Статья "Численность чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX вв."

Нефёдов Николай Александрович

В статье рассказывается о динамике численности черного духовенства Оренбургской епархии в начале 20-го века.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_.docx20.39 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 124.5

Исторические науки и археология

Статья посвящена изучению православного духовенства Южного Урала во второй половине XIX – начале XX вв.  В статье рассматривается общая динамика численности черного духовенства и соотношение представителей мужского и женского числа монашествующих и послушников в Оренбургской епархии во второй половине XIX – начале XX вв.

Ключевые слова и фразы: Оренбургская епархия; православное духовенство; монашествующие; послушники и послушницы; женская община; мужской скит.

Нефедов Николай Александрович, аспирант историко-филологического факультета ЧелГУ

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

E-mail: odou@csu.ru

Численность чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX вв.

В XIX – начале XX веке наблюдался количественный рост православных монастырей в большинстве епархий Российской империи. Очевидно, что по мере роста количества монастырей в Оренбургской епархии изменялась и численность чёрного духовенства.  А. И. Конюченко приводит следующие данные: «на 1850 г. в мужских монастырях насчитывалось 4 978 монашествующих и 5 019 послушников, в женских – 2 303 монахинь и 6 230 послушниц, то есть соотношение между монашествующими мужского и женского пола составляло 100 к 46,3 %, послушников – 100 к 124,1 %» [2, с.84]. На 1914 год данные резко меняются. Соотношение монашествующих мужского и женского пола - 100 к 137,5 %, а послушников - 100 к 590,6 %. Т.е. в течение второй половины XIX – начала XX вв. число, и монашествующих, и послушниц женского пола значительно выросло.

На основании отчетов о состоянии Оренбургской епархии приведем количественные данные о численности чёрного духовенства в конце XIX – начале XX века (до 1917 года) и выделим тенденции изменения численности чёрного духовенства в данной епархии

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1899 год в мужских монастырях числилось 105 человек (38 монахов и 67 послушников). В женских монастырях - 1424 человека (208 монахинь и 1216 послушниц). Всего - 1529 человек. Монашествующих – 246. Послушников и послушниц – 1377 [1, Д.10570, л.26].

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1901 год в мужских монастырях числилось 82 человека (31 монах и 51 послушник), т.е. меньше, чем в 1899 году на 23 человека.  В женских монастырях - 1507 человек (227 монахинь и 1280 послушниц), т.е. больше, чем в 1899 году на 83 человека.  Всего - 1589 человек. Монашествующих – 258. Послушников и послушниц – 1331 [1, Д.10572, л.24].

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1902 год в мужских монастырях числилось 74 человека (28 монахов и 46 послушников). В женских монастырях - 1513 человек (230 монахинь и 1283 послушниц). Всего - 1587 человек. Монашествующих – 258. Послушников и послушниц – 1329 [1, Д.10573, л.8].

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1903 год в мужских монастырях числилось 70 человек (32 монаха и 38 послушников), т.е. меньше, чем в предыдущие годы.  В женских монастырях - 1574 человека (235 монахинь и 1339 послушниц), т.е. больше, чем в предыдущие годы. Всего - 1644 человек. Монашествующих – 267. Послушников и послушниц – 1377 [1, Д.10574, л.9].

Известно, что в 1908 году в результате перехода Уральской области в ведение Самарской епархии, Уральский Николаевский единоверческий мужской монастырь и Уральский Покровский единоверческий женский монастырь перестали относиться к Оренбургской епархии. Автоматически это должно было привести к сокращению численности монашествующих в мужских и женских обителях.  Однако в женских обителях в отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1908 год числилось 1666 сестер (300 монахинь и 1366 послушниц). Т.е. по сравнению с 1903 годом тенденция роста количества монашествующих в женских обителях Оренбургской продолжилась. А вот в Успенско-Макарьевском мужском монастыре, единственном на тот момент штатном мужском монастыре епархии, на начало 1909 года числились: настоятель, 14 монахов и 38 послушников. Всего – 53 человека. Т.е. общая тенденция падения числа монашествующих в мужских обителях Оренбургской епархии в начале XX века продолжилась.  

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1912 год в единственном штатном мужском монастыре числилось 37 человек (18 монахов и 19 послушников). В женских монастырях - 1760 человек (317 монахинь и 1443 послушницы). Всего - 1797 человек. Монашествующих – 335. Послушников и послушниц – 1462 [1, Д.10578, л.21].

 К марту 1914 года в Оренбургской епархии в мужских обителях было 34 монашествующих и 90 послушников. Всего 124 человека. В то же время в женских обителях было 347 монашествующих и 1463 послушницы. Всего - 1810 сестер.

В отчете о состоянии Оренбургской епархии за 1914 год приведены следующие цифры. В мужских монастырях числилось: 1 игумен, 17 иеродьяконов, 7 иеродьяконов, 13 монахов, 58 указных послушников и 73 неуказных послушников. Всего – 169 монашествующих (38 монахов и 131 послушник). В женских монастырях в том же году числилось: 10 игумений, 388 монахинь, 81 указная послушница и 1401 неуказная послушница. Всего – 1880 сестер (398 монахинь и 1482 послушниц) [1, Д.10580, л.21].

А вот данные за 1915 год. В мужских обителях числилось: 1 игумен, 17 иеродьяконов, 7 иеродьяконов, 15 монахов, 4 указных послушников и 76 неуказных послушников. Всего – 120 монашествующих (40 монахов и 80 послушников).  В женских монастырях в том же году числилось: 11 игумений, 370 монахинь, 46 указная послушница и 1419 неуказных послушниц. Всего – 1846 монашествующих (381 монахинь и 1465 послушниц) [1, Д.10581, л.17].

Из приведенных данных о численности чёрного духовенства Оренбургской епархии в конце XIX – начале XX века можно сделать ряд выводов. Во-первых, в этот период наблюдается стабильный рост численности, и монахинь, и послушниц женских обителей. Этот рост вполне закономерен, так как на протяжении этого периода число женских монастырей в епархии выросло, даже не смотря на переход Уральской области в ведение Самарской епархии. В этот период были открыты монастыри в Орске, Верхнеуральске, Илецкой Защите, у деревни Исянгуловой и в Кустанае. И только в 1915 году наблюдается незначительный количественный спад монахинь и послушниц женских монастырей, что в первую очередь связано с начавшейся Первой мировой войной.

Данная тенденция была характерна и для большинства других епархий Российской империи. С чем же связан этот достаточно бурный рост женских монастырей, монашествующих и послушниц женских обителей? Этот рост говорит, прежде всего, о повышенной, по сравнению с мужчинами, социальной ранимости слабого пола. Монастыри притягивали к себе выпавших из среды привычных социальных связей сирот, вдов, старых дев, инвалидов и других женщин, не сумевших найти нишу в рамках мирской жизни.

Постоянный и стабильный рост женских монастырей был связан и с большим количеством общин, игравших роль ближайшего резерва женского иночества. Этим объясняется и значительное количество послушниц. На территории Оренбургской епархии на рубеже XIX-XX веков было несколько женских общин: Орская община (с 1888 по 1898 год), Верхнеуральская община (с 1888 по 1901 год), Кустанайская Иверская община (с 1889 по 1907 год), Покровская община у деревни Исянгуловой (с 1895 по 1904 год), Илецкая община (с 1890 по 1900), Серафимовская община (с 1904 года). Как сказано выше, подавляющее большинство этих общин получили статус монастыря.

Кроме того, в Оренбургской епархии мужские монастыри во всех отношениях уступали женским. Оренбургский преосвященный Мефодий писал в отчёте о состоянии епархии, что «мужские обители по внешнему и внутреннему своему состоянию много уступают женским обителям…» и находятся буквально в состоянии «жалкого прозябания» [2, с.98].

Второй вывод, который можно сделать, анализируя приведенные данные о численности чёрного духовенства Оренбургской епархии – с конца XIX века и на протяжении первого десятилетия XX века численность монашествующих и послушников мужских обителей стабильно падала вниз. И это тоже вполне логично, учитывая, что в этот период число штатных мужских монастырей епархии сократилось. Напомню, что в 1900 году «за недостатком средств» Богодуховский Иоанно-Предтеченский мужской монастырь в городе Оренбурге переведен в число заштатных. А в 1908 году из ведения епархии вышел Уральский Николаевский мужской единоверческий монастырь.

В-третьих, со второго десятилетия XX века численность монашествующих и послушников мужских обителей начала увеличиваться. В первую очередь это связано с тем, что в 1913-1914 гг.  на территории епархии были основаны аж три мужских монастыря, получившие этот статус в результате преобразования скитов, возникших во второй половине первого десятилетия XX века: Николаевский мужской монастырь у села Покровки (существовал в качестве скита с 1905 года), Николаевский мужской монастырь близ города Троицка (существовал в качестве скита с 1908 года), Георгиевский мужской монастырь близ города Челябинска (в качестве мужской общины – с 1909 года).  

В-четвертых, даже не смотря на количественный рост мужских монастырей в Оренбургской епархии в первой половине второго десятилетия XX века, численность монашествующих и послушников в женских монастырях всегда в разы превышала численность монашествующих и послушников в мужских монастырях. Для наглядности составим таблицу соотношения монашествующих и послушников мужского и женского пола:

                                                                                                             Таблица 2

Соотношение численности монашествующих и послушников мужского и женского пола в Оренбургской епархии в 1899 -1915 гг.

год

Соотношение монашествующих

Соотношение послушников

Мужской пол

Женский пол

Мужской пол

Женский пол

1899

18,27 %

100 %

5,51 %

100 %

1901

13,66 %

100 %

3,98 %

100 %

1902

12,17 %

100 %

3,59 %

100 %

1903

13,6 %

100 %

2,84 %

100 %

1908

5 %

100 %

2,78 %

100 %

1912

5,68 %

100 %

1,32 %

100 %

1914 (март)

9,8 %

100 %

2,78 %

100 %

1914 (декабрь)

9,55 %

100 %

4,93 %

100 %

1915

10,5 %

100 %

5,46 %

100 %

Из таблицы видно, что в конце XIX века и первое десятилетие XX века разрыв в соотношении монашествующих и послушников мужского и женского пола рос с каждым годом. И только в 1912-1915 гг. этот разрыв начал сокращаться, т.к. в этот период в епархии появились три мужских обители.

В заключении необходимо согласиться с тем, что общие тенденции в изменении количества монастырей и численности чёрного духовенства на территории Российской империи во второй половине XIX – начала XX вв. характерны и для Оренбургской епархии. Это касается и роста количества монастырей епархии, и увеличения численности монашествующих и послушников, и многократного преобладания числа монашествующих и послушниц женского пола над числом монашествующих и послушников мужского пола.

Список литературы

  1. ГАОО. Ф. 175. Оп. 5. Д.10566-10580.
  2. Конюченко А.И.  Православное духовенство России во второй половине XIX – начале XX века. : дис. … док. ист. наук.  Челябинск, 2006.