Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX – XX вв.

Гречкин Виталий Николаевич

В данной статье автор описывает систему технического образования промышленных рабочих в Санкт-Петербурге на рубеже XIX-XX вв. В статье раскрывается роль Русского технического общества в сфере технического образования, а также даются краткие описания учебных заведений для рабочих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnicheskoe_obrazovanie_statya.docx24.58 КБ

Предварительный просмотр:

Гречкин Виталий Николаевич

Техническое образование рабочих Петербурга на рубеже XIX – XX вв.

Процессы модернизации, происходившие в России на рубеже XIX – XX вв. не могли не отразиться на изменении социальной структуры общества. Усложнение техники, появление новых производств создавали проблему подготовки квалифицированных рабочих кадров, которая была осознана в обществе уже в середине XIX века.

Первым, кто занялся разрешением этой проблемы было Императорское Русское техническое общество (РТО). Основная работа по развитию технического образования была сосредоточена в Постоянной комиссии по техническому и профессиональному обучению при РТО. Большой вклад в её работу внес учредитель и почетный член Русского технического общества Е. Н. Андреев. В апреле 1868 г. в докладе о ремесленном обучении за границей Е. Н. Андреев высказал идею создания специального комитета, по вопросам профессионально-технического образования. Совет представил предложение об учреждении Постоянной учебной комиссии по техническому и профессиональному обучению на общее собрание членов общества, которое и одобрило его в мае 1868г.[1]

В 1870 г. Учебная комиссия при РТО открыла первую профессиональную вечернюю школу для рабочих железной дороги  Санкт-Петербург – Варшава. РТО содержало профессионально-технические школы при Балтийском и Невском кораблестроительных заводах, Франко-русском машиностроительном заводе, Обуховском сталелитейном цехе, при фабрике Нобеля, при Петербургском патронном заводе и при заводе Сименса-Гальске. При Путиловском заводе существовало четыре профессионально-технических школы (общеобразовательные классы для детей рабочих, женские рукодельные классы, учебная мастерская, вечерние классы для взрослых рабочих).[2]

В 1872 г. РТО учредило особую комиссию, состоявшую из профессоров Петербургского университета и Петербургского технологического института, призванную составить программу публичных лекций с целью распространения научных и технических знаний.[3]

Одним из наиболее действенных средств распространения практического образования и научных знаний среди рабочих стали публичные чтения и лекции. Начиная с   1876 г. правительство и власти на местах начинают контролировать этот процесс. По распоряжению властей тексты любых публичных лекций должны были  быть согласованы с попечителем учебного округа, а губернатор должен был одобрить личность самого лектора, никакие отступление от утвержденных текстов не допускались.

По состоянию на 1911-1912 учебный год в ведении постоянной комиссии по техническому образованию находилось уже 9 специальных училищ для взрослых рабочих и подростков[4]:

  1. Двухклассная школа десятников по строительному делу, основанная в 1874 г. В школе учились 110 человек в возрасте от 21 до 30 лет.
  2. Ремесленное училище по механическому делу, основанное в 1879 г. В училище обучалось 147 учеников в возрасте от 12 до 20 лет.
  3. Трехклассная школа печатного дела, основана в 1884 г. В данном учебном году в школе обучалось 130 учеников в возрасте от 12 до 19 лет.
  4. Двухклассная электротехническая школа, основанная в 1896 г. В школе обучался 91 ученик в возрасте от 18 до 40 лет.
  5. Трехклассная Путиловская учебная мастерская по кузнечно-слесарному мастерству, была основана в 1897 г. В учебной мастерской обучалось 65 человек в возрасте от 11 до 16 лет, все учащиеся – дети рабочих Путиловского завода.
  6. Трехклассная Лиговская учебная мастерская, основанная в 1903 г. За данный учебный год в школе обучалось 64 человека в возрасте от 12 до 16 лет.
  7. Классы черчения и рисования на Малой Охте, основанные в 1897 г.  Обучение длилось три года, в данном учебном году обучалось 77 человек в возрасте от 11 до 40 лет.
  8. Василеостровские классы черчения и рисования были основаны в 1898 г. Обучение в классах продолжалось три года, за 1911-1912 гг. в классах обучался 71 человек в возрасте от 12 до 40 лет.
  9. Лиговские классы черчения, основанные в 1900 г. Ученики проходили в них двухлетнюю подготовку, за данный учебный год в классах обучалось 254 человека в возрасте от 17 до 40 лет.

Как можно заметить, система профессионально-технического образования в Санкт-Петербурге  не отвечала требованиям по подготовке квалифицированных рабочих кадров, а соответствующих  школ не хватало. Численность рабочих российской столицы к 1900 году составляла 438 540 человек. Поэтому подготовка ежегодно 1 тысячи квалифицированных рабочих была явно недостаточна.

Вместе с профессионально-техническими школами РТО поддерживало воскресные и вечерние школы общего и начального образования. По всей территории Российской империи филиалы РТО содержали вечерние училища для рабочих. В 1876 г. профессионально-технические школы начали получать материальную поддержку от Министерства финансов. С 1881 г. школы перешли под опеку Министерства просвещения. В 1882 г. Министерство просвещения и Государственный совет принимают единый устав профессионально-технических школ, по которому РТО получало право открывать школы не только при заводах, но и в рабочих районах и сохраняло административную автономию в этом вопросе.

Важным вопросом оставалось финансирование Учебной комиссии РТО и самих профессионально технических школ. Бюджет Учебной комиссии пополнялся из государственной казны, финансировался Городской Думой Санкт-Петербурга, государственными фабриками, пожертвованиями благотворителей, платой за обучение и отчислениями от продажи товаров, сделанных в школьных мастерских. Владельцы частных заводов и фабрик, как правило, вносили плату за содержание своих школ, а комиссия распределяла фонды. Денег на школы не хватало, учителя работали за низкую плату, а нередко и задаром. Для пополнения бюджета комиссия организовывала акции по сбору денег – устраивала концерты и лекции, доходы от которых направлялись на нужды учебных заведений.[5]

Государственный Совет и Министерство народного просвещения заботились об издании учебных пособий по техническому образованию. 22 августа 1890 г. вышло распоряжение министра народного просвещения, которое гласило: «Высочайше утвержденное 26 июня 1889 г. мнение Государственного Совета, между прочим, предоставило Министерству народного просвещения принять меры к скорейшему, по возможности, составлению и изданию необходимых для промышленных училищ учебных руководств и пособий. …Начиная с 1891 г. в течение 9 лет отпускать ежегодно семь тысяч рублей на выдачу особых премий за лучшие учебники и пособия для промышленных училищ…».[6]

В 1907 году Товариществом заводских инженеров и преподавателей с целью подготовки техников и конструкторов, являющихся непосредственными помощниками заводских инженеров, было учреждено Первое Санкт-Петербургское частное техническое училище заводских техников. Училище находилось в ведомстве Министерства торговли и промышленности. В состав училища входило два отделения – механическое и электротехническое. Полный курс обучения на каждом отделении составлял 4,5 года, занятия проводились в вечернее время. В училище принимали лиц обоего пола не моложе 14 лет, имеющие свидетельства об окончании курса не ниже трехклассных земских школ. Кандидатов, не имеющих такого свидетельства, подвергали проверочному испытанию по русскому языку и арифметике. Лица, окончившие полный курс училища получали аттестат и звание заводского техника.[7]

В 1908 году инженерами-строителями М. А. Шуммером и Р. И. Розенфельдом были учреждены Первые Петроградские политехнические курсы с целью подготовки техников различных специальностей. Первые Петроградские технические курсы являлись на тот момент единственным учебным заведением в России, организованным по образцу европейских частных политехнических институтов и техникумов. Позже при Политехнических курсах существовало четыре отделения: строительное и архитектурное, землемерное, электротехническое и механическое. Курсы находились в ведомстве Министерства торговли и промышленности. Целью курсов являлась: «подготовка ученых техников различных специальностей, способных самостоятельно или в качестве надежных помощников инженеров производить всякого рода технические работы».[8]

Таким образом, необходимо отметить, что до начала деятельности Русского технического общества в столице не существовало системы подготовки квалифицированных кадров. Однако в Петербурге наблюдался более высокий уровень развития промышленности, чем по стране в целом, что побуждало некоторых предпринимателей выделять средства для подготовки обученных работников. Тем не менее, в большинстве своем техническое образование российских рабочих осуществлялось традиционно на рабочем месте – знания, умения, навыки передавались от мастера к подмастерью.

Русское техническое общество и созданная при нем, для изучения на основе передового зарубежного и русского опыта проблемы профессионально-технической подготовки фабрично-заводских рабочих, Постоянная комиссия по техническому образованию стали первым в России научным учреждением, занявшимся исследованием широкого круга вопросов, связанных с этой проблемой. Однако, несмотря на энтузиазм передовых слоев общества результаты, достигнутые ими, оставались весьма скромными, что было обусловлено крайне ограниченными возможностями, которые предоставляла сложившаяся система государственного  аппарата.

Список использованных источников и литературы.

  1. Источники:
  1. Центральный Государственный исторический архив г. Санкт-Петербурга. Фонды: 139, 2240, 2241.
  2. Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884.
  1. Литература:
  1. Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию СПб., 1872.
  2. Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912.
  3. Потолов С. И. Петербургские рабочие и интеллигенция накануне революции 1905-1907 гг. «Собрание русских фабрично-заводских рабочих г. Санкт-Петербурга» // Рабочие и российское общество. Вторая половина XIX-нач.XX века. Сб. ст. и мат., посвященный памяти О. Н. Знаменского. СПб., 1994.  
  4. Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. СПб., 1889.


[1]  Андреев Е. Н. Обзор деятельности Русского технического общества по техническому образованию СПб., 1872. С. 1-4.

[2] Историко-статистический очерк общего и специального образования в России. СПб., 1884. С. 251-253.

[3] Титс Б. Н. Очерк истории Постоянной комиссии по техническому образованию при Императорском Русском техническом обществе, 1868-1889. СПб., 1889. С. 171.

[4]  Центральный Государственный исторический архив Санкт-Петербурга (ЦГИА СПб). Ф. 139. Оп. 1. Д. 13963. Краткие сведения о Коломенских классах для рабочих. Л. 5-10.

[5] Корольков Н. М. Краткий обзор деятельности Постоянной комиссии по техническому образованию. СПб., 1912. С. 59.

[6] ЦГИА СПб. Ф. 139. Оп. 1. Д. 7704. Устав средних технических училищ. Л. 5.

[7] Там же. Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Первое Петроградское частное техническое училище заводских техников.      Л. 2.

[8]  ЦГИА СПб Ф. 2241. Оп. 1. Д. 1. Первое Петроградское частное техническое училище заводских техников.   Л. 3.