начала учебного фильма из цикла «Иллюстрированная история Российского государства», чем достигается высокая мотивация учащихся к изучению нового материала.

Этап изучения нового материала построен с использованием проблемно-диалогического метода с использованием  авторской презентации к уроку. Для самостоятельного изучения подобран строго дозированный и логично скомпонованный исторический материал. Теоретическая часть урока умело сочетается с практической работой по исторической карте. Педагог умело использует метод опережающего изучения в виде исследовательских заданий на дом.

На уроке используется здоровьесберегающая технология,  выраженная в «физкультминутке».

Педагогом Архиповой С.Л. разработан контрольный тестовый материал по проверке уровня усвоения учебного материала.

При рефлексии урока использовался прием самоанализа, самооценки, взаимного оценивания, что о очень понравилось учащимся.

Вывод. Несомненными преимуществами данной конкурсной работы в том,  что :

- сценарий  урока разработан  в соответствии требованиями  Федерального государственного образовательного стандарта третьего поколения  в части модульного  структурирования образовательной программы, учебного материала и учебного процесса;

- сценарий  урока  предусматривает использование здоровьесберегающей технологии;

- разработанные дидактические (методические) материалы могут быть использованы в качестве методических рекомендаций  педагогами образовательных учреждений начального и среднего профессионального образования, просты и доступны для понимания, легко воспроизводимы в реальном учебно-воспитательном процессе.

Благодаря продуманному содержанию и методике проведения занятия цели и задачи данного урока достигнуты. Урок заслуживает высокой оценки.

Методист ЧТТПиК                                                                                                            Е.А.Бойкова