Участие войск НКВД СССР в Великой Отечественной войне (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, 29 апреля 2020 г

Аниканова Наталья Геннадьевна

Участие войск НКВД СССР в Великой Отечественной войне (к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне): сборник материалов межвузовской научно-практической конференции, 29 апреля 2020 г. / под общ. ред. В.Ф Купавского; Пермский военный институт войск национальной гвардии / Научно-исследовательский и редакционно-издательский отдел. – Пермь: ПВИ войск национальной гвардии, 2020. – 281 с. Сборник подготовлен по результатам межвузовской научно-практической конференции, проведѐнной в Пермском военном институте войск национальной гвардии, включает научные статьи, тезисы докладов, исторические обзоры, посвящѐнные войскам НКВД СССР и их роли в Победе советского народа в Великой Отечественной войне. Издание постатейно размещено в научной электронной библиотеке elibrary.ru и зарегистрировано в наукометрической базе РИНЦ (Российский индекс научного цитирования) по договору № 2602-09/2015К от 24 сентября 2015 г. Тексты статей приводятся в авторской редакции. УДК 355/359 ББК 63.3 (0) 62

Аниканов М.В., Аниканова Н.Г. Боевой опыт выполнения войсками НКВД СССР служебно-боевых задач по охране тыла действующей армии во втором периоде Великой Отечественной войны……………………………………………….………. 37

Скачать:


Предварительный просмотр:

УДК

ОПЫТ ВЫПОЛНЕНИЯ ВОЙСКАМИ НКВД СЛУЖЕБНО-БОЕВЫХ ЗАДАЧ ПО ОХРАНЕ ТЫЛА ДЕЙСТВУЮЩЕЙ АРМИИ ВО ВТОРОМ ПЕРИОДЕ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ

Аниканов М. В., полковник, доцент кафедры огневой подготовки (кандидат педагогических наук).

Электронный адрес: anika-maxim@yandex.ru.

Санкт-Петербургский военный ордена Жукова институт войск национальной гвардии Российской Федерации, г. Санкт-Петербург.

Аниканова Н. Г., учитель, методист.

Электронный адрес: anika-natalya@yandex.ru

  1. Частное общеобразовательное учреждение «Частная школа Центр Обучения Детей и Взрослых» г. Санкт-Петербург.

В предлагаемой статье рассмотрены особенности выполнения войсками НКВД служебно-боевых задач по охране тыла действующей Красной армии во втором периоде Великой Отечественной войны. В статье представлен боевой опыт и примеры героизма военнослужащих войск НКВД в период проведения советскими войсками наступательных операций по освобождению от немецких захватчиков территории Советского Союза.  

Ключевые слова: Великая Отечественная война; войска НКВД; наступательные операции; фронт; тыл; агентурные и оперативные мероприятия; поиск; служебно-боевые задачи; боевые действия; Красная армия.

Обстановка в оперативном тылу действующей Красной армии в период наступательных операций Красной армии (с ноября 1942 г.) характеризовалась резким ростом разведывательной, диверсионной и другой подрывной деятельности немецкой разведки. Всего в 1943 г. на советско-германском фронте действовало более 130 различных разведывательных органов противника, функционировало 60 специальных школ по подготовке агентов [1]. Каждые 2—3 месяца эти школы выпускали до полутора тысяч шпионов и диверсантов.

К этому следует добавить большое количество агентуры, завербованной разведкой противника на оккупированной территории и оставляемой для выполнения различных задач в тылу наступающих советских войск. Помимо этого в качестве агентуры использовались бывшие военнопленные и мирные жители, угнанные оккупантами на работы и возвращавшиеся после освобождения советскими войсками к прежним местам своего жительства.

Следует отметить, что основная масса агентуры забрасывалась не в глубокий тыл, как это имело место в начале войны, а непосредственно в зону боевых действий Красной армии. Так, если в 1941 г. в зоне боевых действий было разоблачено 55% общего количества выявленной гитлеровской агентуры, а в 1942 г. — 54%, то в конце 1943 г. уже 63% [2].

Состав и экипировка таких групп были самыми различными, зависевшими от поставленной задачи и способа переброски через линию фронта. Группы, перебрасываемые по воздуху, насчитывали обычно от 2 до 10 человек, пешим порядком от 10 до 30 человек. Состав отрядов насчитывал 50—100 человек, а иногда и более. Так, из 35 диверсионноразведывательных отрядов, переброшенных противником в тыл Карельского фронта, пять имели всего по 2—10 человек. Эти группы забрасывались в советский тыл на самолетах. 29 групп имели численность 15—100 человек, они переходили через линию фронта пешим порядком, используя промежутки в боевых порядках советских войск.

В период подготовки и проведения крупных наступательных операций Красной армии железные дороги являлись важнейшим объектом диверсионных действий противника. Например, в период подготовки наступления Северо-Западного фронта в целях ликвидации Демянской группировки противника в тыл Красной армии было заброшено большое количество ДРГ и отдельных агентов, основное внимание которых было сосредоточено на железных дорогах Бологое — Старая Русса, Бологое — Торопец, с задачей прервать переброску советских войск в район Демянского плацдарма, разведать их численность, состав, предполагаемый характер действий. Только в ноябре 1942 г. в тылу Северо-Западного фронта было ликвидировано около 200 диверсантов, однако некоторым из них удалось выполнить поставленные боевые задачи [3].

Действия войск НКВД по поиску и ликвидации ДРГ противника включали в себя агентурные, оперативные мероприятия, войсковые действия и сводились к основной схеме: поиск — блокирование — бой. Успех действий зависел от своевременности получения данных о районах нахождения противника. Принятия грамотного решения, быстрого сосредоточения необходимых сил и средств в районе действий, активности и решительности при проведении поиска и боя с обнаруженным противником.

В подтверждение можно привести пример действий 175-го отдельного пограничного батальона в тылу Карельского фронта. Финский диверсионный отряд в количестве 96 человек 8 марта 1943 г. вышел в тыл советских войск. Он имел задачу уничтожить советские суда, находившиеся в устье реки Водла. Диверсионный отряд был подобран из физически крепких военнослужащих, которые перед выполнением задания прошли полуторамесячную подготовку.

На пути вероятного движения отряда были выставлены засады. 10 марта 1943 г. группа пограничников в составе 10 человек обошла диверсионный отряд противника с фланга, нанесла ему удар, в результате чего было убито 6 диверсантов. Отряд изменил направление движения в сторону острова Васильева, где была выставлена одна из засад. Подпустив врага на расстояние 50—60 метров, пограничники открыли внезапный огонь. В результате было уничтожено 36 финнов, остальные рассеяны. Организованным преследованием 10—11 марта 1943 г. отряд был уничтожен. Противник потерял 51 человека убитыми, 10 человек были захвачены в плен. Было захвачено 40 автоматов и 40 винтовок [4].

Во втором периоде Великой Отечественной войны деятельность войск НКВД по охране тыла была направлена на обеспечение скрытности подготовки и внезапности начала наступательных операций, быстрейшее наведение порядка на освобожденной от противника территории, на фронтовых и армейских коммуникациях с тем, чтобы обеспечить бесперебойное передвижение по ним войск и материальных средств, необходимых для успешного наступления.

Исходя из этого, войскам НКВД по охране тыла были определены следующие основные служебно-боевые задачи:

выявление, задержание или уничтожение вражеской агентуры, его ДРГ и отрядов;

выявление или уничтожение разрозненных групп и одиночек-солдат и офицеров противника, оставшихся в тылу Красной армии;

задержание предателей, изменников Родины, пособников оккупантов;

изъятие оружия, боеприпасов и военного имущества у местного населения;

осуществление контроля за поддержанием прифронтового режима в населенных пунктах на освобожденной территории и, в необходимых случаях, организация в них временных органов управления;

оказание помощи органам военной автоинспекции в быстрейшем наведении порядка на основных фронтовых и армейских дорогах.

Служба войск НКВД по охране тыла фронта в наступательных операциях строилась таким образом, чтобы охватить действиями те районы, где проходили наиболее активные боевые действия, а также направления вдоль основных фронтовых и армейских коммуникаций.

Поэтому служба стала организовываться не по рубежам, а по важнейшим направлениям. Построение войск осуществлялось по эшелонам. В первом эшелоне действовали пограничные полки, которые передвигались батальонами в указанных им командиром полка полосах вслед за наступавшими соединениям Красной армии.

Во втором эшелоне и резерве действовали остальные силы войск НКВД по охране тыла фронта, которые использовались для усиления полков первого эшелона и несения службы во фронтовом тылу. По мере продвижения войск Красной армии к западной границе СССР количество войск, выделяемых во второй эшелон и резерв, все время возрастало.

Важную роль в борьбе с вражеской разведкой и ее агентурой в ходе наступательных операций играли оперативно-войсковые группы. Так, только в течение января 1943 г. оперативно-войсковыми группами, сформированными из разведчиков, было выявлено и задержано 411 агентов гитлеровской разведки, 65 человек, подозреваемых в шпионаже, 1 602 ставленника и пособника врага, 432 изменника Родины, 469 дезертиров, 13 мародеров, 342 антисоветски настроенных лиц [5].

Две оперативно-войсковые группы, сформированные из офицеров управления войск по охране тыла Западного фронта, переброшенные в сентябре 1943 г. в район г. Смоленска, в городе и его окрестностях в течение 5 суток задержали 96 шпионов, 141 ставленника и пособника врага [6].

Во время наступательных операций Красной армии войска НКВД по охране тыла стали активно привлекаться к действиям по ликвидации остатков подразделений и частей немецкой армии, оказавшихся на освобожденной территории в тылу Красной армии.

Потребовалось много времени для критического переосмысления приобретенного практического опыта, обобщения и передачи его личному составу войск по охране тыла. Большую роль в этом сыграли штаб и политический отдел Главного управления войск НКВД по охране тыла действующей Красной армии, которые с первого дня существования большое внимание уделяли этому вопросу.

Так, всем начальникам войск по охране тыла фронтов было разослано подробное описание действий истребительной группы 2-й заставы 17-го пограничного полка, охранявшего тыл Южного фронта 3—6 апреля 1943 г.

3 апреля 1943 г. начальник 2-й заставы 17-го погранотряда старший лейтенант Евдокимов получил данные о том, что в районе действует диверсионно-разведывательная группа в составе 8 человек, которые при попытке их задержания оказали вооруженное сопротивление. Начальник заставы доложил командиру батальона и принял решение лично в составе 7 пограничников, немедленно выдвинуться в район обнаружения противника для розыска и ликвидации этой группы. Утром 6 апреля, достигнув хутора Дериглазовка, Е.К. Евдокимов заметил на улице группу неизвестных в количестве 13 человек, одетых в форму красноармейцев, часть из которых была вооружена ППШ. Евдокимов укрыл истребительную группу, установив за неизвестными наблюдение, отправив двух военнослужащих для проверки у них документов.

Проверив документы, военнослужащие доложили, что неизвестные имеют на вооружении 4 автомата, 2 винтовки, 5 человек имеют командировочные удостоверения, остальные 8 человек только красноармейские книжки. Начальник заставы сделал вывод, что это и есть группа диверсантов. Для того чтобы не вызывать подозрения, Е.К. Евдокимов решил при сближении с группой противника истребительную группу построить в колонну по два и вести строем. Когда колонна поравняется с группой неизвестных, он первым начнет проверять у них документы, а остальные в это время находиться в готовности к быстрым и решительным действиям. Если неизвестные попытаются оказать вооруженное сопротивление, то их предполагалось немедленно уничтожить. Свой замысел Е.К. Евдокимов разъяснил подчиненным.

Когда пограничники приблизились к группе неизвестных, от нее отделились 5 человек, остальные остались на месте. Поравнявшись с неизвестными, Е.К. Евдокимов подошел к одному из них, у которого в руках не было оружия, потребовал предъявить документы. Заметив, что стоявшие рядом снимают оружие, он схватил их за оружие и одновременно прижал к ним неизвестного, у которого проверял документы. Впоследствии он оказался главарем группы. В этот момент стоявшие рядом военнослужащие обезоружили остальных. Неизвестные оказались немецкими диверсантами, одетыми в форму красноармейцев. Начальник Главного управления войск НКВД по охране тыла действующей Красной армии приказал изучить описание этих действий со всем начальствующим составом до помощника заставы включительно [7].

Новой задачей в деятельности войск НКВД по охране тыла во второй период Великой Отечественной войны стало их участие в крупных акциях по выселению гражданских лиц из прифронтовой полосы. Вопросами выселения в первую очередь занимались местные органы власти. Решение о применении войск принималось Ставкой ВГК. 14 октября 1942 г. Ставка ВГК приняла постановление об увеличении прифронтовой полосы до 25 км и выселении из нее гражданского населения [8].

На фронты были направлены конкретные директивы по этому вопросу за подписью И.В. Сталина и А.М. Василевского: «Гражданское население продолжает оставаться во фронтовом тылу, и противник имеет хорошие возможности для шпионской деятельности. Мирные жители несут ненужные потери от авиации и артобстрела... Установить прифронтовую полосу в 25 км, в которой запретить проживание гражданских лиц… Появляющихся в ней лиц арестовывать и направлять в органы НКВД. Тщательно проверять документы у военнослужащих».

На отселение давался двухнедельный срок. В углу распоряжения рукой И.В. Сталина было написано: «Особо важно, чтобы прифронтовая полоса стала неприступной для шпионов и диверсантов врага» [9].

В некоторых случаях решение о выселении гражданских лиц принималось командованием фронта. Так, согласно постановлению военного совета Ленинградского фронта от 13 октября 1942 г. «О режиме в тылу фронта» подлежали отселению 29 населенных пунктов с населением 4 218 человек [10].

Отселению подвергались сотни тысяч советских людей. Сопоставление дат принятия директив и событий на фронтах позволяет сделать, вывод, что отселение проводилось перед крупными наступательными операциями советских войск. Отселение жителей прифронтовых районов не относилось к репрессиям — это была военная необходимость. Главная цель проводимых мероприятий — пресечь действия агентуры противника в прифронтовой полосе, сохранить в тайне замыслы командования и уменьшить потери среди местного населения.

Всего за период с ноября 1942 г. по декабрь 1943 г. войска НКВД по охране тыла проделали большую работу по обеспечению порядка в прифронтовой полосе, очистке ее от шпионов, диверсантов, дезертиров, мелких групп противника, бандитских формирований. За это время в боях участвовало 20 отдельных частей и 7 батальонов войск НКВД по охране тыла фронтов, которые уничтожили 16 635 гитлеровцев, 22 самолета, 109 танков. 6 бронемашин, 49 орудий, 21 минометную батарею, 101 пулемет, 8 катеров.

Войска  были обучены особенностям несения службы в условиях  фронта и тыла. Была разработана методика организации этой службы. Большую роль, сыграли разведывательные органы в разоблачении вражеской агентуры, добыче ценнейшей информации. В результате искусной работы агентурной разведки удалось внедриться в немецкий разведывательный орган «1-Ц», действовавший на Центральном направлении советско-германского фронта, в витебский аппарат гестапо, в некоторые разведывательные пункты противника. Это помогло выявить 26 разведпунктов, 55 разведшкол, 22 националистических формирования, 1 055 сотрудников разведки, гестапо и их агентов, 827 ставленников и пособников врага.

В то же время вопрос о применении войск НКВД, оказавшихся в зоне боевых действий фронта, не был до конца решен. Он обсуждался на совещании начальников войск по охране тыла фронтов под руководством заместителя наркома внутренних дел по войскам, состоявшемся в марте 1943 г. в Москве. В докладе начальника войск по охране тыла Северо-Западного фронта генерал-майора И.М. Горбатюка отмечалось, что в тыловых районах полосы боевых действий протяженностью 280 км, кроме пограничных полков по охране тыла фронта, расположены три полка оперативных войск НКВД, конвойный полк, полк и батальон войск НКВД по охране железнодорожных сооружений. Несмотря на то, что все части войск находятся в оперативном подчинении начальника войск по охране тыла фронта, оно носит чисто формальный характер. Ни одного распоряжения командиры частей не выполняли без согласования с командирами дивизий, а последние — с центром (войсковыми управлениями).

Всего к концу 1943 г. войска по охране тыла действующей Красной армии состояли из 51 войсковой части, выполнявших служебно-боевые задачи в полосе 12 фронтов и одной отдельной армии [11].

Таким образом, проведение перечисленных и ряда других мероприятий позволило создать эффективную систему борьбы с диверсионно-разведывательной и другой подрывной деятельностью противника в период проведения советскими войсками наступательных операций по освобождению от оккупантов территории Советского Союза.

Библиографический список

1. Сборник справочных материалов МГБ СССР. М., 1952. С. 5

2. Сборник КГБ при СМ СССР. 1970. №1 (45). С. 90.

3. Крылов С.М. Борьба с диверсионно-разведывательными группами и отрядами противника во фронтовой наступательной операции: Дисс. ...канд. воен. наук. ВАФ. 1956. С. 123.

4. Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Документы и материалы. М., 1968. С. 375-376.

5. Бунин С.В. и др. Войска НКВД в Великой Отечественной войне. Том II. Войска НКВД в первый и второй периоды Великой Отечественной войны (1941–1945). М. 2015. С.224.

6. Пограничные войска СССР в Великой Отечественной войне (1941-1945 гг.). С. 330.

7. Пограничные войска в годы Великой Отечественной войны. 1941-1945 гг. Документы и материалы. М., 1968. С. 487-489.

8. Центральный архив министерства обороны Российской Федерации. Ф. 236. Оп. 1727. Д. 3. Л. 143.

9. Журнал «Октябрь». 1989. №8. С. 213.

10. Центральный архив министерства обороны Российской Федерации. Ф. 217. Оп. 1217. Д. 109. Л. 262-263.

11. Бунин С.В. и др. Войска НКВД в Великой Отечественной войне. Том II. Войска НКВД в первый и второй периоды Великой Отечественной войны (1941–1945). М. 2015. С.227-228.

EXPERIENCE IN PERFORMING NKVD SERVICE AND COMBAT TASKS TO PROTECT THE REAR OF THE ACTIVE ARMY IN THE SECOND PERIOD OF THE GREAT PATRIOTIC WAR

Anikanov M. V., Colonel, Associate Professor of Range Practice Department (Ph. D. (Pedagogy)).

E-mail:  anika-maxim@yandex.ru.

Saint-Petersburg military order of Zhukov institute of the National Guard Troops of Russian Federation, Saint-Petersburg.

Anikanova N. G., teacher, Methodist.

E-mail: anika-natalya@yandex.ru.

Private educational institution «Private school Center for teaching children and adults», Saint-Petersburg.

The article deals with the peculiarities of the NKVD troops performing service and combat tasks to protect the rear of the active Red army in the second period of the great Patriotic war. The article presents the combat experience and examples of heroism of the NKVD troops servicemen during the period when the Soviet troops conducted offensive operations to liberate the territory of the Soviet Union from the German invaders.

Keywords:  great Patriotic war;  the NKVD troops;  offensive operations; the frontline; the rear; Agency and operational activities; search; service and combat tasks; combat operations; Red army.