Исследовательский проект "Мое советское детство".

Янковская Нина Владимировна

24 февраля учащиеся нашей школы побывали на выставке «Мое советское детство…» областного краеведческого музея. Выставка «Мое советское детство» - это выставка - воспоминание. Воспоминание о том, какой интересной была жизнь советского ребёнка и школьника. В каких колясках нянчили мамы советских малышей? Как «первоклашек» отправляли в школу и во что одевали детей того времени? Выставка «Мое советское детство» через предметный мир, документы, фотографии расскажет об истории детства в СССР, с рождения ребенка и до вступления во взрослую жизнь, в разные периоды существования советского государства. Для учителей и родителей эта тема - путешествие в прошлое. Для учащихся – возможность узнать о том, как учились, как проводили свободное время, чем увлекались их дедушки и бабушки, мамы и папы, когда не было компьютера и интернета, когда самым увлекательным занятием было «поиграть во дворе». В рамках данной выставки учащиеся и волонтеры разработали проект реализации данной темы в нашей школе. Для реализации данного проекта в нашей школе проведено множество интересных мероприятий разной направленности (волонтерские, культурно-массовые, научные, учебные). Это были занимательные открытые уроки, научные конференции, творческий конкурс презентаций и выставка плакатов, внеклассный просмотр фильмов по теме советского детства, а также интервью учителей и родителей, раздача листовок прохожим, исследование интернет-источников по данной тематике, социологический опрос учащихся, лекции для старших и младших школьников, что представлено в презентации к данному проекту. Учащиеся, волонтеры, участники данного проекта проявляли заинтересованность, активность, креативность в организации и реализации данного проекта. Ребят очень заинтересовала необычная тема, которая мало освещена в разных СМИ и научной литературе. Тема проекта достаточно актуальна в настоящее время, ведь общеизвестно, что изучение и переоценка прошлого опыта в решении «детских» вопросов позволяют обществу выстраивать социальную политику защиты детства сегодня, поэтому и учащиеся, и учителя, и родители с удовольствием вовлечены в реализацию проекта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_sovetskoe_detstvo.docx63.18 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема. Актуальность проекта.

С возрастом каждый начинает понимать всю глубину фразы пушкинского гения «Что пройдет, то будет мило». Практически все с тоской оглядываются в прошедшие годы своей юности, когда и солнце было ярче, и трава зеленее, и жизнь, чтобы там ни происходило на самом деле, была прекрасной.

Сейчас, спустя десятилетия, многое видится четче, поэтому и судить с высоты прожитых лет об этом можно намного более объективно. Но, конечно же, с большой тоской по былому.

Оглядываясь на наше общее советское прошлое, просто нельзя не вспомнить интересные курьезные моменты. Когда-то они казались обычными жизненными явлениями, очень важными историческими или политическими решениями. Теперь это забавные курьезы, которые и воспринимаются совершенно по-иному.

Советское время – всегда интересная и актуальная тема, связана с сравнительно недавними историческими событиями и интересна тем, что есть современники, которые готовы с нами поделиться ценной информацией об этом периоде времени.  Для тех, кто жил в этот период времени – особенно важны воспоминания этого времени, ведь период СССР длился 69 лет (с 1922 по 1991). Для одних – это самое счастливое время и в памяти остались самые теплые воспоминания, для других – время сложное, тяжелое, трудное.

В любом случае, для поколения учителей и родителей актуально вспомнить это время, для поколения учащихся – интересно изучить, узнать, как жили люди без интернета и всевозможной техники. Поэтому цель нашего проекта поделиться информацией с нашими учащимися о периоде советского времени и в большей степени детства.

О советском времени часто говорят «советский образ жизни», что означает Советский образ жизни — распространённое в СССР, обозначающее устоявшуюся, типичную для социальных отношений форму индивидуальной, групповой жизни и деятельности граждан СССР, характеризующую особенность их общения, поведения и склада мышления в различных сферах. То есть, советский образ жизни — это социальные, экономические, бытовые и культурные обстоятельства, характерные для основной массы советских граждан. По построению фраза аналогична устоявшемуся выражению «американский образ жизни».

К основным параметрам советского образа жизни относят характерные для советской действительности труд (учёба —для подрастающего поколения), быт, общественно-политическая и культурная деятельность людей, а также различные поведенческие привычки и проявления советских граждан.

В отчётном докладе Л. И. Брежнева на XXV съезде КПСС понятие «Советский образ жизни» характеризуется следующим образом: «Другой главный итог пройденного пути — наш советский образ жизни. Атмосфера подлинного коллективизма и товариществасплочённость, дружба всех наций и народов страны, которые крепнут день ото дня, нравственное здоровье, которое делает нас сильными, стойкими, — таковы яркие грани нашего образа жизни, таковы великие завоевания социализма, вошедшие в плоть и кровь нашей действительности».

Рассмотрение советского детства невозможно без рассмотрения истории советского времени, хотя бы кратко.

Итак, в 1918 г. была принята «Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа», провозгласившая принцип будущего устройства страны. В его федеративной основе как свободного союза республик, предполагалось право наций на самоопределение. Провозглашенная в 1918 г. РСФСР занимала 92 % всей территории и являлась самой крупной из всех советских республик, где проживало более 100 народностей и национальностей. В ее состав частично входили территории Казахстана, Туркменистана, Узбекистана. Фактически до 1922 г. по ее подобию функционировала Дальневосточная республика. Для объединения существовали экономические, политические и культурные предпосылки. Не составило сложности насадить советскую власть в провозгласивших свою независимость Грузии, Армении и Азербайджане.

С 1920 по 1921 гг. части Красной армии без видимого сопротивления заняли эти государства и установили там законы РСФСР. Легко прошла советизация Белоруссии.

Большинство коммунистических руководителей республик волновал вопрос о существовании «великорусского шовинизма», дабы объединение республик в единое целое не стало созданием новой империи. Особенно болезненно эта проблема воспринималась в Грузии и Украине.

подчиненности создала структуру управления огромной страной.

Мощными факторами объединения республик послужили единство и жесткость репрессивных органов.

Выработкой принципов национального государственного устройства занималась комиссия ВЦИК. Рассматривались автономный, федеративный и конфедерационный варианты построения единого государства.

План декларированного автономного вхождения советских республик в состав РСФСР предлагал нарком по делам национальностей Сталин. Однако комиссией был принят предложенный Лениным вариант союзного федеративного государства. Он давал будущим республикам формальный суверенитет.

Ленин ясно понимал, что единая партия и единая репрессивная система - верная гарантия целостности государства. Ленинский проект мог привлечь в союз и другие народы, а не отпугнуть их, как вариант Сталина.

30 декабря 1922 г. на 1 Съезде Советов было провозглашено образование Союза Советских Социалистических Республик (СССР). Съезд принял Декларацию и Договор.

31 января 1924 г. 2 Всесоюзный съезд Советов принял первую Конституцию СССР, в которой были оговорены принципы Декларации и Договора. Эти положения были закреплены принятием конституций союзных республик в 1924-1925 гг. Образование СССР усилило коммунистический режим и повысило мощь государства.

Значимость темы проекта состоит в том, что данный период времени длился 69 лет и охватил судьбы множества людей, поколений и не может остаться забытым и незамеченным. Поэтому важно актуализировать данное исследование не только для наших учащихся, но и для учителей, родителей, общественности.

Кроме того, информации по тематике советского детства недостаточно,  до сих пор тема советского детства является малоизученной, только по рассказам родителей и родственников. И именно поэтому данная тема является сравнительно новой  и интересной, особенно для учебных учреждении, т к специального рассмотрения не имела и не поднималась, кроме учебного плана по истории России, но это только лишь часть исследования. И именно это указывает о необходимости рассмотрения данной темы и выполнения проекта.

Учащихся особенно побудил интерес к данной теме на выставке в Краеведческом музее «Мое советское детство…», это стало стимулом к дальнейшим исследованиям и работе над проектом.

Цель проекта:

Распространение информации о периоде советского детства для учащихся, учителей и родителей, повышение и актуализация знаний учащихся об историческом периоде СССР.

Задачи проекта:

  • Повышение знаний учащихся об историческом периоде времени СССР;
  • Повышение знаний и информации учащихся о периоде советского детства;
  • Повышение сотрудничества учителей и родителей, привлечение родителей к интересам учащихся;
  • Развитие патриотического воспитания учащихся;
  • Укрепление преемственности поколений, института семьи;
  • Развитие использования новых педтехнологий в реализации проекта;
  • Создание социальных условий для новых ролевых возможностей учащихся;
  • Обращение внимания общественности на данную проблему;

Сроки реализации проекта:

Январь 2016 г. - июнь 2016 г.

Участники проекта

Учащиеся, а также  учители, родители и волонтеры МБОУ «Школа №60», члены молодежной городской организации «Я-волонтер».

Методы реализации проекта:

  • социологический опрос учителей и родителей с целью изучения общественного мнения;
  • обработка данных;
  • подбор и анализ литературы.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный (февраль 2016).  Формирование инициативных групп.

II этап – основной (март 2016-май 2016). Обучение инициативных групп, организация работы и мероприятий.

III этап – итоговый (июнь 2016). Подведение итогов проекта, анализ результатов, информационные встречи.

Механизм реализации проекта

  1. Соцопросы.
  2. Интервью.
  3. Беседы.
  4. Наблюдения.
  5. Практические занятия и мероприятия.
  6. Коллективные творческие дела и акции.
  7. Встречи с родителями.
  8. Организация исследовательской работы по указанным в проекте проблемам.

Реализация проекта

Для реализации данного проекта в нашей школе проведено множество интересных мероприятий разной направленности (волонтерские, культурно-массовые, научные, учебные). Это были занимательные открытые уроки, научные конференции, творческий конкурс презентаций и выставка плакатов, внеклассный просмотр фильмов по теме советского детства, а также интервью учителей и родителей, раздача листовок прохожим, исследование интернет-источников по данной тематике, социологический опрос учащихся, лекции для старших и младших школьников, что представлено в презентации к данному проекту.

Учащиеся, волонтеры, участники данного проекта (всего около 40 человек) проявляли заинтересованность, активность, креативность в организации и реализации данного проекта. Ребят очень заинтересовала необычная тема, которая мало освещена в разных СМИ и научной литературе.

Нашими волонтерами проведен социологический опрос учащихся, который показал, что и учащиеся, и родители наших учеников заинтересованы темой проекта и готовы принять участие в его реализации, что влечет за собой укрепление института семьи и преемственность поколений.

Кроме того, волонтерами также был проведен опрос учителей нашей школы. В результате которого выяснилось, что у большинства учителей остались самые теплые и добрые воспоминания о советском детстве. Они предлагали следующие ассоциации: счастливое детство, открытость, беззаботность, дружба, походы, «Орленок», пионеры, комсомолы. У совсем небольшого количества учителей мнение о советском детстве нейтральное.

Всеми участниками проекта показан творческий подход к выполнению заданий, интервью, опросам, что показано в разработке данного проекта.

Итак, советское время – какое оно?

«Сложное было время…» – скажут одни. «Самое замечательное детство…» - скажут другие.

Бананы были зелёные, не было йогуртов, экзотических фруктов и импортного мороженого… Да что и говорить, много чего не было. Однако бывшие советские дети часами готовы вспоминать булочки по 9 копеек, шоколадки "Старт" и "Финиш", плодово-ягодное мороженое по 7 копеек, а также газировку из автоматов с одним стаканом на всех. Не меньшую ностальгию вызывают и разливные соки в магазине, а также родительский кондитерский «креатив» — знаменитый гоголь-моголь или самодельные конфеты.

      Наши родители и бабушки до сих пор помнят упаковку пельменей "Русских", молочный пакет голубого цвета с белыми узорами, сметану в сине-жёлтой коробочке. Сейчас некоторые производители выпускают нечто подобное. Правда, многие продукты тогда были куда более качественными, чем сейчас, то есть, молоко было молоком. 

Конечно, к одежде приходилось относиться проще, однако покупка каждой хорошей новинки, являвшейся результатом напряжённых усилий родителей, становилась поводом для внеочередного мини-праздника. Родители помнят китайские платья (тогдашний хит для девочек), футболки с блестящей аппликацией, болоньевое пальто небесно-голубого цвета, венгерский вельветовый сарафан с изящной вышивкой, японские куртки, первые джинсы и нежно-розовые кроссовки. 

Родители очень гордятся, что были пионерами, приятное поглаживание алого шелковистого галстука и "салют" знамени, отданный по собственной инициативе, сохранились сентиментальные чувства по поводу чуть лубочных рассказов о детстве Ильича, и желание быть на него похожей. Приносила радость вожатская работа с октябрятами и книги про пионеров-героев. Было ещё чувство глобального интернационализма. С какой радостью учащиеся исполняли роли других национальностей. И идеология идеологией, а было чувство гордости, за нашу страну и чёткая детская уверенность, что "завтра будет лучше, чем вчера". Да и не только в идеологии дело. В голову вбивалось много постулатов, часть из которых были действительно полезными: надо добиваться справедливости, не быть равнодушным, продажным, уметь дружить, стремиться к чему-то высокому, не ставить деньги во главу угла. Возможно, многие из этих качеств и неудобны сегодня, но, вмешиваясь в какую-то уличную ситуацию, чтобы защитить слабого или будучи единственной, кто уступает место беременной женщине в парижском метро – это все те самые отголоски советского воспитания. 

Всё-таки, советские кино и музыка до сих пор служат многим моральной опорой. Фильмы нашего детства гласили о небывалых возможностях ("Приключения Электроника"), обещали "прекрасное далёко" ("Гостья из будущего"), просто для этого, как пелось в песне, надо стать "чище и добрее". Детские фильмы сопровождались той музыкой, которая до сих пор находит отголосок и в памяти, и в душе — уже упомянутые "Крылатые качели" или дивные песни на музыку Максима Дунаевского из "Мэри Поппинс, до свиданья". И вот что важно: во время просмотра этих лент до сих пор чувствуешь себя ребёнком.

Были и более жизненные, грустные фильмы: "В моей смерти прошу винить Клаву К", "Чучело", "Вам и не снилось", рассказывающие правду о нас самих. Но советские люди  смотрели, разумеется, и взрослые картины — рязановские или гайдаевские комедии, лиричные драмы. Есть в этих лентах ощущение покоя, света и совершенно особой тёплой атмосферы. Не зря же мы до сих подпитываем себя этим кино. Впрочем, фильмы надо было ещё "подгадать" по времени —не было возможности посмотреть фильм "внепланово", видеомагнитофоны появились достаточно поздно. А отсутствие компьютеров заставляло больше читать.

Нашим родителям, бабушкам и дедушкам только снились те игрушки, которые есть сейчас у современных детей. Первые советские электронные "Ну, погоди!", "Весёлый повар" и "Тайны океана" произвели фурор по всей стране. Но сами мы тоже были не лыком шиты: обычная бельевая резинка стала развлечением девочек на долгие-долгие часы — прыгали во дворе, дома, натянув резинку между двух стульев. Ну, и конечно, играли на свежем воздухе, что явно было полезно для здоровья, давало необходимую физическую активность и развивало фантазию. 

Дворовые игры со всякими опасными (разжигание костров) и неопасными (поливание друг друга из самодельных брызгалок) приключениями оставили у многих немало сентиментальных воспоминаний, особенно в свете утерянной ныне "дворовой культуры"… Дома же, например, делали из картона чудесные домики, обклеивая их бумажными обоями. Многие родители с упоением вспоминают и пионерское движение  и пионерлагеря. 

Кстати, современные волонтерские движения берут истоки именно с пионерского и тимуровского движения, которые так близки нашим родителям.

Работа над данным проектом сложилась так символично, что над проектом наиболее активно работали именно волонтеры, которые знакомились не только с особенностями советского детства, но и с историей волонтерского движения.

Идея создания пионерского движения была сформулирована Н. К. Крупской, которая в 20-х числах ноября 1921 годанесколько раз в разных местах выступила с докладом «О бойскаутизме» (доклад был вскоре опубликован брошюрой под заглавием «РКСМ и бойскаутизм»), в котором предложила комсомолу взять на вооружение скаутские методы и создать детскую организацию, «скаутскую по форме и коммунистическую по содержанию». Руководители комсомола, первоначально восприняли эти идеи настороженно. Однако после выступления Крупской на бюро ЦК РКСМ (29 ноября) для обсуждения вопроса «о применении скаутизма для воспитания рабочей молодёжи и детей» была создана специальная комиссия. В комиссию был представлен подробный доклад И. Жукова. 10 декабря 1921 года по докладу комиссии было принято положительное решение Бюро, и начались поиски конкретных организационных форм. В начале 1922 года была выдвинута идея о применении скаутских методов не среди комсомольцев, а среди детей и создания детского коммунистического движения (ДКД). И. Жуков предложил для новой организации название «пионеры» (заимствованное из практики пионеринга Сетона-Томпсона). Символы её представляли собой несколько видоизменённые скаутскую символику:красный галстук, белая блуза, девиз «Будь готов!» и ответ на него «Всегда готов!». В пионерской организации сохранились игровые формы воспитательной работы с детьми, организация детей по отрядам, институт вожатых, сборы у костра, элементы символики.

На протяжении 1922 г. возникают пионерские отряды в целом ряде городов и селений. 3 декабря первые пионерские отряды появились в Петрограде. Самый первый из них был организован комсомольцем Сергеем Марго. Четыре первых отряда были созданы из Российского отряда юных разведчиков. Произошло это событие в клубе старой и молодой гвардии (Театральная площадь, дом № 14).

В октябре, 5-й Всероссийский съезд РКСМ постановил объединить все пионерские отряды в детскую коммунистическую организацию «Юные пионеры имени Спартака». 21 января 1924 года, в день смерти Ленина, решением ЦК РКСМ организации было присвоено имя Ленина, а в марте 1926 года установлено официальное название — Всесоюзная пионерская организация им. В. И. Ленина (сохранявшееся за организацией до конца её существования).

В соответствии с положением об организации, целью пионерской организации было — воспитывать юных борцов за дело Коммунистической партии Советского Союза. Цель была выражена в девизе организации. На призыв: «Пионер, к борьбе за дело Коммунистической партии Советского Союза будь готов!» — следует ответ: «Всегда готов!».

Родители наших учащихся с особым теплом вспоминают пионерскую атрибутику: законы пионеров, торжественное обещание пионеров, пионерское самоуправление, гимн пионерской организации.

Особое внимание в музее уделялось ГТО. Ребята с большим интересом слушали рассказ экскурсовода, затем делились информацией с нашими учащимися. Ведь ГТО тоже берет свое начало в советском времени. Сейчас ГТО возрождается и многие учащиеся сдают нормативы физическое подготовки. Учащиеся и учителя нашей школы принимают активное участие в сдаче ГТО.

С 2014 года в России утвержден новый комплекс ГТО. Также утвержден новый дизайн значков ГТО. Правда, теперь аббревиатура расшифровывается, как «Горжусь тобой, Отечество». Значков стало три (бронза, серебро, золото), а несдавшие норматив получают отличительный знак «Участник». 

История развития комплекса ГТО начинается вскоре после Великой Октябрьской Революции. Энтузиазм советских людей и их тяга к новому проявлялись во всех сферах: в культуре, труде, науке и спорте. В истории разработки новых методов и форм физического воспитания основную роль сыграл комсомол. Он инициировал создание Всесоюзного комплекса «Готов к труду и обороне».

История создания комплекса ГТО началась в 1930 году, когда в газете «Комсомольская правда» было напечатано обращение, в котором предложили ввести Всесоюзные испытания «Готов к труду и обороне». Предлагалось установить единые критерии для оценки физического состояния граждан. А тех, кто будет выполнять установленные требования — награждать значком. Данная инициатива быстро получила поддержку в широких кругах. Вскоре разработали программу ГТО и в марте 1931 года она была утверждена. Начали вести активную пропагандистскую деятельность Ввели обязательные занятия во всех общеобразовательных школах, средних специальных, профессионально-технических и высших учебных заведениях, а также в милиции, в Вооруженных силах СССР и ряде других организаций.

Первоначально значок могли получить только мужчины старше 18 лет и женщины старше 17 лет. Испытания проводились в селах, городах, деревнях, на предприятиях и в организациях. Комплекс имел высокую политическую и идейную направленность, условия для выполнения физических упражнений, входящих в нормативы были широкодоступными, его очевидная польза для здоровья, развития навыков и умений — все это быстро привело к тому, что он стал очень популярен, особенно среди молодежи. Уже в 1931 году 24 тысячи советских граждан получили значок ГТО.

Получившие значок  могли поступить в специальное учебное заведение по физкультуре на льготных условиях, а также обладали преимуществом в праве участвовать в физкультурных праздниках и соревнованиях всесоюзного, республиканского и международного уровней. Но на этом история ГТО в России не закончилась.

В 1932 году в комплексе «Готов к труду и обороне» появилась 2 ступень. В нее вошло 25 испытаний для мужчин, из которых было 22 практических и 3 — теоретических и 21 испытание для женщин. В 1934 году ввели комплекс испытаний по физической подготовке для детей.

После развала Советского Союза в 1991 году программа была забыта. Но, как оказалось, на этом история возникновения и развития комплекса ГТО не закончилась.

Возрождение произошло в марте 2014 года, когда вышел соответствующий указ Президента РФ. Комплекс планируется распространять по всей территорий России, задействовав все возрастные группы. А чтобы повысить мотивацию, для сдавших нормы ГТО собираются ввести бонусы. Абитуриентам обещают дополнительные баллы к результатам ЕГЭ, студентам — прибавку к стипендии, для работающего населения — бонусы в дополнение к зарплате и определённое количество дней, продлевающих отпуск. Таковы история и современность программы «Готов к труду и обороне, новый виток развития которой мы можем наблюдать.

        

Основные мероприятия по реализации проекта

сроки

Наименование мероприятия

1.

Февраль

Открытый урок по кейс-технологии «Советское время».

2.

Февраль

Конференция «Советское детство. Как это было…»

Март

Выставка плакатов.

3.

Март

Просмотр фильмов.

4.

Февраль-март

Интервью родителей.

5.

Март

Раздача листовок.

6.

Январь-март

Исследование литературы.

7

Январь-март

Исследование интернет-источников.

8

Февраль

Социологический опрос учащихся.

9

Январь-март

Обучение пожилых людей компьютерной грамоте.

10

Февраль-март

Презентация сочинений учащихся по теме «Советское детство моих родителей».

(приложение1)

11

Март

Подготовка доклада для выступления на научно-практической конференции по теме «Советское время. Советское детство.

Как это было…»

(выступающий учащийся 9 а класса Авдеев Никита)

12

Март

В рамках школьного самоуправления учащимися 9 а класса Колесник Сергеем и Григорьевым Никитой  был проведен урок «Образование СССР».

13

Март

Внеклассное мероприятие в 8 е классе

Март

Формирование кейс-банка советского времени родителями учащихся

 (фото и ситуации из советского времени).

14

Февраль-март

Подготовка презентации на тему

«Советское детство. Как это было…»

Сотрудничество по реализации проекта:

- общественные организации: «Я-волонтер» (руководитель-помощник депутата Чумаченко Василий Сергеевич).

- ЮФУ (институт философии и культурологи, направление работа с молодежью, заведующий – Агапов Евгений Петрович);

- МУСЗН Советского района (организация обучения пожилых людей компьютерной грамоте);

Условия реализации проекта:

Материально-техническое обеспечение

Для реализации проекта необходимо наличие

  • компьютера, проектора и экрана,
  • сети интернета.

Информационное обеспечение

Необходимо постоянное координирование проекта в Интернете: освещение событий, отслеживание просмотров.

Информация в СМИ:

Информация по реализации данного проекта размещается в следующих СМИ:

- МБОУ «Школа №60» school60rd.com;

         - volonterrnd60 и vk.com;

- школьная газета «Отражение»;

-социальная сеть работников образования nsportal.ru/yankovskaya-nina-vladimirovna.

Оценка результативности проекта:

Количественные показатели – более 50% учащихся являются активными деятелями и  проекта. За январь-март проведено 14 мероприятий разной направленности. Более 60 родителей были опрошены учащимися по тематике данного проекта, что доказывает востребованность тематики.

Показатели социального развития личности – многие учащиеся не знали особенности советского детства и то, как жили прошлые поколения, однако, благодаря проекту учащиеся «окунулись» в этот период времени.

На высоком уровне проведены мероприятия социально-творческой деятельности (рисунки,  акции, др.).

Показатели социальной адаптации личности – привлечение учащихся к реализации данного проекта повлекло снижение риска асоциальных явлений, т к учащиеся стали более заинтересованы в активной деятельности школы и активной жизненной позиции участников проекта.

Причем в продолжении работы над проектом более 13 человек вступили в волонтерский центр, что демонстрирует повышение уровня социальной успешности участников, активность учащихся, их включение в активную позицию школы.

Технологические показатели – мероприятия организованы четко и понятно для участников проекта,  показана высокая организационная культура участников.

Методы оценки результативности проекта:

  • анкетирование участников проекта,
  • опросы,
  • информационные справки и отчеты о мероприятиях,
  • анализ результатов участия,
  • проведение конкурсов,
  • отзывы,
  • фото и видеоматериалы,
  • статьи в СМИ, статистика посещаемости и просмотров в интернете,
  • методические разработки,
  • учет участия в мероприятиях по пропаганде данного исследования.

Перспективы дальнейшего развития проекта.

Перспектива развития данного проекта состоит в следующем:

-сотрудничество с областным краеведческим музеем по выставке «Мое Советское детство…» (по возможно давать учащимися экскурсии);

-сотрудничество с ЮФУ по научной линии развития данной темы;

-участие учащегося 9 «А» класса Авдеева Никиты в школьной научно-практической конференции, а также в  районной краеведческой конференции «Отечество» с научно-исследовательской работой «Советское детство. Как это было….».

- по итогам реализации проекта планируется провести общешкольные квесты по тематике советского времени;

- встреча с ветераном ВОВ Карпуном А.Н., который расскажет нам не только о войне, но и о советском времени;

-формирование кейс-банка по тематике советского детства с возможностью применения данного материала на уроках истории и обществознания и публикации его в официальных СМИ и интернет-сообществах.