Высшие военно-политические училища СССР (1967-1995 гг.) (2013)

Исторический дайджест, основанный на анализе литературных источников и воспоминаний современников, посвящен оригинальному типу учебных заведений, существовавшему в Советском Союзе, и призван популяризировать эту тему в научных кругах.

Работа создавалась в 2012-2013 гг., переделана в 2017 г. и посвящается 50-летию открытия массовой сети военно-политических училищ в СССР

Автор благодарит М.В. Молчанова, капитана 2 ранга в отставке, за неоценимую помощь и советы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл o_zampolitah.docx77.73 КБ

Предварительный просмотр:

И.В. Сидоров

Высшие военно-политические училища СССР (1967-1995 гг.)

Исторический дайджест

Москва

2013

Содержание

Введение………………………………………………………………………………………….3

Раздел 1. Место высших военно-политических училищ в системе военно-профессионального образования СССР………………………………………………………..5

Раздел 2. Характер образовательной деятельности высших военно-политических училищ............................................................................................................................................8

Раздел 3. Социальные заказчики высших военно-политических училищ…………………11

Раздел 4. Историческая судьба высших военно-политических училищ……………………14

Список источников и литературы……………………………………………………………..18

Приложение 1. Перечень высших военно-политических училищ СССР к 1991 г…………22

ВВЕДЕНИЕ

        Высшие военно-политические училища (ВВПУ) в СССР – это высшие военно-учебные заведения, занимавшиеся подготовкой специалистов с высшим и средним военно-специальным образованием по политико-воспитательной и культурно-досуговой работе, а также журналистике. Эти образовательные учреждения, удовлетворяя объективно сложившиеся кадровые потребности КПСС и Вооруженных Сил (а также МВД или КГБ), а в целом - и государства (СССР или зарубежной страны-союзницы), занимали особое положение в системе советского военно-профессионального образования в силу специфики своей учебной деятельности.

Изучение их истории интересно и важно, поскольку:

•        высшие военно-политические училища представляют собой самобытный этап истории отечественного военного образования и отечественной высшей школы.

•        деятельность данных учебных заведений представляет исторический интерес как частный случай практической реализации советских взглядов на сущность и организацию образования, в т.ч. и военного, а также является источником обширного материала для военно-педагогической мысли.

•        высшие военно-политические училища занимались кадровым обеспечением политических органов вооруженных сил Страны Советов, деятельность и значение которых в настоящее время являются дискуссионным вопросом. Знание условий, в которых и при помощи которых готовились новые поколения политработников, по мнению автора, позволит многое понять и по-новому оценить в истории самого этого института, а через него – и в истории Отечества.

Несмотря на дискуссионность в оценках роли политработников в отечественной истории, уникальный опыт ВВПУ по подготовке нужных государству и армии  специалистов не должен быть утерян, а деятельность политработников следует подвергать объективному анализу, перенимая всё лучшее из их более чем 70-летней службы на благо Отечества. К примеру, немаловажно, что в основе образовательного процесса в высших военно-политических училищах лежало сочетание глубокого изучения практической идейно-воспитательной работы и обширной военной и технической подготовки с ориентацией на конкретный вид (род) Вооруженных Сил, при этом обеспечивалась фундаментальная подготовка по общественным и гуманитарным наукам и широкая общенаучная эрудиция. Созданные для деятельности высших военно-политических училищ условия сформировали высокое качество подготовки офицеров-политработников, отмеченное как советским руководством, так и зарубежными союзниками.

Тысячи питомцев высших военно-политических училищ верой и правдой служили и служат России, их подвиг отмечен в том числе и государством - орденами и медалями, а многие из них отдали, защищая интересы страны, здоровье и жизнь. Это обстоятельство лучше других говорит о важности и пользе для нашей (и не только) страны той обширной работы, что велась в данных учебных заведениях.

Работа охватывает период с 1967 г. – исходной точки отсчета для наибольшего числа высших военно-политических училищ, созданных в СССР – до 1995 г. – года выпуска последнего набора курсантов в высшие военно-политические училища. Подготовка кадровых офицеров-воспитателей для Вооруженных Сил РФ в формате, отвечающем современным реалиям, была организована лишь в 2002 г.

Историография и источниковая база.  На 2012-2013 гг., когда создавалась эта работа, общих, программных научных работ о создании, становлении и деятельности высших военно-политических училищ в распоряжении автора не имелось, однако данная тема хорошо освещена в отдельных аспектах деятельности политработников, а также по общим взглядам на советское военное образование в трудах по истории и военному строительству Советских Вооруженных Сил: А.А.Гречко «Вооруженные Силы Советского государства»,  А.А. Бабакова  «Вооруженные Силы СССР после войны (1945 – 1986 гг.): История строительства». Понимание специфики работы политработника даёт профильное пособие для высших военно-политических училищ «Военная педагогика» авторского коллектива. В историческом очерке «Часовые советских границ» имеется информация о Высшем военно-политическом пограничном училище КГБ и о роли партийно-политической работы в деятельности погранвойск, что также важно при рассмотрении социальных заказчиков военно-политических училищ и основных направлений работы их выпускников.

Источниковая база исследования включает в себя воспоминания выпускников высших военно-политических училищ, кадровых офицеров-политработников, публикации по тематике в профильных СМИ (в частности, «Красная звезда», «ВПК»), электронные ресурсы – сайты выпускников, военно-учебных заведений и официальных ведомств (Минобороны РФ и РБ), профильных научных учреждений (Академия военных наук РФ). При проведении исследования привлекались также документы как обозначенного периода (Устав внутренней службы ВС СССР 1975 гг., фрагмент постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 г. «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», речь Л.И.Брежнева 8 июля 1968 г. на приеме в честь выпускников военных академий), так и предшествующего времени (Корабельный устав ВМФ СССР 1959 г., Задачи и программы национальной безопасности США NSC 68 от 14 апреля 1950 г.)

Материалы работы могут представлять интерес для специалистов-историков (военная история, история образования, история КПСС), педагогов, занимающихся исследованием истории отечественного образования, в.т.ч. и военного, организаторов военного и патриотического образования и воспитания (как профессионального, так и в рамках кадетских классов и военных клубов и.т.п.).

Раздел 1. Место высших военно-политических училищ в системе военно-профессионального образования СССР

Советское военно-профессиональное образование указанного периода представляло собой стройную многоступенчатую систему военно-учебных заведений, предоставлявших образование разных уровней и квалификаций. Эффективность этой системы, унаследовавшей лучшие традиции русской военной школы[1], была не раз проверена в ходе как боевых действий (пограничные конфликты, Афганистан и.т.п.), так и других событий той поры: от создания ядерного щита до ликвидации Чернобыльской АЭС.  

Стать военным специалистом разного уровня и звания в указываемый период можно было, освоив образовательные программы:

  • в учебных подразделениях и частях[2] - подготовка младших командиров и специалистов
  • в школах прапорщиков (уровень среднего профессионального образования)
  • в Московском военно-музыкальном училище, получив среднее профессиональное музыкальное образование в интересах военно-оркестровой службы
  • в средних военных училищах: подготовка офицеров со средним военно-техническим или военно-специальным образованием.
  • на военных кафедрах при гражданских высших учебных заведениях. По статусу они были приравнены к высшим военным учебным заведениям, но готовили офицеров запаса, что не мешало ежегодно призывать выпускников в требуемом количестве для комплектования офицерских должностей.
  • в высших военных училищах и военных факультетах гражданских ВУЗов, готовивших офицеров с высшим[3] военно-специальным образованием[4].

Для офицеров в целях развития кадрового потенциала существовали:

  • офицерские курсы (переподготовка и повышение квалификации)
  • академии родов и видов войск, предоставлявшие высшее военное образование[5], некоторые - и высшее военно-специальное образование, а также возможность профессиональной переподготовки.

Кадры для высшего уровня управления (оперативно-стратегическое звено, масштаб объединений: армии, фронта и.т.п.) из старших офицеров – начиная от майора и выше - готовила Военная академия Генерального Штаба ВС СССР имени К.Е.Ворошилова.

Остановимся подробнее на высших военных училищах.  Эти высшие учебные заведения были качественно новым явлением в военном образовании СССР.  Первые военные вузы этого типа организовывались ещё при Сталине[6], однако их массовое создание началось в конце пятидесятых – начале шестидесятых годов и было обусловлено повышением требований к квалификации офицерского состава. Высшие военные училища делились на командные, инженерные, командно-инженерные и военно-политические. Первые три типа предоставляли профессиональные знания и квалификацию на уровне инженера[7], а разница между ними состояла в военной специальности  выпускника и сроках обучения (в командных обучались 4 года, а в инженерных – 5 лет). Специфика командно-инженерных училищ заключалась в их ориентации на ракетные войска стратегического назначения (РВСН).

Высшие военно-политические училища, рассматриваемые нами, были своего рода представителями гуманитарного знания в военной среде. Они выпускали офицеров-политработников[8] с квалификациями «преподаватель истории и обществоведения», «учитель начальных классов», «военная журналистика», «культурно-просветительская работа»[9] - в зависимости от конкретного училища, формы и уровня подготовки. Срок обучения на дневной –ведущей- форме обучения составлял 4 года, имелись также заочные отделения (факультеты) и экстернат.

По окончании данных образовательных учреждений выпускник  готовился заниматься идеологическим и морально-нравственным воспитанием личного состава вверенного ему подразделения или (в зависимости от специальности) журналистской и культурно-досуговой работой в соответствующих структурах.  

 Основой образовательного процесса в высших военно-политических училищах были  углубленное изучение практической идейно-воспитательной работы[10]  и широкая военная и техническая подготовка с учетом специфики конкретного вида (рода) Вооруженных Сил.

До 1967 г. в СССР существовало лишь одно учебное заведение данного типа – Львовское высшее военно-политическое училище[11]. В год 50-летия Октября в соответствии с постановлением ЦК КПСС от 21 января 1967 г. «О мерах по улучшению партийно-политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте» было создано ещё 7 училищ разного видового профиля в городах Новосибирск, Курган, Ленинград, Свердловск, Донецк, Киев и Симферополь. Все они были ориентированы на Минобороны, кроме того, в том же году учреждено и высшее военно-политическое училище КГБ в пос. Голицыно Московской области. На следующий год на базе Ленинградской военно-политической школы создается Высшее политическое училище МВД, готовившее политработников для внутренних войск и органов внутренних дел. В 1977 г. в военно-политическое с сохранением ориентации на РВСН переформировывается Рижское высшее военное командное училище имени Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова, в 1979 г. открывается училище в Таллине, а на следующий год, в 1980 г. – в Минске. Таким образом, к 1991 году в СССР высших военно-политических училищ было всего 13 (из приблизительно 130 военных училищ СССР[12]), их качественный состав приведен в приложении 1. Сравнительно небольшое количество этих вузов и нетипичный для технократичной советской военной школы характер предоставляемого образования делали их «уникальным феноменом»[13].

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что высшие военно-политические училища, занимавшиеся подготовкой специалистов по политико-воспитательной и культурно-досуговой работе, а также журналистике, занимали особое положение в системе советского военно-профессионального образования, связанное со спецификой их образовательной деятельности.

Раздел 2. Характер образовательной деятельности высших военно-политических училищ

В основе образовательного процесса в высших военно-политических училищах лежало сочетание глубокого изучения практической идейно-воспитательной работы и обширной военной и технической подготовки с ориентацией на конкретный вид (род) Вооруженных Сил.

Ключевым элементом подготовки политработника являлось обучение партийно-политической работе (ППР). Под этим понятием понималась  «идеологическая и организаторская деятельность по обеспечению и проведению в жизнь политики КПСС в вооруженных силах; теория идейно-воспитательной и организаторской деятельности»[14]. ППР как учебная дисциплина предоставляла курсантам «практику публичных выступлений, подготовки и ведения радио- и телепередач, музейной работы, кино- и фотосъемок, использования ... технических средств  пропаганды, оформления наглядной агитации, демонстрации кинофильмов»[15]. Кроме того, в рамках изучения ППР регулярно проводились встречи с героями войны и труда, заслуженными командирами и политработниками. Практическим задачам по работе с личным составом служило также изучение курсов военной педагогики и психологии. В ходе обучения этим дисциплинам курсанты знакомились с «фундаментальными теоретическими знаниями и навыками изучения личности советского воина, психологии воинского коллектива»[16], а также с практикой воинского обучения и воспитания. Всё это формировало у будущих офицеров богатую педагогическую культуру,  позволявшую «правильнее строить обучение и воспитание своих подчиненных»[17] и необходимую в современных условиях, что ясно сознавалось и указывалось высшим военным руководством.

Уровень военных знаний и технической подготовки обеспечивал качественное исполнение выпускником должностных обязанностей офицера. Более того, он давал возможность принимать на себя и командирские функции, а также замещать и другие боевые посты[18] в случае необходимости, что соответствовало общим взглядам тех лет на подготовку советского военнослужащего[19]. Так, курсанты Киевского высшего военно-морского политического училища все 4 года обучения на высоком уровне изучали основы профессии штурмана, практиковались в специально организованном дальнем походе, а по окончании обучения квалификация «штурман» на протяжении некоторого времени фиксировалась  и в документе об образовании. Качественная базовая подготовка в сочетании с флотской практикой позволяла стать и командиром корабля[20]. А будущие политработники РВСН участвовали в занятиях по автомобильной подготовке с многокилометровым маршем и решением тактических задач.

 «Характерной особенностью учебного процесса в военно-политических училищах была его ориентация на всестороннее развитие личности военного профессионала»[21],- отмечают В.Ю.Балабушевич и А.И.Гурский. Фундаментальная подготовка по общественным и гуманитарным наукам не только позволяла уверенно работать по специальности, но и значительно повышала общекультурный уровень будущего офицера. Наряду с «традиционными» историей КПСС, научным коммунизмом и философией марксизма-ленинизма изучались иностранные языки, литература, этика и эстетика, международные отношения и внешняя политика СССР, формальная логика. Курсанты осваивали и экономические науки. Дополнением к гуманитарной подготовке служили общенаучные дисциплины – высшая математика и физика.

Большое внимание в учебно-воспитательной работе уделялось физической культуре и спорту, для занятия которыми была создана современная материальная база.

Учебный процесс был полностью обеспечен современной материальной базой, в училищах была налажена и собственная издательская деятельность. Нельзя не указать, что ВВПУ поддерживали между собой устойчивые научно-методические связи, осуществляли обмен «идеями и людьми»[22], это обстоятельство, по мнению автора, даёт право рассматривать ВВПУ вкупе с их тесными и прочными взаимосвязями в рамках одной полноценной системы.

Кроме основной, дневной формы обучения, в высших военно-политических училищах действовали также заочные отделения и экстернаты для офицеров, прапорщиков и сержантов сверхсрочной службы из войск. Экстерном можно было получить среднее военно-политическое образование, которому формально соответствовала квалификация «учитель начальных классов».

Выпускники ВВПУ[23] могли продолжить своё обучение в военных академиях (прежде всего в Военно-политической академии имени В.И.Ленина, игравшей роль научно-методического центра для военно-политических училищ) по программам высшего военного образования,  а проявившие себя в научной деятельности могли поступать в адъюнктуру (аналог гражданской аспирантуры) и докторантуру академий. О наличии адъюнктур непосредственно в ВВПУ в распоряжении автора подробных и значительных по объему сведений нет, однако известно, что в 1990 году в Ленинградском высшем политическом училище МВД была открыта целевая адъюнктура.

Образовательная деятельность была ведущим направлением работы ВВПУ, однако в них велась и научная работа. Преподавателями училищ были опытные военнослужащие и гражданские педагоги, многие из которых имели ученые степени и вели научные изыскания[24]. На кафедрах училищ сотрудниками активно защищались диссертации, что находило поддержку у командования.

Воспитательная работа в училищах носила инновационный характер, охватывала все стороны повседневной жизни курсанта и имела целью воспитание «военного профессионала как гражданина, патриота, высоконравственного и совестливого человека, способного взять на себя всю полноту ответственности за судьбу Отечества»[25].

Большое внимание уделялось и отбору обучающихся. Он включал в себя множество критериев – общественная активность (в.т.ч. и партийно-комсомольский ценз), личностные качества, состояние здоровья и физподготовка, психологический отбор, общеобразовательная подготовленность (экзамены проводились по русскому языку и литературе, истории СССР, географии и математике). Конкурс в ВВПУ был очень большим, особенно среди гражданской молодежи.

В таких условиях сформировалось высокое качество подготовки офицеров-политработников, отмеченное как советским руководством, так и зарубежными союзниками. Маршал А.А. Гречко в книге «Вооруженные Силы Советского государства», отмечая, что «военные учебные заведения в целом успешно решают стоящие перед ними задачи», называл подготовленное ими пополнение политработников (среди других военных профессий) «достойным». За успехи в повышении боеготовности чехословацкой[26] армии Львовское ВВПУ было награждено Орденом Красной Звезды ЧССР, а деятельность Ленинградского ВВПУ войск ПВО страны и Киевского военно-морского политического училища была отмечена Юбилейными почетными знаками Президиума Верховного Совета и Совета Министров СССР. И это далеко не полный перечень свидетельств заслуг и достижений ВВПУ.

Обобщая вышеизложенное, можно утверждать, что деятельность высших военно-политических училищ, представлявших собой полноценную образовательную систему, была направлена на подготовку «военного профессионала для подразделений конкретного рода и вида войск с глубоким знанием военной психологии и педагогики, теории и практики воспитательной работы»[27], обладающего также  фундаментальной подготовкой по общественным и гуманитарным наукам и широкой общенаучной эрудицией. Усилия ВВПУ на этом поприще были удостоены высокой оценки как в СССР, так и за рубежом.

Раздел 3. Социальные заказчики высших военно-политических училищ

В предыдущих разделах было определено место высших военно-политических училищ в системе советского образования и охарактеризована их образовательная деятельность. В настоящем разделе будут рассмотрены социальные заказчики, чьи кадровые потребности удовлетворялись данным типом учебных заведений и общая характеристика деятельности выпускника в их рамках. Руководство партийно-политической работой в Вооруженных Силах осуществляло Главное политическое управление Советской Армии и Военно-морского флота. Особенностью этого органа являлась его деятельность на правах отдела ЦК КПСС[28]. Именно данное учреждение В.Ю.Балабушевич и А.И Гурский в статье «Военно-политические училища как педагогический феномен» называют заказчиком кадров политработников, а также контролером качества их подготовки. Автор считает нужным расширить круг социальных заказчиков, поскольку ГЛАВПУ[29] было органом КПСС, у самих Вооруженных сил также имелся свой интерес в политработниках. Следовательно, состав социальных заказчиков ВВПУ в авторском представлении выглядел так:

  • Глобальный социальный заказчик – КПСС, а через неё – Советское государство, т.к.  партия законодательно была объявлена руководящей силой страны. КПСС осуществляла свою деятельность как социального заказчика образования через ГЛАВПУ. Кроме того, эту роль могло исполнять союзное СССР зарубежное государство, направившее в ВВПУ своих курсантов (Чехословакия, Куба, Афганистан)
  • Конкретный социальный заказчик – вид (род) войск, на который ориентировалось училище, поскольку именно он обеспечивал должности для выпускников, они, в свою очередь, изучали специфику его деятельности и готовились действовать именно в составе его сил. Так, для Киевского училища таким заказчиком был ВМФ, а для Новосибирского – сразу три: Сухопутные войска, Воздушно-десантные войска и Главное разведывательное управление Генштаба (ГРУ). Для училищ МВД и КГБ таким заказчиком были сами эти ведомства.

Потребность государства в целом и в лице эти структур в офицерах-политработниках определялась многими факторами, среди которых главными, по мнению автора, были:

  • стремление КПСС держать под жестким контролем Вооруженные Силы и в то же время сделать их своей сознательной[30] опорой в реализации политического курса
  • объективно существовавшее идеологическое и психологическое противостояние в рамках биполярной системы, требовавшее качественного противодействия
  • необходимость соответствовать возросшим требованиям к морально-боевым качествам военнослужащих[31] в условиях современной войны
  • вытекавшая из международной обстановки[32] потребность в постоянной боевой готовности Вооруженных Сил, требовавшая поддержания в том числе и дисциплины, высокого морального состояния и единства, необходимых и без наличия каких бы то ни было угроз любой армии.
  • ориентация на построении коммунизма, невозможного, по мнению советского руководства, без «высокого уровня сознательности, культуры и образования»[33], обеспечиваемого в том числе и офицерами-политработниками, которым это было вменено в обязанность нормативными актами вооруженных сил (в частности, уставы) и партийными указаниями (постановления об улучшении ППР и.т.п.).

Стартовая должность почти всех[34] выпускников ВВПУ – заместитель командира роты/батареи/эскадрильи  (и им равного подразделения) по политической части. Данная должность была впервые создана в 1942 г. на смену политрукам, а на более высоких уровнях (от батальона и выше) заместители по политической части стали преемниками знаменитых и одиозных комиссаров[35]. Институт политработников уровня роты, батальона и эскадрильи неоднократно упразднялся и  восстанавливался вновь. Последний раз в СССР он был восстановлен в 1967 г. в рамках реализации постановления ЦК КПСС от 21 января 1967 г. «О мерах по улучшению партийно- политической работы в Советской Армии и Военно-Морском Флоте».  Кадровое обеспечение этой воссозданной должности было решено обеспечивать силами создаваемых ВВПУ Минобороны и КГБ. Своим возрождением  институт политработников ротного уровня был обязан необходимостью «совершенствования структуры и укрепления политорганов и партполитаппарата армии и флота»[36], и прежде всего,  усиления воспитательной работы  «там, где в первую очередь решаются задачи боевой и политической подготовки, укрепления политико-морального состояния и воинской дисциплины»[37]

В рамках господства однопартийной системы политико-воспитательная работа – главное предназначение выпускника ВВПУ - естественно, проводилась в интересах КПСС. Офицер-политработник любого ранга был представителем компартии, он проводил её политику и отвечал за её исполнение[38].

Политработник нес ответственность не только за идеологическую и воспитательную работу, но и за дисциплину, моральный дух, а, кроме того, и за повседневную жизнь личного состава – заботиться о его нуждах и потребностях, о здоровье и питании, организовывать культурно-досуговую и информационную работу было его прямой должностной обязанностью[39].

Карьерный рост в политическом составе заключался в повышения уровня вверенного подразделения, а статус заместителя командира оставался вплоть до армейского уровня. Там пост политработника назывался «член Военного совета». Начиная с уровня частей офицер располагал в своём ведении так называемым политотделом – разветвленным аппаратом по политической работе, наделенным большими полномочиями. 

Обобщая материал главы, можно сделать вывод: высшие военно-политические училища удовлетворяли объективно сложившиеся кадровые потребности КПСС и Вооруженных Сил (а также МВД или КГБ), а в целом и государства (СССР или зарубежной страны) в офицерах-политработниках. Все эти структуры были социальными заказчиками ВВПУ.

Раздел 4. Историческая судьба высших военно-политических училищ

Крах коммунистической власти в России сделал невостребованным и институт политработников. 29 августа 1991 года президент СССР М.С.Горбачев издает указ "Об упразднении военно-политических органов в Вооруженных Силах СССР, войсках Комитета государственной безопасности СССР, внутренних войсках Министерства внутренних дел СССР и железнодорожных войсках", поставивший точку в 73-летнем[40] существовании политических органов в силовых ведомствах. А в декабре 1991 года распался и сам Советский Союз.

В этих условиях образовательная деятельность ВВПУ стала попросту ненужной, однако до 1992 года в основном[41] они сохраняли свой статус и продолжали доучивать набранных ранее курсантов. Размещенные в бывших союзных республиках училища стали либо переходить под контроль новых суверенных властей, либо расформировываться (более подробно историческая судьба каждого училища после распада СССР рассмотрена в Таблице 1). Многие курсанты и сотрудники перешли в российские военно-учебные заведения. Находившиеся в России училища меняли программы и профили подготовки офицеров, а в 1995 году завершил своё обучение последний в истории ВВПУ набор курсантов[42]. А подготовка кадровых офицеров-воспитателей для Вооруженных Сил в формате, отвечающем современным реалиям, была организована лишь в 2002 г.[43].

Значение политработников в истории отечественной армии и флота является дискуссионным вопросом и оценивается крайне неоднозначно[44]. Тем не менее, «люди, безусловно, должны быть информированы, что руководство знает, что делает, какова роль поставленных задач» - утверждает капитан-пропагандист в отставке,  д.и.н., проф. А.И.Степанов[45].  Такая информационно-воспитательная работа, как и морально-психологическое обеспечение в целом нуждается в грамотных специалистах, и опыт ВВПУ по их подготовке не должен быть утерян, а деятельность политработников следует подвергать объективному анализу, перенимая всё лучшее из их более чем 70-летней службы на благо Отечества.

Историческая судьба ВВПУ оказалась сложной, а роль и значение их выпускников в укреплении оборонной мощи страны постоянно служит предметом дискуссий. Тем не менее, тысячи питомцев высших военно-политических училищ верой и правдой служили и служат России, их подвиг отмечен и государством орденами и медалями, а многие из них отдали, защищая интересы страны, здоровье и жизнь. Это обстоятельство лучше других говорит о важности и пользе для нашей (и не только) страны той обширной работы, что велась в данных учебных заведениях.

Таблица 1.

Историческая судьба высших военно-политических училищ после распада Советского Союза.

ВВПУ

Историческая судьба

1. Высшее пограничное военно-политическое ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР

Существует и по сей день как Голицынский пограничный институт ФСБ

Профиль «военно-политическое» ликвидирован 24 октября 1991 г, в 1993 г. получен статус военного института погранвойск. В 2003 г. вуз получает нынешнее название. И по сей день готовит специалистов для работы с личным составом (психологов).

2. Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи имени генерала армии А.А.Епишева

Расформировано после последнего выпуска офицеров – 1995 г.

На базе училища создан Донецкий лицей с усиленной военно-физкультурной подготовкой.

3.Киевское высшее военно-морское политическое училище

Окончательно ликвидировано в 1996 г.

4. Курганское высшее военно-политическое авиационное училище

В настоящее время на базе бывшего КВВПАУ – Курганский пограничный институт ФСБ.

5. Ленинградское высшее военно-политическое училище войск ПВО страны

Послужило базой для создания в 1992 г. Санкт-Петербургского высшего военного училища радиоэлектроники, которое было закрыто в 2011 г.

Готовились в этом вузе и специалисты-психологи.

6. Ленинградское высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ

Существует и по сей день как Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД

7. Львовское высшее военно-политическое училище

Попав под юрисдикцию украинских властей, было ликвидировано, а его база послужила основой для военного факультета одного из местных вузов, ставшего позже Академией сухопутных войск имени Сагайдачного.

Доподготовку курсантов из Львова, не принявших присягу Украине принял на себя Военный университет Минобороны РФ, считающий себя  правопреемником ЛВВПУ. Подготовка военных журналистов и культработников продолжается там и сейчас

8. Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище

В ходе реорганизации наряду с Минским высшим инженерным зенитно-ракетным училищем ПВО стало основой для Военной академии Республики Беларусь – главного военно-учебным заведением страны. Специалисты по идеологической работе готовятся там и по сей день.

9. Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября

Существует и сегодня как Новосибирское высшее военное командное училище. С 2002 г. оно готовит и офицеров-воспитателей.

10. Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище имени Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова

Ликвидировано в 1992 г.

11. Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище

В 1992 г. реорганизовано вместе с бывшим Тбилисским высшим артучилищем в Екатеринбургское высшее артиллерийское командное училище, существовавшее до 2011 г.

12. Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище

Ликвидировано окончательно в 1996 г., уже в 1994 г. утратив статус самоценного вуза и став военным факультетом при одном из крымских институтов.

13. Таллинское высшее военно-политическое строительное училище

Расформировано в 1992 г.


Список источников и литературы

  1. Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945 – 1986 гг.): История строительства. – М.: Воениздат, 1987. 287 с.
  2. Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).
  3. В Голицыно [Электронный ресурс] // Учительская газета [сайт]. URL: http://ug.ru/archive/13818/version (дата обращения 17.06.2012).
  4. Водопьянов А.Г., История РВВПКУ [Электронный ресурс] // Гостевая книга РВВПКУ [сайт]. URL: http://sa354.h1.ru/history.shtml (дата обращения 24.05.2013).
  5. Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. М,: Воениздат, 1973. 368 с.
  6. Военный университет Министерства обороны [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации [сайт]. URL: http://stat.ens.mil.ru/education/higher/academy/more.htm?id=8676@morfOrgEduc (дата обращения 17.03.2013).
  7. Военный энциклопедический словарь / Гл. ред. С. Ф. Ахромеев. - М.: Воениздат, 1986. 683 с.
  8. Генерал-лейтенант в отставке Иван Васильев: «Воспитанием должны заниматься профессионалы» [Электронный ресурс] // Минполит: годы и судьбы [сайт]. URL: http://www.minpolit.com/publ/2-1-0-12 (дата обращения 30.01.2013).
  9. Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. : пер с англ. / сост. и авт. вступит. ст. И.М. Ильинский. – М.: Изд-во МосГУ, 2006. 504 с.
  10. Гречко А.А Вооруженные Силы Советского государства. Изд. 2-е, дополн. М., Воениздат, 1975. 438 с.
  11. Для тех, кто решил поступать в училище [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL:  http://kvvmpu77.ru/kvmppuabitur.php (дата обращения 25.01.2013).
  12. Елисеева М. Военно-политические училища СССР [Электронный ресурс] // Красная звезда [сайт]. URL: http://www.redstar.ru/index.php/1812/item/4908-voenno-politicheskie-uchilischa-sssr (дата обращения 24.03.2013).
  13. История адъюнктуры [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ [сайт]. URL: http://www.spvi.ru/institut-today/adunktura/istoriya-adyunktury.html (дата обращения 18.04.2013).
  14. История института  [Электронный ресурс] // Санкт-Петербургский военный институт внутренних войск МВД РФ [сайт]. URL: http://www.spvi.ru/history/istoriya-instituta.html (дата обращения 18.04.2013).
  15. История института [Электронный ресурс] // Голицынский пограничный институт ФСБ России [сайт]. URL: http://gpi.fsb.ru/r4/index.htm (дата обращения 03.05.2013).
  16. История КВВПАУ [Электронный ресурс] // Курганское Высшее Военно-Политическое Авиационное Училище [сайт]. URL: http://kvvpau.ru/history (дата обращения 15.02.2013).
  17. История училища [Электронный ресурс] // Сайт выпускников СВВПСУ [сайт]. URL: http://svvpsu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=138:2010-10-10-13-49-59&catid=39:2010-10-13-17-13-04&Itemid=115 (дата обращения 17.08.2012).
  18. Кафедра партийно-политической работы КВВМПУ. [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL: http://kvvmpu77.ru/kvvmpuppr.php (дата обращения 25.01.2013).
  19. Кафедра военной педагогики и психологии КВВМПУ. [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL: http://kvvmpu77.ru/kvvmpupp.php (дата обращения 25.01.2013).
  20. Конопляник В. М.. Военное образование (БСЭ 1969—1978) [Электронный ресурс] // Яндекс. Словари [сайт]. URL: http://slovari.yandex.ru/военное образование/БСЭ/Военное образование (дата обращения 16.03.2013).
  21. Конопляник В. М.. Военно-учебные заведения   (БСЭ 1969—1978) [Электронный ресурс] // Яндекс. Словари [сайт]. URL: http://slovari.yandex.ru/военное образование/БСЭ/Военно-учебные заведения (дата обращения 16.03.2013).
  22. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917— 1968. — М.: Воениздат, 1969. – 471 с.
  23. Краткие исторические данные об учреждении образования "Военная академия Республики Беларусь" [Электронный ресурс] // Министерство обороны РБ [сайт]. URL: http://mod.mil.by/s9w1wa.html (дата обращения 15.04.2013).
  24. Панченко А.М. История училища [Электронный ресурс] // Официальный сайт НВВКУ [сайт]. URL:  http://nvvku.academ.org/history (дата обращения 31.01.2013)
  25. Политработник, боец, организатор, воспитатель [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL:  http://kvvmpu77.ru/kvvmpupolitarbajt.php (дата обращения 25.01.2013).
  26. Рижское высшее военно-политическое краснознаменное училище имени маршала Советского Союза С.С. Бирюзова [Электронный ресурс] // Министерство обороны Российской Федерации [сайт]. URL: http://encyclopedia.mil.ru/encyclopedia/dictionary/details_rvsn.htm?id=14493@morfDictionary (дата обращения 18.05.2013).
  27. Рожков Н.В. Краткий исторический очерк о Минском высшем военно-политическом общевойсковом училище [Электронный ресурс] // Минполит: годы и судьбы [сайт]. URL:  http://www.minpolit.com/publ/2-1-0-6 (дата обращения 30.01.2013)
  28. Партийно - политическая работа в ВС СССР [Электронный ресурс] // Словарь военных терминов [сайт]. URL: http://military_terms.academic.ru/1656/Партийно_-_политическая_работа_в_ВС_СССР (дата обращения 20.04.2013).
  29. Суриков В. Войскам нужны политработники [Электронный ресурс] // Независимое военное обозрение [сайт]. URL:  http://nvo.ng.ru/realty/2008-11-14/13_letters.html (дата обращения 05.04.2012).
  30. Тетёкин В.Н. Мифы о подготовке офицерских кадров [Электронный ресурс] // Еженедельник «Военно-промышленный курьер» [сайт]. URL:  http://vpk-news.ru/articles/9032 (дата обращения 25.04.2013).
  31. Устав внутренней службы Вооруженных Сил СССР (1975 г.) [Электронный ресурс] // Военная литература [сайт]. URL: http://militera.lib.ru/regulations/russr/1975_uvs/index.html (дата обращения 24.05.2013)
  32. Ходаренок М. М. Разложение единоначалия [Электронный ресурс] // Независимое военное обозрение [сайт]. URL:  http://nvo.ng.ru/history/2002-09-27/5_army.html (дата обращения 25.04.2013).
  33.  Часовые советских границ: Краткий очерк истории пограничных войск СССР/ Иванов В.С., Кисловский Ю.Г., Андрианов В.Н. и др. – 2-е изд., доп. – М.: Политиздат, 1983. 318 с.

Приложение 1. Перечень высших военно-политических училищ СССР к 1991 г.

 (в скобках – год создания как высшего военно-политического училища):

  1. Высшее пограничное военно-политическое ордена Октябрьской Революции Краснознаменное училище КГБ СССР (с 1967 г.)
  2. Донецкое высшее военно-политическое училище инженерных войск и войск связи имени генерала армии А.А.Епишева (с 1967 г.)
  3. Киевское высшее военно-морское политическое училище (с 1967 г.)
  4. Курганское высшее военно-политическое авиационное училище (с 1967 г.)
  5. Ленинградское высшее военно-политическое училище войск ПВО страны (с 1967 г.)
  6. Ленинградское высшее политическое училище имени 60-летия ВЛКСМ МВД СССР (с 1968 г.) 
  7. Львовское высшее военно-политическое ордена Красной Звезды училище (с 1961 г.)
  8. Минское высшее военно-политическое общевойсковое училище (с 1980 г.)
  9. Новосибирское высшее военно-политическое общевойсковое училище имени 60-летия Великого Октября (с 1967 г.)
  10. Рижское высшее военно-политическое Краснознаменное училище имени Маршала Советского Союза С.С. Бирюзова (с 1977 г.)
  11. Свердловское высшее военно-политическое танко-артиллерийское училище  (с 1967 г.)
  12. Симферопольское высшее военно-политическое строительное училище (с 1967 г.)
  13. Таллинское высшее военно-политическое строительное училище (с 1979 г.)


[1] Тетёкин В.Н. Мифы о подготовке офицерских кадров [Электронный ресурс] // Еженедельник «Военно-промышленный курьер» [сайт]. URL:  http://vpk-news.ru/articles/9032 (дата обращения 25.04.2013).

[2] Большая Советская Энциклопедия 1969 – 1978 гг. в статье «Военно-учебные заведения» не включает учебные подразделения и части в понятие «военно-учебные заведения»

[3] Существовал в высших военных училищах и экстернат: среднее военно-специальное образование

[4] Полная подготовка по специальности в объеме гражданского вуза + профильные военные дисциплины, освоение которых требует будущая служба и конкретные должности

[5] Многоплановое и обширное повышение квалификации офицера, позволяющее ему перейти на новый масштаб деятельности  - от подразделений к частям и соединениям.

[6]  Так, в 1943 г. (источник даты - http://mviu60.3dn.ru/publ/periody/khronika/6-1-0-62, дата обращения 24.05.2013) было создано Высшее военно-инженерное строительное училище Красной Армии

[7]  Впоследствии гражданская квалификация стала заноситься в документ об образовании.

[8] Большой толковый словарь русского языка  С. А. Кузнецова (электронная версия http://dic.academic.ru/dic.nsf/kuznetsov/42893/политработник, дата обращения 25.04.2013) определяет политработника как человека, который «занимался политико-воспитательной работой в Советской Армии и Флоте». Более подробно институт политработников в вооруженных силах будет рассмотрен в разделе 3 данной работы, на данный момент, на этапе общих характеристик видится вполне достаточной именно такая формулировка.

[9] В ЛВПУ МВД выпускникам присваивалась квалификация «Юрист-политработник». Источник http://www.proza.ru/2010/09/23/203 дата обращения 07.08.2013. Кроме того, этот факт косвенно подтверждается информацией на официальном сайте МВД о министре Колокольцеве В.А (http://mvd.ru/mvd/structure1 (дата обращения 07.08.2013), он поступил в 1985 г. на очное отделение и окончил  в 1989 ЛВПУ, но специальность его в официальных данных значится как «Правоведение»

[10] См. запись беседы с М.В.Молчановым, выпускником Киевского высшего военно-морского политического училища, от 12.05.2013 (из личного архива автора).

[11] Существовало с 1939 г., статус высшего получило в 1961 г.

[12] По оценке автора. См. также здесь http://nachprodanet.narod.ru/vvvut.htm (дата обращения 22.05.2013).

[13] Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).

[14] Словарь военных терминов. — М.: Воениздат. Сост. А. М. Плехов, С. Г. Шапкин. 1988 в электронной версии (см. список источников, ссылка №27). А профессора В.Ю.Балабушевич и А.И Гурский в работе «Военно-политические училища как педагогический феномен»  называют ППР воспитательной работой в терминах того времени.

[15]Кафедра партийно-политической работы КВВМПУ. [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL: http://kvvmpu77.ru/kvvmpuppr.php (дата обращения 25.01.2013).

[16] Кафедра военной педагогики и психологии КВВМПУ. [Электронный ресурс] // КВВМПУ 1977 года выпуска [сайт]. URL: http://kvvmpu77.ru/kvvmpupp.php

[17] Военная педагогика. Учебное пособие для высших военно-политических училищ. Коллектив авторов. М,: Воениздат, 1973. - С.5

[18] См. запись беседы с В.И.Сидоровым, капитаном-политработником танковых войск в отставке, от  17.08.2012. (из личного архива автора)

[19] Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М.: Воениздат 1975. - С.294.

[20] См. запись беседы с М.В.Молчановым, выпускником Киевского высшего военно-морского политического училища, от  21.02.2013. (из личного архива автора)

[21] Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).

[22] Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).

[23] Высшее военно-политическое училище. Для удобства эта аббревиатура будет использоваться далее наравне с полным наименованием

[24] Так, в Симферопольском строительном ВВПУ был разработан проект расчета фундамента на сейсмоустойчивость, по которому впоследствии стали строить многие здания города Севастополя, а также новая композиция искусственного мрамора.

[25] Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).

[26] ВВПУ, как и многие другие учебные заведения в СССР, готовили кадры и для зарубежных стран, в частности, Чехословакии, Афганистана, Кубы.

[27] Балабушевич В.Ю., Гурский А.И. Военно-политические училища как педагогический феномен [Электронный ресурс] // Официальный сайт Академии Военных Наук Российской Федерации. URL: http://www.avnrf.ru/index.php/publikatsii-otdelenij-avn/regionalnykh/cibirskogo/487-voenno-politicheskie-uchilishcha-kak-pedagogicheskij-fenomen (дата обращения 25.01.2013).

[28] В частности, директивы по ППР в вооруженных силах издавались за подписью министра обороны, начальника Политуправления и с одобрения ЦК.

[29] Аббревиатура Политуправления

[30] См., в частности, Устав внутренней службы ВС СССР 1975 г., ст. 71, 118, 128.

[31] См. в частности, речь Л.И.Брежнева 8 июля 1968 г. на приеме в честь выпускников военных академий. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. Документы 1917— 1968. — М.: Воениздат, 1969. - С. 458

[32] Главный противник: Документы американской внешней политики и стратегии 1945-1950 гг. : пер с англ. / сост. и авт. вступит. ст. И.М. Ильинский. – М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2006. – 504 с.

[33] Гречко А.А. Вооруженные Силы Советского государства. М.: Воениздат 1975. – С.387.

[34] Львовское ВВПУ обеспечивало кадрами военную журналистику и культурно-просветительские учреждения.

[35] Замполиты – идейные последователи комиссаров и политруков, что неоднократно подчеркивалось. Так, в Курганском ВВПАУ стоял монумент со словами «Идем дорогой славною, дорогою отцов, мы — внуки комиссаров, сыны политруков», аналогичный памятник, призывавший хранить традиции комиссаров, имелся и в ЛВВПУ ПВО.

[36] Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945 – 1986 гг.): История строительства. – М.: Воениздат, 1987. – С.184.

[37] Бабаков А.А. Вооруженные Силы СССР после войны (1945 – 1986 гг.): История строительства. – М.: Воениздат, 1987. – С.185.

[38] См. запись беседы с М.В.Молчановым, выпускником Киевского высшего военно-морского политического училища, от 13.03.2013. (из личного архива автора).

[39] См. вышеуказанный источник, а также запись беседы с В.И.Сидоровым, капитаном-политработником танковых войск в отставке, от 17.08.2012. (из личного архива автора)

[40] Политорганы советской армии и флота ведут начало от основанного в 1918 г. Всероссийского бюро военных комиссаров, ставшего впоследствии Политуправлением Советской Армии и Флота

[41] Уже в октябре 1991 г. ВВПУ пограничных войск КГБ в Голицыно перестает быть «военно-политическим» по решению президента СССР на основе приказа председателя КГБ. А в Рижском ВВПУ подготовка к расформированию началась ещё в начале 1991 г.

[42] Начиная с выпуска 1991 г. присваивалась гражданская квалификация «социальный педагог, психолог», а не «преподаватель»

[43] МВД и ФПС (позже ФСБ) подготовку аналогичных специалистов не сворачивали

[44] См., в частности, Ходаренок М. М. Разложение единоначалия [Электронный ресурс] // Независимое военное обозрение [сайт]. URL:  http://nvo.ng.ru/history/2002-09-27/5_army.html (дата обращения 25.04.2013) и Суриков В. Войскам нужны политработники [Электронный ресурс] // Независимое военное обозрение [сайт]. URL:  http://nvo.ng.ru/realty/2008-11-14/13_letters.html (дата обращения 05.04.2012).

[45] См. запись беседы с А.И.Степановым, Чрезвычайным и Полномочным Послом, капитаном-пропагандистом в отставке от 06.03.13. (из личного архива автора)