Возникновение земледелия и скотоводства
Сформирование у детей представления о возникновении земледелия и скотоводства
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Возникновение земледелия и скотоводства.
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей
Задачи:
- Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей
- Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
- Воспитательная: воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин
Оборудование:
- Компьютер
- Мультимедийный проектор
- Экран
- Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
- Листы самоконтроля
- Атлас История древнего мира
- Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Чем занимались первобытные люди? Учащиеся: Занимались охотой, собирательством и рыболовством.
Учитель:Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?
Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.
Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.
Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.
1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:
а) Альтама;
б) Альтамира;
в) Ильмира.
2. Останки древнейшего человека были найдены
а) в Южной Европе;
б) в Восточной Африке;
в) в Северной Африке;
г) в Западной1 Азии.
3. Человек разумный появился
а) 100 тыс. лет назад;
б) 60 тыс. лет назад;
в) 40 тыс. лет назад;
д) 25 тыс. лет назад.
4. Что называется искусством?
а) стремление человека объяснить загадки природы;
б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;
в) творческое воспроизведение окружающего мира.
5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?
а) Северной Америке;
б) Северной Африке;
в) Северной Италии;
г) Северной Испании.
Технологическая карта к уроку «Возникновение земледелия и скотоводства»
№ | Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Результаты | ||
Личностные | Предметные | Метапредметные | ||||
1 | Этап мотивации к учебной деятельности Микроцель: выработка на личностно- значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности. | Создает условия для возникновения внутренней потребности Демонстрация ЭОР Слайд № 1 13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север. Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке. Развитие человечества – постоянное движение вперёд. Расставьте данные изображения в том порядке, Давайте ребята попробуем объяснить термин эволюция с точки зрения биологии. Эволюция - это процесс исторического развития живых организмов, начиная с самых маленьких состоящих из одной клетки (бактерии) и заканчивая человеком Вы же знаете что такое клетка, смотрели под микроскоп и какого размера они были Эволюция человека - это процесс его развития. Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии? Слайд № 2 – По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить? – Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве. | Рассматривают слайд №1 Получилось слово «эволюция» - так менялся облик человека. (аргументированные ответы) Нет. На уроках технологии мы изучаем орудия труда современного плотника, столяра, многие инструменты стали более усовершенствованные, легкие и удобные. С ними можно сделать работу очень быстро(кл.уголок) – О скотоводстве и земледелии. - Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению. | Объясняют смысл понятий движения вперёд, «скотоводство» и «земледелие» | Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач. Определять понятия. |
2 | Этап актуализации и пробного учебного действия Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий. | - А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство? Слайд № 3 А почему человек перешел к производящему хозяйству? – вот и проблемный вопрос. Записываю тему урока. Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство. Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в передней Азии (земли Турции, Ирана, Ирака и Палестины. (работа с картой) Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии. Фиксирует на доске: 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов. По линии жизни покажите как давно это было?( у доски работают) – Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства. | Выдвигают версии: - Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота» - А почему на смену этим занятиям пришли земледелие и скотоводство? ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС: Почему человек перешел к производящему хозяйству? – 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов. В тетрадях чертят. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; определяют границы собственного знания и незнания | Понимают, что скотоводство и земледелие – результат эволюции человека, приведшей к оседлому образу жизни. | Регулятивные: Определять цель, проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии. |
3 | Этап выявления места и причины затруднения Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Слайд № 4 План: 1.Возникновение скотоводства. 2.Возникновение земледелия. 3.Возникновение соседской общины. - Слайды № 5-9 Экран закрывается | Фиксируют в тетради | Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности | Описывают условия и образ жизни земледельцев и скотоводов. | Регулятивные: Выдвигать версии. Планировать деятельность в учебной ситуации. Оценивать степень и способы достижения цели. |
4 | Этап построения проекта выхода из затруднения Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации. | Давайте обратимся к учебнику стр.20 – Мальчики читают «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству. – А девочки в это время читают «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию. – Давайте проверим, что у нас получилось. – Слушаем мальчиков. Открывается презентация Слайды № 5-8 Фиксирует на доске: От охоты - к скотоводству. Всегда есть запасы еды. – Теперь послушаем девочек. Слайды № 9-20 Фиксирует на доске: От собирательства – к земледелию. – В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани. |
3–4 минуты читают текст, выполняют задание индивидуально, самостоятельно. Мальчики: Причина. – Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили. Последствие. – Так зародилось скотоводство.
Причина. – Догадались, что вместо того, чтобы разыскивать колосья на дальних лугах, их можно выращивать рядом с домом. Последствие. – Научились обрабатывать землю. Так зародилось земледелие. | Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку | Объясняют значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества. | Познавательные: Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Устанавливать причинно-следственные связи Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Делать выводы. Строить логически обоснованные рассуждения. Регулятивные: Планировать деятельность в учебной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели. |
5 | Этап реализации построенного проекта Микроцель: построение учащимися нового способа действий | Слайды №21 Назовите максимальное количество новых занятий, появившихся у древних земледельцев? – Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство. – Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей. Слайд № 22 Фиксирует на доске: Переход к оседлому образу жизни – Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин. Слайды №23-24
Фиксирует на доске: Родовые общины, племя | Работают над заданиями слайдов – В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани. Фиксируют в тетради – Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно. – Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя. | Формирование готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие опыта участия в совместном поиске информации. | Оценивают последствия перехода к земледелию и скотоводству | Коммуникативные: Организовывать работу в паре. Познавательные: умение выделять главное из текста. Устанавливать причинно-следственные связи Регулятивные: формирование умений применять новые знания при решении задачи, |
6 | Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия. | Слайды №28-29 – Рассмотрите схему на слайде. Используя условные обозначения, объясните, кто стоял во главе племени? – Кто его избирал и с кем он должен был советоваться? – Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён. – Какой вывод по проблеме мы можем сделать? | – Вождь. – Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин. – Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием. – Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель. – Люди уходили в другие места в поисках новых земель. – Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. На смену родовой общины приходит соседская община | Проявляют уважение к другим народам, принимают ценности других народов | Имеют представление о процессе перехода к оседлому образу жизни. | Познавательные: анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Делают выводы. |
7 | Этап самостоятельной работы с Микроцель: выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
| – По карте на стр. 7 определите, где зародилось земледелие. | Понимание важности учёбы и познания нового. | Показывают на карте территории расселения народов на основе текста и иллюстративного материала учебника. | Регулятивные: Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации Познавательные: определять понятия, классифицировать. | |
8 | Этап включения в систему знаний Микроцель: включение нового способа действий в | Применяем новые знания: - Сравните управление в родовой общине и племени. – Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты и собирательства на земледелие и скотоводство? Вывод: На возникновение земледелия и скотоводства повлияло улучшение орудия труда. (перечисляют орудия труда) | Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия. Высказывают своё мнение с точки зрения нравственных ценностей. | Аргументированно оценивают нравственные ценности. | Называют общие черты и черты различия родовой общины и племени. | Регулятивные: определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение действия и результата с готовым образцом. Строият логически обоснованные рассуждения. |
9 | Этап рефлексии учебной деятельности на уроке Микроцель: самооценка учащимися результатов своей | Слайд №26 Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие | Выполняют задания в тетради Например, Земледелие. Необходимое, тяжёлое. Пахать, возделывать, питаться. Источник питания. Отрасль хозяйства. Скотоводство. Трудное, производящее. Разводить, убирать, питаться. Разведение животных. Записывают домашнее задание | Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности) Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях. Формирование готовности к саморазвитию. | Объясняют смысл исторических понятий урока, устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека. | Регулятивные: соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки. Познавательные: применять полученные знания при решении синквейна. |
Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.
1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:
а) Альтама;
б) Альтамира;
в) Ильмира.
2. Останки древнейшего человека были найдены
а) в Южной Европе;
б) в Восточной Африке;
в) в Северной Африке;
г) в Западной1 Азии.
3. Человек разумный появился
а) 100 тыс. лет назад;
б) 60 тыс. лет назад;
в) 40 тыс. лет назад;
д) 25 тыс. лет назад.
4. Что называется искусством?
а) стремление человека объяснить загадки природы;
б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;
в) творческое воспроизведение окружающего мира.
5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?
а) Северной Америке;
б) Северной Африке;
в) Северной Италии;
г) Северной Испании.
6. Занятие первобытных людей: