Методическая разработка раздела «Россия в первой половине XIX века» образовательной программы по истории России для 10 класса

Блинова Ангелина Николаевна

Данная методическая разработка предполагает использование не одной отдельно взятой технологии, а совокупности методов и приемов целого ряда технологий, что позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razdel_programmy_vysshaya_kategoriya_blinova_a.n.doc219 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОУ ДПО «НИЖЕГОРОДСКИЙ ИНСТИТУТ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ»

Кафедра истории и обществоведческих дисциплин

Методическая разработка раздела

«Россия в первой половине XIX века»

образовательной программы по истории России  для 10 класса.

                                                              Работу выполнила:

                                                                            учитель МБОУ СШ №12

                                                                             городского округа г. Выкса

                                                                                    Блинова Ангелина Николаевна

1. Пояснительная записка.

                Рабочая программа раздела «Россия в первой половине XIX века»

по истории создана на основе Примерной программы среднего (полного) общего образования; авторских программ: Сахаров А..Н., Боханов А.Н., Козленко С.И. «История России с древнейших времен до конца XIX века» для 10 кл. общеобразовательных учреждений, допущенной Департаментом общего образования Министерства образования РФ (Базовый уровень).

                 Историческое образование на ступени среднего (полного) общего образования способствует формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших форм человеческого взаимодействия. Ключевую роль играет развитие способности учащихся к пониманию исторической логики общественных процессов, специфики возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем. Критерий качества исторического образования в полной средней школе связан не с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить  изученный материал, а  с овладением навыка анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием коммуникативной культуры учащихся.

1. Цели обучения истории в 10 классе:

  1. Освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  2. Овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  3. Формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.  
  4. Развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  5. Воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

2. Цели и задачи изучения раздела «Россия в первой половине XIX века».

1. Обучающая цель:

      Учащиеся должны знать

  • особенности данного периода истории государства Российского;
  • исторические понятия «Негласный комитет», реформа «сверху», коалиция, Отечественная война, военные поселения, декабризм, николаевский режим, жандармерия, восточный вопрос, «теория официальной народности», славянофильство и западничество, утопический социализм, «золотой век» русской культуры;
  • хронологию данного периода.

      2. Развивающая цель:

  Учащиеся должны уметь

  • применять понятийный аппарат исторического знания и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значений событий и явлений предреформенного периода;
  • изучать и систематизировать информацию из различных источников;
  • характеризовать территориальное и геополитическое  положение России первой половины XIX века; политический строй империи, социально-экономическое положение слоёв населения;
  • выделять характерные существенные черты политики Александра I и Николая I; приводить и обосновывать оценку деятельности исторических личностей, определять и аргументировать своё отношение к ним и их деятельности;
  • давать характеристику и оценку внешнеполитического курса страны;
  • устанавливать причинно-следственные связи и соотносить единичные факты с общими явлениями во все сферах жизни общества в первой половине XIX века.
  • Учащиеся продолжают развивать навыки работы с различными источниками информации (материальными, текстовыми, изобразительными, картографическими, статистическими, Интернет-ресурсами); навыки исследовательской, проектной и творческой деятельности.

3. Воспитывающая цель:

  • Учащиеся должны понимать базовые национальные ценности, испытывать чувство гордости за героическое прошлое нашего народа, учиться быть толерантными, и убедиться  в необходимости сохранении культурных и исторических традиций Отечества.

Использовать приобретённые знания и умения

в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
  • соотнесения своих действий и поступков окружающих и исторически возникшими формами социального поведения;
  • осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданином России.

3. Психолого – педагогическое объяснение специфики восприятия  и  освоения учебного материала учащимися в соответствии с возрастными особенностями.

      В ранней юности учение продолжает оставаться одним из главных видов деятельности старшеклассников. В связи с тем, что в старших классах расширяется круг знаний, что эти знания ученики применяют при объяснении многих фактов действительности, они более осознанно начинают относиться к учению. В этом возрасте встречаются два типа учащихся: для одних характерно наличие равномерно распределенных интересов, другие отличаются ярко выраженным интересом к одной науке.

        Различие в отношении к учению определяется характером мотивов. На первое место выдвигаются мотивы, связанные с жизненными планами учащихся, их намерениями в будущем, мировоззрением и самоопределением. По своему строению мотивы старших школьников характеризуются наличием ведущих, ценных для личности побуждений. Старшеклассники указывают на такие мотивы, как близость окончания школы и выбор жизненного пути, дальнейшее продолжение образования или работа по избранной профессии, потребность проявить свои способности в связи с развитием интеллектуальных сил. Все чаще старший школьник начинает руководствоваться сознательно поставленной целью, появляется стремление углубить знания в определенной области, возникает стремление к самообразованию. Учащиеся начинают систематически работать с дополнительной литературой, посещать лекции, работать в школах юных математиков, юных историков и т. п.

        Это период завершения полового созревания и вместе с тем начальная стадия физической зрелости. Для старшеклассника типична готовность к физическим и умственным нагрузкам. Физическое развитие благоприятствует формированию навыков и умений в труде и спорте, открывает широкие возможности для выбора профессии. Наряду с этим физическое развитие оказывает влияние на развитие некоторых качеств личности. Например, осознание своей физической силы, здоровья и привлекательности влияет на формирование у юношей и девушек высокой самооценки, уверенности в себе, жизнерадостности и т. д., наоборот, осознание своей физической слабости вызывает порой у них замкнутость, неверие в свои силы, пессимизм.

       Старший школьник стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Это создает новую социальную ситуацию развития. Задача самоопределения, выбора своего жизненного пути встает перед старшим школьником как задача первостепенной важности. Школьники старших классов обращены в будущее. Это новая социальная позиция изменяет для них и значимость учения, его задач и содержания. Старшие школьники оценивают учебный процесс с точки зрения того, что он дает для их будущего.

            В связи с необходимостью самоопределения у школьников возникает потребность разобраться в окружающем и в самом себе, найти смысл происходящего. В старших классах учащиеся переходят к усвоению теоретических, методологических основ, различных учебных дисциплин.

              Характерным для учебного процесса является систематизация знаний по различным предметам, установление межпредметных связей. Старший школьник в своей учебной работе уверенно пользуется различными мыслительными операциями, рассуждает логически, запоминает осмысленно. В то же время познавательная деятельность старшеклассников имеет свои особенности. Если подросток хочет знать, что собой представляет то или иное явление, то старший школьник стремится разобраться в разных точках зрения на этот вопрос, составить мнение, установить истину. Старшим школьникам становится скучно, если нет задач для ума. Они любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное.

          Старших школьников интересуют не только вопросы теории, но самый ход анализа, способы доказательства. Им нравится, когда преподаватель дает возможность выбирать решение между разными точками зрения, требует обоснования тех или иных утверждений; они с готовностью, даже с радостью вступают в спор и упорно защищают свою позицию.

         Наиболее частое и излюбленное содержание споров и задушевных бесед старшеклассников — это этические, нравственные проблемы. Их интересуют не какие-либо конкретные случаи, они хотят знать их принципиальную сущность. Искания старших школьников проникнуты порывами чувства, их мышление носит страстный характер. Старшеклассники в значительной мере преодолевают свойственную подросткам непроизвольность, импульсивность в проявлении чувств. Закрепляется устойчивое эмоциональное отношение к разным сторонам жизни, к товарищам и к взрослым людям, появляются любимые книги, писатели, композиторы, любимые мелодии, картины, виды спорта и т. д. и вместе с этим антипатия к некоторым людям, нелюбовь к определенному виду занятий и т. д.

.

     Старшие школьники осознают, что в учении знание фактов и примеров ценно лишь как материал для размышлений, для теоретических обобщений. Вот почему в их мышлении преобладает аналитико-синтетическая деятельность, стремление к сравнениям, а присущая подросткам категоричность суждений уступает место гипотетическим предположениям, необходимости понять диалектическую сущность изучаемых явлений, видеть их противоречивость, а также те взаимосвязи, которые существуют между количественными и качественными изменениями. Но все эти особенности мышления и познавательной деятельности формируются под определяющим влиянием обучения. Если же учителя не проявляют должной заботы о развитии мыслительных способностей, то у некоторых старшеклассников может сохраняться тенденция к полумеханическому запоминанию изучаемого материала. В старшем школьном возрасте большинство учащихся имеют устойчивые познавательные интересы. Особенно это относится к хорошо успевающим школьникам.

     Что же касается средне- и слабоуспевающих учащихся, то многие из них не имеют чётко выраженных познавательных интересов, а некоторые нередко вообще учатся без достаточной охоты. Психологически это объясняется тем, что трудности и отсутствие успехов в овладении знаниями отрицательно сказываются на их эмоциональной и мотивационной сфере, что в конечном итоге и снижает тонус их учебной работы. Преодолеть этот недочёт можно только при условии оказания им своевременной и действенной помощи в учёбе и повышении качества успеваемости.

     Развитие мыслительных способностей и стремление к более глубоким теоретическим обобщениям стимулирует работу старшеклассников над речью, порождают у них желание облекать свои мысли в более точные и яркие словесные формы, а также использование для этой цели афоризмов, выдержек из научных трудов и художественных произведений.

По степени овладения операциями логического мышления можно выделить три группы учащихся.

  Первая группа – учащиеся с высоким уровнем  развития.  Хорошо развиты операции сравнения, обобщения, аналогии и классификации, выделение существенного.  Умеют систематизировать  полученные знания.  Грамотный и богатый словарный запас устной речи. Речь эмоциональна и выразительна. Дети много читают. Внимание произвольное. Хорошая концентрация и устойчивость. Легко переключаются с одного вида деятельности на другой. Сохраняют работоспособность до конца урока.  У данной группы учащихся проявляется интерес к решению трудных заданий,  наличие мотива самообразования. Они отличаются  преобладанием высоких познавательных  мотивов. У них возникает интерес к разным формам усвоения знаний.   Могут  напряжено работать над поставленной  задачей и доводить дело до конца. Предпочитают высокий темп работы. Учащиеся усидчивы, старательны. Волевые установки в норме.  Проявляют активность и самостоятельность в познавательной и общественной деятельности.

Вторая группа  учащихся характеризуется хорошим уровнем развития таких операция мышления, как сравнение, классификация.  Ниже среднего уровня – обобщение, выделение существенного.  Обладают достаточным словарным запасом. Могут рассуждать, отвечать на вопросы. Внимание произвольное. Объем, устойчивость и концентрация  на среднем уровне.  Преобладает познавательный мотив. Подростки добросовестны и ответственны.  Сохраняют учебную активность и работоспособность в течение  всего урока.

 Третья группа  - это учащиеся с низким уровнем развития. Такие операции мышления, как выделение существенного, обобщение, сравнение  на низком уровне. Операция классификации – средний уровень.  Словарный запас беден. Они затрудняются пересказывать, обобщать, делать выводы. Плохо сформированы навыки работы с текстом. Внимание непроизвольное. Объем, концентрация и устойчивость на низком уровне. Испытывают затруднения при переключении внимания с одного вида деятельности на другой, а   так же при  самостоятельном изучении материала.  Работают в медленном темпе, не успевают за темпом  класса.  При выполнении заданий учебного характера требуется помощь взрослого. У этих детей повышен уровень  тревожности и эмоциональной напряженности.  У данной группы подростков  низкий уровень учебной мотивации. Они испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности  и уходят от трудностей.

4. Ожидаемые результаты освоения раздела программы.

Знать, понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие историю России и мира в первой половине XIX века;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной истории данного периода;
  • особенности исторического пути России, её роль в мировом сообществе.

Уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии.

5. Обоснование используемых в образовательном процессе

технологий, методов, форм организации деятельности учащихся.

         Данная методическая разработка предполагает использование не одной отдельно взятой технологии, а совокупности методов и приемов целого ряда технологий, что позволяет учителю выстраивать учебную деятельность, исходя из потребностей учащихся и социального заказа общества.

Для осуществления процесса обучения истории  используются инновационные образовательные технологии: личностно-ориентированное, развивающее и дифференцированное обучение, исследовательские и информационно-коммуникативные технологии, метод проектов.  Межпредметная и межсистемная интеграция содержания методов обучения во взаимообусловленности и взаимосвязи с процессами информатизации, технологизации и модернизации образования заложена и в самом процессе обучения истории.

В рамках деятельностного подхода учебный процесс представляется в виде совокупности последовательно осуществляемых циклов учебной деятельности. В учебном занятии можно выделить три части: мотивационно-ориентировочную, операционно - исполнительную, рефлексивно-оценочную.  

Основным звеном мотивационно-ориентировочной части учебного занятия является этап постановки учебной задачи. Его целью является подведение ученика к овладению обобщенными отношениями в рассматриваемой области знаний, к усвоению и овладению новыми способами деятельности.

Решению учебной задачи посвящена следующая часть учебного занятия - операционально-исполнительная. Ее целью является отыскание обобщенного способа деятельности в данной ситуации и его отработка на серии конкретно-практических проектов. В результате выполнения действий, составляющих содержание исполнительного этапа учебного занятия: преобразования условия, моделирование - в сознании учащихся формируется тот самый общий способ решения учебной задачи, который является целью обсуждаемого цикла учебной деятельности.

Заключительная - рефлексивно-оценочная (или контрольная) часть учебного занятия предполагает выполнение 2-х действий: контроля и оценки; самооценки.

Одной из основополагающих идей теории учебной деятельности является положение о том, что все знания, умения и качества личности могут быть приобретены человеком только через его собственную, самостоятельную деятельность. Самостоятельность деятельности учащегося проявляется  в том, что он сам осознает потребность в познавательной деятельности, сам формулирует ее цель и осуществляет необходимые для ее достижения действия, то есть становится субъектом учебной деятельности.

Технология педагогических мастерских

      Сущность технологии: специально организованное педагогом–мастером развивающее пространство позволяет ученикам в коллективном поиске приходить к построению («открытию») знания, источником которого при традиционном обучении является только учитель. Развивающее пространство - объективные жизненные ситуации, в которых содержатся все необходимые условия (потенциальные возможности) для развития потребностей и способностей ребенка.

 Принципы построения педагогических мастерских:

1.  Мастер создает атмосферу открытости, доброжелательности, сотворчества в общении.

2. Включает эмоциональную сферу ребенка, обращается к его чувствам, будит личную заинтересованность ученика в изучении проблемы (темы).

3.  Работает вместе со всеми, мастер равен ученику в поиске знания.

 4. Мастер не торопится отвечать на вопросы.

 5. Необходимую информацию он подает малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят.

 6. Исключает официальное оценивание работы ученика (не хвалит, не ругает, не выставляет отметок в журнал), но через социализацию, афиширование работ дает возможность появления самооценки учащегося и ее изменения, самокоррекции. Естественным образом увеличивается объем информации, с которой учитель работает предварительно, чтобы в ходе мастерской самому остаться в тени. Такой урок можно проводить как в начале изучения темы, так и на других этапах работы над темой. Следует отметить, что подготовка к мастерской очень  интересна, но она вынуждает перерабатывать огромное количество информации.

 Технология  «Развитие критического мышления через чтение и письмо».          

 Является    интегрирующей   технологией,    обобщающей   наработки   многих технологий: она обеспечивает и развитие мышления, и формирование коммуникативных способностей, и выработку умения самостоятельной работы. Дидактический активизирующий и развивающий комплекс этой технологии предполагает следующие подходы к содержанию образования и процессу обучения: обучение ведется, прежде всего, обобщенным знаниям, умениям, навыкам и способам мышления. Общеучебные умения, формируемые в технологии, следующие: умение работать в группе; умение графически оформить текстовый материал; умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию; умение ранжировать информацию по степени новизны и значимости. Появляются   возможности   объединения,   интеграции   отдельных   дисциплин, создаются условия для вариативности и дифференциации обучения, используется положительное стимулирование учения, формируются такие черты, как направленность на самореализацию, удовлетворение потребности в самоутверждении, рефлексии, в выработке собственной индивидуальной технологии обучения. Основные стадии учебного действия «вызов – осмысление – рефлексия». Использование  как приёма обучения на уроке помогает включить в творческий процесс весь класс (синквейны, пятиминутные эссе, небольшие дискуссии) и создавать новый ни на что не похожий свой продукт.

Технология обучения как учебного исследования.

Необходимость использования данной технологии связана с тем, что возрастает роль и значение способностей целенаправленно выстраивать общение и коммуникативные связи, осуществлять действие на основе предварительно выработанного мыслительного проекта. В данных условиях необходимы способы мышления, обеспечивающие импровизационное поведение знаний, создание нестандартных способов их употребления в различных ситуациях. Обучающийся становится исследователем, первооткрывателем. Процедуры учебного исследования можно представить  следующим образом:

- знакомство с литературой;

- выявление (видение) проблемы;

- постановка (формулирование) проблемы;

- прояснение неясных вопросов;

- формулирование гипотезы;

         - планирование и разработка учебных действий;

         - сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств);

         - анализ и синтез собранных данных;

         - сопоставление (соотнесение) данных и умозаключений;

         - подготовка и написание (оформление) сообщения;

         - выступление с подготовленным сообщением;

         - переосмысление результатов в ходе ответов на вопросы;

        - проверка гипотез;

        - построение сообщений;

        - построение выводов, заключений.

                              Использование технологий личностно-ориентированного обучения на уроках истории и во внеурочной работе в течение нескольких лет даёт высокие и стабильные результаты обучения, развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность, способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, приобретению навыков самоорганизации, помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету.  

           При личностно-ориентированном  обучении доминируют субъект- субъектные отношения. Используются приёмы и методы педагогической поддержки, соответствующие таким требованиям, как диалогичность, деятельностно- творческий характер (необходимо включать игровые, рефлексивные методы, самодиагностику, метод эвристической беседы, приём сравнения, приём опоры на житейский опыт детей, ранее приобретённые знания, коллективную дискуссию, вызов у учащихся ассоциации по отношению к новому понятию, методы дифференцированного, проблемного, продуктивного обучения, педагогические мастерские, дебаты, модульную технологию).

                        Основные принципы личностно-ориентированного подхода:

1. Принцип самоактуализации.

В каждом ребёнке существует потребность в актуализации своих интеллектуальных, физических, творческих способностей. Важно пробудить и поддержать стремление учащихся к проявлению и развитию возможностей.

2. Принцип индивидуальности.

Учитывать и развивать индивидуальные особенности.

3. Принцип субъектности.

Следует помочь стать подлинным S жизнедеятельности, способствовать формированию и обогащению его субъектного опыта.

4. Принцип выбора.

Целесообразно, чтобы учащийся находился в условиях постоянного выбора. Ситуация выбора – это спроектированный учителем элемент урока, когда ученики поставлены перед необходимостью отдать своё предпочтение одному из вариантов учебных задач для проявления свой активности, самостоятельности.

5. Принцип творчества и успеха.

Благодаря творчеству ребёнок выявляет свои способности, узнаёт о сильных сторонах своей личности. Достижение успеха в том или ином виде деятельности способствует формированию позитивной Я- концепции личности учащегося, стимулирует работу по самосовершенствованию.

6. Принцип доверия и поддержки.

Вера в ребёнка, доверие ему, поддержка его устремлений к самореализации и самоутверждению должны придти на смену излишней требовательности и  чрезмерного контроля. Не внешние воздействия, а внутренняя мотивация детерминирует успех обучения и воспитания ребёнка.

  Таким образом, личностно-ориентированный урок состоится тогда, когда

  1. учителем будут созданы условия, превращающие учащихся в субъект, заинтересованный в учении, в саморазвитии;
  2. учитель будет являться организатором и помощником учебно-познавательной деятельности учащихся, а не главным действующим лицом на уроке;
  3. субъектная роль ученика будет включать свободу выбора уровня обучения его темпа;
  4. учебный процесс будет организован через диалог или полилог.

Цель личностно - ориентированного обучения                                        на основе выявления индивидуальных особенностей ученика, содействовать развитию его индивидуальности, самореализации и самовоспитанию.

                   Личностно- ориентированное обучение способствует:

Предпочтительные методы и приемы обучения:

  • Небольшой иллюстрированный рассказ с обсуждением наиболее сложных вопросов темы, предусмотренных учителем или предложенных учениками, на следующем этапе этого же урока;
  • Комментированное чтение;
  • Беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
  • Короткая иллюстрированная лекция с заданиями на закрепление материала;
  • Работа с картами, текстами, составление кроссвордов.

Для достижения поставленных целей на уроках и во внеурочной деятельности используются различные средства обучения и воспитания. При этом выбор необходимых средств обучения должен осуществляться с учетом доступности, наглядности, систематичности и последовательности. Прежде всего, это традиционные средства, такие как учебник, доска, учебная карта, атласы, рабочие тетради. А так же дополнительные учебные пособия, которые, способствуют более успешному усвоению необходимого материала.

Работа учеников с документом постепенно усложняется с учётом их возраста и познавательных возможностей, а также уровня подготовленности: в 9-11 классах шире привлекаются политические, программные документы.

Работа с документами у учащихся формирует определенные навыки. Учащиеся  при работе с историческими документами должны:

·   Уметь определить тип документа.

·   Уметь определить время написания документа или историческую эпоху.

·   Уметь определить автора (если возможно) или принадлежность предполагаемого  

     автора к социальной группе.

·   Уметь расположить несколько документов в хронологическом порядке.

·   Уметь работать с документами по отдельным вопросам учителя.

·   Уметь составить конкретные вопросы к документу.

·   Уметь пересказать содержание документа.

·   Уметь составить простой рассказ о событиях (о личности) с использованием

    исторического документа.

·    Уметь анализировать документ по предлагаемому плану.

·    Уметь составить развернутый рассказ с использованием нескольких документов.

 Работа с историческими источниками предполагает добывание фактов, которые не всегда лежат на поверхности. Из текста их приходится извлекать, осуществляя достаточно сложные мыслительные операции. При обучении этому необходимо учитывать требования поэтапного формирования учебно-познавательных умений. Целесообразно выделить три уровня в работе: воспроизводящий, преобразующий и творчески - поисковый.      

 На преобразующем уровне задания включают в себя  рассказ ученика по документу, сопровождающийся анализом текста, синтезом положения источника с другим теоретическим материалом, идеями других источников, самостоятельный отбор, группировка фактов, идей и включение их в свой рассказ; составление развёрнутого плана, тезисов, конспекта, текстовых таблиц, схем; подготовка небольших рефератов, докладов и прочее.

На творческо-поисковом уровне даются творческие, проблемные и познавательные задания, требующие осмысления и сопоставления точек зрения мыслителей, идей нескольких документов; выявления линий сравнения изучаемых явлений и составления сравнительных таблиц, логических цепочек; применения теоретических положений документа для доказательства, аргументирования своей точки зрения, обсуждения дискуссионных проблем; посильной поисково-исследовательской деятельности по сбору материала, его анализу и систематизации по определённой теме, написание рецензии, эссе и прочее.

Проблемное обучение направлено на самостоятельный поиск обучаемым новых знаний и способов действия, а также предполагает последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных проблем, разрешая, которые они под руководством педагога активно усваивают новые знания. Оно обеспечивает особый тип мышления, глубину убеждений, прочность усвоения знаний и творческое их применение в практической деятельности, способствует формированию мотивации достижения успеха, развивает мыслительные способности школьников (проблемное изложение материала, поисковая беседа, самостоятельная поисковая и исследовательская деятельность учащегося).

Технология учебного проектирования

      Обучающиеся вместе с учителем проектируют решение какой-либо практической задачи. В настоящее время технология учебного проектирования является одним из возможных решений проблемы превращения ученика в субъекта учебной деятельности, развития его познавательных потребностей и мотивов. Собственно технология учебного проектирования является одним из вариантов организации продуктивного обучения.  В основе проектной технологии лежит деятельностный подход к обучению и воспитанию ребенка. 
        Метод проектов позволяет организовать подлинно исследовательскую творческую самостоятельную деятельность учащихся, используя при этом многообразие методов и форм самостоятельной познавательной, практической и художественно-творческой работы. Выбор проектной формы проведения  занятий объясняется тем, что конечный итог обучения не должен выражаться простой суммой знаний: учащиеся должны почувствовать практическую значимость предмета, научиться ориентироваться в различных источниках информации, систематизировать и анализировать полученную информацию, осваивать различные виды и формы работ, создавая готовый продукт, научиться оптимизировать затраты времени и труда, оценивать, работать в коллективе. Реальный результат проектной деятельности – новые способности и черты личности проектирующего. Именно их проявление должно стать предметом мониторинга в рамках образовательной и воспитательной педагогической деятельности. Проектная деятельность учащихся в обучении – это один из оптимальных видов деятельности, с помощью которого формируются
 компетенции: образовательная, социальная, информационно-коммуникативная. Метод проектов использую чаще  во внеклассной деятельности по истории (социальные проекты, недели истории и права, ролевые/игровые проекты, творческие (драматизация) и др.). На уроках используются компьютерные учебные проекты, а также творческие проекты (например, урок-реконструкция). Данный метод позволяет развивать воображение, творческую активность учащихся.

Технология уровневой дифференциации.

Цель технологии уровневой дифференциации:

-     обеспечение достижения всеми учащимися базового уровня подготовки по предметам;

-   создание условий учащимся, проявляющим интерес и способности к предмету для усвоения материала на более высоком уровне.

Теоретические позиции:

-   даёт возможность учитывать познавательные интересы учащихся;

-   устранить перегрузку программ и учащихся;

-   развивать каждого учащегося в меру его сил и способностей;

-   создавать психологический комфорт в учёбе.

Методическая основа:

-   индивидуализация обучения;

-   дифференцированный уровень требований;

-  материал даётся всем учащимся на довольно высоком уровне, а проверка знаний, умений и навыков ведётся на трёх разных уровнях;

-   от ученика требуется то, что он в состоянии усвоить.

Результаты:

-   позволяет учащимся реально оценивать свои возможности;

-   повышается интерес к предмету;

-   между учителем и учащимися устанавливаются партнёрские отношения;

-   снижается психологическое напряжение учащихся на уроках;

-   повышается качество знаний и активность слабоуспевающих учащихся;

-   исчезает страх перед проверкой знаний.

    При формировании исторических понятий и предметных умений в процессе обучения истории в средней школе большое значение имеет качество формируемых знаний. Важная характеристика качества знаний – их системность, т.е. чёткое осознание связей между отдельными элементами знаний: содержательно – логических связей между элементами теоретических знаний или между теоретическим и фактическим материалом, причинно-следственных зависимостей состава, строений, свойств и применение веществ. Осознанность знаний проявляется в умении их использовать в практике, объяснять и предсказывать факты и явления, раскрывать логику материала, грамотно и весомо аргументировать оценочные суждения и прочее.

               Приёмы, применяемые при разноуровневом обучении.

  1. Целенаправленная помощь в «критических» точках урока.
  2. Целенаправленное использование опор различного типа: смысловых и содержательных, вербальных, иллюстративных и схематических.
  3. Очерёдность опроса. Слабые ученики выигрывают здесь в том, что получают образец – правильный ответ сильных и средних учеников.
  4. Варьирование времени на подготовку ответа. Слабые ученики получают тройную порцию времени.
  5. Использование опережающих индивидуальных занятий.
  6. Использование упрощённых и усложнённых заданий. Применяется, главным образом, в домашних заданиях.
  7. Использование дополнительного внепрограммного занимательного материала (для сильных учащихся).
  8. Оказание помощи слабым со стороны сильных учащихся (этому нужно учеников научить).
  9. Более частый опрос учеников со слабыми способностями. Это активизирует учеников, развивает их способности, приучает работать весь урок.
  10. Выполнение дополнительных упражнений учениками с низким уровнем развития тех или иных способностей.

Применение ИКТ.                                                                                        К настоящему времени накоплен определенный опыт практического применения компьютера на уроке, в ходе подготовки к нему, а также во внеклассных мероприятиях. Компьютер используется  на различных этапах урока, но целесообразнее применять их при изучении нового материала, закреплении полученных знаний и уроке-контроле.
Информационные технологии на уроках истории  используются в следующих вариантах: мультимедийные презентации, флеш-фильмы, компьютерные диски.

Применение    ИКТ помогает решить проблему интенсификации и повышения эффективности учебного процесса путём усиления индивидуального подхода к обучению. Уроки с применением ИКТ имеют коренное отличие от классической системы обучения. Это отличие состоит в изменении роли учителя: он уже не основной источник знаний, его функция сводится к консультативно – координирующей. Это происходит благодаря применению современных электронных учебников, Интернета, новых  средств обучения. Задача учителя – подобрать эти средства в соответствии с содержанием учебного материала, возрастными и психологическими особенностями школьников, а также с умением учащихся использовать компьютер.

Организация работы на уроке с применением ИКТ помогает решить проблемы подготовки учащихся к сдаче итоговой аттестации в форме ЕГЭ, подготовки к олимпиадам и конкурсам и др.

Кроме того, компьютерные  технологии дают возможность:

1). Найти  дополнительные источники информации для учителя и учащихся.

2). Шире использовать аудиовизуальные средства для увеличения наглядности материала, для лучшего понимания его учениками.

 3). Сопровождать учебный материал динамическими рисунками.

4). Моделировать процессы, которые в обычных условиях невозможно воспроизвести.

6). Проводить быстрое и эффективное тестирование учащихся.

7). Дает возможность осуществлять индивидуальную траекторию  обучения учащихся, возможность их роста и развития.

8). Организовать самостоятельную работу учащихся с информацией, возможность осуществлять самоподготовку к ЕГЭ, урокам контроля, подготовку собственных исследований  и т. д.

9). Проводить дистанционное обучение учащихся в случае их болезни или других причин.

10). Размещать методические работы учителя и творческие работы учащихся на различных сайтах.

         Компьютерная технология не может рассматриваться как эксклюзивная форма обучения истории. Она непременно должна сочетаться с традиционными формами учебных занятий. Полученная здесь историческая информация ретранслируется при работе с компьютером, где происходит закрепление знаний, повышение их прочности. Следует также признать полезным привлечение компьютерной технологии.

При самостоятельной внеаудиторной работе учащихся опыт показывает, что учащиеся с привлечением компьютерных обучающих программ демонстрируют более глубокие знания по предмету.

Методы учебно-познавательной деятельности, применяемые при изучении темы: объяснительно- иллюстративный, метод проблемного изложения, частично-поисковый, или эвристический метод, исследовательский метод.

Объяснительно-иллюстративный метод:

  • устное слово (объяснение, беседа, рассказ, лекция);
  • печатное слово (учебник, дополнительные пособия, хрестоматии, справочники, электронные источники информации, Интернет- ресурсы);  
  • наглядные пособия (использование мультимедийных средств, демонстрация опытов, таблиц, графиков, схем, показ слайдов, учебных видеофильмов);
  • практический показ способов деятельности (демонстрация образцов составления формул, монтажа прибора, способа решения задачи, составления плана, резюме, аннотации, примеров выполнения упражнений, оформления работы и т.д.).
  • проблемная лекция
  • частично-поисковый, или эвристический, метод исследования, которые определяет учитель.

       Применение тестов и тренажеров.
      Для более глубокого усвоения материала и контроля знаний используются различного рода тесты и тренажеры. Это могут быть как тесты, составленные учителем в программах Word или Power Point, или готовые варианты тестов, которых очень много сейчас в сети Интернет. Тесты могут простые в виде текстов, предусматривающие несколько вариантов, из которых нужно выбрать правильный. Также они могут быть представлены в виде картинок, изображений, фотографий. Способы работы с тестами также разнообразны – фронтальный опрос, индивидуальный опрос, самостоятельное выполнение тестов, после чего на экран выводятся правильные ответы (самопроверка).                                                  

В связи с тем, что главной задачей в старших классах является качественная подготовка учащихся к ЕГЭ, то такая работа должна проводиться с 5 класса.
В работе используется контрольно-измерительный материал близкий по типу к ЕГЭ. Данные задания приближены к реальным вариантам заданий ЕГЭ, содержат  задания типа А и В, С. Ребята читают инструкцию, выполняют весь тест. Такие задания можно выполнять как со всем классом, так и с отдельным учеником. Позволяют более эффективно подготовить учащихся к ЕГЭ.

Тестирования как основа развития логического мышления.

Цели:

  1. Формирование у учащихся таких приемов как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, аналогия.
  2. Развивать умение наблюдать, сравнивать, обобщать, проводить аналогии, делать выводы и обосновывать их.
  3. Создавать на уроках истории познавательную деятельность для развития интереса к предмету.

Задачи:

  1. Использовать активные и нестандартные формы для ведения урока
  2. Внедрять тесты в процесс введения новых понятий, усвоения исторической терминологии, формирование умений и навыков, повторения, систематизации и обобщения знаний.
  3. Развивать метод аналогий – принцип тестов и переносить его подход для решения последовательных  заданий.                                                                                                                                  

       Большое разнообразие тестовых заданий дает возможность выявить результаты усвоения учеников разных компонентов содержания математического образования, контролировать уровень овладения различными видами учебной деятельности, способность воспроизводить и творчески применять знания.

          При грамотном использовании тест является одним из инструментов управления учебным процессом, позволяя определять достижение каждым учащимся обязательного уровня овладения учебным материалом, а также его готовности к дальнейшему изучению последующих разделов программы.

6. Система деятельности.

Познавательная деятельность

  Познавательная деятельность обучаемых имеет своей целью усвоение новых знаний и умений в какой-либо предметной области.

Познавательная деятельность – это единство чувственного восприятия, теоретического мышления и практической деятельности. Она осуществляется на каждом жизненном шагу, во всех видах деятельности и социальных взаимоотношений учащихся, а также путём выполнения различных предметно-практических действий в учебном процессе (экспериментирование, конструирование, решение исследовательских задач). Но только в процессе обучения познание приобретает чёткое оформление в особой, присущей только человеку учебно-познавательной деятельности или учении.

В современных условиях общеучебные умения рассматриваются как важнейший деятельностный компонент учебно-познавательной компетенции, предусматривающий умения по самоуправлению учебной деятельностью, направленные на формирование учебной задачи, проектирование, контроль и анализ её выполнения; умения по работе с информацией для достижения поставленных ранее учебных задач; умения по структурированию информации, её анализу, сравнению, обобщению.

                               Общеучебные умения и навыки (10 класс)

1. Учебно-организационные:

-   владеть различными способами самоконтроля;

-   определять проблемы собственной учебной деятельности и устанавливать их причины;

-   определять содержание своей учебной деятельности;

-   корректировать объём собственной учебной деятельности;

-   соблюдать последовательность действий по достижению целей самообразовательной деятельности.

2. Учебно-информационные:

-   составлять конспект текста, выступления;

-   составлять рецензию на ответ;

-   выполнять реферативные работы;

-   выбирать стиль изложения в соответствии с задачами текста;

-   использовать, исходя из учебной задачи, различные виды моделирования.

3. Учебно-логические:

-   определять причинно-следственную связь между компонентами объекта;

-   выполнять сравнение по аналогии;

-   осуществлять опровержение аргументов;

-   решать проблемные учебные задачи;

-   комбинировать известные средства для решения новых задач;

-   проводить работу исследовательского характера;

-   владеть навыками анализа и синтеза;

-   осуществлять мысленный эксперимент.

4. Учебно-коммуникативные:

-   выступать перед аудиторией;

-   вести полемику, участвовать в дискуссии;

-   быть корректным к мнению других;

-   находить приемлемое решение при наличии разных точек зрения;

-   уметь донести своё мнение до других.

5. Преобразующая деятельность:

     К преобразующей деятельности относится исследовательская деятельность учащихся. Вовлечённый в исследовательскую деятельность ребёнок находится на пути продвижения от незнания к знанию, от неумения к умению, то есть осознаёт смысл и результат своих усилий. Знания, которые добыты исследовательским путём, становятся прочно усвоенными и осознанными, образующими научную картину мира в сознании ребёнка.

Целостность научной картины мира в создании обусловлена наличием логических связей между отдельными её элементами. Недостаток какого-либо звена приводит к разрыву логических связей. Необходимость приобретения конкретного знания для придания целостности субъект определяет самостоятельно. Учащийся ориентируется на рефлексивное восприятие материала, формирует умение ставить перед собой проблему, сравнивает и выбирает информационный материал, переводит знания, умения и навыки, полученные при изучении различных предметов, на уровень межпредметных связей и надпредметных понятий.

Учебно-познавательная деятельность учащихся – это самостоятельный поиск, создание или конструирование нового, неизвестного ранее научного знания, продукта деятельности на основе мысленного или практического преобразования существующего.

Организация экспериментальной работы на уроке даёт возможность каждому ребёнку почувствовать себя в роли учёного, приоткрывающим дверь в новое, неизвестное. Самостоятельно добывая в эксперименте знание, учащиеся получают уверенность в его истинности и справедливости. Такое знание является осмысленным, требующим своего закрепления в сознании логическими связями со сформированными ранее личностными ценностями, то есть стимулирует ребёнка к новым исследовательским действиям.

6. Информационно-коммуникативная деятельность

Изучение раздела предполагает поиск нужной информации в источниках различного типа; извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.), отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно). Перевод информации из одной знаковой системы в другую (из текста в таблицу, из аудиовизуального ряда в текст и др.), выбор знаковых систем адекватно познавательной и коммуникативной ситуации. От школьников требуются умения развернуто давать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного); объяснять изученных положений самостоятельно подобранных конкретных примерах.

Учащиеся используют  мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности. Происходит овладение основными видами публичных выступлений (высказывание, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).

Большими резервами располагает раздел  в духовно-нравственном  воспитании учащихся.

7. Самоорганизующая деятельность.

В ходе работы над темой формируется:

  • объективное оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности; учет мнения других людей при определении собственной позиции и самооценке, умение соотносить приложенные усилия с полученными результатами своей деятельности.
  • владение навыками организации и участия в коллективной деятельности: постановка общей цели и определение средств ее достижения, конструктивное восприятие иных мнений и идей, учет индивидуальности партнеров по деятельности, объективное определение своего вклада в общий результат,
  • осознание своей национальной, социальной, конфессиональной принадлежности, умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои мировоззренческие взгляды; осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
  • система средств формирования основ самоорганизуемой деятельности выполняется  через использование  технологической карты личностного роста, которая позволяет планировать изучение материала, проводить самоучет, самоанализ, самоконтроль.
  • система личностно ориентированного  обучения позволяет всем участникам образовательного процесса  быть включенными в рефлексивно-оценочную деятельность, которая осуществляется в трех плоскостях: ученик-ученик, ученик-учитель, учитель-ученик.

 Поурочное планирование

урока

№ урока в календарно- тематическом планировании

Тема

Количество часов

Россия в первой половине XIX века

9

1

27

Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII- первой половине XIX века.

1

2

28

Реформы Александра I.

1

3

29

Война с Наполеоном.

1

4

30

Декабристы.

1

5

31

Внутренняя политика Николая I.

1

6

32

Внешняя политика России при Николае I.  

1

7

33

Общественное движение  в годы царствования Николая I.

1

8

34

Русская культура первой половины XIX века.

1

9

35

Урок повторения и обобщения.

1

РАЗДЕЛ

образовательной программы по истории России  для 10 класса

«Россия в первой половине XIX века».


урока

№ урока в календарно- тематическом планировании

Тема урока

Тип урока

Учебные задачи

Основные понятия

Результаты обучения

Домашнее задание

1

(27)

Экономическое и социальное развитие России в конце XVIII- первой половине XIX века.

Комбинированный урок с элементами лекции

 Образовательные:

познакомить учащихся с характерными и особенными чертами политического и социально-экономического развития России на рубеже веков.

Развивающие:

развивать навыки определения и объяснения понятий, разрешения проблемных заданий, анализа и работы с документами, картами.

Геополитика, статус великой державы, многонациональность, многоконфессиональность, абсолютизм, сословный строй, община

Умение составлять схемы, решать исторические задачи.

Умение сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости.

Составление плана или тезисов, видеть сходство и различие явлений, умение вести диалог, полилог.  

Демонстрировать правильное применение знаний в новой ситуации.

Опережающее задание:

Подготовиться к уроку – семинару по теме: «Война с Наполеоном». (§22-23)

1. Внешняя политика России в первые годы XIX века.

2. вторжение войск Наполеона в Россию.

3. Основные сражения Отечественной войны 1812 г.

4. Бородинское сражение.

5. Москва.

6. Контрнаступление русской армии.

7. Партизанская война.

Европейский поход русской армии.

8.Венский конгресс.

9. Священный союз.

2

(28)

Реформы Александра I.

Комбинированный - урок изучение нового материала

 Образовательные:

 усвоение научных знаний (факты, понятия, закономерности, обобщающая картина определенного исторического периода);

формирование умений и навыков: а) специальные: анализ исторических фактов, документов;
установление причинно- следственных связей;
анализ деятельности исторических личностей и умение дать им  
характеристику.
б) общеобразовательные: умение выбрать главное;
умение работать с книгой, правильно строить ответ.

Развивающая задача:

развитие теоретического мышления (причинно- следственные связи, выводы, обобщения, сравнения);развитие логического мышления; совершенствование имеющихся навыков и умений; оценка результата решения намеченных задач.

Воспитательная задача:

осмысление собственного «знания- незнания»;

корректность в коллективной работе.

Либерализм; самодержавная власть; манифест; реформа; амнистия; министерство; «вольные хлебопашцы». Негласный комитет, реформа; законопроект; статс-секретарь; разделение властей; законодательная власть; исполнительная власть; судебная власть; политические права; избирательное право.  Сперанский М.М.

Анализ исходной ситуации, введение проблемы, выдвижение гипотез, решение проблемы.

Умение видеть части из целого, видеть взаимосвязь событий и явлений.

Анализировать документы, статистические данные, составлять схемы, таблицы.

Вести дискуссию.

С.245-251, §24

По изученному материалу составить проблемные задания по типу заданий  С5 в ЕГЭ.

3

 (29)

Война с Наполеоном.

Урок- семинар.

Обучающие:

 сформировать учащихся понимание глубокого народного характера Отечественной войны 1812 г., особенность военной истории, стратегии, тактики.

Развивающие:

 развитие исторического мышления, анализа, умения выделять главное, сравнивать, развивать навыки.  

Воспитывающие: 

воспитание чувства гордости за свой народ

Коалиция; конвенция; континентальная блокада; сейм. Причины, характер войны, ополчение, флеши, редуты, батареи

Анализировать фактический материал, проводить исторические сравнения, делать конкретные выводы, определять причины и следствия важных исторических событий.

Работать с картами, статистическими таблицами.

Уметь выражать позицию, приводить аргументы, доказывать точку зрения.

Уметь работать в группах.

Работать с хронологией, соотносить дать  событий отечественной и мировой истории.

Подготовить материал и презентации  к уроку- проекту «Россия в первой половине XIX века»:

«Выкса в Отечественной войне 1812 года»,

«Д.Д. Шепелев- герой войны 1812 года».

4

(30)

Декабристы.

Изучение нового материала с применением ИКТ.

 Образовательные:

на примере восстания декабристов показать наличие в российском обществе глубоких противоречий, порожденных отжившей феодально-крепостнической системой; отметить мысль о том, что разрешение этих противоречий было возможно лишь на пути реформ; оценить историческое значение восстания декабристов.

Развивающие:

 развивать навыки  анализа документов и литературных произведений, выделять, главное, сравнивать, разрешать проблему.

Общественное движение; либерализм; тайное общество; разделение властей; конституция, династический кризис; присяга; временное правительство.

Отбирать, классифицировать и интерпретировать данные.

Сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных видов источников, раскрывать её социальную принадлежность и познавательную ценность.

Уметь находить черты сходства и различия.

Совершенствовать умения, анализировать, делать выводы, выделять главное, устанавливать взаимосвязь.

Сопоставлять разные точки зрения.

Уметь выражать позицию, приводить аргументы, доказывать точку зрения.

Уметь работать в группах.

Работать с хронологией, соотносить дать  событий отечественной и мировой истории.

§25

Составить сравнительную таблицу программных документов Северного и Южного обществ.

5

(31)

Внутренняя политика Николая I.

Комбинированный урок с применением ИКТ.

Образовательные:               сформировать у учащихся представление об особенностях внутренней политики Николая I, ее основных направлениях; показать ее конечный результат. Развивающие:

 развивать навыки работы с документами и поиски ошибок в них, развитие умения оценивать других людей и их деятельность.

Канцелярия; кабинет министров; свод законов; бюрократический аппарат; социальная база; государственные крестьяне; общественная запашка; картофельные бунты; обязанные крестьяне; старец; корпус жандармов.

Анализировать источники, работать с текстом учебника, составлять блок-схемы, конспекты отдельных вопросов, обобщать и аргументировать.

Уметь сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, Объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России.

§29.

Подготовить материалы и презентации к уроку- семинару  «Общественное движение  в годы царствования Николая I».

1. Славянофилы.

2. Западники.

3. Консерваторы.

4. Революционеры.

6

(32)

Внешняя политика России при Николае I.  

Урок- диспут

Образовательные:               показать международное положение России в начале века; определить основные цели, задачи и направления внешней политики страны; оценить ее результативность.

Развивающие: 

отрабатывать навыки работы с картами, выделять главное, анализировать, выявлять причинно- следственные связи, определять и объяснять понятия

Автономия; парламент; «международный жандарм»; уния; горцы; мюридизм; имам; имамат; газават. Кавказская война. Крымская война.

Уметь вести диалог, работать с историческими источниками исторической картой. Анализировать причины событий.  Сравнивать события и явления прошлого и настоящего. Анализировать, синтезировать, сравнивать, дополнять, обобщать, доказывать, организовывать дискуссию. Написать сочинение- эссе по теме.

§28, с. 319-324

7

 (33)

Общественное движение  в годы царствования Николая I.

Урок- семинар

Образовательные:               показать исторические причины активизации общественного движения в 30—50-е гг. XIX в. и его особенности; охарактеризовать его основные направления, цели и задачи участников консервативного, либерального и социалистического движения; определить результативность общественного движения данного периода. Реакционная политика способствовала активизации общественного движения, кризис феодально- крепостнической системы.

Развивающая:

 совершенствование умения анализировать, сопоставлять, сравнивать.

общественное движение; консерватизм; «православие, самодержавие, народность»; либерализм; социализм; революционеры; западники; славянофилы; общинный социализм.

Рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках.

Давать описание исторических событий, объяснять смысл исторических понятий, высказывать свое отношение к проблеме.

Сравнивать и анализировать факты и явления, обобщать и систематизировать информацию из различных видов источников.

Показывают способность отбирать и перерабатывать материал, грамотно и логично строить свой ответ, показывают творческие способности.

§27, 29

Индивидуальное творческое задание.

Составить презентации по темам:

1. Пушкин А.С., Лермонтов М.Ю., Гоголь Н.В.- наше все…

2. Архитектура и скульптура в первой половине XIX века.

3. Театр и драматургия.

4. Изобразительное искусство.

8

(34)

Русская культура первой половины XIX века.

Интегрированный урок

Образовательные:              

создать у учащихся представление о российской культуре первой половины XIX века, обратив их внимание на ту атмосферу, в которой создавались выдающиеся произведения; изучить творчество литераторов, художников, архитекторов, познакомиться с музыкальными произведениями композиторов данного периода;

развивать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему, групповой работы на основе товарищества, доброжелательности, вежливости, дисциплинированности; пробудить у учащихся интерес к отечественной культуре.

романтизм, ампир, русско-византийский стиль, бытовой жанр, академизм, реализм, критический реализм, классицизм, «золотой век» русской культуры.

Анализировать картины, музыкальные произведения, создавать  доклады с мини-презентациями.

Развивать индивидуальные творческие способности, уметь сопоставлять и анализировать, находить связи и зависимости, коммуникативные способности.

Уметь общаться, давать оценку.

Повторить ранее изученный материал по разделу. Подготовить материалы для конференции.

9

 (35)

Урок – проект.

Конференция на тему: «Россия в первой половине XIX века» с привлечением краеведческого материала

 Образовательные:

Систематизировать знания по разделу.

Проконтролировать знания основных событий, исторических личностей, дат.

Развивающие:

Развивать творческое мышление, самостоятельность.

Развивать умения использования информационных технологий в процессе обучения.

Воспитательные:

Создать условия для развития навыков совместной деятельности, для творческой самореализации личности.

Воспитывать патриотизм на примере деятельности реформаторов, героизма участников Отечественной войны 1812г. и декабристов.

Использовать приобретенные знания при написании творческой работы, умение писать рефераты, выступать.

Групповая проектная деятельность (мини-презентации), презентация компьютерных проектов, самоанализ результатов проектной работы.

Способность сознательно организовывать и регулировать свою  учебную деятельность ;
владеть умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы и т. д.), использовать современные источники информации;
способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе.

Творческое задание:

Выберите одного из политических, военных или культурных деятелей первой половины XIX века, который, по вашему мнению, внес наибольший вклад в историю данного периода, и напишите его исторический портрет. Дайте характеристику основных направлений и результатов его деятельности. Свой выбор поясните.