Экскурсионная практика в образовательных программах общеобразовательных школ

Куприянова Ангелина Николаевна

В статье рассмотрен вопрос использования педагогических методик и практик которые могут быть применены в учебных экскурсионных уроках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл istoriya_pedagogiki_turizma.docx34.27 КБ

Предварительный просмотр:

Первые сведения об экскурсионных практиках в русской педагогической литературе появились во второй половины XVIII в. Один из первых организаторов экскурсионной работы с детьми был декабрист И.Д. Якушкин. Будучи в ссылке в Тюменской области, он занимался работой в женской школе и с первых лет ее создания практиковал летние походы и экскурсии со своими воспитанницами, главным образом с целью изучения природы, растительного и животного мира.

Использование подобного опыта распространяется в школьной среде и отразилась в Уставах того времени (1786 и 1804)[1]. Особенно важно обратить внимание на устав 1786г.  В нем воспитание признавалось «единым средством» общественного блага. В городах открывались малые и главные народные училища. Малые училища давали минимальный набор знаний, необходимых для человека. В свою очередь главные училища должны были давать более широкую подготовку на многопредметной основе. Здесь среди форм обучения было рекомендовано проведение экскурсий (прогулок) на природу для детей, экскурсии на мануфактуры, в ремесленные мастерские, на заводы и пр.

 Следующий наиболее значительный этап в развитии педагогики в России Нового времени приходится на вторую половину XIX в. Правительство серьезно занимается перестройкой школьной системы. Это была пора расцвета национальной педагогики. Значительное место в развитии педагогической теории принадлежит П.Ф. Лесгафту (1837-1909гг.)[2]. Именно он один из первых русских ученых, который научно обосновал приоритетность групповых прогулок учащихся на свежем воздухе и заложил педагогическую основу походов выходного дня. Он считал их «очень выгодными как в отношении физического развития, так и в нравственном отношении, ибо такие прогулки могут содействовать сближению молодых людей и установлению между ними хорошего товарищества, что, несомненно, имеет большое нравственное значение. Все физические упражнения в помещении…связаны с многими неблагоприятными условиями: подымается пыль, которая портит воздух, вводимый дыханием в организм… при некоторой тесноте помещения упражнения в беге и подвижные игры почти невозможны, ибо… приходится всем кружиться на небольшом пространстве, это… легко утомляет.  Все эти невыгодные условия отсутствуют при прогулках, понятно, но не по городским улицам, а за городом, в возможно выгодной в гигиеническом отношении местности»[3].

Вместе с реформами образовательной системы во второй половине XIX в. Появляются общества любителей естествознания, имевшего свои организации в Петербурге, Москве, Казани, Екатеринбурге, Тифлисе и других городах России. При московском обществе в 1899г. начинает работу комиссия по организации общеобразовательных экскурсий для учащихся гимназий, коммерческих и реальных училищ, а также школ.

Дискуссии на тему экскурсионных практик активно освещаются в педагогической журналистике: «Русский педагогический вестник», «Журнал для воспитания», «Учитель», «Ясная Поляна» и др. Параллельно открываются исторические памятники, природоведческие ансамбли, музеи, выставки.

Уже в 90-е гг. школьное экскурсионное дело получает поддержку официальных властей, в том числе Министерства народного образования и Синода, стремящихся использовать эту практику как средство морально-религиозного воспитания.

Еще один значимый вклад в развитие русской педагогики внес К.Д. Ушинский. Пропагандируя идею народности, развивая основополагающие науки и дисциплины, Ушинский также считал важным преподавать науки развивающие моральные, физические, эстетические качества человека. Поэтому экскурсионное дело в школах, гимназиях, училищах, университетах должно развиваться, обогащая педагогический процесс.[4]

Мы видим, что с развитием педагогическом мысли развивается экскурсионное дела и туризма. Однако время зарождения туризма в России точно не определено. Большинство исследователей считают началом организованного туризма 1777г., когда В.Герш издал «План предпринимаемого путешествия в чужие края». Он заявил о необходимости «изощрять детский разум не только науками, но и весьма полезно приучать их к добродетели», что возможно через «обращение в свете и полезные путешествия»[5]. В.Герш считал, что путешествия полезны для молодых людей, способствуют их развитию, воспитанию и просвещению.

Однако нужно понимать в этот период организованные туристические поездки были редки. Тем не менее передовые люди в стране пропагандировали такай опыт. Также многие учебные заведения всячески поощряли походы, экскурсии, поездки, горные восхождения. Русская интеллигенция стремилась использовать путешествия для личного роста и изучения как своей Родины, так и зарубежья. Это привело к тому, что стали возникать различные специализированные туристические организации.

Еще одна ключевая роль в развитии воспитания и образования молодежи принадлежит Л.Н. Толстому (1828-1910гг.). Именно он в дидактических указаниях выдвинул принцип учета особенностей ребенка и учета его интереса. Поскольку интересы ребенка состояли в том, чтобы получать развитие, то прогулки по лесу, на берег реки или озера были неотъемлемой частью педагогики Толстого.

Одновременно в этот период на Кавказе, регионе, который еще с античных времен интересовал ученых, исследователей, путешественников, появляются первые туристические организации. А к концу века популярность обретает еще одно направление – Крым. В конце 80-х гг. в Ялте был образован Крымский горный клуб. Благодаря его деятельности большое количество школьников и студентов получили возможность путешествовать по Крыму.

В итоге произошло соединение педагогических идей воспитания и обучение с познавательными концепциями туризма.

Преобразования педагогической сфере продолжаются в начале XXв. На общественное обсуждение выдвинут вопрос о переходе от традиционной школы обучения, дававшей знания, умения, навыки, к школе труда, целью которой была подготовка не только исполнительной, но и инициативной, самостоятельной, всесторонне образованной личности.

Новым в этот период становится развитие политехнической школы обучения, что имело тесную взаимосвязь с совершенствованием школьно-экскурсионного дела, с поездками в те или иные профессиональные учебные заведения и мастерские.

Таким образом в начале XXв. Наблюдается рост интереса к экскурсиям в России у различных слоев населения. Это приводит к созданию при некоторых обществах экскурсионных комиссий. В их компетенцию входило содействие экскурсионным группам и отдельных экскурсантам при знакомстве со столицами и губернскими городами.

В 1908г. была создана экскурсионная комиссия учебного отдела Общества распространения технических знаний. Еще до первой мировой войны, за пять лет активной деятельности комиссия помогла побывать за рубежом около 7000 путешественникам, из которых 4500 были учителя из различных уголков России. Педагогам была посильна оплаты стоимости путешествия, при этом существовала скидка для народных учителей, направляемых в поездки земскими городскими самоуправлениями. Активно посещались такие страны как Япония, Германия, Англия, Италия, Швейцария и Скандинавские страны. Именно эти поездки стали толчком к развитию педагогических идей и продемонстрировали важность и познавательность туристических поездок.

Эти поездки не замедлили дать свои плоды. Они послужили самообразованию и самосовершенствованию педагогов. По мнению П. Ф. Каптерева, историка воспитания и образования, саморазвитие педагогов является крайне важной составляющей всей системы русского образования[6].

Следующей остановкой крупных образовательных перемен явился советский период. Именно в это время сформировалась система воспитания ориентированная на благо общества, которая в первооснову ставила формирование в учащихся нравственно-патриотических императивов.

Очередные перемены пришлись на 20-е гг. Дореволюционная структура школьного образования была практически ликвидирована. Полностью обновились программы обучения, школьная литература, проводилось трудовое обучение и школьное самоуправление. В начале гражданской войны Н.К. Крупской была объявлена кампания по ликвидации безграмотности. К 1930-м гг. сформировалась стабильная школьная система образования. На этот период приходится создание Центральной детской экскурсионно-туристической станции, которая развивала туристическую практику в пионерские лагерях, детских клубах, кружках по месту жительства.

В 1931г. Президиум Центрального Бюро детских коммунистических организаций ЦК ВЛКСМ определил, что руководящим организационно-методическим центром во всесоюзном масштабе является Детская экскурсионно-туристическая станция ЦБ ДКО ЦК ВЛКСМ и Народного комиссариата просвещения РСФСР. А к 1932г. произошло объединение опытно-показательной экскурсионной базы Наркомпроса (Центральное бюро школьных экскурсий) и Народного комиссариата просвещения РСФСР. Это стало сильным толчком на целенаправленную работу по проведению туристических мероприятий массового характера, а вместе с тем подготовке детского и взрослого туристического актива, разработке методических пособий по туризму.

В первые годы советской власти, в условиях восстановления народного хозяйства и набирающей обороты культурной революции происходит реорганизация системы туристической деятельности. Создаются первые учреждения пролетарского туризма, которые стремятся удовлетворить массовую потребность трудящихся на отдых. Первопроходцами в реализации этого дела стали А.М. Закс, А.Б. Бакушинский, Н.А. Гейнике и др. Необходимо отметить, что А.В. Луначарский видел в туризме корни научно-исследовательской и социально значимой деятельности[7].

Одновременно с развитием внутреннего туризма поднимается вопрос о том, что необходимо реализовать интерес иностранных граждан с ходом социалистического строительства в СССР. Не перестает также расти спрос на заграничные выезды советских граждан. Вместе с повышением спроса начинается поиск новых форм организации туризма и экскурсий. В ряде организаций[8] и учебных заведений создаются подразделения, задачей которых становится организация и проведение экскурсий и туристических походом за город.  

В 1919г. В.И. Ленин подписал декрет «О леченых местностях общегосударственного значения». Это способствовало развитию лечебно-оздоровительного направления туристической деятельности. Большую роль в организации таких поездок играли профсоюзы. С этого момента становится очевидным, что вместе с возрастанием интереса к туризму возникает потребность подготовки общественных кадров: экскурсоводов и организаторов туризма. Главполитпросвет берется за создание тематических экскурсий (революционные и производственные тематики). Однако он прекращает свою деятельность в 1930г. К этому времени рост интереса к туристическим поездкам настолько возрос, что теперь затронул студенческую среду. В вузах и рабфаках пропагандируют туризм, некоторые музеи вводят практику тематических школьных и студенческих экскурсий.

В 1924-1928 гг. Наркопрос стал руководителем туристско-экскурсионного дела. Перед только создавшимися бюро экскурсий и туризма ставится задача содействия и организация туристических путешествий в массовом порядке. При бюро создавались краеведческие кружки, секции дальнего и пригородного путешествия и др. Постепенно становится ясно, что туризм является мощным средством повышения общеобразовательного и культурного уровня молодежи. Кроме этого постоянно подчеркивалась оздоровительное значение походов. Государство активно участвует в развитии этой сферы. Это сказывается на результатах: за 1931г. было организовано 3млн. путешествий. Однако с точки зрения педагогического развития сферы туризма наблюдается застой. Это связано с тем, что доктрина официальной власти и педагогического сообщества не совпадала, идеи педагогов 20-х гг. были объявлены вредными.

Рассматривая туристическо-экскурсионное дело в период Великой Отечественной войны нужно говорить о полном его прекращении. Материально-техническая база туризма в районах, временно оккупированных немецко-фашистскими войсками, подверглась разграблению и уничтожению. А в послевоенные годы туристическая деятельность возрождалась крайне медленно из-за процесса остаточного финансирования социальной сферы.

Вторая половина XX в. ознаменовалась активизацией туристической деятельности, появлением новых и развитием ранее зародившихся видов туризма (морской и речной, авиационный,  отдых выходного дня с семьей  и др.). Именно в этот период сами туристы организовывают себе отдых и активно придумывают маршруты путешествий.

Для более организованной работы с туристическими группами в 1958г. создается Бюро международного молодежного туризма «Спутник», которое занимается приемом и отправкой групп за рубеж, а также внутрисоюзными путешествиями. Активно пропагандируется отдых молодёжи в лагерях, на туристических базах.

Ситуация серьезно меняется после распада СССР в 1992 г. Появляется понятие демократизации обучения. Оно подразумевает ряд условий. Среди них равенство членов общества перед учебой, децентрализация управления, открытость и преемственность в системе обучения, право на выбор учебного заведения и др. В 1990-х гг. провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование.

И уже с 1993 г. одним из крупных учебных заведений высшего туристического образования становится Российская международная академия туризма. Она одна из первых получает государственную аккредитацию. Одновременно с весомыми учебными заведениями один за другим появляются неблагонадежные образовательные институты, колледжи и училища. Это есть обратная сторона медали. Именно подобные учебные организации выпускают неквалифицированных специалистов, дискредитируя идею профессиональной подготовки специалистов туристического дела.

Демократизация высшего образования продолжается и в конце XX в. Углубляется дифференциация программ, вводятся различные учебные курсы. Уже на этом этапе предпринимаются попытки уйти от традиционного пятилетнего образования, поделив его на две ступени – бакалавриат и магистратуру. При смене рыночной экономике вузы активно начали заниматься коммерческой деятельностью. Появляются платное высшее образование, различные курсы подготовки, переквалификации специалистов. На этом фоне туристическое образование развивается однобоко, работая только на выездной туризм, практически исчезает социальный туризм как таковой.

Исследования ведущих отечественных и зарубежных ученых в области педагогики туризма убедительно подтверждают, что это важная и нужная раздел педагогической науки в современном мире. При этом именно в практической педагогике туризм выходит на передовые позиции. Эта двойственность является особенностью педагогики туризма.

Непосредственным предметом исследования педагогики туризма воспитание как функция передачи туристам ранее накопленных знаний, кроме этого предмет исследование также выступает педагогическая система туристского образования как средства для передачи новому поколению профессиональных знаний и умений в туристической деятельности.

Первостепенной задачей педагогики туризма является вскрытие закономерностей в области воспитания средствами туризма, туристского образования и обучения, а также управления образовательными и воспитательными системами. Наиболее важными функциями для педагогики туризма является воспитательная и дидактическая.

Несмотря на сравнительную молодость педагогики туризма в нашей стране,  она может быть рассмотрена как система. Научные и методологические особенности системного подхода подробно освещены в трудах Аверьянова А.Н.[9], Афанасьев В.Г.[10] и др.  Кроме вышеуказанных особенностях, согласно теории Берталанфи[11], любую систему отличают системные признаки: целостность – в педагогике туризма таким свойством будет образование, целевая функция –  в туризма она носит социально-корпоративных характер, взаимосвязанность и взаимообусловленность  составляющих систему подсистем и ряд других признаков. Все это доказывает существование туризма в рамках педагогической науки.

Еще одним важным элементом педагогической структуры является взаимодействие педагогической туризма  с другими науками. Более всего педагогика туризма связана с группой дисциплин, субъектом исследования которой выступает человек. Т.е. кроме философии, социологии, истории наиболее близка в этом смысле к человеку психология. Исследования педагогики туризма последних лет говорят о том, что ее методологическое взаимодействие с психологией постоянно растет. Например в педагогических исследованиях туризма успешно применяются психометрические тесты, оценочные шкалы личностных характеристик учащихся, психологическая оценка персонала туристических учреждений и многое другое.

Говоря о современном этапе развития образовательной туристической среды, мы должны понимать, что по-прежнему продолжаем бороться с пережитками старой «среды обитания» туристического дела. Безусловно, развитие туризма – это комплексная работа. Мы затронем проблему нехватки, а порой и полного отсутствия квалифицированных, всесторонне образованных специалистов в этой среде. Именно развитие педагогики и внедрение новых технологий и концепций, при сохранении традиций качества и уровня классического образования в учебно-воспитательном процессе туристического вуза является фундаментом и корнем грамотного подхода к установлению в России прогрессивной туристической отрасли.


[1] Джуринский А.Н. История педагогики: Учеб. Пособие для студентов пед. вузов. М., 1999. С.34.

[2] История педагогики в России. М., 2000. С. 312.

[3] Легстафт П.Ф. Руководство по физическому образованию детей школьного возраста. Избранные труды. М., 1997г. С. 123.

[4] Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии // Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. в 2 т. М., 1990. Т. 1. Стр. 145.

[5] Усыскин Г.С. Очерки истории российского туризма. СПб., 2000. С. 167-168.

[6] Каптерев П.Ф. Педагогический процесс // Избр. пед. соч. М., 1982. С. 401.

[7] Новиков А.М. Профессиональное образование в России. М., 1997. С.32

[8] Одним из первых этой работай занялся внешкольный отдел Народного комиссариата просвещения.

[9] Аверьянов А.Н., Методологическое значение принципа системности в познании мира. М., 1987.

[10] Афанасьев В.Г., Системность и общество. М.,1980.

[11] Берталанфи Людвиг фон - биолог-теоретик, создатель "общей теории систем", выдвинул первую в современной науке обобщённую системную концепцию.