Курсовая работа "Общественное движение в годы правления Николая 1

Сергеева Лариса Николаевна

Изучение общественного движения в 30-50-е годы 19 века. Оценка деятельности общественного движения в истории России.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 8_kl_obshchestvennoe_dvizhenie_pri_nikolae_1.rar443.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по истории

в 8 классе

«Общественное движение в годы

правления  Николая I»

Подготовила

учитель истории: Сергеева Л.Н.

Предмет: История России

Класс: 8

Тип урока: комбинированный

Тема урока: «Общественное движение в годы правления Николая I»

Цель урока:

  • проанализировать факторы, определившие особенности  общественного движения 30-50-х годов XIX века;
  • сформировать у учащихся представление о развитии общественно-политической мысли в России во второй четверти XIX века;
  • охарактеризовать основные направления общественного движения в годы правления Николая I;
  • прививать навыки самостоятельной работы с материалом;
  • развивать умение анализировать документы, учиться выделять главное.

Оборудование: портреты Николая I, общественных деятелей 30-50-х годов, мультимедийный проектор.

План урока:

I. Актуализация  знаний.

II.Изучение нового материала:

  1. Особенности общественного движения 30-50-х годов XIX века
  2. Основные направления общественного движения при Николае I:

А) консервативное

Б) либеральное

В) революционное

III. Рефлексия. Итоги урока.

Основные понятия: либеральное движение, западники, славянофилы.

Персоналии: С.С. Уваров, Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, А.С .Хомяков, И.В. и П.В. Кириевские,К.С. и И.С. Аксаковы, В.Г. Белинский, А.И Герцен.

Методические приемы: словесный, наглядный, практический.

Ход урока:

-Организационный момент.

I. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания.

        Блиц опрос:

-Назовите годы правления Николая I?

(1825-1855 гг)

-Что означает высказывание Николая I: «Россией правят столоначальники»?

(Рост бюрократического аппарата и его влияние в царствование Николая I)

-Кто возглавил III отделение Собственной Его Императорского Величия Канцелярии?

(А.Х. Бенкендорф)

-Кто занимался кодификацией российского законодательства?

(М.М. Сперанский)

-В чем суть денежной реформы Е.Ф. Канкрина?

(Министр финансов Е.Ф. Канкрин стремился стабилизировать экономическое положение страны. С этой целью были проведены ряд мер для поддержки отечественной промышленности: ограничен ввоз иностранных товаров в Россию путем повышения пошлин на импорт; денежной единицей стал серебряный рубль, которым обеспечивались кредитные билеты.)

-В 1826 году выходит в свет цензурный устав, названный «чугунным», почему?

(Так как этот устав вводил усиленный надзор за всеми  печатными органами страны. Все тексты, появляющиеся в печати, подвергались строгой проверке на наличие в них антиправительственных высказываний. Запрещалась критика монархии, церкви).

-Почему Николая I называли «жандармом Европы»?

(Он использовал административно-командные методы ведения политики, опираясь на военную силу: подавление польского восстания и помощь Австрии в подавлении восстания в Венгрии).

-Оценка внешней политики 20-50-х гг.?

(Расширение границ империи,  рост влияния в различных районах.  Усиление России  вызвало недовольство европейских держав)

Если организованное общественное движение в России появляется в начале XIX века, то во второй четверти XIX века оно активизировалось. Какое воздействие на формирование общественных взглядов оказывала внутренняя политика императора?

(Курс политики Николая I –последовательно консервативный, направленный на укрепление самодержавия, бюрократизацию управления страной, усиление роли военных в политической жизни)

II.Изучение новой темы: Общественное движение в годы правления Николая I.

(слайд №1, 2, запись в тетради)

а) Особенности общественного движения.

Царствование Николая I стало эпохой напряженных размышлений о судьбах России.

-Общественное движение в 30-50-е годы развивалось в условиях жесткой реакционной политики (после событий 1825 года)

-во второй четверти XIX века окончательно выделяются 3 направления в общественном движении

(консервативное, либеральное, революционное)

(слайд № 3,запись в тетрадь)

б) Консервативное движение.

Учитель предлагает на основе текста учебника (с 85-86)выписать

    в тетрадь идеологов и сторонников консервативного направления,

сущность взглядов их учений.

Проверка выполненной работы (слайд №4).

в) Либеральное движение.

- Что такое «Либерализм»?

( общественно-политическое движение, провозгласившее принцип гражданских, политических, экономических свобод).

Российский либерализм в 30-50-е г. был представлен западниками и славянофилами.

Учитель предлагает на основе текста учебника (с 86-87)

выписать в тетрадь представителей либерального течения,

содержание идейных течений.

Проверка выполненной работы (слайд № 5,6,7)

г) Формирование революционного движения связано с деятельностью А.И. Герцена и Н.П. Огарева. Герцен разработал основные положения теории «общинного» социализма.

Учитель предлагает на основе текста учебника (с88-92)

выписать в тетрадь представителей этого течения,

суть их взглядов и особенности революционной идеологии.

Крупным теоретиком революционного направления был и  В.Г. Белинский. На формирование его взглядов оказали влияние труды немецких философов. Он так яростно отстаивал революционные взгляды, что получил прозвище «неистовый Виссарион». В 1833 г. стал сотрудничать с журналом «Телескоп», а с 1839 г. превратился в ведущего литературного критика журнала «Отечественные записки». Он считал, что литература должна отражать жизнь народа.

Учитель предлагает учащимся познакомиться с документом и проанализировать:

Извлечение из письма И.С. Аксакова.

Много я ездил по России: имя Белинского известно каждому сколько-нибудь мыслящему юноше, всякому, жаждущему свежего воздуха среди  вонючего болота провинциальной жизни. Нет ни одного учителя гимназии в губернских городах, который бы не знал наизусть письма Белинского к Гоголю…  Тут нет ничего странного. Всякое резкое отрицание нравится молодости, всякое негодование, всякое требование простора, правды принимаются с восторгом там, где сплошная мерзость, гнет, рабство, подлость грозят поглотить человека, осадить, убить в нем все человеческое. «Мы Белинскому обязаны своим спасением», - говорят мне везде молодые честные люди в провинции. И в самом деле, в провинции вы можете видеть два класса людей: с одной стороны, взяточников, чиновников, в полном смысле этого слова, жаждущих лент, крестов и чинов, помещиков, презирающих идеологов, привязанных к своему барскому достоинству и крепостному праву, вообще довольно гнусных. Вы отворачиваетесь от них, обращаетесь к другой стороне, где видите людей молодых, честных, возмущающихся злом и гнетом, поборников эмансипации и всякого простора с идеями гуманными... И если вам нужно честного человека, способного сострадать болезням и несчастьям угнетенных, честного доктора, честного следователя, который полез бы на борьбу,- ищите таковых в провинции между последователями Белинского.

Вопросы к документу:

-Как Аксаков оценивает влияние Белинского на передовую молодежь?

-В чем автор письма видит корни подобного воздействия Белинского на современников?

-Можно ли считать Аксакова приверженцем взглядов Белинского?

III.Подводя итоги урока,  учитель  обращает  внимание : в России во второй четверти XIX века активизировалось общественное движение. Одной из основных причин этого были неудачные попытки реформ сверху, которые предпринимал Николай I.

У многих  общественных деятелей того времени «была одна любовь, но неодинаковая». Все  они -патриоты, искренне желающие России и русскому народу стабильности, процветания, свободы.

-Какие особенности общественного движения 30-50-х годов, вы считаете главными?

Домашнее задание: п.13, проанализировать документы, дать сравнительную характеристику взглядов сторонников идей западников , славянофилов и теории «официальной народности».


Список литературы:

1. Гудкова В.В. и соавт. История. Технологии современного урока.

2.Короленков А.В., Гуленков К.Л. Готовимся к экзамену по истории России. М.,2008

3.Сурмина И.О., Шильнова Н.И. Открытые уроки Истории России. М.2012.

4.Цымбаев Н.И. Славянофильство.

Интернет-источники:

1. Программные документы

2.Хронология. Персоналии. Современники.

Источники иллюстраций:

3. Портреты общественных деятелей 30-50-х годов XIX века.