Календарно-тематическое планирование Мир истории 5-6 класс.

Пучкина Анна Владимировна

Календарно-тематическое планирование Мир истории.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mir_istorii_6_klass_-_kopiya.docx54.06 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); примерной адаптированной общеобразовательной  программы обучающихся с умственной отсталостью; авторской программыО.И.Бородина, В.М. Мозговой  «История» сборника Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов   № 1. - Москва, Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014 год, авторской программы И.М. Бгажноковой, Л.В.Смирновой «История» сборника Программ  специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 5-9 классов,- Москва, «Просвещение», 2005год.

Планируемые  результаты освоения учебного предмета

Личностные результаты

  • осознание себя как гражданина России; формирование чувства гордости за свою Родину;
  • воспитание уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;
  • владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;
  • способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, проявление социально значимых мотивов учебной деятельности;
  • воспитание эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Минимальный уровень:

  • понимание доступных исторических фактов;
  • использование некоторых усвоенных понятий в активной речи;
  • последовательные ответы на вопросы, выбор правильного ответа из ряда предложенных вариантов;
  • использование помощи учителя при выполнении учебных задач, самостоятельное исправление ошибок;
  • усвоение элементов контроля учебной деятельности (с помощью памяток, инструкций, опорных схем);
  • адекватное реагирование на оценку учебных действий.

Достаточный уровень:

  • знание изученных понятий и наличие представлений по всем разделам программы;
  • использование усвоенных исторических понятий в самостоятельных высказываниях;
  • участие в беседах по основным темам программы;
  • высказывание собственных суждений и личностное отношение к изученным фактам;
  • понимание содержания учебных заданий, их выполнение самостоятельно или с помощью учителя;
  • владение элементами самоконтроля при выполнении заданий;
  • владение элементами оценки и самооценки;
  • проявление интереса к изучению истории.

Базовые учебные действия:

Регулятивные УД:

  • Определять и  формулировать цель   деятельности на  уроке  с помощью учителя.
  • Проговаривать  последовательность действий на уроке.
  • Учиться высказывать своё  предположение (версию) на  основе работы с текстом учебника.
  • Учиться работать по предложенному учителем плану.
  • Адекватно использовать ритуалы школьного поведения (поднимать руку, вставать и выходить из-за парты и т. д.).
  • Работать с учебными принадлежностями и организовывать рабочее место.
  • Корректировать выполнение задания в соответствии с планом под руководством учителя.

Познавательные УД:

  • Планировать свою работу по изучению незнакомого материала.  
  • Отбирать необходимые  источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.
  • Сопоставлять  и отбирать информацию, полученную из  различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).
  • Ориентироваться в учебнике, на листе бумаги и у доски под руководством учителя.
  • Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
  • Преобразовывать информацию из  одной  формы в другую.
  • Использовать знаково-символические средства с помощью учителя.

Коммуникативные УД:

  • Вступать в контакт и работать в коллективе (учитель – ученик, ученик – ученик, ученик – класс, учитель- класс).
  • Обращаться за помощью и принимать помощь.
  • Слушать и понимать речь  других; инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности.
  • Уметь слушать и отвечать на простые вопросы учителя.
  • Участвовать в диалоге на уроке в жизненных ситуациях, учиться работать в  паре,  группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).
  • Оформлять свои мысли в устной речи.

Соблюдать простейшие нормы речевого этикета, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

 Содержание учебного предмета (курса)

п/п

Название раздела (блока)

Кол-во часов на изучение раздела (блока)

Из них кол-во часов, отведенных на контроль

контрольная

работа

5 класс

1.

Введение. Имя, отчество, семья, родословная человека

8

2.

Отчий дом. Наша Родина – Россия

11

3.

О том, что такое время и как его изучают

5

4.

Что изучает наука история

6

5.

История Древнего мира

4

1

6 касс

1.

История Древнего мира

5

2.

История вещей. Занятия человека на Земле

15

3.

Человек и общество

13

1

Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы учебного предмета

Оценка личностных результатов предполагает  оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями. Оценка предметных результатов проводится  с помощью диагностических работ (промежуточных и итоговых), направленных на определение уровня освоения темы учащимися.  Критериями оценивания являются:

  • соответствие достигнутых предметных, личностных результатов обучающихся требованиям к результатам освоения адаптированной общеобразовательной программы;
  • динамика результатов предметнойобученности, формирования базовых учебных действий.

Устный ответ:

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

- обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает единичные ошибки и сам исправляет

-обнаруживает понимание материала;

-самостоятельно формулирует ответы;

-допускает ошибки в подтверждении ответов примерами и исправляет их с помощью учителя (1-2 ошибки);

-допускает ошибки в речи (1-2 ошибки);

-обнаруживает знание и понимание основных положений темы;

-излагает материал недостаточно полно и последовательно;

-допускает ряд ошибок в речи;

-затрудняется самостоятельно подтвердить пример;

-нуждается в постоянной помощи учителя;

-обнаруживает незнание большей или наиболее существенной части изученного материала;

-допускает ошибки в формулировке ответа, искажает его смысл;

-делает грубые ошибки;

-не использует помощь учителя;

Письменная работа:

При оценке комбинированных работ

Оценка «5»

Оценка «4»

Оценка «3»

Оценка «2»

Оценка «1»

Если вся работа выполнена без ошибок;

Если в работе имеются 2-3 негрубые ошибки;

Правильно выполнена большая часть заданий;

Выполнено  менее половины других заданий;

Если ученик не приступал к заданию, не выполнил правильно ни одного задания;

  • Время выполнения контрольных работ в 5-10 классах 35-40 минут. За указанное время учащиеся должны не только выполнить работу, но и успеть её проверить.
  • Оценка не снижается за грамматические ошибки, допущенные в работе. Исключение – написание тех слов и словосочетаний, которые широко используются на уроках истории.

Содержание учебного предмета

Мир истории 5- 6  классов

1.Имя,отчество,семья, родословная человека.

История имени. Как возникли имена. Значение имён. Полное и неполное имя. Знаменитые имена в России.

История фамилии. Происхождение фамилий. Отчество в имени человека. Понятие о семье. Родственники близкие и дальние. Понятие о родословной. Понятия: поколения, предки, потомки.

Даты жизни. Понятие о биографии. Твоя биография.

2. Отчий дом. Наша Родина - Россия

Дом, в котором ты живёшь. Где находится твой дом (регион, город, посёлок, село). Кто и когда построил этот дом. Толкование пословиц и поговорок о доме, семье, соседях.

История улицы. Название улиц, их происхождение. Улицы, на которых расположены мой дом, моя школа.

Местность, где мы живём (город, село). Название местности, происхождение названия.

Край (область, республика), в котором мы живём, главный город края. Национальный состав. Основные занятия жителей края, города.

Страна, в которой мы живём. Название страны. Столица. Население, национальный состав страны. Республика, в составе РФ. Главный город страны. Понятие о государственных символах: Государственный герб, Государственный флаг, Государственный гимн. Руководство страны, республики. Понятия о большой и малой родине.

Другие страны мира (обзорно, с примерами).

Планета, на которой мы живём. Земля, другие планеты Солнечной системы. Солнце. Луна.

Понятия: человечество, Отечество, страна, парламент, президент.

проведение словарной работы.

3. О том, что такое время и как его изучают

Повторение. Понятие о времени как о прошлом, настоящем и будущем. Понятия: вчера, сегодня, завтра.

Приборы для отсчёта времени. Понятие об астрономическом времени: солнечное время, лунное время. Времена года, месяцы, недели, сутки, части суток. История календаря. Меры времени.

Новые сведения. Понятие об историческом времени: век (столетие), тысячелетие, историческая эпоха (общее представление), «лента времени». Краткие исторические сведения о названии месяцев (римский календарь, русский земледельческий календарь). Понятие (ориентировка): давно, недавно, вчера-прошлое; сегодня, сейчас - настоящее; завтра, через день, через месяц, через год-будущее. Части века, середина века, конец века, граница двух веков (конец одного века и начало другого); текущий век, тысячелетие, основные события 20 в. (обзорно, с примерами). Новое тысячелетие (21 в.).

4. Что изучает наука история

История – наука об изучении развития человеческого общества. Значение исторических знаний для людей, необходимость их изучения. Историческая память России (3-4 примера).

Способы получения знаний о прошлом. Науки, помогающие добывать исторические сведения: археология, этнография, геральдика, нумизматика и др. (элементарные представления на конкретных примерах).

Источники исторических знаний: письменные памятники материальной и духовной культуры (старинные книги, летописи, надписи и рисунки на скалах, в пещерах, археологические находки; памятники строительства, зодчества, архитектуры, устные источники (фольклор).

Исторический музей, краеведческий музей. Понятие об историческом пространстве, исторической карте.

Составляющие части исторической науки: история местности, история страны, история культуры, науки, религии.

- просмотр фильмов о культурных памятников;

- подготовка и проведение викторин на темы:

«История одного памятника», «История в рассказах очевидцев», «Исторические памятники нашего города» и др.

5. История Древнего мира

История появления и развития древнего человека

Повторение. Человек – житель планеты Земля. Версии о появлении человека на Земле (научные, религиозные). Отличие человека от животного.

Время появления человека прямоходящего. Внешний вид первобытных людей. Среда обитания.

Человек умелый. Время появления. Его отличие от предков и от современного человека. Занятия. Древние орудия труда. Начало каменного века.

Древнейшие люди. Время появления. Изменения во внешнем облике. Появление орудий труда, совершенствование занятий. Защита от опасностей. Образ жизни. Охота, собирательство. Причины зарождения религиозных верований.

Древний человек приходит на смену древнейшему. Время появления. Внешний вид. Зарождение речи. Места обитания. Наступление ледников. Смена образа жизни древних людей из-за климатических условий. Борьба за выживание. Способы охоты на диких животных. Изобретение лука. Приручение диких животных. Пища и одежда древнего человека, основные занятия, образ жизни.

Человек разумный

Время и место появления. Внешний вид. Образ жизни и основные занятия. Развитие орудий труда. Защита от опасностей. Конец ледникового периода и расселение человека разумного по миру. Влияние различных климатических условий на изменения во внешнем облике людей. Развитие земледелия, скотоводства. Появление новых орудий труда. Начало бронзового века. Оседлый образ жизни. Коллективы первых людей. Понятие о семье, общине, роде, племени.

6. История вещей и дел человека

История освоения человеком огня, энергии (от древности до наших дней)

Повторение. Источники огня в природе. Способы добычи огня древним человеком, культ огня. Использование огня для жизни: тепло, пища, защита от диких животных.

Использование огня в производстве: изготовление посуды, орудий труда, выплавка металлов, приготовление пищи и др.

Огонь в военном деле. Изобретение пороха. Последствия этого изобретения в истории войн.

Огонь и энергия. Виды энергии: электрическая, тепловая, атомная (общие представления). Изобретение электричества как новый этап в жизни людей. Современные способы получения большого количества энергии. Экологические последствия при получении тепловой энергии от сжигания полезных ископаемых: угля, торфа, газа, лесов. Роль энергетических ресурсов Земли для жизни всего человечества.

История использования человеком воды

Повторение. Вода в природе. Значение воды в жизни человека. Охрана водных угодий.

Причины поселения древнего человека на берегах рек, озёр, морей. Рыболовство. Передвижение человека по воде. Судоходство, история мореплавания, открытие новых земель (общие представления).

Вода и земледелие. Поливное земледелие, причины его возникновения. Роль поливного земледелия, его значение в истории человечества.

Использование человеком воды для получения энергии: водяное колесо, гидроэлектростанция. Использование воды при добыче полезных ископаемых.

Профессии людей, связанных с освоением энергии и водных ресурсов.

История жилища человека

Повторение. Понятие о жилище. История появления жилища человека. Первые жилища: пещеры, шалаши, земляные укрытия. Сборно-разборные жилища, материалы, используемые для строительства жилья у разных народов в зависимости от климатических условий (чумы, яранги, вигвамы, юрты и др.). История совершенствования жилища. Материалы для строительства, используемые с глубокой древности до наших дней. Влияние климата и национальных традиций на строительство жилья и других зданий. Понятие об архитектурных памятниках в строительстве, их значение для изучения истории.

История появления мебели

Повторение. Уточнение представлений учащихся о мебели, о назначении, видах, материалах для её изготовления.

История появления первой мебели. Влияние исторических и национальных традиций на изготовление мебели (общие представления). Изучение мебельного производства в исторической науке. Изготовление мебели как искусство. Современная мебель.

Профессии людей, связанных с изготовлением мебели.

История питания человека

Повторение. Питание как главное условие жизни любого живого организма. Уточнение представлений о пище человека в разные периоды развития общества.

Добывание пищи древним человеком как борьба за его выживание. Способы выживания: собирательство, бортничество, рыболовство, охота, земледелие (выращивание зерновых культур, огородничество, садоводство), скотоводство. Приручение человеком животных. Значение домашних животных в жизни человека.

История хлеба и хлебопечения. Способы хранения продуктов питания в связи с климатом, средой обитания, национально-культурными традициями.

Влияние природных условий на традиции приготовления пищи у разных народов. Употребление традиционной пищи как необходимое условие сохранения здоровья и жизни человека.

История появления посуды

Повторение. Понятие о сосуде и её назначении. Материалы для изготовления посуды.

История появления посуды. Глиняная посуда. Гончарное ремесло, изобретение гончарного круга, его значение для развития производства глиняной посуды. Народные традиции в изготовлении глиняной посуды (3 – 4 примера).

Деревянная посуда. История появления и использования деревянной посуды, её виды. Преимущества деревянной посуды для хранения продуктов, народные традиции её изготовления (3 – 4 примера).

Посуда из других материалов. Изготовление посуды как искусство.

Профессии людей, связанные с изготовлением посуды. Посещение музея по темам «История посуды», «История мебели».

История появления одежды и обуви

Повторение. Уточнение представлений об одежде и обуви, их функциях. Материалы для изготовления одежды и обуви. Различия в мужской и женской одежде. Пословицы и поговорки об одежде, о внешнем облике человека.

Одежда как потребность защиты человеческого организма от неблагоприятных условий среды. Виды одежды древнего человека. Способы изготовления, материалы, инструменты. Совершенствование видов одежды в ходе развития земледелия и скотоводства, совершенствование инструментов для изготовления одежды. Влияние природных и климатических условий на изготовление одежды. Народные традиции изготовления одежды (2 – 3 примера).

Изготовление одежды как искусство. Изменения в одежде и обуви в разные времена у разных народов. Образцы народной одежды (на примере региона).

История появления обуви. Влияние климатических условий на возникновение разных видов обуви. Обувь в разные исторические времена: лапти, сапоги, туфли, сандалии и др.

Профессии людей, связанные с изготовлением одежды и обуви. Посещение музея по теме раздела.

7. Человек и общество

Первобытные люди

Первобытные люди. Содружество людей как способ выживания в трудных природных условиях. Зарождение традиций и религиозных верований у первобытных людей. Появление семьи.

Представления древних людей об окружающем мире. Освоение человеком морей и океанов, открытие новых земель, изменение представлений о мире (общие представления).

Причины зарождения религиозных верований. Язычество. Истоки возникновения мировых религий: буддизм, христианство, ислам. Взаимодействие науки и религии. Значение религии для духовной жизни человечества.

Понятие о науке

Понятие о науке. Зарождение науки, важнейшие человеческие изобретения (2-3 примера). Направления в науке: астрономия, математика, география и др. Изменение среды и общества в ходе развития науки.

Причины возникновения речи как главного средства для общения и коммуникации. Значение устного творчества для истории: сказания, легенды, песни, пословицы, поговорки. История возникновения письма. Виды письма: предметное письмо, клинопись, иероглифическое письмо (образные примеры). История латинского и славянского алфавита. История книги и книгопечатания (общие представления).

Понятие о культуре и человеке как носителе культуры.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности. Виды и направления искусства (общие представления).

Государство

Сообщества первых людей (повторение и уточнение понятий). Выделение семьи. Родовая община. Племя. Условия для возникновения государства. Аппарат власти. Право, суд, армия. Гражданин. Виды государств: монархия, диктатура, демократическая республика. Понятие о гражданских свободах, государственных законах, демократии ( доступно, на примерах).

Экономика как показатель развития общества и государства. История денег, торговли. Понятие о богатом и бедном государстве.

Войны. Причины возникновения войн. Исторические уроки войн.

Календарно-тематическое планирование 5 класс

Номер урока

Наименование разделов, тем уроков

Кол-во

часов

Дата

1.

Введение. Вводный урок. Почему надо изучать историю.

1

Имя, отчество,семья, родословная человека (7 часов)

2.

История имени.  

1

3.

Отчество и фамилия человека.

1

4.

Отчество и фамилия человека.

1

5.

Семья.

1

6.

Биография.

1

7

Биография.

1

8.

Поколения людей.

1

Отчий дом.Наша Родина – Россия (11 часов)

9.

Что такое дом. Какие бывают дома.

1

10.

Русская  изба.

1

11.

Названия городов и улиц.

1

12.

Родник «Двенадцать ключей».

1

13.

Истоки.

1

14.

Наша Родина-Россия.

1

15.

Как устроено государство.

1

16.

Герб,  флаг, гимн России.

1

17.

Москва-столица России.

1

18.

Мы жители планеты Земля.

1

19.

Урок повторения по теме  «Отчий дом.   Наша Родина – Россия».

1

О том, что такое время и как его изучают (5 часов)

20.

Что такое время.

1

21.

Что такое время.

1

22.

История календаря.

1

23.

Русский земледельческий календарь.

24.

Счёт лет в истории. Историческое  время.

1

Что изучает наука история (6 часов)

25.

Что такое история.

1

26.

Какие науки помогают истории.

1

27.

Как работают археологи.

1

28.

Исторические памятники.

1

29.

Историческая карта.

1

30.

Урок повторения по теме  «Что изучает наука история».

1

История Древнего мира (4 часа)

31.

Земля и космос.

1

32.

От кого произошёл человек.

1

33.

Человек умелый.

1

34.

Контрольная работа за год.

1


Номер урока

Наименование разделов, тем уроков

Кол-во

часов

Дата

История Древнего мира (5 часов)

1.

Следующее поколение людей каменного века.

1

2.

Наступление ледников.

1

3.

Как жили охотники, кочевники и собиратели.

1

4.

Новые занятия людей.

1

5.

Урок повторения главы  «История Древнего мира».

История вещей. Занятия человека на Земле (15 часов)

6.

Огонь в жизни древнего человека.

1

7.

Огонь, глина, гончар.

1

8.

Огонь открывает новую эпоху в жизни людей.

1

9.

Вода, её значение в жизни человека.

1

10.

Вода и земледелие.

1

11.

Вода как источник энергии.

1

12.

Какие дома строили древние люди.

1

13.

Как появилась мебель.

1

14.

Как появилась каша и хлеб.

1

15.

История об обыкновенной картошке.

1

16.

О керамике, фарфоре и деревянной посуде.

1

17.

История появления одежды.

1

18.

Одежда и положение человека в обществе.

1

19.

Как люди украшали себя.

1

20.

Урок повторения главы  «История вещей. Занятия человека на Земле».

1

Человек и общество (13 часов)

21.

О далёких предках – славянах и родовом строе.

1

22.

Как люди понимали мир природы в древности.

1

23.

Современные религии, как они появились.

1

24.

Современные религии, как они появились.

1

25.

Искусство и культура.

1

26.

Искусство и культура.

1

27.

Письмо и первые книги.

1

29.

Письмо и первые книги.

1

30.

От изобретения колеса - к новым открытиям.

1

31.

Человечество стремится к миру.

1

32.

Человечество стремится к миру

1

33.

Урок повторения  изученного за год.

1

34.

Контрольная работа за год.

1

Календарно-тематическое планирование 6 касс