Исторический компонент в военно-патриотическом воспитании детей и подростков

Статья поднимает проблему военно-исторических тем в деле патриотического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_yu.l.doc28.5 КБ

Предварительный просмотр:

Исторический компонент

в системе военно-патриотического воспитания

детей и подростков

(Юрий Леонидович Жмодиков,

педагог дополнительного образования ГБНОУ «СПБ ГДТЮ»)

В настоящее время в силу ряда причин из жизни детей и подростков уходит такая форма их совместного проведения досуга, как игра, являющаяся важной формой социализации, самопознания и самореализации ребенка. Эту функцию ни в коей мере не выполняют получившие широкое распространение разнообразные компьютерные игры, т.к. не только во многом способствуют изоляции ребенка от окружающего мира, но и, порой, создают абсолютно неверное представление об этом мире. В значительной степени это относится к играм военизированного, военно-исторического характера – «стрелялки», «симуляторы», «стратегии»…

  Опираясь на вполне естественный интерес детей, особенно мальчишек, к военной игре, необходимо нацелить образовательную деятельность в системе дополнительного образования на то, чтобы придать этому интересу положительное, созидательное, общественно значимое направление.

Педагогически целесообразно, проектируя образовательные программы,  организовывать учебно-воспитательный процесс так, чтобы в нём основным видом деятельности стала  и г р а  с солдатиками. При этом все формы, методы и приемы работы будут вытекать из этой особенности, носить подчиненный, вспомогательный характер, а  осваиваемые детьми военно-исторические сведения должны даваться преимущественно в таком объеме, который будет способствовать более глубокому, более осознанному восприятию обстоятельств, условий и задач, обуславливаемых игрой. Этим предлагаемая работа с детьми отличается от той,  что лежит в основе деятельности различных военно-исторических объединений, существующих в нашем городе: последние в основном занимаются реконструкцией внешнего вида и способов действий в сражениях воинов прошлого, а также изучением подробностей военных событий той или иной эпохи.

Разработанная мною программа «Полководец» (военно-исторические игры) демонстрирует такую педагогическую целесообразность. Правила игр, проводимых на занятиях, разработаны мною и построены таким образом, что в достаточно высокой, но всё же доступной для понимания и освоения детьми, степени воспроизводят существенные аспекты военного дела разных эпох, различных видов войск, разных по численности и по другим характеристикам военных отрядов.

Эта особенность моей программы позволяет говорить не только о ее новизне, но и об уникальности – подобных образовательных программ военно-исторического характера, основывающихся на игровом моделировании событий прошлого, не существует.

Актуальность моей программы можно рассматривать с 2-х точек зрения:

  • с педагогической – это не только важность военно-патриотического воспитания в целом, но возможность с помощью такой работы дать выход, перенаправить широко распространенную в детской, подростковой среде агрессию;
  • с точки зрения ребенка – это возможность в той или иной мере осуществить свои притязания, реализовать свое стремление к самоутверждению, к самопознанию в наиболее привлекательной для него форме деятельности – в игре, причем в игре, не требующей, в отличие от большинства других современных видов обучающих игр и форм проведения досуга вообще, значительных материальных затрат.

Также следует отметить, что в процессе обучения учащиеся получают историческое образование, навыки исследовательской деятельности.

Цель программы – привитие подрастающему поколению интереса к военной истории, к ее изучению. 

Задачи обучающие

- познакомить учащихся с примечательными событиями отечественной и западноевропейской военной истории со времен античности до XX в. включительно, с основами военного дела европейских народов в различные эпохи, с памятниками военного прошлого в нашем городе и в области;

  • учить детей самостоятельно находить ответы на вопросы, выделять причины и следствия, оценивать явления, разрешать простейшие спорные ситуации.
  • формировать навыки включения в игровую ситуацию;
  •  помочь овладеть навыком построения связных, логических высказываний;

- познакомить учащихся с музеями города (военно-историческими, мемориальными и др.),

Задачи развивающие

 способствовать формированию навыков:

- работы с исторической литературой, самостоятельного получения знаний,

- начального моделирования из бумаги,

  • осуществления совместной деятельности, делового общения;
  • формировать умения анализировать и систематизировать, творчески  преобразовывать полученную информацию;

Задачи воспитательные 

  • привить уважение к людям как прошлого, так и к своим современникам, к «ратному труду»,
  • способствовать пробуждению чувств патриотизма,
  • способствовать социализации личности ребёнка

В итоге реализации программы учащиеся будут знать:

  • самые знаменитые события отечественной и западноевропейской военной истории – Марафонское сражение, битвы при Каннах и Киноскефалах, «Ледовое побоище», Столетняя война, Северная война и Полтавское сражение, Отечественная война 1812 г. и Бородинская битва, Великая Отечественная война, Сталинградская битва  и оборона Ленинграда,
  • внешний вид, вооружение и способы действия на поле боя воинов античности (древние греки и персы, римляне, галлы, македоняне), Средних веков (западноевропейские и русские воины XIII-XIV вв.), русских и французских солдат периода Отечественной войны 1812 г., советских и немецких солдат времен Великой Отечественной войны,
  • рода и основные виды войск XVIII-XX вв. и их назначение,
  • важнейшие памятники военного прошлого в С.-Петербурге.
  • Они научатся:
  • пользуясь популярной исторической литературой, готовить рассказы о военных событиях,
  • «читать» исторические, географические карты, работать с источниками информации,
  • изготавливать из бумаги солдатиков и другие простые модели,
  • осуществлять совместную деятельность со сверстниками, вести спор, отстаивать свое мнение, находить пути решения общих задач.
  • Кроме того, учащиеся в той или иной степени будет сформируют уважение к «ратному труду» воинов далекого прошлого и ветеранов Великой Отечественной войны, а также к своим современникам – как сверстникам, так и старшим.