«Детский героизм в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 годов»
«Детский героизм в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 годов»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskiy_geroizm_v_gody_velikoy_otechestvennoy.docx | 25.11 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Основная школа № 122 Кировского района Волгограда»
Районная конференция
«70 лет Великой Победе»
Номинация: «Дети и война»
«Детский героизм в годы Великой Отечественной войны
1941-1945 годов»
Выполнил: ученик 8 класса
МОУ ОШ № 122
Харитонов Юрий, 15 лет
Руководитель:
Пицык Наталья Николаевна,
учитель истории и обществознания
Волгоград, 2015 г.
События последнего времени в политике, экономике и культуре России подтверждают очевидность все более заметной утраты нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Отрицательное влияние на воспитание полноценных граждан оказывает и так называемое реформирование системы образования. Но была хотя бы благодарная память потомков, всеобщее уважение и поклонение.
Помнят ли современные школьники хотя бы одно имя своих сверстников – героев Войны? Ответ все знают...
Следовательно, значение воспитания патриотизма и гражданственности граждан страны возрастает многократно.
Отечество требует от своих сынов и дочерей, чтобы каждый из них почувствовал великую ответственность за судьбу государства и ясно понял, что благополучие нации зависит от нас самих, от нашей самоотверженности, организованности, готовности к труду, высокой работоспособности. Дальнейший процесс позитивных преобразований всех сфер жизнедеятельности общества требует обновления духовных начал, глубокого познания наших исторических ценностей, героического прошлого Отечества, высокой самодисциплины, воли и гражданского мужества народа.
Это особенно касается памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, Великой Победы в этой войне.
Время бессильно ослабить память человечества о неизменной стойкости и мужестве нашего народа, о славе тех, кто насмерть стоял у истоков этого ратного и трудового подвига. 22 июня 1941 года фашистская Германия напала на СССР[1]. С самого начала эта война отличалась от боевых действий на Западе своим размахом и небывалыми зверствами фашистов по отношению к военнопленным и гражданскому населению. Именно в этот период тяжелейших за всю историю нашего Отечества испытаний вся страна поднялась на его защиту. И не было ничего выше и дороже этого поистине святого понятия, которое вдохновляло многих людей на преодоление любых испытаний, жертв и лишений во имя спасения родной земли. Невиданная стойкость и мужество советских граждан, массовый героизм на фронте и в тылу, огромное стремление наших людей отдать все, даже свою жизнь во имя Победы, позволили поднять представление о патриотизме советского народа на недосягаемую высоту.
В годы войны героизм стал массовым, стал нормой поведения советских людей. Тысячи солдат и офицеров обессмертили свои имена при обороне Брестской крепости, Одессы, Севастополя, Киева, Ленинграда, в битве под Москвой, Сталинградом и в других сражениях. Главный урок Великой Отечественной войны, который нам следовало бы усвоить - это урок массового героизма[2]. То, что во всей мировой военной истории, было исключением из правила, у нас стало правилом, нормой. Официальная идеология создала для участников войны - подростков в возрасте от 11 до 15 лет такое определение - пионер-герой. Сегодня молодежи непросто в это поверить - но немцы столкнулись в России с массовым детским и подростковым героизмом. Четверо ребят были удостоены звания Героя Советского Союза: Леня Голиков, Марат Казей, Валя Котик, Зина Портнова (к моменту гибели им было 13-16 лет). Десятки тысяч детей и пионеров были награждены орденами и медалями СССР. На войне особенно страдали дети. Страдали от холода и голода, от невозможности вернуться в детство, от кромешного ада бомбежек и страшной тишины сиротства. Не меньше страдали и те дети, которым довелось в военное время жить в глубоком тылу. Тем не менее, образ жизни и поведение детей характеризовались патриотизмом, гражданской активностью, преданностью Родине. В годы Великой Отечественной войны тысячи мальчишек и девчонок несли боевую службу в регулярных частях и соединениях Красной Армии, в партизанских отрядах, самоотверженно, наравне с взрослыми трудились в тылу[3]. Дети, подростки стремились на фронт не за славой, не за наградами, а просто потому, что не могли «Мириться с тем, что фашист ходит по твоей земле», т.е. из чувства любви и долга перед Отечеством. Особенно тяжело было детям, которые попадали в концлагеря. Они были оторваны от родителей и уже в таком возрасте они испытали на себе издевательства, страх смерти преследовал их каждодневно. Наравне со взрослыми на колхозных полях, на фабриках и заводах работали дети. Они взвалили на свои хрупкие плечи всю тяжелую мужскую работу. И в тылу было едва ли легче чем на передовой. Но без крепкого тыла не было бы и Победы. В то же время дети, как и мирное время, продолжали, учится, получать образование.
Пионеры участвовали в партизанских отрядах, где использовались нередко в качестве разведчиков и диверсантов, а также при проведении подпольной деятельности[4]. Нередки были случаи, когда подростки школьного возраста воевали в составе воинских частей, так называемые «сыновья и дочери полков».
Многие юные участники войны погибли в боях или были казнены немцами. Ряд детей был занесен в «Книгу почета Всесоюзной пионерской организации им. В.И. Ленина» и возведен в ранг «пионеров-героев»[5].
Яркой страницей в летопись патриотических движений Великой Отечественной войны вошло тимуровское движение пионеров и школьников. Тимуровское движение, массовое патриотическое движение пионеров и школьников, содержанием которого является гражданская забота о нуждающихся в помощи людях. Пионеры и школьники многих городов и сел страны не ограничивались только поддержкой начинаний своих родителей в оказании помощи, раненым бойцам и командирам, но и проявляли собственную инициативу, которая выходила за рамки существовавших движений.
В ходе Великой Отечественной войны, когда решался вопрос о судьбе нашего Отечества, армия и народ проявили истинный, небывалый по силе патриотизм, который явился основой духовно-нравственного превосходства над непобедимым доселе врагом.
Изучение и память о массовом детском героизме в годы Великой Отечественной войны в наше время не только не теряет своей актуальности, но приобретает все большую значимость в деле воспитания подрастающего поколения.
Литература
- Великая Отечественная война 1941-1945 годов в судьбах народов России: уроки, выводы, оценки: материалы Международной научно-методической конференции. - Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2010. - 248 с.
- Великая Отечественная война: уроки истории и вызовы современности. Сборник научных трудов по итогам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Великой Отечественной войны / Под ред. Сергейчук Н.Б., Игнатенко В.М. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.-219 с.
- Мединский В.Р. Война. Мифы СССР.1939-1945.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 636 с.
- Партизанское движение (По опыту Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.). Жуковский; М.: Кучково поле, 2001. - 464 с.
- Соколов Б.В. Оккупация. Правда и мифы.- М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2005.-352 с.
- Формирование гражданственности и патриотизма в прошлом и настоящем России: материалы Всерос. науч.-практ. конф., 30 марта 2011 г. / отв. ред. В.О. Левашко. - СПб.: ЛГУ им. А.С. Пушкина, 2011. - 356 с.
[1] Мединский В.Р. Война. Мифы СССР.1939-1945.-М.:ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2011. - 636 с.
[2] Великая Отечественная война 1941-1945 годов в судьбах народов России: уроки, выводы, оценки: материалы Международной научно-методической конференции. - Кострома: Изд-во Костромского гос. технол. ун-та, 2010. - 248 с.
[3] Партизанское движение (По опыту Великой Отечественной войны 1941 - 1945 гг.). Жуковский; М.: Кучково поле, 2001. - 464 с.
[4] Там же, - С. 156.
[5] Великая Отечественная война: уроки истории и вызовы современности. Сборник научных трудов по итогам Межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Великой Отечественной войны / Под ред. Сергейчук Н.Б., Игнатенко В.М. - СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2012.-219 с.