Выступление

Полезное выступление

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 13_maya_konferentsiya.docx40.7 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое применение современных требований к результатам обучения и освоения содержания курса по истории

Автор: учитель истории и обществознания

МБОУ «Школа № 3» г. о. Самара

Хлевная Надежда Александровна

Учитель всегда невольно  стремится к тому,

чтобы выбрать самый для себя удобный способ преподавания.

Чем способ преподавания удобнее для учителя,

тем он не удобнее для учеников.

Только тот образ преподавания верен,

которым довольны ученики.

Л. Н. Толстой

Учитель – человек, который не просто обучает и воспитывает подрастающее поколение, вкладывая всю душу, передавая опыт,  но и сам учится всю жизнь. И эта истина как никогда актуальна для сегодняшних дней. Меняется мир, меняются люди, меняются образовательные технологии и стандарты образования. В связи с этими изменениями в разных областях нашей жизни, учителю приходится подстраиваться под все условия современного общества, создавая атмосферу для учеников таким образом, чтобы каждый чувствовал себя социально - значимой единицей общества. Кроме того,  учитель должен всегда находиться в состоянии поиска новых методов, которые помогают создать благоприятную атмосферу на уроке.  

Историческое образование играет важную роль в образовательно-воспитательном процессе, способствуя формированию гражданско-патриотических качеств личности учащихся, их общекультурному развитию и социализации посредством приобщения к национальным и мировым культурно-историческим традициям.  
     В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающихся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания о процессе становления и развития государственности в России, об исторически сложившихся культурно-национальных традициях и историческом пути народов России важны не только и не столько для формирования знаний о прошлом страны, сколько для понимания происходящих в ней современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.
  Изучая историю, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.
При изучении истории учащиеся должны научиться систематизировать знания об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации.
При этом мы, учителя, должны ориентироваться, прежде всего, на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззрения и ценностных ориентации.
Считаю, что историческое образование должно способствовать формированию систематизированных знаний об историческом прошлом, обогащению социального опыта учащихся при изучении и обсуждении исторически возникших и существующих в настоящее время форм человеческого взаимодействия.
Особое внимание, при преподавании истории, следует уделять развитию способности учащихся понимать историческую логику общественных процессов, специфику возникновения и развития различных мировоззренческих, ценностно-мотивационных, социальных систем в прошлом и настоящем. Тем самым процесс изучения истории должен оказывать особую роль на самоидентификацию подростка, осознания им себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного сообщества. Необходимо работать над формированием возможности критического восприятия окружающей социальной реальности, определении собственной позиции по отношению к различным явлениям общественной жизни, осознанному моделированию собственных действий в тех или иных ситуациях.
  Развивающий потенциал системы исторического образования связан с переходом от изучения фактов к их осмыслению и сравнительно-историческому анализу, а на этой основе - к развитию исторического мышления учащихся. Особое значение следует придавать развитию навыков поиска информации, работы с ее различными типами, объяснения и оценивания исторических фактов и явлений, определению учащимися собственного отношения к наиболее значительным событиям и личностям в истории России и всеобщей истории. Таким образом, качество исторического образования связано не только с усвоением все большего количества информации и способностью воспроизводить изученный материал, а с овладением навыками анализа, объяснения, оценки исторических явлений, развитием их коммуникативной культуры учащихся.
  В своей практике я стараюсь, чтобы уроки истории были направлены на глубокое ознакомление учащихся с социокультурным опытом человечества, исторически сложившимися мировоззренческими системами, ролью России во всемирно-историческом процессе, формировали у учащихся способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира.
   В своей деятельности я стараюсь использовать межпредметные связи: например,  в рамках социально-экономического профиля в 10 классе  в первом полугодии
читаю элективный курс «История экономики», в рамках естественнонаучных профилей – во втором полугодии курс «История науки и техники».

Также принципиально важны межпредметные связи с курсом обществознания, где предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся.

     В настоящее время образовательно-воспитательные и развивающие цели изучения истории тесно связаны со стратегией модернизации нашего российского образования. Они ориентированы не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Структура целей изучения истории предполагает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны:

  • воспитание гражданственности,  национальной   идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на  основе   осмысления   ими   исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
  • развитие способности понимать историческую обусловленность   явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию, по отношению к окружающей   реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
  • освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
  • овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
  • формирование исторического мышления - способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.

   Названные цели связаны с реализацией личностно - ориентированного, деятельностного, практико - ориентированного подходов. Личностная ориентация образовательного процесса предполагает приоритет воспитательных и развивающих целей исторического образования. История не только открывает перед школьником картины прошлого, но и наглядно показывает взаимосвязь поколений, роль исторического наследия в современной жизни. Способность понимать причины и логику развития исторических процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных, этнонациональных, конфессиональных систем, существующих в современном мире. Тем самым формируется готовность к конструктивному взаимодействию с людьми разных убеждений, ценностных ориентации и социального положения. Личностная самоидентификация подростков оказывается тесно взаимосвязана с восприятием национальных культурных и исторических традиций.

   Деятельностный и практико-ориентированный подходы отражают стратегию современной образовательной политики, необходимость формирования человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Молодому человеку предстоит жить в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к инновациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми разных воззрений и ценностных ориентации. Мы, учителя, должны ориентироваться не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации.

   Результатом изучения истории в школе по современным требованиям ФГОС является развитие у учащихся широкого круга компетентностей - социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной. К важнейшим личностным результатам изучения истории в основной школе относятся следующие убеждения и качества:

  • осознание своей идентичности как гражданина страны, члена семьи, этнической и религиозной группы, локальной и региональной общности;
  • освоение гуманистических традиций и ценностей современного общества, уважение прав и свобод человека;
  • осмысление социально-нравственного опыта предшествующих поколений, способность к определению своей позиции и ответственному поведению в современном обществе;
  • понимание культурного многообразия мира, уважение к культуре своего и других народов, толерантность.

   Метапредметные результаты изучения истории в школе выражаются в следующих качествах:

  • способность сознательно организовывать и регулировать свою деятельность — учебную, общественную;
  • владение умениями работать с учебной и внешкольной информацией (анализировать и обобщать факты, составлять простой и развернутый план, тезисы, конспект, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации, в том числе материалы на электронных носителях;
  • способность решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, эссе, презентация, реферат);
  • готовность к сотрудничеству с соучениками, коллективной работе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении.

Предметные результаты изучения истории включают:

  • овладение целостными представлениями об историческом пути народов своей страны и человечества как необходимой основой для миропонимания и познания современного общества;
  • способность применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности;
  • умения изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников, раскрывая ее социальную принадлежность и познавательную ценность;
  • расширение опыта оценочной деятельности на основе осмысления жизни и деяний личностей и народов в истории своей страны и человечества в целом;
  • готовность применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников своей страны и мира.

Предполагается, что в результате изучения истории в школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических  событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие   явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Из опыта работы

    На уроках я использую проектный метод обучения, в частности на элективных курсах в 10-11 классах.  Что такое проект? С точки зрения учителя это задание, сформулированное в виде проблемы; целенаправленная деятельность учащихся и результат деятельности как найденный ими способ решения проблемы; это средство развития, обучения и воспитания учащихся. С точки зрения учащихся это возможность сделать что-то интересное самостоятельно; это деятельность, позволяющая, проявить себя, приложить свои знания, показать достигнутый результат.

   В чем я вижу преимущества метода проектов:

•        он дает возможность организовать учебную деятельность, соблюдая разумный баланс между теорией и практикой;

•        успешно интегрируется в образовательный процесс;

•        обеспечивает не только интеллектуальное, но и нравственное развитие детей, их самостоятельность, активность;

•        позволяет приобретать опыт социального взаимодействия, сплачивает детей, развивает коммуникативность.

   Также, в основе метода лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие творческого мышления.

   Благодаря игре «Bissnes – Wars» я успешно

Разбираю с учащимися  9 по списку из трудных вопросов истории: «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований» , при этом применяя метод -  кейс. Кейс – это пакет заданий, индивидуальных или групповых, они очерчивают реальную проблему, которая не имеет единственного и очевидного решения. Для поисков оригинального выхода ученик должен проанализировать историческую ситуацию или источник, используя знания, предложить решения и обосновать выбор именно этих вариантов. Применение кейс-метода позволяет развивать навыки работы с разнообразными источниками информации. Процесс решения проблемы, изложенной в кейсе – творческий процесс познания, подразумевающий развитие познавательной деятельности.

Или 1 вопрос: «Образование Древнерусского государства и роль варягов в этом процессе»

4 роль Ивана IV Грозного в российской истории;

5  попытки ограничения власти главы государства в период Смуты и в эпоху дворцовых переворотов, возможные причины неудач этих попыток; 

11) оценка внутренней политики Александра I, Николая I, Александра II, Александра III;

     При подготовке учащихся к ЕГЭ необходимо использовать метод оценивания знаний – контекстная задача. Это задача мотивационного характера, в условии которой описана конкретная историческая ситуация, коррелирующая с имеющимся социокультурным опытом учащихся (известное, данное); требованием (неизвестным), задачи является анализ, осмысление и объяснение этой ситуации или выбор способа действия в ней, а результатом решения задачи является встреча с учебной проблемой и осознание ее личностной значимости. Однако практика показывает, что учащиеся часто не испытывают интереса к предмету история, считают изучаемый материал сложным и мало полезным им для практической жизни. В этой связи важно показать прикладное значение получаемых знаний, которые не только сформируют предметную область знаний, но и позволят развить его личностные качества.

      В настоящее время передо мной, стоит задача - мотивировать учащихся на проявление инициативы и самостоятельности. На своих уроках я организую  их самостоятельную деятельность, в которой каждый мог бы реализовать свои способности и интересы. Фактически создаю условия, в которых становится возможным выработка каждым учащимся определенных компетенций на уровне развития его интеллектуальных и прочих способностей.


Приложение № 1


Основные требования к организации урока

1.    Точное и творческое выполнение программно-методических требований к уроку; грамотное определение типа урока, его места в разделе, курсе, системе внутри курсовых связей, соответствие педагогического замысла задачам урока.
2.    Продумывание и решение в единстве задач образования, воспитания, развития интеллекта,     внимания, восприятия,     памяти,     мышления,     воображения,     речи, эмоционально-волевой сферы школьников.
3.    Научность  знаний:  содержание  учебного  материала должно  соответствовать требованиям и достижениям современной исторической науки.
4.    Достижение более сбалансированного объёма содержания. Выделение важнейших доминирующих задач урока их конкретизация с учётом особенностей и возможностей коллектива.
5.    Ориентация учеников на анализ и личностное осмысление исторических фактов и явлений.
6.    Концентрация внимания учащихся на усвоении важнейших научных понятий, теоретических       положений,      закономерностей,       мировоззренческих,       ведущих воспитательных идей учебного материала.
7.    Обеспечение   тесной   и   органической   связи   содержания   урока   с   жизнью, потребностями общества, личным жизненным опытом и интересами школьников.
8.    Использование межпредметных связей с целью формирования целостной научной картины мира и в интересах экономии времени.
9.    Выбор рациональной структуры и темпа проведения урока, обеспечивающих успешное решение поставленных задач и экономное использование времени урока.
10.    Соответствие типа урока средствам и методам.
11.    Учет реальных учебных возможностей учащихся разных возрастов, классов, уровня   их   воспитанности,   уровня   форсированности   классного   коллектива,   учет интересов,  склонностей,  потребностей и  запросов  учащихся;  целенаправленность  в ликвидации пробелов в знаниях.
12.    Обеспечение  практической  и  профориентационной  направленности  учебного процесса, создание реальных возможностей применения учащимися полученных знаний, умений и навыков, не допуская формального усвоения теоретических сведений.
13.    Использования   на   уроке   оптимального   сочетания   словесных,   наглядных   и практических, репродуктивных и проблемно-поисковых методов обучения.
14.    Создание    учителем    условий    для    формирования    у    учащихся    учебно-исследовательских, проектировочных коммуникативных умений.
15.    Использование учителем способов и приёмов,  направленных на формирование и развитие познавательной активности в работе с историческими источниками
16.    Сочетание     фронтальных     форм     работы     на    уроке     с     групповыми     и индивидуальными,   стремление   к   организации   учебного   труда   как   коллективной деятельности.
17.    Организация контроля и оценки знаний, умений и навыков учащихся.
18.    Единство деятельности учителя и учащихся, уважение к личности школьника, опора в работе на классный коллектив.
19.    Оснащение    кабинета   истории    в    соответствии    с    требованиями    научно-технического прогресса и современного УМК.
20.    Соблюдение благоприятных для работы на уроке гигиенических и эстетических условий.
21.    Определение содержания и объема домашних заданий с учетом имеющегося времени,  не  допуская  перегрузки  учащихся;  при  необходимости  комментирование смысла и рациональной методики выполнения заданий; стремление к тому, чтобы обучение осуществлялось преимущественно на уроке, а объем домашней работы там, где это возможно, сокращается.

Приложение № 2

Структура (примерный план описания жизни и деятельности исторических лиц)

1.        Годы жизни или правления.

2.        Краткая биография.

3.        Основные действия, взгляды, решаемые проблемы.

4.        Предшественники и последователи, положения, которые показывают сходства и различия взглядов.

5.        Историческое значение данной личности.

6.        Характеристика исторической эпохи, в которой действовала эта личность.

Приложение № 3

Схема примерного построения альтернативного вопроса

Он (она):

– открыл…

– считал…

– разработал…

– продолжил…

– опроверг…

– доказал…

– высказал предположение…

– опирался на ….

– является сторонником…

Приложение № 4

Памятка-алгоритм для характеристики исторической личности

1.        Исторические условия, в которых происходит деятельность личности.

2.        Задачи, которые стремится решить исторический деятель, и методы их решения.

3.        Интересы какого класса выражает исторический деятель?

4.        Значение его личных качеств.

5.        Оценка результатов деятельности исторической личности.

Приложение № 5

Памятка – алгоритм по требованиям к качеству речи

1.        Содержательность, т.е. правильное, глубокое, полное, конкретное освещение темы.

2.        Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами и формулирование выводов.

3.        Богатство речи: образное и яркое выражение мыслей и чувств путем использования различных языковых средств.

4.        Правильность и чистота речи.

5.        Овладение стилем изложения, исторической терминологией.

6.        Использование лексики, позволяющей характеризовать историческую эпоху.

Приложение № 6

Памятка – алгоритм по формированию умения доказывать

1.        Доказательство состоит из аргумента, рассуждения и вывода.

1.        Проанализируй задание, уясни, что требуется доказать.

2.        Определи вывод, который должен вытекать из доказательства.

3.        Определи источник, каким будешь пользоваться для аргументации своих выводов.

4.        Выдели существенные факты, подтверждающие твой вывод и систематизируй их.

5.        Логично выстрой свои доказательства, свяжи их с выводом.

6.        Выясни, все ли аргументы исчерпаны.

Приложение № 7

Критерии оценки сообщений учащихся

1.        Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы.

2.        Логичность: последовательность изложения, обоснование теоретических положений фактами или обобщение фактов и формулирование выводов.

3.        Концептуальность изложения: рассмотрены ли различные точки зрения, выражено ли свое отношение.

4.        Риторика: лаконичность, образное выражение мыслей и чувств, путем использования различных языковых средств, владение исторической терминологией.


Например, 9 по списку из трудных вопросов истории: «Причины, особенности, последствия и цена петровских преобразований»