Конспект урока в школе по обществознанию по теме "Духовно-нравственные ценности современного мира"

Липартелиани Ольга Николаевна

Разработка урока для средней школы  9 классе по обществознанию включает интересный теоретический и практический материал по теме ценностей восточной и западной цивилизации современного мира

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_9_klass.docx27.09 КБ

Предварительный просмотр:

Поурочное планирование.

Тема: Духовные ценности современной цивилизации

Место проведения:

Республика Татарстан, г. Набережные Челны

9 кл. общеобразовательной школы

Предмет: обществознание.

Цели урока:

  1. Познакомить учащихся с  представлениями  ценностях современной цивилизации.
  2. Закрепить умения анализировать взгляды товарищей,  высказывать собственную  точку зрения.
  3. Воспитывать толерантное отношение к позиции собеседника, находить рациональное звено в высказывании оппонента.

Тип урока: урок-проект. Каждый ученик в течении четверти разрабатывал свой небольшой проект, консультируясь с учителем индивидуально. На данном уроке все проекты учеников должны вылиться в один проект по теме «Духовные ценности современной цивилизации».

Ход урока:

  1. Вводное слово учителя.
  2. Выступления учащихся.
  3. Закрепление материала. Подведение итогов.

  1. Вводное слово учителя:

Вопрос учащимся:

Мы живем в современной цивилизации. Что такое цивилизация?

Какие вы знаете локальные цивилизации? Охарактеризуйте их.

Определите факторы, характеризующие цивилизацию.

В ходе обсуждения учащиеся приходят к следующим выводам и записывают их в тетрадь:

К факторам, определяющим сущность цивилизации, ее неповторимое своеобразие, ученые относят следующие:

  • географическая (или природная) среда;
  • система ведения хозяйства (экономика);
  • социальная организация (тип общества, социальная структура);
  • религия (или идеология, возведенная в ранг религии);
  • духовные ценности;
  • политико-правовая система.

Учитель: Таким образом, современная наука понимает цивилизацию комплексно, отказавшись от односторонних воззрений. В таком случае термин «цивилизация» шире понятия «общество».

Цивилизация имеет две стороны — научно-техническую, духовную, социально-правовую. В данном случае мы рассмотрим духовную сторону цивилизации.

Наша цель – рассмотреть духовные ценности современной цивилизации.

Тип нашего урока  – урок-проект

Предварительно ребята получили домашнее задание: используя данные дополнительной литературы, сети Интернет – подготовить  выступления на 5 минут по работе над своими проектами о характере духовных ценностей современного общества города Набережные Челны. Проекты учащихся имели цель показать как культура какого-либо народа распространяется на наш социум, наше общество.

На доске: Наша задача – в конце урока сделать вывод о том

 какие духовные ценности существуют в нашем обществе и как современная цивилизация влияет на их развитие?

Дом задание: напишите эссе на тему: Искусство – одна из составляющих духовных ценностей человечества. «Искусство состоит в том, чтобы найти необыкновенное в обыкновенном и обыкновенное в необыкновенном» (Д. Дидро)

Учитель:

 - Описывая совокупность признаков цивилизации, культурологи особо выделяют менталитет как ее главное или собирательное свойство.  

МЕНТАЛИТЕТ -  образ мышления, мировосприятия, духовной настроенности, присущий обществу.

 Цивилизация не является чем-то неподвижным. Она постоянно развивается. Как наш город.

 

 г. Набережные Челны… Здесь проживают представители более 115 национальностей, представители более 12 религий. Их привело сюда  желание – сделать благо для народа и страны – построить завод КАМАЗ. Живя в строительных вагончиках, работая в резиновых сапогах – их людей разных национальностей – объединяли идеи принести пользу стране, получить радость от труда, почувствовать добро и  дружбу своих товарищей.

  1. Выступления учащихся.

Выступление (по проекту одной ученицы) о гостеприимстве татарского народа  и о том, что из татарской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Учитель: Мы с вами часть мировой цивилизации, которая  находится под влиянием множества стран и народов.

Республика Татарстан – это субъект РФ и мы живем по правам зафиксированных в Конституции РФ: каждый человек имеет право на труд, отдых, раскрывать свои творческие способности, активно участвовать в политической жизни и право создавать свои партии. Право выбирать язык общения, место жительства пришли в наш менталитет – наше сознание вместе со знакомством  демократических свобод запада (Англии, Франции, США) – это наши правовые ценности.

 У нас демократическое общество – это идеи английской революции……

В первую очередь – рассмотрим  влияние  западной цивилизации на духовные ценности нашего общества.

Выступление (с проектом второй ученицы) о влиянии культуры   украинского народа  и о том, что из его культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Выступление (с проектом третьей ученицы) о влиянии культуры   Великобритании  и о том, что из ее культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Во вторую очередь - рассмотрим влияние восточной цивилизации на духовные ценности нашего общества, т.к. основное население нашего города - татары народ восточный, тюркоязычный.

Выступление (с проектом четвертой ученицы) о влиянии культуры  узбекского народа  и о том, что из татарской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Выступление (с проектом  пятой ученицы)  о влиянии культуры  японского народа  и о том, что из татарской японской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Учитель: Молодежь – вы самое активное население нашего города, наше будущее. От того какова ваша культура, ваши духовные ценности зависит наша жизнь. Интернет позволяет вам получать информацию о моде, традициях и привычках народов самых неизвестных нам ранее стран. Например, в феврале 2013 года мы познакомились с культурой и языком южнокорейского народа, их менталитетом. Сегодня у нас в гостях учителя и ученики воскресной южнокорейской школы.

Выступление (с проектом   шестой ученицы)  о влиянии культуры   южнокорейского народа  и о том, что из  южнокорейской культуры принял в свой быт и культуру человек города Набережные Челны.

Вопрос южнокорейцам: что в Татарстане напоминает вам о культуре и быте в Южной Корее?

  1. Закрепление материала.  Подведение итогов.

Учитель:

- Что такое цивилизация? (ступень общественно-экономического  развития с определенным уровнем развития культуры)

- Цивилизованный человек…кто это? (уважающий традиции разных культур)

- Как взаимосвяно развитие цивилизации и культуры? Что такое культура? (все, что создано руками и умом человека – материальная и духовная, политико-правовая).

Под культурой надо понимать исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и фортах жизни и деятельности людей, в их взаимоотношениях, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях. В более узком смысле культура означает сферу духовной жизни людей.

- Стержнем культуры выступают ценности. Какие духовные ценности современной цивилизации вы можете выделить?

( Духовные ценности реализуются в деятельности (знания, умения, навыки, уровень интеллекта, нравственного и эстетического развития, мировоззрение, способы и формы общения людей).

Религия строится вокруг добра, искусство — вокруг красоты. Это духовные ценности современного человека.

Из ответов учеников один из них приходит к следующему выводу:

Духовные ценности – это свобода вероисповедания, свобода выбора языка общения, участие в городских общественных праздниках, свобода заниматься любым видом экономической деятельности – это то, что мы называем духовными ценностями современной цивилизации. Они проявляются в нашей жизни, в городе Набережные Челны в том числе.

Учитель:

Духовные ценности каждого человека нашей страны и нашего города разнородны – это возможность получить вам  

  • образование различного профиля, сдать ЕГЭ и поступить в любой вуз страны, получить образование за рубежом.
  • знание информационных технологий (Интернета), а через них научных достижений и поучаствовать в интернет-конкурсах.

Особняком стоит еще одна ценность — Свобода. Она нужна всем людям.

Вы свободны в  развитии  своих способностей через учреждения дополнительного образования (ГЦДТ, ДК, Шахматно-Шашечный клуб). Образование  строится вокруг постижения истины, отзывчивости образовательного персонала,  добра  в распространении истины.

Таким образом, в широком смысле слова ценностями называются обобщенные, устойчивые представления о чем-то как о предпочитаемом, как о благе, т.е. о том, что отвечает каким-то потребностям, интересам, намерениям, целям, планам человека (или группы людей, общества). Нравственные ценности обязательны. Это добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и др.

Ценности не подвергаются сомнению, они служат эталоном, идеалом для всех людей. Это Истина, Красота, Добро, Польза, Справедливость, Свобода.

Сдержанно, говорите, пожалуйста, сдержанно…

Бережно,… не спеша, подбирая слова…

Не кричите в сердцах. Всё так тонко… и нежная

Пред жестокостью слов беззащитна душа…

Временно, вы поймите, мы здесь с вами временно…

Времени не теряйте на злые дела…

Пусть дела будут добрыми, а дорога – светла!..(Анастасия Ларецкая)