Конспект урока по теме "Древняя Индия" 5 класс

Иванова Наталия Анатольевна

Урок создан в технологии ТРИИК. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА: Древняя Индия

класс – 5, предмет  - история, кол-во часов – 2.

Цель изучения темы - учащийся должен овладеть способностью использовать приобретенные знания и умения при характеристике древнеиндийской цивилизации на основе:

  • знаний о хозяйственной деятельности, политической жизни и управлении, религиозных верованиях, общественном устройстве Древней Индией;
  • понимания взаимосвязей между общими характеристиками цивилизации и чертами цивилизаций Древней Индии;
  • умения конструировать информацию при описании исторической ситуации.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ТЕМЫ

Личностный

- определять потребности в освоении учебной темы;

- проявлять  познавательный интерес к учебной теме (к индийской истории и культуре)

- осознавать успешность своей деятельности;

- проявлять творчество при выполнении задания;

- проявлять отношение к основным моральным нормам.

Метапредметный

Познавательные умения

- определять значение и смысл термина;

- осуществлять поиск информации в соответствии с учебным заданием;

- извлекать информацию в соответствии с целью;

- оптимизировать информацию;

- структурировать информацию и составлять план;

- устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждения, выводы, доказательства;

- предъявлять информацию в различных языковых формах (письменно, устно и т.д.)

Коммуникативные умения 

- адекватно отвечать на поставленный вопрос;

- внимательно слушать и слышать партнера;

- корректно взаимодействовать с другими людьми;

- с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- отстаивать своё мнение.

Регулятивные умения

- принимать и сохранять учебное задание;

- устанавливать последовательность действий по выполнению задания;

- планировать свою деятельность

- контролировать выполнение результата;

- преодолевать затруднения;

- оценивать результат деятельности и планировать дальнейшее своё развитие

Предметный

- определять значение и смысл терминов;

- определять значение личности в историческом процессе;

- устанавливать причинно-следственные связи между географическим положением Древней Индии и занятиями населения;

- установить роль ариев в формировании индийской цивилизации;

- определять особенности общественного устройства индийцев;

- определять особенности религиозных верований индийцев.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ

Блок 1. Ранние цивилизации древней Индии

1) Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии.

2) Арии в Индии. 

3) Индуизм - религия древних индийцев.

Блок 2. Как было устроено  общество в Древней Индии. Новая религия

1) Варны и касты.

2) Возникновение буддизма.

3) Государство Маурьев.

Термины и понятия (глоссарий) – санскрит, Веды, индуизм, карма, варна, каста, буддизм,

Исторические личности и географические объекты – Индостан, Ганг, Инд, Гималаи, Гаутама Сиддхартха (Будда),  Ашока.

ОРГАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА

Межпредметные связи – география, обществознание, МХК.

Ресурсы  

- учебник Уколова В.И. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.И.Уколова, Л.П. Паринович; под ред. А.О. Чубарьяна – М.: Просвещение, 2013.

- атлас и контурная карта История Древнего мира, 5 класс;

- ЦОР История Древнего мира 5 класс. Уколова В.И., Маринович Л.П. // http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/7d2af1dc-a65f-443c-860d-7732ffefb663/ 

Формы работы школьников – индивидуальная, фронтальная.

УЧЕБНЫЕ ЗАДАНИЯ

I этап. Самоопределение к деятельности

Ситуативное задание

Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Проверка выполнения задания, обсуждение, подведение к пониманию, что необходимы новые знания и умения, которые можно получить в рамках изучения темы «Древняя Индия».

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Учебные задания на «знание» (З), на «понимание» (П), на «умение» (У)

Блок 1. Ранние цивилизации древней Индии

Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 22 учебника и  карты атласа в соответствии с данной структурой

1) Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии.

2) Арии в Индии. 

3) Индуизм - религия древних индийцев.

1. На основе п.22.п.1,2 «Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии» и карты.

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Охарактеризуйте географическое положение и природные условия Индии.

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Назовите основные занятия древних индийцев.

Задание 3 (З) индивидуальная, фронтальная

Перечислите, какие культуры выращивали индийцы.

Задание 4 (З) индивидуальная, фронтальная

Опишите древнейших жителей Индии. Назовите, как зовут их потомков сегодня.

Задание 5 (П) индивидуальная, фронтальная

Объясните, почему индийцы основывали поселения по берегам рек.

Задание 6 (У) работа в паре, взаимопроверка

Допишите предложения

«1) Индия расположена на юге материка _____________.  2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _______________.  3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ___________________________ океан. 4) Самые многоводные реки Индии – это _________________ и _____________».

Задание 7 (У) индивидуальная

На контурной карте подпишите названия рек Инд и Ганг, гор Гималаи. Отметьте древнейшие индийские города – Хараппу и Мохенджо-Даро.

2. На основе п.22.п.3 «Арии в Индии». 

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Дайте характеристику арийцам.

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Перечислите священные книги ариев.

Задание 3 (П) индивидуальная, фронтальная

Объясните, почему индийскую культуру 1-го тысячелетия до н.э. называют ведийской.

Задание 4 (У)  индивидуальная, фронтальная

Составьте предложение о роли ариев в формировании цивилизаций Древней Индии, используя слова «санскрит, индоевропейцы, Веды».

3. На основе п.22.п.4 «Индуизм - религия древних индийцев».

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Перечислите основных богов индуизма.

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Выделите основные черты индуизма.

Задание 3 (З) индивидуальная, фронтальная

Назовите значение термина «карма».

Задание 4 (З) индивидуальная, фронтальная

Назовите, как, по представлениям древних индийцев, поведение человека влияло на его будущее перевоплощение.

Задание 5 (П) индивидуальная, фронтальная

Используя текст учебника и дополнительную литературу, объясните, как проявляется связь между природой и человеком в индуизме.

Задание 6 (У) индивидуальная, фронтальная

Исправьте ошибки в тексте.

«Жители Древней Индии поклонялись одному богу. Древняя религия – индуизм – не сохранилась до наших дней. Постепенно из множества богов в индуизме на главное место выдвинулись два бога. Они образуют неразрывное единство. Древние индийцы верили, что только человек имеет душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни».

Задание 7 (Д) индивидуальная, фронтальная

Используя полученные знания, заполни возможные строки таблицы.

Сферы общества

Признаки цивилизации

Признаки цивилизации в Древней Индии

Власть (политика)

создание государств

Хозяйство (экономика)

возникновение городов

Деление общества

разделение людей на общественные слои

Культура

изобретение письменности

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Задание 1. Индия расположена на юге:

1) Европы;

2) Азии;

3) Африки;

4) Америки.

Задание 2. Верные ли следующие суждения.

А. Священным животным жители Индии считали корову.

Б. Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные и растения имеют душу.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

Задание 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех

Брахма, карма, Шива, индуизм, перерождение

Задание 4.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию Индия

Ганг, зиккурат, шахматы, йога, Рамаяна

Блок 2. Как было устроено  общество в Древней Индии. Новая религия

Содержание блока осваивается школьниками на основе п. 23 учебника и  карты атласа в соответствии с данной структурой

1) Варны и касты.

2) Возникновение буддизма.

3) Государство Маурьев.

1. На основе п.23.п.1 «Варны и касты».

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Дайте определение понятиям «варна» и «каста».

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Охарактеризуйте группы населения и их роль в индийском обществе.

Задание 3 (П) индивидуальная, фронтальная

Обсудите, что могло нравиться, а что нет древним индийцам в делении на варны. Свой ответ, аргументируйте.

Задание 4 (П) индивидуальная, фронтальная

Предположите, в чём причина долговечности кастового деления индийского общества, сохранившегося до наших дней. Свой ответ, аргументируйте.

Задание 5 (У) индивидуальная, фронтальная

Составьте схему «Древнеиндийское общество».

2. На основе п.23.п.2 «Возникновение буддизма».

Задание 1 (З)  индивидуальная, фронтальная

Расскажите о жизни  и деятельности Будды.

Задание 2 (З)  индивидуальная, фронтальная

Назовите, в чём главный смысл учения Будды.

Задание 3 (З)  индивидуальная, фронтальная

Назовите, какие черты учения Будды привлекали жителей Индии.

Задание 4 (П) индивидуальная, фронтальная

Подумайте и объясните, почему не все индийцы восприняли учение Будды.

Задание 5 (П) индивидуальная, фронтальная

Объясните, почему учение Будды распространилось не только в Индии, но и в других странах.

Задание 6 (У) индивидуальная, фронтальная

Составьте синквейн на тему «Буддизм»

3. На основе п.23.п.3 «Государство Маурьев».

Задание 1 (З) индивидуальная, фронтальная

Назовите когда и при каких обстоятельствах возникло государство Маурья. Назовите его  основателя.

Задание 2 (З) индивидуальная, фронтальная

Выделите отличия правления царя Ашоки.

Задание 3 (П) индивидуальная, фронтальная

Выскажи своё мнение о личности царя Ашоки. Свой ответ, аргументируйте.

Задание 4 (У) индивидуальная

На контурной карте обведите территорию державы царя Ашоки.

Задание 5 (Д) индивидуальная, фронтальная

Используя полученные знания, заполни возможные строки таблицы.

Сферы общества

Признаки цивилизации

Признаки цивилизации в Древней Индии

Власть (политика)

создание государств

Хозяйство (экономика)

возникновение городов

Деление общества

разделение людей на общественные слои

Культура

изобретение письменности

Блок Д. Диагностика освоения содержания темы

Задание 1. Установите соответствие между названием индийской варны и её положением в обществе

ВАРНЫ

ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ

А) брахманы

1) земледельцы, ремесленники

Б) кшатрии

2) жрецы, знатоки Вед

В) вайшьи

3) слуги, помощники

Г) шудры

4) воины, правители

Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам.

А

Б

В

Г

Задание 2. О ком идёт речь в данном отрывке?

«Он был сыном раджи из племени шакьев. Оставив семью, он странствовал и размышлял о человеческой жизни. Ему открылась истина о том, что все люди равны и все страдают. Потому высшей добродетелью является отказ от желаний и соблазнов, а высшим счастьем – состояние нирваны».

Ответ:_____________________________________________

Задание 3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. 
Учеников Будды называют ____________. Будда учил, что жизнь сопровождается ___________, но человек спасется, если освободится от _______________, откажется от богатств и удовольствий, будет стремиться к добру, преодолеет злобу и зависть,

Задание 4. Объединение индийских царств произошло:
1) в 3 в. до н.э. под властью Рамы
2) в 3 в. до н.э. под властью Ашоки
3) в 5 в. до н.э. под властью Ашоки
 

4) в 5 веке до н.э. под властью Креза.

Задание 5. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию буддизм

Гаутама, нирвана, Брахма, страдание, просветление.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Задание В (эвристический уровень)

Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Предъявите результат. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Задание Б (импровизационный уровень)

Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Предъявите результат. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Памятка:

  1. Вспомните сферы жизни общества.
  2. Вспомните признаки цивилизации как ступени развития общества.
  3. Запишите, какие признаки цивилизации появились в Древней Индии.

Задание А (информативный уровень)

Докажи, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Сферы общества

Признаки цивилизации

Признаки цивилизации в Древней Индии

Власть (политика)

создание государств

Хозяйство (экономика)

возникновение городов

Деление общества

разделение людей на общественные слои

Культура

изобретение письменности

IV этап. Рефлексивная деятельность

Задание 1. (самоанализ). Закончи предложение.

Для меня было полезно изучать историю Древней Индии, потому что __________________________________________________.

Задание 2. (самооценка). Дополни предложения.

1. Я доволен (льна) (очень, не очень, не доволен) своей работой, которую я делал ________________________.

2. Я бы оценил(а) свою работу по теме «Древняя Индия» на ______________ (отлично, хорошо, удовлетворительно), потому что ________________________________.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

Блок 2. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия 1) Варны и касты. 2) Возникновение буддизма. 3) Государство Маурьев.

Слайд 2

1. На основе п.23.п.1 « Варны и касты». Задание 1 (З) Дайте определение понятиям «варна» и «каста». Задание 2 (З) Охарактеризуйте группы населения и их роль в индийском обществе. Задание 3 (П) Обсудите, что могло нравиться, а что нет древним индийцам в делении на варны. Свой ответ, аргументируйте. Задание 4 (П) Предположите, в чём причина долговечности кастового деления индийского общества, сохранившегося до наших дней. Свой ответ, аргументируйте. Задание 5 (У) Составьте схему «Древнеиндийское общество».

Слайд 3

Брахманы Бог Брахма Кшатрии Вайшьи Шудры Варны в Древней Индии

Слайд 4

Варны в Древней Индии Брахманы Жрецы. Право говорить от имени бога, право на защиту личности. Убийство брахмана – большое преступление. Кшатрии Воины. Право занимать важнейшие государственные должности. Право на большую военную добычу. Вайшьи Крестьяне. Право владеть землёй. Обязаны платить налоги, служить в царской пехоте. Земледельцы и скотоводы, ремесленники, торговцы. Шудры Слуги. Запрещено заниматься земледелием, скотоводством, торговлей. Обязанность – служба «высшим кастам со смирением». Неприкасаемые не входили ни в одну из каст.

Слайд 5

КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Касты – группы людей, на которые делились по древним законам жители Индии. Они различались по роду занятий, положению в обществе и образу жизни. Принадлежность к кастам человек наследовал от родителей.

Слайд 6

КАСТЫ В ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Неприкасаемые – люди, занимавшие такое низкое положение, что не входили ни в одну из каст. Уборщики нечистот, трупов, палачи и др. Жили за пределами селений.

Слайд 7

На основе п.23.п.2 «Возникновение буддизма». Задание 1 (З) Расскажите о жизни и деятельности Будды. Задание 2 (З) Назовите, в чём главный смысл учения Будды. Задание 3 (З) Назовите, какие черты учения Будды привлекали жителей Индии. Задание 4 (П) Подумайте и объясните, почему не все индийцы восприняли учение Будды. Задание 5 (П) Объясните, почему учение Будды распространилось не только в Индии, но и в других странах. Задание 6 (У) Составьте синквейн на тему «Буддизм»

Слайд 8

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Буддизм – древнейшая из мировых религий Не делайте зла, творите добро, очищайте ум от дурных мыслей. Статуя Будды Кто сам не делает зла, тот не подвержен злу. Самая великая победа – победа над собой. Гнев побеждается отсутствием гнева, недоброе – добрым, скупость – щедростью, ложь – правдой.

Слайд 9

3. На основе п.23.п.3 « Государство Маурьев». Задание 1 (З) Назовите когда и при каких обстоятельствах возникло государство Маурья. Назовите его основателя. Задание 2 (З) Выделите отличия правления царя Ашоки. Задание 3 (П) Выскажи своё мнение о личности царя Ашоки. Свой ответ, аргументируйте. Задание 4 (У) На контурной карте обведите территорию державы царя Ашоки.

Слайд 10

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ После ухода македонских войск в результате переворота к власти в Магадхи пришёл кшатрий Чандрагупта, основавший государство и династию Маурьев ( IV – II в. до н.э.). III в. до н.э. – объединение Индии при царе Ашоке Царь Ашока

Слайд 11

Задание 5 (Д) Используя полученные знания, заполни возможные строки таблицы. Сферы общества Признаки цивилизации Признаки цивилизации в Древней Индии Власть (политика) создание государств Хозяйство (экономика) возникновение городов Деление общества разделение людей на общественные слои Культура изобретение письменности

Слайд 12

Задание 1. Установите соответствие между названием индийской варны и её положением в обществе ВАРНЫ ПОЛОЖЕНИЕ В ОБЩЕСТВЕ А) брахманы 1) земледельцы, ремесленники Б) кшатрии 2) жрецы, знатоки Вед В) вайшьи 3) слуги, помощники Г) шудры 4) воины правители Запишите цифры, соответствующие выбранным ответам. Задание 2. О ком идёт речь в данном отрывке? «Он был сыном раджи из племени шакьев. Оставив семью, он странствовал и размышлял о человеческой жизни. Ему открылась истина о том, что все люди равны и все страдают. Потому высшей добродетелью является отказ от желаний и соблазнов, а высшим счастьем – состояние нирваны». Ответ:_____________________________________________ Задание 3. Прочтите текст и вставьте вместо пропусков нужные слова. Учеников Будды называют ____________. Будда учил, что жизнь сопровождается ___________, но человек спасется, если освободится от _______________, откажется от богатств и удовольствий, будет стремиться к добру, преодолеет злобу и зависть, Задание 4. Объединение индийских царств произошло: 1) в 3 в. до н.э. под властью Рам 3) в 5 в. до н.э. под властью Ашоки 2) в 3 в. до н.э. под властью Ашоки 4) в 5 веке до н.э. под властью Креза. Задание 5. Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию буддизм Гаутама, нирвана, Брахма, страдание, просветление.

Слайд 13

Задание В (эвристический уровень) Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Предъявите результат. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Слайд 14

Задание Б (импровизационный уровень) Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Предъявите результат. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация? Памятка: Вспомните сферы жизни общества. Вспомните признаки цивилизации как ступени развития общества. Запишите, какие признаки цивилизации появились в Древней Индии.

Слайд 15

Задание А (информативный уровень) Докажи, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация? Сферы общества Признаки цивилизации Признаки цивилизации в Древней Индии Власть (политика) создание государств Хозяйство (экономика) возникновение городов Деление общества разделение людей на общественные слои Культура изобретение письменности

Слайд 16

IV этап. Рефлексивная деятельность Задание 1. (самоанализ). Закончи предложение. Для меня было полезно изучать историю Древней Индии, потому что __________________________________________________. Задание 2. (самооценка). Дополни предложения. 1. Я доволен (льна) (очень, не очень, не доволен) своей работой, которую я делал ________________________. 2. Я бы оценил(а) свою работу по теме «Древняя Индия» на ______________ (отлично, хорошо, удовлетворительно) , потому что ________________________________.


Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕМА: Древняя Индия

Слайд 2

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ Блок 1. Ранние цивилизации древней Индии 1) Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии. 2) Арии в Индии. 3) Индуизм - религия древних индийцев. Блок 2. Как было устроено общество в Древней Индии. Новая религия 1) Варны и касты. 2) Возникновение буддизма. 3) Государство Маурьев.

Слайд 3

Термины и понятия (глоссарий) – санскрит, Веды, индуизм, карма, варна, каста, буддизм, Исторические личности и географические объекты – Индостан, Ганг, Инд, Гималаи, Гаутама Сиддхартха (Будда), Ашока.

Слайд 4

Ситуативное задание Докажите, что жители Индии взошли на ступень цивилизации. Можно ли считать, что в Древней Индии к VI веку до н.э. сложилась своя, особая, отличная от других цивилизация?

Слайд 5

Блок 1. Ранние цивилизации древней Индии 1) Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии. 2) Арии в Индии. 3) Индуизм - религия древних индийцев.

Слайд 6

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ МЕСТОПОЛОЖЕНИЕ АФРИКА ЕВРОПА А З И Я

Слайд 7

На основе п.22.п.1,2 «Природа и древнейшее население. Первые города-государства в Индии» и карты. Задание 1 (З) Охарактеризуйте географическое положение и природные условия Индии.

Слайд 8

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ИНДИИ Реки Индии Инд Ганг Инд Ганг

Слайд 9

Задание 2 (З) Назовите основные занятия древних индийцев. Задание 3 (З) Перечислите, какие культуры выращивали индийцы.

Слайд 10

ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Земледелие Пшеница Рис Ячмень Хлопок Ирригационный канал Фасоль Сахарный тростник

Слайд 11

ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Скотоводство

Слайд 12

ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Ремесло «Большая ступа» в Санчи – центр буддизма ( II – I в. до н.э.) Статуя царя или жреца (Мохенджо-Даро, середина III тыс. до н.э.)

Слайд 13

ЗАНЯТИЯ ЖИТЕЛЕЙ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Торговля

Слайд 14

Задание 4 (З) Опишите древнейших жителей Индии. Назовите, как зовут их потомков сегодня. Задание 5 (П) Объясните, почему индийцы основывали поселения по берегам рек.

Слайд 15

Задание 6 (У) Допишите предложения «1) Индия расположена на юге материка _____________. 2) Северной границей Индии служат самые высокие горы в мире. Их название _______________. 3) Берега Индии с запада, с востока и с юга омывает ___________________________ океан. 4) Самые многоводные реки Индии – это _________________ и _____________».

Слайд 16

Задание 7 (У) На контурной карте подпишите названия рек Инд и Ганг, гор Гималаи. Отметьте древнейшие индийские города – Хараппу и Мохенджо-Даро.

Слайд 17

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ III- II тыс. до н.э. – первые цивилизации в долине Инда Мохенджо-Даро Хараппа

Слайд 18

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Реконструкция города Хараппа Водопровод, канализация Мощёные улицы

Слайд 19

ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Археологические раскопки Мохенджо-Даро Цитадель (крепость) и дворец Жилые районы Бани с бассейном

Слайд 20

2. На основе п.22.п.3 «Арии в Индии». Задание 1 (З) Дайте характеристику арийцам. Задание 2 (З) Перечислите священные книги ариев. Задание 3 (П) Объясните, почему индийскую культуру 1-го тысячелетия до н.э. называют ведийской. Задание 4 (У) Составьте предложение о роли ариев в формировании цивилизаций Древней Индии, используя слова «санскрит, индоевропейцы, Веды».

Слайд 21

II тыс. до н.э. – вторжение с северо-запада кочевников - ариев ЭТАПЫ ИСТОРИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Племена ариев пригнали лошадей и расселились в долинах рек, оттесняя местное население. Возникли новые государства.

Слайд 22

3. На основе п.22.п.4 « Индуизм - религия древних индийцев». Задание 1 (З) Перечислите основных богов индуизма. Задание 2 (З) Выделите основные черты индуизма. Задание 3 (З) Назовите значение термина «карма». Задание 4 (З) Назовите, как, по представлениям древних индийцев, поведение человека влияло на его будущее перевоплощение. Задание 5 (П) Используя текст учебника и дополнительную литературу, объясните, как проявляется связь между природой и человеком в индуизме.

Слайд 23

РЕЛИГИИ ДРЕВНЕЙ ИНДИИ Индуизм вера в переселение в душ аскетизм – преднамеренное самоограничение непричинение вреда всему живому Бог Шива – повелитель зверей и царь танца Главный бог Брахма – творец и правитель мира, отец богов и людей Бог Вишну – хранитель Вселенной, защитник людей

Слайд 24

Задание 6 (У) Исправьте ошибки в тексте. «Жители Древней Индии поклонялись одному богу. Древняя религия – индуизм – не сохранилась до наших дней. Постепенно из множества богов в индуизме на главное место выдвинулись два бога. Они образуют неразрывное единство. Древние индийцы верили, что только человек имеет душу. Душа каждого существа вечна. Она может переселяться после его смерти в другое тело. Что будет с душой человека после смерти, зависит от его поведения при жизни».

Слайд 25

Задание 7 (Д) Используя полученные знания, заполни возможные строки таблицы. Сферы общества Признаки цивилизации Признаки цивилизации в Древней Индии Власть (политика) создание государств Хозяйство (экономика) возникновение городов Деление общества разделение людей на общественные слои Культура изобретение письменности

Слайд 26

Задание 1. Индия расположена на юге: 1) Европы; 2) Азии; 3) Африки; 4) Америки. Задание 2. Верные ли следующие суждения. А. Священным животным жители Индии считали корову. Б. Древние индийцы верили, что не только человек, но и животные и растения имеют душу. 1) верно только А 3) верны оба суждения 2) верно только Б 4) оба суждения не верны Задание 3. Найдите понятие, которое является обобщающим для всех Брахма, карма, Шива, индуизм, перерождение Задание 4.Ниже приведен перечень терминов. Все они за исключением одного, относятся к понятию Индия Ганг, зиккурат, шахматы, йога, Рамаяна