Рабочая программа дисциплины "Культура стран Запада в XX в.". Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование. Профиль подготовки "История"

Магсумов Тимур Альбертович

Рабочая программа составлена с учетом Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по уровню, направлению подготовки  (профилю), квалификации 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата).

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536)

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯИ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов"

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по УР

__________________________

__ __________ 2015 г.

Культура стран Запада в XX в.

рабочая программа дисциплины (модуля)

Закреплена за кафедрой

Истории и методики ее преподавания

Учебный план

b44.03.01 И 281.plm.xml
44.03.01 Педагогическое образование профиль История гр.281

Квалификация

академический бакалавр

Форма обучения

очная

Общая трудоемкость

2 ЗЕТ

Часов по учебному плану

72

Виды контроля  в семестрах:

в том числе:

зачеты 7

аудиторные занятия

52

самостоятельная работа

20

Распределение часов дисциплины по семестрам

Вид занятий

№ семестров, число учебных недель в семестрах

1

18,7

2

18

3

18,7

4

18

5

16,7

6

17

7

13,3

8

16

Итого

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

УП

РПД

Лекции

26

26

26

26

Лабораторные

Практические

26

26

26

26

В том числе инт.

КСР

Ауд. занятия

52

52

52

52

Сам. работа

20

20

20

20

Итого

72

72

72

72


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 2

Программу составил(и):

канд. ист. наук, доц. Магсумов Т.А. _________________

Рецензент(ы):

канд. ист. наук, доц. Уткин А.А. _________________

Рабочая программа дисциплины

Культура стран Запада в XX в.

разработана в соответствии с ФГОС:

Приказ Минобрнауки России от 04.12.2015 N 1426 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование (уровень бакалавриата)" (Зарегистрировано в Минюсте России 11.01.2016 N 40536)

составлена на основании учебного плана:

44.03.01 Педагогическое образование профиль История гр.281

утвержденного учёным советом вуза от 05.05.2015 протокол № 4.

Рабочая программа одобрена на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от __ __________ 2015 г.  №  __  
Срок действия программы: 2015-2016 уч.г.
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 3

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2016 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2016-2017 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2016 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2017 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2017-2018 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2017 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2018 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2018-2019 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2018 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.

Визирование РПД для исполнения в очередном учебном году

Утверждаю:    Проректор по УР

                __ __________ 2019 г.

Рабочая программа пересмотрена, обсуждена и одобрена для
исполнения в 2019-2020 учебном году на заседании кафедры

Истории и методики ее преподавания

Протокол от  __ __________ 2019 г.  №  __  
Зав. кафедрой д-р ист. наук, доц. Корнилова И.В.


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 4

1. ЦЕЛИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1.1

раскрытие места и роли культуры в системе современного общества, ее соотнесенности с другими общественными явлениями, а также освещение основных проблем и тенденций развития современной культуры.

2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП

Цикл (раздел) ООП:

Б1.В.ДВ.16

2.1

Требования к предварительной подготовке обучающегося:

2.1.1

Для освоения дисциплины «Культура стран Запада в XX в.» студенты используют знания, умения, навыки, способы деятельности и установки, сформированные в ходе изучения дисциплин «Культурология», «История русской культуры до XX в.».

2.2

Дисциплины и практики, для которых освоение данной дисциплины (модуля) необходимо как предшествующее:

2.2.1

История Новейшего времени

3. КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

ОК-5: способностью работать в команде,  толерантно воспринимать социальные, культурные и личностные различия

Знать:

Уровень 1

определение и функции командной работы в обучении истории, базовые характеристики западной культуры, ее отличия от мировой

Уровень 2

способы работы в команде в преподавании истории и культуры, признаки западной культуры, определяющие социальные, культурные, личностные различия между людьми

Уровень 3

способы работы в команде в преподавании зарубежной истории и культуры XX в.,  признаки западной культуры, определяющие социальные, культурные, личностные различия между людьми, способы толерантного приобщения детей к их восприятию

Уметь:

Уровень 1

давать определение и наывать функции командной работы в обучении истории, выявлять базовые характеристики западной культуры, ее отличия от мировой

Уровень 2

применять различные способы работы в команде в преподавании истории и культуры, вычленять признаки западной культуры, определяющие социальные, культурные, личностные различия между людьми

Уровень 3

применять различные способы работы в команде в преподавании зарубежной истории и культуры XX в., вычленять признаки западной культуры, определяющие социальные, культурные, личностные различия между людьми, использовать разнообразные способы толерантного приобщения детей к их восприятию

Владеть:

Уровень 1

навыками определения и выделения функций командной работы в обучении истории, базовых характеристик западной культуры, ее отличия от мировой

Уровень 2

навыками применения различных способов работы в команде в преподавании истории и культуры, анализа признаков западной культуры, определяющих социальные, культурные, личностные различия между людьми

Уровень 3

навыками применения различных способов работы в команде в преподавании зарубежной истории и культуры XX в., анализа признаков западной культуры, определяющих социальные, культурные, личностные различия между людьми, использования разнообразных способы толерантного приобщения детей к их восприятию

СК-4: способен ориентироваться в научных концепциях, объясняющих единство и многообразие исторического процесса, специфику интерпретации прошлого различными школами и направлениями в исторической науке

Знать:

Уровень 1

единичные научные концепции, объясняющие единство и многообразие историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого основными школами и направлениями в исторической науке

Уровень 2

научные концепции, объясняющие единство и многообразие всемирного историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого различными школами и направлениями в исторической науке

Уровень 3

научные концепции, объясняющие единство и многообразие историко-культурного процесса XX  столетия, специфику интерпретации культурного прошлого Запада различными школами и направлениями в исторической науке

Уметь:

Уровень 1

применять единичные научные концепции, объясняющие единство и многообразие историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого основными школами и направлениями в исторической науке


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 5

Уровень 2

использовать научные концепции, объясняющие единство и многообразие всемирного историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого различными школами и направлениями в исторической науке

Уровень 3

использовать научные концепции, объясняющие единство и многообразие историко-культурного процесса XX  столетия, специфику интерпретации культурного прошлого Запада различными школами и направлениями в исторической науке

Владеть:

Уровень 1

навыками использования единичных научных концепций, объясняющих единство и многообразие историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого основными школами и направлениями в исторической науке

Уровень 2

навыками применения научных концепций, объясняющие единство и многообразие всемирного историко-культурного процесса, специфику интерпретации культурного прошлого различными школами и направлениями в исторической науке

Уровень 3

навыками применения научных концепций, объясняющих единство и многообразие историко-культурного процесса XX  столетия, специфику интерпретации культурного прошлого Запада различными школами и направлениями в исторической науке, в т.ч. в практике преподавания истории в школе

СК-7: готов использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов

Знать:

Уровень 1

социальные процессы, происходившие на Востоке в новое и новейшее время

Уровень 2

методы прогнозирования социальных процессов, происходящих на Востоке и имеющих исторически обусловленный характер

Уровень 3

теорию и методологию социального прогнозирования в контексте специфики развития восточных обществ и государств

Уметь:

Уровень 1

анализировать социальные процессы, происходившие на Востоке в новое и новейшее время

Уровень 2

применять методы прогнозирования социальных процессов, происходящих на Востоке и имеющих исторически обусловленный характер

Уровень 3

использовать принципы научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов на Востоке в новое и новейшее время

Владеть:

Уровень 1

навыками и способами анализа социальных процессов, происходивших на Востоке в новое и новейшее время

Уровень 2

навыками применения методов прогнозирования социальных процессов, происходящих на Востоке и имеющих исторически обусловленный характер

Уровень 3

навыками использования принципов научного анализа при прогнозировании последствий социальных процессов на Востоке в новое и новейшее время

СК-8: готов соотносить собственные ценностно-ориентированные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира

Знать:

Уровень 1

исторически сложившиеся мировоззренческие системы, религиозные и научные картины мира, распространенные или сложившиеся в западной культуре

Уровень 2

исторически сложившиеся мировоззренческие системы, религиозные и научные картины мира, распространенные или сложившиеся в западной культуре, определять собственные ценностно-ориентированные установки

Уровень 3

исторически сложившиеся мировоззренческие системы, религиозные и научные картины мира, распространенные или сложившиеся в западной культуре XX столетия, способы их соотнесения с собственными ценностно-ориентированными установками

Уметь:

Уровень 1

анализировать исторически сложившиеся мировоззренческие системы, религиозные и научные картины мира, распространенные или сложившиеся в западной культуре

Уровень 2

анализировать исторически сложившиеся мировоззренческие системы, религиозные и научные картины мира, распространенные или сложившиеся в западной культуре, определять собственные ценностно-ориентированные установки

Уровень 3

соотносить собственные ценностно-ориентированные установки с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира, распространенными или сложившимися в западной культуре XX столетия

Владеть:

Уровень 1

навыками анализа исторически сложившихся мировоззренческих систем, религиозных и научных картин мира, распространенных или сложившихся в западной культуре


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 6

Уровень 2

навыками анализа исторически сложившихся мировоззренческих систем, религиозных и научных картин мира, распространенных или сложившихся в западной культуре, определения собственных ценностно-ориентированных установок

Уровень 3

навыками соотнесения собственных ценностно-ориентированных установок с исторически сложившимися мировоззренческими системами, религиозными и научными картинами мира, распространенными или сложившимися в западной культуре XX столетия

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

3.1

Знать:

3.1.1

различные философские, социологические, культурологические концепции культуры.

3.1.2

основных мыслителей, анализирующих проблемы культуры XX века.

3.1.3

основные кризисные явления в современной культуре.

3.2

Уметь:

3.2.1

оценивать различные явления современной культуры.

3.2.2

сопоставлять и сравнивать различные явления современной культуры.

3.2.3

выявлять различие между культурой модерна и постмодерна.

3.3

Владеть:

3.3.1

владеть:

3.3.2

технологиями научного анализа, использования и обновления знаний по истории культуры.

3.3.3

основными терминами, необходимыми для освоения данного курса.

3.3.4

методологическим инструментарием различных концепций культуры.

Код занятия

Наименование разделов и тем /вид занятия/

Семестр / Курс

Часов

Компетен-
ции

Литература

Интреракт.

Примечание

Раздел 1. Предпосылки появления феномена современной культуры

1.1

 /Лек/

7

6

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

1.2

 /Пр/

7

6

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

1.3

 /Ср/

7

4

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

Раздел 2. Культура и общество в первой половине XX века

2.1

 /Лек/

7

8

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

2.2

 /Пр/

7

8

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 7

2.3

 /Ср/

7

6

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

Раздел 3. Культура и общество во второй половине XX века

3.1

 /Лек/

7

12

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

3.2

 /Пр/

7

12

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

3.3

 /Ср/

7

10

ОК-5 СК-4 СК-7 СК-8

Л1.1 Л2.1 Л2.2 Л2.4 Л2.5 Л3.1
Э1 Э2 Э3 Э4 Э5

0

5. ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

5.1. Контрольные вопросы и задания

Вопросы к зачету

1. Западная культура первой половины XX в.
2. Западный авангард.
3. Западная культура второй половины XX в.
4. Западная массовая культура.
5. Молодежная культура и контркультура.
6. Культура постмодерна.
7. Художественные течения модернизма в живописи.
8. Архитектура XX века.
9. Театральная культура XX века.
10. Музыкальная культура XX века.
11. Шедевры мирового кинематографа.
12. Искусство постмодернизма.
13. Неклассическая и постнеклассическая наука.
14. Развитие техники в XX веке.
15. История и культура повседневности.
16. Культура США XX века.
17. Современные лики культуры.

Задания для промежуточной аттестации

Тема «Предпосылки появления феномена современной культуры»
1. Поясните приведенное ниже суждение с точки зрения соотношения материальной и духовной культуры в истории общества.
«...Мировая история - это прогресс в создании свободы. Это ее основной внутренний закон. Дух, правда, есть свободное в себе, но свобода действительна лишь тогда, когда тот, кто ее имеет, знает о ней. В противном случае, он скорее на самом деле несвободен. Издревле народы были свободны в той мере, в какой они знали о своей свободе». (Гартман Н. Проблема духовного бытия // Культурология. XX век. Антология. - М., 1995. - С. 614.)
2. Используйте точку зрения К. Ясперса для обоснования преемственности мировой культуры XIX и XX веков:
«Подражать тому, что некогда было великим, невозможно. Однако сравнение ситуации позволяет ощутить, какое душевное беспокойство сегодня уместно и какой покой душа может искать» (Ясперс К. Смысл и назначение истории. - М., 1994. - С. 503).
3. Конспект  работы М.Вебера “Протестантская  этика  и  дух  капитализма”  -  социокультурные основания общества Модерна

Тема «Культура и общество в первой половине XX века»
1. Какие последствия влияния научно-технической цивилизация можно выявить в отношении влияния на духовную культуру человечества?
2. В чем причины появления массовой культуры и существует ли связь между ней и культурой тоталитаризма?


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 8

3. Что такое модерн?
4. В чем заключается сущность модернизма и каковы его историко-культурные основания?
5. По мнению испанского культуролога X. Ортеги-и-Гассета, основными параметрами искусства XX в. являются:
• дегуманизация;
• отказ от изображения «живых форм»;
• превращение творчества в игру;
• тяготение к иронии;
• отказ от трансцендентности (то есть отказ признать существование чего-то за пределами человеческого опыта).
Можно ли согласиться с такой оценкой? Обоснуйте ответ.

Тема «Культура и общество во второй половине XX века»
1. Проанализируйте причины появления культуры постмодернизма в странах Запада и подтвердите его проявление конкретными примерами.
2. Почему современное общество называют обществом потребления, а современную культуру считают переходной от стадии деградации к более высоком духовному состоянию?
3. Как  известно,  незнание  закона  не  освобождает    от  ответственности  – а может  ли  быть  извинительным  незнание  культурных  стандартов?  Объясните, каков  спектр  допущений  и  непреложных    требований  культуры  к  человеку  в любом обществе.
4. Анализ одной из глобальных  проблем  и ее следствий  для  современной  культуры,  человека, его профессиональных компетенций

5.2. Темы письменных работ

1. Биоэтика как проблема и реальность современной культуры.
2. Болевые проблемы правовой культуры россиян.
3. Современная политика как культурный феномен.
4. Культура общения современного человека.
5. Феномен насилия и его последствия в культуре.
6. Массовая культура как культурный парадокс.
7. Профессиональная культура человека ХХI века.
8. Культурные рифы информационного общества.
9. Культура ХХI века: какой она будет?
10.Этические проблемы современной экологии.
11.Экология человека как проблема современного общества.
12.Виртуальность как феномен современной культуры.
13.Парадоксы сознания современного человека: между наукой и суеверием.
14.Современная культура: кризис или развитие?
15.Современная техника как культурный феномен.
16.Современная наука как культурный феномен.
17.Дизайн как проявление особенностей современной культуры.
18.Мифология тоталитарных обществ.
19.Культурная компетентность современного человека и/или профессионала
20.Мифы современной массовой культуры: реклама /или политика.
21.Современные межкультурные коммуникации: Запад – Россия – Восток.
22.Проблема традиций в современность в культуре.
23.Русский фольклор: сегодня и завтра.
24.Главные тенденции современной российской культуры.
25.Современная культура предпринимательства: Россия ( и/или Запад/ или Восток).

5.3. Фонд оценочных средств

Тематические тесты

Тема «Предпосылки появления феномена современной культуры»
1. Архитектор, функционалист, разработал каркасную систему зданий, ленточные окна, плоскую крышу:
а) Гауди;
б) Корбюзье;
в) Эйфель.
2. Кто был организатором в в Париже «Русских сезонов»:
а) Бенуа;
б) Дягилев;
в) Сомов.
3. Кто из режиссёров был создателем кинофильма «Броненосец Потёмкин»:
а) Пудовкин;
б) Чаплин;
в) Эйзенштейн.
4. В 1909 – 1919 гг. в Париже были организованы:
а) первые киносеансы;
б) выступление артистов «Русских сезонов»;
в) снимали первые игровые фильмы.
5. Назовите имя одарённого музыканта, композитора, дирижёра XX в., который дебютировал в «Русских сезонах»:


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 9

а) Рубинштейн;
б) Рахманинов;
в) Стравинский.
6. История мирового кино началась с показа фильма…
а) «Титаник»;
б) «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота»;
в) «Политый поливальщик».
7. Где находится Голливуд?
а) Лос-Анджелес;
б) Вашингтон;
в) Нью-Йорк.
8. Основной единицей в передаче содержания экранного сообщения является:
а) план;
б) дубль;
в) кадр.
9. Технологический и одновременно творческий процесс создания фильма – это…
а) раскадровка;
б) монтаж;
в) съемка.
10. По его словам, он хотел соединить противоположное – маленькую шляпу и огромные ботинки, мешковатые брюки и тесный пиджачок. Большие печальные глаза контрастировали с маленькими кокетливыми усиками. Кто это? ...

Тема «Культура и общество во второй половине XX века»
1. Общее название ряда течений в изобразительном искусстве ХХ века:
а) фовизм;
б) авангардизм;
в) сюрреализм.
2. Архитектор, функционалист, разработал каркасную систему зданий, ленточные окна, плоскую крышу:
а) Гауди;
б) Корбюзье;
в) Эйфель.
3. Какой французский художник отказался от смешанных цветов:
а) Матисс;
б) Дали;
в) Кандинский.
4. Какому архитектурному стилю присуще большое внимание к декоративной отделке здания:
а) конструктивизм;
б) эклектизм;
в) модерн.
5. Какой художник до 30-ти лет не помышлял об искусстве:
а) Кандинский;
б) Матисс;
в) Дали.
6. Это направление в живописи переводится как «дикий»:
а) Сюрреализм;
б) фовизм;
в) кубизм.
7. Для какого архитектурного стиля характерно смешение разнородных элементов:
а) модерн;
б) конструктивизм;
в) эклектизм.
8. Какой художник занимал уникальное место в художественной культуре ХХ века, был универсальный мастер-живописец, график, писатель, сценарист:
а) Матисс;
б) Кандинский;
в) Дали.
9. Назовите модернистское направление, провозгласившее источником искусства сферу подсознания:
а) сюрреализм;
б) абстракционизм;
в) кубизм.
10. Какое направление в живописи провозгласил Пикассо:
а) модерн;
б) кубизм;
в) фовизм.
Критерии оценки
Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии решения студентом не менее 6 заданий (60 % от всех заданий).
Оценка «хорошо» выставляется, если студентом правильно вы¬полнено не менее 8 заданий (80 %).
Оценка «отлично» выставляется, если студентом правильно выполнено не менее 9 заданий (90 %).


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 10

6. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

6.1. Рекомендуемая литература

6.1.1. Основная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л1.1

Драч Г.Д.

Культурология: учебное пособие для студентов вузов

Ростов н/Д: Феникс, 2008

0

6.1.2. Дополнительная литература

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л2.1

Шишовой Н.В.

История и культурология: Учебное пособие. - 3-е изд., перерарб. и доп.

М.: Логос, 2004

0

Л2.2

Гуревич П.С.

Культурология: учебник для студ. вузов

М.: Гардарики, 2007

0

Л2.3

Кертман Л.Е.

История культуры стран Европы и Америки (1870-1917): Учебное пособие для вузов

М.: Высшая школа, 1987

0

Л2.4

Ойстрах-Демидова Т.Л.

Мировая художественная культура. Конец XIX-XX век. В 4-х частях. Ч. 1-2

М.: 5 за знание, 2007

0

Л2.5

Левит С.Я.

Самосознание Европейской культуры и искусства XX века. Западная Европа и США

М.: Университетская книга, 2000

0

6.1.3. Методические разработки

Авторы, составители

Заглавие

Издательство, год

Колич-во

Л3.1

Нестерова О.А.

История и теория мировой культуры: Задачи, тесты, упражнения

М.: Изд-во УРАО, 2000

0

6.2. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"

Э1

Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12852.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Э2

Дорохова М.А. История культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дорохова М.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6280.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Э3

Кузнецова Т.Ф. История американской культуры [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Человек, 2010.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27561.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Э4

Борев Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история) [Электронный ресурс]: учебник/ Борев Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15496.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Э5

Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маркова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2009.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16785.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

Э6

6.3.1 Перечень программного обеспечения

6.3.1.1

СИСТЕМНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Windows XP, Microsoft Vista.

6.3.1.2

ПРИКЛАДНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА: Microsoft Office 2007 Pro, FireFox.

6.3.2 Перечень информационных справочных систем

6.3.2.1

Борев Ю.Б. Художественная культура XX века (теоретическая история) [Электронный ресурс]: учебник/ Борев Ю.Б.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 495 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/15496.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6.3.2.2

Дорохова М.А. История культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Дорохова М.А.— Электрон. текстовые данные.— Саратов: Научная книга, 2012.— 127 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/6280.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6.3.2.3

Кузнецова Т.Ф. История американской культуры [Электронный ресурс]: учебник для вузов/ Кузнецова Т.Ф., Уткин А.И.— Электрон. текстовые данные.— М.: Человек, 2010.— 432 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/27561.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6.3.2.4

Маркова А.Н. Культурология. История мировой культуры [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Маркова А.Н.— Электрон. текстовые данные.— М.: Волтерс Клувер, 2009.— 496 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/16785.— ЭБС «IPRbooks», по паролю

6.3.2.5

Садохин А.П. Мировая культура и искусство [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Садохин А.П.— Электрон. текстовые данные.— М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.— 415 c.— Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/12852.— ЭБС «IPRbooks», по паролю


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 11

7. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

7.1

Оборудованные аудитории: компьютерный класс.

7.2

Аудиовизуальные, технические и компьютерные средства обучения: интерактивная доска; компьютер; проектор.

7.3

Наглядные пособия: Комплекты карт по Истории.

7.4

Наглядные пособия: Комплекты учебных таблиц по Истории.

8. МЕТОДИЧЕСТКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ (МОДУЛЯ)

Методические указания к практическим занятиям

Практическое занятие № 1. Предпосылки появления феномена современной культуры
Вопросы для обсуждения:
1. Понятие модерн, постмодерн.
2. Человек и проблема постмодерна.
3. Специфика постмодернистского дискурса.
4. Декаданс европейской культуры 19-20 века.
5. Критический анализ идей и  теорий,  обосновывающих  европейский культурный кризис.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. - 8-е изд., стер. - М.: 2012 — 368 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.

Практическое занятие № 2. Культура и общество в первой половине XX века
Вопросы для обсуждения:
Художественные течения модернизма в живописи.
1. Фовизм А. Матисса
2. Кубизм П. Пикассо
3. Сюрреализм С. Дали
4. Арнольд Шёнберг.
5. Абстракционизм В.В. Кандинского.
Архитектура XX века.
1. Конструктивизм. Шарль Эдуар Ле Корбюзье.
2. Советский конструктивизм. В.Е. Татлин.
3. «Органическая архитектура» Ф. Л. Райта.
4. Функционализм. О. Нимейер: архитектор, привыкший удивлять.
Театральная культура XX века.
1. Режиссёрский театр К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко. Московский Художественный театр. Спектакль по пьесе «Три сестры»  Антона Павловича Чехова.
2. «Эпический театр» Б. Брехта. Добрый человек из Сычуани».
Музыкальная культура XX века.
1. Музыкальный мир С. С. Прокофьева. Балет «Ромео и Джульетта».
2. Творческие искания Д. Д. Шостаковича. Седьмая симфония (Ленинградская).
3. Музыкальный авангард А. Г. Шнитке. «Реквием»
4. Додекафония «нововенской школы». Антон фон Веберн. «Свет глаз».
5. Искусство джаза и его истоки.
6. Рок- и поп-музыка.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. - 8-е изд., стер. - М.: 2012 — 368 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс. (базовый уровень). - 6-е изд. - М.: 2012 — 272 с.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв.

Практическое занятие № 3. Культура и общество во второй половине XX века
Вопросы для обсуждения:
Шедевры мирового кинематографа.
1. Мастера немого кино: С. М. Эйзенштейн и Ч. С. Чаплин. «Броненосец "Потемкин"».
2. «Реальность фантастики» Ф. Феллини. «Репетиция оркестра».
(базовый уровень). - 6-е изд. - М.: 2012 — 272 с.
Искусство постмодернизма.
1. Постмодернизм. Новые виды массового искусства и формы синтеза.
2. Энди Уорхол.
3. Фернандо Ботеро.


УП: b44.03.01 И 281.plm.xml

стр. 12

4. Георгий Пузенков.
5. Юрий Лейдерман.
Неклассическая и постнеклассическая наука. Развитие техники в XX веке.
1. Технические достижения  конца XIX – начала XX века
2. Теория относительности.
3. Работы И.П.Павлова по высшей нервной деятельности.
4. Учение по био- и ноосфере В.И.Вернадского.
5. Новая геометрия пространства.
6. История разработки атомной бомбы.
7. Создание ЭВМ и робототехники.
8. Создание кибернетики.
9. Разработка и использование лазеров.
10. Развитие  термодинамики  открытых систем и создание новой  науки  –  синергетики.
11. Микроэлектроника – важнейшее научно-техническое достижение современности.
12. Становление нанотехнологии и ее перспективы.
История и культура повседневности.
1. Человек как домашнее существо: Дом. Квартира. Машина жилья.
2. Любовь. Страсть. Брак. Семья как дисциплинарное пространство культуры.
3. Культура еды.
4. Образная культура: лицо и внешность.
5. Прическа.
6. Мода.
7. Реклама.
8. Шопинг.
Литература:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от XVII века до современности. 11 класс. Базовый уровень. - 8-е изд., стер. - М.: 2012 — 368 с.
2. Емохонова Л.Г. Мировая художественная культура. 11 класс.
3. Культурология. История мировой культуры: Учебник для вузов/ Под ред. проф. А.Н. Марковой. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ, 2000. — 600 с.; илл. цв. – С. 543-565.
4. Марков Б.В. Культура повседневности. – СПБ: Питер, 2008.

Вопросы для самостоятельного изучения тем курса

Тема «Предпосылки появления феномена современной культуры»
1. Феномен «современного искусства». Место искусства в социокультурной модели общества.
2. Социально-культурное проектирование как основное направление современной культурной политики. Изобразительное искусство в социокультурном проектировании.
3. Истоки и предпосылки развития новейших форм искусства: романтизм Германии и Англии.
4. Истоки и предпосылки развития новейших форм искусства: символизм.
5. Истоки и предпосылки развития новейших форм искусства: модерн.

Тема «Культура и общество в первой половине XX века»
6. Модерн и концепции «социального дизайна».
7. Истоки и предпосылки развития новейших форм искусства: импрессионизм.
8. Многообразие форм и стилей в искусстве начала XX  века. Изобразительное искусство и проблемы развития буржуазного общества.
9. Массовая культура и проблемы развития искусства в первой половине XX века.
10. Изобразительное искусство и социальные проблемы в первой половине XX века.
11. «Эстетический бунт» в изобразительном искусстве первой половины XX века: авангард и футуризм.
12. «Эстетический бунт» в изобразительном искусстве первой половины XX века: дадаизм и сюрреализм.
13. Изобразительное искусство и формирование социокультурных моделей тоталитарных обществ XX века

Тема «Культура и общество во второй половине XX века»
14. Развитие авангардных и поставангардных направлений в Западной Европе и США после 1945 года: искусство и проблемы развития европейского общества.
15. Поп-арт и проблемы массовой культуры.
16. Философия постмодернизма и развитие изобразительного искусства последней трети XX века.
17. Концептуальное искусство и его культурные функции.
18. Актуальное искусство современной эпохи.
19. Паблик-арт и социальный поворот современного искусства.
20. Современные социокультурные проекты с участием изобразительного искусства.