Немецкое и советское танкостроение в период, предшествующий кампании в СССР 1941-1945 гг

Громов Антон Викторович

Прежде, чем перейти к непосредственному сравнению немецкого и советского танкостроения, нужно выявить причины, которые способствовали развитию тактики применения танковых войск как в Германии, так и в Советском Союзе, которая, в свою очередь, имела первостепенное значение для разработки новых моделей танков, ведь именно под тактику, которая господствовала в генеральных штабах, «подгоняли» разрабатываемые машины.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор:

Громов Антон Викторович

Немецкое и советское танкостроение в период, предшествующий кампании в СССР 1941-1945 гг.

Прежде, чем перейти к непосредственному сравнению немецкого и советского танкостроения, нужно выявить причины, которые способствовали развитию тактики применения танковых войск как в Германии, так и в Советском Союзе, которая, в свою очередь, имела первостепенное значение для разработки новых моделей танков, ведь именно под тактику, которая господствовала в генеральных штабах, «подгоняли» разрабатываемые машины.

Как известно, Германия, не смотря на «план Шлиффена», не смогла избавиться от «штальринга», стального кольца окружения, и ей пришлось воевать на два фронта, где она столкнулась с разными по своему промышленному уроню развития странами.

Западный фронт являлся наиболее сложным с этой точки зрения, ведь на нем располагались такие империалистические гиганты, как Англия и Франция, а позже и Америка.

На Восточном фронте располагалась Российская империя, которая несмотря на форсированное развитие в начале XX в., так и не смогла войти в число промышленных лидеров.

В 1916 г. Союзники, пытаясь выйти из тупика позиционной войны, начинают применять на полях Западного фронта танки. Это было обусловлено, прежде всего, их высоким уровнем развития в области промышленности. Те же Италия, Япония не могли позволить себе такой роскоши, а говорить о России или Австро-Венгрии вообще не приходится.

Что касается Германии, то несмотря на развитую промышленность, немецкое командование недооценило новый вид вооруженных сил и поэтому не придало должного внимания не только средствам противотанковой обороны, но и развитию самого танкостроения.

Первая мировая война закончилась в 1918 году, таким образом, танки использовались в ней лишь два года, это не могло не сказаться на дальнейших расхождениях в теории их применения.

Что касается Германии, то она, ограниченная Версальским договором, поначалу была вынуждена довольствоваться только теоретическим развитием.

Гудериан, отец-основатель танковых войск Германии, опубликовал в 1937 г. свою книгу «Внимание, танки! История создания танковых войск», в которой детально проанализировал возникновение танковых войск и их применение в Первой Мировой войне, а также сформулировал свою теорию применения танков на поле боя. Три правила, следуя коим можно было добиться максимальной эффективности в использовании данного вида вооруженных сил, а именно: «массированность», «внезапность», «местность», к которым он впоследствии добавил, осмыслив, в своих мемуарах, опыт Второй Мировой войны – «скорость».

Данные «правила» в полной мере отражают особенности немецкого танкостроения, ведь в нем до Советской кампании 1941-1945 гг. были преимущественно лишь легкие и средние модели танков.

Если говорить о Советском Союзе, то он изначально не имел танков своего производства и закупал образцы за рубежом, которые впоследствии «подгонял под себя».

Если в Германии в вопросе теории применения танковых войск существовало единоначалие в лице Гудериана, то в СССР была целая плеяда военных теоретиков, которая непосредственно не разбирала способы применения танковых подразделений в бою, а сосредотачивалась на теории глубокой операции, где танки рассматривались лишь одним из способов для достижения необходимой цели.

Тактика – так называемая «теория глубокой операции», которую мы рассмотрим через призму танковых соединений, заключалась во «взламывании» обороны противника путем фронтального наступление с помощью тяжелых танков и последующим вводом в место прорыва легких и средних танков для преследования противника, а также выхода на оперативный простор.

Начиная с танков собственного проектирования советское танкостроение, точно так же, как и немецкое, начало полностью отражать тактику, которая господствовала в генеральных штабах.

Именно Советский Союз обладал в середине XX в. самыми тяжелыми танками в мире – КВ-1, КВ-2, которым и отводилась роль «танков прорыва», а также средним танком Т-34, который также имел хорошее бронирование и огневую мощь – эти качества делали этот танк идеальным, для последующего расширения зоны прорыва.

Ели говорить о бронетанковой технике Германии, которая была создана в тридцатые годы, то ее, в основном, отличали не только высокая степень надежности, но и простота в управлении, а также удобство в сфере обслуживания и эксплуатации.

Что же касается техники, которая была создана в годы войны, то она уже не могла похвастаться такими показателями. Чрезвычайная обстановка на фронте требовала быстрых решений, что не могло не сказаться на эксплуатационных характеристиках новых моделей танков – «Пантера», «Тигр», «Королевский тигр».

Именно по этим причинам мы остановимся на моделях, которые предшествовали советско-германской кампании 1941-1945 гг.

Pz-I.

Совершенно естественно, что разбор немецких боевых машин мы начнем с танка Pz-I, который был создан в начале тридцатых годов и, прежде всего, был предназначен для обучения военных кадров. Уже к началу Польской кампании 1939 г. данные модели обладали сомнительной боевой эффективностью и безнадежно устарели. Модернизация данных боевых единиц могла лишь в незначительной степени повысить их тактико-технические характеристики и, таким образом, лишь ненадолго отстрочить их «уход» из фронтовых подразделений в части тылового охранения.

Однако, несмотря на все это, Pz-I полностью соответствовали тактике «блицкрига», так как являлись быстроходными и маневренными машинами. Высокие показатели мобильности и тактика немецкого командования позволили Панцерваффе, которые преимущественно состояли из легких танков, добиваться быстрой победы в кампаниях 1939-1941 гг. При этом не превосходя противника ни по качеству боевых машин, ни по количеству (за исключением операций «Вайс» и «Марита»).

Pz-II.

Что касается Pz-II, то эта модель была значительно больше по габаритам и лучше вооружена в сравнении с Pz-I. Этот танк, также как и его предшественник был предназначен для учебных целей, но при этом являлся более полноценной боевой машиной.

Если говорить о недостатках данного танка, то, прежде всего, стоит акцентировать свое внимание на его орудии – 20-мм пушке, которой было явно недостаточно. Сравнимые по массе с Pz-II английский танк «Виккерс» был оснащен 37-мм пушкой, как и французские H-35 и R-35, а упоминать советский Т-26 с его 45-мм пушкой даже не стоит.

Что касается бронирования, то «Виккерс» и Т-26 были сопоставимы с первыми модификациями PZ-II, а вот французские модели явно превосходили по этому показателю своих конкурентов. Лишь последние модификации Pz-II имели бронирование лобовой части корпуса сопоставимое с бронирование французских H-35 и R-35.

Pz-III.

Немецкий танк Pz-III, созданный во второй половине тридцатых годов не обладал значительными преимуществами перед своими иностранными конкурентами. Практически всем уступал в скорости, а французским образцам – в бронировании.

Однако именно с этого немецкого танка начинается полное разделение функций членов экипажа. Также для данной модели характерны удобства экипажа и хороший обзор из машины. А самое главное – в Pz-III  были заложены значительные резервы для дальнейшей модернизации.

Последующие модернизации конца тридцатых годов имели при большей массе значительно большую бронезащиту и вооружение.

После кампании во Франции 1940 г., когда Вермахт столкнулся с английскими танками «Матильда», которые имели лобовую броню 78 мм, и американскими «Шерманами», а особенно после начала операции «Барбаросса» и, следовательно, появлением на поле боя таких моделей как Т-34 и КВ становится очевидным, что немецким танковым войскам необходима более мощная боевая единица.

Pz-IV.

Рассматривая немецкий танк Pz-IV стоит отметить, что как и в случае с Pz-III, платой за высокую надежность этой модели служила большая трудоемкость в изготовлении и ремонте. Что в условиях напряженного противостояния на советско-германском фронте являлось серьезным минусом.

Помимо этого, после столкновения с советским Т-34 модернизация Pz-IV вылилась в лихорадочное наращивание лобовой брони и усилением вооружения. При всем этом не отводилось должного внимания остальным аспектам этой модели.

Таким образом, изначально очень удачная конструкция танка была загублена не комплексным подходом к его модернизации. Немецкие инженеры сосредоточились лишь на двух параметрах – защищенность лобовой проекции и огневой мощи. В связи с чем последние модификации PZ-IV носили ярко выраженный несбалансированный характер, так как конструкторы упускали из виду такие важные показатели как подвижность, маневренность, проходимость, а также защита боковых проекций.

Серия Т-26.

Если говорить о бронетанковых войсках Красной Армии, то ее основу в тридцатые годы составляли легкие танки.

Советский танк Т-26 должен был стать копией британского «Виккерса». В этой зарубежной модели советских военных привлекли маневренность и скорость. Однако создать точную копию машины не получилось и Ленинградскому заводу «Большевик» доверили довести ее до ума.

Выпустив около 1000 танков с пулеметным вооружением в двух башнях, конструкторы, по заказу военных, приступили к более существенным преобразованиям, так как требовался танк с более мощным вооружением.

В начале тридцатых годов наладили производство новой модификации Т-26 – в правую башню поместили, в качестве замены пулемета, пушку калибром 37 мм. Но так как огневой мощи никогда не бывает достаточно, вскоре военные запросили танк с более сильным вооружением. Однако больший калибр орудия втиснуть в двухбашенную машину не удалось, вследствие чего их вытесняет одна более крупная башня. Этот однобашенный вариант компоновки являлся наиболее массовым.

На протяжении тридцатых годов танк Т-26 был одним из основных в Красной Армии.

Серия БТ.

Советские танки БТ также были спроектированы по зарубежному образцу. На сей раз это был американский танк «Кристи».

Особенностью БТ-2 заключалась в том, что эта модель могла передвигаться как на гусеницах, так и на колесах. В то время это было серьезным плюсом, так как ресурс гусениц не превышал 1000 км чего с лихвой хватало для ведения боевых действий. Однако если нужна была переброска войск на другой, более отдаленный участок фронта, то для последующей операции этого ресурса могло и не хватить, а «переобувание» всех танков являлось потерей драгоценного времени. Естественно танки можно было перевозить по железной дороге, но это также отнимало много времени.

В начале тридцатых годов в серийное производство был запущен танк БТ-5, который отличался от предшествующих модификаций более мощный вооружением – 45-мм пушкой.

В следующей модификации – БТ-7, броня корпуса была уже не клепанная, а сварная, что делало танк более защищенным и простым в изготовлении.

Если танки модели Т-26 использовались в качестве поддержки пехоты на начальном этапе наступления, то танки БТ предназначались для развития и закрепления успеха. Однако опыт Первой Мировой войны подсказывал, что для прорыва глубокоэшелонированной обороны требуются более тяжелый модели танков.

Средний танк Т-28.

Т-28 являлся средним танком. В его распоряжении находилось три башни. В основной, центральной башне располагалось главное оружие, а в двух других – крупнокалиберные пулеметы. В войска данная модель стала поступать с середины тридцатых годов.

Тяжелый танк Т-35.

Тяжелый танк Т-35 был предназначен для прорыва глубокоэшелонированной обороны противника. Именно там, где легкие и средние модели танков были бесполезны.

Т-35 обладал 5-ю башнями. В центральной башне, точно также как и на Т-28, располагалось главное орудие – 76-мм пушка. В диагонально расположенных средних башнях – орудия калибра 45-мм. В Малых башнях – крупнокалиберные пулеметы.

Явными минусами этой модели были чересчур большие габариты, что делало танк менее подвижным. С течением времени и развитием противотанковой артиллерии бронирование Т-35 стало недостаточным, а попытки увеличения оной не привели к положительным результатам, так как еще больше уменьшалась маневренность и проходимость. В 1931 г. выпуск данной модели решили прекратить.

Серия КВ.

В конце тридцатых годов на роль нового тяжелого танка прорыва претендовали сразу три модели – Т-100, СМК и КВ. Т-100 и СМК являлись двухбашенными танками, каждая из которых была вооружена пушкой. КВ также имел две пушки, однако устанавливались они в одной башне. Тактико-технические характеристики были во многом схожи, но была одна существенная разница – КВ весил на 15 т. Меньше своих конкурентов, что давало возможность в дальнейшем без особых проблем усилить его бронирование. В результате от громоздких многобашенных моделей отказались и выбор был сделан в пользу КВ. В серийное же производство данная модель пошла лишь с одной пушкой, так как две стесняли действия экипажа. В армию танк поступил под обозначением КВ-1.

Первое испытание боем КВ-1 прошел зимой 1939 г. во время Советско-Финской кампании 1939-1940 гг. Бронезащита показала себя с лучшей стороны, так как бронелисты толщиной до 75-мм не брало ни одно противоточное орудие тех лет. Однако в ходе боевых действий выяснилось, что 76-мм пушки было явно недостаточно для борьбы с ДОТами. В связи с этим от военных поступил новый заказ. Требовалось разработать на базе КВ-1 новый вариант танка с более мощным вооружением. Результатом этого эксперимента стал танк КВ-2 с увеличенной башней, в которую было помещена гаубица калибром 152 мм.

Серия Т-34.

Таким образом новые модели танков КВ-1 и КВ-2 удовлетворили потребность Красной Армии в тяжелых танках прорыва. Легкие также были в избытке. Теперь на повестке дня стояла необходимость обновить парк средних танков. На первый взгляд проблема была очень проста – требовалось создать более защищенный танк, но без потери маневренности, скорости и проходимости. На практики же все было гораздо сложнее, но результат оправдал все ожидания и танку Т-34 суждено было войти в историю, как одному из лучших танков в мире. Стать символом Великой Отечественной войны.

Появление на фронте данного танка шокировало немецких солдат и в последующем весь тевтонский гений был направлен на создание достойного соперника Т-34.

Т-34 практически по всем своим тактико-техническим характеристикам превосходил своих зарубежный конкурентов. Причем не только средние модели танков, но и тяжелые. Внушительное вооружение, большой запас хода, рациональные углы наклона брони, мощный двигатель, сравнительно небольшое удельное давление на грунт – все это было бесспорными преимуществами Т-34. К этому стоит добавить простоту конструкции, что облегчало массовое производство и ремонт в полевых условиях.

В ходе Второй Мировой войны Т-34 постоянно модернизировался.

Выводы:

Таким образом, можно с уверенностью утверждать, что Панцерваффе в 1939–1942 гг. одерживал свои победы не столько благодаря внушительному танковому парку или техническому превосходству «немецких PZ», сколько благодаря хорошо отлаженной организации боевых соединениях, взаимодействию с другими родами войск, а также теории Гудериана, которая действительно эффективно работала.

Уже с 1941–1942 гг. начинается постепенный отход от данной теории, который вылился в сокрушительное поражение на Курской дуге. Во многом это было связано с нехваткой ресурсов и растущим вмешательством Гитлера в планировании военных операций.

Если в 1939–1940 гг. у военных специалистов были хоть в какой-то мере «развязаны руки», то с началом советско-германской кампании и последующими поражениями Гитлер все больше терял веру в компетентность своих генералов и брал дело в свои руки, что явно не шло на пользу немцам. Хотя провал плана «Барбаросса» наглядно продемонстрировал недостаточное количество резервов для победы над СССР, должных выводов сделано не было, и в операции «Блау»  немцы вновь попытались «объять необъятное».

Важнейшим же фактором войны стал постоянный рост военного потенциала антигитлеровской коалиции. СССР и другим ее участникам требовалось лишь время для мобилизации всех своих ресурсов. Выстояв после первых натисков стран Оси, она была обречена на победу. В итоге немецкая, а тем более итальянская и японские экономики не могли конкурировать с индустрией Советского Союза, США, Англии и других стран антигитлеровской коалиции.

Литература:

1. Архипова М.А. Полная энциклопедия танков и бронетехники СССР Второй мировой войны 1939-1945. – Минск: Харвест, 2010г. – 240 с.

2. Архипова М.А. Танки и бронетехника Вермахта Второй мировой войны 1939—1945. Полная энциклопедия. Минск: Харвест, 2011г. – 240 с.

2. Больных А.Г. XX век танков. М.: Яуза, Эксмо. 2009. 368 с.

3. Больных А.Г. Молниеносная война. Блицкриги Второй мировой. М.: Яуза, Эксмо, 2008. – 352 с.

4. Бешанов В.В. Танковый погром 1941 года. М.: Яуза. Эксмо. 2008. 480 с.

5. Вестфаль З. [и др.]. Роковые решения Вермахта. Пер. с англ. М.: Военное издательство Министерства обороны Союза ССР. 1958. 319 с.

6. Гудериан Г. Внимание, танки! История создания танковых войск. Пер. с англ. М.: Центрполиграф. 2005. 366 с.

7. Гудериан Г. Воспоминания немецкого генерала. Танковые войска Германии во Второй мировой войне (1939–1945). Пер. с англ. М.: ЗАО Центрполиграф. 2005. 574 с.

8. Гудериан Г. Танки – вперед! Пер. с нем. М.: Военное издательство министерства обороны союза ССР. 1957. 261 с.

9. Жуков Г.К. Воспоминания и размышления. В 3-х тт. М.: Агентство печати Новости. 1987. 303 с.

10. Кривошеев [и др.]. Россия и СССР в войнах XX века: Статистическое исследование. М.: Олма-Пресс, 2001. 608 с.

11. Лобанов А.В. Танковые войска Гитлера. Первая энциклопедия Панцерваффе. М.: Яуза, Эксмо. 2010. 560 с.

12. Манштейн Э. Утерянные победы. Пер. с нем. Ростов на Дону: Феникс. 1999. 640 с.

13. Мельтюхов М. Советско-польские войны. М.: Яуза. Эксмо. 2004. 672 с.

14. Меллентин Ф. Бронированный кулак вермахта. М.: Вече. 2012. 400 с.

15. Мерников А.Г. Вооруженные силы СССР и Германии 1939-1945 г. – Минск: Харвест, 2011г. – 352 с.

16. Уткин А.И. Русские во второй Мировой войне. М.: Алгоритм. 2007. 1024 с.

17. Уткин А.И. Первая мировая война. М.: Эксмо, 2002. 672 с.