Военные письма

Солдатова Екатерина Александровна

Внеклассное мероприятие "Письма военных лет". Письма военных лет хранят в себе память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне, стихи, фотографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Военные письма71.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Военные письма»

Солдатова Екатерина Александровна,

Учитель истории первой квалификационной категории

Муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 16» города Балаково Саратовской области

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как берегли и защищали ее наши предки, наши деды. Тема Великой Отечественной войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, она способствует объединению, сплочению нашего народа. Но в то же время Великая Отечественная война для наших детей – далекая история. Если мы, внуки и правнуки воевавших, не передадим своим детям то, что хранится в нашей памяти как свидетельство того, что пережили наши дедушки и бабушки, связь времен, семейная нить прервется. Необходимо попытаться восстановить эту связь, чтобы и наши дети ощутили: они имеют, пусть и опосредованное, отношение к тем далеким военным событиям. Верно сказано: «Забыл прошлое – потерял будущее».

Основная цель работы по патриотическому воспитанию на основе событий Великой Отечественной войны – формирование у детей первоначальных представлений о героическом прошлом нашей Родины, воспитание чувства гордости за свою страну, уважения к памяти погибших героев, развитие осознанного отношения к празднику Победы как результату героического подвига русского народа в Великой Отечественной войне.

Конечно, патриотические чувства не могут возникнуть после нескольких, даже очень удачных, занятий. Это — результат длительного, систематичного и целенаправленного воздействия на ребенка.

В гражданском воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов) необходимо привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «ненависть к врагу», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.

Старинная мудрость напоминает нам: «Человек, не знающий своего прошлого, не знает ничего». Невозможно вырастить настоящего патриота без знания истории. Как и без знания традиций своего народа нельзя воспитать настоящего человека, любящего своих родителей, свой дом, свою страну, с уважением относящегося к другим народам.

Вашему вниманию представляю мастер-класс – «Военные письма»

Ученик

Я не видел войны, я родился значительно позже.

Я ее проходил и читал про нее с детских лет,

Сколько книг про войну, где как будто всё очень похоже,

Только самого главного нет…

Только, слышишь, звучит, пробивает из стен Ленинграда

Тихо-тихо поет и в тебе, и во мне, и вокруг.

Может быть, о войне слишком громко и рьяно не надо,

Чтобы ревом фанфар не спугнуть, не убить этот звук.

Ученик

Память, память, за собою позови

В те далёкие промчавшиеся дни.

Ты друзей моих погибших оживи,

А друзьям живущим молодость верни.

Память, память, ты же можешь, ты должна

На мгновенье эти стрелки повернуть,

Я хочу не просто вспомнить имена,

Я хочу своим друзьям в глаза взглянуть.

Учитель

75 лет назад  9 мая прогремел салют в честь победы в Великой Отечественной войне 1941-1945гг, но отзвуки той войны до сих пор живут в каждом сердце. Нет такой семьи, которую не затронула бы война. Там ждали писем с фронта. Маленькие желтые треугольнички были залогом того, что приславший их: муж, сын, брат, любимый – жив и здоров, а значит, есть надежда увидеть его живым.

Письма военных лет…  Они хранят память о тех днях. В них было все: короткие, скупые рассказы о войне и стихи, фотографии, если была возможность сняться у фронтового фотографа, и вырезки из фронтовых газет, слова любви к близким, в них была заключена на тот момент - жизнь!

Солдатские письма… Каким спасением были они во время войны, долетевшие весточкой до наших дней, словно привет из далекой военной поры. Написанные под свист пуль, они предельно искренни и тем дороже для нас. Сколько радости приносил в семьи долгожданный, втрое сложенный тетрадный листок, в котором иногда всего два слова: «Я жив». К сожалению, часто случалось и по-другому.

Ученик

Это завещания погибших героев живым. Это голоса, которым никогда не умолкнуть, как бы далеко ни отодвинулось время. Это неиссякаемый источник мужества и веры в будущее. Это написанная кровью солдат история войны. Она обходится без карт и схем, без сводок и больших чисел. И своеобразие её в том, что проходит она через сердце человека.

Ученик

Это история, написанная бойцами в окопах и землянках, которая даёт конечную, победную формулу всей войны. Она символ и залог будущей победы, которую надо ещё добыть ценою жертв и длительной борьбы, однако победа эта уже прочитывается в сердце героя, в его твёрдости и непобедимости.

Ученик

О чём могли писать солдаты с фронта в своих письмах?

Ученик ((Подходит к столу, берёт треугольник, разворачивает его) 4 августа 1941 года младший лейтенант Алексей Ковалёв написал в письме домой стихи.

Этот ветер – бродяга отчаянный твою песню сумел донести.

Песня тронула сердце нечаянно, а у парня – приказ на груди.

Да, родная, теперь не до радости, не до малых душевных тревог,

Ради нашего общего счастья выполняем свой воинский долг.

Когда небо рокочет моторами, когда пушки ведут разговор,

Нужно всем и всегда быть готовыми воевать за родимый простор.

Вот окончим свинцовые вьюги, отгремит боевая гроза –

Снова нежно обнимем друг друга, снова нежно посмотрим в глаза.

Ну а если в живых не останемся, пусть другие долюбят за нас.

С нашей жизнью недаром расстанемся в этот грозный для Родины час.

Ученик

Письмо танкиста Александра Голикова жене. 28 июня 1941 года (разворачивает треугольник, читает)

«Милая Танечка! Я не знаю, прочтёшь ли ты когда-нибудь эти строчки? Но я твёрдо знаю, что это моё последнее письмо. Сейчас идёт бой, жаркий, смертельный. Наш танк подбит. Кругом нас фашисты. Весь день отбиваем атаки. Улица усеяна трупами. Когда наш танк впервые встретился с врагом, я бил по нему из орудия, косил пулемётным огнём, чтобы больше уничтожить фашистов и приблизить конец войны, чтобы скорее увидеть тебя, мою дорогую. Но мои мечты не сбылись. Танк содрогается от вражеских ударов, но мы пока живы. Снарядов нет, патроны на исходе. Сквозь пробоины танка я вижу улицу, зелёные деревья, цветы в саду. У вас, оставшихся в живых, после войны жизнь будет такая же яркая, красочная, как эти цветы, и счастливая. За неё умереть не страшно».

Ученик

Письмо Александра Голикова было опубликовано в газете «Красная звезда» уже после войны. Он и его товарищ Павел Абрамов погибли в том бою 28 июня 1941 года. Их похоронили местные жители.

Ученик (читает письмо)

“…нас осталось мало. К вечеру подойдет подкрепление, а до вечера будем драться до последней капли крови, но врагу своей позиции не отдадим. Береги сына”.

Ученик (читает письмо)

“…был на передовой. Излазил ее, а потом на шинели насчитал 50 пулевых дыр. Но не отлили той пули, которая сразила бы меня. Обо мне, мама, не беспокойся, я вернусь!”

Учитель

Письма на фронт! Их с нетерпением ждали солдаты. Письма из далекого дома согревали их сердца. В затишье между боями фронтовики читали и перечитывали строки, написанные дорогим и близким человеком, вспоминая своих жен, любимых...  

 “Я вернусь”, “Жди меня” – этими словами часто завершались послания к родным. В них, в этих словах, были и надежда, и заклинание, и вера в победу жизни над смертью. Мысль о том, что дома любят и ждут, согревала, придавала решимости идти в бой, защищать Родину.

Ученик (читает стихотворение К. Симонова «Жди меня» на фоне музыки «Вечная любовь»

            Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди.

Жди, когда наводят грусть

Жёлтые дожди.

Жди, когда снега метут,

Жди, когда жара.

Жди, когда других не ждут,

Позабыв вчера.

Жди, когда из дальних мест

Писем не придёт,  

Жди, когда уж надоест

Всем, кто вместе ждёт.

Жди меня, и я вернусь,

Не желай добра

Всем, кто знает наизусть,

Что забыть пора.

Пусть поверят сын и мать

В то, что нет меня.

Пусть друзья устанут ждать.

Сядут у огня,

Выпьют горькое вино

На помин души…

Жди. И с ними заодно

Выпить не спеши.

Жди меня, и я вернусь

Всем смертям назло.

Кто не ждал меня, тот пусть

Скажет – Повезло. –

Не понять не ждавшим им,

Как среди огня

Ожиданием своим ты спасла меня.

Как я выжил, будем знать

Только мы с тобой, -

Просто ты умела ждать,

Как никто другой.

Ученица

Я буду ждать! Так ждать, чтоб даже память вымерла,

Чтоб стал непроходимым день,

Чтоб умирать при милом имени и догонять чужую тень,

Чтоб не довериться и зеркалу, чтоб от подушки утаить,

Чтоб свет своей любви и верности зарыть, запрятать, затемнить,

Чтоб пальцы невзначай не хрустнули, чтоб вздох и тот зажать в руке,

Чтоб, даже мёртвый, он почувствовал горячий ветер на щеке.

Предлагаю написать Вам письмо из фронта на этом голубе (зал пишет и в это время  «Любовь матери» - Кайль Вероника.

Ученик

«Пропал без вести…», «Пал смертью храбрых…», «Ваш сын…», «Ваш муж», «Ваш отец…» Бесконечной вереницей шли с фронта «похоронки». Они обжигали сердца, одевали женщин в траур, оставляли детей сиротами.

Ученик

Когда я вижу, как убитый сосед мой падает в бою,

Не помню я его обиды, я помню про его семью.

Мне представляется невольно его обманутый уют…

Он мёртв уже. Ему не больно, а их ещё письмом убьют.

Ученик

Точно такие же «похоронки» получили жители нашего города много лет назад. В память о тех, кто остался там, на поле боя, кто только в строках письма мог почувствовать любовь к своей семье, любимой женщине, кто уже никогда не обнимет их, не прижмёт к своему сердцу, объявляется минута молчания.

Ученик

А некоторые матери получили за годы войны не по одной похоронке. В 1976 году газета «Комсомольская правда» рассказала о судьбе семьи Степановых. Письма с фронта в станицу Днепропетровскую на Кубанщине приходили часто: семерых сыновей проводила мать в разное время на фронт.

Ученик

 Вот одно из писем Героя Советского Союза Александра Степанова матери. Ноябрь 1942 года. «Мама, почему Вы тоскуете о нас? Наоборот, Вам надо гордиться тем, что у Вас столько сыновей на фронте с оружием в руках защищают любимую Родину. Скоро, мама, мы возвратимся домой с победой. А если суждено будет нам погибнуть, то знайте, что мы погибли за мир, за счастье на земле»

Ученик

С войны мать дождалась только одного сына. Да и то он был весь израненный.

Ученица (в чёрном)

Ой, зачем ты, солнце красное, всё уходишь – не прощаешься?

Ой, зачем с войны безрадостной, сын, не возвращаешься?

Из беды тебя я выручу, прилечу орлицей быстрою.

Отзовись, моя кровиночка! Маленький. Единственный…

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зёрнышко моё. Зорюшка моя. Горюшко моё – где же ты?

Не могу найти дороженьки, чтоб заплакать над могилою.

Не хочу я ничегошеньки – только сына милого.

За лесами моя ластынька. За горами – за громадами…

Если выплаканы глазыньки, сердцем плачут матери.

Белый свет не мил. Изболелась я.

Возвратись, моя надежда!

Зёрнышко моё. Зорюшка моя. Горюшко моё – где же ты?

Чтец

Я как-то на кургане видел гостью:

Сняв с головы темнеющий платок,

С бугра взяла она земли две горсти

И завязала землю в узелок.

Светлел над ней июньский небосклон,

Когда походкой тихой и нестатной

Она прошла мимо берёзок, статуй

И замерла у входа в Пантеон.

Ей мальчик помогал, наверно, внук,

Когда она искала имя сына

В том списке долгом, небывало длинном.

И узелок вдруг выскользнул из рук,

Не вскрикнула она, не разрыдалась

И даже не сказала ничего.

Шагнув к стене, щекою к ней прижалась,

Как будто к лбу сыночка своего…

Потом цветы на мрамор положила,

Ещё взглянула и ещё прочла,

Кулёк конфет мальчишкам раздала.

Стояла долго, голову склоня,

И к выходу усталая пошла.

И с болью той привычной, постоянной,

Став ниже ростом и слабей,

Ещё минуту тихо постояла

У памятника матери, себе.

Работа с залом – давайте с вами окунемся в те страшные военные годы (из зала нужно 6 человек) – играют военные песни.

1: У нас у всех было одно желание: только на фронт! Пошли мы в военкомат, а нам говорят: " Подрастите девочки, вам ещё рано на фронт…" Нам по 16-ть лет было. Но я добилась своего, меня взяли. Мама потом несколько дней сторожила на станции, когда нас повезут. Увидела, как мы шли уже к составу, передала мне какую-то еду и упала в обморок.

 2: Выстроили нас по росту, я самая маленькая. Командир идёт, смотрит. Подходит ко мне: "Это что за Дюймовочка? Что ты на фронте будешь делать? Может, вернёшься к маме, подрастёшь?" А мамы у меня уже не было…

 

3: Нам перед отправкой на фронт, помню, два часа дали на сборы. Так я побежала в магазин, накупила конфет, какие ещё были, набила ими чемодан, да ещё положила фотографии родных. С этим чемоданом и отправилась на фронт.

 

4: А я взяла с собой любимую юбку, две пары носков и туфли, изящные такие, на каблуке. А ещё духи взяла. Думала, ненадолго еду, война быстро кончится.

5: Только что пришла с передовой, мокрая, замёрзшая и злая,

А в землянке нет никого, и, конечно, печка затухает.

Так устала – руки не поднять; не до дров – согреюсь под шинелью.

Прилегла, но слышу, что опять по окопам нашим бьют шрапнелью.

Из землянки выбегаю в ночь, а навстречу мне рванулось пламя.

Мне навстречу – те, кому помочь я должна спокойными руками.

И за то, что снова до утра смерть ползти со мною будет рядом,

Мимоходом: «Молодец, сестра!» - крикнут мне товарищи в награду.

Да ещё сияющий комбат руки мне протянет после боя:

«Старшина, родная, как я рад, что опять осталась ты живою»

6: После карантина, перед принятием присяги, старшина привез обмундирование: шинели, пилотки, гимнастерки, юбки и американские тяжелые ботинки с металлическими подковами во весь каблук и на носках. В роте по своему росту и комплекции я оказалась самой маленькой, рост 153 сантиметра, обувь 34 размера, и, естественно, военной промышленностью такие размеры не шились. Мне достались ботинки 42 размера, надевала и снимала их, не расшнуровывая, прямо через голенище, тяжелые, и я в них ходила, волоча ноги по земле.

От моего строевого шага по каменной мостовой высекались искры, и ходьба была похожа на что угодно, кроме строевого шага. Командир увидел, как я иду, вызвал меня:

- Смирнова, как ты ходишь строевым? Что, тебя не учили, почему ты не поднимаешь ноги? Объявляю три наряда вне очереди…

Я ответила:

- Есть, товарищ старший лейтенант, три наряда вне очереди! – повернулась, чтоб идти, и ботинки остались на полу, ноги были в кровь стерты голенищами.

Тогда и выяснилось, что ходить по-другому я уже не могла. Ротному сапожнику Паршину дали приказ сшить мне сапоги из старой плащ-палатки, тридцать шестого размера.

Рефлексия: Через такие уроки учащиеся воспринимают окружающую его действительность эмоционально, и патриотические чувства у него проявляются в чувстве гордости за свой народ, за историю своей страны. Именно эти чувства и должен воспитывать педагог у детей.

Солдаты отгремевшей войны… Трудно найти слова, достойные того подвига, что они совершили. Судьбы их не измерить привычной мерой, и жить им вечно - в благодарной памяти народной, в цветах, в весеннем сиянии берёзок, в первых шагах детей по той земле, которую они отстояли.