Сельская интеллигенция Европейского Севера России в освещении периодической печати, 1960 - 1980 -х гг.

Придеина Светлана

Характеристика сельской интеллигенции Европейского Севера России 1960 - 1980 -х гг. (на примере Вологодской и Архангельской области). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon period.pechat_intel.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

        

Сельская интеллигенция Европейского Севера России в освещении периодической печати, 1960 -1980 –х гг.

       Одним из основных источников по изучению сельской интеллигенции Европейского Севера России в 60-80 годы XX века является периодическая печать. Для исследования данной темы использовались такие издания как газеты «Известия», «Красный Север», «Вологодский комсомолец», а также журналы «Вестник политической информации», «Политическая информация» и другие. В этих средствах массовой информации регулярно публиковались постановления ЦК КПСС и бюро обкомов Архангельской и Вологодской областей, а также материалы о профессиональной и общественно-политической деятельности сельской интеллигенции.

       В постановлениях ЦК КПСС и бюро обкома Архангельской и Вологодской областей содержались основные цели и задачи, которые должна была решать сельская интеллигенция. Прежде всего, уделялось внимание профессиональной и идеологической деятельности данного социального слоя. Если рассматривать профессиональную деятельность, то цели и задачи были соответствующими у каждой группы интеллигенции. Так в 60-80 годы XX века перед учителями были поставлены следующие задачи: улучшение работы средней общеобразовательной школы, переход к всеобщему среднему образованию, развитие профессиональной деятельности учащихся. Соответственно перед медицинскими работниками стояла задача дальнейшего улучшения здравоохранения, а перед специалистами сельского хозяйства подъем аграрной экономики Нечерноземной зоны РСФСР.

       Повышенное внимание периодическая печать уделяла внимание проблеме образования, а следовательно и профессиональной деятельности преподавателей. Присутствовали различные рубрики, посвященные системе образования: это и ее характеристика, как на государственном, так и на региональном уровне; педагогические новации, образ советского учителя, а также ежегодные разделы к дню учителя и началу учебного года. Рассматривая данные статьи, можно изучить деятельность сельских учителей и составить общее представление о сельской школе в 60-80 годы XX века. Значимая часть материала отводилась на рассмотрение таких важных проблем как строительство учебных заведений и наличие педагогических кадров. Периодическая печать подтверждала ежегодное увеличение количества школ в Архангельской и Вологодской областях. И если в 1960 – 1970-е годы эти стройки финансировались государством, то в 1980-е годы финансирование велось, в том числе и за счет колхозов и совхозов. Вопросы, касающиеся педагогических кадров освещалось отрывочно. Опираясь на опубликованные данные можно констатировать, что количества школ и работников системы образования в 60-е годы XX века в сельской местности не хватало. Данная проблема стала более активно  решаться как на государственном, так и на региональном уровне в 1970-е годы. В результате чего увеличилось количество педагогических учебных заведений в Архангельской и Вологодской областях, улучшается качественный состав педагогических кадров. В 1980 году «наличие учителей с высшим образованием в сельской местности в Вологодской области составляло 98,2 %».[1] 

       Качество работы педагогов в основном рассматривалось по успеваемости учащихся и повышению квалификации. Если первый факт широко освещался в печати, то второй упоминался крайне редко. Таким образом, используя периодические издания, можно проследить деятельность учителей по результативности учащихся Архангельской и Вологодской областей. Сравнивая результаты успеваемости на протяжении двадцати лет, с 1965 по 1985 год, по данным «Вестника политической информации» Архангельской области можно указать на то, что с каждым годом со своей профессиональной деятельностью преподаватели справлялись все лучше, так как количество неуспевающих сократилось. «Если в 1970 году из каждой тысячи учащихся 51 человек оставался на второй год, то в 1976 году эта цифра по весенним результатам равнялась 10, а количество второгодников сократилось в шесть раз.»[2] В 1980-е годы уже указывается не количество второгодников, а полная успеваемость школ. «Если в начале десятой пятилетки из каждой тысячи учащихся 10 оставалось на повторный курс в том же классе, то теперь на половину меньше, почти 40 % школьников учится на повышенный балл, закончили с полной успеваемостью 41 средняя школа и 160 восьмилетних школ, 8 400 учителей.»[3] Из указанных школ только семь городских (Архангельска и Северодвинска), следовательно остальные 194 школы районные. Таким образом, можно указать на то, что преподаватели сельских учебных заведений Архангельской области в 80-е годы XX века достигли высоких показателей. Еще выше были результаты в Вологодской области, где «в 1972-1973 учебном году успеваемость составляла 98,4 %»[4].

       Процесс урбанизации в 60-80 годы XX века становится одной из серьезных проблем государства. Недостаток специалистов разного уровня и различных профессий в сельской местности был неизбежен, поэтому задача сдерживания оттока населения из деревни в город советское правительство решило осуществить в том числе и за счет новой программы в системе образования, направленной на профессиональную деятельность учащихся. Помимо обеспечения всеобщего среднего образования, учителя должны были заниматься  профессиональной ориентацией учащихся. По данным «Вестника политической информации» Архангельской области за девятую пятилетку рост охвата среднего образования составил 30 %. «Определилась четкая тенденция к снижению убыли учащихся из 1 – 10 классов в течении учебного года без уважительных причин. Улучшилась профессиональная ориентация учащихся, подготовка их к общественно полезному труду в 1975 году -  78 % учащихся 10 классов и 85 % учащихся девятых обучались рабочим профессиям по 50 специальностям. Вместе с аттестатом о среднем образовании удостоверение тракториста получили 1229 человек, шофера – 673, мастера животновода – 601 выпускник.»[5] В 80-е годы «профессиональная ориентация учащихся 9 – 10 классов уже составляла 98 %»[6], то есть учителя Архангельской области полностью выполнили поставленную перед ними задачу. В результате в Архангельской области выпускников, которые вместе с аттестатом о среднем образовании получили удостоверение какой-либо одной из профессий составило более десяти тысяч. Вследствии чего «еще до окончания учебного года изъявили желание остаться в в сельском хозяйстве в Шенкурском и Каргопольском районах по 77 человек, в Пинежском – 79, Виноградовском – 92 и т.д.»[7] 

        Положительных результатов достигли учителя Вологодской области. Журнал «Политическая информация»в 1975 году отмечал: «Число своевременно окончивших восьмилетнюю школу выросло до 96,2 %, почти вдвое сократилось количество второгодников, уменьшился отсев учащихся из 1 -10 классов. Ежегодно свыше половины выпуска восьмых классов продолжают обучение в старших классах средних школ. 65 тысяч молодых людей с аттестатом о среднем образовании в жизнь средняя школа области в девятой пятилетке. С помощью производственных коллективов, колхозов и совхозов 7 392 выпускника 1975 года (на три тысячи больше, чем в 1971 году) вместе с аттестатом о среднем образовании получили квалифицированные удостоверения.»[8] 

        Труд и успехи многих работников образования были заслуженно отмечены. Так в Архангельской области звание Заслуженного учителя школы РСФСР в 1966 году получило 153 преподавателя, в 1975 году – 15, в 1980 – 14. Были награждены значком Отличника народного просвещения в 1966 году 1312 преподавателей, в 1975 – 86, в 1980 – 200. В Вологодской области в период с 1971 года по 1975 год звание Заслуженного учителя школы РСФСР получило 23 преподавателя, а значком Отличника народного просвещения было награждено 468 человек. Стоит обратить внимание на то, что большинство награжденных было из городских школ и районных  центров, крайне редко из  отдаленных сельских школ.

       Вопрос жилищных условий и быта сельских учителей в периодической печати освещался крайне редко. Лишь с середины 70-х годов XX века изредка появлялись публикации о строительстве жилья для преподавателей. Таким образом, составить полную картину бытовых условий сельских учителей сложно, но очевидным является тот факт, что жилищный вопрос для интеллигенции был одной из основных проблем. Плохие жилищные условия, бытовая неустроенность вели к отъезду специалистов в города.

       Помимо учителей к категории сельской интеллигенции относятся медицинские работники и  некоторые представители сельского хозяйства (агрономы, зоотехники, ветеринары). Их деятельность в 60-80-е годы XX века рассматривалась в периодических изданиях значительно реже по сравнению с преподавательским составом. Информация о развитии медицины на региональном уровне в 1960-е годы была крайне скудной. С 70-х годов XX века появляются рубрики, посвященные медицинской науке, статьи о достижениях некоторых представителей данной профессии, а также материалы к дню медицинского работника. Анализируя периодическую печать можно сделать вывод, что одной из крупных проблем сельских жителей являлся недостаток медицинских учреждений и лечебного персонала. Изучая статьи периодических изданий Архангельской и Вологодской областей необходимо указать на то, что в 70-е годы в обеих областях шло строительство поликлиник и больниц в районных центрах, помимо городов Архангельска, Северодвинска, Вологды и Череповца, а в 80-е годы строительство шло уже и в сельской местности, в том числе за счет колхозов и совхозов. В период с 1960 года по 1968 год на вологодской земле было «построено 210 медицинских учреждений и введено 3 тысячи больничных коек.»[9] «На 1 января 1970 года  насчитывалось 14 360 коек. Прирост за 10 лет составил 4 486 коек.»[10] «В десятой пятилетке число больничных коек  возросло на            14 %.»[11]

       Также увеличилось количество медицинского персонала. «В 1970-е годы ежегодно в облздравотдел Архангельской области приходило около 250 молодых врачей из Архангельска, Ленинграда, Москвы, Смоленска. Из них направлялись в сельскую местность около 150 специалистов. Таким образом, в 70-е годы XX века было уже 90 врачей на 10 тысяч жителей»[12], а в первой половине 80-х годов XX века «около 108 врачей на 10 тысяч жителей.»[13] «В Вологодской области в 1960-е насчитывалось свыше 1 700 врачей и 11 тысяч человек  среднего медицинского персонала.»[14]. В десятой пятилетке число врачей увеличилось на 12 % и составило 3 тысячи. На 10 тысяч населения приходилось 22,8 врача.»[15] Необходимо обратить внимание и на средний медицинский персонал. Его численность значительно увеличивается с середины 70-х годов XX века, в связи с открытием новых медицинских училищ в районных центрах.

       Если качество работы педагогов определялось по наличию успеваемости учащихся и повышению квалификации, то качество работы медицинских сотрудников оценивалось по показателям снижения заболеваемости пациентов, и  профилактическим мероприятиям. Изучая снижение заболеваемости в Вологодской области в 1968 году В. Рубан – заведующий облздравотделом указывал, что «детская смертность сократилась в 10 раз. В области ликвидированы такие заболевания как холера, оспа, малярия и др. Почти не встречается полиомиелит, дифтерия, коклюш и корь.»[16] «Снижение заболеваемости туберкулезом уменьшилось в три раза по сравнению с 1960 годом.»[17] В Архангельской области в 80-е годы XX века фиксировалось «отсутствие у детей таких заболеваний как дифтерия, полиомиелит и др.»[18]

       Что касается интеллигенции, занятой в сфере сельскохозяйственного производства то в периодической печати ей уделялось самое наименьшее внимание. Крайне редко публиковались статьи посвященные агрономам, зоотехникам, ветеринарам.  В основном рассматривался труд рядовых колхозников – трактористов, доярок и т.д. Таким образом, проанализировать данную категорию интеллигенции на основе периодической печати практически невозможно.

       Изучение центральной и местной печати позволяет сделать вывод, что среди различных отрядов сельской интеллигенции больше внимания уделялось учителям. В чем причины такого положения? Скорее всего они объясняются  общественно-политической активностью учителей. В советский период вопросам идеологической работы с населением власти уделяли чрезвычайно большое внимание. Для проведения такой работы больше всего подходили педагоги, имевшие профессиональный опыт и политическую подготовку. Таким образом, общественно-политическая деятельность входила в обязанность прежде всего учителей, а также и других групп сельской интеллигенции. Анализируя материал периодической печати, можно указать на то, что для 60-х – 80-х годов XX века основной формой работы с колхозниками и другими категориями сельчан были лекции и беседы. При проведении идеологической работы использовалась наглядная агитация и радиопередачи. В конце 70-х  - первой половине 80-х годов XX века данная деятельность разворачивается шире и приобретает новые черты. К примеру, в Архангельской области  для работы в сельской местности был сформирован комплекс – «агитпоезд, агитрейс, агитбригада, автоклуб». Вся эта деятельность улучшается благодаря тому, что в сельской местности в большинстве колхозов появляются клубы, которые становятся идеологическими и культурными центрами.

       Характеризуя профессиональную и культурно – политическую деятельность интеллигенции на основе материалов периодической печати, следует заметить, что преобладала информация позитивного характера. Критический материал давался намного реже. В статье Киприянова «Бедный, бедный Шекспир!»[19] указывается , что заведующая Холмогорской районной библиотеки К.Н. Боярчук партию книг отправила в макулатуру (около 400 кг), так как  они не были учтены в фондах библиотеки поскольку являлись подарком Московского государственного университета имени Ломоносова.

       Больше критического материала, было посвящено идеологической работе сельской интеллигенции. Примером может служить статья Спивак «В чем она интеллигентность?». «В клубе Чуровского сельского совета Шекснинского района проходило собрание интеллигенции…Обнаружилось, что в зале нет ни одного специалиста сельского хозяйства. Причина выяснилась на следующий день. А мы не интеллигенция,- заявили агрономы, зоотехники,- мы колхозники. Над этим нужно было задуматься – почему люди получившие в свое время обширные знания , определенное интеллектуальное развитие теперь сами отказываются называть себя интеллигенцией? Быть сельским интеллигентом – это не просто дать урок в школе, составить правильный севооборот. Сельский интеллигент – это еще и идейный политический боец, первый помощник партийной организации в воспитании людей.»[20]

       Таким образом, периодическая печать не дает полной характеристики, такого социального слоя как сельская интеллигенция. Изучая периодические издания очень сложно отделить сельскую интеллигенцию от городской. В статьях неравнозначно предоставлен материал о её профессиональной и общественно-политической деятельности. Деятельность одной группы интеллигенции – сельских учителей освещена лучше, чем других её представителей, периодическая печать не всегда объективно оценивала деятельность рассматриваемой социальной группы. Однако периодическая печать содержит богатейший материал, который позволяет понять особенности эпохи и роль сельской интеллигенции в жизни страны второй половины ХХ века.

     

           


[1] Филиппов Ю. Великая ответственность учителя. // Политическая информация. 1980. №4.С.7

[2] Корнеев А. Люди счастливой профессии. // Вестник политической информации. 1976. №1. С.2.

[3] Корнеев А. Каждого школьника научить учиться, жить и работать по-коммунистически. // Вестник     политической информации. 1981. №3. С.4

[4] Иванов А. К дальнейшему подъему народного образования. // Политическая информация. 1973.№8.С.4

[5] Корнеев А. Люди счастливой профессии. // Вестник политической информации. 1976.№1С.2

[6] Корнеев А. Каждого школьника научить учиться, жить и работать по-коммунистически. // Вестник     политической информации. 1981.№3.С.4

[7] Там же.

[8] Филиппов Ю. Общеобразовательная школа в девятой пятилетке. // Политическая информация.1975.№1.С.3

[9] Рубан В. 50-лет советского здравоохранения. // Политическая информация. 1968..№7.С. 10

[10] Рубан В. На страже здоровья народа. // Политическая информация.1970. №4.С.9

[11] Подольский В. Наша главная задача охрана здоровья населения. // Политическая информация.1980. №6. С.8

[12] Грошева К. На страже здоровья трудящихся. // Вестник политической информации. 1976. №2. С.7

[13] Имирбегова З. На страже здоровья северян. // Вестник политической информации. 1982. №9. С.11  

[14] Рубан В. 50-лет советского здравоохранения. // Политическая информация. 1968.№7 С.10

[15] Подольский В. Наша главная задача охрана здоровья населения. // Политическая информация.1980.№6.С.8

[16] Рубан В. 50-лет советского здравоохранения. // Политическая информация. 1968.№7С.10

[17] Рубан В. На страже здоровья народа. // Политическая информация.1970.№4.С.10

[18] Имирбегова З. На страже здоровья северян. // Вестник политической информации. 1982.№9.С.11  

[19] Киприянов Бедный, бедный Шекспир. // Правда Севера. 20 сентября 1967. С.4

[20] Спивак Т.  В чем она интеллигентность? // Красный Север. 4 сентября 1968. С.2