КОНЦЕПЦИЯ преподавания обществознания в Российской Федерации

КОНЦЕПЦИЯ преподавания обществознания в Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания обществознания в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.

  1. Значение учебного предмета «Обществознание» в современной системе образования

Современное развитие мира, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к их преподаванию в образовательной организации.

Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни,поиску созидательных способов жизнедеятельности. Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность обучающемуся оценить себя как личность, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде, найти свой путь. Обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется пониманиероссийской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны.

Учебный предмет направлен на освоение на уровне функциональной грамотности системы об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kontseptsiya_prepodavaniya_obshchestvoznaniya.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

КОНЦЕПЦИЯ преподавания обществознания в Российской Федерации

I. Общие положения

Настоящая Концепция представляет собой систему взглядов на основные проблемы, базовые принципы, цели, задачи и основные направления развития системы преподавания обществознания в организациях, реализующих основные общеобразовательные программы (далее - образовательные организации), в Российской Федерации.

  1. Значение учебного предмета «Обществознание» в современной системе образования

Современное развитие мира, социальные и политические процессы, информационные контексты, глобализация всех сфер жизни, этнический и религиозный политеизм, социальная стратификация предъявляют новые требования к общественным наукам и к их преподаванию в образовательной организации.

Обществознание становится гуманистической базой для образования в целом. Знания по учебному предмету должны стать основой для формирования ценностного отношения, собственной позиции к явлениям социальной жизни,поиску созидательных способов жизнедеятельности. Учебный предмет «Обществознание» даёт возможность обучающемуся оценить себя как личность, раскрыть свой потенциал, понять свои социальные роли и собственное место в социуме и культурной среде, найти свой путь. Обучающийся приобретает опыт социального и культурного взаимодействия, становится активным гражданином.

Обществознание является стержнем, вокруг которого формируется пониманиероссийской идентичности, гражданского, культурного, образовательного пространства страны.

Учебный предмет направлен на освоение на уровне функциональной грамотности системы об обществе, об основных социальных ролях, о позитивно оцениваемых обществом качествах личности, позволяющих успешно взаимодействовать в социальной среде, о сферах человеческой деятельности, о способах регулирования общественных отношений, о механизмах реализации и защиты прав человека и гражданина.

Кроме того учебный предмет направлен на формирование опыта применения полученных знаний для решения актуальных задач в области социальных отношений, экономической и гражданско-общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, самостоятельной познавательной деятельности, правоотношений, семейно-бытовых отношений.

Изучение общества осуществляется на протяжении всей жизни человека, начиная с самого раннего возраста, но большое внимание формированию базовых знаний и социальных компетенций необходимо уделять на уровне общего образования.

  1. Цели и задачи Концепции Целью настоящей Концепции является обеспечение высокого качества изучения и преподавания обществознания в образовательных организациях в соответствии с меняющимися запросами населения и перспективными задачами развития российского общества и экономики.

Основной целью учебного предмета «Обществознание» является воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности,уважения к социальным нормам, приверженности правовым принципам, закрепленным в Конституции Российской Федерации.

Задачи обществоведческой подготовки можно отобразить содержательными блоками, каждый из которых включает прогнозируемый результат в овладении соответствующими способами деятельности и формированием социальнозначимых компетенций, а также выработку определенных ценностных ориентиров.

Концептуальный блок направлен на решение следующих задач: развитие личности на исключительно важном этапе ее социализации; развитие у обучающихся способности к самоопределению, самореализации и самоконтролю;

формирование у обучающихся:

интереса к науке и повышение мотивации к высокопроизводительной и инновационной трудовой деятельности;

целостной картины общества на основе современных научных знаний и методик;

духовной культуры, основанной на нормах морали, принципах толерантности и равенства, уважения к традиционным для России религиям;

политической культуры, основанной на принципах демократизма и плюрализма, повышение мотивации к участию в политической жизни страны.

Учебно-методический блок, обеспечивающий необходимыми знаниями, включает:

знания о человеке как единстве природного и социального начал, о его способностях, потребностях, возможностях и интересах, о путях развития и совершенствования;

представление о многообразии социальных общностей и особенностях механизма социализации, о различных типах общественных связей и отношений, о структуре и значении первичных коллективов, о социальных статусах и социальных ролях личности в обществе;

знания о различных способах регулирования общественных отношений и поведения личности, нормативных структурах, символах культуры;знания о целостности общества и соотношении его основных структурных элементов, об основных тенденциях развития общества и его современном состоянии, общественном прогрессе и его критериях; понимание соотношения необходимости и свободы в общественном развитии и деятельности людей;

знания о чертах и особенностях развития нашего общества, об особенностях формирования российской идентичности, о его месте и роли в общецивилизационном процессе, в мировой истории, в культурном развитии человечества, о возможных перспективах будущего;

представления о некоторых направлениях в развитии общественной мысли прошлого и современности, о различии в методологических подходах и оценках общественных явлений;

знание о современном социальном, экономическом и политическом устройстве Российской Федерации, знания о государственно-правовой системе, включая знание основного закона - Конституции России, федеральных конструкционных законов, уважение к государственным символам, представление о системе органов государственной власти. Указанные задачи должны служить ориентиром как при отборе содержания школьного обществоведческого образования в целом, так и в рамках отдельных учебных предметов.

  1. Проблемы изучения обществознания

Создание Концепции обусловлено следующими факторами, происходящими в мире и в Российской Федерации:

масштабность и темпы социокультурных изменений в условиях лавинообразного нарастания информации и её стремительного устаревания;

трансформация мировоззренческих ориентиров и рост ценности человеческого капитала, определяющие задачу подготовки компетентных профессионалов, готовых действовать в ситуации неопределенности и владеющих инновационными технологиями;

рост мобильности квалификаций и профессий.

Приоритеты социально-экономического развития Российской Федерации и задачи повышения конкурентоспособности отечественной экономики определяютнеобходимость в формировании у молодого поколения россиян практико- ориентированных навыков с одновременным развитием патриотического и социально-ответственного отношения к своей родине.

Изучение обществознания в образовательных организациях должно соответствовать основным характеристикам современного образования, таким как непрерывность, открытость, ориентация на системно-деятельностный подход. Проблемы обществоведческой тематики помимо комплексного преподавания в рамках одного учебного предмета должны быть интегрированы в такие учебные предметы как «История», «Литература», «География» и синхронизированы с соответствующей тематикой данных учебных предметов.

  1. Проблемы мотивационного характера

Новые задачи учителя обществознания заключаются в том, чтобы поддержать обучающегося в его самостоятельной познавательной деятельности, обеспечить возможность приобретения практического опыта.

Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования ориентированы на выработку не только знаний, умений и навыков, но и компетенций как динамического набора образовательных достижений, моделей поведения и личностных качеств обучающихся, которые в будущем позволят им быть успешными.

В соответствии с мировыми образовательными тенденциями определены ключевые компетенции:

политические и социальные:способность принимать на себяответственность, участие в принятии групповых решений, проявление сопряжённости личных интересов с потребностями общества и предприятия, способность разрешать конфликты ненасильственно, участие в поддержании и улучшении демократических институтов;

компетенции, связанные с жизнью в поликультурном обществе, позволяющие не допускать проявления расизма и ксенофобии, радикализма и экстремизма. Формирование уважения к другим культурам и традициям;

компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, особенно важные для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция;

компетенции, связанные с информатизацией общества:владениеинформационными технологиями, понимание их применения, умение анализировать информацию, распространяемую средствами массовой информации и прочими электронными ресурсами (сайты, социальные сети и т.п.);

персональная компетенция: способность учиться на протяжении всей жизни, готовность к постоянному повышению образовательного уровня, потребность в актуализации и реализации своего личностного потенциала, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения, способность к саморазвитию;

личностные компетенции, позволяющие принимать индивидуальные решения и участвовать в жизни общества на основе моральных и этических норм, принятых в Российской Федерации, а также совершенствовать духовнонравственный мир на протяжении всей жизни в соответствии с общероссийскими нравственными традициями и социальными ценностями.

В структуру содержания учебного предмета «Обществознание» должны быть включены:

формирование общей картины мира, адекватной уровню развития современного знания;

умение работать с информационными потоками в условиях изменяющегося общества, включая получение и анализ нормативной правовой и финансовой информации;

культура коммуникации в системах «человек-человек», «человек- компьютер», «человек-компьютер - человек»;

освоение проектной деятельности как способа изменения действительности; освоение новых социально-экономических реалий; сохранение здоровья;

изучение и освоение собственного человеческого потенциала развития; духовно-нравственное развитие в информационную эпоху.

  1. Проблемы содержательного характера Основные проблемы обществоведческого образования: учебный предмет и учебные материалы являются преимущественно информационными, а не практикоориентированными и не направленными на воспитание;

несоответствие материала возрастным особенностям и культурному уровню обучающихся;

концентрические курсы обществознания в 5-7 и 8-9 классах - конгломерат социальных знаний, весьма условно собранных, содержательно повторяющих друг друга и моделирующих, насколько это возможно, структуру социального образования. Содержание и методический аппарат учебников и учебных пособий не обеспечивает адаптацию сложного материала, включающего категориальный аппарат и понятия высокой степени обобщения;

поверхностное изложение содержания, отсутствие достижения глубокого понимания изученного в 10 - 11 классах, остаются содержательные неточности, несоответствующие изменениям в социальных и гуманитарных науках, праве и т.п.;

низкая сформированность гражданского Самосознания социальной, экономической, правовой и политической культуры.

Получение социальных компетенций происходит за рамками уроков обществознания, как правило в ходе внеклассных и внешкольных мероприятий.

3. Проблемы методического характера Форма подачи материала в учебниках и учебных пособиях устарела. В учебниках по обществознанию современному обучающемуся предлагаются готовые материалы высокого теоретического уровня. Нет ни ситуационных задач, ни рассмотрения конкретных примеров/случаев, ни сформулированных тем для дебатов. В учебниках для уровня среднего общего образования отсутствует иллюстративный материал, сравнительные таблицы, схемы, которые бы не просто повторяли теорию, а были бы самостоятельным источником знаний. Современному обучающемуся необходимо дать возможность самому делать анализ, формулировать выводы.

Современный урок обществознания - это площадка для дискуссий, обсуждения в группах, а не монолог учителя, пытающегося объяснить сложные теоретические^ вещи. Современные педагогические технологии (дебаты, / аналитическое мышление, рафт-технология и другие) должны стать неотъемлемой частью современного урока обществознания.

В рамках изучения учебного предмета необходимо ориентироваться на формирование общих мировоззренческих ценностей, знания основных законов Российской Федерации, практических навыков жизни в современном государстве и обществе.

  1. Основные направления реализации Концепции
  1. Общие направления

В федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования целесообразно разделить и детализировать требования к предметным результатам обучения по учебному предмету «Обществознание» как на базовом, так и углубленном уровне.

В федеральных государственных образовательных стандартах начального общего и основного общего образования также необходимо детализировать указанные требования и учитывать накопленный позитивный опыт преподавания учебного предмета «Обществознание» за последние 15 лет и мировой опыт с опорой на действующие примерные основные общеобразовательные программы.

В целях повышения интереса обучающихся к учебному предмету «Обществознание» важно привести содержание примерных рабочих программ, учебно-методических комплектов, а также технологии и методики преподавания в соответствие с возрастными особенностями, потребностями и интересами обучающихся (в том числе для организации углубленного изучения учебного предмета (профильного обучения).

Необходимо создание:

учебников обществознания нового поколения, построенных на основе дифференциации и индивидуализации, ориентированных на оптимальное

сочетание обязательного и вариативного компонентов образовательных программ, предполагающих приоритетное развитие самостоятельной работы обучающихся;

учебных и методических пособий, ориентированных на практикоориентированное обучение по учебным модулям (правовая грамотность, финансовая грамотность, основы философии, социологии, политологии и прочих социо-гуманитарных наук), прошедших обязательную профессиональную экспертизу.

Образовательные программы должны способствовать объединению усилий образовательных организаций всех уровней образования, научных организаций и экспертных центров, средств массовой информации, музеев, библиотек, театров, системы книгоиздания и книгораспространения, направленных на поддержку интереса к изучению современного общества.

Целесообразно продолжить совершенствование контрольных измерительных материалов для итоговой аттестации по учебному предмету «Обществознание».

  1. Подготовка кадров В целях повышения качества работы учителей обществознания необходимо: совершенствовать систему подготовки и дополнительного профессионального образования учителей обществознания в части формирования компетенций, необходимых для преподавания в современном обществе;

разработать механизмы комплексного совершенствования профессиональных компетенций педагогических работников (в том числе в дистанционной форме с использованием современных информационнокоммуникационных технологий);

совершенствовать систему оценки качества работы учителей обществознания, в том числе аттестацию;

устранить избыточные требования к планированию работы учителя обществознания;

развивать электронные образовательные среды, позволяющие:

обучающимся - получать дополнительную информацию, а также самостоятельно и (или) с помощью учителя осваивать часть образовательной программы;

педагогам - систематически повышать свой профессиональный уровень.

  1. Структура учебного предмета

Структура учебного предмета «Обществознание» должна содержать модульный принцип построения и может быть рассчитана на 7-11 классы, что позволит обеспечить синхронизацию с учебными предметами «История» и «География». 11 класс целесообразно посвятить современным вопросам, проблемам и перспективам российского государства и общества.

Для усиления практической ориентированности учебного предмета предлагается ввести выполнение обязательных проектов по обществознанию в 9 и 10 классах. Такой подход позволит на практике применить межпредметный метод к преподаванию гуманитарных учебных предметов на уровне общего образования, способствовал бы усвоению навыков в поиске и отборе информации и позволил бы более эффективно развивать таланты и способности каждого обучающегося. Необходимо учитывать результат, полученный при защите проекта, в итоговом балле основного или единого государственного экзамена.

Примерное распределение тематических приоритетов по годам обучения:

  1. класс - Человек в обществе, социальные отношения
  2. класс - Духовная сфера и познание
  3. класс - Экономика и основы финансовой грамотности
  4. класс - Политическая и правовая сферы, конституционные основы Российской Федерации
  5. класс - Развитие общества и государства на современном этапе
  1. Реализация Концепции

Реализация настоящей Концепции обеспечит новый уровень изучения и преподавания обществознания, а также будет способствовать разработке и апробации механизмов развития обществоведческого образования.

Планируемым механизмом реализации настоящей Концепции является включение соответствующих задач в осуществляемые мероприятия целевых федеральных и региональных программ и программ развития отдельных образовательных организаций, финансируемых за счет средств федерального, региональных и муниципальных бюджетов.

Уважаемые коллеги! Предложения и замечания Вы можете направлять на адрес электронной почты: concept-rg@yandex.ru