Урок истории для 6 класса согласно ФГОС на тему "Первые русские князья"

Методическая разработка урока истории России для обучающихся 6 класса по теме "Первые русские князья"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Полх-Майданская средняя школа»

Методическая разработка урока истории России в рамках реализации ФГОС.

Выполнил: Пахунова Е.Л.

учитель истории

С. Полх-Майдан-2019

Сведения об авторе

Фамилия, имя, отчество (полностью)

Пахунова Елена Львовна

Район

Вознесенский

Место работы

 МБОУ «Полх-Майданская средняя школа»

Должность

Учитель истории

Общая информация

Тема урока

«Первые русские князья»

Тип урока

Урок открытия новых знаний

Цель, задачи (образовательные, развивающие, воспитательные)

Цель: знакомство учащихся с деятельностью первых киевских князей по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства.

 Задачи: 1. Образовательные: изучить деятельность первых русских князей, их вклад в развитие Древнерусского государства, изучить понятия «реформа», «полюдье», «погосты», «уроки». 2. Развивающие: развитие навыков работы с исторической картой, с таблицей, развитие навыков работы в группе. 3. Воспитательные: воспитание патриотизма, гражданственности, формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности

Необходимое оборудование

Мультимедийный проектор, презентация, историческая карта «Древнерусское государство в X веке»,  раздаточный материал.

Дидактическое обеспечение

Тесты для первичного закрепления, таблица «Первые русские князья»

Планируемые результаты  урока

  • личностные
  • Сохраняют мотивацию к учебной деятельности;  проявляют интерес к новому учебному материалу; выражают положительное отношение к процессу познания; адекватно понимают причины успешности/ неуспешности учебной деятельности. Воспитание в себе гражданско-патриотических чувств через осознание своей этнической принадлежности, знание истории, развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам.
  • предметные

Научатся: характеризовать свои потребности и способности; проявлять личностные свойства в основных видах деятельности.

Получат возможность научиться: работать с текстом учебника; анализировать схемы и таблицы; высказывать собственное мнение, суждения. Учить делать сложные обобщения, давать характеристику историческому деятелю, формирование ИКТ компетентности. Уметь использовать полученную информацию. Формировать навыки смыслового чтения, извлекать необходимую информацию из исторических источников. Делать выводы. Овладение знаниями о деятельности первых русских князей, терминами «реформа», «полюдье», «уроки», «погосты», развитие навыков анализа исторического источника.

  • метапредметные
    (регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи и зависимости между объектами, знакомятся с деятельностью первых русских князей, совершенствуют учебно-познавательные компетентности.

Коммуникативные: планируют цели и способы  взаимодействия; обмениваются мнениями, слушают друг друга, понимают позицию партнера, в том числе и отличную от своей, согласовывают действия с партнером. Развитие коммуникативных способностей учащихся

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;  учитывают выделенные учителем ориентиры действия. Развитие умения анализировать и систематизировать материал, работать с информацией Умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в группе. Развитие навыков смыслового чтения, развитие монологической речи, формирование умения аргументации своего мнения.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Тестирование, устный опрос.

Литература и интернет-ресурсы

Основная

Учебник «История России с древнейших времен до конца XVI века» авторы Е.В. Пчелов, П.В. Лукин

Дополнительная

Рабочая тетрадь, портреты князей, раздаточный материал

Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/node/1379248

ЭОРы

Презентация «Первые русские князья»

План проведения занятия с обоснованием выбора  технологий, методов, форм организации деятельности обучающихся

Этап урока

Время

Деятельность учителя, применяемые методы и приемы работы

Деятельность обучающихся

с указанием форм организации

Используемые методики

 и технологии (на разных этапах урока)

1.Организационный

1 мин.

Учитель приветствует учащихся, проверяет готовность класса к уроку.

Учащиеся настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места. Показывают готовность к уроку и приветствуют учителя.

2.Вводно-мотивационный

3 мин.

Создаёт условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока учащимися.

Слушают и обсуждают тему урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их формулировать.

Создание проблемной ситуации.

3.Актуализация знаний

4 мин.

Фронтальный опрос по вопросам в учебнике. Помогает поставить цели для дальнейшего изучения Древней Руси, используя проблемные вопросы:

1. Как вы помните, во время становления древнерусского государства в 9в. для охраны  торговых судов купцы нанимали дружины во главе с князьями. А кто же был Главой Киевской Руси?

2. А что мы знаем о первых древнерусских князьях?

     3. Так о чём же мы сегодня на  уроке будем вести речь? Какие цели и задачи мы сейчас совместно поставим?

Фронтальная работа. Отвечают на вопросы, показывают на карте центры формирования Древнерусского государства, путь «из варяг в греки».

Целеполагание.

Ставят для себя цель:

познакомиться с первыми правителями Древней Руси.

Ставят задачи для  достижения цели:

  1. Прочитать текст учебника, дополнительную информацию.
  2. Найти необходимую информацию.
  3. Выписать найденную информацию, познакомить одноклассников с новой информацией. Планируют деятельность.

Устный опрос.

4.Изучение нового материала

25 мин.

Учитель делит детей на 4 группы, каждая из которых изучает деятельность князей: Олега, Игоря, Ольги, Святослава и заполняет таблицу «Первые русские князья» (прил. 1). При этом группы используют текст учебника, исторический документ (месть княгини Ольги) Таблица выводится на экран. Организует выступление представителей групп.

Работают в группах, анализируют текст, источник, дополнительную информацию, распределяют информацию в таблице, обсуждают и заполняют  колонку «Значение».

Представляют свою работу, остальные учащиеся заполняют пропущенные колонки, дополняют, комментируют. Делают общий вывод.

Групповая работа.

Усвоение новых знаний и способов действий.

5.Первичное закрепление пройденного на уроке материала

6 мин.

Дает тест (выводит на экран).

Выполняют тест. Представляют ответы.

Наглядный метод. Первичная проверка понимания изученного. Закрепление знаний.

6.Подведение итогов урока

4 мин.

Вместе с классом отвечает на вопрос – проблему, поставленную в начале урока: что общего в деятельности первых русских князей? Покажите на карте территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при Олеге, Игоре, Ольге, Святославе.

Отвечают на проблемный вопрос, работают с картой, показывая территории, вошедшие в состав Древнерусского государства при первых князьях.

Работа с картой.

7.Организация изучения домашнего задания

2 мин.

Конкретизирует домашнее задание: § 7. На основе изученного материала и таблицы составить презентацию (2-3 слайда) об одном из  князей, выучить термины.

Записывают домашнее задание.

Словесный метод.

Приложение.                                                                                     Приложение 1.

Таблица «Первые русские князья»

Князь

Годы правления

Деятельность

Значение

Олег

Игорь

Ольга

Святослав

                                                                                                                   Приложение 2.

Тест для первичного закрепления материала

1. Расположите события в хронологической последовательности

  1. Восстание древлян                                                                    
  2. Основание города Киева
  3. Разгром Хазарского каганата
  4. Введение уроков и погостов

1

2

3

4

2. Установите  соответствие между князем и событием , произошедшим в период его правления:

КНЯЗЬ

СОБЫТИЕ

А

Олег

1

Неудачный поход на Царьград

Б

Игорь

2

Призвание в Новгород

В

Ольга

3

Создание Древнерусского государства

 

 

4

Введение уроков и погостов

А

Б

В

3.  Какие изменения  в полюдье произошли во времена правления княгини Ольги:

  1. Дань стали собирать только по пути « из варяг в греки»
  2. Славянские племена могли самостоятельно устанавливать размер дани
  3. Были установлены места сбора дани
  4. Были введены земельные отработки  для славян  в хозяйстве киевского князя

4.  С каким из перечисленных государств воевал Святослав?

  1. Хазарским каганатом
  2. Тюркским каганатом
  3. Скифским государством
  4. Персией

5. Расположите события в хронологической последовательности

  1. Крещение княгини Ольги
  2. Присоединение к Киеву  радимичей
  3. Освобождение вятичей от дани хазарам
  4. Убийство князя Святослава

1

2

3

4