Возникновение земледелия и скотоводства

Сергеева Лариса Николаевна

Сформирование у детей представления о возникновении земледелия и скотоводства

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 5_kl_vozniknovenie_zemledeliya_i_skotovodstva.rar20.83 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира

Возникновение земледелия и скотоводства.

Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел  у первобытных людей

Задачи:

  • Образовательная: рассмотреть причины, сущность и значение возникновения земледелия, скотоводства и ремесел для первобытных людей
  • Развивающая: развивать умение учащихся анализировать теоретический материал, логически мыслить, сравнивать исторические факты и явления, высказывать свою точку зрения, делать выводы; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, работать в группе, решать тестовые задания, навыки публичного выступления, самопроверки и самооценки, определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
  • Воспитательная:  воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии, сохранению здоровья

Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин

Оборудование:

  • Компьютер
  • Мультимедийный проектор
  • Экран
  • Презентация «Возникновение земледелия и скотоводства»
  • Листы самоконтроля
  • Атлас История древнего мира
  • Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014

Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства

Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся

Форма урока: урок – игра

Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.

Учитель: Здравствуйте ребята. Садитесь. Мы продолжаем экскурсию по истории Древнего мира. Чем занимались первобытные люди? Учащиеся: Занимались охотой, собирательством и рыболовством.

Учитель:Давайте вспомним, что рисовали первобытные художники?

Учащиеся: Первобытные художники на стенах пещеры изображали животных (мамонтов, бизонов, коз и др), оружия охоты.

Учитель: Молодцы, ребята! А сейчас, ребята, обратите внимание на листочки, которые лежат у вас на столе. Вам нужно выполнить тестовые задания. Внимательно читайте вопрос и варианты ответов. Тот ответ, который вы считаете верным, выделите.

Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Останки древнейшего человека были найдены

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

                       Технологическая карта к уроку «Возникновение земледелия и скотоводства»

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Результаты

Личностные

Предметные

Метапредметные

1

Этап мотивации  к учебной деятельности Микроцель:  выработка на личностно-   значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Создает  условия для возникновения внутренней потребности
включения в деятельность («хочу»):

Демонстрация ЭОР         Слайд № 1

13 тыс. лет назад на Земле наступило значительное потепление, ледник таял и отступал на север. Изменились ли наши предки? Что нового они научились делать? Обсудим эти вопросы на нашем уроке.

Развитие человечества – постоянное движение вперёд. Расставьте данные изображения в том порядке,
в каком шло развитие облика человека,
и объясните свои действия.

Давайте ребята попробуем объяснить термин эволюция с точки зрения биологии.

Эволюция  - это процесс исторического развития живых организмов, начиная с самых маленьких состоящих из одной клетки (бактерии) и заканчивая человеком Вы же знаете что такое клетка, смотрели под микроскоп и какого размера они были

Эволюция человека  - это процесс его развития.

Как вы считаете, остановится ли человек в своем развитии?

Слайд № 2

– По названию §4 предположите, о каких видах деятельности первобытных людей мы будем с вами сегодня говорить?  

– Вспомните, что вам известно о земледелии и скотоводстве.

Рассматривают слайд №1

Получилось слово «эволюция» - так менялся облик человека. (аргументированные ответы)

Нет. На уроках технологии мы изучаем орудия труда современного плотника, столяра, многие инструменты стали более усовершенствованные, легкие и удобные. С ними можно сделать работу очень быстро(кл.уголок)

– О скотоводстве и земледелии.

 - Из курса «Окружающий мир» вспоминают, что это отрасли хозяйства.

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению.

  Объясняют смысл понятий движения вперёд, «скотоводство» и «земледелие»

Познавательные: Находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных и  жизненных задач.

Определять понятия.

2

Этап  актуализации и пробного учебного действия         Микроцель: подготовка мышления учащихся и организация осознания ими внутренней потребности к построению нового способа действий.

- А как вы думаете, всегда ли существовало на Земле земледелие и скотоводство?

Слайд № 3

А почему человек перешел к производящему хозяйству? – вот и проблемный вопрос.

Записываю тему урока.

Около 10 тыс. лет назад в жизни человека произошли поистине революционные изменения: из собирательства появилось земледелие, а из охоты — скотоводство. Люди научились делать одежду из ткани, лепить глиняные горшки. Более сложным стало и общественное устройство.

Самые древние поселения земледельцев археологи обнаружили в передней Азии (земли Турции, Ирана, Ирака и Палестины.

(работа  с картой)

Что стало причиной отказа от традиционных для первобытного общества способов добычи пропитания? Какие изменения в жизни людей произошли вследствие перехода к земледелию и скотоводству? Об этом вы узнаете на нашем сегодняшнем занятии.

Фиксирует на доске:

10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

По линии жизни покажите как давно это было?( у доски работают)

– Итак, сегодня на уроке мы с вами узнаем о том, как произошло зарождение земледелия и скотоводства.

Выдвигают версии:

- Нет, сначала были занятия: «собирательство» и «охота»

- А почему на смену этим занятиям пришли земледелие и скотоводство?

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС:

Почему человек перешел к производящему хозяйству?

– 10 тыс. лет назад – появление первых земледельцев и скотоводов.

В тетрадях чертят.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания; определяют границы собственного знания и незнания

Понимают, что скотоводство и земледелие – результат эволюции человека, приведшей к оседлому образу жизни.

Регулятивные:  Определять цель, проблему в учебной деятельности. Выдвигать версии.

3

 Этап  выявления места и причины затруднения   Микроцель: осознание того, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей.

Слайд № 4                       План:  1.Возникновение скотоводства. 2.Возникновение земледелия.             3.Возникновение соседской общины.

- Слайды № 5-9                      

Экран закрывается

Фиксируют в тетради

Формирование коммуникативной компетенции в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе деятельности

Описывают условия и образ жизни земледельцев и скотоводов.

Регулятивные: Выдвигать версии.

Планировать деятельность в учебной ситуации.

Оценивать степень и способы достижения цели.

4

 Этап построения проекта выхода из затруднения  Микроцель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе - выбора способа и средств их реализации.

Давайте обратимся к учебнику стр.20

– Мальчики читают  «Приручение животных» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к скотоводству.

– А девочки в это время читают  «Мотыжное земледелие» и в тексте выделяют слова, которые помогут объяснить причины и последствия перехода к земледелию.

– Давайте проверим, что у нас получилось.

– Слушаем мальчиков.

Открывается презентация

Слайды № 5-8                      

Фиксирует на доске:

От охоты  - к скотоводству.  Всегда есть запасы еды.

– Теперь послушаем девочек.

Слайды № 9-20      

Фиксирует на доске:

От собирательства – к земледелию.

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

 

3–4 минуты читают текст,

выполняют задание индивидуально, самостоятельно.   

Мальчики:

Причина.

– Страх перед голодом заставлял людей оставлять про запас детёнышей животных, за которыми ухаживали, которых растили и разводили.

Последствие.

– Так зародилось скотоводство.      

   

Причина.

– Догадались, что вместо того, чтобы разыскивать  колосья на дальних лугах, их можно выращивать рядом с домом.

Последствие.

– Научились обрабатывать землю.

Так зародилось земледелие.

Формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку

Объясняют значение отделения земледелия от скотоводства, открытий и изобретений древнейших людей для развития человеческого общества.

Познавательные:

Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать актуальную, подтекстовую, концептуальную информацию. Устанавливать причинно-следственные связи

Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. 

 Делать выводы.

Строить логически обоснованные рассуждения.  

Регулятивные: Планировать деятельность в учебной ситуации. Работать по плану, сверяясь с целью. Оценивать степень и способы достижения цели.

5

 Этап реализации построенного проекта

Микроцель:   построение учащимися нового способа действий
и формирование умений его применять при решении задачи,
вызвавшей затруднение

Слайды №21                      

Назовите максимальное количество новых занятий, появившихся у древних земледельцев?

Итак, мы с вами узнали, что люди освоили новые занятия, которые позволили им жить на одном месте, вести совместное хозяйство.

– Давайте с вами узнаем, как эти изменения могли повлиять на дальнейшую жизнь людей.

Слайд № 22

Фиксирует на доске:

Переход к оседлому образу жизни

– Из пункта 4 прочитайте третий абзац, выделите причины расселения земледельческих общин.  Слайды №23-24                       

   

Фиксирует на доске:

Родовые общины,  племя

Работают над заданиями слайдов

– В связи с переходом к земледелию и скотоводству первобытные люди освоили новые приёмы ведения хозяйства, что способствовало появлению новых вещей: посуды, циновок, шерстяной ткани.

Фиксируют в тетради

– Увеличение численности родовых общин приводит к тому, что на одной территории людям становится тесно.

– Часть сородичей уходят на соседние земли, образуя братские родовые общины, которые составляют единый союз – племя.

Формирование  готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, развитие опыта участия в совместном поиске информации.

Оценивают последствия перехода к земледелию и скотоводству

Коммуникативные:  Организовывать работу в паре.

Познавательные: умение выделять главное из текста. Устанавливать причинно-следственные связи

Регулятивные: формирование   умений применять новые знания при решении задачи,
вызвавшей затруднение

6

 Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

Микроцель: усвоение учащимися нового способа действия.        

Слайды №28-29

– Рассмотрите схему на слайде.  Используя условные обозначения,  объясните, кто стоял во главе племени?      

– Кто его избирал и с кем он должен был советоваться?

– Дочитайте п. 4 до конца, выясните последствия расселения земледельческих племён.        

    – Какой вывод по проблеме мы можем сделать?       

– Вождь.

– Вождя избирало народное собрание, которое состояло из представителей родовых общин.

– Все важные решения вождь принимал вместе с советом старейшин и народным собранием.

– Племена могли воевать друг с другом из-за добычи или земель.                   – Люди уходили в другие места в поисках новых земель.

– Переход к земледелию и скотоводству позволил первобытным людям вести оседлый образ жизни, что привело к увеличению численности родовых общин. На смену родовой    общины   приходит соседская община

Проявляют уважение к другим народам, принимают ценности других народов

Имеют представление о процессе перехода к оседлому образу жизни.

Познавательные: анализ рисунка-схемы, работа с текстом, обобщают

Сравнивают объекты по заданным или самостоятельно определённым критериям. Делают выводы.

 7

Этап самостоятельной работы с
самопроверкой по эталону

 Микроцель:   выполнение учащимися типовых заданий на новый способ действия; самопроверка учащимися своих решений по
эталону; создание ситуации успеха

 

– По карте на  стр. 7 определите, где зародилось земледелие.

Понимание важности учёбы и познания нового.

Показывают на карте территории расселения народов на основе текста и иллюстративного материала учебника.  

Регулятивные: Выполняют задания, применяя знания в новой ситуации

Познавательные: определять понятия, классифицировать.

8

Этап включения в систему знаний
и повторения

Микроцель:  включение нового способа действий в
систему знаний, при этом - повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Применяем новые знания:

- Сравните управление в родовой общине и племени.

 – Что хорошего и что плохого, на ваш взгляд, принесла людям смена охоты  и собирательства на земледелие и скотоводство?    

 Вывод: На возникновение земледелия и скотоводства повлияло улучшение орудия труда. (перечисляют орудия труда)

Выполняют задание устно, называют общие черты и черты различия.

Высказывают своё мнение с точки

зрения нравственных ценностей.   

Аргументированно оценивают нравственные ценности.

Называют общие черты и черты различия родовой общины и племени.

Регулятивные: определение затруднений, изменение плана действий с целью выхода из затруднений, сравнение  действия и результата  с готовым образцом.

Строият логически обоснованные рассуждения.  

9

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Микроцель: самооценка учащимися результатов своей
учебной деятельности, осознание метода построения и границ
применения нового способа действия.

Слайд №26

 Запишите домашнее задание: §4, самостоятельно изучить п.5 «Духи, идолы и жертвы», составить рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники:

 Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому…

Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие

Выполняют задания в тетради

Например,                        Земледелие. Необходимое, тяжёлое. Пахать, возделывать, питаться.                      Источник питания.     Отрасль хозяйства.

Скотоводство.                        Трудное, производящее. Разводить, убирать, питаться.            Разведение животных.

Записывают домашнее задание

Намечаются цели дальнейшей деятельности и определяются задания для самоподготовки (домашнее задание с элементами творческой деятельности)

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в разных учебных ситуациях.

Формирование готовности к саморазвитию.

Объясняют смысл исторических понятий урока, устанавливают последовательность развития орудий труда и занятий древнего человека.

Регулятивные: соотносят цель и результаты своей учебной деятельности и фиксируют степень их соответствия; выставляют оценки.

Познавательные: применять полученные знания при решении синквейна.

Тест: “Первобытные собиратели и охотники ”.

1. Как называется пещера, в которой археологи впервые нашли рисунки первобытных людей:

а) Альтама;

б) Альтамира;

в) Ильмира.

2. Останки древнейшего человека были найдены

а) в Южной Европе;

б) в Восточной Африке;

в) в Северной Африке;

г) в Западной1 Азии.

3. Человек разумный появился

а) 100 тыс. лет назад;

б) 60 тыс. лет назад;

в) 40 тыс. лет назад;

д) 25 тыс. лет назад.

4. Что называется искусством?

а) стремление человека объяснить загадки природы;

б) желание людей лучше охотиться, добывать больше пищи;

в) творческое воспроизведение окружающего мира.

5. В какой стране археологи впервые обнаружили рисунки первобытных людей?

а) Северной Америке;

б) Северной Африке;

в) Северной Италии;

г) Северной Испании.

6. Занятие первобытных людей: